Федорова Наталия Юрьевна
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ .
УДК 371.3
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ
СЛУШАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИА-ТЕХНОЛОГИЙ
© 2016
Федорова Наталия Юрьевна, ассистент кафедры «Общетеоретические дисциплины» Тамбовский государственный технический университет, Тамбов (Россия)
Аннотация. В современном мире, в жизни людей неизменно растет роль информационных технологий. Процесс информатизации затронул различные сферы деятельности современного общества. Одним из основных приоритетов процесса построения и развития телекоммуникационной инфраструктуры является внедрение информационных и мультимедиа-технологий в профессиональное образование, в том числе при обучении иностранных слушателей. Важность данной темы состоит в том, что использование мультимедиа-технологий оказывает положительное влияние на качество обучения иностранных граждан на подготовительном факультете. При целесообразном их использовании, в сочетании с традиционными методами и принципами обучения позволяют достичь высоких результатов на начальном этапе профессионального образования у студентов-иностранцев. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности, достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, повышению уровня комфортности обучения, развитию навыков самообразования и самоконтроля у студентов. Обучение невозможно без применения общедидактических принципов, таких как принцип наглядности, принцип индивидуального подхода и принцип познавательной активности, осуществить эти принципы помогают мультимедиа-технологии. В статье рассматривается опыт применения данных технологий на аудиторных занятиях, организованных кафедрой «Общетеоретические дисциплины» в Тамбовском государственном техническом университете, а так же сделаны выводы о преимуществе такого обучения.
Ключевые слова: мультимедиа-технологии, процесс обучения, подготовительный факультет иностранные слушатели, дидактические принципы обучения, принцип наглядности, принцип индивидуального подхода, принцип познавательной активности.
DIDACTIC PRINCIPLES IN THE TEACHING PROCESS OF FOREIGN STUDENTS USING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES
© 2016
Fedorova Nataliya Yuryevna, assistant of the Department «General theoretical discipline» Tambov State Technical University, Tambov (Russia)
Abstract. In the modern world, in the lives of people is constantly growing role of information technology. The process of Information has affected different spheres of the modern society. One of the main priorities of the building process and development of telecommunication infrastructure is the introduction of information and multimedia technologies in professional education, including teaching foreign students. The importance of this topic is that the use of multimedia technologies has a positive impact on the quality of training of foreign citizens at the preparatory Department. When appropriately used in conjunction with traditional methods and principles of teaching high results is achieved at the initial stage of vocational education of foreign students. Competent use of modern information technologies promotes activization of informative activities, the goals of learning using modern e-learning materials, increasing the comfort level of teaching, development of skills of self-education and self-control in students. Learning is impossible without the use of General didactic principles such as the principle of clarity, principle of individual approach and the principle of cognitive activity, to implement these principles help multimedia technologies. In the article the experience of application of these technologies in the classroom, organized by the Department «General Theoretical disciplines» in Tambov state technical University, as well as the conclusions about the advantage of such training.
Keywords: multimedia technology, learning, preparatory faculty for foreign students, didactic teaching principles, the principle of clarity, principle of individual approach, the principle of cognitive activity.
Все то новое, что облегчает и улучшает жизнь людей, находит свое место в их деятельности. Как, например, переход от ручного труда к автоматизированному в производстве, так переход от традиционного обучения к инновационному неизбежно. Под инновационным обучением понимается использование в образовательном процессе информационных и мультимедиа технологий.
С одной стороны, в современном мире происходит интеграция информационных технологий во все сферы деятельности человека.
За последние несколько лет можно проследить динамику развития информационных (информационные технологии определим как совокупность электронных средств и способов, используемых для реализации деятельности), а в частности мультимедиа-технологий в образовании (под мультимедиа-технологией будем понимать технологию, которая позволяет одновременно представить информацию в различных видах - звуковом, графическом, анимационном). В том числе и в обучении иностранных слушателей на подготовительных факультетах.
