Научная статья на тему 'СИНЕРГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СИНЕРГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТРЫ / ПРИНЦИПЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / LEARNING TECHNOLOGIES / TECHNICAL UNIVERSITY / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTERS / PRINCIPLES / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вильданов Ильфак Элфикович

В статье представлена концепция синергии образовательной среды и эффективности высшего технического образования; рассматривается, как создание благоприятной среды обучения может повысить общее качество и результаты технического образования до более высокого уровня. Принимая во внимание такие факторы, как инфраструктура, методики преподавания, услуги поддержки студентов и сотрудничество с промышленностью, автор подчеркивает потенциальные преимущества создания синергетической образовательной среды. В статье также анализируется влияние такой среды на вовлеченность студентов, развитие навыков и перспективы трудоустройства. Благодаря всестороннему исследованию статья способствует нашему пониманию того, как взаимодействие между образовательной средой и высшим техническим образованием может привести к более эффективному и результативному обучению студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вильданов Ильфак Элфикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND THE EFFECTIVENESS OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION

The article presents the concept of synergy of the educational environment and the effectiveness of higher technical education, examines how the creation of a favorable learning environment can improve the overall quality and results of technical education at a higher level. Taking into account factors such as infrastructure, teaching methods, student support services and cooperation with industry, the author emphasizes the potential benefits of creating a synergistic educational environment. The article also analyzes the impact of such an environment on student engagement, skill development and job prospects. Through comprehensive research, the article contributes to our understanding of how the interaction between the educational environment and higher technical education can lead to more effective and efficient student learning.

Текст научной работы на тему «СИНЕРГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2. Akhmadiyeva R.SH., Minnikhanov SH.R. Tsifrovaya transformatsiya i kreativnaya ekonomika v obrazovatel'nom prostranstve tvorcheskikh vuzov // Vestnik NTSBZHD. 2022. № 4 (54). S. 7-11.

3. Bisun CH. Formirovaniye muzykal'noy kul'tury lichnosti // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 5 (78). S. 177-179.

4. Gorshunov S.A. Nekotoryye problemy prepodavatel'sko-pedagogicheskoy deyatel'nosti v Rossii v oblasti obucheniya vokal'nomu iskusstvu // Nauchnyye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2016. № 1. S. 26-30.

5. Gulevich T.M., Memey V.I. Formirovaniye muzykal'no-esteticheskoy kul'tury studenta-trombonista // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022. № 74 (1). S. 75-78.

6. Kashina N.I., Tagil'tseva N.G. Muzykal'naya kul'tura v stanovlenii kul'turnoy identichnosti lichnosti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye. 2022. № 45. S. 32-40.

7. Lan' I., Anisimova O.L. Vliyaniye innovatsionnykh tekhnologiy na muzykal'nuyu kul'turu // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2023. № 2 (38). S. 35-46. 8. Ovcharenko, N.A. Analiz vokal'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti budushchikh uchiteley muzykal'nogo iskusstva v kontseptsii deyatel'nostnogo podkhoda // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 9 (137). S. 78-82.

9. Ovchinnikova YU.S. Mezhkul'turnaya kompetentnost' v sovremennom obrazovanii: opyt postroyeniya muzykal'no-oriyentirovannoy modeli // Muzykal'noye iskusstvo i obrazovaniye. 2022. № 10 (3). S. 27-44.

10. Shastina T.V. Praksiologicheskiy podkhod k organizatsii etnopevcheskoy deyatel'nosti studenta vuza kul'tury // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2022. № 2 (51). S. 146-152.

УДК 378

И.Э. Вильданоб

СИНЕРГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена концепция синергии образовательной среды и эффективности высшего технического образования; рассматривается, как создание благоприятной среды обучения может повысить общее качество и результаты технического образования до более высокого уровня. Принимая во внимание такие факторы, как инфраструктура, методики преподавания, услуги поддержки студентов и сотрудничество с промышленностью, автор подчеркивает потенциальные преимущества создания синергетической образовательной среды. В статье также анализируется влияние такой среды на вовлеченность студентов, развитие навыков и перспективы трудоустройства. Благодаря всестороннему исследованию статья способствует нашему пониманию того, как взаимодействие между образовательной средой и высшим техническим образованием может привести к более эффективному и результативному обучению студентов.

