Bondarev Maxim Germanovich
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371496.
Ляшук Алексей Викторович
E-mail: [email protected].
347928, . , . , 2.
Тел.: +78634312016. '
Lyashuk Alexey Viktorovich
E-mail: [email protected].
347928, Taganrog, Chehova St., 2, Russia.
Phone: +78634312016.
УДК 681.3.06:378.1:811.111
B.H. Василовская РЕАЛИЗАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИА И ГИПЕРМЕДИА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Рассмотрены вопросы, связанные с использованием новых информационных технологий, в частности, средств мультимедиа и гипермедиа в процессе обучения студентов ВУЗов иностранному языку. В статье приводятся определения терминам «мультимедиа», «гипермедиа», «гипертекст», «веб-квест», «блог», раскрывается взаимосвязь этих поня-,
, .
Мультимедиа; гипермедиа; гипертекст; новые информационные технологии; Интернет; информационные ресурсы; веб-квест, блог.
V.N. Vasilovskaya REALIZATION OF MULTIMEDIA AND HYPERMEDIA IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING
This article is devoted to the examination of the questions connected with new information technologies(NIT) use, in particular means of multimedia and hypermedia in the process of foreign language training of high schools students. Definitions to terms "multimedia", «hypermedia», «hypertext», «web-quest», «blog» are given in the article, the interrelation of these concepts is explained, practical examples of multimedia technologies use in training are considered. The author focuses on the advantages of NIT integration into education.
Multimedia; hypermedia; hypertext; New information technologies; Internet; information resources; web-quest; blog.
В настоящее время, обсуждая проблемы высшей школы, все больше внимания уделяют вопросу развития и совершенствования навыков самостоятельной работы студентов. Это обусловлено тем, что процент учебного времени, отведенный на аудиторную работу, уменьшается, а на самостоятельную работу - увеличивается. Это, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на качестве образования, поскольку подавляющее большинство абитуриентов оказываются неготовыми к самостоятельной познавательной деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию. С другой стороны, не умея работать самостоятельно, студенты перекладывают большую часть нагрузки на преподавателя, которому приходится при уменьшающемся количестве часов проводить такую же работу, как и ранее, орга-
низовывая дополнительные консультации и занятия. Таким образом, преподаватели вузов сталкиваются с необходимостью обучения студентов навыкам самостоя-. -. , цель работы и способы ее достижения, но он свободен в выборе последовательности своих действий и методов работы. Таким образом, под гибким руководством студент учится работать самостоятельно. Развить в студенте самостоятельность , .
ЕЛ. Пассова, «...языку вообще нельзя обучить, научить, языку можно только научиться» [1]. Очевидно, что при таком подходе, главную роль играет личность студента, его мотивированность, способности и цели.
Проблема отсутствия у студентов навыков самостоятельной работы стоит , , -. , -ветственному студенту для его выполнения приходилось часами сидеть в библиотеке в поисках необходимого материала, или дома искать информацию, используя в качестве источников большое количество книг, то в наше время поиск значи-.
недавно появились в нашей жизни, но уже прочно заняли свои позиции и продолжают стремительно развиваться. Компьютеризированными оказались практически все сферы жизни, вплоть до здравоохранения и образования. Исследователи заинтересовались рассмотрением проблемы применения информационных технологий в обучении иностранным языкам (Азимов Э.Г., Виноградова Е.В., Евдокимова М.Г., Емельянова МЛ., Нелунов АЛ, Петухова А.А., Полат Е.С., Руденко-Моргун О.И., Чепрасова Т.В., Шапошникова Т.Л. и другие). Появилось большое количество компьютерных обучающих программ, тестов, электронных учебников. Массовое освоение сети Интернет расширило спектр информационных ресурсов.
Подавляющее количество информационных ресурсов в настоящее время представлено в Интернете на английском языке, и, не зная его, пользователи сети сами ограничивают себя и не могут воспользоваться большим количеством информации. Сталкиваясь с подобными реалиями, студенты понимают, что изучаемый иностранный язык, в частности, английский, играет роль не только средства коммуникации, но и инструмента познания, саморазвития, расширения кругозора и сферы интересов, удовлетворения личных духовных, интеллектуальных и научных интересов и потребностей.
Использование технологий мультимедиа качественно влияет на эффективность восприятия материала, что неизменно делает эффективнее обучение в це. « », службе тематических толковых словарей Glossary Commander. Итак, «мультимедиа - совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, , . мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства» [2].
