Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Технический вуз / образовательный процесс / образовательная среда / технологический комплекс / информационно-образовательная среда / производственная сфера / интеграция образования и производства. / Technical university / educational process / educational environment / technological complex / information and educational environment / professional training / future specialist / professional education / production sphere / integration of education and production.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вильданов И. Э.

Одной из приоритетных задач развития высшего образования в России сегодня является качественная профессиональная подготовка будущих специалистов, что осуществляется на фоне общих цифровых процессов. Именно в этом направлении актуализируется модернизация профессионального образования, где на первый план ставится задача разработок и внедрения инновационных средств обучения и их совершенствования в условиях развивающейся цифровизации образования. В этой связи выстраиваемая информационно-образовательная среда в техническом вузе показывает, что подобное образовательное пространство должно стать самостоятельной частью образовательной системы, направленной на качественную подготовку будущих специалистов с применением для этого современных информационных технологий. Актуальность настоящей статьи заключается в раскрытии важности информационнообразовательной среды для успешного функционирования технического вуза на основе технологического комплекса, что предполагает также связь с общей цифровизацией социума и одним из ее направлений – модернизацией высшего образования, ориентированной на комплексную подготовку будущих специалистов для производственной сферы. Цель исследования – определить в контексте проектирования образовательной среды технического вуза в условиях интеграции образования, науки и производства возможности технологического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL COMPLEX AS A BASIS FOR CREATING AN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A TECHNICAL UNIVERSITY

One of the priority tasks for the development of higher education in Russia today is the quality professional training of future specialists, which is carried out against the background of general digital processes. It is in this direction that the modernization of professional education is actualized, where the task of development and implementation of innovative teaching tools and their improvement in the conditions of developing digitalization of education is put in the foreground. In this regard, the information and educational environment being built in a technical university show that such an educational space should become an independent part of the educational system aimed at quality training of future specialists with the use of modern information technologies for this purpose. Proceeding from this, the relevance of this article lies in revealing the importance of information and educational environment for the successful functioning of a technical university on the basis of technological complex, which also impliesthe connection with the general digitalization of society and as one of its directions – the modernization of higher education, focused on the comprehensive training of future specialists for the production sphere. With this in mind, the aim of the study is to identify the possibilities of technological complex in the context of creating an information and educational environment of a technical university based on the integration of education and production.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 378+378.09

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

© 2024 И. Э. Вильданов

кандидат педагогических наук, доцент, проректор по образовательной деятельности, e-mail: vildan@kgasu.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Одной из приоритетных задач развития высшего образования в России сегодня является качественная профессиональная подготовка будущих специалистов, что осуществляется на фоне общих цифровых процессов. Именно в этом направлении актуализируется модернизация профессионального образования, где на первый план ставится задача разработок и внедрения инновационных средств обучения и их совершенствования в условиях развивающейся цифровизации образования. В этой связи выстраиваемая информационно-образовательная среда в техническом вузе показывает, что подобное образовательное пространство должно стать самостоятельной частью образовательной системы, направленной на качественную подготовку будущих специалистов с применением для этого современных информационных технологий. Актуальность настоящей статьи заключается в раскрытии важности информационно-образовательной среды для успешного функционирования технического вуза на основе технологического комплекса, что предполагает также связь с общей цифровизацией социума и одним из ее направлений - модернизацией высшего образования, ориентированной на комплексную подготовку будущих специалистов для производственной сферы. Цель исследования - определить в контексте проектирования образовательной среды технического вуза в условиях интеграции образования, науки и производства возможности технологического комплекса.

Ключевые слова: технический вуз, образовательный процесс, образовательная среда, технологический комплекс, информационно-образовательная среда, производственная сфера, интеграция образования и производства.

TECHNOLOGICAL COMPLEX AS A BASIS FOR CREATING AN INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A TECHNICAL UNIVERSITY

© 2024 I. E. Vildanov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: vildan@kgasu.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

One of the priority tasks for the development of higher education in Russia today is the quality professional training of future specialists, which is carried out against the background of general digital processes. It is in this direction that the modernization of professional education is actualized, where the task of development and implementation of innovative teaching tools and their improvement in the conditions of developing digitalization of education is put in the foreground. In this regard, the information and educational environment being built in a technical university show that such an educational space should become an independent part of the educational system aimed at quality training of future specialists with the use of modern information technologies for this purpose. Proceeding from this, the relevance of this article lies in revealing the importance of information and educational environment for the successful functioning of a technical university on the basis of technological complex, which also implies

the connection with the general digitalization of society and as one of its directions -the modernization of higher education, focused on the comprehensive training of future specialists for the production sphere. With this in mind, the aim of the study is to identify the possibilities of technological complex in the context of creating an information and educational environment of a technical university based on the integration of education and production.

