Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования русской православной культуры'

Некоторые аспекты формирования русской православной культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
702
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИРА / МОНАСТЫРИ / ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Новикова Галина Альбертовна, Новикова Любовь Альбертовна

Представлен анализ современных исследований некоторых аспектов православной культуры. Выделены аспекты формирования православной культуры: переход Руси от язычества к православию; роль святого равноапостольного князя Владимира в распространение на Руси христианской культуры; зарождение новой системы ценностей; значение монастырей в развитие христианской религии, искусства, книжности и просвещения; религиозно-аскетическая практика Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского; современные основы духовно-нравственного воспитания личности. Обоснована необходимость внедрение в систему образования элективных курсов о духовном и культурно-историческом формирование православной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования русской православной культуры»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 37.013

Новикова Галина Альбертовна,

канд. биол. наук, старший преподаватель, Институт педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова,

г. Архангельск, РФ E-mail: [email protected] Новикова Любовь Альбертовна, канд. биол. наук, преподаватель, Архангельский медицинский колледж,

г. Архангельск, РФ E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Представлен анализ современных исследований некоторых аспектов православной культуры. Выделены аспекты формирования православной культуры: переход Руси от язычества к православию; роль святого равноапостольного князя Владимира в распространение на Руси христианской культуры; зарождение новой системы ценностей; значение монастырей в развитие христианской религии, искусства, книжности и просвещения; религиозно-аскетическая практика Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского; современные основы духовно-нравственного воспитания личности. Обоснована необходимость внедрение в систему образования элективных курсов о духовном и культурно-историческом формирование православной культуры.

Ключевые слова

Православная культура, святой равноапостольный князь Владимира, монастыри, Преподобный Сергий

Радонежский, Преподобный Серафим Саровский.

Сегодня в России наблюдается возрождение интереса к православной культуре, которое выражается в организации православных школ, гимназий, введением религиозного компонента «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательную школу [15].

В связи с этим наиболее актуальной темой становится отображение феномена православной культуры в его исторических аспектах. Пройдя тысячелетний период формирования православная культура может способствовать лучшему пониманию реалий современной жизни [1].

Тематикой настоящей статьи является рассмотрение некоторых аспектов формирования русской православной культуры, на основе анализа современных научных исследований. В работе использованы следующие методы: анализ, систематизация, обобщение и т.д.

Православная культура это целостный феномен с конкретным культурно-историческим содержанием. Ее становление включает в себя: собственно религию, религиозную этику, философию, искусство, народные традиции [11].

После принятия в 988 г. восточного христианства в качестве государственной религии на жизнь Руси, так и на саму православную культуру, оказали мощное влияние византийское богословие, философия, литература, политическая мысль, естественнонаучные воззрения [9,13].

Первоначальный переход от язычества к православию [13] являлся переломным моментом для Государства Российского, и неразрывно связан был с именем святого равноапостольного князя Владимира. В 988 году, захватив Корсунь, русский князь Владимир потребовал в жены сестру византийских императоров Анну, однако для заключения брака должен он был принять христианство. Ослепнув и прозрев, князь уверовал в силу Христову и по возвращению в Киев он крестил своих сыновей, а после и всех киевлян. Крещение Руси стало знаковым событием, оно укрепило княжескую власть, сплотило разноплеменное население Руси, в целом способствовало культурному развитию [16].

Особое место в формирование православной культуры принадлежит монастырям. С принятием

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

христианства, произошло их активное строительство по византийским образцам, служение осуществлялось на основе византийских канонов и правил. В них велось летописание, писались сочинения политического характера, переписывали и писали иконы, занимались переводами Священного Писания и другой литературы. Монастыри не только стали охранителем христианской религии, искусства, книжности, но и просвещения. При них открывались школы, где обучали грамоте, иностранным языкам, переводу, рассуждению и чтению святоотеческой литературы [5].

В этот же период наблюдается развитие церковного искусства (фрески и мозаики), иконопись, представляющие собой русскую переработку византийской иконографии и стиля. Из икон того периода наиболее широкое распространение получила икона Пресвятой Богородицы. Богородичные соборы и церкви строились по всей Руси. Иконы с ликами Богородицы стали с середины XII века украшать роскошными окладами, жемчугом, золотом и серебром, драгоценными камнями [17]. Сама же икона стала представлять собой своего рода философское учение об устройстве мира (человек, пространство, время, место, страна, храм - это весь Божий мир), включающее в себя: догматическую, вероучительную, эмоциональную, эстетическую, храмовую, богослужебную, историческую, чудотворную и другие функции, которые взаимообуславливали друг друга [6].

