Научная статья на тему 'Стратегический и оперативный анализ как составляющие управленческого анализа производства и продаж промышленной продукции'

Стратегический и оперативный анализ как составляющие управленческого анализа производства и продаж промышленной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1669
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОДАЖАМИ / STRATEGY / ANALYSIS / MANAGEMENT OF SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сюлина Светлана Павловна

В работе предлагается выработка стратегии управления на основе результатов управленческого анализа производства и продаж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests the management strategy which is based on the results of management analysis of production and sales

Текст научной работы на тему «Стратегический и оперативный анализ как составляющие управленческого анализа производства и продаж промышленной продукции»

Сюлина С.П.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ОПЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Syulina S.P.

STRATEGIC AND OPERATIONAL ANALYSIS AS A

COMPONENT OF MANAGEMENT ANALYSIS OF PRODUCTION AND SALES OF INDUSTRIAL OUTPUT

Ключевые слова: стратегия, анализ, управление продажами Keywords: strategy, analysis, management of sales.

Аннотация

В работе предлагается выработка стратегии управления на основе результатов управленческого анализа производства и продаж Abstract

The article suggests the management strategy which is based on the results of management analysis of production and sales.

Разработка стратегии развития позволяет не только определить ориентиры этого развития, но и добиться понимания общности задач работниками различных служб предприятия, устранить ограничения на взаимодействие между ними, особенно по вопросам решения ключевых проблем, стимулировать информационный обмен между структурными подразделениями предприятия.

Комплексный анализ всех видов деятельности предприятия служит основой для разработки стратегии и тактики развития предприятия, системного подхода к использованию выявленных резервов.

Для анализа стратегических позиций предприятия применяют специальные методы: SWOT-анализ, матрица БКГ, матрица Мак-Кинси, конкурентный анализ. В таблице 1 приведены сравнительные аспекты методов анализа стратегических позиций предприятия на рынке [4].

SWOT - анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) необходимо использовать при обосновании перспектив развития предприятия, разработке и контроле выполнения бизнес-планов. Сочетание в его основе анализа внутренних факторов развития (сильных и слабых сторон организации АСС) и внешних факторов становится базой принятия маркетинговых, инвестиционных и финансовых решений. Основные критерии, характеризующие слабые и сильные стороны предприятия, определяются экспертным путем.

Исследования показывают, что к общим недостаткам методов, представленных в таблице

1, относятся непроработанность последовательности анализа и неоднозначная трактовка используемой информации.

Таблица 1 - Сравнительные аспекты методов анализа стратегических позиций предприятия на рынке

Методы анализа стратегичес ких позиций предприятия Преимущества (достоинства) Недостатки

-Слабо формализован -Не дает рекомендаций по формированию стратегии

1. SWOT-анализ -Простота, логичность, -удобство восприятия

2. Матрица БКГ (Бостонская консалтинговая группа) -Дифференцированный подход к разработке стратегии в зависимости от специфических особенностей каждого направления деятельности -Служит основой для анализа взаимодействия между различными направлениями деятельности, анализа разных стадий развития каждого направления деятельности -Простота, понятность -Не учитывает взаимосвязь разных направлений деятельности предприятия (синергический эффект) -Темпы роста рынка не всегда служат адекватной оценкой привлекательности рынка, необходимо иметь ввиду абсолютный размер рынка, цикличность, сезонность, юридические ограничения, зависимость темпов роста рынка от стадии жизненного цикла продукции -Относительная доля рынка неточно характеризует конкурентный статус предприятия, также большое значение имеют качество продукции, наличие патентов, лицензий

З. Матрица Мак-Кинси («экран бизнеса») -Широкая сфера применения -Подробно анализирует привле-кательность рынка и конкурент-ного статуса -Не учитывается возможность активного воздействия предприятия на среду -Субъективная оценка показателей -Нечеткость рекомендаций

4. Конкурентный анализ по Портеру -Динамичность анализа -Учет особенности конкретной ситуации -Не дает конкретных рекомендаций -Случайность, спонтанность воздействия «пяти сил Портера» приводит к затруднению предсказания характера воздействия

К долгосрочному стратегическому плану развития предприятия предъявляются требования: комплексность, непрерывность, последовательность, непротиворечивость,

детализированность.