Keywords: technical university, educational process, educational environment, technological complex, information and educational environment, professional training, future specialist, professional education, production sphere, integration of education and production.

Введение

Сегодня автоматизация образовательного процесса, начиная с его проектирования и заканчивая полным предоставлением всего арсенала информационных технологий, находит свое отражение в требованиях к информационно-образовательной среде в стандарте нового поколения, в частности в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по подготовке специалистов [16]. Этот стандарт предписывает, что каждый обучающийся должен быть обеспечен неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде как на своей территории, так и вне ее. В связи с повышением требований к качественному формированию у студентов профессиональной компетентности на повестку дня выносится вопрос о создании информационно-образовательной среды в вузе, актуальность которого в свое время была отражена в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы [10]. Поэтому на сегодняшний день внедрение информационных технологий можно наблюдать во всех сферах жизни современного общества, включая экономику и образование. Это в полной мере касается научно-образовательных кластеров, где уже по определению формируется информационно-образовательная среда. Рассматривая в этой связи технологический комплекс как основу создания информационно-образовательной среды технического вуза, отметим, что в задачу вуза обычно должны входить:

- создание единого информационного образовательного пространства данного вуза;

- обеспечение вузовской инфраструктуры современным программным оборудованием;

- внедрение в вузе информационно-коммуникационных технологий для повышения качества образовательного процесса;

- создание разветвлённой сети образовательных ресурсов на электронной основе;

- обеспечение вуза телекоммуникационными средствами для оперативной обратной связи;

- внедрение в вузе информационной системы управления;

- создание условий для повышения квалификации преподавателей, связанной с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из этого, содержание технологического комплекса профессиональной подготовки должно разрабатываться на основе компетентностной модели (например, инженера-строителя, что включает в себя циклы проектных, расчетно-конструкторских и технологических дисциплин) и быть направлено на формирование профессиональных и личностных компетенций специалиста. И здесь важной характеристикой качества подготовки специалистов должен стать фактор приобретения ими соответствующей специализации, что предполагает овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной производственной деятельности.

При этом предполагается, что условия для функционирования информационно-образовательной среды могут быть созданы с использованием ресурсов и иных организаций, что так или иначе диктует быстрое обновление знаний в области

технических наук. Данное обстоятельство ставит перед высшей школой конкретную задачу подготовки специалистов, которые должны овладеть умениями:

- извлекать и обрабатывать информацию, а также использовать всевозможные информационные ресурсы для решения поставленных задач;

- на основе критического осмысления действительности находить рациональные пути решения проблем, используя современные информационные технологии;

- налаживать сотрудничество со специалистами из различных сфер деятельности;

- самостоятельно приобретать знания и навыки и применять их на практике в условиях постоянных изменений в современном обществе.

Следует отметить, что сущность информационно-образовательной среды сегодня изучается многими исследователями, в частности А.Г. Абросимовым, С.А. Назаровым, А.В. Солянкиным, В.И. Токтаровой, В.А. Ясвиным и др. [1; 9; 11; 14; 18]. Как считают эти исследователи, именно педагогическая интеграция образовательной и информационной среды привела к появлению понятия «информационно-образовательная среда», что придало деятельности технического вуза такие важнейшие характеристики, как непрерывность и интегративность в их многомерном диапазоне, создав, по сути, системно организованный феномен. По мнению этих авторов, непрерывность образования как раз и была вызвана необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, которые были бы ориентированы не на объемы, а на качество продукции. А это всегда зависит от личности работника и его компетентности, что становится уже главным условием его продуктивности и устойчивости. С учетом этого, как показывает практика технического вуза, использование информационно-образовательной среды во многом начинает определять успешность обучения студентов, поскольку информатизация образовательного процесса как дидактический фактор обеспечивает их большими образовательными возможностями. В этой связи во многих работах исследователей можно встретить различные позиции относительно понятия «информационно-образовательная среда». Так, например, А.А. Андреев считает, что в информационно-образовательной среде обязательно должны присутствовать соответствующие носители информации (например, в печатной или электронной форме, всевозможные информационно-технические средства и т.д.), а также программные продукты, используемые в учебной, административной или иной деятельности [2]. По мнению И.Г. Захаровой, для успешного функционирования информационно-образовательной среды в вузе необходимо самое активное участие преподавателей, так как именно им вменяется внедрение электронных образовательных ресурсов на своем участке общего образовательного процесса [4]. А В.А. Красильникова считает, что при создании информационно-образовательной среды вуза, помимо внедрения в ней соответствующего содержательного контента, необходима также и постоянная разработка ее технологической основы, связанной с применением современных обучающих средств. Это в конечном счете позволяет успешно осуществлять управление познавательной деятельностью студентов, принимая во внимание непрерывный профессиональный рост каждого из них, на что, собственно, и «работает» содержательный компонент информационно-образовательной среды [7]. Такая среда Н.Н. Куровой охарактеризована с позиции управленческого ресурса самоорганизации. Тогда системную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс и управление им обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие компонентов среды [8]. Исследователи С.В. Зенкина и А.А. Кузнецов при создании информационно-образовательной среды вуза настаивают на активном использовании информационно-коммуникационных технологий с точки зрения их неограниченных возможностей,

