ленных на стимулирование инициативы в выборе ими оптимальных решений по выходу из проблемных ситуаций и создание условий для осмысления своего потенциала в самосовершенствовании [7]. Он подчеркивает также, что педагогическую поддержку можно понимать как воспитание - взаимодействие. Это, с одной стороны, деятельность педагогов, родителей и других субъектов, осуществляющих педагогическое сопровождение детей, с другой, деятельность воспитанников, направленная на саморазвитие. При этом обе стороны реализуют субъектную позицию.
Технология педагогической поддержки рассматривается как целенаправленная система педагогических действий, которые обеспечивают становление у учащегося мотивационного и операционального компонентов сознательного подхода к саморазвитию. Технология педагогической поддержки имеет цели, идеи, содержательный, деятельностный и результативный компоненты, действующие как целостная система. Целями педагогической поддержки в процессе саморазвития подростков являются актуализация у учащихся потребности в самопознании, содействие в обнаружении и осмыслении проблем, с которыми они сталкиваются в жизни, в учебной деятельности; помощь учащимся в осознании цели саморазвития, способов самопознания и саморегуляции.
Деятельность педагога по педагогической поддержке учащихся в саморазвитии состоит из следующих компонентов: определение педагогом субъективного потенциала ребенка; ориентирование ребенка на раскрытие собственных интересов; помощь ребенку в поисках смысла и ценностей в значимых для него интересах; поддержка в самоопределении, самореализации; организация рефлексии [5]. Педагогическая поддержка в саморазвитии подростков выполняет мотивационную, технологическую, защитную функции. Следует отметить, что мотивационная функция выражается в учете интереса подростков, в усилении
Библиографический список
информационного и деятельностного пространства, актуализации потребности в саморазвитии, увеличении возможностей самостоятельного выбора способов в саморазвитии. Создание различных видов деятельности, ситуаций, расширение круга общения и рефлексия являются составляющими технологической функции.
Например, опыт работы в школе показывает, что формами организации педагогической работы по педагогической поддержке в саморазвитии подростков могут быть кружки, студии, спортивные секции. Так, например, литературная студия собирает любителей поэзии, прозы. Здесь дети могут самовыражаться, написав рассказ, сказку, сочинив стихотворение. Подростки, которые занимаются в студии, могут издавать литературную газету, где отражены результаты их творчества, участвовать в различных конкурсах регионального и всероссийского уровней. Тем самым в студийной деятельности учащиеся подросткового возраста учатся общаться, раскрывают возможности адекватной самоактуализации. Защитная функция выражается в правильной организации и использовании методов, средств, способов помощи ребенку.
Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил нам заключить, что педагогическая поддержка является технологически обеспеченной системой педагогической помощи в саморазвитии учащимся.
Научная новизна статьи определяется выявлением основных форм проявления социальной активности подростков в учебной и внеучебной деятельности.
Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания об особенностях педагогической поддержки в процессе саморазвития учащихся подросткового возраста.
Практическая значимость состоит в определении рисков и противоречий в саморазвитии подростков, которые следует учитывать педагогам при организации педагогической поддержки этого процесса.
1. Аксиньева М.А. Организация педагогической поддержки старшеклассникам в среднем профессиональном образовательном учреждении. Гуманистические и социально-экономические науки. Спецвыпуск. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2006; № 4.
2. Аракчеева С.А. Педагогическое сопровождение формирования готовности подростков к саморазвитию. Available at: //https:ciberleninka/ru
3. Братусь Б.С. Аномалия личности. Москва, 1990.
4. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей. Народное образование. 1998; № 6: 108 - 111.
5. Иванова И.В. Педагогическая поддержка как современная образовательная практика. Педагогическое образование в России. 2015; № 12: 108 - 112.
6. Михайлова Н.Н., Юсфина С.М. Тактика педагогической поддержки. Новые ценности образования. 2005; № 5.
7. Рожков М.И. Экзистенциальный подход к социально-педагогическому сопровождению детей. Ярославский педагогический вестник. 2013; Т. 2: 23 - 27.
8. Степанов П.В. Воспитательная деятельность педагога: методические рекомендации. Москва, 2019.
9. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен. Вестник Герценовского университета. 2012; № 1: 20 - 29.
10. Торхова А.В., Царик И.А. Педагогическая поддержка саморазвития учащихся. Минск, 2016.
11. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.
12. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.