План производства продукции (производственная программа) занимает центральное место в плане развития. В данном разделе необходимо установить задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусмотреть дальнейшее повышение качества продукции. Существенное место в разделе должно занимать планирование специализации, кооперирования и комбинирования промышленного производства.

В практике промышленных предприятий следует предусмотреть оперативное или оперативно-производственное планирование (ОПП), основой которого будет являться разработанная в текущем плане и принятая к исполнению производственная программа выпуска готовой продукции на год. Представим на рис. 1 этапы осуществления ОПП [8,с.347].

1-й этап - Этап объемного планирования

Распределение производственной программы по кварталам и месяцам для каждого цеха Сопоставление ресурсов, минимально необходимых для выполнения плана и имеющихся в наличии При разработке организационнотехнических мероприятий предусмотрение мероприятий, обеспечивающих отсутствие недостатка в ресурсах

ї

2 -й этап - Этап календарного планирования производства

Детализация и дифференциация выпуска продукции по срокам, уточнение разработанных на первом этапе плановых заданий по каждому цеху Уточнение и корректировка общих сроков изготовления деталей и узлов, установленных на первом этапе, путем доведения их до каждого участка, по каждой сборочной единице, детали и деталеоперации технологического процесса Составление подробного календарного плана производства продукции по всем стадиям технологического процесса

ї

3-й этап - Заключительный этап

Окончательное уточнение и организация выполнения производственных заданий Разработка оперативных мероприятий по регулированию работ между рабочими местами, обеспечение рабочих мест необходимыми материальными ресурсами Внесение корректировок в графики работ, в случае отклонений от плана выпуска продукции - проведение мер для восстановления запланированного выпуска

Рис. 1. Этапы осуществления оперативно-производственного планирования

Для успешной деятельности следует выбирать стратегию роста производства за счет диверсификации, сочетания старой и новой продукции. Вложение средств в исследования и разработки, увеличивающие производственный потенциал, позволяют достичь высоких темпов роста предприятия. Иначе непродолжительный рост сменится спадом производства и уходом с рынка. Успех связан с повышенным риском, так как использование передовых технологий обусловлено высоким уровнем постоянных издержек предприятий.

В состав управленческого анализа производства и продаж продукции производственного предприятия входят такие составные элементы как стратегический и оперативный. В случае правильно организованной финансовой отчетности учетные данные позволяют повысить интерпретированность экономических показателей при оценке результатов стратегического и оперативного анализа.

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного управленческого анализа производства и продаж промышленной продукции, разработанная на основе трудов А.Д. Шеремета [6], представлена в таблице 2.

Проверка стратегических планов в отношении производства и продаж продукции включает в себя логическую стройность, тесную взаимосвязь с другими планами и непротиворечивость.

По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля над выполнением производственной программы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана. В этой связи особое внимание уделить таким аналитическим процедурам как исследование и оценка выполнения плана по производству продукции; анализ динамики показателей выпуска продукции в целом по предприятию и его подразделениям - цехам основного производства и видам продукции. Выполнение обоснованных производственных планов подразделениями являются индикаторами эффективности работы руководителей [3,с.317].

Стратегический анализ ориентирован на процесс принятия долгосрочных (стратегических) решений, в рамках которого предполагается как тщательный анализ бизнеса самой организации, так и внешней бизнес-среды.

Важно подчеркнуть, что стратегический анализ и принятие долгосрочных решений должны базироваться на комплексном изучении бизнеса организации, включая все факторы эффективности - технический уровень, уровень организации и управления, внешнеэкономические связи и условия, а также социальные и природные условия хозяйственной деятельности [7,с.23].

