Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ'

ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное предпринимательство / социально предпринимательское образование / образовательные программы / инфраструктура / предпринимательские компетенции / этнорегиональные особенности / social entrepreneurship / social-entrepreneurial education / educational programs / infrastructure / entrepreneurial competencies / ethnoregional features

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.К. Шаповалов, И.Ф. Игропуло, М.М. Арутюнян

Статья посвящена анализу роли социального предпринимательства и социально-предпринимательского образования на Северном Кавказе. Авторы рассматривают роль Северо-Кавказского федерального университета в региональной предпринимательской экосистеме с учетом этнорегионального контекста. Особое внимание уделено обоснованию вузовской инфраструктуры для системного развития социального предпринимательского образования. Новизна и прогностичность полученных результатов заключается в обосновании и характеристике взаимосвязанной совокупности концептуально-стратегического, организационно-прогностического, содержательно-технологического и кадрово-методического блоков инфраструктуры социально-предпринимательского образования, обеспечивающих интеграцию необходимых ресурсов для развития социального предпринимательства на Северном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.К. Шаповалов, И.Ф. Игропуло, М.М. Арутюнян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE OF SOCIAL AND ENTREPRENEURIAL EDUCATION AT A UNIVERSITY: ETHNOREGIONAL CONTEXT

The article is dedicated to the analysis of the role of social entrepreneurship and social-entrepreneurship education in the North Caucasus. The authors consider the role of the North Caucasus Federal University in the regional entrepreneurial ecosystem, taking into account the ethno-regional context. Special attention is paid to the substantiation of the university’s infrastructure for the systematic development of socio-entrepreneurial education. The novelty and prognosticality of the results obtained lies in the substantiation and characterization of an interconnected set of conceptual-strategic, organizational-prognostic, content-technological and personnel-methodological blocks of the infrastructure of social and entrepreneurial education, ensuring the integration of the necessary resources for the development of social entrepreneurship in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ»

ленных на стимулирование инициативы в выборе ими оптимальных решений по выходу из проблемных ситуаций и создание условий для осмысления своего потенциала в самосовершенствовании [7]. Он подчеркивает также, что педагогическую поддержку можно понимать как воспитание - взаимодействие. Это, с одной стороны, деятельность педагогов, родителей и других субъектов, осуществляющих педагогическое сопровождение детей, с другой, деятельность воспитанников, направленная на саморазвитие. При этом обе стороны реализуют субъектную позицию.

Технология педагогической поддержки рассматривается как целенаправленная система педагогических действий, которые обеспечивают становление у учащегося мотивационного и операционального компонентов сознательного подхода к саморазвитию. Технология педагогической поддержки имеет цели, идеи, содержательный, деятельностный и результативный компоненты, действующие как целостная система. Целями педагогической поддержки в процессе саморазвития подростков являются актуализация у учащихся потребности в самопознании, содействие в обнаружении и осмыслении проблем, с которыми они сталкиваются в жизни, в учебной деятельности; помощь учащимся в осознании цели саморазвития, способов самопознания и саморегуляции.

Деятельность педагога по педагогической поддержке учащихся в саморазвитии состоит из следующих компонентов: определение педагогом субъективного потенциала ребенка; ориентирование ребенка на раскрытие собственных интересов; помощь ребенку в поисках смысла и ценностей в значимых для него интересах; поддержка в самоопределении, самореализации; организация рефлексии [5]. Педагогическая поддержка в саморазвитии подростков выполняет мотивационную, технологическую, защитную функции. Следует отметить, что мотивационная функция выражается в учете интереса подростков, в усилении

Библиографический список

информационного и деятельностного пространства, актуализации потребности в саморазвитии, увеличении возможностей самостоятельного выбора способов в саморазвитии. Создание различных видов деятельности, ситуаций, расширение круга общения и рефлексия являются составляющими технологической функции.

