Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 23-32 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 496. рр. 23-32
Научная статья УДК 373.2
doi: 10.17223/15617793/496/3
Технологические возможности введения старших дошкольников в мир профессий
Елена Александровна Петраш1, Инна Васильевна Прадун2
12 Псковский государственный университет, Псков, Россия
1 vea2005@mail.ru
2 inna_62@mail.ru
Аннотация. Представлены материалы исследования по формированию представлений старших дошкольников о профессиях в виде адаптированной информации, способной вызвать познавательный и практический интерес. Выявлены педагогические условия знакомства с профессиями детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных технологий workshop, «интерактивная книга», «родительская (онлайн) конференция». Доказана эффективность интерактивных технологий в процессе «погружения» детей старшего дошкольного возраста в мир профессий.
Ключевые слова: профессия, технология, интерактивная технология, интерактивная книга, workshop, родительская конференция
Для цитирования: Петраш Е.А., Прадун И.В. Технологические возможности введения старших дошкольников в мир профессий // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 496. С. 23-32. doi: 10.17223/15617793/496/3
Original article
doi: 10.17223/15617793/496/3
Technological possibilities of introducing older preschoolers into the world of professions
Elena A. Petrash1, Inna V. Pradun2
12 Pskov State University, Pskov, Russian Federation
1 vea2005@mail.ru
2 inna_62@mail.ru
Abstract. The main goal of modern education is to create conditions for the development of a child as an individual capable of self-determination, including theprofessional one. Readiness is characterized by motivation for socially useful work activities, the ability to make an informed choice of a particular profession based on knowledge about the labor market. The modern world is developing, and there emerge new, unfamiliar and previously irrelevant areas of work, about which both children and adults have no clear ideas. The topic of early acquaintance with professions is relevant - society is constantly changing and developing, influencing people's professional activities. The ideal age for the formation of orientation in the world of professions is preschool: children get acquainted with the labor functions of people, think about a future profession, begin to dream and fantasize about what they will become when they grow up. Children willingly absorb information about the world of professions and choose the desired role in the game. In play activities, children imitate adults' behavior, reproduce their actions, "trying on" the roles of a teacher, driver, doctor, salesman, etc. Preschoolers vividly express their emotions, trying to imitate the actions of people in different professions, and often come up with various scenarios for performing professional roles themselves. Preschoolers' interest in certain roles, games, types of work and professional activities indicates the first manifestations of "professional orientation" that influence the development of the child's personality. Currently, older preschoolers' "immersion" in the world of professions occupies a large place in the organization of the educational process. A large amount of research is being conducted on this topic, new educational technologies are emerging, which teachers use in various forms. Interactive technologies can be an undoubted help for teachers and educators: workshops, "interactive books, parent conferences. Kindergarten teachers are faced with the task of organizing the educational process so that it becomes cognitive, creative, and forms children's positive attitude to and interest in professions. The result of such work will be the successful activities of children and in-demand knowledge about professions in the future. Keywords: profession, technology, interactive technology, game, workshop, interactive book, parent conference
For citation: Petrash, E.A. & Pradun, I.V. (2023) Technological possibilities of introducing older preschoolers into the world of professions. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 496. pp. 2332. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/496/3
© Петраш Е.А., Прадун И.В., 2023
Актуальность исследования. В рамках преемственности по профориентации дошкольная образовательная организация (ДОО) является первоначальным уровнем единой непрерывной системы образования. Детский сад - первая ступень формирования базовых знаний о профессиях: дети знакомятся с миром современных профессий, элементарные знания помогают им расширить познания о работе взрослых, определить основные трудовые функции каждой профессии. Обращение педагога с детьми к миру профессий, знакомство с их особенностями, многообразием и различиями требует особых технологий, использование которых будет создавать необходимую базу для дальнейшего самоопределения детей в мире в специально созданных условиях в дошкольной образовательной организации.
Особенность работы ДОО в данной области с детьми старшего дошкольного возраста заключается в систематизированном подходе к организации образовательного процесса, который включает в себя трудовое воспитание подрастающего поколения, а также знакомство с различными видами профессиональной деятельности взрослых в современном обществе. Реализовать данный подход педагог может как во время спланированной образовательной деятельности, так и во время свободной деятельности детей: игры и беседы в группе, на прогулке, общение со сверстниками и взрослыми вне стен детского сада.
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью процесса первичного знакомства с профессиональной деятельностью взрослых детей старшего дошкольного возраста. Оно включает в себя воспитание базовых качеств, необходимых личности для успешной трудовой деятельности в будущем: трудолюбие, ответственное и уважительное отношение к своему и чужому труду, орудиям и результатам трудовых действий, формирование интереса к поручениям и др. При знакомстве старших дошкольников с миром профессий целесообразно использовать элементы трудового воспитания, подкрепляющиеся профессиональным информированием, а именно передачей детям знаний о современном рынке труда и разнообразии профессий, подающихся в ненавязчивой форме, в виде доступной информации, вызывающей познавательный и практический интерес. Таким образом, трудовое воспитание и информирование о мире профессий является для старшего дошкольника одной из ступеней к успешной профессиональной жизни в будущем.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 42 указывается на обязанность педагога осуществлять помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в ст. 4.6 говорится, что к целевым ориентирам дошкольного образования относятся: стремление ребенка к общению со взрослыми и активное подражание им в движениях и действиях; появление игр, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого, установка ребенка на положительное отношение к миру, к разным видам труда, в том числе профессиональному труду [2].
