ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
УДК 658.511:62
О. В. Сахарова
Технологический аудит и стратегическое управление предприятием
В статье рассматриваются вопросы управления промышленным предприятием в условиях перехода на инновационный тип экономики страны, определяется место технологического аудита в управленческом процессе и его взаимосвязь со стратегическим управлением.
The article covers the issue of industrial enterprise management. It is necessary to develop the new approach to the organization development and management in the conditions of transition to the innovation type of economy. The place of technological audit in the management process and its interrelation with the strategic management is determined in this article.
Ключевые слова: управление, стратегическое управление, технологический аудит, технология, предприятие, процесс управления, строительное предприятие, анализ предприятия, стратегия.
Key words: management, strategic management, technological audit,
technology, enterprise, management process, construction company, analysis of the enterprise, strategy.
В современных условиях, при высоком уровне конкуренции и постоянно изменяющейся экономической ситуации, перед руководством различных организаций, в том числе предприятий, встают задачи по их адаптации к новым условиям на рынке. Управление связано с выбором лучших способов достижения поставленных целей с учетом воздействия на них различных факторов. Одним из новых методов, применяемых для оценки малых и средних предприятий, является технологический аудит, суть которого заключается в проведении комплексного исследования организации для анализа существующих технологий и поиска новых, которые могут быть коммерциализованы. Данный метод нашел свое широкое применение в европейских странах и составляет основу управления, в то время как на наших предприятиях он остается непопулярным в силу невысокого уровня изученности.
Рассмотрим взаимосвязь технологического аудита и процесса управления организацией более подробно.
При проведении технологического аудита на предприятии специалистами анализируются технологии, операции, процедуры и про-
цессы, которые используются в организации с целью определения их эффективности [3]. Управление - это непрерывный процесс, в течение которого руководители, начальники отделов и участков отдают приказы и распоряжения своим подчиненным для достижения запланированного результата деятельности организации [4]. На рис. 1 показана взаимосвязь управления и технологического аудита на примере строительного предприятия.
УПРАВЛЕНИЕ
Рис. 1. Место технологического аудита в управленческом процессе
Помимо организационной структуры с разработанной схемой взаимосвязи и взаимодействия отделов, можно выделить следующие аспекты деятельности предприятия: инновационная деятельность, качество строительства, маркетинг, организация закупки и поставки материалов, изделий и конструкций, эксплуатация строительных машин и оборудования и организация их работы на объекте, непосредственно производство и различные проекты, контракты и целевые программы. В соответствии с поставленными целями предприятия в процессе управления для каждого отдела определяются собственные целевые ориентиры.
При планировании определяются меры, ресурсы и сроки осуществления мероприятий, направленных на достижение целей каждого отдела. Следующий шаг - это организация работы всех подразделений предприятия. При проведении контроля проверяется фактическое положение дел в отделах, осуществляется наблюдение за процессом принятия управленческих решений. На основе полученных данных, при выявлении отклонений от плановых величин, руководители и начальники регулируют дальнейшую работу отдела, участка или организации в целом с целью возврата к сбалансированному состоянию системы. Также в процессе управления координируется работа всех отделов и участков предприятия, анализируются показатели их работы, руководство мотивирует персонал для получения наилучшего результата. Таким образом, на схеме отражается, что процесс управления оказывает воздействие на все сферы деятельности предприятия.
При выявлении проблем в работе организации перед руководящим звеном возникают следующие вопросы: что является источником проблемы, как ее можно решить, какие ресурсы потребуются для решения проблемы. Речь идет не столько о небольших и единичных сбоях в работе, сколько о проблемных ситуациях, носящих систематический характер, или способных угрожать работе всего предприятия. Так например, говоря о строительном предприятии, руководитель может наблюдать постоянное отставание от графика работы, что может быть связано с неправильной организацией работы строительной техники, поставки материалов, трудовых ресурсов или же применением устаревших технологий. Такие проблемы могут потребовать комплексного решения.
В этой связи, отметим, что именно для того чтобы определить слабые места в работе предприятия, можно и нужно применять технологический аудит.
Предметом технологического аудита являются в первую очередь технологии. Так, в строительном предприятии - это технологии осуществления строительных работ, а также технологии организации работы на предприятии в целом и в каждом подразделении в отдельности. Проведение технологического аудита соответствует принятым способам проведения любого аудита: на первом этапе собирается информация со всех отделов, исследуются технологии и показатели их работы. На втором этапе при выполнении технологического аудита собранная информация анализируется, определяются проблемы и предлагаются пути их решения. Руководство предприятия выбирает какое-то альтернативное решение, что приводит к корректировке целей предприятия и соответственно влияет на сам процесс управления.
Технологический аудит в принципе ориентирован на перспективное развитие предприятия, поэтому следует проанализировать его взаимосвязь со стратегическим управлением, которое связано с долгосрочными планами организации.