Например, опыт работы в школе показывает, что формами организации педагогической работы по педагогической поддержке в саморазвитии подростков могут быть кружки, студии, спортивные секции. Так, например, литературная студия собирает любителей поэзии, прозы. Здесь дети могут самовыражаться, написав рассказ, сказку, сочинив стихотворение. Подростки, которые занимаются в студии, могут издавать литературную газету, где отражены результаты их творчества, участвовать в различных конкурсах регионального и всероссийского уровней. Тем самым в студийной деятельности учащиеся подросткового возраста учатся общаться, раскрывают возможности адекватной самоактуализации. Защитная функция выражается в правильной организации и использовании методов, средств, способов помощи ребенку.

Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что педагогическая поддержка является технологически обеспеченной системой педагогической помощи в саморазвитии учащимся.

Научная новизна статьи определяется выявлением основных форм проявления социальной активности подростков в учебной и внеучебной деятельности.

Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания об особенностях педагогической поддержки в процессе саморазвития учащихся подросткового возраста.

Практическая значимость состоит в определении рисков и противоречий в саморазвитии подростков, которые следует учитывать педагогам при организации педагогической поддержки этого процесса.

1. Аксиньева М.А. Организация педагогической поддержки старшеклассникам в среднем профессиональном образовательном учреждении. Гуманистические и социально-экономические науки. Спецвыпуск. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2006; № 4.

2. Аракчеева С.А. Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию. Available at: //https:ciberleninka/ru

3. Братусь Б.С. Аномалия личности. Москва, 1990.

4. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей. Народное образование. 1998; № 6: 108 - 111.

5. Иванова И.В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика. Педагогическое образование в России. 2015; № 12: 108 - 112.

6. Михайлова Н.Н., Юсфина С.М. Тактика педагогической поддержки. Новые ценности образования. 2005; № 5.

7. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей. Ярославский педагогический вестник. 2013; Т. 2: 23 - 27.

8. Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога: методические рекомендации. Москва, 2019.

9. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен. Вестник Герценовского университета. 2012; № 1: 20 - 29.

10. Торхова А.В., Царик И.А. Педагогическая поддержка саморазвития учащихся. Минск, 2016.

11. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.

12. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.

References

1. Aksin'eva M.A. Organizaciya pedagogicheskoj podderzhki starsheklassnikam v srednem professionalem obrazovatel'nom uchrezhdenii. Gumanisticheskie i social'no-'ekonomicheskie nauki. Specvypusk. Pedagogika. Rostov-na-Donu, 2006; № 4.

2. Arakcheeva S.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya gotovnosti podrostkov k samorazvitiyu. Available at: //https:ciberleninka/ru

3. Bratus' B.S. Anomaliya lichnosti. Moskva, 1990.

4. Gazman O.S. Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detej. Narodnoe obrazovanie. 1998; № 6: 108 - 111.

5. Ivanova I.V. Pedagogicheskaya podderzhka kak sovremennaya obrazovatel'naya praktika. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 12: 108 - 112.

6. Mihajlova N.N., Yusfina S.M. Taktika pedagogicheskoj podderzhki. Novye cennostiobrazovaniya. 2005; № 5.

7. Rozhkov M.I. 'Ekzistencial'nyj podhod k social'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu detej. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2013; T. 2: 23 - 27.

8. Stepanov P.V. Vospitatel'naya deyatel'nost'pedagoga: metodicheskie rekomendacii. Moskva, 2019.

9. Fel'dshtejn D.I. Sovremennoe detstvo kak sociokul'turnyj i psihologicheskij fenomen. Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2012; № 1: 20 - 29.

10. Torhova A.V., Carik I.A. Pedagogicheskaya podderzhka samorazvitiya uchaschihsya. Minsk, 2016.

11. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.

12. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.

