ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ_
AGE PSYCHOLOGY
УДК 159.922
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИИ ИНЖЕНЕРА-КОНСТРУКТОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© И. А. Губерская © Л. В. Мухина © О. В. Обухова
Губерская В статье исслелуется проблема формирования мо-
Ирина Александровна тиваиии к профессии инженер-конструктор у летей
РуКоводи"гель СП ГБОУ СОШ старшего лошкольного возраста. Прелставлена сис-№ 10 «ОЦ ЛИК» г.0. ОтраДНый тема работы по формированию мотиваиии к профессии инженер-конструктор у старших лошкольников.
Ключевые слова: профессия инженер-конструктор, профориентаиионная работа, научно-технический прогресс, старшие дошкольники.
Самарской области детский сад №11 e-mail: [email protected]
Мухина
Людмила Вениаминовна Старший воспитатель СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области детский сад №11 e-mail: [email protected]
Обухова Ольга Витальевна Старший воспитатель СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области детский сад №11 e-mail: [email protected]
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своем будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня - врач, завтра - банкир и даже президент....
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем [4].
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда [6].
Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
В современной педагогической науке проблема ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт.
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2017. No 2 (22)
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед) [3].
М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.
Многие педагоги, такие как H. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. На сегодняшний день выделены основные направления развития ребенка, в которых определены образовательные области, в том числе и образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
В настоящее время стала очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд — это почетная обязанность каждого человека, живущего в нашем обществе.
Вместе с тем наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости профессий по принципу «престижности» и потребностью в высококвалифицированных специалистах.
Существует проблема игнорирования вопросов раннего профориентаци-онного воспитания дошкольников. В результате, дети недостаточно проинформированы о профессиях взрослых, имеют минимум знаний в этой области и низкий словарный запас по этой теме. Кроме того, сложность работы заключалась в том, что у дошкольников эта тема не вызывает такого волнующего интереса как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает.
Поэтому наша работа заключалась в том, чтобы заинтересовать педагогов ранней профориентацией дошкольников и научить их, как можно заинтересовать этой проблемой ребенка.
Так в 2015 году авторским коллективом детского сада была разработана программа личностного и профессионального самоопределения дошкольника «На пути к профессии» и на протяжении 2015-2017 шла её апробация. Программа охватывала 10 профессий, пять из которых известные детям это: учитель, библиотекарь, врач, почтальон, пожарный, сварщик и пять малоизвестных это: компьютерный дизайнер, инженер-конструктор, художник-оформитель, лаборант.
В процессе реализации программы мы обнаружили большую заинтересованность детей техническими профессиями, а именно профессией инженера-конструктора.
Эта профессия входит в разряд престижных профессий актуальная, так как мы наблюдаем технический подъём промышленности, производство не стоит на месте, происходит быстрое развитие телекоммуникации, электроники, компьютерной инженерии и других отраслей промышленности. Происходит совершенствование существующих и разработка новых научно-технических направлений и это приводит к увеличению интеллектуальных затрат, где не последнее место занимает качественный уровень исполнителей этих разработок, т. е увеличение людей технических профессий.
В Послании Губернатора Самарской области 2015 года была обозначена задача на углубление работы по инженерно-техническому направлению через дополнительную деятельность.
Но где же взять таких людей заинтересованных в технических профессиях? Конечно, на помощь приходят педагоги детских садов, которые знают, что дошкольный возраст очень благодатная почва для развития интереса к различным профессиям, в том числе и к техническим. Поэтому авторский коллектив детского сада принял решение подкорректировать данную программу и углубить направление по профессии инженер-конструктор.
Мы понимаем, что мотивация у ребёнка возникает именно тогда, когда в работе используются проблемные, поисковые и исследовательские методы [1; 2]. «Ребёнок — не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо зажечь!» Эта мысль принадлежит И. Г. Песталоцци — одному из самых известных педагогов в истории человечества.
Ставя перед собой проблему поиска таких форм, мы разработали систему работы по изучению профессии инженер-конструктор, где были продуманы технологии, методы и мероприятия.
Целью этой работы было формирование у дошкольников положительного эмоционального отношения к профессии инженер-конструктор и предоставление им возможности использовать свои знания в доступных видах деятельности.