Таблица 2 - Сравнительная характеристика стратегического и оперативного

управленческого анализа производства и продаж промышленной продукции

Объекты сравнения Элементы управленческого анализа производства и продаж продукции

Стратегический управленческий анализ Оперативный управленческий анализ

Регламентация Со стороны государственных органов отсутствует

Источники информации Использование внешних и внутренних источников

Цели Обеспечение продвижения предприятия к заданной программе развития через оптимизацию управления производством и продажей Оперативная экономическая оценка краткосрочных изменений в процессе производства в отношении программы развития экономической системы и обеспечение эффективности ее деятельности

Основные задачи -Научное обоснование бизнес-планов -Оценка ожидаемого выполнения бизнес-планов -Предоставление информации для принятия стратегических управленческих решений в отношении производства и продажи продукции -Выявление уровня выполнения смет и плановых заданий по центрам ответственности -Систематизация причин отклонений от заданного уровня -Разработка и реализация мероприятий по совершенствованию управления производством

Объекты анализа -План производства продукции предприятия и его подразделений (в натуральном и стоимостном выражении) -План продаж продукции и поставок по договорам -План производства продукции предприятия и его подразделений (в натуральном и стоимостном выражении) -План продаж продукции и поставок по договорам -Структура и ассортимент выпуска -Ритмичность выпуска -Состояние и использование производственного оборудования -Обеспеченность материальными ресурсами -Использование рабочего времени - Использование рабочего персонала

Стратегический анализ производства и продажи продукции должен отвечать требованиям, представленным в таблице 3.

Таблица 3 - Содержание требований, предъявляемых к стратегическому анализу производства и продажи продукции

Требования, предъявляемые к стратегическому анализу производства и продажи продукции Содержание требования

1. Целенаправленность Позволяет выделить границы объекта анализа, адресность и конкретность расчетов

2. Реальность и объективность цели Зависимость от возможностей предприятия и независимость от влияния субъективных воздействий

3. Адекватность Соответствие методики анализа реальным хозяйственным процессам

4. Комплексность и системность Охват всех основных аспектов рассматриваемой ситуации в их увязке

5. Своевременность Время и продолжительность проведения анализа должны способствовать принятию решений в нужный момент

В стратегическом анализе производства и продажи продукции применяются методы перспективного или прогнозного анализа. В условиях неопределенности и риска актуально использование прагматических методов, в основе которых лежат опыт и перспективные оценки специалистов [7,с.24].

Следствиями выработки стратегии развития предприятия являются обеспечение эффективного распределения и использования всех ресурсов, а также переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов. Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия [1].

В действующих нормативных документах содержатся порядок формирования стратегии развития предприятия. Так, п. 17 приказа Минэкономики России от 01.10.1997 г. № 118 [1] утверждены параметры, определяемые при формировании стратегии поведения предприятия на рынке:

-регион или территория, на которой будет осуществляться продажа продукции;

-доля рынка, которую предполагается занять;

-группа потребителей, на которую направлена продажа продукции;

-связь "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом); базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);

-вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.); квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;

-возможность кооперации с другими предприятиями и организациями.

В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке должна быть сформирована система, состоящая из:

-снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции);

-производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства);

-ценовой политики (установление цен на продукцию в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли);

-финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);

-инвестиционной политики (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заемных средств);

-кадровой политики (организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия).

Наряду с этим следует:

-разработать комплекс мер по снижению издержек, снижению энерго-, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии;

-обеспечить прозрачность финансового состояния и контроль за финансовыми потоками предприятия;

-определить механизмы и направления инвестирования, возможные источники привлечения средств.

Анализ качества планирования (выполнения плана) сводится к сопоставлению плановых и фактических значений пропорций и выявлению причин отклонений факта от плана.

Таким образом, рассмотрены некоторые аспекты управленческого анализа производства и продаж продукции производственного предприятия, дана сравнительная характеристика его основных составляющих.

Библиографический список

1. Приказ Минэкономики России от 01.10.1997 г. № 118 «Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций)».

2. Бариленко В.И. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие/ В.И. Бариленко, С.И. Кузнецов, Л.К. Плотникова, О.В. Кайро; под общ. ред. В.И. Бариленко.- 2-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2006.- 416 с.

3. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.. - 424 с.

4. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 279 с.

5. Хорин А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие/ А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. - М.: Эксмо, 2006. - 288 с.

6. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 333

с.

7. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 415 с.

8. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.