References
1. Aksin'eva M.A. Organizaciya pedagogicheskoj podderzhki starsheklassnikam v srednem professionalem obrazovatel'nom uchrezhdenii. Gumanisticheskie i social'no-'ekonomicheskie nauki. Specvypusk. Pedagogika. Rostov-na-Donu, 2006; № 4.
2. Arakcheeva S.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya gotovnosti podrostkov k samorazvitiyu. Available at: //https:ciberleninka/ru
3. Bratus' B.S. Anomaliya lichnosti. Moskva, 1990.
4. Gazman O.S. Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detej. Narodnoe obrazovanie. 1998; № 6: 108 - 111.
5. Ivanova I.V. Pedagogicheskaya podderzhka kak sovremennaya obrazovatel'naya praktika. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 12: 108 - 112.
6. Mihajlova N.N., Yusfina S.M. Taktika pedagogicheskoj podderzhki. Novye cennostiobrazovaniya. 2005; № 5.
7. Rozhkov M.I. 'Ekzistencial'nyj podhod k social'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu detej. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2013; T. 2: 23 - 27.
8. Stepanov P.V. Vospitatel'naya deyatel'nost'pedagoga: metodicheskie rekomendacii. Moskva, 2019.
9. Fel'dshtejn D.I. Sovremennoe detstvo kak sociokul'turnyj i psihologicheskij fenomen. Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2012; № 1: 20 - 29.
10. Torhova A.V., Carik I.A. Pedagogicheskaya podderzhka samorazvitiya uchaschihsya. Minsk, 2016.
11. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.
12. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.
Статья поступила в редакцию 11.10.21
УДК 378
Shapovalov V.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor of Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Education,
North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: shapovalov.v.k@gmail.com
Igropulo I.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), leading researcher, Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Educaton,
North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: igropulo@mail.ru
Arutiunian M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy, Methodology and Technology of Education,
North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: m.arutiunian@gmail.com
INFRASTRUCTURE OF SOCIAL AND ENTREPRENEURIAL EDUCATION AT A UNIVERSITY: ETHNOREGIONAL CONTEXT. The article is dedicated to the analysis of the role of social entrepreneurship and social-entrepreneurship education in the North Caucasus. The authors consider the role of the North Caucasus Federal University in the regional entrepreneurial ecosystem, taking into account the ethno-regional context. Special attention is paid to the substantiation of the university's infrastructure for the systematic development of socio-entrepreneurial education. The novelty and prognosticality of the results obtained lies in the substantiation and characterization of an interconnected set of conceptual-strategic, organizational-prognostic, content-technological and personnel-methodological blocks of the infrastructure of social and entrepreneurial education, ensuring the integration of the necessary resources for the development of social entrepreneurship in the North Caucasus.
Key words: social entrepreneurship, social-entrepreneurial education, educational programs, infrastructure, entrepreneurial competencies, ethnore-gional features.
В.К. Шаповалов, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,
E-mail: shapovalov. v. k@gmail.com
И.Ф. Игропуло, д-р пед. наук, проф., ведущ. науч. сотр., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,
E-mail: igropulo@mail.ru
ММ Арутюнян, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь,
E-mail: m.arutiunian@gmail.com
ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ
Статья посвящена анализу роли социального предпринимательства и социально-предпринимательского образования на Северном Кавказе. Авторы рассматривают роль Северо-Кавказского федерального университета в региональной предпринимательской экосистеме с учетом этнорегио-нального контекста. Особое внимание уделено обоснованию вузовской инфраструктуры для системного развития социального предпринимательского образования. Новизна и прогностичность полученных результатов заключается в обосновании и характеристике взаимосвязанной совокупности концептуально-стратегического, организационно-прогностического, содержательно-технологического и кадрово-методического блоков инфраструктуры социально-предпринимательского образования, обеспечивающих интеграцию необходимых ресурсов для развития социального предпринимательства на Северном Кавказе.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально предпринимательское образование, образовательные программы, инфраструктура, предпринимательские компетенции, этнорегиональные особенности.
Работа выполнена в рамках проекта РФФИ 19-013-00551«Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов»
Актуальность исследования определяется возрастанием роли социального предпринимательства как научно-практического феномена, фактора успешного преодоления локальных социальных проблем, обусловленных этнореги-ональными особенностями Северного Кавказа. Исследователи отмечают ряд специфических особенностей, детерминирующих объективную необходимость развития социально-предпринимательских инициатив как фактора снижения молодежной безработицы в регионе, уменьшения оттока из республик рабочей силы, появления новых рабочих мест и повышения предпринимательской активности молодежи в решении социальных проблем местного сообщества. Совокупность вышеперечисленных факторов может существенно снизить в регионе социальные риски, опасность этнических конфликтов и религиозного экстремизма [1].