Разработаны задачи:
— формировать и обогащать представления детей о профессиональной деятельности инженеров-конструкторов города Отрадного, о структуре этого процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, осознавать важность, необходимость и незаменимость этой профессии.
— закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
— обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать умения связно и последовательно излагать свои мысли;
— воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
Вся система работы основывается на современных технологиях, а именно
на технологии исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Корот-кова), которой педагогами были выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
• опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;
• коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений.
Методика исследования
Для погружения в воображаемую и реальную действительность, для развития творчества и инициативности педагогами была применена педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко Р. И. Жуковская). В непосредственно-образовательной деятельности педагоги применяли технологию интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоро-лупова), т. к. интеграция — это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.
В основу реализации комплексно-технического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребенка.
Решение задач осуществлялось во время непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей (беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности).
Информацию о профессии воспитанники также получали и за пределами детского сада (экскурсии, встречи с интересными людьми города), где дети не только наблюдали за работой взрослых, но и участвовали в совместной трудовой деятельности с взрослыми, выполняя трудовые поручения и просьбы.
Благодаря такой работе дошкольник в дальнейшем сможет использовать полученные знания в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закреплять и расширять приобретенные знания.
В системе работы продумана самостоятельная деятельность детей: игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные), продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов), выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого). В Приложении 1 приведен учебный план.
Так, в непосредственно — образовательной деятельности «Кто такой инженер-конструктор?», дети узнали, что название профессии имеет древние корни. Слово инженер произошло от латинского «ingenium», что означает -способный изобретать. Педагоги рассказали ребятам, что первые инженеры занимались исключительно построением и эксплуатацией военных машин, а в XVI столетии появились гражданские инженеры, которые занимались строительством мостов. Так зародилась гражданская инженерия.
Воспитанники узнали, что в России первые инженеры появились благодаря Петру I, который отправлял талантливых молодых людей учиться за границей. Ребята с помощью логических цепочек пришли к выводу, что совре-
менный инженер — это специалист, обладающий высокой культурой и хорошо знающий современную технику и технологии, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью к изобретательству.
Ещё на одном мероприятии с помощью телемоста ребята познакомились с инженерами-конструкторами Волжского автомобильного завода, где работники рассказали о своём рабочем месте на заводе, о своих наработках в области машиностроения и о своих проектах (Приложение 2). Очень интересно проходила и продуктивная деятельность. Воспитанники по заданию взрослых составляли схемы разнообразных машин. Хочется отметить, что после такой продуктивной работы схемы и чертежи машин будущего уже созданы воспитанниками и ждут их реализации.
Интересно проходила непосредственно образовательная деятельность «Конструкторское бюро», где дети учились подбирать работников в конструкторское бюро и решали проблему по разрушенному мосту, который просили восстановить жители бумажной страны. Так дети закрепляли умения бумажного моделирования и глубже знакомились с профессией инженер-конструктор.
В совместной и в самостоятельной деятельности педагоги широко используют конструкторы «Тико» и «Лего». Дети, используя их для игры, помогают гномам и жителям маленькой страны восстанавливать дома и магазины, библиотеки, банки, школы, детские сады, продумывают строительство защитных сооружений, машин будущего по схемам и чертежам, используя свои умения и применяя их в задании по замыслу.
Увлекательно проходят занятия с использованием дидактических игр таких как: «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Палочки Кьюзенера», «Кубики Никитина», «Блоки Дьенеша», активно используется бросовый материал. Дети устраивают выставки креативных художников, где на полотнах изображены экзотические птицы и животные, интересные сооружения и города будущего.
Поделки, изготовленные из бросового материала воспитанники используют для сюжетно-ролевых игр «Мы инженеры-конструкторы». Богатый замысел для игр дети приносят из экскурсий и встреч с интересными людьми г. Отрадного. Так дети посетили городской музей г. Отрадного, где была организована работа по ознакомлению с профессией инженер-конструктор. Работники музея в доступной форме рассказали о профессии инженер-конструктор, о рабочем месте, о знаниях какими должен обладать этот специалист, какие орудия труда необходимы для работы.
