Научная статья на тему 'МАТЕМАТИКА В ДВИЖЕНИИ'

МАТЕМАТИКА В ДВИЖЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русан Т.С.

В статье рассказывается о инновационном подходе к формированию элементарных математических представлений у дошкольников через двигательные упражнения, изображения геометрических фигур своим телом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MATH IN MOTION

The article talks about an innovative approach to the formation of elementary mathematical representations in preschoolers through motor exercises, images of geometric shapes with their bodies.

Текст научной работы на тему «МАТЕМАТИКА В ДВИЖЕНИИ»

Задача. Дан параллелепипед из стекла. Как непосредственно измерить его большую диагональ, не разрушая фигуру и не прибегая к вычислениям? [3].

Итак, перед учениками стоит задача. Является ли она практико-ориентированной? Несомненно.

Способов выполнения ТРИЗ-задания существует большое множество, и вот самые популярные из них:

1. Мозговой штурм - учащиеся выдвигают различные идеи, то есть формируют банк идей. В банк отправляются абсолютно все предложения, критика - под запретом. Затем учащиеся самостоятельно проводят анализ способов решения и отфильтровывают неподходящие. И только потом решают задачу различными способами.

2. Да-Нет - данный приём основан на умении задавать краткие, точные вопросы по теме. 3. Групповая работа - может включать в себя несколько приёмов.

Считаем целесообразным решение приведённой выше задачи групповым методом. Так, учащиеся смогут наиболее полно раскрыть свой метод решения задачи и поделиться в рамках методов «пресс-конференция» или «дебаты» способом решения. Подобная работа позволит:

- применить знания по геометрии на практике;

- научиться работать в коллективе;

- формировать аналитическое мышление;

- развивать самоконтроль.

Применение подобных задач на уроках математики позволит исключить вопросы, подобные такому: «Зачем нам это нужно?». А также сделает занятие интересным, увлекательным и полезным. Технология ТРИЗнацелена на взращивание поколения инженеров. Учащиеся, умеющие решать сложные, практические задачи, научатся распознавать проблемы и предлагать способы решения, смогут использовать критическое мышление и оспаривать нерациональные методы, что немаловажно в современном мире.

Библиографический список:

1. Аганов, А. В. Проблемы образования: мифы, реальность, заблуждения / А. В. Аганов // Ученые записки КГУ. - Казань : КГУ, 2006. -Т. 148. - С. 152-169.

2. Варламов, С. Д. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах / С. Д. Варламов, А. Р. Зильберман, В. И. Зинковский. - Москва : МЦНМО, 2009.

3. Сапа, А. В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС / А. В. Сапа // Продуктивная педагогика. -2015. - № 8 (56). - С. 2-9.

УДК 373.21

МАТЕМАТИКА В ДВИЖЕНИИ MATH IN MOTION

Русан Т. С., ст. воспитатель МАДОУ Десткий сад№ 83 Россия, Томская область, г. Томск rusan.tatyana@mail.ru

Аннотация. В статье рассказывается о инновационном подходе к формированию элементарных математических представлений у дошкольников через двигательные упражнения, изображения геометрических фигур своим телом.

Ключевые слова: математические понятия, геометрические фигуры, двигательная активность, мышление, дошкольники.

Abstract. The article talks about an innovative approach to the formation of elementary mathematical representations in preschoolers through motor exercises, images of geometric shapes with their bodies.

Key words: mathematical concepts, geometric shapes, motor activity, thinking, preschoolers.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В соответствии с ФГОС, ДОУ является первой образовательной ступенью, и выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок в детском саду, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.

Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе. А что же дошкольники? Они ведь ещё не знают что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед воспитателем ДОУ отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает ребенка не только интеллектуально, но и эмоциональ-

но. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.

Наш детский сад является федеральной площадкой по апробации программы «Тропинки». Инновационная программа «Тропинки» основана на концепции развивающего обучения и рассчитана на детей 3-7 лет. Новизна программы заключается в создании предпосылок теоретического мышления у детей дошкольного возраста методом замены математических понятий математическими образами с последующим оперированием этими образами в форме исследования и преобразования в методическом пособии М. Н. Султановой «Путешествие в математику». При этом правильно подобранные математические образы объясняют многие математические понятия дошкольникам, которые были бы им недоступны при ознакомлении лишь с элементарными математическими представлениями.

Исследования показали, что данная методика служит хорошей пропедевтикой для изучения математики в школе, т.к. выпускники детских садов намного успешнее своих сверстников усваивают программу по математике в школе. Положительным моментом стало то, что эти дети могли продолжать обучение по любой существующей программе начальной школы, так как знания, полученные на занятиях, были более универсальными. Интересен и тот факт, что в беседе с бывшими выпускниками, которые на данный момент учатся в средней школе, было выяснено, что они помнят фрагменты занятий, куда включались математические образы. Причем, воспоминания возникают именно в тот период, когда изучалось соответствующее математическое понятие, с которым школьники познакомились в детском саду.

Занятия математикой проводятся в просторном помещении, где дети могут свободно двигаться. Особенностью методики является применение принципа двигательной активности на занятиях. Двигательные упражнения помогают дошкольникам лучше воспринимать и усваивать материал.

Например, дети в младших группах выполняют необычную зарядку по схематическим рисункам. Помимо упражнений, на занятиях часто используются дидактические игры двигательного характера «Найди пару», Подбери по цвету» и др. Осознанному восприятию способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры (по контуру). Это помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика или ленточки (при сравнении по длине) — установить соотношение предметов именно по данному признаку.