С другой стороны, подготовительный факультет -это первая, поэтому очень важная ступень на пути получения образования, вот почему так важно постоянно улучшать обучение на данном этапе. В связи с выше-
сказанным существует необходимость в обучении иностранных слушателей средствами мультимедиа-технологий.
Информационные технологии представляют возможность увеличить уровень наглядности предоставляемого материала; использование аудио-приложений дает возможность учащимся самостоятельно знакомиться с новыми терминами и текстами, значительно увеличивает контрольно-оценочные функции самостоятельной работы за счет включения в электронные пособия вопросов для самопроверки, тестов-тренажеров, контрольных тестовых заданий, разнообразных текстовых и графических упражнений[1].
А так же мультимедиа позволяют:
1. Стимулировать когнитивные аспекты обучения, такие как восприятие и осознание информации;
2. Повысить мотивацию учащихся;
3. Помочь в развитии навыков совместной работы и коллективного познания у учащихся;
4. Развить у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помочь в формировании более глубокого понимания[2].
В Тамбовском государственном техническом университете на Факультете международного образования сотрудниками кафедры «Общетеоретические дисципли-
Федорова Наталия Юрьевна
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ...
ны» организованы практические занятия с использованием мультимедиа-технологий. На занятиях по физике, математике, информатике, химии, экономике, инженерной графике используются презентации, выполненные в программе MS PowerPoint. С помощью проектора на доску выводится название темы, слова и словосочетания, тексты и задания, в некоторых случаях используются звуковые, графические и видео эффекты. Учитывая специфику слушателей данного факультета, внедрённые информационные технологии в практику позволяют улучшить восприятие материала, уменьшить время проверки домашнего задания, снизить голосовую нагрузку преподавателей и др.
Практическое общетеоретическое занятие, проводимое у иностранных слушателей, состоит из объяснения и перевода новых слов, объяснения и перевода текста по новой теме, выполнения заданий на грамматику, на запоминание специальных терминов, на правильное произношение этих терминов (артикуляцию), а также на решение задач по теме занятия. На всех этих этапах помогает использование мультимедиа-технологий.
Важные положения, лежащие в основе организации такого процесса обучения являются дидактические принципы.
К общедидактическим принципам относятся: принцип воспитывающего обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип сознательного обучения; принцип познавательной активности; принцип научности; принцип наглядности; принцип систематичности; принцип прочности усвоения знаний; принцип доступности в обучении; принцип учета индивидуальных особенностей [3].
Хочется остановиться на некоторых принципах, которые наиболее активно применяются в обучении иностранных слушателей при использовании мультимедиа-средств. Это принцип наглядности, принцип индивидуального подхода, принцип познавательной активности.
При обучении иностранных студентов принцип наглядности имеет первоочередное значение. Принцип наглядности заключается в привлечении в обучение различных наглядных средств: пособий, карт, схем, рисунков и др.
Обращаясь к проблеме использования в учебном процессе принципа наглядности, рассмотрим основные функции принципа наглядности для использования обучения иностранцев.
1.Обучающая функция, где средства наглядности используются для введения учебной и познавательной информации;
2.Контролирующая функция, где средства наглядности привлекаются для контроля и самоконтроля характера формируемых знаний, умений и навыков.
З.Организующая функция, используется при отборе учебных материалов для занятий и способов их пред-ставления[4].
При обучении иностранных студентов на этапе объяснения новых слов мультимедиа-технологии позволяют осуществить принцип наглядности, т.е. некоторые слова лучше запоминаются, если к ним «привязаны» графическое или видео изображения. На этапе разбора нового текста, а так же при решении задач некоторые наглядно смоделированные с помощью компьютера ситуации помогают лучшему пониманию материала. Упражнения на грамматику, которые помогают установить падежно-временные соответствия, так же на согласование частей речи эффективнее выполняются, если они представлены в виде схем, что легко осуществимо при помощи компьютера.
