Научная статья на тему 'Исследование и выбор методов стратегического контроллинга оценки состояния предприятия'

Исследование и выбор методов стратегического контроллинга оценки состояния предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / CONTROLLING / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / БИЗНЕС / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минатуллаев А. А., Мудунов А. С.

В статье рассмотрены основные методы контролинга. Выявлены наиболее эффективные механизмы оперативного контроллинга в сфере управления товарно-материальными ценностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND CHOICE OF METHODS OF STRATEGIC CONTROLLING OF ASSESSMENT OF THE CONDITION OF THE ENTERPRISE

In article the main methods of controlling are considered. The most effective mechanisms of expeditious controlling in the sphere of management of inventory items are revealed

Текст научной работы на тему «Исследование и выбор методов стратегического контроллинга оценки состояния предприятия»

 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Минатуллаев А.А. - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Менеджмент» Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Minatullayev A. A. - PhD Econ., associate professor, head of the department "Management" of the Dagestan state university of the national economy

ИССЛЕДОВАНИЕ И ВЫБОР МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

RESEARCH AND CHOICE OF METHODS OF STRATEGIC CONTROLLING OF THE ASSESSMENT OF THE CONDITION OF THE

ENTERPRISE

Статья посвящена исследованию стратегического контроллинга и выбору оптимальных методов. Рассматриваются проблемы оценки состояния предприятия

Article is devoted to a research of strategic controlling and the choice of optimum methods.Problems of an assessment of a condition of the enterprise are considered

Ключевые: слова: стратегия, предприятие, контроллинг, организация Keywords: strategy, enterprise, controlling, organization

Инструменты, которые используются при внедрении стратегического или оперативного контроллинга, различны. Следует тщательно взвешивать необходимость внедрения того или иного инструмента. Большинство авторов, занимающихся указанной проблематикой контроллинга, имеют единое мнение о том, что инструменты контроллинга делятся на инструменты стратегического и оперативного контроллинга. Такое деление вытекает из назначения этих видов контроллинга (стратегический контроллинг нацелен на создание конкурентного преимущества, а оперативный - на его удержание) [7].

На рисунке 1 представлено графическое деление методов и инструментов контроллинга по направлению.

Методы и инструменты контроллинга

Стратегический контроллинг

- SWOT - анализ;

- GAP - анализ (стратегические разрывы);

- Make or Bye - анализ («сделать» или «купить»);

- Анализ логистических цепей;

- Портфельный анализ;

- Анализ конкуренции;

- Разработка сценариев;

- Анализ потенциала и др.

при закупке;

- Анализ по точке безубыточности;

"" - Метод расчета сумм покрытия;

- Анализ возникающих на предприятии узких мест;

- Методы расчета инвестиций;

- «Кружки качества»;

- Анализ скидок;

Оперативный контроллинг

- АВС-анализ;

- Анализ объема заказов;

- Оптимизация объемов заказов

Рисунок 1 - Методы и инструменты контроллинга

Инструменты контроллинга должны удовлетворять базовому требованию: обеспечивать выполнение функций контроллинга. Целесообразней всего было бы дифференцировать инструменты контроллинга помимо деления на инструменты стратегического и оперативного контроллинга еще на две группы инструментов: управленческого анализа и управленческого учета [5].

Следует отметить, что деление инструментов для оперативного и стратегического контроллинга в определенной степени условно, поскольку ряд инструментов может успешно применяться для реализации как тактических, так и стратегических целей (рисунок 2).

Современная цель контроллинга повышение эффективности результата с учетом гарантии ликвидности.

Стратегический контроллинг

з и л а н а й и к с е

ел

т е

ч

у

й и к с е

ел

Оперативный контроллинг

1.Анализ перспектив реструктуризации бизнеса;

2. Анализ эффективности реинжиниринга бизнес-процессов; системный анализ;

3. Портфельный анализ;

4. SWOT-анализ и SNW-анализ и др.; бенчмаркинг;

5. Инвестиционный анализ

6. Методика стратегического анализа затрат

7. Методика анализа жизненного цикла продукции

1.Анализ товарно-материальных ценностей;

2. Анализ методов оптимального ценообразования;

3 .Мониторинг будущих доходов, расходов и финансовых результатов;

4. Исследование нефинансовых параметров деятельности и принятие решений в нестандартных ситуациях;

5. Оценка рисков деятельности и др.

1. Оценка соответствия стратегических целей миссии организации;

2. Подготовка бизнес планов инвестиционных проектов;

3 Формирование стратегических карт

%

1 Системы и методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции; - методики распределения затрат;

2. Методы ценообразования и др.

1 Система раннего предупреждения и выявления «узких» мест; теория ограничений;

2 Планирование и бюджетирование; формирование «финансовой паутины»;

3 Внутренняя управленческая отчетность с формированием карты бизнес-процессов;

4 Сбалансированная система показателей; применение при необходимости систем ключевых показателей эффективности ZVEI, ЯЬ и DuPont и другие геоинформационные системы в контроллинге.