Ключевые слова: технологии обучения, технический вуз, научно-образовательный центры, принципы, образовательная среда

Для цитирования: Вильданов И.Э. Синергия образовательной среды и эффективности высшего технического образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 1. С.79-84.

[lfak Е. Vlldanov SYNERGY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND THE EFFECTIVENESS OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION

The article presents the concept of synergy of the educational environment and the effectiveness of higher technical education, examines how the creation of a favorable learning environment can improve the overall quality and results of technical education at a higher level. Taking into account factors such as infrastructure, teaching methods, student support services and cooperation with industry, the author emphasizes the potential benefits of creating a synergistic educational environment. The article also analyzes the impact of such an environment on student engagement, skill development and job prospects. Through comprehensive research, the article contributes to our understanding of how the interaction between the educational environment and higher technical education can lead to more effective and efficient student learning.

Key words: learning technologies, technical university, scientific and educational centers, principles, educational environment

For citation: Vildanov I.E. Synergy of the educational environment and the effectiveness of higher technical education // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 1. С.79-84.

Введение

В современном геополитическом, экономическом и социальном контексте устойчивый прогресс науки и материального производства существенно влияет на успешное развитие России и благосостояние ее населения. Значимость руководителей производств, инженерно-технических специалистов и высококвалифицированных специалистов становится все более важной в обеспечении прогрессивного развития таких ключевых отрас-

лей, как машиностроение, металлургия, нефтедобыча и нефтехимия. Основой этого роста является строительная отрасль, которая опирается на хорошо подготовленных специалистов, предоставляемых высшими техническими учебными заведениями. Подготовка таких специалистов в условиях цифровой трансформации в строительстве и высшем образовании должна базироваться на интеграции компетентностного подхода, согласованного с профессиональными и обра-

зовательными стандартами с созданием современной образовательной среды в вузах и внедрением современных образовательных технологий (технологий обучения).

Литературный обзор

В педагогической литературе отмечается, что разработка образовательных технологий может различаться в зависимости от технологического обеспечения. Отметим, проектирование и реализация системы средств и условий в обучении способствует развитию студентов как субъектов учения и общения, познания и саморазвития [5, с. 35].

Определение образовательной среды В.А. Ясвина представлено в научных публикациях как «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [7, с. 14]. Педагогическое исследование образовательной среды, являющейся ведущим фактором обучения, воспитания и развития детей, наиболее глубоко изучено для школьного образования. В.А. Ясвин подчеркивает важность пространственно-предметных, социальных и психодидактических компонентов образовательной среды, которые неизбежно подразумевают проектирование, моделирование и экспертную оценку [5].

С.В. Журавлева в своих исследованиях в структуру образовательной среды предлагает включить компоненты: материальная (предметно-пространственная) среда, социальная среда и деятельностная. При этом первые два компонента можно отнести к деятельност-ной. А информационный, культурный и психологический компоненты составляют основу социальной среды [2].

Образовательную среду медицинского вуза исследовала И.А. Артюхина [1]. Ею среда представлена как педагогический феномен.

Принципы проектирования творческой образовательной среды подробно представлены в работах M .В. Пучкова и О.M . Шенцова [4, 6].

В.Н. Новиков [3] рассматривает образовательную среду вуза как фактор, стимулирующий профессиональный и личностный рост, и освящает в своих работах методологические основы и требования к проектированию лич-ностно стимулирующей университетской среды.

В зарубежных публикациях образовательная среда предстает как средство обеспечения непрерывного процесса подготовки специалистов к обучению не только в период обучения в вузе, но и на протяжении всей жизни.