Мультимедиа как нельзя лучше отражает одни из простейших и известных принципов обучения - принципы наглядности и доступности. С точки зрения . . , , , -ховые анализаторы средствами текстовой информации, графики, мультипликации, цвета и звука, оказывает благоприятное влияние на учебный процесс [3].
Принцип наглядности также обеспечивают такие мультимедийные средства, « ». « » « ». -пертекст позволяет использовать информацию в удобном порядке. Гипертекст -принцип организации информационных массивов, при котором отдельные инфор-
мационные элементы связаны между собой ассоциативными отношениями, обеспечивающими быстрый поиск необходимой информации и/или просмотр взаимосвязанных данных [2]. Как уже было отмечено, любая текстовая информация становится более интересной и понятной, если ее сопровождают графические образы .
( ) - ( ) -
,
, , , -, , , [4]. -
ремещают пользователя в выбранные им узлы. Всемирная Паутина - классический , -
.
разных режимах - текстовом, звуковом, видео и др.
, -
, .
,
.
, -
гии, оценили возможности гипермедиа при работе с презентациями занятий. Так, разместив на первом слайде презентации план занятия в виде гипертекста, можно переходить от одного пункта работы к другому. При этом, объясняя грамматические , .
Существует много мультимедийных программ обучения иностранным языкам, например Reward Intern@tive, EuroPlus Reward Millenium, Side by Side Interactive, Longman English Interactive и другие. Практически все подобные программы
построены на технологии гипермедиа, визуально привлекательны и довольно просты в освоении. Такого рода программы эффективно развивают навыки владения иностранным языком и могут использоваться студентами как самостоятельно, без руководства со стороны преподавателя, так и на аудиторных занятиях.
Изучая иностранный язык, полезно иметь доступ к мультимедийным энцик-, -тересующую тему в виде текста, аудио- или видеоматериала. Примером такого рода энциклопедии является Britannica.
Путешествуя по сети в поисках интересующей нас информации, мы часто находим сопутствующие ссылки или данные по другой теме. Для упорядочения и
, , организовать некий классификатор информационных ресурсов, чтобы не путаться в огромном количестве полезных ссылок. О.В. Волкова выделяет такие типы ин-, -странному языку, как хот-лист, мультимедийный скрэпбук, трежа хант, сабд-жект сэмпла и веб-квест [5].
Hotlist ( ) -
Интернет-ресурсов по определенной тематике только в виде текстового материала.
Multimedia scrapbook (мультимедийный черновик) - состоит из набора ссылок на Интернет-ресурсы, чье содержание отражено не только в виде текста, но и в виде мультимедийных графических, аудио- и видеофайлов (картинок, чертежей, схем, фотографий, клипов и т.п.).
Treasure hunt ( ) - -
( ), -ределенный вопрос по пунктам задачи, общий вопрос, резюмирующий предыдущие частные вопросы и подводящий к целостному фактическому пониманию изу-.
Subjekt sampler (предмет обсуждения) - список адресов, как текстовых, так и мультимедийных Интернет-ресурсов, определенный вопрос, направленный на вы- -.
Web Quest (продолжительный поиск решения задачи, Интернет-путешествие, проблема и т.д.) - сценарий проектной деятельности по любым интересным студентам темам при использовании большого количества информационных ресур-, , мнения, итоговый вопрос.
Самым сложным, но, несомненно, самым результативным способом работы с информационными ресурсами гипермедиа, конечно же, является веб-квест. Этот вид деятельности позволяет развивать у студентов самостоятельность, творческий потенциал и способность критического мышления, при этом сводя на нет многие психологические затруднения (робость, страх перед публичными выступлениями и др.)
-
необходимой информации в Интернете. При всех достоинствах проектной методи, - -фективной за счет использования избыточной информации на любую тему и в любом виде в Интернете. Мультимедиа играет важнейшую роль выполнении заданий веб-квеста. Это обусловлено тем фактом, что само понятие «веб-квест» неразрыв-« », , -ется примером гипермедиа. Осуществляя поиск информации в сети, пользователи находятся в постоянном контакте с мультимедийным наполнением контента. Мультимедийная информация позволяет сделать готовые проекты более привлекательными и подробными, а значит и работа по достижению цели становится глубже и тщательнее.
, -
тельного контекста будет представлена в виде мультимедийного и гипермедийно-. , , созданы таким образом, что позволяют с их помощью реализовывать привычные виды учебной работы (лекционные и практические занятия, консультации, тестирование и др.) просто на более высоком техническом уровне.