Рисунок 2 - Матрица инструментов контроллинга

В данной концепции главной задачей является реализация функций информационного обеспечения, нацеленной на результат планирования, регулирования и мониторинга событий в организации во взаимосвязи с функциями интегрирования, управления и координирования на базе системы показателей производственного и финансового учета [2].

Один из основоположников контроллинга, Д. Хан выделяет специальные задачи контроллинга, которые представлены на таблице 1 и отражают полноту задач контроллинга в схеме.

Таблица 1

Специальные задачи контроллинга

Тип задач Специальные задачи контроллинга

Пользовательские задачи - планирование и контроль в организации; - планирование и контроль достигаемых целей; - долгосрочное планирование и контроль; - оперативное планирование и контроль; - координация всех намеченных планов; - учет и отчетность; - информирование служб и отделов; - формирование внутренней отчетности для различных групп заинтересованных пользователей

Организационные задачи - принятие решений; - участие в принятии решений

Для России подходят следующие классификации задач контроллинга:

1) генеральное целевое планирование:

— оценка и контроль внутренней и внешней среды организации;

— выработка альтернативных локальных целей и стратегий;

— альтернативное планирование;

— система показателей системы планирования и контроллинга.

2) оперативное планирование:

— планирование и контроль программы;

— имитационное моделирование;

— реинжиниринг бизнеса.

3) стратегическое планирование:

— портфельные матрицы;

— инвестиционные планы и проекты;

— инновационные планы;

— расчеты ФСА (функционально-стоимостного анализа);

— мониторинг и контроль внешней и внутренней среды;

— разработка и корректировка локальных, а в некоторых случаях глобальных целей;

4) финансовый и управленческий учет:

— анализ эффективности производства;

— оценка платежеспособности;

— мониторинг рентабельности;

— анализ ROI;

— анализ производственного результата.

5) сбыт, производство, снабжение:

— реинжиниринг;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— функционально-стоимостный анализ;

— покрытие издержек;

— управление ассортиментной политикой;

— анализ безубыточности [3].

Таким образом, под системой контроллинга понимается совокупность выработанных целей и задач, инструментов и методов контроллинга, организационной системы службы контроллинга.

Задачи контроллинга выполняются с помощью специальных инструментов. Инструментарий контроллинга имеет свою специфику и меняется в зависимости от задач контроллинга — ориентировать процесс управления организации на достижение всех поставленных высшим руководством целей. Как правило, цели организации образуют последовательный ряд, при котором самая масштабная задача разбивается на множество мелких задач, таких как:

— миссия бизнеса;

— стратегические цели;

— тактические цели;

— конкретные задачи для реализации [3].

Останавливаясь на инструментах контроллинга можно заметить, что стратегическая позиция организации определяет сильные и слабые стороны во внешней и внутренней среде. Для выяснения возможностей организации и перечня угроз следует воспользоваться таким инструментом контроллинга, как SWOT-анализ.

После проведения SWOT-анализа для более глубокого изучения внутренней среды организации применяют SNW-анализ - это оценка сильных, нейтральных и слабых сторон организации.

При изучении сильных и слабых сторон организации не следует

пренебрегать такими маркетинговыми инструментами, как:

1) PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - данный инструмент, предназначен для раскрытия политических, экономических, социальных и технологических моментов внешней среды, влияющих на бизнес компании. Анализ выполняется по схеме «фактор -предприятие». Полученные результаты оформляются в виде матрицы;

2) PESTLE-анализ - версия PEST-анализа, расширенная двумя факторами - правовым и фактором окружающей среды. Иногда применяются и другие форматы, например, SLEPT-анализ (плюс правовой фактор) или STEEPLE-анализ: социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этнические факторы. Может учитываться и географический фактор [4];

3) Анализ пяти сил Портера - методика для мониторинга отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером. Пять сил Портера включают в себя: анализ угрозы появления продуктов заменителей; анализ угрозы появления новых конкурентов; анализ рыночной власти поставщиков; анализ рыночной власти потребителей; анализ уровня конкурентной борьбы [4].

Современные системы и методы анализа затрат в коммерческих организациях, в частности, включают:

1) анализ соотношения количества и качества продукции -выявление взаимосвязи этих понятий, т.е. при улучшении каких либо качеств продукции удовлетворение одних и тех же потребностей достигается меньшим ее количеством;

2) анализ конкурентоспособности работ, услуг - т.е. степени его превосходства, с точки зрения потребителей, над другими товарами аналогичного назначения;

3) функционально-стоимостной анализ - это системное исследование, предусматривающее обнаружение, предупреждение, сокращение или ликвидацию излишних затрат при выполнении различных процессов и процедур, в том числе организационных. Функционально-стоимостной анализ: распределяет накладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов; улучшает стоимостные показатели; позволяет получить больший объем информации для разработки и принятия решений; структурирует бизнес-процессы; отражает долгосрочные переменные затраты. При функционально-стоимостном анализе целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра - принцип АВС - т.е. делить функции анализируемого объекта по степени их значимости.

4) методика CVP-анализа, основанного на категориях, применяемых в системе директ-костинг (маржинальный доход, точка безубыточности и др.);

5) методика стратегического анализа затрат (SCA) -формирование цепи образования стоимости, при которой реально полученная себестоимость не превышает целевую.