К. Illeris определяет образовательную среду как многоуровневую субстанцию [10], которая способствует расширению границ познания и эмоций. При проектировании образовательной среды, по мнению G. Salomon, необходимо учитывать условия, поддерживающие благополучие и здоровье студентов, а также способствующие развитию необходимых компетенций и творческого потенциала [12]. E. Ellström, B. Ekhoim, P.-E. Ellström утверждают, что образовательная среда позволяет реализовывать инновационные проекты в области подготовки студентов к профессиональной деятельности [8]. O.A. ElSawy с соавторами считает, что образовательная среда - это место, где созданы условия для выбора студентом собственного маршрута развития и саморазвития [9]. P. Juceviciene и G. Gintare описывают образовательную среду как пространство, включающее материально-технические ресурсы, информационно-аналитическое оборудование, кадровое, методическое и программно-методическое обеспечение, способствующее приобретению новых знаний, формированию навыков и умений, а также ценностно-смыслового представления о мире [11].

Материалы и методы исследования

Целью настоящего исследования является установление методологических основ и принципов проектирования научно-образовательного центра (НОЦ) в составе технического университета, особенно по строительным специальностям. Эффективность разработанных технологий и методов подготовки специалистов-строителей оценивалась различными способами, включая наблюдение студентов, опросы, экспертные оценки, анализ отчетов государственных экзаменационных комиссий. Дополнительно в исследовании учитывались результаты участия студентов в олимпиадах по общетехническим, профильным дисциплинам, а также показатели итоговых квалификационных работ на региональном и всероссийском этапах олимпиад.

Результаты

Фундаментальным принципом формирования образовательной среды в техническом

университете является интеграция четырех ключевых сред: образовательной, социальной, профессиональной и исследовательской. Среда обучения призвана облегчить приобретение знаний и навыков посредством изучения учебных материалов под руководством преподавателя.

Профессиональная среда служит для студентов платформой для практической деятельности с использованием оборудования и производственных линий, которые очень похожи на те, которые используются в реальных промышленных условиях.

Участие студентов в конференциях, выставках, деловых играх, тренингах и корпоративных мероприятиях, организуемых предприятиями и отраслевыми ассоциациями, происходит в социальной среде вуза и способствует формированию новых ценностей.

Исследовательская среда играет решающую роль в развитии исследовательских компетенций среди студентов, особенно для кандидатов на получение степени магистра инженерных и технологических наук, которые обязаны включать исследовательский компонент в свои окончательные квалификационные проекты. Чтобы предоставить студентам такую возможность, созданы научно-образовательные центры (НОЦ) по различным инженерным дисциплинам в области «Строительство».

Научно-образовательный центр (НОЦ) -неотъемлемая составляющая университета, включающая в себя структурированный коллектив профессоров, студентов, аспирантов, научных сотрудников, предметные материалы, образцы оборудования, технологические процессы и научно-методическое обеспечение образовательного процесса, а также производственно-хозяйственную деятельность. Научно-образовательные центры способствуют профессиональному развитию студентов через образовательный контент из дисциплинарных курсов и модулей. Они включают в себя различный мультимедийный контент (презентации, видеолекции), оценочные материалы (тесты, кейсы, задания), электронные библиотечные системы, а также синхронные и асинхронные инструменты для взаимодействия, способствуя сотрудничеству между преподавателями и студентами, а также между самими студентами, одновременно стимулируя их эмоциональные и этические связи. В ходе образовательной,

общественной, профессиональной и исследовательской деятельности НОЦ постепенно формирует собственную научно-

образовательную среду, также носящую инте-гративный характер. Ресурсы, имеющиеся в НОЦ, такие как материальные, научные и методические ресурсы, вносят значительный вклад в формирование этой среды. Благодаря использованию НОЦ образование и подготовка современных конкурентоспособных и квалифицированных технических специалистов могут стать более эффективными и успешными.

