Научная статья на тему 'Классификация учетных событий в системе контроллинга'

Классификация учетных событий в системе контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / УЧЕТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / АНАЛИЗ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / УЧЕТНОЕ СОБЫТИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечеухина Н.С., Ковалева Е.Б.

В статье рассмотрены теоретические и методические основы организации системы контроллинга промышленного предприятия, а также ключевые аспекты формирования организационно-экономического механизма системы контроллинга. Предложены базовые классификационные признаки учетных событий в системе контроллинга промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нечеухина Н.С., Ковалева Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация учетных событий в системе контроллинга»

КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕТНЫХ СОБЫТИЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА

Н. С. НЕЧЕУХИНЛ,

кандидат экономических наук, доцент Е-таП:р/1е@таП.ги

Е. Б. КОВАЛЕВА,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Е-таП:р/1е@таП.ги Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук

В статье рассмотрены теоретические и методические основы организации системы контроллинга промышленного предприятия, а также ключевые аспекты формирования организационно-экономического механизма системы контроллинга. Предложены базовые классификационные признаки учетных событий в системе контроллинга промышленного предприятия.

Ключевые слова: контроллинг, учет, планирование, контроль, анализ, регулирование,учетное событие, классификация, промышленное предприятие.

Кризисные процессы в национальной и глобальной экономике высветили одну ключевую, характерную для многих российских промышленных предприятий управленческую проблему, связанную с неэффективным менеджментом. В этих условиях перед менеджментом предприятий встают новые задачи, обусловленные конкуренцией, борьбой за рынки сбыта. В менеджменте необходим сдвиг в сторону адаптивных методов работы и новых концепций управления, способных увеличить производство при сокращении объемов используемых ресурсов, вовлечь работников в управленческие и производственные процессы и остаться конкурентоспособными в рыночной среде.

Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе моделей совершенствования организационно-экономического механизма уп-

равления показали, что эта проблема может быть решена посредством формирования комплексной системы контроллинга как одной из наиболее востребованных и перспективных концепций современного менеджмента промышленных предприятий. Система контроллинга целесообразна в тех случаях, когда функции управления предприятием делегированы его отделам и службам. В этом смысле контроллинг как наука об успешном управлении предприятием является инструментарием рыночной экономики, при которой нет необходимости в централизованном администрировании [4].

Фактически контроллинг обеспечивает базу для реализации основных функций менеджмента. Причем базу не только информационную, но и методическую и организационную. При этом контроллинг поддерживает не только функции планирования, контроля, учета и анализа, но и такие потребности управления, как координация, руководство, оценка ситуации для принятия решений. Посути, это новая, развивающаяся концепция управления для обеспечения результативной работы предприятия в целом. Это означает, что контроллинг не ограничен данными рамками, а пронизывает всю систему управления — от оперативного до стратегического, от планирования до организационной структуры, от информационного обеспечения до принятия управленческих решений. Контроллинг — это управление управлением [6].

Термин «контроллинг» стал активно использоваться в экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда производных понятий в менеджменте предприятий. Трактовок контроллинга существует множество. Некоторые исследователи определяют контроллинг как «внутренний контроль», другие — как аудит. Специалисты в области автоматизированных систем управления предприятиями (АСУП) полагают, что контроллинг — это практически то же самое, что и АСУП, но лишь с учетом новых условий хозяйствования. Контроллинг сравнивают также с системой программно-целевого планирования. Чаще всего контроллинг отождествляют частично или полностью с управленческим учетом.

По нашему мнению, ни одно из этих утверждений не раскрывает в полной мере сущности контроллинга. В системе контроллинга есть место и управленческому учету, и контролю, и аудиту, и программно-целевому планированию, но это еще

далеко не все базовые принципы, инструменты и методы контроллинга.

Исходя из этого, при неоднозначности понимания контроллинга целесообразно разобраться в первичных основах контроллинга как системы.

Данный термин рожден от английского глагола «to control» — управлять, контролировать, наблюдать. Однако в США и Великобритании используется термин «управленческий учет» — «management accounting», хотя работников, которые занимаются управленческим учетом, называют контроллерами. Исходя из этого, можно сделать вывод, что контроллинг призван решать комплекс задач, связанных с наблюдением, планированием и управлением.

