Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭКОСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭКОСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОСИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К., Арутюнян М.М.

Статья посвящена анализу теории и практики социально предпринимательского образования с учетом этнорегиональных особенностей Северного Кавказа. Авторы доказывают прогностический потенциал экосистемного подхода, уделяя особое внимание технологическому компоненту в экосистеме социально предпринимательского образования. Обоснован перечень образовательных технологий (гуманитарных, проектных, интерактивных, технологии «обучение через действие» и наставничества), влияющих на развитие предпринимательских компетенций молодежи и студентов. Выделены педагогические особенности технологического компонента в экосистеме социально предпринимательского образования: практико-ориентированность, нацеленность на развитие предпринимательских компетенций молодежи и студентов, взаимосвязь с другими компонентами экосистемы социально предпринимательского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К., Арутюнян М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGICAL COMPONENT IN THE ECOSYSTEM OF SOCIAL ENTREPRENEURIAL EDUCATION

The article is devoted to the analysis of the theory and practice of socio-entrepreneurial education taking into account the ethno-regional features of the North Caucasus. The authors prove the predictive potential of the ecosystem approach paying special attention to the technological component in the ecosystem of social entrepreneurial education. The list of educational technologies (humanitarian, project, interactive, "learning through action" and mentoring technologies) influencing the development of entrepreneurial competencies of young people and students is substantiated. The pedagogical features of the technological component in the ecosystem of socio-entrepreneurial education are highlighted: practice-orientation, focus on the development of entrepreneurial competencies of young people and students, the relationship with other components of the ecosystem of socio-entrepreneurial education.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭКОСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭКОСИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Ф. Игропуло, В.К. Шаповалов, М.М. Арутюнян

THE TECHNOLOGICAL COMPONENT IN THE ECOSYSTEM OF SOCIAL ENTREPRENEURIAL EDUCATION

I.F. Igropulo, V.K. Shapovalov, M.M. Arutyunyan

Аннотация. Статья посвящена анализу теории и практики социально предпринимательского образования с учетом этнорегиональных особенностей Северного Кавказа. Авторы доказывают прогностический потенциал экосистемного подхода, уделяя особое внимание технологическому компоненту в экосистеме социально предпринимательского образования. Обоснован перечень образовательных технологий (гуманитарных, проектных, интерактивных, технологии «обучение через действие» и наставничества), влияющих на развитие предпринимательских компетенций молодежи и студентов. Выделены педагогические особенности технологического компонента в экосистеме социально предпринимательского образования: практико-ориентированность, нацеленность на развитие предпринимательских компетенций молодежи и студентов, взаимосвязь с другими компонентами экосистемы социально предпринимательского образования.

Abstract The article is devoted to the analysis of the theory and practice of socio-entrepreneurial education taking into account the ethno-regional features of the North Caucasus. The authors prove the predictive potential of the ecosystem approach paying special attention to the technological component in the ecosystem of social entrepreneurial education. The list of educational technologies (humanitarian, project, interactive, "learning through action" and mentoring technologies) influencing the development of entrepreneurial competencies of young people and students is substantiated. The pedagogical features of the technological component in the ecosystem of socio-entrepreneurial education are highlighted: practice-orientation, focus on the development of entrepreneurial competencies of young people and students, the relationship with other components of the ecosystem of socio-entrepreneurial education.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально предпринимательское образование, экосистема социально-предпринимательского образования, технологический компонент.

Keywords: social entrepreneurship, social entrepreneurial education, ecosystem of social entrepreneurial education, technological component.

Работа выполнена в рамках проекта РФФИ 19-013-00551 «Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов»

Актуальность исследования технологического компонента в экосистеме социально предпринимательского образования обусловлена возрастанием роли социального предпринимательства как межнаучного феномена, активно

изучаемого представителями различных социально-гуманитарных наук. При всем разнообразии имеющихся трактовок большинство экспертов выделяют ведущую характеристику социального предпринимательства, заключающуюся в ориентации на снижение остроты социальных проблем, повышение качества жизни населения, в том числе с учетом этнорегиональных особенностей.

Особую значимость имеет развитие социального предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), в котором сохраняется высокий уровень молодежной безработицы, низкая профессиональная мобильность населения, чрезвычайно низкие показатели развития предпринимательства [1].

Эксперты отмечают, что страны с транзитной экономикой характеризуются особыми траекториями развития предпринимательства [12]. В России, согласно данным Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entre-preneurship Monitor, GEM), такая активность слабее, чем в других переходных экономиках, что иллюстрируется отставанием от среднего значения Глобального индекса предпринимательства (Global Entrepreneurship Index, GEI) в 1,8 раза [11].