После экскурсии в беседе дети поделились своими впечатлениями и организовали выставку рисунков «Я инженер-конструктор». Также дети посетили мастер-класс по изготовлению самолёта. Воспитанники узнали, из каких деталей и частей состоит самолёт и какие материалы можно использовать для таких поделок.
Очень интересно проходила работа по созданию фильмов. Так совместно с педагогами дети придумывали сказки по экологии, используя в качестве героев человечков и животных изготовленных из конструктора «Лего», в которых с помощью интегрированной деятельности решались экологические и конструктивно-модельные задачи.
Для повышения компетентности родителей в старших группах были проведены собрания. На них педагоги рассказали о проводимой работе с воспитанниками и важности развития интереса к техническим профессиям. Проконсультировали родителей о том, как конструирование влияет на развитие мышление, воображение, логики, мелкой моторики. Были подготовлены памятки по разным видам конструкторов.
Для поддержки одарённых и талантливых детей в детском саду был проведён конкурс «Поколение NEXT», где дети представляли свои авторские проекты технического содержания (Приложение 3). Вниманию участников были представлены проекты «Избушка на курьих ножках», где избушка механическим способом умела поворачиваться вокруг своей оси. Жюри отметила проект «Мельница», где колесо приводилось в действие при помощи аккумуляторных батареек. Также заслуживали внимание проекты «Корабль "Мечта"», «Домик Барби», мотоцикл «Харлей Девидсон». Отрадно было видеть в числе участников не только ребят и педагогов, но и родителей.
После проведенной работы была выпущена газета «Поколение NEXT». Газета состояла из нескольких рубрик, а именно «Русские изобретатели», «Ваше мнение», где было собрано мнение родителей и педагогов о дальнейшей работе по профессии инженер- конструктор. В рубрике «Событие дня» рассказывалось о прошедшем конкурсе, об участниках и победителях и др.
Для доказательства эффективности проведенной работы в начале и в конце исследования было проведено обследование воспитанников. В исследовательской части использовались следующие методики: диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера — игры в инженера-конструктора) В. П. Кондрашова, опрос детей по теме «Профессиональная деятельность взрослых» Л. В. Куцаковой (профессиональная деятельность инженера-конструктора), авторская диагностика «Узнай по картинке профессию» (показ картинок с изображением инженера-конструктора). Выборка составляла 53 воспитанника. Время проведения первого измерения: сентябрь-октябрь 2016 г. Профориентационная работа проводилась в течение учебного года, поэтому повторная диагностика была осуществлена в апреле-мае 2017 г. Для доказательства гипотезы использовался угловой многофункциональный критерий Фишера (ф*) по каждой переменной.
Результаты исследования
Рассмотрим результаты проведенной диагностики игровой деятельности В. П. Кондрашова. В первом измерении 60% применяют в игре знания о профессии инженер-конструктор, 37% детей самостоятельно создают игры в профессию инженера-конструктора, 32% умеют творчески строить сюжет, обговаривая его с партнёром.
Таким образом, по результатам диагностики большинство дети старшей и подготовительной группы применяют в игре знания о профессии инженер-конструктор. С помощью педагога определяют содержание предстоящей игры в инженера-конструктора, последовательность событий, игровые действия, отражают в игре профессиональные действия, орудия труда инженера-конструктора. Большинство детей неуверенно объединяют в одной игре несколько сю-
жетов, не могут самостоятельно распределять роли, согласовать сюжет, игровые действия, персонажей.
По результатам второй диагностики 80% применяют в игре знания о профессии инженер-конструктор, 82% детей самостоятельно создают игры в профессию инженера-конструктора, 72% умеют творчески строить сюжет, обговаривая его с партнёром.
Таким образом, по результатам диагностики большинство детей применяют в игре знания о профессии инженера-конструктора, также они определяют содержание предстоящей игры в инженера-конструктора, последовательность событий, игровые действия, отражают в игре профессиональные действия, орудия труда инженера-конструктора.