Статья поступила в редакцию 11.10.21

УДК 378

Shapovalov V.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor of Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Education,

North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: shapovalov.v.k@gmail.com

Igropulo I.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), leading researcher, Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Educaton,

North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: igropulo@mail.ru

Arutiunian M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Education,

North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: m.arutiunian@gmail.com

INFRASTRUCTURE OF SOCIAL AND ENTREPRENEURIAL EDUCATION AT A UNIVERSITY: ETHNOREGIONAL CONTEXT. The article is dedicated to the analysis of the role of social entrepreneurship and social-entrepreneurship education in the North Caucasus. The authors consider the role of the North Caucasus Federal University in the regional entrepreneurial ecosystem, taking into account the ethno-regional context. Special attention is paid to the substantiation of the university's infrastructure for the systematic development of socio-entrepreneurial education. The novelty and prognosticality of the results obtained lies in the substantiation and characterization of an interconnected set of conceptual-strategic, organizational-prognostic, content-technological and personnel-methodological blocks of the infrastructure of social and entrepreneurial education, ensuring the integration of the necessary resources for the development of social entrepreneurship in the North Caucasus.

Key words: social entrepreneurship, social-entrepreneurial education, educational programs, infrastructure, entrepreneurial competencies, ethnore-gional features.

В.К. Шаповалов, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

E-mail: shapovalov. v. k@gmail.com

И.Ф. Игропуло, д-р пед. наук, проф., ведущ. науч. сотр., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

E-mail: igropulo@mail.ru

ММ Арутюнян, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,

E-mail: m.arutiunian@gmail.com

ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Статья посвящена анализу роли социального предпринимательства и социально-предпринимательского образования на Северном Кавказе. Авторы рассматривают роль Северо-Кавказского федерального университета в региональной предпринимательской экосистеме с учетом этнорегио-нального контекста. Особое внимание уделено обоснованию вузовской инфраструктуры для системного развития социального предпринимательского образования. Новизна и прогностичность полученных результатов заключается в обосновании и характеристике взаимосвязанной совокупности концептуально-стратегического, организационно-прогностического, содержательно-технологического и кадрово-методического блоков инфраструктуры социально-предпринимательского образования, обеспечивающих интеграцию необходимых ресурсов для развития социального предпринимательства на Северном Кавказе.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально предпринимательское образование, образовательные программы, инфраструктура, предпринимательские компетенции, этнорегиональные особенности.

Работа выполнена в рамках проекта РФФИ 19-013-00551«Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов»

Актуальность исследования определяется возрастанием роли социального предпринимательства как научно-практического феномена, фактора успешного преодоления локальных социальных проблем, обусловленных этнореги-ональными особенностями Северного Кавказа. Исследователи отмечают ряд специфических особенностей, детерминирующих объективную необходимость развития социально-предпринимательских инициатив как фактора снижения молодежной безработицы в регионе, уменьшения оттока из республик рабочей силы, появления новых рабочих мест и повышения предпринимательской активности молодежи в решении социальных проблем местного сообщества. Совокупность вышеперечисленных факторов может существенно снизить в регионе социальные риски, опасность этнических конфликтов и религиозного экстремизма [1].

Цель статьи - выявление и характеристика основных блоков инфраструктуры социально-предпринимательского образования в университете.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

- анализ потенциала социального предпринимательства в решении социальных проблем на Северном Кавказе;

- характеристика роли Северо-Кавказского федерального университета в развитии социального предпринимательства и социально-предпринимательского образования в регионе;

- обоснование значения инфраструктурного обеспечения в развитии социально-предпринимательского образования в регионе;

- характеристика основных блоков инфраструктуры социально-предпринимательского образования.

Методы исследования. Для решения исследовательских задач использовались методы анализа научной литературы, посвященные характеристике социального предпринимательства как научно-практического феномена, особенностям его развития на Северном Кавказе, изучению теории и практики реализации образовательных программ по социальному предпринимательству. Методы сравнения и обобщения результатов научных исследований и накопленного эмпирического опыта позволили выявить основные блоки инфраструктуры социально-предпринимательского образования в этнорегиональном контексте Северного Кавказа.

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) в контексте «третьей миссии» университетов [2] выступает как научно-методический и экспертно-кон-сультативный центр инновационного, технологического и социального развития Северо-Кавказского федерального округа.