а отсюда и перспектив дальнейшего развития всей системы высшего образования [5]. Добавим к этому подход Б.Е. Стариченко к созданию информационно-образовательной среды, который считает, что при технологической реализации информационно-образовательной среды всегда имеют место наличие ресурсного обеспечения (размещение электронных образовательных ресурсов) и оперативная коммуникация между преподавателем и студентами с точки зрения коммуникационной функции [12].

Созданию информационно-образовательной среды в вузе посвящены также работы зарубежных исследователей. В своих работах они акцентируют внимание на следующие аспекты.

• Включение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет по-новому взглянуть на современную среду обучения, где преподаватель по-прежнему остается основным фактором, функционально повышающим смысл образования, делая его эффективным и плодотворным, усиливая у своих подопечных рефлексию и самооценку [22].

• При внедрении и реализации инноваций в информационно-образовательную среду вуза возникают определенные риски, которые будут отражать особенности данного вуза, использующего современные технологии обучения, что улучшает, тем не менее, образовательный процесс, обеспечивая его практическую значимость и стимулирование к активности и самостоятельности в обучении [23].

• Информационно-образовательная среда предполагает открытость мира, когда студенты могут учиться в любое время и у любого преподавателя, открывая для себя целый мир возможностей и устраняя границы для обучения и становления на основе мобильной среды и совместной работы [20].

• Обучение в вузе в условиях информационно-образовательной среды позволяет использовать передовые подходы для фиксации деятельности студентов в момент их обучения с целью их поддержки и повышения у них более эффективного восприятия изучаемого материала [25].

• В условиях информационно-образовательной среды преподаватель имеет возможность проводить онлайн-измерения для фиксации саморегуляции студентов в режиме реального времени во время обучения, что позволяет делать выводы о том, как студенты контролируют и обновляют свое понимание изучаемого материала [24].

• В условиях информационно-образовательной среды вуза средами онлайн-обучения можно определять методы поиска образовательных данных, которые помогают изучить и понять траекторию познавательной деятельности студентов, что позволяет создавать возможности для саморегулируемого обучения [19].

• Информационно-образовательная среда вуза создает персональную среду обучения, что является педагогическим подходом для интеграции формального и неформального обучения, когда средствами совместной работы и общения у студентов в процессе саморегуляции структурируются четкие и конкретные цели и различные стратегии для достижения этих целей, включая самоконтроль и оценку прогресса в течение практических эпизодов своей познавательной деятельности [21].

Исходя из анализа вышеприведенных научных работ, мы пришли к выводу, что информационно-образовательная среда в техническом вузе должна не только обеспечивать цифровизацию информационно-методической деятельности, но и способствовать разработке методов внедрения информационных технологий в учебный процесс с целью расширения сферы образовательных услуг и в целом дальнейшего повышения эффективности обучения с учетом возрастающей динамики изменения знаний в области технических наук. Более того, вуз должен решать учебные задачи с наименьшими издержками, что и поддерживается информационно-коммуникационными технологиями. Они обеспечивают также реализацию в вузе

дистанционных технологий обучения с любым набором дистанционных программ. Таким образом, расширяется цель исследования. Необходимо показать важность информационно-образовательной среды как фактора успешности функционирования научно-образовательного кластера. Также нас интересует, какова сущность информационно-образовательной среды; какие возможности предоставляет вузу интеграция образования и производства; что входит в компоненты технологического комплекса и каковы принципы его функционирования, может ли выступать технологический комплекс базой формирования и развития информационно-образовательной среды технического вуза.

Методы исследования

В процессе исследования были использованы теоретические (анализ, синтез, конкретизация, обобщение), диагностические (анкетирование, метод аналогий), эмпирические методы (изучение опыта работы образовательных, научных и производственных организаций, а также нормативной документации).