Различные аспекты проблемы знакомства детей старшего дошкольного возраста с миром профессий представлены в психолого- педагогических работах. Исследователи раскрывают данное понятие через различные дефиниции: «профессия», «профессиональное самоопределение», «профессиональная ориентация» [35]. Однако в современных психолого-педагогических исследованиях недостаточно представлено описание использования интерактивных технологий как механизма «погружения» дошкольников в мир профессий.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически определить эффективность интерактивных технологий в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с миром профессий.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Определить интерактивные технологии, способствующие эффективному освоению старшими дошкольниками особенностей профессий в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Выявить критерии и показатели, уровни представлений старших дошкольников о профессиях, орудиях труда и особенностях работы людей разных профессий.
3. Апробировать интерактивные технологии для введения старших дошкольников в мир профессий.
Теоретико-методологические подходы, которые позволяют сформировать целостное представление об организации эффективной работы по освоению старшими дошкольниками особенностей профессий в условиях дошкольной образовательной организации:
- системно-деятельностный подход рассматривает старший дошкольный возраст как начальный этап знакомства с содержанием труда представителей разных профессий с последующим усложнением посредством включения детей в совместную деятельность (педагог + дети, ребенок + ребенок, педагог + педагог, педагог + ребенок + родители) по освоению основ профессии через погружение в различные виды активности, отражающие профессиональные особенности;
- событийный подход представляет интерактивные формы знакомства с профессиями старших дошкольников как совместную творческую деятельность, превратившуюся в событие, т.е. в совместное проживание действительности, позволяющее реализовывать содержательное общение на доступном ребенку уровне понимания.
Проведенный анализ научных источников [6-9] показывает, что в большинстве случаев знакомство старших дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых сводится к раннему профессиональному воспитанию, а именно формированию у ребенка интереса и мотивации к труду, воспитанию в нем трудолюбия и ознакомлению детей с трудом. В то же время специфика труда ребенка состоит в том, что он тесно связан с игрой, которая выступает ведущим видом деятельности и создает «зону ближайшего развития» ребенка [10]. Объединяет их потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. Д.Б. Эльконин отмечает, что «Сущность детской игры заключается в выполнении
какой-нибудь роли. Разыгрывая роль, дошкольник в своем воображении изменяет все окружающее, и оно получает тот вид и смысл, который в данный момент требуется этой ролью» [11. С. 20]. Знакомство с трудом взрослых, выполнение элементарных трудовых обязанностей и поручений формирует у детей представление о профессиях, появляются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы. В процессе профессионального информирования ребенка в ходе трудовой и игровой деятельности старший дошкольник приобретает широкий круг представлений о мире профессий, основываясь на полученных знаниях и наблюдениях за действиями взрослых, в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, повар, врач, учитель и др.). Отдельные элементы профессиональной деятельности ребенку трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить с помощью наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй. Н.Н. Захарова [12] подчеркивает, что данная деятельность способствует не только формированию у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, но предоставляет ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Главное место в организации «путешествия» в мир современных профессий занимают словесные и наглядные методы. Важно организовать в ДОО развивающую предметно-пространственную среду, включающую художественную литературу, энциклопедии, книжки - игрушки о профессиях; картотеку пословиц и поговорок, загадок, стихов и песен о труде, профессиях и орудиях труда; иллюстрации, раскраски, картины о профессиях в уголке изобразительной деятельности; видеотеку фильмов, мультфильмов, видеороликов о новых и необычных профессиях; материалы и атрибуты для оборудования сюжетно-ролевых игр, связанных с профессиями взрослых.
Деятельность педагогов должна учитывать возрастные этапы «погружения» детей в мир профессий [13]. В работе с детьми старшего дошкольного возраста в данной сфере И.С. Маматова с соавторами [14] предлагает придерживаться определенного алгоритма:
- приближение детей к труду взрослых;
- ознакомление детей с трудом взрослых;
- совместная деятельность детей и взрослых.
По данным исследования, проведенного А.Н. Белоус [15], старший дошкольник обычно называет от 4 до 15 профессий, причем проявляются половые различия: мальчики больше знакомы с героико-хозяйствен-ными, а девочки - с помогающими и обучающими профессиями. Сложным процессом для детей является осознание труда взрослых, его общественную значимость они выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, соответствующие людям разных специальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»).
Практика освоения основ профессий должна стать систематической не только в дошкольной образовательной организации, но и в семье. Целесообразно [16]:
- побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом родителей, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду;
- развивать интерес к совместной деятельности по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье;
- ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной миру профессий, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Представление о профессиях у старшего дошкольника в первую очередь ассоциируется с трудом самых значимых взрослых - родителей. В.И. Логинова [17], И.В. Кларин [18] выделяют ряд критериев и показателей сформированности у старших дошкольников представлений о труде взрослых:
- полнота (или объем знаний) - многообразие профессий и их сторон;
- существенность знаний - выделение существенного в труде взрослых;
- общность знаний - выявление общественной значимости каждой профессии, объективных связей между профессиями (отражается в обобщенных представлениях, элементарных знаниях);
- системность знаний - познание обобщенной структуры трудового процесса, ее целостное рассмотрение, воспроизводящее содержание и структуру трудового процесса.
Старший дошкольный возраст рассматривается как этап раннего «погружения» и освоения мира взрослых профессий, требующий особых образовательных технологий, представляющих собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств [19].