Сегодня священное изображения лиц, библейских событий на иконах затрагивает такую область русской православной культуры, которая, представляя глубоко национальное явление, в тоже время, несет в себе общекультурные, мировые и информационные составляющие, являясь хранилищем духовного, нравственного опыта русского народа и православной церкви. Осмысление духовных и художественно -эстетических составляющих иконы - это одна из попыток реконструкции альтернативного идеала, основанного на приоритете духовно-нравственных ценностей людей [12].

После принятия христианства одной из главных задач святого Владимира было просвещение для высших сословий. Владимир и церковные лидеры столкнулись с огромной задачей распространения на Руси христианской культуры, к которой они отнеслись с огромным миссионерским воодушевлением [17].

Монголо-татарское нашествие оказало влияние на духовную жизнь православных христиан. В этот период особую значимость сыграло сплочение православной церкви и государственной власти против иноземного захватничества. Идея единства родной земли порождало древнерусский идеал, общее содержание которого можно представить как «прекрасное - это Объединенная Родина» [3]; благодаря которому с XIV в. произошло «собирание» русских земель в единое централизованное государство вокруг Москвы [4].

Начавшееся становление православной культуры одновременно явилось и религиозным возрождением, XIV-XV вв. были на Руси временем расцвета святости. Безусловно, большую роль в возрождении Руси сыграла личность Сергия Радонежского, раскрывающаяся во всей полноте лишь при учете особенностей его религиозно-аскетической практики. Агиографические сюжеты, повествующие о светоносных видениях горнего мира, явленных Сергию, демонстрируют преобладание новых идей в древнерусской традиции духовного подвижничества - стремление практически освоить и укоренить на отечественной культурной основе всю полноту византийского наследия [7].

Говоря о Святом Праведнике Сергии Радонежском, архиепископ Никон (Рождественский) писал: «Будучи сам высшим носителем христианского православного духа, он - примером, назиданием, молитвами своими много содействовал и содействует напитанию этим духом православного русского народа, - духом, который составляет руководительное начало, крепость и славу народной русской жизни. Потому-то к Преподобному Сергию, как к неиссякаемому роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение, для назидания, для молитвы и до сего дня многие тысячи народа. Да, наши летописцы имели полное основание именовать Преподобного Сергия Игуменом всея Руси, и святая Церковь достойно и праведно величает его избранным воеводою русской земли!» [2].

В образе Праведника Сергия Радонежского нам ценно, прежде всего, его многолетнее духовное служение Родине. «Древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния общества: стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в нем скапливались бедствия, а по мере того, как в миру росли нравственные силы, - пишет Л. Мирохина. - Монастырь служил для поселян и

хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость. Вот почему монастыри сыграли такую великую роль в становлении русской государственности. А Сергий был государственником, несмотря на свое отшельничество, никогда не упускал возможности заложить новую пустынь и всячески поощрял к тому своих учеников» [2, 8].

Духовное культурное и историческое влияние Сергия Радонежского не исчерпалось с его кончиной, поскольку основные и обустроенные его ближайшими сподвижниками и учениками монастыри превратились в очаги просвещения и интенсивной культурной жизни, а идеалы Сергия обрели свое воплощение в художественных творениях иконописцев и зодчих [7].

Одним из известных православных подвижников был Серафим Саровский, в народном церковном сознании стоящий рядом с преподобным Сергием Радонежским. Канонизированный в 1903 г., Серафим Саровский стал примером нестяжания, добротолюбия, истинно христианского подвижничества, открывавшего новые пути для духовного возрождения русского общества [5].

В течение многих веков русский народ неизменно искал у своих праведников моральную опору и поддержку, проводивших жизнь в уединенных обителях, где складывалась основа их самосознания и духовной культуры.

Безусловно, огромную роль на формирование православной культуры играли Житие Святых, Священное писание, Новый Завет, как иных источников православного вероучения [14].

Развитие православной культуры является насущной потребностью современного общества. И государство, и церковь заинтересованы в том, чтобы дети воспитывались порядочными, нравственными и ответственными людьми, уважали культурные особенности российских народов и их религий [10]. Сегодня наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание личности происходит в сферах образования и культуры, в которых развитие и воспитание обеспечены всеми направлениями деятельности. И здесь стоит вспомнить введенную в начальной школе образовательную программу федерального государственного образовательного стандарта «Основы религиозных культур и светской этики», состоящую из шести модулей образовательного компонента (основы православной, иудейской, мусульманской, буддийской культур, религиоведение, светская этика).