В современной экономической литературе приводится много разнообразных определений контроллинга, которые в систематизированном виде представлены в табл. 1.

Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов

Таблица 1

Сравнительная характеристика определений контроллинга

Автор Определение

Э. Майер Руководящая концепция эффективного управления фирмой и обеспечения ее долгосрочного существования

Р. Герсне Функция в поддержку менеджмента

А. Дайле Процесс, понимаемый как овладение экономической ситуацией на предприятии

Д.Хан Автоматизированная система управления управлением. Система интегрированного информационного обеспечения планирования и контроля деятельности предприятия

П. Хорват Функция менеджмента, заключающаяся в определении стандартов, оценке деятельности по утвержденным стандартам и корректировке этих стандартов, согласно выявленным отклонениям от планируемых величин

И. Вебер Элемент управления социальной системой, выполняющий свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общей задачи координации системы управления, с упором, прежде всего, на задачи планирования, контроля и информирования

X. -Ю. Кюппер Система координации управления на предприятии

М. Лукашевич, Л. Тихоненкова Целостная концепция стратегического управления предприятием, направленная на определение рисков с получением прибыли

С. Фалько Составляющие контроллинга: 1) философская — это философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе; 2) функциональная — ориентирована на долгосрочное и эффективное развитие, система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам, посредством измерения ресурсов и результатов деятельности; 3) организационная — структурное подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга

В. Глухов Межфункциональный инструмент управления, обеспечивающий обоснованность принимаемых руководством решений

А. Петров Непрерывно функционирующая система контроля процесса разработки и реализации планов в рамках предприятия, включая стратегический план

А. Карминский, А. Примак, С. Фалько Концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечить долгосрочное эффективное функционирование организации

Окончание табл. 1

Автор Определение

И. Бородушко, Э. Васильева Инструмент методического и информационного сопровождения процесса управления, совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы

Л. Попова, Р. Исакова, Т. Головина Система управления организацией, интегрирующая в себе стратегические и оперативные подсистемы (систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйс-твеннойдеятельности, в разрезе необходимыхдляуправления объектом) и методы управления, подчиняющие их достижению единой цели

Е. Ананькина, С. Данилочкин, Н. Данилочкина Управление управлением. Является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления

производственно-хозяйственной деятельности и процессов [2].

Таким образом, задачей контроллинга как науки является разработка теории, методов и инструментов измерения в различных ракурсах:

• ресурсы (материалы, труд, основные средства, финансы ит. д.);

• функциональные области и процессы (производство, НИОКР, закупки, сбыт и т.д.);

• элементы управления (учет, планирование, контроль, анализ).

Анализ работ зарубежных и отечественных ученых, а также полученный в ходе практических исследований личный опыт, позволили обобщить существующие определения контроллинга следующим образом: контроллинг является одной из наиболее эффективных и перспективных концепций управления в теории и практике современного менеджмента, синтезирующей планирование, управленческий учет, отчетность, контроль и аналитическую работу и базирующейся на теориях принятия решений, информационной поддержки управления, организационного моделирования на предприятии.

Цикл контроллинга (рис. 1) определяется поставленными перед предприятием целями и

Рис. 1. Цикл контроллинга

включает те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. К ним относятся:

• поддержка процесса планирования, учет для целей управления, контроль за реализацией планов, в том числе выявление и анализ отклонений;

• оценка протекающих процессов и представление отчетности руководству;

• выработка рекомендаций по возможным решениям и оценка последствий их реализации [2]. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии «встречных потоков». Сначала планирование производится «сверху вниз» (разработкаметодики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток «снизу вверх» и, как следствие, разрабатывается методика корректировки плановых заданий, направленная на координацию отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.

Поддержка контроллингом процесса планирования заключается в формировании и развитии системы комплексного планирования; разработке методов планирования; определении необходимой

информации, ее источников и путей получения. Система контроллинга информационно поддерживает разработку базисных планов (планов продаж, ликвидности, инвестиций и т. д.); координирует отдельные планы по времени и их содержанию; проверяет составленные планы на полноту и реализуемость, что позволяет составить единый оперативный (годовой)

план предприятия. При этом служба контроллинга не занимается вопросом «что планировать?», а советует, как и когда планировать, оценивает возможность реализации запланированных мероприятий. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции руководителей.