Северо-Кавказский федеральный округ созданный в 2010 году, по уровню социально-экономического развития существенно отстает от других российских регионов. Высокий уровень безработицы, в том числе молодежной, накапливающиеся социальные проблемы, сохраняющийся риск социального напряжения детерминируют объективную необходимость активного и целенаправленного развития социального предпринимательства как фактора системных социальных изменений.

В 2021 году СКФУ выступил с инициативой создания Консорциума вузов Северного Кавказа «Человеческий капитал и новая экономика для полиэтничных регионов», основными задачами которого являются:

- экспертно-аналитическое сопровождение социально-экономических проектов и программ;

- научно-инновационное обеспечение социально-экономического регионального развития;

- использование потенциала поликультурности как ресурса обеспечения стабильности и снижения социального напряжения в регионе.

Среди многих аспектов «третьей миссии» современных университетов эксперты выделяют их вклад в интенсификацию развития социального предпринимательства, в том числе в студенческой и молодежной среде. Для решения этой задачи необходимо создание системы условий, способствующих:

- формированию у студентов предпринимательских компетенций;

- развитию инновационного стиля мышления, креативности, гибкости, способности молодежи к генерации нестандартных идей для успешного решения локальных социальных проблем;

- мотивации предпринимательской активности и инициативности молодежи региона [3; 4].

Ряд авторов [5] подчеркивают особую роль университетских образовательных программ в формировании намерений студентов заниматься бизнесом, в развитии у них готовности к организационным инновациям на основе создания в вузе системы специальных социальных и культурных норм, поддерживающих инициативу, предпринимательский дух, креативность. Эксперты отмечают крайне низкую вовлеченность жителей российских регионов в программы предпринимательского образования, причем самые низкие показатели реализации образовательных предпринимательских программ наблюдаются как раз в тех регионах, в которых социальные проблемы характеризуются особой остротой.

Ученые СКФУ выполнили ряд исследований, посвященных сравнительному анализу и педагогическому потенциалу формального и неформального образования в подготовке социальных предпринимателей [6]; основным направлениям подготовки будущих экономистов к социальному предпринимательству на основе использования современных форм и методов обучения [7]; обоснованию педагогических характеристик экосистемы социально-предпринимательского образования как целостной совокупности структурно-функциональных компонентов, взаимосвязь между которыми определяется целями формирования и непрерывного обновления компетенций субъектов социального предпринимательства на основе ценностей их горизонтально-сетевого взаимодействия в открытой образовательной среде [8].

Объективная потребность в интенсификации развития социально-предпринимательского образования на Северном Кавказе детерминирует поиск новых организационно-управленческих решений и эффективных средств. Мы полагаем, что особая роль принадлежит развитию инфраструктуры социально-предпринимательского образования с учетом этнорегиональных особенностей.

Исследователи рассматривают инфраструктурное обеспечение образовательной сферы как «... комплекс взаимосвязанных элементов образовательной сферы, обеспечивающих основу функционирования и развития образовательной сферы, а также повышения ее привлекательности» [9, с. 52]. К компонентам инфраструктурного обеспечения относится, в том числе, кадровая и PR-инфра-структура или маркетинговая инфраструктура, которые в своей совокупности способствуют продвижению образовательных организаций.

В контексте нашего исследования заслуживает внимания понятие инфраструктурной поддержки предпринимательства, в структуру которого входят исследовательские центры; консалтинговые центры; учебно-научно-производственные объединения; научные и учебные центры; технопарки; центры транс-

Таблица 1

Содержательные блоки инфраструктуры социально-предпринимательского образования

в университете

Инфраструктурные блоки социально-предпринимательского образования Основные задачи и направления деятельности Результаты

Концептуально-стратегический - междисциплинарный анализ социального предпринимательства и социально-предпринимательского образования; - обоснование концептуальных идей социально-предпринимательского образования с учетом этнорегиональных особенностей Северного Кавказа; - включение вопросов социально-предпринимательского образования молодежи в стратегические документы трансформации университета в научно-аналитический и экспертно-кон-сультативный центр в региональной предпринимательской экосистеме Научные обзоры, научные публикации. Создание в университете научно-экспертного совета по направлению «Социальное предпринимательство». Организация и проведение Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Университетские образовательные программы как ресурс развития социального предпринимательства в регионе»