Дети 2-ой младшей группы учатся группировать фигуры по одному заданному признаку, играя в игру «Рассели фигуры в свои домики» с Блоками Дьенеша. Во время игры малыши перемещаются по группе, что способствует их двигательной активности.

Дети средней группы, чтобы легче обучиться решать задания с лабиринтами, прежде, чем решать их на бумаге, ходят по веревочке, выложенной в форме петли. При необходимости педагог поднимает веревочку, там, где она имеет наложения, чтобы наглядно показать правильный путь. На бумаге такое объяснение было бы невозможным. При этом, выполняя такое упражнение, дети не утомляются. Играя в средней группе в игру «Домино», детям следует соединить не два одинаковых изображения, как в обычном домино, а схожие картинки по заданному признаку, например, только по цвету, не учитывая форму и величину, или по двум признакам. Крупный размер карточек, позволяет их выкладывать на полу. Такие задания развивают нестандартное мышление.

Дети старшей группы изучают порядковый счет в соревновательной игре «Живые числа», где должны выстроиться по порядку. Многие традиционные настольные игры мы преобразуем в двигательные игры. В одних играх дети, получив карточку, должны соединиться в пары, в других найти определенное место для карточки. В любом случае, при минимуме раздаточного материала, дети не только получают возможность одновременно все участвовать в игре, но делают это с большим удовольствием, чем проделывая, то же задание, сидя на месте.

Дети подготовительной к школе группы изображают телом геометрическую фигуру КРУГ. Для каждой фигуры - существует свое движение (РОМБ, КВАДРАТ, ЗВЕЗДА, ОВАЛ). А при изучении тел вращения будущие ученики изображают тела, вращаясь вокруг себя (ЦИЛИНДР, КОНУС).

Интересен подход к изучению углов. Дети телом изображают угол, отрывая от пола ноги. При выполнении упражнения «Углы», не только происходит знакомство с различными их видами, но и формируется умение преобразовывать один угол в другой. Движение способствует гармонизации полушарий головного мозга, развивает геометрическое воображение и оптико-пространственные представления [1].

Или прежде чем начать работать с циркулем на бумаге, дети подготовительной группы предварительно изучают принцип работы с инструментом, выполняя упражнение «Циркуль» на улице на песке. Расстояние между ногами - радиус! При этом они самостоятельно делают вывод: чем больше радиус - тем больше круг, и наоборот. Выполняя упражнение это увидеть просто, ставя ноги то шире, то уже.

Для снятия напряжения и повышения концентрации внимания проводятся физкультминутки. Во время их легче запоминается порядок времени суток, дней недели, порядок месяцев.

Утром солнышко встает, Днем по небу катится, Вечером вниз упадет, Ночью вовсе спрячется.

Игровая деятельность является основной деятельностью дошкольника. Занятия строятся с учетом игровых форм обучения, что способствует развитию моторики рук, доступно знакомит с понятием числа и операциями над множествами и числами.

Наглядная методика «сложение чисел с переходом через десяток» помогает уже в детском саду понять принцип сложения и создать устойчивый образ процесса, что способствует решению многих школьных проблем. При этом дети окончательно преодолевают феномен Пиаже, отрабатывая его во время перекладывания фишек - единиц.

Многие математические понятия объясняются посредством специально разработанных математических путешествий, во время прохождения которых дети проводят различные исследования и преобразования с последующими логическими выводами. Именно грамотно подобранный математический образ помогает разъяснить понятие числа, познакомиться со свойствами плоских и объёмных геометрических фигур. В занятия включаются задания на развитие воображения, так как это направление является приоритетным не только в работе математического блока, но и служит основной концепцией всего проекта.

Правильное введение ребенка в мир математических понятий создает у него предпосылки развития математического мышления, поскольку только математика и никакой иной предмет, изучаемый дошкольниками, впервые знакомит их с абстрактными понятиями. Именно на математическом материале удобно закладывать основу будущего логического и эвристического (решение творческих задач) мышления, развивать чувство пространства и формировать навыки будущего умения исследовать, рассуждать и доказывать, что в свою очередь и создает у дошкольников предпосылки развития теоретического мышления.

Библиографический список:

1. Пономарева, И. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада / И. А. Пономарева.- Москва : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.

2. Поддьяков, Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддяков. -Москва : Просвещение, 1988.

3. Султанова, М. Н. Путешествие в страну математики : методическое пособие для воспитателя / М. Н. Султанова. - Москва : Вентана-Граф, 2011.

4. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - URL: https://nsportal.ru/ download (дата обращения: 30.05.2020). - Текст: электронный.

УДК 378.02

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ TECHNOLOGICAL APPROACH IN MODERN EDUCATION

Мирзоева А. Р., студент Подстригич А. Г., канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»

Россия, г. Томск anpodstrigich@mail.ru

Аннотация. Анализируется место и роль технологического подхода в современном образовании, необходимость применения современных методов обучения и форм совместной деятельности обучающихся и педагогов.

Ключевые слова: исследовательский подход, инновационные образовательные технологии, смешанное обучение, мобильное обучение.

Abstract. The article analyzes the place and role of the technological approach in modern education, the need to apply modern teaching methods and forms of joint activity of students and teachers.

I<ey words: research approach, innovative educational technologies, mixed learning, mobile learning.

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как мы их учили вчера (Джон Дьюи).

Успешной и эффективной образовательная система становится тогда, когда понимает запросы времени и четко реагирует на них. Современный учитель должен понимать, что влияет на формиро-

^ 1 I I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.