В классификациях современных образовательных технологий важное место занимают интерактивные технологии. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interaction» - взаимодействие. Согласно представлениям И.В. Плаксиной, субъекты такого взаимодействия находятся «в одном смысловом пространстве, совместном погружении в проблемное поле решаемой задачи, согласованности в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместном вхождении в близкое эмоциональное состояние, переживании созвучных чувств, сопутствующих преодолению проблемы» [20. С. 21].
Интерактивная технология как структура подразделяется на отдельные уровни:
1. Организационный - организация и реализация деятельности.
2. Методический - отдельные методы, приемы, способы и элементы технологии.
3. Формообразующий - целесообразные формы обучения и организации деятельности.
4. Творческий - возможность педагога самостоятельно проектировать педагогическую технологию,
отвечающую современным требованиям науки и общества.
Нами были определены следующие интерактивные технологии, способствующие эффективной ориентации старших дошкольников в мире профессий в условиях ДОО: «workshop», «интерактивная книга», «родительская (оффлайн, онлайн) конференция».
«Workshop» (в пер. с англ. - мастерская) - «учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. Даже необходимые теоретические "вкрапления", как правило, кратки и играют незначительную роль. В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие» [21. С. 13].
Ю.Н. Крайнова отмечает, что «в современном образовании "workshop" - короткий интенсивный курс, одно или несколько занятий, в процессе которых акцент ставится на взаимодействии и обмене информацией между участниками. "Workshop" - это метод обучения, который основан на изучении практических аспектов какого-либо вопроса. Это некая мастерская, где профессионал делится своим мнением и опытом, но также инициирует процесс обмена мнениями с помощью вовлечения участников в обсуждение проблематики» [22. С. 105].
Функция педагога, воспитателя в организации и реализации «workshop» в группе детского сада заключается не только в предоставлении материала, но и в активизации деятельности детей в процессе взаимодействия между ними для поиска решения.
Ю.Н. Крайнова [22] выделяет следующие алгоритмические этапы данной технологии:
- определение темы мероприятия;
- формулировка цели, задач и планирование ожидаемых результатов;
- подбор упражнений для начала занятия с целью эмоционально-положительного настроя детей;
- выбор методов и приемов для разделения коллектива на подгруппы или команды (при необходимости);
- сбор теоретического материала;
- подбор интерактивных практических игр и заданий для закрепления материала;
- рефлексия.
Опыт использования технологии «workshop» в процессе формирования представлений о профессиях у старших дошкольников находим в исследованиях разных авторов. Например, вот как его описывает Е.А. Колесникова: «на первом этапе детям представляется проблема - появился дом для кукол, но он совсем пустой и неуютный. Когда от детей поступило много предложений о том, как можно преобразовать дом, чтобы куклам понравилось, и на основе этих предложений было выделено четыре направления работы в мастерской:
1. "Мастерская дизайнеров интерьера". Профессии - дизайнер интерьера, колорист, багетный мастер. Дети погружаются в творческие профессии: дизайнеры составляют проект интерьера помещений дома, подбирают материалы, интересные цветовые сочетания; ко-
лористы, смешивая различные цвета, подбирают нужные оттенки; багетные мастера создают рамки для картин и фотографий из разных материалов и декорируют их.
2. "Мастерская по ремонту жилья". Профессии -маляр, плиточник, электрик. Дети знакомятся с орудиями труда и процессом работы данных специалистов. С помощью специальных инструментов, материалов и схем дети занимаются внутренней отделкой дома по составленному проекту: подбирают и клеят обои, застилают пол плиткой, декорируют участки дома и т.д.
3. "Мастерская плотника". Профессия - плотник. В данной мастерской дети с помощью заготовок и специальных инструментов занимаются конструированием и сборкой мебели для комнат в доме.
4. "Швейная мастерская". Профессии - швея, закройщик, вышивальщица. Выполняя роли людей данных профессий, дети совместными усилиями изготавливают предметы домашнего текстиля: скатерти, постельное белье, одеяла, занавески и т.д.» [23. С. 86].
Работа детей в мастерских способствует развитию привычки к трудовому усилию и способности работать в коллективе, использовать различные орудия труда. Возможность почувствовать свою значимость, выполняя «взрослые» трудовые функции, вызывает у детей восторг, гордость за себя, а также понимание, что труд каждого человека приносит пользу обществу.
В условиях включения цифровых технологий в образовательное пространство детского сада стало возможным применение технологии «интерактивная книга». Интерактивная книга - мультимедийный продукт, который включает в себя текст, иллюстрации, интерактивные элементы, видео- или аудиофайлы. Преимущество интерактивных книг заключается в оформлении электронного издания в привычном формате (книга), одновременной передаче аудиовизуальной информации, возможности ее размещения в социальных сетях (специально созданная электронная библиотека), использовании мультимедийных элементов и привлекательной видеоинформации, отсутствии затрат на публикацию.
Интерактивные книги «Тропинки в мир профессий» для старших дошкольников могут быть выполнены на основе:
- адаптации книг разных жанров известных русских и зарубежных авторов о мире профессий и людях труда;
- создания авторских изданий в электронном формате. Над созданием книги может работать целая команда: педагог, дети и их родители: концепт-мей-керы, дизайнер, иллюстратор, аниматор, программист, композитор и многие другие. Представим примерный алгоритм ее проработки: утверждается концепция книги (сюжет интересной истории с играми и анимацией), разрабатывается сценарий для детей старшего дошкольников возраста (небольшой объем для восприятия, например одна страница на одно прочтение - короткие тексты, насыщенные действиями и диалогами), продумывается дизайн оформления страниц, игр. Интерактивная книга - это захва-
тывающая история (веселая и одновременно познавательная) с задачами и играми, способствующая закреплению темы, материала.
