Научная статья на тему 'Технологические платформы как инструмент государственного регулирования и координации инновационной деятельности'

Технологические платформы как инструмент государственного регулирования и координации инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
388
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПАРТНЕРСТВА / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТЫ / КАЧЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / INNOVATION / TECHNOLOGY PLATFORMS / TECHNICAL-TECHNOLOGICAL PROGRESS / SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS / REGULATORY INSTRUMENTS / ADVANCED TECHNOLOGY PRODUCTS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / GOVERNANCE / PROGRAMS / PROJECTS / QUALITY / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райзберг Б. А., Желтоножко Т. А.

В статье рассмотрены базисные положения и освещен опыт формирования технологических платформ, получающих распространение в качестве перспективного механизма, позволяющего объединить усилия государства, бизнеса, науки, направленные на модернизацию и технологическое развитие российской экономики. Осуществлена оценка возможности применения в стране мирового опыта использования технологических платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological platforms as an instrument of state regulation and coordination of innovation activity

The article deals with the basic regulations and highlights the experience of forming Russian technology platforms. Recently they received acceptance as a promising mechanism to bring together government, business, science and aimed at modernization and technology development of the Russian economy. The estimation of the possibility of using world experience of the technology platforms is described.

Текст научной работы на тему «Технологические платформы как инструмент государственного регулирования и координации инновационной деятельности»

2. Поляков НА. Управление инновационным проектом. - Санкт-Петербург: ОЦЭиМ, 2005.

3. Фасхиев Х.А., Крахмалева А.В. Оценка уровня конкурентоспособности грузовых автомобилей и их двигателей // Маркетинг в России и за рубежом. // 2004. - № 5(43). - с.

4. Фатхутдинов РА. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Эксмо, 2004.

5. Бараненко СП., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. - М.: Центро-полиграф, 2010г.

6. Хомкин К А. Инновационный проект. Подготовка для инвестирования. -М.: Дело АНХ, 2010 г.

7. Просветов Г.И. Математические методы в экономике. Учебно-методическое пособие. -М.: Издательство РДЛ, 2004т.

8. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами -БХВ-Петербург, 2011 г.

9. Каменецкий В.А., Аленина Е.Э., Волосатова ВВ. Проблема качества инновационных проектов // Известия МГТУ № 1 (13) - 2012

Технологические платформы как инструмент государственного регулирования и координации инновационной деятельности

д.э.н. проф. Райзберг Б.А., Желтоножко ТА.

ФБНУ «Институт макроэкономических исследований»

8(495) 653-12-76

Аннотация. В статье рассмотрены базисные положения и освещен опыт формирования технологических платформ, получающих распространение в качестве перспективного механизма, позволяющего объединить усилия государства, бизнеса, науки, направленные на модернизацию и технологическое развитие российской экономики. Осуществлена оценка возможности применения в стране мирового опыта использования технологических платформ.

Ключевые слова: инновации, технологические платформы, технико-технологический прогресс, научные достижения, инструменты регулирования, высокотехнологичная продукция, частно-го^дарственные партнерства, управление, программы, проекты, качество, эффективность, результативность.

Перспективный курс российской экономики, выраженный в таких основополагающих документах, как Концепция долгосрочного социально-эконошгаеского развития и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, ориентирован на всемирное использование научно-те^шческих достижений, технологических новшеств. Реализация этого курса требует реструктуризации отечественной экономики, повышения доли отраслей, обрабатывающих, перерабатывающих сырье, производящих готовую продукцию. Одновременно понадобится использовать высокотехнологичные процессы, способствующие снижению материале- и энергоемкости производства, повышению качества товаров и услуг, росту эффективности.

Перевод российской экономики на инновационную траекторию предусматривает значительное повышение вклада науки, технико-тежологического прогресса в дальнейший подъем потенциала, рост национального богатства страны. Ускоренное внедрение результатов научных исследований и разработок в производство служит определяющим условием достижения высокого качества продукции, выпускаемой на базе передовых технологий, конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках, импортозамещения ввозимых в страну продуктов.