На начало 2021 года в России 2 880 субъектов малого и среднего предпринимательства были отнесены к категории социальных предпринимателей. Показатели Северо-Кавказского федерального округа выглядят более чем скромно: только 24 официально зарегистрированных субъекта. Для сравнения можно отметить, что в Южном федеральном округе таких субъектов - 157, а в Центральном федеральном округе - 839 [10].

Анализ научной литературы позволяет выявить ряд факторов, которые выступают барьером развития социального предпринимательства в СКФО [1]. К числу основных можно отнести: низкую информированность населения в целом и молодежи в частности о целях и миссии социального предпринимательства, его отличительных характеристиках и особенностях, незнание современной нормативной базы развития социального предпринимательства, мерах государственной поддержки, отсутствие в СКФО развитой инфраструктуры для стимулирования социальной предприимчивости молодежи, ее активного вовлечения в решение социальных проблем местного сообщества.

В контексте нашего исследования заслуживает внимания позиция экспертов, отмечающих тесную взаимосвязь между реализацией университетских образовательных программ, вовлеченностью в них широких слоев населения и развитием малого бизнеса [3]. Обращает на себя внимание тот факт, что самые низкие показатели реализации образовательных предпринимательских программ наблюдаются как раз в тех регионах, в которых социальные проблемы характеризуются особой остротой.

По мнению ряда исследователей [6, с. 7] качество предпринимательского образования в вузе влияет на выбор предпринимательских жизненных стратегий студентов, что, в свою очередь оказывает существенное влияние на развитие предпринимательства в стране.

Следует согласиться с выводами многих ученых об отсутствии целостной научно обоснованной концепции предпринимательского образования в системе непрерывного образования, что затрудняет развитие предпринимательских компетенций молодежи, формирование в вузах особой предпринимательской среды [8; 9; 13].

В контексте нашего исследования заслуживает внимания анализ и характеристика трех основных направлений предпринимательского образования в российских вузах [6, с. 8-9]. Это, прежде всего, глубокое теоретико-методологическое обоснование основных подходов в обучении предпринимательству, доказавших свою эффективность в ряде зарубежных стран, но в силу разных причин, не применяемых в России [2]. Второе направление связано с выявлением и классификацией предпринимательских компетенций и наиболее эффективных образовательных технологий, способствующих этой задаче [8]. Особо активно развивается в последнее время третье направление исследований, ориентированное на обоснование и поиск условий формирования в вузах особой предпринимательской среды, стимулирующей развитие инновационного стиля мышления студентов, их готовности к генерации и реализации новых прорывных идей в различных сферах экономики и социальной сферы [7; 13].

Ряд авторов к барьерам развития предпринимательского образования в российских вузах, кроме отсутствия научно обоснованной концепции, относит также негибкость вузовской образовательной системы, недостаточное внимание развитию личностно-творческого потенциала студентов, превалирование внимания к узко предметной подготовке, что чрезвычайно затрудняет овладение студентами опытом предпринимательской деятельности под руководством опытных менторов и наставников [2]. Нам импонирует акцент авторов на преобладание отдельных просветительских мероприятий и недостаточность системных усилий по развитию предпринимательского образования в вузах любого профиля, не только экономико-управленческого, как это происходит чаще всего [2, с. 39-40].

В ряде исследований нами обоснован эвристический потенциал экоси-стемного подхода к социально предпринимательскому образованию [4; 5]. Экосистема социально-предпринимательского образования определяется нами как «...целостная совокупность структурно-функциональных компонентов, взаимосвязь между которыми определяется целями формирования и непрерывного обновления компетенций субъектов социального предпринимательства на основе ценностей их горизонтально-сетевого взаимодействия в открытой образовательной среде в контексте опережающего социально-инновационного развития локального и глобального сообщества» [5, с. 143].

В экосистеме социально предпринимательского образования на Северном Кавказе особую роль выполняет Северо-Кавказский федеральный университет

не только как образовательный, но научно-методический и экспертный центр. Реализация в университете широкого круга основных и дополнительных образовательных программ по социальному предпринимательству осуществляется с активным участием партнеров Инкубатора социального предпринимательства на основе системной интеграции науки, образования, социально-ориентированного бизнеса и органов власти.

В данной статье мы уделяем особое внимание технологическому компоненту экосистемы социально предпринимательского образования как основному фактору формирования и развития предпринимательских компетенций молодежи.

Проведенный анализ научной литературы [2; 3; 7], зарубежных и российских образовательных практик [8; 9; 13] позволяет сформулировать вывод об особой роли деятельностных образовательных технологий, обеспечивающих системное развитие социально предпринимательских компетенций молодежи и студентов, их осознанный выбор предпринимательских карьерных стратегий с учетом этнорегиональных особенностей Северного Кавказа.