Общеизвестно, что для стабильной работы предприятия необходимо уделить внимание стратегическому управлению. Оно связано с развитием организации в будущем и способствует обеспечению благоприятных условий для внедрения новых технологий, создания и реализации новых свойств товаров, развития различных навыков. Разработка стратегии предприятия позволяет сформулировать цели организации, разработать направления ее развития и определить необходимые для этого ресурсы.
Для того чтобы понять, как технологический аудит связан со стратегическим управлением, и на каком этапе его можно применять, рассмотрим структуру стратегического управления (рис. 2). Разработка стратегии и принятие стратегических решений - сложный процесс и часто приходится возвращаться к более ранним этапам. Прежде всего, проведем анализ внутренней и внешней среды организации.
Блок-анализ внешней среды может быть разделен на две части: макроокружение и непосредственное окружение предприятия. Анализ макроокружения предполагает проведение ПЭСТ-анализа, который связан с изучением политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, оказывающих влияние на хозяйственную деятельность организации [1]. Политический аспект предполагает рассмотрение политической обстановки в стране, административных, регулирующих и правовых институтов, механизмов принятия и утверждения законов и нормативных актов и т. д. Экономическая среда связана с состоянием и направленностью развития экономики, оценкой налогообложения, структурой потребления, накопления и инвестиций, размером инфляции и т. д. Социальная сторона анализа основана на демографическом и социальном аспекте жизни общества. Влияние технологического фактора опирается на уровень и направленность технологического прогресса, достижения фундаментальной науки, научную и инновационную деятельность. Факторы внешней среды могут быть представлены по пессимистическому, вероятному и оптимистическому сценарию с учетом мнения экспертов и их оценок. Анализ непосредственного окружения предприятия проводится по следующим аспектам: конкуренция в отрасли, поставщики, покупатели. В качестве инструмента рассмотрения данной части блока может выступать модель Портера, в которой изучаются пять сил конкуренции (конкуренция в отрасли, потенциальные конкуренты,
18
товары-заменители, поставщики, покупатели). Также возможно применение модели чистой ценности, которая учитывает влияние на организацию поставщиков дополнительных составляющих, или ресурсной модели анализа отрасли, рассматривающей ключевые факторы успеха. Далее проанализируем внутреннюю среду предприятия. Одна из важных составляющих внутренней среды -ключевые компетенции предприятия, т. е. его центральные стратегические способности. С этой целью составляется SWOT-матрица, которая обобщает информацию о сильных и слабых сторонах деятельности организации, а также о возможностях и угрозах со стороны внешней среды. На данном этапе может быть построена расширенная SWOT-матрица, в которой содержатся предложения по формулированию и конкретизации стратегий бизнеса, например стратегии, использующие сильные стороны для реализации возможностей или устранения угроз, минимизирующие слабости за счет возможностей или ослабляющие угрозы.
Анализ внутренней и внешней среды предприятия оказывает влияние на формирование его миссии и определение ценностей. Таким образом, на втором этапе формулируется или корректируется миссия и представляется ценностная ориентация организации.
Ценности предприятия являются существенным элементом процесса определения целей. Цели предприятия как и любой организации - это средства осуществления миссии и реализации ценностей фирмы [2, с. 71]. Цели предприятия могут быть представлены в виде дерева целей. Следующий этап - это формирование альтернативных стратегий. Существуют различные модели анализа стратегий в зависимости от внешних условий, масштабов предприятия, нестабильности среды и ресурсных возможностей. Одним из подходов по представлению совокупности стратегий предприятия является портфельный анализ, который дает представление обо всех стратегических подразделениях. Наиболее простой является матрица Бостонской консультационной группы, где различные виды деятельности фирмы отражается в координатной плоскости. Опираясь на данную матрицу, но с другими значениями осей координат, применяются матрицы Мак-Кинзи, Томпсона-Стрикленда и др. Данные матрицы помогают оценить бизнес-портфель организации и распределить ресурсы между различными направлениями бизнеса. После анализа и оценки альтернатив выбирается стратегия, которая наилучшим образом будет отвечать концепции развития предприятия и целям.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Анализ внутренней * Анализ внешней среды
шш среды 1
SWOT-анализ 1 Непосредственное Макросреда:
Ключевые компе- / окружение: ПЭСТ-анализ
тенции / конкуренция
' Формирование миссии и определение ценностей компании
Постановка целей ■4
Представление альтернатив по достижению целей
Выбор стратегии
Разработка решений по реализации стратегии
Реализация стратегии
Контроль
^Отклонения — да
нет
Рис. 2. Взаимосвязь технологического аудита и стратегического управления
Важным этапом стратегического управления является разработка стратегических решений, потому что от него напрямую зависит дальнейшая реализация стратегии. Под решениями могут пониматься политика предприятия, бюджеты, программы мероприятий, планы обеспечения проектов различными ресурсами. Разработка решений включает подготовку планов и указаний, доведение их до исполнителей.