Важно реализовывать взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в вопросах ориентации старших дошкольников в мире профессий в различных формах. Одной из таких форм может служить технология «родительская конференция». Конференция - особая форма собрания определенных лиц с целью выдвижения и обсуждения различных тем, вопросов и проблем. «Родительская конференция» является уникальным средством сотрудничества между детьми, родителями и педагогами детского сада. Использование такой технологии позволяет включать родителей в образовательную деятельность ДОО, дает возможность участия в жизни группы, почувствовать себя в роли педагога во время взаимодействия с большим сообществом детей, а также поделиться с воспитанниками собственным опытом и расширить их круг знаний и умений в различных областях. Организация родительских конференций способна решать следующие задачи:
- предоставление родителям возможности индивидуального или совместного с ребенком публичного выступления в группе детского сада;
- возможность поделиться с детьми знаниями о профессии взрослого, опытом работы в определенной сфере;
- приобретение дошкольниками новых знаний и умений в различных областях труда взрослых;
- расширение круга предпочтений ребенка при выборе будущей сферы деятельности или профессии;
- вовлечение воспитанников в поисковую, исследовательскую, изобретательскую или иную творческую деятельность в различных областях.
Родительская конференция может организовываться в следующем формате: взрослый самостоятельно или с ребенком рассказывает о своей профессии, делится интересными фактами или историями о своей деятельности, в форме игры дает возможность
детям почувствовать себя человеком конкретной профессии, воспользоваться орудиями труда, произвести определенные трудовые операции. В результате таких конференций у детей не только расширяются знания и представления о профессии, но и появляется первый опыт выполнения трудовых функций, формируется бережное отношение к продуктам и результатам труда, уважение к труду людей и их профессиям, представление о значимости каждой сферы деятельности. Одной из форм интерактивного взаимодействия с родителями дошкольников является организация онлайн-конференций.
Использование современных образовательных технологий позволяет сопровождать детей старшего дошкольного возраста, расширяя представления о труде взрослых, орудиях труда и трудовых функциях, о роли профессий в жизни общества. Это помогает облегчить детям будущий выбор профессии, основываясь на собственных предпочтениях, умениях, склонностях и интересах. В дальнейшем такие дети могут стать востребованными и важными для общества профессионалами в различных сферах.
Методы и организация исследования. Исследование проведено на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 "Золотой ключик"», г. Псков. В статье представлены данные исследования за 2022/23 учебный год с участием детей двух подготовительных групп (6-7 лет). Характеристика исследуемых выборок: 22 ребенка старшего дошкольного возраста, родители детей подготовительной группы и 10 практикующих педагогов ДОО.
На следующем этапе исследования нами был подобран комплекс взаимодополняющих диагностических методик, которые позволили не только выявить имеющийся уровень знаний старших дошкольников о профессиях, но и степень включенности родителей в данный процесс и готовность педагогов применять современные практики создания развивающей предметно-пространственной среды (табл. 1).
Таблица 1
Методики диагностического исследования
Методика исследования Изучаемые характеристики Уровни и показатели
Диагностическая методика Е.И. Радиной [24] «Индивидуальная беседа с ребенком "Что значит трудиться"» Выявление уровня имеющихся у детей представлений о труде и его значимости Высокий: ребенок имеет четкое представление о содержании труда, отношении к труду; может рассказать о деятельности людей в связи с их профессиями. Средний: ребенок имеет неполное представление о содержании труда; может рассказать о значении труда в жизни человека по вопросам педагога. Низкий: ребенок затрудняется рассказать о значении труда в жизни человека даже по вопросам педагога
Диагностическая методика «Профессии» Л.Е. Смирновой [25] Определение уровня накопленных у старших дошкольников знаний по теме «Профессии» на примере 12 профессий взрослых Высокий: ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ, представляя профессию. Средний: ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутого ответа, отвечает неточно при определении характеристики профессии. Низкий: ребенок дает неправильный ответ, не отвечает, не соотносит профессию и ее особенности
Диагностическая методика Е.И. Медвецкой [26] «Что такое профессия» Выявление уровня представлений старших дошкольников о профессиях, орудиях труда и процессе работы людей разных профессий Высокий: ребенок устанавливает связи между мотивом, целью, результатом труда и физическими усилиями человека, может объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных ранее представлений.
Методика исследования Изучаемые характеристики Уровни и показатели
Средний: ребенок с помощью педагога устанавливает связи между мотивом, целью, результатом труда и физическими усилиями человека; может объяснить, чем заняты родители с помощью приобретенных раннее представлений, опираясь на помощь педагога. Низкий: ребенок знает названия профессий, но затрудняется в обосновании значимости разных видов труда, установлении связи между ними; не может объяснить, чем заняты родители, с помощью приобретенных ранее представлений, даже с помощью педагога
Анкетирование на тему «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии» Определение уровня вовлеченности родителей в процесс подготовки к знакомству детей старшего дошкольного возраста с профессиями Высокий: стремление активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помочь проявлять себя, свои интересы, склонности, способности, расширять кругозор. Средний: наличие понимания важности семейного воспитания в подготовке ребенка к труду, но есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка. Низкий: недостаточно внимания уделяется трудовому воспитанию сына (дочери) в подготовке его к жизни
Анкетирование практикующих педагогов ДОО Выявление мнения воспитателей о проводимой в детском саду работе по формированию представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста
Итоги анкетирования родителей старших дошкольников позволили нам сделать вывод о том, что большинство (30% - высокий и 60% - средний уровень) родителей стремятся активно освоить с ребенком трудовые умения и навыки, помогают ребенку развивать его способности и определять интересы, рассказывают о профессиях взрослых, в том числе о своей, расширяя его кругозор.