Апробация новых технологических подходов к социально предпринимательскому образованию является одной из задач ежегодно проводимой на базе СКФУ международной летней школы «Социальное предпринимательство на Северном Кавказе». В организации и проведении образовательной программы летней школы для студентов и молодых предпринимателей из всех республик Северного Кавказа активно участвуют представители Фонда «Наше будущее», Центра социальных инвестиций Гейдельбергского университета, Ассоциации МитОст, Благотворительного фонда БМВ и других социальных партнёров университета.

Обобщенное представление разработанных и апробированных образовательных технологий в структуре экосистемы социально предпринимательского образования можно увидеть в таблице 1.

Анализ и обобщение полученных результатов позволяет заключить, что основными характеристиками образовательных технологий являются: практико-ориентированность, деятельностный характер обучения, нацеленность на развитие предпринимательских компетенций молодежи и студентов, взаимосвязь с другими компонентами экосистемы социально предпринимательского образования, формирующих ценностное отношение к социальному предпринимательству как фактору глубоких социальных трансформаций с учетом этнорегиональных особенностей Северного Кавказа.

Направления дальнейших исследований включают научно-методическое обоснование педагогических условий использования представленных образовательных технологий в развитии предпринимательских компетенций молодежи и студентов с учетом профиля их подготовки.

Таблица 1

Образовательные технологии в структуре экосистемы социально предпринимательского образования

Образовательные технологии Влияние образовательных технологий на развитие предпринимательских компетенций молодежи и студентов

Гуманитарные образовательные технологии Содействие осознанию студентами ценности и миссии социального предпринимательства, понимание его включенности в этнокультурный контекст региона

Проектные образовательные технологии Формирование и развитие компетенций разработки и реализации социально ориентированных проектов с учетом этнорегиональных особенностей

Технология «обучение через действие» (1еагтп§-Ьу-ёот§) Развитие компетенций бизнес-планирования в социальной сфере, реализация жизненного цикла социальных проектов, достижение экономического и социального эффекта от их реализации

Интерактивные образовательные технологии Развитие компетенций командного взаимодействия, расширение форм сетевого взаимодействия с локальным сообществом социальных предпринимателей, формирование регионального предпринимательского сообщества на основе доверия и сотрудничества

Технология наставничества Развитие компетенций поиска менторов и наставников для консультативного сопровождения инновационных проектов в социальной сфере, умение публичной презентации предпринимательских идей, влияющих на решение локальных социальных проблем

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулаева, З. З. Формирование благоприятной предпринимательской среды как фактор развития предпринимательства и снижения напряженности на рынке труда в трудоизбыточных регионах СКФО / З. З. Абдулаева. - Текст : непосредственный // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. -№ 5. - С. 93-102.

2. Бутрюмова, Н. Н. Современные методы и подходы к обучению предпринимательству : монография / Н. Н. Бутрюмова, М. Г. Назаров, Н. Г. Шубнякова. -Н. Новгород : Мининский университет, 2018. - 180 с. - Текст : непосредственный.

3. Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте / А. Б. Духон, К. В. Зиньковский, О. И. Образцова, А. Ю. Чепуренко. - Текст : непосредственный // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 139-172.

4. Игропуло, И. Ф. Моделирование экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования в университете / И. Ф. Игропуло, В. К. Шаповалов, М. М. Арутюнян. - Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2020. - № 3. - С. 19-27.

5. Педагогические характеристики экосистемы социально-предпринимательского образования / И. Ф. Игропуло, В. К. Шаповалов, М. М. Арутюнян, О. В. Минкина. -Текст : непосредственный // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. -2019. - 3 (72). - С. 140-149.

6. Предпринимательское образование в университетах страны: масштабы, виды программ, баланс компетенций / А. К. Клюев, А. П. Багирова, А. А. Яшин, Л. Д. Забокрицкая. - Текст : непосредственный // Современная конкуренция. -2017. - Т. 11. - № 1 (61). - С. 6-20.

7. Корчагина, И. В. Развитие «мягкой» компоненты инновационных экосистем опорных университетов / И. В. Корчагина. - Текст : непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. - 2020. - Т. 24. - № 1. - С. 106-118.

8. Ливенцова, Е. Ю. Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве университета / Е. Ю. Ливенцова, И. Ю. Малкова. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 425. - С. 187-190.

9. Наумов, С. Ю. Формирование системы непрерывного предпринимательского образования: проблемы и решения / С. Ю. Наумов, Л. В. Константинова. -Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 3. -С.137-146.

10. Савченко, И. П. Социальное предпринимательство как современный инструмент развития территорий Российской Федерации / И. П. Савченко. - Текст : непосредственный // Университетские образовательные программы как ресурс развития социального предпринимательства в регионе : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (15-16 апреля 2021 г.) / под ред. В. К. Шаповалова, И. Ф. Игропуло. - Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2021.- С. 35-39.