Проектирование научно-образовательного центра проводилось на основе методологических принципов, которые включают создание профессионально ориентированной среды, способствующей личностному и профессиональному развитию субъектов образования. Технологическое оснащение центра должно облегчить деятельность студентов, а также подготовить их к будущей профессиональной деятельности. Центр должен предоставлять различные варианты проведения исследований, позволяющие создавать педагогические ситуации, ориентированные на человека. Центр также должен поддерживать открытую среду, приветствуя сотрудничество с предприятиями, организациями и бизнесом строительной отрасли с целью повышения квалификации и переподготовки рабочих. На территории университета рекомендуется создавать центры по всем направлениям обучения. Кроме того, центры должны способствовать профориентационной работе со школьниками и студентами, а также их родителями.

При проектировании НОЦ руководствуются следующими принципами: соблюдение требований работодателя и бизнеса, интеграция обучения и образования, профориентация, акцент на активное участие личности, открытость, эстетика, эргономичность, гибкость, оптимальность, качество, включение проблемных и контекстуальных образовательных задач, а также включение аспектов интеграции и коммуникации во время обучения.

Образовательный процесс в НОЦ строится на современном оборудовании и технологиях, внедренных на ведущих предприятиях отрасли, с учетом требований к эксплуатации и модернизации, предъявляемых бизнес-сообществом, что позволяет формировать у них навыки разработки бизнес-планов и ин-

формационного моделирования проектных работ. Сочетание теоретического и практического обучения эффективно при интеграции обучения и образования. Семинары и конференции, проводимые в сотрудничестве с промышленностью и бизнес-сообществом, должны позволить студентам активно участвовать в совместных исследованиях с преподавателями. Также следует организовывать отраслевые мероприятия с участием старшеклассников.

Принцип профессиональной направленности реализуется через технологию контекстного обучения. Это предполагает проведение лабораторных работ и студенческих исследований на современных производственных линиях известных предприятий отрасли, а также семинаров, которые включают создание временных групп для анализа и решения реальных проблем. На игровых занятиях можно имитировать роль различных специалистов: мастеров, начальников отделов, проектировщиков, аналитиков, рецензентов, с акцентом на разработку эффективных технологий реконструкции объектов. НОЦ организовывает семинары с участием ведущих экспертов отрасли для стимулирования обсуждения отраслевых инноваций и развития профессиональной сетевой среды. Дни открытых дверей включают в себя экскурсии по НОЦ, демонстрацию достижений отрасли и преимуществ обучения в вузе. Активное личное участие студентов достигается за счет выполнения практических, курсовых работ и дипломных проектов.

Принцип открытости облегчает разработку и внедрение нового оборудования и технологий, разрабатываемых в отрасли, в рамках Научно-образовательного центра (НОЦ).

Принцип эстетики достигается за счет создания эстетически приятной среды с использованием современного дизайна цветовой гаммы поверхностей помещений, соответствующего освещения, учебной мебели и оборудования.

Принцип эргономичности устанавливается путем обеспечения соблюдения в комплексе условий обучения, в том числе временных, пространственных, логистических, безопасности, гигиены и комфорта.

Учитывая динамичный характер современного строительства, характеризующийся быстро меняющимися технологическими процессами, разработкой и внедрением новых

материалов, оборудования и ресурсов, существует необходимость в обновленной подготовке специалистов. Принцип гибкости позволяет технологическому комплексу адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям строительной отрасли.

Принцип оптимальности обеспечивает повышение эффективности профессиональной подготовки в рамках технологического комплекса при минимизации усилий и затрат. Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования достигается за счет постоянного контроля на этапах проектирования и реализации с акцентом на принцип качества.

Принцип интегрируемости позволяет студентам осознать взаимосвязь систем образования и производства в ходе производственных практик.

Научно-образовательные центры значительно повысили качество научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ студентов бакалавриата. Так, за 5 лет доля отлично защищенных работ увеличилась с 55,4% до 71,0%. В этих центрах растет интерес студентов к проведению исследований с использованием техники и строительных технологий, в результате чего количество статей, рекомендуемых к публикации, увеличилось почти на 20%. При этом количество работ, рекомендованных к реализации, также выросло, достигнув 16,8%.