С целью изучения опыта и выявления мнения о проводимой работе по приобщению старших дошкольников к будущей профессиональной деятельности нами было организовано анкетирование воспитателей ДОО. Результаты представлены в следующих положениях:
- 100% педагогов (9 человек) считают необходимым проведение работы по данной проблеме в ДОО, а также планируют провести или уже проводят различные мероприятия;
- среди психологических особенностей детей, которые необходимо учитывать в ходе знакомства с профессиями, воспитатели (67%) чаще всего называли
По итогам педагогической диагностики и проведенного анализа полученных результатов можно сделать вывод, что у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах преобладает средний уровень представлений, т.е. дети могут рассказать о значении труда в жизни человека, но только по во-
возрастные и индивидуальные, а также особенности темперамента и характера детей;
- в данном направлении работы наиболее эффективными методами педагоги (100%) считают различные игровые, словесные, наглядные и практические методы, а также рекомендуют большое количество литературных произведений для изучения совместно с детьми;
- обязательным условием успешного «погружения» в мир профессий (100%) воспитатели считают взаимодействие с семьями воспитанников, а также различными специалистами, в том числе с помощью организации встреч с людьми разных профессий;
- 56% педагогов (5 человек) указали на то, что нуждаются в дополнительном информировании.
На констатирующем этапе представлено распределение старших дошкольников по уровням представлений о профессиях и их особенностям (табл. 2).
просам педагога, а также имеют неполные представления о содержании труда. Также у них преобладает низкий уровень представлений по теме «Профессии», т.е. дети не осведомлены об орудиях труда, профессиональных функциях и личностных качествах представителей различных профессий. Дошкольники с помощью
Таблица 2
Результаты исследования изменений представлений старших дошкольников о профессиях, орудиях труда и особенностях работы людей разных профессий, %
Методики Диагностическая методика Е.И. Радиной «Индивидуальная беседа с ребенком "Что значит трудиться"» Диагностическая методика «Профессии» Л.Е. Смирновой Диагностическая методика Е.И. Медвецкой «Что такое профессия»
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий - - 9 9
Средний 82 73 27 19 73 73
Низкий 18 27 73 81 18 18
педагога могут установить связи между мотивом, целью, результатом труда и физическими усилиями человека, а также рассказывать о профессиях своих родителей. В исключительных случаях респонденты самостоятельно делятся собственными профессиональными предпочтениями.
Поэтому на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 "Золотой ключик"» нами была предпринята попытка реализовать педагогические условия с применением итеративных технологий, способствующих эффективному освоению старшими дошкольниками особенностей профессий в условиях дошкольной образовательной организации.
В подготовительной группе детского сада был создан «Центр профессии», который представлял собой не просто информационное пространство, содержащее материалы для детей о различных профессиях, но и ролевое пространство.
Для работы с родителями были организованы он-лайн-конференции «Моя профессия», в ходе которых они совместно с детьми создали интерактивную книгу «Тропинки в мир профессий», посредством которой дети познакомились с профессиями родителей через занимательные истории о труде взрослых, увлекательные задания, побуждающие интерес к особенностям, орудиям и результатам труда, а также трудовому процессу людей различных профессий.
Повышению уровня имеющихся представлений о профессиях взрослых способствовал открытый в подготовительной группе ДОО кружок «ПРОФессИонал». Занятия в кружке проводились c использованием интерактивной технологии «workshop» один раз в неделю во второй половине дня для респондентов экспериментальной группы, а также всех желающих детей подготовительной группы. На занятиях ребята знакомились с особенностями таких профессий, как медсестра, библиотекарь, парикмахер, специалист по рекламе, инспектор ГИБДД, инструктор по йоге, писатель и др.
На первом занятии детям был представлен макет пустого города, сопровождающийся легендой: «Знаете ли вы, в какой стране мы все живем? В России живет много людей, у каждого человека своя жизнь: дела, семья, увлечения, работа. Чтобы людям было комфортно жить, строится много городов: есть маленькие города, в них почти все люди знают друг друга и дружат. В России много больших городов, в них у людей есть друзья, коллеги и знакомые, но также есть и незна-
комцы. А есть огромные города, а которых живут миллионы людей, знакомых и незнакомых друг другу. Как же выглядит город, который только строится? Он совсем пустой, в нем нет зданий, парков, машин - совсем ничего. Скажите, можно ли жить в таком городе? У нас с вами есть замечательная возможность создать свой город и сделать его таким, чтобы людям было комфортно жить в этом городе, они ухаживали за ним и любили его».
Дети решали, какие профессии нужны в этом городе, как его обустроить. Каждое занятие имело свою тему, посвященную конкретной профессии, в рамках которой ребята пробовали в себя в роли человека определенной сферы деятельности, а также приобретали навыки профессиональной деятельности. В конце занятия по заготовкам создавались здания, которые располагались на макете. На последнем занятии старшим дошкольникам предлагалось украсить город растительностью, придумать названия улиц и самого города.