Религиозное просвещение подрастающего поколения может способствовать повышению духовного авторитета православной культуры и уменьшению количества лиц, поддающихся влиянию религиозных деструктивных культов и течений, которые носят разрушающий характер. В связи с этим, внедрение в систему образования элективных курсов о духовном и культурно-историческом формирование православной культуры, позволит сформировать систему нравственных убеждений у подрастающего поколения.

Таким образом, среди некоторых аспектов формирования православной культуры, нами отмечены: переход Руси от язычества к православию; роль святого равноапостольного князя Владимира в распространение на Руси христианской культуры; зарождение новой системы ценностей; значение монастырей в развитие христианской религии, искусства, книжности и просвещения; религиозно-аскетическая практика Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского; современные основы духовно-нравственного воспитания личности.

Список использованной литературы:

1. Дивногорцева С.Ю. Православная педагогическая культура России / С.Ю. Дивногорцева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2011. - №20. - С. 71-80.

2. Донская Т.К. Светочи русской культуры в историко-культурном диалоге народов России / Т.К. Донская // Наука. Искусство. Культура. - 2014. - №4. - С. 24-36.

3. Комков А.А. Истоки формирования древнерусской эстетической мысли / А.А. Комков // Аналитика культурологи. - 2010. - №16. - URL: http://www.analiculturolog.ru/archive/item/256-article_17.html

4. Корецкая Т.П. Становление российского конституационализма / Т.П. Корецкая // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №19. - С. 41-44.

5. Корнев В.А. Роль русской православной церкви в развитии культуры Российского государства / В.А. Корнев // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №5. - С. 274-277.

6. Лепахин В.В. Икона и иконичность / В.В. Лепахин. - СПб, 2002. - 400 с.

7. Ложкина Н.А. Роль основателя Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского как духовного посредника в диалоге культур Древней Руси и Византии / Н.А. Ложкина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - №37. - С. 107-113.

8. Мирохина Л. Сергий Радонежский / Л. Мирохин. - М., 1999. - С. 89-90.

9. Мумрикова Л.А. православная культура как фундаментальная основа для создания учебной литературы в истории Российской государственности / Л.И. Мумрикова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2009. - №12. - С. 33-40.

10.Новикова Г.А. Модульная программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи / Г.А. Новикова // Духовно-нравственное воспитание и образование: материалы областного круглого стола «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» (11 октября 2012 г.) и областной Иоанновской научно-практической конференции «Пути возрождения духовно-нравственных основ российского образования» (1-2 ноября 2012 г.) / сост. Новикова Г.А.; [ред. кол.: И.З. Сковородкина и др.]. - Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2013. - С. 115-118.

11. Озмитель Е.Е. Православная культура и подходы к ее изучению / Е.Е. Озмитель // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - №2. - Режим доступа. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnaya-kultura-i-podhody-k-ee-izucheniyu# ixzz3KlvT3rKY.

12. Петраш Е.В. Место иконы в современной русской культуре / Е.В. Петраш // Аналитик культурология. -2007. - №8. - С. 153-161.

13. Помпеев Ю.А. Крещение Руси: к 1025-летию принятия восточного христианства на Руси / Ю.А. Помпеев // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. - 2013. - №4. - С. 92-100.

14. Православие. Том 1 / Епископ Иларион (Алфеев). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 864 с.

15. Становская Т.А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России / Т.А. Становская // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2014. - №34. - С. 85-95.

16.Усманова А.Ж. Крещение на Руси, его значимость в истории России / А.Ж. Усманова, Е.В. Тихоненкова // Бюллетень медицинских интернет - конференций. - 2013. - №11, Т.3. - С. 1308.

17.Щербаков А.В. Монастырская культура домонгольской Руси (988-1240 гг.): Киево-Печерский монастырь / А.В. Щербаков // Фэн-наука. - 2013. - №2(17). - С. 49-52.

© Новикова Г.А., Новикова Л.А., 2015

УДК 37

Орехова Ольга Николаевна,

воспитатель, МДОУ «Детский сад «Родничок « г. Надыма»

pm.orexov@mail. т

«ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Конструктор для ребенка становится не просто деталью, а способом создания конкретного образа не только статического, но и динамического......»

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме недостаточная обеспеченность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.