Интеграция Научно-образовательного центра (НОЦ) в систему образования оказалась более эффективной стратегией для магистрантов за счет значительного расширения научно-исследовательской базы. Стоит отметить, что примерно 80% магистрантов успешно защищают диссертации на оценку «отлично». Отметим существенный рост фундаментальных и поисковых исследований в составе ВКР магистров. Если в 2017 такие исследования включали 10% работ, то в 2021 их количество возросло до 33%, что достигнуто за счет создания новых НОЦ (их количество возросло до 16). Более трети результатов работ рекомендованы к опубликованию и более 20% - к внедрению. Интересно отметить, что более 29% исследовательских проектов включают оригинальные научные открытия и рекомендованы к практическому внедрению. Анализируя эти результаты, можно сделать вывод, что эффективность и качество подготовки магистрантов по отдельным ас-

пектам превосходят таковые у бакалавров на 7-20%. При этом объем исследований, проводимых в магистратуре почти на 14% больше, чем в бакалавриате.

Однако в 2020 году некоторые показатели несколько снизились из-за проблем с внедрением, с которыми столкнулись студенты и руководители проектов, которым пришлось работать удаленно. В процессе дистанционной защиты проектов в НОЦ возникали трудности и технические проблемы.

Баллы, полученные студентами на профильных строительных олимпиадах и конкурсах высоких технологий, суммировались по заранее установленной системе начисления баллов, согласованной с членами жюри строительных вузов. На рисунке 1 показаны результаты участия студентов КГАСУ (Казанского государственного архитектурно-строительного университета) в соревнованиях российского этапа.

Обсуждение. Образовательная среда должна поощрять междисциплинарное сотрудничество и возможности экспериментального обучения. Совместные проекты, стажировки и отраслевое партнерство знако-

мят студентов с реальными задачами и позволяют им применять свои технические знания в практических условиях. Этот практический опыт не только расширяет их способности решать проблемы, но и готовит их к требованиям профессионального мира. Благоприятная образовательная среда, которая способствует командной работе, критическому мышлению и инновациям, способствует синергии, необходимой для эффективного технического образования.

Синергия между образовательной средой и эффективностью высшего технического образования имеет решающее значение для обеспечения оптимальных результатов обучения. Хорошо оснащенная физическая инфраструктура, компетентные преподаватели, междисциплинарное сотрудничество, возможности практического обучения, технологическая интеграция и разнообразие способствуют этому синергизму. Создавая благоприятную и инклюзивную среду, учебные заведения могут максимально раскрыть потенциал своих студентов и подготовить их к успешной карьере в технических областях.

ЛПК 2020г.

Итоги участия ггудентоа в плимриада* и конкурса*

Рис. 1. Итоги участия студентов КГАСУ в олимпиадах и конкурсах

Заключение

Результаты проведенного исследования доказывают эффективность НОЦ в подготовке бакалавров и магистров по направлению «Строительство». Эксперты-члены Государственной экзаменационной комиссии отметили, что выпускники обладают достойным уровнем профессиональных компетенций. Наш технологический комплекс, интегрированный учебный процесс, технология обучения для личностного роста студентов, сотрудничество со строительной отраслью в

рамках научно-образовательного кластера с учетом профессиональных стандартов способствуют улучшению как профессиональной, так и личностной подготовки выпускников. Таким образом, создаваемые и реализуемые на основе этих принципов научно-образовательные центры обеспечивают высокий уровень строительного образования и способствуют формированию компетенций выпускников, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования.

Литература:

1. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета) : автореферат дис.... док. пед. наук. Волгоград, 2007. 40 с.

2. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. №3. С. 48-56.

3. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально «личностно-стимулирующий фактор» // Психологическая наука и образование. 2012. №1. С. 1-10.

4. Пучков М.В. Принципы проектирования научно-образовательных центров нового поколения // Academia. Архитектура и строительство. 2011. №2. С. 48-51.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие /под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стер. Москва : КНОРУС, 2011. 432 с.

6. Шенцова О.М . Функционализм предметно-пространственной среды как способ оптимизации учебных площадей высших образовательных учреждений // Новые идеи нового века. 2019. №3. С. 207-214.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва : Смысл, 2001. 365 с.