Организационно-прогностический - создание в университете организационных структур, реализующих перспективные направления развития социального предпринимательства с учетом прогноза модернизации социально-экономической сферы на Северном Кавказе; - формирование в университете образовательного пространства, стимулирующего развитие предпринимательского мышления, предприимчивости, креативности студентов; - разработка системы менторской поддержки студенческих предпринимательских проектов и программ на основе социального партнерства с представителями социального бизнеса и регионального предпринимательского сообщества Создание Северо-Кавказского инкубатора социального предпринимательства. Организация и проведение ежегодной Международной летней Северо-Кавказской школы социального предпринимательства и социальных инноваций. Организация для школьников и студентов Школы социального предпринимательства СКФУ Организация ежегодного конкурса студенческих социальных бизнес-идей «Бизнес для всех». Подготовка студентов к участию во всероссийском конкурсе на лучший студенческий кейс по социальному предпринимательству

Содержательно-технологический - реализация основных и дополнительных образовательных программ в области социального предпринимательства; - новые направления интеграции формального и неформального предпринимательского образования в региональной инновационной экосистеме с учетом накопленного в регионах Северного Кавказа опыта развития социального предпринимательства; - разработка и апробация деятельностных образовательных практик по формированию и развитию предпринимательских компетенций молодежи Дисциплины социально-предпринимательского профиля в рамках основных образовательных программ высшего образования. Программы неформального социально-предпринимательского образования молодежи

Кадрово-методический - мотивация преподавателей вуза к включению в совместные со студентами социально ориентированные предпринимательские проекты и программы; - подготовка преподавателей вуза к развитию предпринимательских компетенций студентов; - научно-методическое обобщение лучших образовательных практик развития компетенций студентов в области социального предпринимательства; - организация экспертной оценки эффективности основных и дополнительных образовательных программ по развитию предпринимательских компетенций обучающихся в области социального предпринимательства Методика экспертизы и оценки программ социально-предпринимательского образования молодежи. Программы повышения квалификации преподавателей вуза по развитию предпринимательских компетенций студентов. Банк лучших образовательных практик по развитию предпринимательских компетенций студентов

фера технологий и др. [10]. А.Н. Палагина справедливо отмечает, что в разных регионах система инфраструктурной поддержки предпринимательства очень сильно дифференцирована по формам и направлениям и чаще всего носит фрагментарный характер.

Государственная значимость инфраструктурной поддержки предпринимательства отражена в российском законодательстве, определяющем сущность «инновационной инфраструктуры» как «совокупности организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг» [11].

В исследовании И.Г. Дежиной выделено пять основных видов инновационной инфраструктуры, к которым она относит информационную, экспер-тно-консалтинговую, финансовую, производственно-технологическую (или материальную) и кадровую. Считаем исчерпывающей данную классификацию, которая отражает системный подход к поддержке инновационной деятельности, ориентированной на производство новых продуктов и услуг [12]. В то же время

С.А. Пардасян, В.К. Потемкина уделяют особое внимание информационной инфраструктуре и инфраструктуре организационной поддержки [13].

Нам импонирует позиция Т.Ф. Палей, которая считает, что современным вузам следует уделять особое внимание созданию специальных условий, обеспечивающих инфраструктурные возможности для развития предпринимательства в регионах [14]. К таким условиям она обоснованно относит, прежде всего, технологические возможности университетов (библиотеки, учебные аудитории) для проведения семинаров и конференций, оказания широкого перечня информационно-консультационных услуг.

Анализ и обобщение результатов выполненных исследований и накопленного в СКФУ эмпирического опыта позволяет выделить основные содержательные блоки в инфраструктуре социально-предпринимательского образования в университете, представленные в обобщённом виде в табл. 1.

Развитие социально-предпринимательского образования на Северном Кавказе выступает важнейшим условием системной подготовки молодежи к активному и осознанному участию в решении локальных социальных проблем, развития

их предпринимательских компетенций, инновационного стиля мышления, открытости новым идеям на основе сохранения традиционных этнонациональных традиций и ценностей.