Второй и третий этапы — контроль отклонений и принятие корректирующих решений — предусматривают анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений. При этом каждый работник предприятия должен действовать самостоятельно, в пределах своей компетенции. Если же поставленные задачи относятся к более высокому уровню иерархии управления, он должен обратиться к соответствующим отделам [3].

Контроль реализации планов предполагает разработку форм и методов ведения контроля, а также определение масштаба и объема его проведения. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контрольных мероприятий и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик, выявляется степень достижения поставленной цели. Далее осуществляется анализ отклонений и выясняются причины их появления. По результатам анализа вырабатываются предложения по устранению выявленных отклонений.

Важнейшим связующим элементом цикла контроллинга является система информационного обеспечения, включающая в себя системы учета и отчетности. В области информационно-аналитического обеспечения руководства в задачи контроллинга входят разработка архитектуры информационной системы, стандартизация информационных каналов и носителей, и выбор методов обработки информации. Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и предоставление руководству существенной для принятия управленческих решений аналитической информации [2].

Значение информационного обеспечения руководства организации сегодня во всех сферах деятельности значительно возрастает. При этом контроллинг может достигать своей цели только при условии кооперированного стиля управления, в рамках которого согласование целей и оценка результатов происходят в процессе обсуждений

сотрудниками отдела контроллинга и руководителями его структурных единиц [3].

Контроллинг как функционально обособленное направление экономической работы на предприятии постоянно развивается: расширяются его функции, увеличивается набор решаемых им задач, разнообразнее становятся применяемые им методы, активнее вовлекается обеспечиваемая контроллингом информация в принятие не только оперативных, но и стратегических управленческих решений.

Основная задача контроллинга — обеспечить длительное существование организации (фирмы) и ее структурных единиц. При этом можно утверждать, что контроллинг — это концепция, направленная на ликвидацию «узких» мести ориентированная в будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов. Поэтому имеет смысл рассмотреть «участие» контроллинга в определении целей, управлении ими и достижении их[1].

Проведенные исследования на промышленных предприятиях Пермского края ОАО «Авиадвигатель», ОАО «Протон ПМ», ОАО «ПАО Инкар», ООО «Импульс» и др. позволили обобщить и систематизировать теоретические и методические основы организации системы контроллинга (рис. 2).

Для достижения поставленных целей контроллинг должен обеспечивать выполнение ряда функций. Это:

1) сервисная функция — обеспечение аналитической информацией процесса принятия управленческих решений;

2) контрольная функция — осуществление мониторинга, анализа и контроля выполнения планов;

3) функция регулирования отклонений и координации управленческой деятельности по достижению всех целей предприятия;

4) методологическая функция — разработка методологии принятия решений и их координация.

Рассмотрим сущность и назначение указанных функций.

1. Сервисная функция заключается в своевременном представлении необходимой информации менеджерам всех уровней для принятия оперативных управленческих решений в целях недопущения отклонений от поставленных целей и выбранного курса развития предприятия, а также руководству при возникновении отклонений либо изменении условий функционирования для принятия решения по корректировке стратегии. Информационное

Цель контроллинга - ориентация управления, на достижение всех целей предприятия

Цель стратегического контроллинга -обеспечение деятельности предприятия в долгосрочном периоде; координация и регулирование управления в процессе достижения стратегической цели развития

Цель оперативного контроллинга -

обеспечение и поддержка менеджмента в принятии оперативных управленческих решений в процессе достижения текущих целей предприятия

Задачи стратегического контроллинга

1. Стратегическое планирование

2. Информационное обеспечение

3. Ко игр оль р еал изации планов, анализ и выявление отклонений

4. Управление (корректировка стратегий)

4.