Результаты исследования

Рассмотрение вышеназванных аспектов мы начнем с вопроса, насколько важна информационно-образовательная среда для технического вуза. Важность информационно-образовательной среды для научно-образовательного кластера заключается в том, что процесс обучения приобретает черты технологической деятельности, когда образовательный процесс с его информационными компонентами реализуется в цифровом формате, доступном каждому участнику данного процесса. Рассматривая информационно-образовательную среду технического вуза, можно сказать, что ее влияние на успешность подготовки специалистов становится существенным фактором развития научно-образовательного кластера в целом. И когда мы говорим о важности информационно-образовательной среды для технического вуза, то имеем в виду, что данное образовательное пространство должно способствовать обеспечению комфортности не только деятельности преподавателей, но и самого процесса подготовки студентов к овладению ими будущей профессией. В условиях деятельности технического вуза информационно-образовательная среда должна быть информационно насыщенной, стимулирующей к разным видам активности, инициирующей самостоятельность и творчество, расширяющей познавательные возможности каждого студента, обеспечивающей комфортный режим учебной деятельности и т.д. С учетом этого информационно-образовательная среда в вузе любой направленности обеспечивает возможность планировать конкретное ресурсное обеспечение на каждом этапе образовательного процесса; возможность осуществлять информационно-методическую поддержку учебного процесса; возможность размещать и сохранять материалы образовательного процесса на информационных ресурсах любого участника данного учебного процесса.

При этом важно отметить, что функционирование информационно-образовательной среды в техническом вузе становится формой организации в нем общего образовательного процесса, где представлены определенные правила и нормы, регламентирующие действия преподавателей и студентов. Исходя из этого, в характеристику информационно-образовательной среды технического вуза мы вкладываем программное и методическое обеспечение учебного процесса, а также систему средств передачи информационных данных, имеющих образовательный ресурс.

Итак, создание информационно-образовательной среды технического вуза на основе технологического комплекса обусловлено дидактическими предпосылками,

связанными со стандартизацией как образовательных программ, так и их составляющих. Выделим следующие преимущества технологического комплекса как основы создания информационно-образовательной среды технического вуза: возможность проектирования и построения информационно-образовательной среды с точки зрения совокупности соответствующих профильных дисциплин; возможность структурированно организовывать учебный процесс в условиях информационно-образовательной среды технического вуза, успешно использовать стандартизированные курсы, подготовленные различными образовательными организациями, а также авторами соответствующей профессиональной сферы.

Рассмотрим далее сущностные характеристики информационно-образовательной среды в контексте ее функционирования в техническом вузе. Сегодня любой технический вуз претерпевает изменения, которые детерминированы внедрением информационных технологий, что, в свою очередь, требует опережающего развития качества подготовки специалистов. Это возможно только при включении в учебный процесс инструментов электронного обучения, которые способствуют тому, что достигается новое качество образовательной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных инноваций. При этом развивается и сам технический вуз как один из центров единой научной и информационно-образовательной среды. На этой основе можно вывести следующие сущностные компоненты информационно-образовательной среды:

- интегральность среды: интегративный характер предполагает предоставление базовых знаний, определяемых профильной специализацией подготовки студентов; насыщенную информационно-справочную базу; наличие дополнительных учебных материалов, необходимых для углубления знаний по специальности; беспрепятственный выход на мировые информационные ресурсы и т.д.;

- адаптивность среды: предполагает обоснованное применение инновационных методов и приемов обучения; сохранение структуры и принципов построения существующей системы образования; наличие возможностей для модификации информационной компоненты образовательной среды; гибкие условия для удовлетворения потребностей студентов и т.д.;

- многовекторность среды: предполагает обеспечение образовательными услугами по разным направлениям, включая предоставление необходимого программного сопровождения, всевозможные учебно-методические материалы, технические средства, тренинговое обеспечение, систему мониторинга знаний, хранилище информации любого вида и т.д.;

- информационная доступность среды: предполагает своевременное и оперативное предоставление информации по первому требованию с учетом ограничений современных технических средств.

Таким образом, сущность информационно-образовательной среды заключается в том, что она обеспечивает качественную организацию учебных занятий, когда широко применяются электронные средства обучения, а также дистанционные образовательные технологии, создавая тем самым продуктивное взаимодействие преподавателей и студентов в формате «здесь и сейчас», включая использование возможностей сети Интернет; позволяет фиксировать непосредственно ход образовательного процесса, а также результаты промежуточной аттестации и в целом освоение студентами учебной программы с учетом формирования по этим результатам электронного портфолио каждого студента с сохранением всех его баллов за проделанную работу. При этом студенты имеют возможность ознакомления с учебными планами по курсу и рабочими программами по профильным дисциплинам, включая и производственную практику. На занятиях и вне их студенты могут изучать

также и различные электронные учебные издания. Информационно-образовательная среда должна отвечать следующим требованиям, связанным с достижением важнейшего интегративного результата - создания комфортной развивающей образовательной среды технического вуза: обеспечение открытости и привлекательности профессионального образования, его доступности и возможности гарантируемого успеха в ходе нравственного, интеллектуального и социального развития каждого студента. Этому способствуют интегративное сочетание педагогических и образовательных технологий, компьютерное

и телекоммуникационное оснащение учебного процесса, что дает возможность интегрировать в образовательный процесс учебную, исследовательскую, профессиональную и социальную среды, обеспечивающие полноту содержания и инновационность форм всего процесса обучения.