Большинство детей объединяют в одной игре несколько сюжетов, самостоятельно распределяют роли, согласовывают сюжет, игровые действия и персонажи. Сравнительный анализ с помощью критерия Фишера показал, что произошли статистически значимые изменения в следующих компетенциях участников эксперимента:
1. Применение в игре знаний о профессии инженер-конструктор (ф* — 4,154).
2. Самостоятельное создание игры в профессию инженера-конструктора (ф* — 7,943).
3. Умение творчески комбинировать сюжет игры, согласовывая с партнером (ф* — 6,141).
То есть по результатам диагностики игровой деятельности (игры профессионального характера) В. П. Кондрашова доказывают эффективность проведенной программы.
Перейдем к результатам опроса детей по теме «Профессиональная деятельность взрослых» Л. В. Куцаковой. При первом тестировании 85% детей знают основные трудовые процессы (что делает?) и 82% знают о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы (чем пользуется?). Таким образом, по результатам опроса можно сделать вывод, что большинство детей знают о профессии инженер-конструктор, имеют представления где он работает, что делает и чем пользуется.
При повторной диагностике знания основных трудовых процессов (что делает) составляет уже 90%, а знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы (чем пользуется) составляет 86%. При вычислении углового многофункционального критерия Фишера установлено:
1. Знание основных трудовых процессов (что делает?) (ф* — 2,366).
2. Знания о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы (ф* — 2,001), что доказывает эффективность работы по программе.
В заключении рассмотрим результаты опроса по картинке «Что за профессия?» До проведения профориентационной программы 75% детей назвали профессию инженер-конструктор, а 25 % — не назвали. По завершении программы установлено, что 98% детей знают профессию инженер-конструктор, т. е. значение критерия углового преобразования Фишера (ф* — 2,181).
Таким образом, по результатам первичной и вторичной диагностики можно сделать вывод, что работа по углубленному изучению профессии инженера-конструктора, является эффективной, так как дети владеют информацией об этой профессии, знают и об орудиях труда. В ноябре 2016 года дети старших и подготовительных групп заняли второе место в окружном конкурсе по робототехнике «Поколение NEXT».
Выводы
В результате проведённой работы были получены положительные результаты в решении следующих задач:
— сформированы представления о профессии инженер-конструктор,
— приобретены элементарные трудовые навыки, ознакомлены с историей этой профессии;
— освоены доступные виды труда по профессии инженер-конструктор;
— перенесены знания о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность.
Углубленная и системная работа по профориентации дошкольников позволила повысить интерес детей к профессиям взрослых.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белая К. Ю, Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. Москва : УЦ «Перспектива». 2013. 104 с.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей : Методическое пособие. Москва : ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Москва : Мозайка-Синтез, 2015. 88 с.
4. Кондратов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : учеб.-метод. пособие. Балашов : Николаев, 2014. 52 с.
5. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет : метод. пособие. Москва : ТЦ Сфера, 2004. 96 с.
6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Москва : Сфера, 2005.
64 с.
7. Шаламова Е. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. Москва : Детство-Пресс, 2012. 207 с.
REFERENCES
1. Belaya K.YU., Teselkina N.V., Murzina M.R., SHCHetkina T.T., Prokopovich O.I., Rymarenko L.V. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti v doshkol'nom obrazovanii [Organization project activities in preschool education]. Moskva: UC «Perspektiva». 2013. 104 p. (in Russian).
2. Davydova O.I., Majer A.A., Bogoslavec L.G. Proekty v rabote s sem'ej. Metodicheskoe posobie [Projects in working with family. Methodological manual]. Moskva: TC Sfera, 2012. 128 p. (in Russian).
3. Dybina O.V. Rebenok i okruzhayushchij mir. Programma i metodicheskie rekomendacii [Child and the surrounding world. Program and methodical recommendations]. Moskva: Mozajka-Sintez, 2015. 88 p. (in Russian).
4. Kondrashov V.P. Vvedenie doshkol'nikov v mirprofessij: Uchebno-metodicheskoeposobie [Preschoolers into the world of professions: scholastic-methodical allowance]. Balashov: Izd-vo «Nikolaev», 2014. 52 p. (in Russian).