Задачи оперативного контроллинга

Оперативное планирование (бюджеты) Первичный учет и отчетность Контроль выполнения бюджетов, реализации планов, выявление и анализ отклонений

Регулирование и корректировка планов

Функции контроллинга

1. С ер в ис ная - о бе с пече ние а нал ишч еской информацией процесса принятия управленческих решений

2. Контрольная - осуществление мониторинга, анализа и контроля выполнения планов

3. Регулирование отклонений и координация управленческой деятельности по достижению всех целей предприятия

4. Методологическая -разработка методологии принятия решений, их координация

Принципы контроллинга

1. Принцип движения и торможения 3. Принцип своевременности

2. Принцип стратегического сознания 4. Принцип документирования

- *

Методы и инструменты стратегического контроллинга

- SWOT-анализ

- GAP-анализ (стратегические разрывы)

- Make or Bye - анализ (собственное производство - поставки со стороны)

- Анализ логистических цепей

- Портфельный анализ

- Анализ конкуренции

- Разработка сценариев

- Анализ потенциала и др.

Рис. 2. Теоретические и методические основы организации системы контроллинга

Методы и инструменты оперативного контроллинга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- АБС-анализ

- Анализ объема заказов

- Оптимизация объемов заказов при закупке

- Анализ по точке безубыточности

- Метод расчета сумм покрытия

- Анализ возникающих на предприятии узких мест

- Методы расчета инвестиций

- Оптимизация размеров партии продукции

- «Кружки качества»

- Анализ скидок

- Анализ областей сбьпа

- Функционально-стоимостной анализ

- ХУ2-анализ и др.

тем, что через определенные промежутки времени заданные величины сравнивают с фактическим состоянием и определяют, не нужно ли вмешательство (противодействующие меры), корректировка и регулирование целей и планов как оперативных, так и стратегических, для достижения необходимого или желаемого состояния.

3. Функция регулирования отклонений и координации управленческой деятельности по достижению всех целей предприятия осуществляется как на оперативном, так и на стратегическом уровне, при возникновении отклонений и изменении условий функционирования пред-

обслуживание контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по подразделениям.

2. Контрольная функция предполагает осуществление непрерывного мониторинга состояния экономики предприятия — контроль равновесия показателей «прибыль — затраты» и его внешней среды функционирования. Равновесие достигается

приятия. Регулирование отклонений или управляющая функция заключается в переоценке стратегии, корректировке реализации целей и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации, с тем чтобы в максимальной степени обеспечить достижение стратегической цели предприятия [1].

4. Методологическая функция заключается в разработке методологии принятия решений и их координации. Основная задача топ-менеджеров заключается в создании потенциала успеха на рынке в будущем, что достигается, прежде всего, применением системы стратегического планирования. Чтобы разрабатываемая стратегия была верной, необходимо иметь систему «раннего обна-

ружения» как в окружающем мире, так и внутри, на самом предприятии. Внешние индикаторы должны информировать об экономических, социальных, политических и технологических тенденциях; внутренние — представляющие на практике отдельные показатели и их системы — сообщать о текущем «самочувствии» предприятия, а также прогнозировать кризисные ситуации в отдельных сферах деятельности или в целом на предприятии. Задачей контроллера является методическая и консультационная помощь при создании системы «раннего обнаружения» тенденций и факторов, способных принести при их развитии не только выгоду, но

и потери. А также разработка для менеджеров, исходя из условий, альтернативных вариантов управленческих решений и их обоснование. Задача контроллера состоит также и в том, чтобы следить за правильностью применения методики, способствующей достижению предприятием прибыли.

Другой вариант основных функций контроллинга, который предлагает А. Якименко, представлен в табл. 2 [7].

Сравнительный анализ функционального профиля показывает, что контроллинг ориентирован, прежде всего, на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию

Таблица 2

Классификатор основных функций контроллинга

Функция контроллинга Функции менеджмента

Планирование Учет Контроль и анализ Регулирование (корректировка)

Организационная Выделение центров ответственности и ответственных лиц. Разработка и совершенствование регламента планирования и бюджетирования. Доведение регламента и методик планирования и бюджетирования до ответственных лиц Внедрение методик учета затрат и результатов по центрам ответственности, продуктам, проектам и мероприятиям в соответствующих подразделениях. Разработка и совершенствование регламента внутренней отчетности Организация и проведение в установленные сроки контрольных мероприятий по выявлению отклонений. Организация аналитической работы в подразделениях Организация выполнения регулирующих процедур и мероприятий, принятых руководством

Координационная Проведение процедур согласования целевых показателей, планов и бюджетов различных уровней управления Координация деятельности по учету затрат и доходов в подразделениях Согласование контрольных мероприятий, проводимых службой контроллинга, с общим распорядком деятельности предприятия Согласование между собой регулирующих процедур и мер, принятых руководителями различных уровней управления