11. Acs, Z. J., Szerb, L., Lafuente, E., & Lloyd, A. Global Entrepreneurship and Development Index 2018. Springer Briefs in Economics. 2018. https://doi.org/10.1007/ 978-3-030-03279-1

12. Chepurenko, A., Kristalova, M., Wyrvich, M. Historical and Institutional Determinants of Universities' Role in Fostering Entrepreneurship / A. Chepurenko, M. Kristalova, M. Wyrvich // Foresight and STI Governance. 2019. - Vol. 13. - No 4. -Pp.48-59.

13. Rucker Schaeffer P. Beyond Education: The Role of Research Universities in Innovation Ecosystems / P. Rucker Schaeffer, B Fischer, S. Queiroz // Foresight and STI Governance. - 2018. - № 12. - Р. 50-61.

REFERENCES

1. Abdulaeva Z.Z. The formation of a favorable business environment as a factor of entrepreneurship development and reducing tension in the labor market of labor-surplus regions of the North Caucasus Federal District]. Regional'nye problem preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Economic Transformation, 2017, No. 5, pp. 93-102. (In Russian).

2. Butryumova N.N., Nazarov M.G., Shubnyakovayu N.G. Sovremennye metody i podhody k obucheniyu predprinimatel'stvu [Modern Methods and Approaches to Entrepreneurship Training]. N. Novgorod, Minin University, 2018, 180 p.

3. Dukhon A. B., Zinkovskiy K.V., Obraztsova O.I., Chepurenko A.Yu. The impact of entrepreneurial education programs on the development of small businesses in Russia: experience of empirical analysis in a regional context. Voprosy obrazovaniya = Education Issues, 2018, No. 2, pp. 139-172. (In Russian).

4. Igropulo I. F., Shapovalov V. K., Arutyunyan M. M. Modeling the Ecosystem of Socially Oriented Business Education at the University. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2020, No. 3, pp. 19-27. (In Russian).

5. Igropulo I. F., Shapovalov V. K., Arutyunyan M. M. Pedagogical characteristics of the ecosystem of social and entrepreneurial education. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta = Bulletin of the North Caucasus Federal University, 2019, No. 3 (72), pp. 140-149. (In Russian).

6. Klyuev A.K., Bagirova A.P., Yashin A.A., Zabokritskaya L.D. Entrepreneurial education in the country's universities: scale, types of programs, balance of competencies. Sovremennaya konkurenciya = Modern Competition, 2017, vol. 11, No. 1 (61), pp. 6-20. (In Russian).

7. Korchagina I. V. The development of the "soft" component of the innovation ecosystems of the supporting universities. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, 2020, vol. 24, No. 1, pp. 106-118. (In Russian).

8. Liventsova E.Yu., Malkova I.Yu. The development of social and entrepreneurial competence of students in the educational space of the University. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Tomsk State University, 2017, No. 425, pp. 187-190. (In Russian).

9. Naumov S. Yu., Konstantinova L. V. The formation of a system of continuous entrepreneurial education: problems and solutions. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, No. 3, pp. 137-146. (In Russian).

10. Savchenko I.P. Social entrepreneurship as a modern tool for the Development of the Territories of the Russian Federation. Universitetskie obrazovatel'nye programmy kak resurs razvitiya social'nogo predprinimatel'stva v regione = University Educational Programs as a Resource for the Development of Social Entrepreneurship in the Region. Conference Proceedings, Stavropol, 2021, pp. 35-39. (In Russian).

11. Ács, Z. J., Szerb, L., Lafuente, E., & Lloyd, A. Global Entrepreneurship and Development Index 2018. Springer Briefs in Economics. 2018. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-030-03279-1.

12. Chepurenko A., Kristalova M., Wyrvich M. Historical and Institutional Determinants of Universities' Role in Fostering Entrepreneurship. Foresight and STI Governance, 2019, vol. 13, No 4, pp. 48-59.

13. Rucker Schaeffer P., Fischer B, Queiroz S. Beyond Education: The Role of Research Universities in Innovation Ecosystems. Foresight and STI Governance, 2018, No. 12, pp. 50-61.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Игропуло, И. Ф. Технологический компонент в экосистеме социально предпринимательского образования / И. Ф. Игропуло, В. К. Шаповалов, М. М. Арутюнян. - Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2021. - № 4. - С. 49-56.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION Igropulo I. F., Shapovalov V. K., Arutyunyan M. M. The Technological Component in the Ecosystem of Social Entrepreneurial Education / I. F. Igropulo, V. K. Shapovalov, M. M. Arutyunyan // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2021, No. 4, pp. 49-56. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.