5. Mul'ko I.F. Social'no-nravstvennoe vospitanie detej 5-7 let. Metodicheskoe posobie [Socio-moral education of children 5-7 years. Methodological manual]. Moskva: TC Sfera, 2004. 96 p. (in Russian).
6. Potapova T.V. Besedy s doshkol'nkami o professiyah [Interview with preschool children about professions]. Moskva: Sfera, 2005. 64 p. (in Russian).
7. SHalamova E., Realizaciya obrazovatel'noj oblasti «Trud» v processe oznakomleniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta s professiyami [Implementation of education «work» in the process of familiarizing children under school age with professions]. Moskva: Detstvo-Press, 2012. 207 p. (in Russian).
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS IN THE FORMATION
OF MOTIVATION TO THE PROFESSION OF ENGINEER-DESIGNER AT CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE
A. Hubersky L. Mukhina, O. Obukhova
The article deals with the problem of formation of motivation to the profession of design engineer in children of preschool age. The system of work on the formation of motivation for the profession of design engineer in older preschoolers is presented.
Key words: profession design engineer, career guidance, scientific and technological progress, senior preschoolers.
Приложение 1
Учебный план профориентационной работы
Профессия «Инженер- 4ч. 1ч. 2ч.
конструктор» 25 мин. 35 мин.
1 НОД «Профессия 25 10 15 беседа,
инженер- конструктор» мин. мин. мин. наблюдение,
2 Мастер-класс инженера с БПО 30 мин 15 мин 15мин беседа, наблюдение,
3. НОД «Телевизионный 20 10 10 беседа,
репортаж с Волжского мин. мин. мин. наблюдение
автозавода»
4. Игры с конструкторами 25 10 15 анализ игровых
«Тико» и «Лего» мин. мин. мин. ситуаций
5. Продуктивная 25 5 мин. 20 анализ продуктивной
деятельность «Машины мин. мин. деятельности
будущего» (из бросового
материала)
6. Продуктивная 30 10 20 анализ продуктивной
деятельность изготовление мин. мин. мин. деятельности
альбома «Инженер-
конструктор»
7. Подготовка атрибутов к 30 10 20 беседа, наблюдение
с/р игре «Мы инженеры- мин. мин. мин.
конструкторы»
8. Сюжетно-ролевая игра 25 5 мин. 20 анализ игровых
«Мы инженеры- мин. мин. ситуаций
конструкторы»
9. Выставка «Мастерская Кулибина» 20 мин 0 20 мин. анализ продуктивной деятельности, наблюдение
10. Конкурс юных изобретателей «Поколение NEXT» 30 мин 0 30 мин Представление детских авторских проектов
11. Итоговый продукт альбом 20 10 10 наблюдение,
«Мы инженеры- мин. мин. мин. рефлексия
конструкторы»
Приложение 2
НОД «Телевизионный репортаж с Волжского автозавода»
Интеграция областей
Социально-коммуникативное развитие:
— помочь детям в накоплении социального опыта;
— формировать представления о работе телевидения (труде репортера); познакомить детей с профессиями инженера, конструктора и рабочих машиностроительного завода;
— формировать потребность вести себя в соответствии общепринятыми нормами.
Речевое развитие:
— развивать умение четко, ясно и последовательно отвечать на вопросы;
— обогатить словарь детей профессиональными терминами: репортер, инженер, конструктор, репортаж;
— развивать умение осознанно воспринимать стихотворный текст;
— развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений со словами.
Познавательное развитие:
— продолжить знакомство с конструктором-механиком «Лего», его крепежными деталями;
— закреплять умение анализировать чертежи, выделять этапы в создании конструкции;
— создавать условия для формирования практических навыков, желания экспериментировать.
Методы и приемы:
1. Словесные — беседа, чтение, репортаж-рассказ.
2. Наглядные — цветные иллюстрации.
3. Практические — игра, конструирование.
Материал и оборудование: книга В. В. Маяковского «Кем быть?» с яркими иллюстрациями, наборы «Лего» с картинками-чертежами, микрофон, макет телевизора, камера.
Логика образовательной деятельности:
1. Воспитатель объясняет, что дирекция телевидение дало задание съемочной группе подготовить передачу с волжского автомобильного завода о создании разных видов транспорта.