Научная новизна полученных результатов заключается в выявлении структуры инфраструктурной поддержки социально-предпринимательского образования в университете. Инфраструктура социально-предпринимательского образования в университете рассматривается нами как взаимосвязанная совокупность концептуально-стратегического, организационно-прогностического, содержательно-технологического и кадрово-методического блоков, обеспечивающих интеграцию необходимых ресурсов для развития социального предпринимательства на Северном Кавказе с учетом этнорегиональных особенностей республик.

Теоретическая значимость состоит в систематизации педагогического знания о социально-предпринимательском образовании, его целевой ориентации, практико-ориентированном характере, деятельностном способе освоения содержания и развитии предпринимательских компетенций как условии личност-но-профессиональной самореализации молодежи.

Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их использования в проектировании вузовских систем инфраструктурной поддержки и развития социально-предпринимательского образования.

Обобщение полученных результатов позволяет сформулировать следующие основные выводы.

1. Северо-Кавказский федеральный университет выступает экспер-тно-аналитическим центром развития социального предпринимательства на

Библиографический список

Северном Кавказе, обеспечивая необходимую инфраструктурную поддержку социально-предпринимательского образования с учетом этнорегиональных особенностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Научное обоснование содержания и технологий социально-предпринимательского образования выступает важнейшим условием развития социального предпринимательства в республиках Северного Кавказа как фактор предупреждения и минимизации острых социальных проблем, закрепления молодежи в различных сферах деятельности и их личностно-профессиональной самореализации.

3. Инфраструктура социально-предпринимательского образования в университете включает взаимосвязанную совокупность концептуально-стратегического, организационно-прогностического, содержательно-технологического и кадрово-методического блоков, обеспечивающих интеграцию ресурсов вуза различного характера по включению студентов и молодежи в овладение эффективными моделями предпринимательского поведения.

4. Перспективы дальнейших исследований включают:

- обоснование оптимальных педагогических условий разработки и реализации цифровых образовательных ресурсов в области образовательных программ по социальному предпринимательству;

- научно-методическое обобщение опыта реализации образовательных программ по социальному предпринимательству в республиках Северного Кавказа;

- разработку критериев и диагностического инструментария для экспертизы инфраструктуры социально-предпринимательского образования на уровне вуза и региона.

1. Гарунова Н.Н. Социальные проблемы как одна из причин радикализации молодежи на Северном Кавказе. Вестник Челябинского государственного университета. 2014; Выпуск 61, № 22 (351): 132 - 136.

2. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития. Сравнительная политика. 2018; № 9 (1): 5 - 17.

3. Ливенцова Е.Ю., Малкова И.Ю. Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве университета. Вестник Томского государственного университета. 2017; № 425: 187 - 190.

4. Плужник И.Л., Ильницкая Т.О., Луччи Ф. Предпринимателями рождаются или становятся? Эффективные академические модели обучения предпринимательству студентов вузов. Образование и наука. 2018; Т. 20, № 5: 56 - 78.

5. Духон А. Б., Зиньковский К. В., Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте. Вопросы образования. 2018; № 2: 139 - 172.

6. Шаповалов В.К., Игропуло И.Ф., Арутюнян М.М. Подготовка молодежи Северного Кавказа к социальному предпринимательству в условиях формального и неформального образования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019; № 9 (142): 17 - 20.

7. Клушина Н.П., Рощупкина В.В. Актуальность подготовки студентов к социальному предпринимательству. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 142 - 144.

8. Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К., Арутюнян М.М., Минкина О.В. Педагогические характеристики экосистемы социально-предпринимательского образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019; № 3 (72): 133 - 144.

9. Морозова И.А., Волков С.К., Мысин М.Н. Развитие инфраструктуры сферы образования и возможности применения инструментов государственно-частного партнерства. Научные ведомости. Серия: История. Политология, Экономика. Информатика. 2014; Выпуск 31-1, № 15 (186): 48 - 57.