Что касается интеграции образования и производства, то важное обоснование для нее предложил в свое время исследователь Н.К. Чапаев [17], подчеркнув связь педагогики с изготовлением и применением людьми орудий труда, когда в ходе зарождения технологии их изготовления появилась и технология передачи этих навыков. Это подвело к выводу о производственно-педагогической сущности человека и о возможностях в дальнейшем интеграции производства и образования, появлению на этой основе технических терминов в педагогике. Наличие связи профессионального образования и производственной сферы приобрело реальные черты. В их многогранности отразились вузы, предприятия, научно-исследовательские центры и т.д., пространство их взаимодействия, его формы и структура интеграции, эффективность деятельности всех субъектов созданной агломерации и т.д. Для достижения результатов интеграции образования и производства решаются задачи разного характера и уровня, в частности связанные с таким направлениями, как улучшение качества профессиональной подготовки специалистов, расширение научно-исследовательской деятельности, совершенствование материально-технической базы, обеспечение качества управления процессом подготовки специалистов и т.д. Исходя из этих направлений по повышению качества профессионального образования решаются следующие задачи:

- по заказу конкретных предприятий расширяется реестр специализаций и в связи с этим открываются новые специальности;

- с учетом актуального запроса предприятий разрабатываются соответствующие образовательные программы;

- для молодых сотрудников предприятия, планирующих продолжать свое образование, разрабатываются новые учебные планы среднего и высшего профессионального образования;

- в рамках дополнительного образования и расширения системы повышения квалификации разрабатываются необходимые образовательные программы;

- для продуктивной кооперации научно-педагогических кадров вуза с предприятиями создаются все необходимые условия.

В разрезе решения этих задач предполагается внедрение двухуровневой системы высшего образования с подготовкой бакалавров и магистров: первым в будущем будет предложена работа в качестве технологов; у вторых появится возможность работать в качестве инженеров и управленцев в одном из звеньев производства, а также стать разработчиками новых технологий. Особое место в этой системе занимает аспирантура; в ней предполагается подготовка исследователей для предприятий и обучение будущих преподавателей для среднего профессионального и высшего образования. Данная многоуровневая подготовка кадров имеет свои преимущества, поскольку дает возможность предприятиям проводить отбор необходимых специалистов, а значит,

включаться в общий процесс накопления трудовых ресурсов. По сути, все это связано с модернизацией учебно-методической и научно-исследовательской базы, в связи с чем на повестке дня стоит решение следующих задач:

- создание технологического комплекса, ориентированного на целевую подготовку специалистов;

- оснащение учебных лабораторий и связанной с ними материально-технической базы современными информационно-коммуникационными технологиями, исходя из общих требований к информатизации образования;

- расширение и совершенствование лабораторного фонда для проведения исследований;

- внедрение современной методологии к проведению мониторинга качества;

- создание условий для привлечения преподавателей и студентов к научно-исследовательской работе по проблемам конкретной отрасли производства;

- привлечение специалистов производственной сферы к участию в образовательном процессе вуза;

- создание возможностей для сокращения процесса адаптации молодых специалистов в ходе их трудоустройства;

- изыскание средств для строительства оздоровительных и культурно- досуговых объектов;

- развитие корпоративной культуры и атмосферы доверия в условиях интеграции образования и производства.

Для успешного создания информационно-образовательной среды технического вуза и повышения в нем эффективности профессионального строительного образования необходим, как нам представляется, соответствующий технологический комплекс, что мы и рассмотрим далее. Основываясь на общем понимании технологического комплекса как функционально взаимосвязанных в нем средств технологического оснащения для выполнения в заданных условиях производства соответствующих технологических процессов или операций, В.Н. Сучков, Р.С. Сафин, Т.В. Сучкова [13] в своей работе сформулировали общие концептуальные положения о технологическом комплексе, связанном с подготовкой будущих специалистов строительной отрасли. Основные из этих положений приведены ниже.

• Базовым звеном технологического комплекса должны выступать научно-образовательные центры, деятельность которых направлена на подготовку бакалавров и магистров в области строительного производства на основе системной интеграции всех компонентов образовательного процесса, включая информационно-образовательную сферу с целью формирования у будущих специалистов необходимых компетенций в соответствии со своей специализацией.

• Субъект обучения, его личностное и профессиональное развитие есть стратегическая цель проектирования и реализации технологического комплекса.