6) анализ жизненного цикла продукции (LCC) - концепция управления затратами жизненного цикла (т.е. оценка стоимости изделия от проектирования до снятия с производства) [8].

Одним из наиболее эффективных механизмов оперативного контроллинга в сфере управления товарно-материальными ценностями организации является АВС-анализ и XYZ-анализ.

АВС анализ может применяться при структурировании ресурсов по величине стоимости и степени важности для достижения задач экономического субъекта, а может быть использован как общий подход

при вычленении наиболее насущных и требующих максимального внимания высшего руководства проблем (т.е. определение приоритетов). В сфере материального снабжения используются методики XYZ-анализа. В упрощенном виде применение метода позволяет выделить три группы материалов, ранжированных по степени регулярности их применения [9].

Одним из важнейших инструментов оперативного и стратегического контроллинга является формирование систем показателей. Система показателей - важный информационный инструмент контроллинга, относящийся к неформализованным методам контроллинга, базирующимся на информации системы управленческого учета и системы учета в целом [10]. По мнению Ковалева В. В., система показателей - совокупность взаимосвязанных величин, отображающих состояние и развитие организации. Системы показателей в рамках контроллинга представлены в таблице 2

Важным инструментом контроллинга является сбалансированная система показателей, с которой связано формирование стратегических карт. Согласно мнению Р.Каплана и Д.Нортона [6], стратегическая карта - это наглядная модель интеграции целей организации в четырех составляющих сбалансированной системы показателей.

Является иллюстрацией причинно-следственных отношений между желаемыми результатами клиентской и финансовой составляющих, с одной стороны, и выдающимися результатами, полученными в основных внутренних процессах - производственном менеджменте, управлении клиентами, инновациях и законодательных и социальных процессах. Т.е. стратегические карты - это графическое отображение стратегических и бизнес-планов.

Таким образом, были рассмотрены основные инструменты контроллинга.

Таблица 2

Система показателей контроллинга

Система Направления детализации

Логико-дедуктивные системы

Du-Pont Рентабельность оборота и оборачиваемость капитала

Плюс: простота применения и ориентация на повышение рентабельности Минус: ориентирован на максимизацию прибыли в краткосрочной перспективе; модель не позволяет оценить, за счет изменения числителя или знаменателя изменился показатель рентабельности или оборачиваемости

ZVEI Анализ развития (объем бизнеса, оценка персонал, результативность) и структурный анализ (рентабельность и ликвидность)

Плюс: наличие каталога показателей с объяснением порядка их расчета и особенностей применения Минус: наличие около 200 показателей (часть из которых - вспомогательные) усложняет практическое применение

Показатели годовой отчетности, корпоративного контроллинга, стратегического контроллинга

Плюс: меньшая громоздкость по сравнению с ZVEI Минус: ключевые показатели -рентабельность и ликвидность; недостаточное внимание уделено немонетарным показателям.

Эмпирико-индуктивные системы

BSC Сбалансирован ная система показателей Финансы, рынок/клиенты, внутренние процессы и производство, сотрудники/инфраструктур

Плюс: система охватывает основные аспекты деятельности организации; ориентирована на наличие обратной связи между уровнями управления. Минус: полученная информация может быть искажена в силу ряда ограничений и условностей в процессе прогнозирования; внедрение системы должно проводиться параллельно с дополнительными управленческими воздействиям

Список литературы:

1 Безрукова Т.Л. Контроллинг как система информационно-аналитической поддержки стратегического управления / Т. Л. Безрукова, П. А. Петрова // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2011. - № 3. - С. 32-39.

2 Гершун А.М. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. - 2-е изд., расшир. / Под ред. А.М. Гершуна, Ю.С. Нефедьевой. - М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 2011. 128 с.

3 Гершун А.М., Горский М.В. Технологии сбалансированного управления. М.: МАГ КОНСАЛТИНГ, 2011. 409 с.

4 Гританс Я. М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и правовые аспекты (практическое пособие по управленческому и финансовому консультированию). 2- изд. М.: Волтерс Клувер, 2012. 224 с.

5 Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Данилочкиной Н.Г. М.: ЮНИТИ, 2012. 279 с.

6 Дорожная карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства» [электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Минэкономразвития России, 2014. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/smallBusiness/ (дата обращения: 16.04.2015).

7 Ермоленко В.В., Ермоленко Д.В., Савченко А.П. Контроллинг как инструмент менеджмента управленческих знаний корпорации // Научный журнал КубГАУ. 2010. №58 (04). С. 9.

8 Мирошниченко М.А., Мирошниченко А.А. Интеграция сбалансированной системы показателей и системы менеджмента качества // Научный журнал КубГАУ. [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №07(101). URL: http://ej.kubagro.ru/2014/07/ pdf/83.pdf. 22

9 Региональный сектор экономики знаний: проблемы формирования и управления: монография/ В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян, Р.М. Закарян, Д.В. Ланская, А.П. Савченко. Под ред. В.В. Ермоленко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2013. 381 с.

10 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. 990 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.