Цель статьи - выявление и характеристика основных блоков инфраструктуры социально-предпринимательского образования в университете.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
- анализ потенциала социального предпринимательства в решении социальных проблем на Северном Кавказе;
- характеристика роли Северо-Кавказского федерального университета в развитии социального предпринимательства и социально-предпринимательского образования в регионе;
- обоснование значения инфраструктурного обеспечения в развитии социально-предпринимательского образования в регионе;
- характеристика основных блоков инфраструктуры социально-предпринимательского образования.
Методы исследования. Для решения исследовательских задач использовались методы анализа научной литературы, посвященные характеристике социального предпринимательства как научно-практического феномена, особенностям его развития на Северном Кавказе, изучению теории и практики реализации образовательных программ по социальному предпринимательству. Методы сравнения и обобщения результатов научных исследований и накопленного эмпирического опыта позволили выявить основные блоки инфраструктуры социально-предпринимательского образования в этнорегиональном контексте Северного Кавказа.
Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) в контексте «третьей миссии» университетов [2] выступает как научно-методический и экспертно-кон-сультативный центр инновационного, технологического и социального развития Северо-Кавказского федерального округа.
Северо-Кавказский федеральный округ созданный в 2010 году, по уровню социально-экономического развития существенно отстает от других российских регионов. Высокий уровень безработицы, в том числе молодежной, накапливающиеся социальные проблемы, сохраняющийся риск социального напряжения детерминируют объективную необходимость активного и целенаправленного развития социального предпринимательства как фактора системных социальных изменений.
В 2021 году СКФУ выступил с инициативой создания Консорциума вузов Северного Кавказа «Человеческий капитал и новая экономика для полиэтничных регионов», основными задачами которого являются:
- экспертно-аналитическое сопровождение социально-экономических проектов и программ;
- научно-инновационное обеспечение социально-экономического регионального развития;
- использование потенциала поликультурности как ресурса обеспечения стабильности и снижения социального напряжения в регионе.
Среди многих аспектов «третьей миссии» современных университетов эксперты выделяют их вклад в интенсификацию развития социального предпринимательства, в том числе в студенческой и молодежной среде. Для решения этой задачи необходимо создание системы условий, способствующих:
- формированию у студентов предпринимательских компетенций;
- развитию инновационного стиля мышления, креативности, гибкости, способности молодежи к генерации нестандартных идей для успешного решения локальных социальных проблем;
- мотивации предпринимательской активности и инициативности молодежи региона [3; 4].
Ряд авторов [5] подчеркивают особую роль университетских образовательных программ в формировании намерений студентов заниматься бизнесом, в развитии у них готовности к организационным инновациям на основе создания в вузе системы специальных социальных и культурных норм, поддерживающих инициативу, предпринимательский дух, креативность. Эксперты отмечают крайне низкую вовлеченность жителей российских регионов в программы предпринимательского образования, причем самые низкие показатели реализации образовательных предпринимательских программ наблюдаются как раз в тех регионах, в которых социальные проблемы характеризуются особой остротой.
Ученые СКФУ выполнили ряд исследований, посвященных сравнительному анализу и педагогическому потенциалу формального и неформального образования в подготовке социальных предпринимателей [6]; основным направлениям подготовки будущих экономистов к социальному предпринимательству на основе использования современных форм и методов обучения [7]; обоснованию педагогических характеристик экосистемы социально-предпринимательского образования как целостной совокупности структурно-функциональных компонентов, взаимосвязь между которыми определяется целями формирования и непрерывного обновления компетенций субъектов социального предпринимательства на основе ценностей их горизонтально-сетевого взаимодействия в открытой образовательной среде [8].
Объективная потребность в интенсификации развития социально-предпринимательского образования на Северном Кавказе детерминирует поиск новых организационно-управленческих решений и эффективных средств. Мы полагаем, что особая роль принадлежит развитию инфраструктуры социально-предпринимательского образования с учетом этнорегиональных особенностей.
Исследователи рассматривают инфраструктурное обеспечение образовательной сферы как «... комплекс взаимосвязанных элементов образовательной сферы, обеспечивающих основу функционирования и развития образовательной сферы, а также повышения ее привлекательности» [9, с. 52]. К компонентам инфраструктурного обеспечения относится, в том числе, кадровая и PR-инфра-структура или маркетинговая инфраструктура, которые в своей совокупности способствуют продвижению образовательных организаций.