• Технологический комплекс в рамках строительного образования предоставляет все условия для профессионального развития будущих специалистов, процесс которого обеспечивается преподавателями на основе своего научно-методического потенциала и профессионального опыта.

• Технологический комплекс направлен на создание условий для развития у студентов необходимых профессиональных компетенций и личностного становления как будущих компетентных и конкурентоспособных специалистов.

• В рамках интеграции образования и производства технологический комплекс способствует формированию интегративной среды для творческого развития каждого студента, культивируя индивидуальную и коллективную деятельность, направленную

на формирование у него универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО.

На основании вышесказанного перед технологическим комплексом стоят следующие задачи:

- способствовать развитию инновационного потенциала технического вуза и расширению его взаимодействия с реальным сектором экономики;

- обеспечивать организационное, техническое и информационно-аналитическое сопровождение реализации проектов научно-образовательного кластера;

- содействовать исследованию рынка инновационных разработок и пополнению информационно-аналитических баз данных;

- организовывать отбор и оценку проектов технического вуза, обладающих коммерческим потенциалом;

- увеличивать количество объектов интеллектуальной собственности, созданных в техническом вузе, с целью их внедрения в строительный сектор экономики;

- создавать эффективную систему коммерциализации интеллектуальной деятельности технического вуза для привлечения внебюджетных средств на его развитие;

- создавать информационный канал для продвижения идеологии инновационного развития технического вуза;

- создавать возможности для организации работы бизнес-клуба предпринимателей, связанных со строительным производством.

Важно указать, что исследования авторами проводились в условиях внедрения государственных образовательных стандартов, в которых, как общеизвестно, результат обучения оценивался в знаниях, умениях и навыках. В настоящее время в соответствии с ФГОС 3++ в результате обучения у выпускников должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Обновились в новых ФГОС и требования к организации образовательного процесса. Значит, появилась насущная необходимость разработки инновационного технологического комплекса. Такой комплекс был разработан Казанским строительным университетом (КГАСУ) и состоит он из следующих структурных компонентов: целевой, содержательный, технологический, средовой и результативный [6].

Целевой компонент нового комплекса ориентирован на формирование и развитие профессиональных, коммуникативных компетенций и личностных качеств, что позволяет утверждать, что выпускники способны и готовы к решению сложных проблем с применением цифровых технологий, например ТИМ-технологий.

Содержательный компонент должен обеспечить целостность содержания высшего образования с опорой на принципы непрерывности, интеграции и дифференциации, гуманизации и демократизации образования. Он должен отражать роль науки, ее достижения в развитии строительной отрасли, а также показать роль общей культуры общества в формировании корпоративной культуры с целью совершенствования условий содержания безопасного труда.

Важным является технологический компонент, включающий в себя технологии обучения, применяемые в учебном процессе строительного вуза: личностно ориентированные, проблемные, контекстные, модульные и концентрированные.

Что касается средового компонента, то его можно назвать базовым компонентом технологического комплекса, поскольку он представлен в виде научно-образовательных центров (НОЦ) по всем направлениям и профилям профессиональной архитектурно-строительной подготовки. Основанием этого утверждения является то, что при их проектировании, создании и эксплуатации осуществлена системная интеграция процесса подготовки будущих специалистов в научно-образовательном

кластере. Все этапы создания НОЦ выполнялись на базе системного, комплексного, контекстного и деятельностного подходов.

Первым методологическим основанием среды изучения специальных архитектурно-строительных дисциплин, по нашему мнению, выступают средства обучения как инструмент организации познавательной деятельности обучающихся.

Цели, задачи и содержание профессиональных дисциплин являются следующей методологической основой создания НОЦ.

Сами методы и организационные формы обучения (например, деловые, виртуальные игры) выступают третьей методологической основой проектирования, создания и использования НОЦ. С учетом всего этого в НОЦ реализуется интеграция учебной, профессиональной, социализирующей, исследовательской и воспитательной сред, что обеспечивает личностно-профессиональное развитие будущих специалистов. Формирование личностной сферы достигается за счет создания профессиональной среды. И если рассматривать в этой связи подготовку, например, строительных специальностей в условиях технологического комплекса, то можно увидеть, что этот процесс опирается на принципы целостности, открытости, расширяемости, системности, эргономичности, гибкости, оптимизации и качества [3]. Так, принцип целостности указывает на то, что проектирование, реализация и эксплуатация НОЦ осуществлены на основе системной интеграции. Возможность использования множества источников и сети Интернет достигается при реализации принципа открытости. Принцип расширяемости подтверждается тем, что университет продолжает проектирование и создание новых НОЦ. Комплекс имеет множество накладываемых структур, взаимодействующих между собой, имеющих соотношения и связи, что характерно для принципа системности. Соответствие комплекса временным, пространственным, материально-техническим, безопасным, санитарным и другим условиям обучения устанавливает принцип эргономичности. Современное строительство характеризуется часто изменяющимися технологиями, материалами, техникой, ресурсами и выдвигает новые требования к подготовке специалистов. Адаптировать технологический комплекс к новым изменяющимся требованиям строительного комплекса позволяет принцип гибкости. Повышение эффективности профессиональной подготовки от каждого компонента технологического комплекса при наименьших затратах сил и средств обеспечивает принцип оптимальности. Соответствие всех элементов технологического комплекса нормам ФГОС ВО достигается постоянным контролем на всех этапах проектирования и реализации комплекса и устанавливается принципом качества.