В силу исторически сложившихся тенденций, подходов к государственному управлению экономикой и социальной сферой в России сложился принцип приоритета структуры и техники производства по отношению к технологии. На первый план выводилась задача «та) делать и с помощью чего делать», тогда как технологическая задача «как, каким образом де-

лать» отодвигалась на второе место, рассматривалась как производная, второстепенная. Цель достижения объемов производства товаров и услуг явно преобладала над получением высококачественной продукции, соответствующей требованиям отечественных и мировых стандартов. Несмотря на очевидные проблемы физического и морального старения технологического оборудования, на появление новых прогрессивных технологий и даже технологических укладов, совершенствованию технологических процессов не уделялось достаточного внимания.

Характерно, что неуважение к технологиям коснулось и информационно-управленческих технологий, лишь в последние годы проявился выраженный интерес к прогрессивным технологиям хранения, накопления, передачи, обработки информации.

Современные технологии характеризуются разнообразием, масштабностью, динамизмом, высокой технической сложностью, значительными затратами на освоение. Отсюда вытекает необходимость вовлечения в технологический прогресс многих участников, включая государство, бизнес-с^уктуры, науку, образование. Государство и общество, самые разные социальные группы должны сфокусировать усилия на выработке и обосновании пока еще нечетко сформулированной стратегии и тактики преодоления технологического отставания российской экономики.

Успешное осуществление ряда зарубежных проектов освоения современных прогрессивных технологий в разных отраслях и сферах экономики подтверждает, что реализация технологических проектов способна стать мощным рычагом экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности. Действенным инструментом установления приоритетов научно-те^ологического развития производства и социальной сферы, обеспечения коммуникаций, взаимодействия участников технологического прогресса способны стать организационно-структурные образования в виде технологических платформ. Об этом свидетельствует зарубежный, а частично и появившийся российский опыт создания и функционирования отраслевых, региональных, интернациональных технологических платформ.

Первопричиной и предпосылкой создания технологических платформ как новой формы государственного регулирования и воздействия на инновационную деятельность послужили недостаточность и несовершенство сложившихся в прошлом механизмов государственного управления, организации и координации процессов создания и применения технологических инноваций. Как известно, основным инструментом государственного регулирования инновационных процессов в рыночной экономике служат целевые программы и крупные инновационные проекты, поддерживаемые государством посредством бюджетных ассигнований и административных рычагов. В дополнение к этим сложившимся инструментам решением Правительственной комиссии РФ по высоким технологиям и инновациям, принятым в 2010 году, российские компании с государственным участием должны разрабатывать программы инновационного развития.

Вместе с тем, как показывает анализ нормативно-лавовой базы инновационной деятельности в России, несмотря на наличие большого количества нормативно-прадовых актов, регламентирующих отношения в области научно-тетаююской и инновационной деятельности, многие практические вопросы технологической инноватизации российской экономики не решаются ввиду недостаточности организационно-лавового обеспечения. До настоящего времени четкая стратегия комплексного регулирования технологических инноваций с сопутствующим доктринальным и правовым закреплением не выработана и не принята, не завершено формирование нормативной базы регулирования процессов внедрения технологических инноваций в производство, установления роли государственных органов в активизации этих процессов.

Необходимо дальнейшее организационно-правовое, регулятивно-координационное подкрепление целевых программ, инновационно-инвестационных проектов технологической направленности, в чем видится основное назначение технологических платформ.

Упомянутая выше Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям совместно с Министерством экономического развития и Министерством образования и

науки Российской Федерации определяет технологическую платформу как коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий в области создания перспективных коммерческих технологий, новой продукции и услуг, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок.

В дополнение к этому определению Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года №2227-р, предусматривает участие всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества) и направляет свои усилия на совершенствование нормативно-прадовой базы в области научно-тежологического и инновационного развития.

По мнению авторов настоящей статьи, краткое, концентрированное определение изучаемого понятия может звучать следующим образом: «те^ологическая платформа представляет комплексную программу разработки и освоения крупномасштабных технологических инноваций на основе научно-те^шческого и организационно-экономического сотрудничества и финансового участия заинтересованных государственных, бюджетных организаций, бизнес-структур, научного сообщества».