10. Палагина А.Н. Адаптивная инфраструктура поддержки МСП как элемент формирования государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства. Вестник ЮРГТУ. 2014; № 1: 70 - 77.

11. О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_11507/

12. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. Москва: ИЭПП, 2004.

13. Пардасян С.А., Потемкин В.К. Инновационная деятельность: организация, технологии, проектирование. Санкт-Петербург: ИРЭ РАН, 2001.

14. Палей Т.Ф. Система управления университетом, направленная на инфраструктурное обеспечение предпринимательства в регионе. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012; № 46 (10): 1 - 34.

References

1. Garunova N.N. Social'nye problemy kak odna iz prichin radikalizacii molodezhi na Severnom Kavkaze. VestnikChelyabinskogogosudarstvennogo universiteta. 2014; Vypusk 61, № 22 (351): 132 - 136.

2. Golovko N.V., Zinevich O.V., Ruzankina E.A. Tret'ya missiya universiteta i model' mnogopol'zovatel'skogo upravleniya dlya regional'nogo razvitiya. Sravnitel'naya politika. 2018; № 9 (1): 5 - 17.

3. Livencova E.Yu., Malkova I.Yu. Razvitie social'no-predprinimatel'skoj kompetentnosti obuchayuschihsya v obrazovatel'nom prostranstve universiteta. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 425: 187 - 190.

4. Pluzhnik I.L., Il'nickaya T.O., Luchchi F. Predprinimatelyami rozhdayutsya ili stanovyatsya? 'Effektivnye akademicheskie modeli obucheniya predprinimatel'stvu studentov vuzov. Obrazovanie i nauka. 2018; T. 20, № 5: 56 - 78.

5. Duhon A. B., Zin'kovskij K. V., Obrazcova O. I., Chepurenko A. Yu. Vliyanie programm predprinimatel'skogo obrazovaniya na razvitie malogo biznesa v Rossii: opyt 'empiricheskogo analiza v regional'nom kontekste. Voprosy obrazovaniya. 2018; № 2: 139 - 172.

6. Shapovalov V.K., Igropulo I.F., Arutyunyan M.M. Podgotovka molodezhi Severnogo Kavkaza k social'nomu predprinimatel'stvu v usloviyah formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 9 (142): 17 - 20.

7. Klushina N.P., Roschupkina V.V. Aktual'nosf podgotovki studentov k social'nomu predprinimatel'stvu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 142 - 144.

8. Igropulo I.F., Shapovalov V.K., Arutyunyan M.M., Minkina O.V. Pedagogicheskie harakteristiki 'ekosistemy social'no-predprinimatel'skogo obrazovaniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 3 (72): 133 - 144.

9. Morozova I.A., Volkov S.K., Mysin M.N. Razvitie infrastruktury sfery obrazovaniya i vozmozhnosti primeneniya instrumentov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Nauchnye vedomosti. Seriya: Istoriya. Politologiya, 'Ekonomika. Informatika. 2014; Vypusk 31-1, № 15 (186): 48 - 57.

10. Palagina A.N. Adaptivnaya infrastruktura podderzhki MSP kak 'element formirovaniya gosudarstvennoj politiki v sfere malogo i srednego predprinimatel'stva. Vestnik YuRGTU. 2014; № 1: 70 - 77.

11. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike. Federal'nyj zakon ot 23.08.1996 № 127-FZ (red. ot 02.11.2013). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_11507/

12. Dezhina I.G., Saltykov B.G. Mehanizmy stimulirovaniya kommercializacii issledovanijirazrabotok. Moskva: I'EPP, 2004.

13. Pardasyan S.A., Potemkin V.K. Innovacionnaya deyatel'nost': organizaciya, tehnologii, proektirovanie. Sankt-Peterburg: IR'E RAN, 2001.

14. Palej T.F. Sistema upravleniya universitetom, napravlennaya na infrastrukturnoe obespechenie predprinimatel'stva v regione. Upravlenie 'ekonomicheskimisistemami: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012; № 46 (10): 1 - 34.

Статья поступила в редакцию 01.11.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.