Результативный компонент представляется университетом работодателям региона качеством подготовки выпускников, их успехами на различных конкурсах, студенческих стартапах, трех международных строительных чемпионатах.

Таким образом, технологический комплекс создает все предпосылки для создания информационно-образовательной среды технического вуза, что предусматривает следование определенным положениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширять возможности информационно-образовательной среды, которые позволяли бы обогащать образовательную систему, ориентированную на профессиональную подготовку студентов в техническом вузе;

- целесообразно усиливать многовекторность информационно-образовательной среды технического вуза для повышения уровня подготовки специалистов;

- реализовывать образовательный процесс в таком цифровом формате, который был бы доступен каждому преподавателю и студенту;

- своевременно предоставлять широкий спектр образовательных программ на основе информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечивать на основе технологического комплекса системность информационно-образовательной среды технического вуза для четкого структурирования учебных занятий;

- создавать возможности для модификации информационных компонентов образовательной среды вуза;

- постоянно сочетать информационно-образовательную среду с живой коммуникацией с целью достижения высокого уровня сформированности профессиональной компетентности студентов;

- увеличивать диапазон использования компьютерных средств обучения для методической поддержки преподавателей и студентов и их коммуникации;

- поддерживать работу преподавателей оперативной сервисной службой в условиях виртуальной среды для повышения продуктивности процесса обучения;

- стимулировать преподавателей и студентов в самостоятельном создании своих образовательных ресурсов.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, а также анализа отечественных и зарубежных исследований, был сделан вывод о том, что разработка информационно-образовательных сред требует помимо всего прочего, определенных материальных затрат в силу присущей им высокой наукоемкости и обязательной совместной работы квалифицированных специалистов разного профиля (проектировщиков, компьютерных дизайнеров, преподавателей-предметников, психологов и т.д.). Для создания информационно-образовательной среды технического вуза требуется также и собственное финансирование из ресурсов самого учебного заведения и научно-образовательного кластера. И здесь важным как раз становится такой аспект, как интеграция образования и производства. Данная интеграция представляет собой взаимообусловленное взаимодействие системы профессионального образования и производственной сферы, в котором отражается своя многоплановость и разноуровневость, что приобретает свои характеристики в связи со спецификой деятельности участвующих в этом субъектов. Это предполагает тесное сетевое взаимодействие образования и производственной сферы, актуальность которого была выражена в ст. 15 п.1 Закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов соответствующих организаций.» [15].

При создании информационно-образовательной среды технического вуза большую роль играет образовательный кластер, в который входят различные автономные учебные заведения. Исходя из фактора смежности профессий и специальностей, а также на базе совместной научно-образовательной деятельности они успешно взаимодействуют друг с другом. При этом образовательный кластер предполагает включение и государственных, и негосударственных учебных заведений, а также всевозможных научно-исследовательских лабораторий, учреждений по повышению квалификации, представителей бизнеса и органов власти, причастных к развитию регионального образования. И центральная роль в этой многоуровневой агломерации обычно отводится вузу, которому приходится становиться системообразующим компонентом. Технологический комплекс на основе интеграции образования и производства способствует проведению в жизнь утвержденных образовательных стандартов на базе колледжа или вуза, где проводятся научные исследования в их прикладном значении. Организуемая таким образом совместная

деятельность, по сути, повышает научный уровень всех участвующих субъектов в данном образовательном процессе.

Все это в конечном счете способствует совершенствованию управления процессом подготовки специалистов, где важно решение следующих задач: переход в условиях технического вуза к единому информационно-образовательному пространству с целью обеспечения эффективности профессионального образования; адекватное распределение представительских возможностей всех субъектов информационно-образовательной среды данного вуза; повышение уровня организации в вузе образовательного процесса, связанного с осуществлением функционирования информационно-образовательной среды; предоставление техническому вузу возможностей для проведения самостоятельной деятельности в условиях научно-образовательного кластера и т.д.

