ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОГРАММИРОВАНИЮ И РОБОТОТЕХНИКЕ Бобохина Н.А.1, Панина Т.Г.2, Родионова А.А.3, Соколова Е.М.4
1Бобохина Наталья Александровна - старший воспитатель;
2Панина Татьяна Геннадьевна - воспитатель;
3Родионова Алёна Александровна - воспитатель;
4Соколова Елена Михайловна - заведующая, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 251, г. Новокузнецк, Кемеровская область
Аннотация: данная статья дает возможность понять, насколько эффективно использование современных средств обучения, таких как робототехника и интерактивная доска. Описываются основные приемы обучения робототехнике и как можно использовать интерактивные доски с готовыми мультимедийными ресурсами. Ключевые слова: робототехника, интерактивная доска, современные средства обучения, дошкольный возраст.
Сфера образования в России с каждым годом претерпевает изменения. Появился ряд новых нормативных документов, отражающих всю организацию работы в дошкольной сфере «по -новому». Изменить сознание взрослых людей — специалистов, отношение ко всей организации работы в дошкольной сфере — вот основная задача «революции» в дошкольном образовании. В соответствии с ФГОС ДО произошло обновление содержания образования. Основная задача детского сада 21 века, для этого, создать все условия для развития успешного ребенка. Все усилия положены на организацию и мотивацию родителей. Необходимо вызывать у них желание принимать участие в образовании своих детей — дошкольников. Важная задача нашего времени — сформировать у ребенка интерес к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Эта непростая задача, в первую очередь, требует создания особых условий обучения [2, с. 22].
Большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при помощи робототехники и использование на занятиях с детьми интерактивных досок.
Основы современной робототехники дети изучают процессе освоения Лего-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Цель использования Лего-конструирования в ДОУ - приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, учится азам программирования, что полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.
Конструирование по ФГОС является обязательной частью программы, оно определено как вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умению наблюдать и экспериментировать. Конструирование, как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие. «Роботоконструирование» из конструкторов нового поколения, программирование, исследование, а также общение в процессе работы предоставляет уникальную возможность для детей дошкольного
возраста освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов. Применение конструкторов LEGO WeDO в детском саду, позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников, организовать их творческую и исследовательскую работу.
Основные приемы обучения робототехнике:
1. Конструирование по готовому образцу.
Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции).
2. Конструирование по модели.
В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.
3. Конструирование по заданным условиям.
Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках.
5. Конструирование по замыслу.
Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность.
Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
Дети, начинающие обучение, работают с максимально простым и доступным оборудованием, собирая робота по заданному алгоритму и пользуясь готовыми простейшими программами, которые «учат» робота выполнять определенные действия. Он может управлять собранным им роботом, т.е. обучается программированию в игровой форме с помощью интерактивной доски и программного обеспечения LEGO .
Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными, это важная часть в организации современного дошкольного образования, проведения занятий и других публичных демонстраций визуального материала.
С помощью электронной доски можно управлять всеми приложениями одним касанием, писать и рисовать виртуальными красками. Специфика интерактивных досок — возможность управления пальцами, что позволяет работать с ней без специальных инструментов и знаний. Доска воспринимает любое прикосновение как нажатие кнопки мыши.
Доски можно использовать с готовыми мультимедийными ресурсами, доступными в Интернете и продающимися на дисках, что облегчает их освоение. Тем не менее, гораздо эффективнее работать со специально созданными для интерактивных досок ресурсами. Готовые мультимедийные ресурсы, как правило, рассчитаны на индивидуальные занятия с ребенком, а интерактивная доска -
49
инструмент групповой работы. Воспитатель может создавать собственные разработки с помощью программного обеспечения интерактивной доски.
Основные приемы использования интерактивной доски предполагают, что действия на ее поверхности (перемещение объектов, рисование и др.) выполняются не только педагогом, но и детьми. Специфика ресурсов для детского сада в полной мере проявляется на страницах, где с доской работают дети. Интерактивная доска - это достаточно большой экран, и маленький ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния.
Изображения, с которыми ребенок работает самостоятельно, следует располагать ближе друг к другу. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или перетащить на нужное место, не «роняя». Используя многопользовательские доски, воспитатель может создавать задания для работы нескольких дошкольников одновременно [1, с. 121].
По мере накопления практического опыта работы с интерактивной доской педагог научится видеть правильную компоновку для новой страницы. Однако знание основных принципов компоновки интерактивных ресурсов позволит на начальных этапах работы избежать многих ошибок, затрудняющих использование интерактивной доски. Существенную помощь воспитателям окажут готовые ресурсы, созданные с помощью программы интерактивной доски. Для досок Elite Panaboard, например, выпускается коллекция ресурсов PebSTUDIO.
В процессе обучения дошкольникам необходимо прививать стремление к постоянному пополнению и расширению своих знаний, воспитывать у них внутреннее побуждение расширять свой общий кругозор, учить самостоятельно ставить и достигать цели, добывать новые знания, ориентироваться в быстро меняющихся условиях окружающей социальной среды.
Список литературы
1. Смыковская Т.К., Инева О.Н. Формы взаимодействия пользователя с интерактивной доской // Вестник Волгоградской академии МВД России. № 1 (12), 2010. С. 121-125.
2. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. С. 22-33.