Сочетание принципа наглядности обучения с мультимедиа технологиями в процессе обучения иностранных слушателей позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяет возможности включения раз-
личных упражнений в процесс обучения, оживляет его и способствует повышению его динамики, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения - формированию положительного отношения иностранных студентов к изучаемому материалу[5].
Рассмотрим принцип индивидуального подхода применительно к иностранным студентам.
Индивидуализация образовательного процесса в вузе предполагает:
- его ориентацию на образовательные потребности, достижения и личностно профессиональные устремления каждого студента;
- его направленность на решение актуальных профессиональных и образовательных проблем каждого студента;
- активную позицию каждого студента в решении этих проблем;
- педагогически целесообразную помощь студенту в решении его проблем[6].
Это педагогический принцип, согласно которому в работе со студентами учитываются их индивидуальные особенности, и выбирается особенная траектория обучения для каждого студента.
Индивидуальная траектория обучения - это специфический содержательный и операционный состав обучения и последовательность его усвоения, подбираемая под конкретный образовательный запрос обучаемого в соответствии с его возможностями. Индивидуальная траектория обучения отражает уникальный путь, которым личность обучаемого движется к целям обучения. Выбор одной из нескольких десятков и сотен возможных траекторий неосуществим без применения современных компьютерных технологий[7].
Очень важно к иностранным слушателям применять индивидуальный подход в обучении, т.к., у студентов разный базовый уровень подготовки по общетеоретическим дисциплинам, разная скорость восприятия материала, разная скорость усвоения русского языка. Эти различия бывают, во-первых, в силу возрастных особенностей, ведь диапазон обучающихся колеблется от восемнадцати до пятидесяти лет, во-вторых, из-за разницы в уже полученном образовании, ведь на начальном этапе обучаются магистры и бакалавры в одной смешанной группе, в-третьих, в силу национально-этнических различий, в-четвертых, в силу индивидуального развития каждого человека, темперамента, характера и др.
Средства мультимедиа помогают выявить индивидуальный уровень каждого студента, а в дальнейшем осуществлять обучение, опираясь на эти результаты. Так, например, тестирование на компьютере в начале курса позволяет выявить базовый уровень по предмету каждого студента.
И на основе его результатов находить в обучении в некоторых ситуациях к каждому студенту определенный подход. В дальнейшем же тестирование помогает индивидуализировать проверку домашнего задания. Предлагаемый студенту тест (рисунок 1) содержит несколько вопросов по пройденной теме, каждый вопрос имеет три варианта ответа. Эта оболочка ценна тем, что происходит пересортировка не только вопросов, но и ответов по каждому вопросу, что исключает возможность «списывания у соседа». Есть возможность пропускать вопрос, а в дальнейшем, подумав, ответить на него, что позволяет каждому студенту выбирать свой темп прохождения тестового задания.
Так же студенты различаются по типу восприятия, одни из них, лучше воспринимают информацию, когда видят ее в картинках, схемах или же когда читают ее, другие лучше воспринимают информацию, когда слышат ее. Средства мультимедиа сочетают в себе и звуковые и видео эффекты, что так же позволяет применять принцип индивидуального подхода.
Федорова Наталия Юрьевна
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ .
Таким образом, сочетание принципа индивидуального подхода с компьютерными технологиями помогают повысить эффективность обучения [8-16].
Принцип познавательной активности - дидактический принцип, который призван вовлекать обучаемых в учебный процесс, провоцировать их к самостоятельной деятельности, т.е. активизировать познавательную деятельность студентов.
Рисунок 1 - Тест по математике для проверки домашнего задания
В условиях компьютерного обучения принцип сознательности и активности рассматривается в двух аспектах: репродуктивном и продуктивном:
- репродуктивная активность предполагает творческое отношение к учебной деятельности, личную инициативу и самостоятельность мышления. Запоминание, воспроизведение и усвоение материала осуществляется в мультимедиа тренировочных программах.
