6. Лепахин В.В. Икона и иконичность / В.В. Лепахин. - СПб, 2002. - 400 с.
7. Ложкина Н.А. Роль основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского как духовного посредника в диалоге культур Древней Руси и Византии / Н.А. Ложкина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - №37. - С. 107-113.
8. Мирохина Л. Сергий Радонежский / Л. Мирохин. - М., 1999. - С. 89-90.
9. Мумрикова Л.А. православная культура как фундаментальная основа для создания учебной литературы в истории Российской государственности / Л.И. Мумрикова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2009. - №12. - С. 33-40.
10.Новикова Г.А. Модульная программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи / Г.А. Новикова // Духовно-нравственное воспитание и образование: материалы областного круглого стола «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» (11 октября 2012 г.) и областной Иоанновской научно-практической конференции «Пути возрождения духовно-нравственных основ российского образования» (1-2 ноября 2012 г.) / сост. Новикова Г.А.; [ред. кол.: И.З. Сковородкина и др.]. - Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2013. - С. 115-118.
11. Озмитель Е.Е. Православная культура и подходы к ее изучению / Е.Е. Озмитель // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - №2. - Режим доступа. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnaya-kultura-i-podhody-k-ee-izucheniyu# ixzz3KlvT3rKY.
12.Петраш Е.В. Место иконы в современной русской культуре / Е.В. Петраш // Аналитик культурология. -2007. - №8. - С. 153-161.
13. Помпеев Ю.А. Крещение Руси: к 1025-летию принятия восточного христианства на Руси / Ю.А. Помпеев // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. - 2013. - №4. - С. 92-100.
14. Православие. Том 1 / Епископ Иларион (Алфеев). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 864 с.
15. Становская Т.А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России / Т.А. Становская // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2014. - №34. - С. 85-95.
16.Усманова А.Ж. Крещение на Руси, его значимость в истории России / А.Ж. Усманова, Е.В. Тихоненкова // Бюллетень медицинских интернет - конференций. - 2013. - №11, Т.3. - С. 1308.
17.Щербаков А.В. Монастырская культура домонгольской Руси (988-1240 гг.): Киево-Печерский монастырь / А.В. Щербаков // Фэн-наука. - 2013. - №2(17). - С. 49-52.
© Новикова Г.А., Новикова Л.А., 2015
УДК 37
Орехова Ольга Николаевна,
воспитатель, МДОУ «Детский сад «Родничок « г. Надыма»
pm.orexov@mail. т
«ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
«Конструктор для ребенка становится не просто деталью, а способом создания конкретного образа не только статического, но и динамического......»
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме недостаточная обеспеченность
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Сейчас необходимо вести популяризацию профессии инженера. Необходимо прививать интерес у детей к области робототехники и автоматизированных систем. В данной статье четко показаны, что для достижения высокого уровня творческого и технического мышления, дети должны пройти все этапы конструирования.
Ключевые слова
Внедрение робототехники в образовательный процесс, технические достижения, техническое творчество,
робототехника, конструирование, ФГОС ДО.
Инновационные процессы, идущие в системе образования, требуют новой её организации. В сегодняшние дни обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Как же сформировать эти качества?
Особое значение в этой системе придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все важные компоненты формирования личности ребенка.
Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Поэтому возникла необходимость вести популяризацию профессии инженера. Назрела необходимость, как можно раньше прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки о робототехнике уже в дошкольном возрасте, так как современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, всевозможных гаджетов, игрушек, транспортных средств. Благодаря внедрению робототехники в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений, на современном этапе появилась возможность педагогическому коллективу уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. На сегодняшний день в дошкольном образовании опыт системной работы по развитию технического творчества дошкольников посредством использования робототехники отсутствует.
Внедрение робототехники в образовательный процесс способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций, овладения дошкольниками новыми навыками и расширения круга их интересов.
Робототехника помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая переход от игры к учебе более эффективным.
Робототехническая направленность в детском саду решает несколько задач:
■ Познавательную: развивать интерес к робототехнике, информатики, физики.
■ Образовательную: формировать умения и навыки конструирования, приобретать первый опыт при решении конструкторских задач по механике.
■ Развивающую: развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, формировать внимание, оперативную память, воображение, мышление.
■ Воспитательную: воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности.
Конструирование при помощи робототехники относится к двум образовательным областям: «Познавательное развитие и «Художественно - эстетическое развитие». К основным приемам обучения робототехнике в ДОУ относятся: 1. Конструирование по образцу - это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. 2.Конструирование по модели. В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота(конструкцию). При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить
различные конструкции одного и того же объекта. 3.Конструирование по заданным условиям. Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника. 4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. Освоив предыдущие приемы робототехники, дети дошкольного возраста могут конструировать по собственному замыслу. 5.В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью.
Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у детей формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Все указанные выше личностные качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.
Список использованной литературы:
1 Дитрих Л., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка - М: Педагогика - Пресс, 1992.
2 Журналы: «А почему?», «Трамвай», «Л его - самоделки».
3 Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает - Ташкент, 1958.
4 Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей - М: Компания ключ.1994.
5 Рудина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр - С-Петербург: Кристалл, 1997.
6 Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь - С-Петербург: Лань, 1996.
© Орехова О.Н., 2015
УДК 796
Павлюченко Ольга Алексеевна
канд.пед. наук, доцент «ХГУ им Н. Ф. Катанова», г. Абакан, РФ Е-mail: oapav55@mail. ru
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «ГТО», КАК ПУТЬ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
В ходе нашей работы, нами были изучены предпосылки возрождения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ВФСК «ГТО»), также проведено пробное тестирование студентов Хакасского государственного университета на соответствие нормам IV ступени и знакам ГТО. Проведен анализ полученных результатов.