В приводимом определении технологическая платформа характеризуется как комплексная программа, однако её не следует осуществлять с государственными целевыми программами, наделёнными четко выделенными из государственного бюджета средствами. По своей природе технологические платформы близки к частно-государственному партнёрству, создаваемому, а точнее - организуемому для совместного осуществления технологической инновации. В то же время технологическая платформа не есть только отдельный проект, финансируемый из бюджета и других источников, а представляет площадку для формирования согласованных планов действий междисциплинарной природы всего круга организаций, лиц, заинтересованных в проведении и получении результата этих действий.

В итоге технологические платформы образуют специфический тип комплексных программ технологической направленности, призванных объединить на основе соглашений усилия и ресурсы многих организаций-участников при наличии государственной поддержки и частной инициативы под эгидой органов государственного управления. Опорным пространством для технологических инноваций способны стать бизнес, выступающий в роли заказчика, и высшая школа или Российская Академия Наук при условии обеспечения органичной связи образования, научных исследований и разработок, внедренческих (вен^рных) фирм.

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года формирование технологических платформ оправдано при наличии технологических проблем, характеризуемых следующими признаками:

• множественностью потенциальных участников технологической платформы и косвенных заинтересованных в ней бенефициаров;

• необходимостью обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, государства, науки;

• необходимостью выработки требований к важнейшим базовым технологиям;

• многодисциплинарностью исследований, необходимых для разработки перспективных технологий;

• неопределенностью сложившихся научно-те^ологических компетенций, разобщённость научных организаций технологического профиля.

Отдельные признаки проблем, для решения которых рекомендуется формировать технологические платформы, близки к признакам проблем, решаемых посредством целевых социально-экономических программ, что подтверждает близость платформ и программ как инструментов, посредством которых государство стремится преодолеть разрывы между потребностями и уровнями их удовлетворения.

Будучи по форме государственно-частаыми партнёрствами, технологические платформы образуют организационно-садовые структуры, функционирующие на принципах добровольных ассоциаций, соблюдающих договорные, контрактные условия деятельности, обяза-

тельства. Подобно ассоциациям, они обладают высокой степенью свободы конструирования, выбора структуры органов и механизмов управления, порядка и правил взаимодействия участников платформы. Значимым представительством в органах управления должны обладать все участники, включая ключевых потребителей создаваемого продукта. Демократические принципы управления ассоциацией участников платформы отражают прозрачные правила вхождения, открытость для входа, отсутствие дискриминации в отношении определённых групп компаний и организаций, ясность и публичность достигнутых результатов.

Ориентация на решение среднесрочных и долгосрочных проблем предопределяет длительное существование технологической платформы и динамичный состав участников, проявляющийся в ориентированности на расширение кооперации и поиск перспективных парт-нерств. Характерная черта доходной части бюджета ассоциации - привлечение негосударственных средств из самых разных источников.

Технологические платформы в лице их участников выполняют обширный спектр видов деятельности, общая характеристика которых представлена ниже в самых общих чертах.

Прогнозно-адэдитаческая и плановая деятельность включают:

• анализ уровня развития и мониторинг внедрения прогрессивных технологий в гражданском и оборонном секторах экономики, выявление социально-экономических и научно-технических проблем в их технологическом видении, изучение способов их решения, консультирование по профилю деятельности платформы;

• прогнозирование технологического развития отечественной и мировой экономики, выявление приоритетов научно-тетаологического прогресса, разработка дорожных карт, проведение маркетинговых исследований;

• формирование планов проведения научных исследований и разработок, среднесрочных и долгосрочных программ освоения передовых технологий.

Участие платформы в образовательной деятельности предусматривает разработку учебных планов и образовательных программ, подготовку и переподготовку кадров, организацию прохождения практики учащимися учебных заведений.

Профильная научная и проектно-конс^укторская деятельность охватывает выполнение НИОКР в соответствии с программами научных исследований и разработок, опытную проверку разрабатываемых технологий, их технико-экономическое обоснование. Производственная и сбытовая, закупочная деятельность содержит, включает опытное и серийное производство товаров, продукции, услуг по профилю платформы, реализацию производимого материального и информационного продукта, распространение и внедрение технологий, поиск потенциальных заказчиков и потребителей, проведение логистических исследований.