- продуктивная активность может проявляться в ходе использования мультимедийных имитационных, моделирующих программ и микромиров, словом, продуктивная активность студентов в условиях компьютерного обучения тоже направлена на поиск и создание нового, что также способствуют повышению мотивации к изучению иностранного языка[17].
Эти аспекты актуальны применительно к иностранным студентам, ведь рассмотренное нами обучение происходит на русском языке как иностранном.
Стоит так же отметить, что аудиторное занятие для иностранных слушателей по общетеоретическим дисциплинам, проводимое с использованием мультимедиа технологий вызывает больший интерес студентов, следовательно, побуждает их к познавательной активности.
По нашим наблюдениям, обучение иностранных студентов наиболее эффективно, если применять такие общедидактические принципы как принцип наглядности, принцип индивидуального подхода и принцип познавательной активности.
Осуществить же эти принципы стало значительно проще средствами мультимедиа-технологий. Использование информационных, а в частности мультимедиа-технологий в обучении иностранных слушателей на начальном этапе в сочетании с принципами дидактики позволяет усовершенствовать данный процесс и вывести его на более качественный уровень.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Степаненко, Е.В. Использование информационных технологий при подготовке иностранных абитуриентов по математике и физике // Подготовка иностранных абитуриентов в вузы Российской Федерации (традиции, достижения, перспективы): материалы «международной
науч.-метод. конф. / Е.В. Степаненко, И.Т. Степаненко. -СПб.: Изд-во «Полторак», 2010. -С.278-282.
2. Мультимедиа в образовании. // Специальный учебный курс./ Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.[Электронный ресурс]. URL: http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/chrest6.htm (дата обращения 15.06.2015)
3. Филатов В.М. Методика обучения иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной школе. Ростов - на - Дону Просвещение - 2004 с. 414
4. Седова Н.В. Проблемные аспекты использования информационных технологий в образовании / Н.В. Седова // Международный научный журнал «Путь науки»,- 2014. - № 8 (8) С. 180-181.
5. Забавникова Т.Ю. Применение принципа наглядности в процессе обучения иностранных слушателей /Т.В. Забавникова // Международное образование и сотрудничество: сборник материалов международной научно-практической конференции «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан» 28-30 мая 2015 г. В 3 т. Т. 1. - М.: МАДИ, 2015. - 217-219.
6. Юрловская И.А. Проблема индивидуализации подготовки студентов в условиях современной ситуации. Научная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. URL: http://cyberlemnka.m/artide/n/pшЫema-in-dividualizatsii-podgotovki-studentov-v-usloviyah-sovremen-шy-sitшtsii#ixzz3eopevKb8(дата обращения 03.07.2015)
7. Добровольская Н.Ю., Кольцов Ю.В.. Нейросетевые модели в адаптивном компьютерном обучении // EducatюnalTechmlodgy&Sotiety. - 2002. - № 5(2). - С. 213-216.
8. Смирнова Е.В. Лингвометодические аспекты формирования и совершенствования умений речевой иноязычной деятельности в вузе при использовании средств ИКТ // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 33-40.
9. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.
10. Кузьмина В.Д. Практическое применение студентами знаний по иностранному языку в современном языковом пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 17-19.
11. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.
12. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.
13. Смирнова Е.В. Использование программ-оболочек в учебно-методическом сопровождении изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 56-60.
14. Смирнова Е.В. Формирование мотивации студентов к применению электронных средствах учебного назначения в изучении иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 44-49.
15. Рахметова А.Т. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по русскому и иностранному языку как средство активизации познавательной деятельности студентов // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 107-110.
16. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.
17. Симонова Ж.Г. Принципы активизации познавательной деятельности студентов в процессе организации самостоятельной работы на основе использова-
педагогические Федорова Наталия Юрьевна
науки ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ...
ния информационных технологий обучения. Научная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/nprintsipy-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-v-protsesse-organi-zatsii-samostoyatelnoy-raboty-na-osnove-ispolzovaniya-1#ixzz3f7LLmU00 (дата обращения 03.07.2015)