Консультационная Оказание консультационной помощи руководителям при определении целевых показателей и формировании бюджетов. Снабжение руководителей всех рангов информацией о состоянии внешней и внутренней среды предприятия Оказание консультационной помощи по ведению учета в подразделениях. Сбор информации о состоянии параметров внутренней и внешней среды предприятия Контроль параметров внутренней и внешней среды. Анализ отклонений и интерпретации результатов анализа. Проведение расчетов эффективности продуктов, процессов, подразделений, проектов. Разработка предложений по устранению отклонений Предоставление результатов анализа внутренней и внешней среды предприятия руководителям всехрангов. Оказание консультационной помощи руководству при выборе или разработке регулирующих мероприятий

Методическая Разработка алгоритма планирования и бюджетирования. Разработка форм плановыхдоку-ментов, методик формирования плановых документов Разработка методик учета затрат и результатов. Разработка технологий сбора учетной информации. Разработка системы внутренней отчетности Разработка методик диагностирования отклонений. Разработка методик анализа отклонений. Разработка системы показателей Разработка форм аналитических отчетов, предоставляемых руководством. Разработка методик оперативного регулирования отклонений

Таблица 3

Классификатор учетных событий в системе контроллинга

традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т. е. в функции контроллинга входят создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации.

Для формирования комплексной управленческой информации система контроллинга решает две основные задачи: фиксацию или моделирование учетных событий финансово-хозяйственной деятельности предприятия организационно-техническими и программными средствами с целью формирования учетной (первичной) информации; преобразование учетной информации в специальные оперативные отчеты.

Для сокращения многообразия и громоздкости реальных процедур и методик учета в системе контроллинга необходима научно обоснованная классификация учетных событий, которая может быть предназначена для практической реализации на отечественных промышленных предприятиях.

Многофункциональное использование учетной информации системы контроллинга требует четкой системы моделей учетных событий финансово-хозяйственной деятельности. Основные классификационные признаки учетных событий системы контроллинга промышленного предприятия представлены в табл. 3.

Применение классификационных признаков учетных событий в системе контроллинга промышленного предприятия в настоящее время является весьма актуальным и служит инструментом развития теории и совершенствования методологии контроллинга.

промышленного предприятия

Классификационный признак Учетные события

Предметная область (содержание) Снабженческо-заготовительные, производственные, финансово-сбытовые

Функциональная деятельность Стратегический контроллинг Оперативный контроллинг

Временной горизонт: — краткосрочный период — среднесрочный период — долгосрочный период Операционный (смена, рабочий день, месяц) Оперативный (рабочий день, месяц, квартал) Стратегический (месяц, квартал, год)

Значение учетного события Планируемое, нормативное, ожидаемое (прогнозируемое), фактическое

Влияние на управленческие решения Краткосрочное Среднесрочное Долгосрочное

Отражаемые характеристики Количественные Качественные

Способ воздействия Прямой Косвенный

Единицы измерения Натуральные Условно-натуральные Трудовые Стоимостные Не имеющие единиц измерения

Цель использования На этапе анализа На этапе прогноза На этапе контроля На этапе принятия решения

Степень важности Основная Вспомогательная

Уровень повторяемости Программируемый Непрограммируемый

Список литературы

1. Анискин Ю. П., Павлова А. М. Планирование и контроллинг. М.: Омега-Л, 2007.

2. Кравченко В. Ф., Кравченко Е. Ф., Забелин П. В. Организационный инжиниринг. М.: Приор, 2005.

3. Манн Р., Майер Э. Контроллингдля начинающих / пер. с нем. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Контроллинг / под. ред. А. М. Карминского, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2006.

5. ПыткинА. Н., Ковалева Е. Б. Теоретические и методические основы организации взаимосвязи стратегического и оперативного контроллинганапредприятии. Пермь: НИИУМС, 2007.

6. Управленческий учет / под ред. А. Д. Шеремета. М.: Инфра-М, 2009.

7. Якименко А. А. Методические рекомендации по разработке положения о службе контроллинга среднего предприятия // Контроллинг. Технология управления. 2002. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.