Во время занятий в кружке с использованием технологии «workshop» у детей не только оттачиваются навыки продуктивной деятельности (рисование, раскрашивание, работа с ножницами, клеем и бумагой, картоном), развивается воображение, навыки коллективной деятельности, но и расширяется круг представлений о различных профессиях людей, их значимости для всего общества. В процессе коллективной работы в мастерской осваиваются трудовые действия, свойственные людям из различных сфер деятельности. По итогам работы кружка у воспитанников получился макет города «Мастерград», созданный совместными усилиями детей подготовительной группы.
На контрольном этапе эксперимента со старшими дошкольниками экспериментальной и контрольной группы были повторно проведены диагностические методики: на выявление уровня имеющихся представлений о содержании труда, об отношении к труду и его значимости Е.И. Радиной «Индивидуальная беседа с ребенком "Что значит трудиться"», «Профессии» Л.Е. Смирновой, направленная на определения уровня накопленных представлений у детей старшего дошкольного возраста по теме «Профессии», на выявление уровня представлений старших дошкольников о профессиях, орудиях труда и процессе работы людей разных профессий Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».
Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня имеющихся представлений старших дошкольников о содержании труда, отношении к труду и его значимости представлены в табл. 3.
Методики Диагностическая методика Е.И. Радиной «Индивидуальная беседа с ребенком "Что значит трудиться"» Диагностическая методика «Профессии» Л.Е. Смирновой Диагностическая методика Е.И. Медвецкой «Что такое профессия»
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий 37 - 37 45 9
Средний 63 73 63 27 55 64
Низкий - 27 - 73 - 27
Таблица 3
Результаты исследования изменений представлений старших дошкольников о профессиях, орудиях труда и процессе работы людей разных профессий, %
Результаты контрольного этапа показали, что в экспериментальной группе появилось определенное количество детей с высоким уровнем имеющихся представлений о труде, его значимости и отношений к нему. Как и на констатирующем этапе, в экспериментальной группе количество респондентов со средним уровнем представлений преобладает, но на момент контрольной диагностики не осталось детей с низким уровнем.
Данные по методике Л.Е. Смирновой показали, что в экспериментальной группе старшие дошкольники имеют более высокие результаты по сравнению с констатирующим этапом, не осталось детей с низким уровнем, а также появились воспитанники с высоким уровнем. При этом преобладающим в экспериментальной группе остался средний уровень. В контрольной группе показатели почти не изменились, большинство ответов детей характеризуются низким уровнем представлений, и лишь у небольшой части (3 человека -27%) уровень имеющихся представлений характеризуется как средний.
Проведенное с детьми старшего дошкольного возраста опытно-экспериментальное исследование позволило отметить качественные и количественные изменения в имеющихся представлениях о профессиях, что позволяет нам сделать вывод о том, что использование интерактивных технологий эффективно.
Заключение. Профориентация в настоящее время является важным направлением работы не только общеобразовательных организаций, но и дошкольных образовательных учреждений, где возможно «первое знакомство» ребенка с миром профессий, повышение уровня имеющихся у него представлений по этой теме и развитие необходимых ему трудовых навыков. Все это формирует основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития ребенка в сфере профессиональной деятельности. Организовывать процесс «погружения» в мир профессий необходимо при взаимодействии трех сторон: родитель - педагог - ребенок. Каждый из субъектов играет важную роль в организации комплексного освоения дошкольником мира труда взрослых. Знакомство с профессиями взрослых представляет собой подготовительный этап к самостоятельной жизни «будущего взрослого» в обществе. Для этого старший дошкольник должен обладать установкой положительного отношения к миру, к людям и самому себе, а также к различным видам труда. Необходимо способствовать становлению таких качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность и уважительное отношение ко всему окружающему, которые начинают формироваться и развиваться в дошкольном возрасте и продолжают модифицироваться в течение всей жизни.
Знакомство с профессиональным миром взрослых не направлено на выбор детьми старшего дошкольного возраста будущей профессии, однако оно дает возможность приобрести необходимые знания, умения и навыки для будущей жизни, что позволяет решать множество педагогических задач:
- социализация старших дошкольников;
- трудовое воспитание;
- познавательное развитие (приобретение широкого диапазона знаний о людях, объектах живой и неживой природы и в целом о мире);
- развитие психических познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение и др.);
- обогащение пассивного и активного словаря ребенка;
- становление различных качеств личности и многое другое.
Старший дошкольный возраст является идеальным для начала работы по знакомству с профессиональной деятельностью взрослых, которое включает в себя формирование у детей интереса к труду и трудолюбия, а также передачу детям необходимой информации о мире профессий.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, и именно в ней дети расширяют свой кругозор, учатся общаться, применять полученные знания и умения, и, конечно, в игре дошкольники примеряют на себя роли взрослых, в том числе профессиональные. Во время такой игры дети узнают о профессиях и делятся информацией друг с другом, приобретают навыки трудовой деятельности и такое важное качество личности, как трудолюбие. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда.
Целесообразно выделить алгоритм «погружения» детей старшего дошкольного возраста в мир профессий:
- развитие положительного отношения к труду, трудолюбия;
- создание развивающей предметно-пространственной среды профессиональной направленности;
- расширение представлений о труде взрослых;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности;
- формирование желания выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Современно организованный процесс знакомства детей старшего дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых включает в себя большое количество традиционных и современных методов и форм обучения и воспитания: словесный, наглядный, практический, игровой, ИКТ-технологии, проектов, метод моделирования и т.д. Все эти методы должны использоваться в сочетании друг с другом для достижения наибольшего результата. Отдельное место в этом перечне занимают интерактивные технологии: «workshop», «интерактивная книга», «родительская (оффлайн, онлайн) конференция».