В контексте нашего исследования заслуживает внимания понятие инфраструктурной поддержки предпринимательства, в структуру которого входят исследовательские центры; консалтинговые центры; учебно-научно-производственные объединения; научные и учебные центры; технопарки; центры транс-
Таблица 1
Содержательные блоки инфраструктуры социально-предпринимательского образования
в университете
Инфраструктурные блоки социально-предпринимательского образования Основные задачи и направления деятельности Результаты
Концептуально-стратегический - междисциплинарный анализ социального предпринимательства и социально-предпринимательского образования; - обоснование концептуальных идей социально-предпринимательского образования с учетом этнорегиональных особенностей Северного Кавказа; - включение вопросов социально-предпринимательского образования молодежи в стратегические документы трансформации университета в научно-аналитический и экспертно-кон-сультативный центр в региональной предпринимательской экосистеме Научные обзоры, научные публикации. Создание в университете научно-экспертного совета по направлению «Социальное предпринимательство». Организация и проведение Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Университетские образовательные программы как ресурс развития социального предпринимательства в регионе»
Организационно-прогностический - создание в университете организационных структур, реализующих перспективные направления развития социального предпринимательства с учетом прогноза модернизации социально-экономической сферы на Северном Кавказе; - формирование в университете образовательного пространства, стимулирующего развитие предпринимательского мышления, предприимчивости, креативности студентов; - разработка системы менторской поддержки студенческих предпринимательских проектов и программ на основе социального партнерства с представителями социального бизнеса и регионального предпринимательского сообщества Создание Северо-Кавказского инкубатора социального предпринимательства. Организация и проведение ежегодной Международной летней Северо-Кавказской школы социального предпринимательства и социальных инноваций. Организация для школьников и студентов Школы социального предпринимательства СКФУ Организация ежегодного конкурса студенческих социальных бизнес-идей «Бизнес для всех». Подготовка студентов к участию во всероссийском конкурсе на лучший студенческий кейс по социальному предпринимательству
Содержательно-технологический - реализация основных и дополнительных образовательных программ в области социального предпринимательства; - новые направления интеграции формального и неформального предпринимательского образования в региональной инновационной экосистеме с учетом накопленного в регионах Северного Кавказа опыта развития социального предпринимательства; - разработка и апробация деятельностных образовательных практик по формированию и развитию предпринимательских компетенций молодежи Дисциплины социально-предпринимательского профиля в рамках основных образовательных программ высшего образования. Программы неформального социально-предпринимательского образования молодежи
Кадрово-методический - мотивация преподавателей вуза к включению в совместные со студентами социально ориентированные предпринимательские проекты и программы; - подготовка преподавателей вуза к развитию предпринимательских компетенций студентов; - научно-методическое обобщение лучших образовательных практик развития компетенций студентов в области социального предпринимательства; - организация экспертной оценки эффективности основных и дополнительных образовательных программ по развитию предпринимательских компетенций обучающихся в области социального предпринимательства Методика экспертизы и оценки программ социально-предпринимательского образования молодежи. Программы повышения квалификации преподавателей вуза по развитию предпринимательских компетенций студентов. Банк лучших образовательных практик по развитию предпринимательских компетенций студентов
фера технологий и др. [10]. А.Н. Палагина справедливо отмечает, что в разных регионах система инфраструктурной поддержки предпринимательства очень сильно дифференцирована по формам и направлениям и чаще всего носит фрагментарный характер.
Государственная значимость инфраструктурной поддержки предпринимательства отражена в российском законодательстве, определяющем сущность «инновационной инфраструктуры» как «совокупности организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг» [11].
В исследовании И.Г. Дежиной выделено пять основных видов инновационной инфраструктуры, к которым она относит информационную, экспер-тно-консалтинговую, финансовую, производственно-технологическую (или материальную) и кадровую. Считаем исчерпывающей данную классификацию, которая отражает системный подход к поддержке инновационной деятельности, ориентированной на производство новых продуктов и услуг [12]. В то же время
С.А. Пардасян, В.К. Потемкина уделяют особое внимание информационной инфраструктуре и инфраструктуре организационной поддержки [13].
Нам импонирует позиция Т.Ф. Палей, которая считает, что современным вузам следует уделять особое внимание созданию специальных условий, обеспечивающих инфраструктурные возможности для развития предпринимательства в регионах [14]. К таким условиям она обоснованно относит, прежде всего, технологические возможности университетов (библиотеки, учебные аудитории) для проведения семинаров и конференций, оказания широкого перечня информационно-консультационных услуг.