Следующий этап - непосредственно реализация выбранной стратегии. При реализации стратегии надо учитывать следующие моменты: обеспеченность необходимыми ресурсами, рассмотрение вопросов адаптации организационной структуры и культуры предприятия к новой стратегии, управление внутренними изменениями в организации. Нередко работники компании негативно воспринимают изменения, так как могут не понимать причину и цель их проведения, а также из-за страха или неопределенности в будущем, поэтому необходимо уделить внимание управлению возникающему сопротивлению.
Следующий шаг - осуществление контроля. Он предполагает проверку понимания стратегии всеми функциональными подразделениями и их взаимодействием и соответствием. Также необходимо контролировать изменения, происходящие во внешней среде, появление отклонений от фактических величин. Если на данном этапе будут замечены какие-то несоответствия с запланированными действиями или получаемыми результатами, то необходимо вернуться на этап постановки целей и внести соответствующие коррективы, что может привести к пересмотру стратегии.
При условии благоприятной реализации стратегии следует продолжать ее осуществление и перейти к текущему управлению в соответствии с намеченными целями.
Рассмотрим более подробно взаимосвязь технологического аудита со стратегическим управлением.
Прежде всего, по нашему мнению, технологический аудит начинается с понимания руководством необходимости его проведения. Во-первых, это может быть оценка существующих технологий, процессов и операций, во-вторых, решение проблем путем применения инновационных технологий как в сфере производства, так и в сфере управления предприятием, в-третьих, поиск потенциальных клиентов для созданных технологий и т. д. Для проведения аудита необходима информация о состоянии предприятия, отрасли и внешних условий хозяйствования. Таким образом, могут быть использованы аналогичные инструменты анализа внутренней и внешней среды организации, как и при стратегическом управлении.
В «Руководстве по работе ^С», разработанном по заказу Европейской комиссии (Управление инновационных релей-центров и ин-
новационных регионов Европы) предлагаются следующие шаги при выполнении технологического аудита: сбор информации о компании; анализ сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз; формирование видения будущего и определение целевых установок; составление «дорожной карты» и в заключение план действий [6, с. 13]. «Дорожная карта» является долгосрочной стратегий по достижению поставленных перед предприятием целей. Она строится при помощи промежуточных технических вех и рассчитана на срок 2,5 года и более. Следовательно, технологический аудит может быть применен на этапе постановки целей при стратегическом управлении и проводиться как его составная часть. На схеме показан и другой вариант - применение аудита уже после того, как определена стратегия. По результатам его проведения могут быть предложены решения по реализации стратегии.
В учебном пособии по инновационному менеджменту авторы выделяют три этапа проведения технологического аудита [3]:
1. Обзор и анализ технологий и процессов, применяемых на предприятии и оценка технологического потенциала компании.
2. Изучение технологий, используемых конкурентами.
3. Сопоставление применяемых в организации технологии с лучшими технологическими решениями в отрасли.
Обратим внимание на третий этап. Для решения поставленных задач на данном этапе применяется такой инструмент стратегического управления, как портфельный анализ. Цель анализа технологического портфеля - классификация всех технологий предприятия по их приоритетности и дальнейшей перспективности для организации. В результате изучение портфеля предприятия можно определить наиболее эффективные технологии, которые могут составить основу стратегии компании. Технологический аудит можно связать с этапом представления альтернатив по достижению целей в процессе стратегического управления.
В настоящее время уделяется большое внимание к переходу на инновационный тип развития экономики страны. Это подтверждает то, что одним из направлений деятельности Правительства РФ до 2012 г. является формирование эффективной инновационной системы. Необходимо разработать новый подход к развитию предприятий и их управлению. В документе предлагается предоставлять субсидии организациям на проведение технологического аудита [5].
Инновации являются результатом разработки инновационных стратегий. Новые продукты, технологии, оборудование, специальная техника и машины являются движущей силой конкуренции, давая возможность для стратегического развития, повышения своей конкурентоспособности.
Таким образом, следует подчеркнуть, что в современных условиях менеджеры среднего и высшего звена должны в совершенстве владеть инструментарием проведения технологического аудита, так как он составляет основу управления, в частности стратегического.
Список литературы
1. Архипов В.М., Верховская О.Р., Соловьев М.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУЭФ, 2004.
2. Михенков О.В., Куприянов Н.С. Менеджмент в строительстве. Стратегический и оперативно-производственный менеджмент строительной организации: учеб. пособие. (Сер. «Высшая школа»). - М.: Кн. мир, 2011.
3. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2009.
4. Экономика, организация и управление на предприятии / А.В. Тычинский и др.; под ред. М.А. Боровской. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утверждены распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. № 1663-р. URL: http://government.ru/gov/results/1173/ (дата обращения: 28.07.2011).
6. Пильнов Г., Тарасова О., Яновский А. Как проводить технологический
аудит. URL: http://www.rttn.ru/_files/fileslibrary/62.pdf (дата обращения:
09.03.2011).