В ходе исследования были реализованы следующие педагогические условия введения старших дошкольников в мир профессий в ДОО:
1. Организован «Центр профессий» в подготовительной группе детского сада, который позволил не только привлечь внимание детей к теме труда и профессий, но и расширить их представления о мире современных профессий.
2. Разработан план работы родительских конференций, по его результатам совместно с родителями детей подготовительной группы создана интерактивная книга «Тропинки в мир профессий», позволившая дошкольникам познакомиться с профессиями родителей.
3. Организована работа кружка «ПРОФессИонал» для детей подготовительной группы в формате занятий с использованием интерактивной технологии
«workshop», в ходе которых они не только узнали об особенностях различных профессий, но и приобрели трудовые навыки, характерные для специалистов различных сфер. В результате работы кружка детьми под руководством педагога был создан макет города «Мастерград» с проживающими в нем представителями профессий, с которыми они познакомились.
Список источников
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29 дек. 2012 г. N° 273-ФЗ: с коммент. юристов компании «Гарант» к
послед. изм. / сост. А.А. Кельцева, С.Е. Прыгунов. М. : Эксмо, 2023. 224 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Минобрнауки РФ / ред.-сост.
Т.В. Цветкова. М. : ТЦ Сфера, 2023. 48 с.
3. Детский сад будущего: ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста : сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ.
конфер. 25 марта 2021 г. / ред. кол. Е.С. Александрова, М.С. Задворная, Е.Б. Ковалева, Ю.В. Лагутина, Ю.Ю. Петрова. СПб. : Изд-во СПб АППО, 2021. Вып. 9. 367 с.
4. Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования : матери-
алы VI Междунар. науч. конф. Пермь : Меркурий, 2015. С. 97-101.
5. Донецкая Л.В., Печегина Т.А., Худобина Ю.А. Формирование представлений о профессиях в ходе ранней профориентации дошкольни-
ков // Современная педагогика и психология: актуальные вопросы : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конфер. с междунар. участием. Чебоксары, 2021. С. 59-61.
6. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978. 640 с.
7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика : учеб. пособие. М. : Академический проект ; Фонд
«Мир», 2008. 192 с.
8. Магомедова М.Г. Профессиональное самоопределение личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 15.
С. 26-30.
9. Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации // Дошкольное воспитание. 1991. № 10. С. 39-44.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. : Владос, 1999. 360 с.
12. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М. : Просвещение, 1988. 272 с.
13. Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : методическое пособие / под ред. С.В. Елькиной. Самара : Изд-во ЦПО, 2013. 45 с.
14. Маматова И.С., Литвинова Л.П., Рысаева Е.В. Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 399-401.
15. Белоус А.Н. К вопросу об особенностях представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых // Проблемы формирования социально-психологической готовности личности к труду. 1981. С. 4-13.
16. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : методические рекомендации / авт.-сост.: Н.В. Скиб-невская. Барнаул : Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 2020. 51 с.
17. Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1996. С. 142-153.
18. Кларин И.В. Инновационные поиски в мировой педагогике. Рига : Эксперимент, 1998. С. 43-47.
19. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций. М. : Владос, 2010. 56 с.
20. Плаксина И.В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2023. 151 с.
21. Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение : пер. с нем. М. : Генезис, 2003. 368 с.
22. Крайнова Ю.Н. Современные технологии: метод workshop // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 13. С. 105-109.
23. Колесникова Е.А. Организация детских мастерских как эффективный метод ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 86-90.
24. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде / под ред. В.Г. Нечаевой. М. : Просвещение, 1994. 325 с.
25. Смирнова Л.Е. Профессиональная ориентация дошкольников. М. : Просвещение, 2011. 190 с.
26. Ранняя профориентация дошкольников: Пособие по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / авт.-сост. Е.И. Мед-вецкая. М., 2015. 96 с.
References
1. Kel'tseva, A.A. & Prygunov, S.E. (eds) (2023) Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" : ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ: s
komment. yuristov kompanii "Garant" kposled. izm. [On Education in the Russian Federation: Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012: with commentary by lawyers of the company Garant to the last changes]. Moscow: Eksmo.
2. Tsvetkova, T.V. (ed.) (2023) Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya: prikazy ipis'maMinobrnauki RF
[Federal State Educational Standard of Preschool Education: Orders and letters of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Moscow: TTs Sfera.
3. Aleksandrova, E.S. et al. (eds) (2021) Detskiy sadbudushchego: rannyayaprofessional'naya orientatsiya detey doshkol'nogo vozrasta [Kindergarten
of the Future: Early vocational guidance for preschool children]. Proceedings of the All-Russian Conference. Vol 9. Saint Petersburg. 25 March 2021. Saint Petersburg: Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education.
4. Kubaychuk, N.P. (2015) [Issues of early career guidance for preschool children]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya [Problems and
Prospects for the Development of Education]. Proceedings of the 6th International Conference. Perm. April 2015. Perm: Merkuriy. pp. 97-101. (In Russian).
5. Donetskaya, L.V., Pechegina, T.A. & Khudobina, Yu.A. (2021) [Formation of ideas about professions during early career guidance of preschoolers].
Sovremennayapedagogika i psikhologiya: aktual 'nye voprosy [Modern Pedagogy and Psychology: Topical issues]. Proceedings of the All-Russian Conference. Cheboksary. 21 December 2021. Cheboksary: TsNS "Interaktiv-Plus". pp. 59-61. (In Russian).
6. Prokhorov, A.M. (ed.) (1969-1978) Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. 3rd ed. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya.