Анализ и обобщение результатов выполненных исследований и накопленного в СКФУ эмпирического опыта позволяет выделить основные содержательные блоки в инфраструктуре социально-предпринимательского образования в университете, представленные в обобщённом виде в табл. 1.
Развитие социально-предпринимательского образования на Северном Кавказе выступает важнейшим условием системной подготовки молодежи к активному и осознанному участию в решении локальных социальных проблем, развития
их предпринимательских компетенций, инновационного стиля мышления, открытости новым идеям на основе сохранения традиционных этнонациональных традиций и ценностей.
Научная новизна полученных результатов заключается в выявлении структуры инфраструктурной поддержки социально-предпринимательского образования в университете. Инфраструктура социально-предпринимательского образования в университете рассматривается нами как взаимосвязанная совокупность концептуально-стратегического, организационно-прогностического, содержательно-технологического и кадрово-методического блоков, обеспечивающих интеграцию необходимых ресурсов для развития социального предпринимательства на Северном Кавказе с учетом этнорегиональных особенностей республик.
Теоретическая значимость состоит в систематизации педагогического знания о социально-предпринимательском образовании, его целевой ориентации, практико-ориентированном характере, деятельностном способе освоения содержания и развитии предпринимательских компетенций как условии личност-но-профессиональной самореализации молодежи.
Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их использования в проектировании вузовских систем инфраструктурной поддержки и развития социально-предпринимательского образования.
Обобщение полученных результатов позволяет сформулировать следующие основные выводы.
1. Северо-Кавказский федеральный университет выступает экспер-тно-аналитическим центром развития социального предпринимательства на
Библиографический список
Северном Кавказе, обеспечивая необходимую инфраструктурную поддержку социально-предпринимательского образования с учетом этнорегиональных особенностей.
2. Научное обоснование содержания и технологий социально-предпринимательского образования выступает важнейшим условием развития социального предпринимательства в республиках Северного Кавказа как фактор предупреждения и минимизации острых социальных проблем, закрепления молодежи в различных сферах деятельности и их личностно-профессиональной самореализации.
3. Инфраструктура социально-предпринимательского образования в университете включает взаимосвязанную совокупность концептуально-стратегического, организационно-прогностического, содержательно-технологического и кадрово-методического блоков, обеспечивающих интеграцию ресурсов вуза различного характера по включению студентов и молодежи в овладение эффективными моделями предпринимательского поведения.
4. Перспективы дальнейших исследований включают:
- обоснование оптимальных педагогических условий разработки и реализации цифровых образовательных ресурсов в области образовательных программ по социальному предпринимательству;
- научно-методическое обобщение опыта реализации образовательных программ по социальному предпринимательству в республиках Северного Кавказа;
- разработку критериев и диагностического инструментария для экспертизы инфраструктуры социально-предпринимательского образования на уровне вуза и региона.
1. Гарунова Н.Н. Социальные проблемы как одна из причин радикализации молодежи на Северном Кавказе. Вестник Челябинского государственного университета. 2014; Выпуск 61, № 22 (351): 132 - 136.
2. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития. Сравнительная политика. 2018; № 9 (1): 5 - 17.
3. Ливенцова Е.Ю., Малкова И.Ю. Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве университета. Вестник Томского государственного университета. 2017; № 425: 187 - 190.
4. Плужник И.Л., Ильницкая Т.О., Луччи Ф. Предпринимателями рождаются или становятся? Эффективные академические модели обучения предпринимательству студентов вузов. Образование и наука. 2018; Т. 20, № 5: 56 - 78.
5. Духон А. Б., Зиньковский К. В., Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Влияние программ предпринимательского образования на развитие малого бизнеса в России: опыт эмпирического анализа в региональном контексте. Вопросы образования. 2018; № 2: 139 - 172.
6. Шаповалов В.К., Игропуло И.Ф., Арутюнян М.М. Подготовка молодежи Северного Кавказа к социальному предпринимательству в условиях формального и неформального образования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019; № 9 (142): 17 - 20.
7. Клушина Н.П., Рощупкина В.В. Актуальность подготовки студентов к социальному предпринимательству. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 142 - 144.
8. Игропуло И.Ф., Шаповалов В.К., Арутюнян М.М., Минкина О.В. Педагогические характеристики экосистемы социально-предпринимательского образования. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019; № 3 (72): 133 - 144.