Все большую популярность в мультимедийной образовательной среде при. - , ,
, . -щества использования блогов в системе образования оценили преподаватели иностранных языков (Duber, 2002; Campbell, 2003; Bunari, 2004; Efimova & de Moor 2005; Kavaliauskiene, 2006; Раицкая, 2007 и другие). Блоги обладают рядом существенных достоинств, интересны и полезны широкому кругу пользователей, просты в организации, ведении и использовании. Внедрение блогов в образовательный процесс способствует его оптимизации, повышению мотивации, развитию познавательной деятельности студентов, формированию навыков самостоятельной работы и творческого мышления. Эти технологии позволяют реализовывать лич-ностно ориентированный подход.
Существует огромное количество разновидностей блогов - по автору, по те, ,
. . , , -но представить их типологию следующим образом.
1. :
) ( , -димую учебную информацию, полезные тематические ссылки, список рекомендуемой литературы, задания для студентов);
) ( , -);
) ( -, ).
2. ( ):
) ( -, );
) ( );
) ( );
г) подкаст (надиктованные записи, например, стихотворения, монологи);
д) мультимедийный (содержит различные аудио- и видео- сервисы, гра-
, - ).
3. :
) ( );
) ( , , критериями отбора могут служить тема или сложность проблемы, уровень владения языком и т.д.)
Блоги позволяют оптимизировать организацию самостоятельной работы студентов. Они содержат необходимую студентам информацию в виде ссылок, текстов, готовых материалов, базу данных, опираясь на которые обучаемые могут
, . Удобно использовать блоги для контроля за выполнением проектной деятельности , - .
Подводя итог вышесказанному, можно с твердостью утверждать, что мультимедиа и гипермедиа играют важную роль в процессе обучения, в частности, анг-, . , Интернет все сильнее запутывает нас в своей сети, как в прямом, так и в перенос,
, , -, - .
во всем этом разнообразии, нужно научиться ставить перед собой определенные цели, планировать свои действия и стремиться к достижению поставленных задач. Веб-квест является одним из методов рационального использования информационной составляющей сети. Нами также были рассмотрены и охарактеризованы типы информационных ресурсов, служащих развитию образовательного процесса по иностранному языку, неоценимые возможности гипертекста и примеры организации занятий на основе этой технологии, приведена классификация блогов, применимых в процессе изучения иностранного языка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. . . // .
- 2007. - № 6. - C. 13-23.
2. Glossary Commander http://www.glossary.ru/.
3. . .
обучении русскому языку иностранцев: Дис. ... канд.пед.наук / Френки Д.И. - СПб., 1994. - 162 с.
4. http://users.kpi.kharkov.ua/lre/bde/media/oglmm.htm Национальный Технический Университет Харьковский политехнический институт» Проблемная Лаборатория Дистанци-
. « », 2000.
5. . . -
пользованием технологии веб-квестов: Дис. ...канд.пед.наук/ Волкова О.В. - Белгород, 2010. - . 70.
Василевская Виктория Николаевна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: 88634371496.
Vasilovskaya Victoria Nikolaevna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634371496.
УДК 159.9:378.015.3
..
РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ГОВОРЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Прослеживается динамика формирования психофизиологических механизмов говорения на занятиях по немецкому языку в техническом вузе. В результате проведённого исследования был сделан вывод о том, что повышение уровня сформированности механизмов говорения связано с разработкой блока условно-коммуникативных и коммуникативных заданий в соответствии с психологическими возможностями трёх категорий студентов.
Механизм конструирования; упреждение; дискурсивность; мотивация; самостоя-; ; .
S.V. Efimenko DEVELOPMENT OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL SPEAKING MECHANISMS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS AT A TECHNICAL HIGH SCHOOL
In the article the author traces the dynamics of the development of psycho physiological speaking mechanisms at foreign language lessons at a technical high school. As a result of the made investigation the conclusion was drawn that the increase of the level of development of speaking mechanisms is connected with the devising of the box of the conventional-communicative and communicative tasks according to the psychological potentialities of three students, categories.
Constructing mechanism; forestalling; discourse; motivation; independent work; psycho-physiological mechanisms; spelling.
B настоящее время мало внимания уделяется формированию психофизиологических механизмов говорения на занятиях по иностранному языку в техниче-. -, . механизмам говорения относят механизмы репродукции, выбора, комбинирова-, , . -дования мы выбрали следующие психофизиологические механизмы говорения: конструирования, упреждения и дискурсивности. Механизмы репродукции, выбора и комбинирования сформированы у студентов на уровне, достаточном для осу, I II -
ническом вузе при изучении иностранного языка общекультурной направленно, .