7. Zeer, E.F., Pavlova, A.M. & Sadovnikova, N.O. (2008) Proforientologiya: teoriya i praktika [Career Guidance: Theory and practice]. Moscow:
Akademicheskiy proekt; Fond "Mir".
8. Magomedova, M.G. (2016) Professional'noe samoopredelenie lichnosti [Professional self-determination of personality]. Nauchno-metodicheskiy
elektronnyyzhurnal "Kontsept". 15. pp. 26-30.
9. Krasnovskiy, L.I. (1991) Opyt ranney proforientatsii [Experience of early career guidance]. Doshkol'noe vospitanie. 10. pp. 39-44.
10. Vygotskiy, L.S. (1966) Igra i ee rol' v psikhicheskom razvitii rebenka [Game and its role in the mental development of a child]. Voprosy psikhologii. 6. pp. 62-76.
11. El'konin, D.B. (1999) Psikhologiya igry [Psychology of the Game]. Moscow: Vlados.
12. Zakharov, N.N. (1988) Professional'naya orientatsiya doshkol'nikov [Vocational Guidance for Preschoolers]. Moscow: Prosveshchenie.
13. Pasechnikova, T.V. (2013) Proforientatsionnaya rabota v usloviyakh doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii [Career Guidance Work in a Preschool Educational Organization: Methodological manual]. Samara: Izd-vo TsPO.
14. Mamatova, I.S., Litvinova, L.P. & Rysaeva, E.V. (2021) Rannyaya proforientatsiya doshkol'nikov v DOU [Early career guidance for preschool children in preschool educational institutions]. Molodoy uchenyy. 21 (363). pp. 399-401.
15. Belous, A.N. (1981) K voprosu ob osobennostyakh predstavlenii detey doshkol'nogo vozrasta o trude vzroslykh [On the issue of the peculiarities of preschool children's ideas about the work of adults]. In: Kolominsky, Ya.L. et al. (eds) Problemy formirovaniya sotsial'no-psikhologicheskoy gotovnosti lichnosti k trudu [Problems of the Formation of a Person's Socio-Psychological Readiness for Work]. Minsk: Minsk State Pedagogical Institute. pp. 4-13.
16. Skibnevskaya, N.V. (ed.) (2020) Proforientatsionnaya rabota v usloviyakh doshkol 'noy obrazovatel 'noy organizatsii [Career Guidance Work in a Preschool Educational Organization]. Barnaul: Altayskiy kraevoy tsentr psikhologo-pedagogicheskoy i mediko-sotsial'noy pomoshchi.
17. Loginova, V.I. (1996) K voprosu o programme oznakomleniya detey doshkol'nogo vozrasta s trudom vzroslykh [On the issue of a program for introducing preschool children to the work of adults]. In: Umstvennoe vospitanie detey doshkol'nogo vozrasta [Mental Education of Preschool Children]. Moscow: [s.n.]. pp. 142-153.
18. Klarin, I.V. (1998) Innovatsionnyepoiski v mirovoypedagogike [Innovative Searches in World Pedagogy]. Riga: Eksperiment. pp. 43-47.
19. Likhachev, B.T. (2010) Pedagogika: kurs lektsiy [Pedagogy: Course of lectures]. Moscow: Vlados.
20. Plaksina, I.V. (2023) Interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii [Interactive Educational Technologies]. 3rd ed. Moscow: Yurayt.
21. Vopel, K. (2023) Effektivnyy vorkshop. Dinamicheskoe obuchenie [Effective Workshop. Dynamic learning]. Translated from German. Moscow: Genezis.
22. Kraynova, Yu.N. (2012) Sovremennye tekhnologii: metod workshop [Modern technologies: workshop method]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya vRossii. 13. pp. 105-109.
23. Kolesnikova, E.A. (2019) Organizatsiya detskikh masterskikh kak effektivnyy metod ranney proforientatsii detey starshego doshkol'nogo vozrasta
[Organization of children's workshops as an effective method of early career guidance for children of senior preschool age]. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 1 (21). pp. 86-90.
24. Radina, E.I. (1994) Oznakomlenie detey s trudom vzroslykh. Vospitanie doshkol'nikov v trude [Familiarizing Children with the Work of Adults. Education of preschool children in labor]. Moscow: Prosveshchenie.
25. Smirnova, L.E. (2011) Professional'naya orientatsiya doshkol'nikov [Vocational Guidance for Preschoolers]. Moscow: Prosveshchenie.
26. Medvetskaya, E.I. (ed.) (2015) Rannyaya proforientatsiya doshkol 'nikov: Posobie po ranney proforientatsii detey starshego doshkol 'nogo vozrasta
[Early Career Guidance for Preschool Children: A guide to early career guidance for children of senior preschool age]. Moscow: [s.n.].
Информация об авторах:
Петраш Е.А. - канд. пед. наук, доцент кафедры среднего общего образования и социального проектирования Псковского государственного университета (Псков, Россия). E-mail: vea2005@mail.ru
Прадун И.В. - старший преподавать кафедры образовательных технологий Псковского государственного университета (Псков, Россия). E-mail: inna_62@mail.ru
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
Е-A. Petrash, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Pskov State University (Pskov, Russian Federation). E-mail: vea2005@mail.ru
I.V. Pradun, senior lecturer, Pskov State University (Pskov, Russian Federation). E-mail: botkina@yandex.ru The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.10.2023; одобрена после рецензирования 14.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.
The article was submitted 16.10.2023; approved after reviewing 14.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.