При этом важно подчеркнуть, что помимо собственно профессиональной подготовки кадров технический вуз должен заниматься также и методической работой, с тем чтобы осуществлять научно обеспеченное сотрудничество с предприятиями региона и с государством в целом. Это может, в частности, подтвердить введение в действие в 2019 г. в КГАСУ инновационного Центра инженерных систем в строительстве «БИЗТЕМБ/СИСТЕМЫ», в котором при научной лаборатории организован процесс обучения магистрантов направления «Строительство» по профилю «Системы теплогазоснабжения и вентиляции». Актуальностью проекта должна стать возможность для студентов осваивать и совершенствовать профессиональные компетенции, связанные с работой на современных технологических установках. В процессе работы на них моделируются как стандартные, так и экстремальные обстоятельства. Овладение студентами соответствующими компетенциями мы относим к результативному компоненту технологического комплекса, который как раз и отражает влияние информационно-образовательной среды на профессионально-личностное развитие студента, уровень сформированности у него необходимых компетенций и личностные качества.

Библиографический список

1. Абросимов, А. Г. Теоретические и практические основы создания информационно-образовательной среды вуза / А. Г. Абросимов. - Самара, 2003. - 204 с.

2. Андреев, А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах / А. А. Андреев // Инновации в образовании.

- 2004. - № 6. - С. 98-113.

3. Вильданов, И. Э. Разработка технологий открытого дистанционного образования в современных условиях в техническом вузе / И. Э. Вильданов // Казанский педагогический журнал. - 2020. - №6. - С. 64-69.

4. Захарова, И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореферат диссертации ... доктора педагогических наук / И. Г. Захарова. - Тюмень, 2003. - 46 с.

5. Зенкина, С. В. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда / С. В. Зенкина, А. А. Кузнецов // Основы общей теории и методики обучения информатике. - Москва: Бином, 2009. - 154 с.

6. Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 1. - С. 133-140

7. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебное пособие / В. А. Красильникова. - Москва : Директ-Медиа, 2013.

- 231 с.

8. Курова, Н. Н. Информационная среда как средство управления информатизацией образовательного процесса в школе : автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Н. Н. Курова. - Самара, 2009. - 24 с.

9. Назаров, С. А. Педагогические основы проектирования личностно-развивающей информационно-образовательной среды технического вуза: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / С. А. Назаров. - Ростов-на-Дону, 2006. - 22 с.

10. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» // ГАРАНТ -Законодательство.

11. Солянкин, А. В. Генезис информационной образовательной среды в России /

A. В. Солянкин // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2.

12. Стариченко, Б. Е. О построении информационного обеспечения учебного процесса в вузе / Б. Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2012. -№ 5. - С. 39-44.

13. Сучков, В. Н. Технологический комплекс подготовки компетентного инженера: монография / В. Н. Сучков, Р. С. Сафин, Т. В. Сучкова. - Казань: КГАСУ, 2011. - 188 с.

14. Токтарова, В. И. Развитие информационно-образовательной среды современного вуза в контексте педагогических инноваций / В. И. Токтарова // Инновации в образовании. - 2016. - № 6. - С. 103-115.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» от 31 мая 2017 г.

17. Чапаев, Н. К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Н. К. Чапаев. -Екатеринбург, 1998. - 492 с.

18. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /

B. А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.

19. Araka, E., Oboko, R., Maina, E. ., & Gitonga, R. (2022). Using Educational Data Mining Techniques to Identify Profiles in Self-Regulated Learning: An Empirical Evaluation // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2022. - 23(1). -Р.131-162.

20. Bonk, C .J. (2009) The World is Open: How Web Technology is Revolutionizing Education. - San Francisco: JosseyBass Inc., 2009.

21. Dabbagh, N., & Kitsantas, A. (2005). Using web-based pedagogical tools as scaffolds for self-regulated learning // Instructional Science. - 2005. - 33(5-6). - Р. 513-540.

22. Dogru, M. (2017). Development of a self-efficacy scale of technology usage in education. Eurasia J. Math. Sci. Technol. Educ. 13, 1785-1798. doi: 10.12973/eurasia.2014.1204a

23. Kvon, G. M., & Vaks, V. B. (2017). Feature of the electronic learning management system in educational process // Conference Proceedings: Education: innovations and traditions. - Prague: WORLD PRESS, 2017. - Р. 104-105.

24. Schraw, G. (2010). Measuring self-regulation in computer-based learning environments // Educational Psychologist. - 2010. - 45(4). - Р. 258-266.

25. Winne, P., & Baker, R. (2013). The potentials of educational data mining for researching metacognition, motivation and self-regulated learning // Journal of Educational Data Mining. - 2013. - 5(1). - Р. 1-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.