8. Ellstrom E., Ekhoim B., Ellstrom P.-E. Two Types of Learning Environment: Enabling and Constraining // Work-place Learning. 2008. № 20. P. 84-97.

9. El Sawy O.A., Eriksson I., Raven A., Carlsson S. Understanding shared knowledge creation spaces around business processes: precursors to process innovation implementation // International Journal of Technology Management. 2001. Vol. 22, № 13. P. 149-173.

10. Illeris K. A model for learning in working life // Work-place Learning. 2004. №16 (8). P. 432-341.

11. Juceviciene P., Gintare G. Triangle of competences" as one of the basic characteristics of the university library learning environment: paper presented at the European Conference on Educational Research, University of Lisbon, Portugal, 2002.1114 September. P. 45-51.

12. Salomon G. Studying novel learning environments as patterns of change // Vosniadou S., De Corte E., Glaser R., Mandl H. (Eds.) International Perspectives on the Design of Technology-Supported Learning Environments. Mahwah, NJ, Lawrence Erbaum Associates, 1996. Р. 324-329.

References:

1. Artjuhina A.I. Obrazovatel'naja sreda vysshego uchebnogo zavedenija kak pedagogicheskij fenomen (na materiale proektirovanija obrazovatel'noj sredy medicinskogo universiteta) : avtoreferat dis&. dok. ped. nauk. Volgograd, 2007. 40 s.

2. Zhuravleva S.V. Istoricheskij obzor stanovlenija ponjatija «obrazovatel'naja sreda» v pedagogicheskoj nauke // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. - 2016. №3. S. 48-56.

3. Novikov V.N. Obrazovatel'naja sreda vuza kak professional'no «lichnostno-stimulirujushhij faktor» // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2012. №1. S. 1-10.

4. Puchkov M.V. Principy proektirovanija nauchno-obrazovatel'nyh centrov novogo pokolenija // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. 2011. №2. S. 48-51.

5. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie /pod red. N.V. Bordovskoj. 2-е izd., ster. Moskva : KNORUS, 2011.432 s.

6. Shencova O.M. Funkcionalizm predmetno-prostranstvennoj sredy kak sposob optimizacii uchebnyh ploshhadej vysshih obrazovatel'nyh uchrezhdenij // Novye idei novogo veka. 2019. №3. S. 207-214.

7. Jasvin V.A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju. Moskva : Smysl, 2001. 365 s.

8. Ellstrom E., Ekhoim B., Ellstrom P.-E. Two Types of Learning Environment: Enabling and Constraining // Work-place Learning. 2008. № 20. P. 84-97.

9. El Sawy O.A., Eriksson I., Raven A., Carlsson S. Understanding shared knowledge creation spaces around business processes: precursors to process innovation implementation // International Journal of Technology Management. 2001. Vol. 22, № 1-3. P. 149-173.

10. Illeris K. A model for learning in working life // Work-place Learning. 2004. №16 (8). P. 432-341.

11. Juceviciene P., Gintare G. Triangle of competences" as one of the basic characteristics of the university library learning environment: paper presented at the European Conference on Educational Research, University of Lisbon, Portugal, 2002.1114 September. P. 45-51.

12. Salomon G. Studying novel learning environments as patterns of change // Vosniadou S., De Corte E., Glaser R., Mandl H. (Eds.) International Perspectives on the Design of Technology-Supported Learning Environments. Mahwah, NJ, Lawrence Erbaum Associates, 1996. P. 324-329.

УДК 372.8

О.Ю. Бариноба, Г.Г. Мингазизоба ИСПОЛЬЗОВАНИЕ М УЛЬТИ М ЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КО М М УНИКАТИВНОЙ КОМ ПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКО МУ ЯЗЫКУ

В ЮРИДИЧЕСКО М ВУЗЕ

Важнейшей целью обучения иностранному языку сотрудников полиции становится не просто овладение коммуникативными умениями речевой деятельности на иностранном языке, а развитие готовности и способности взаи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.