2. На интерактивной доске появляются иллюстрации с изображением цехов завода. Воспитатель выясняет, кто участвует в создании разных видов транспорта, кто придумывает модели, кто выполняет чертежи, кто реализует проекты.
Дети отвечают на поставленные вопросы, точно называют профессии: конструктор, инженер, сборщик...
3. Педагог читает отрывок из произведения В. В. Маяковского «Кем быть?» Задает вопросы по содержанию: «Кто такой инженер?», «Какие
приспособления он использует в работе?» и т. д. Побуждает детей при ответе использовать профессиональные термины.
4. Воспитатель показывает два рисунка моделей с чертежами. Задает вопросы: «Кто придумал эти модели?», «Кто выполнил эти чертежи?», «О чем вам рассказывают эти чертежи?»
Приложение 3
Конкурс юных изобретателей «Поколение NEXT»
Цель: поддержка одаренных и талантливых воспитанников старшего возраста в области конструирования. Задачи конкурса:
1. Развитие познавательных интересов, мыслительных способностей и творческого воображения.
2. Развитие интереса у воспитанников к конструированию.
3. Формирование умений коллективной деятельности.
Материалы и оборудование для конкурса: карточки с цифрами (по количеству команд) для жеребьевки; бланки для жюри с критериями оценки; конверт с заданиями станции «Лего-эрудит» для каждой команды конструктор «Лего».
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ В зале на большом столе расположены карточки с цифрами (для жеребьевки). Для каждой команды расставлены столы и стулья. Звучит музыка, команды входят в зал и садятся. Ведущий 1: Здравствуйте ребята! Все расселись по местам? Расскажу я сказку вам. В некотором царстве В тридевятом государстве Робот, паровоз, авто Приглашают в царство!
А попасть в царство может только тот, кто дружит с конструктором! Ведущий 2:
Здравствуйте самые спортивные, самые активные, самые непобедимые ребята! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня мы проводим соревнования, но не простые, а по конструированию. И называется он «ПОКОЛЕНИЕ NEXT». Ведущий 1:
В наших соревнованиях участвуют__(указывается количество)
авторов, которые готовы немедленно вступить в борьбу за призовое место. Все команды находятся в прекрасной форме и готовы к любым неожиданностям. Но чтобы восторжествовала справедливость, мы пригласили компетентное жюри. Ведущий 2:
Нам знающие люди преподнесли совет, Который, по их мнению, спасет от многих бед: С учителем, мол, можно поспорить иногда, С жюри такое делать не стоит никогда, Оно, мол, справедливо, оно во всем право, Поэтому особо приветствуем его!
Ведущий 1:
Сегодня у нас в жюри (ведущий оглашает список жюри):
1)_____________
2)_____________
3)_____________
Ведущий 2:
Конкурс «Приветствие»
Как называются наши команды, мы узнаем из первого конкурса -«Приветствие». Сейчас команды обменяются приветствием. Итак, ваша адача — представить команду и домашнее задание.
Команда «_____» начинает (участники по очереди согласно
вытянутому жребию представляют свои команды). Ведущий 1:
Браво, всем командам! Вот такие сегодня собрались у нас ребята. Я открою вам секрет, лучших ребят на свете нет. Так крикнем друг другу: «Физкульт... Дети: Привет!
РАЗМИНКА
2. Идём, дальше команды представляют свои изобретения.
Спасибо всем командам. Жюри удаляется на обсуждение, а мы с вами займёмся делом.
3. Конкурс «Мы изобретатели»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
Ведущий 1:
— Вот и подошел к концу наш конкурс. Вы, наверное, очень устали. Сейчас наше жюри объявит победителей этого конкурса. Внимание!
ЖЮРИ ОБЪЯВЛЯЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, ПОЗДРАВЛЯЕТ УЧАСТНИКОВ
Ведущий 1:
Уважаемые ребята! Вот и завершился наш конкурс по конструированию «Поколение NEXT». Мы надеемся, что это не последняя наша встреча! Ведущий 2:
Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, За азарт соревнованья, Обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья Будет краткой наша речь. Говорим мы: «До свиданья! До счастливых новых встреч!»