9. Морозова И.А., Волков С.К., Мысин М.Н. Развитие инфраструктуры сферы образования и возможности применения инструментов государственно-частного партнерства. Научные ведомости. Серия: История. Политология, Экономика. Информатика. 2014; Выпуск 31-1, № 15 (186): 48 - 57.
10. Палагина А.Н. Адаптивная инфраструктура поддержки МСП как элемент формирования государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства. Вестник ЮРГТУ. 2014; № 1: 70 - 77.
11. О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_11507/
12. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. Москва: ИЭПП, 2004.
13. Пардасян С.А., Потемкин В.К. Инновационная деятельность: организация, технологии, проектирование. Санкт-Петербург: ИРЭ РАН, 2001.
14. Палей Т.Ф. Система управления университетом, направленная на инфраструктурное обеспечение предпринимательства в регионе. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012; № 46 (10): 1 - 34.
References
1. Garunova N.N. Social'nye problemy kak odna iz prichin radikalizacii molodezhi na Severnom Kavkaze. VestnikChelyabinskogogosudarstvennogo universiteta. 2014; Vypusk 61, № 22 (351): 132 - 136.
2. Golovko N.V., Zinevich O.V., Ruzankina E.A. Tret'ya missiya universiteta i model' mnogopol'zovatel'skogo upravleniya dlya regional'nogo razvitiya. Sravnitel'naya politika. 2018; № 9 (1): 5 - 17.
3. Livencova E.Yu., Malkova I.Yu. Razvitie social'no-predprinimatel'skoj kompetentnosti obuchayuschihsya v obrazovatel'nom prostranstve universiteta. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 425: 187 - 190.
4. Pluzhnik I.L., Il'nickaya T.O., Luchchi F. Predprinimatelyami rozhdayutsya ili stanovyatsya? 'Effektivnye akademicheskie modeli obucheniya predprinimatel'stvu studentov vuzov. Obrazovanie i nauka. 2018; T. 20, № 5: 56 - 78.
5. Duhon A. B., Zin'kovskij K. V., Obrazcova O. I., Chepurenko A. Yu. Vliyanie programm predprinimatel'skogo obrazovaniya na razvitie malogo biznesa v Rossii: opyt 'empiricheskogo analiza v regional'nom kontekste. Voprosy obrazovaniya. 2018; № 2: 139 - 172.
6. Shapovalov V.K., Igropulo I.F., Arutyunyan M.M. Podgotovka molodezhi Severnogo Kavkaza k social'nomu predprinimatel'stvu v usloviyah formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2019; № 9 (142): 17 - 20.
7. Klushina N.P., Roschupkina V.V. Aktual'nosf podgotovki studentov k social'nomu predprinimatel'stvu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 142 - 144.
8. Igropulo I.F., Shapovalov V.K., Arutyunyan M.M., Minkina O.V. Pedagogicheskie harakteristiki 'ekosistemy social'no-predprinimatel'skogo obrazovaniya. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 3 (72): 133 - 144.
9. Morozova I.A., Volkov S.K., Mysin M.N. Razvitie infrastruktury sfery obrazovaniya i vozmozhnosti primeneniya instrumentov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Nauchnye vedomosti. Seriya: Istoriya. Politologiya, 'Ekonomika. Informatika. 2014; Vypusk 31-1, № 15 (186): 48 - 57.
10. Palagina A.N. Adaptivnaya infrastruktura podderzhki MSP kak 'element formirovaniya gosudarstvennoj politiki v sfere malogo i srednego predprinimatel'stva. Vestnik YuRGTU. 2014; № 1: 70 - 77.
11. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike. Federal'nyj zakon ot 23.08.1996 № 127-FZ (red. ot 02.11.2013). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_11507/
12. Dezhina I.G., Saltykov B.G. Mehanizmy stimulirovaniya kommercializacii issledovanijirazrabotok. Moskva: I'EPP, 2004.
13. Pardasyan S.A., Potemkin V.K. Innovacionnaya deyatel'nost': organizaciya, tehnologii, proektirovanie. Sankt-Peterburg: IR'E RAN, 2001.
14. Palej T.F. Sistema upravleniya universitetom, napravlennaya na infrastrukturnoe obespechenie predprinimatel'stva v regione. Upravlenie 'ekonomicheskimisistemami: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012; № 46 (10): 1 - 34.
Статья поступила в редакцию 01.11.21