Информационная и общественная деятельность распространяется на получение и передачу информации, связанной с функционированием платформы, информационную поддержку проводимых мероприятий, действий, поддержание и развитие общественных отношений, имиджа, проведение рекламных кампаний, организацию конференций, совещаний, семинаров, школ, информационный обмен с организациями, близкими по профилю выполняемых работ, выпуск информационных материалов.

Значительное место в деятельности технологической платформы занимает взаимодействие с государством в лице государственных организаций, органов государственной власти. При проведении и формировании государственной научно-те^шческой политики учитываются предложения со стороны участников технологических платформ. Во взаимодействии с государственными структурами разрабатываются и осуществляются целевые программы технологической направленности. Государство оказывает финансовую поддержку деятельности технологических платформ.

Функционирование технологических платформ затрагивает и разные аспекты международных связей, внешнеэкономического сотрудничества, распространяясь на контакты и взаимодействие с зарубежными научными организациями, технологическими платформами, на привлечение ведущих специалистов, выполнение совместных проектов.

Выводы

К настоящему времени накоплен весомый опыт создания и функционирования технологических платформ в экономически развитых странах. Платформы заняли одно из ведущих мест среди инструментов проведения научно-те^шческой и инновационной политики в Европейском Союзе. Анализ иностранного опыта свидетельствует, что инициатива формирования технологической платформы исходит, как правило, от крупных производственных организаций, отраслевых объединений. Разработкой технологической платформы ведает специально созданный совещательный комитет, в который входят представители участвующих стран, научного сообщества, бизнеса, неправительственных организаций, формируются также национальные группы поддержки из представителей заинтересованных групп. Из числа ведущих экспертов, представляющих академическую и прикладную науку, формируется научный совет технологической платформы.

Литература

1. Перечень российских технологических платформ, утвержденный Решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011 года, Протокол №2.

2. Протокол заседания президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 2 августа 2010 г. №3.

3. Протокол заседания президиума Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. №4.

4. Решение рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 31 мая 2011 года, протокол №20-АК, технологические платформы, рекомендованные для включения в Перечень.

5. Райзберг Б А. Новые подходы к государственному управлению инвестиционными процессами в российской экономике // Известия МГТУ «^^МИ» № 1 (13) - 2012

6. Официальный сайт Европейской комиссии http://cordis.europa.eu/

7. http://www.nessi-europe.eu/default.aspx?page=home Сетевая европейская инициатива по программному обеспечению (Networked European Software and Services Initiative - NESSI)

8. http://www.photonics21.org/ Фотоника21 (Photonics21 - Photonics)

9. http://www.eupvplatform.org/ Фотовольтаика (Photovoltaics - Photovoltaics)

10. http://www.plantetp.org/ Растения для будущей жизни (Plants for the Future - Plants)

11. http://www.rhc-platform.org/cms/ Обновляемое отопление и охлаждение (Renewable Heating & Cooling RHC)

Современный подход к формированию конкурентоспособных продуктов рыночной деятельности производственных предприятий

ц.э.н. проф. Басков Л.П., д.э.н. проф. Каменецкий В.А. Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы Аннотация. В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности продукции с точки зрения маркетингового подхода, приводятся маркетинговые понимания как продукта, так и деятельности фирмы

Ключевые слова: продукт, товар, теория маркетинга, конкурентоспособность, производственное предприятие В специальной литературе (не говоря уже о практике) маркетинговое понимание продукта рыночной деятельности чрезвычайно размыто. Более того, указанного словосочетания как бы и не существует. Вместо него употребляются термины «товар», «услуга», «предложение» и другие.

В книге известного американского ученого Ф. Котлера «Основы маркетинга», впервые изданной в СССР в 1990 г., термин «продукт» не упоминается. В своей книге Ф. Котлер пишет: «Сфера действия маркетинга в последнее время расширилась, включив в себя, помимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.