Серия 5. Социально-экономические науки. К вопросу о функциях технологической платформы как головного центра стратегического научно-технического развития организаций
машиностроения
Тришкин А.Г.
Университет машиностроения [email protected] 8(495)782-88-81
Аннотация. В статье приведены примеры определения технологической платформы. Представлен состав элементов технологической платформы и их взаимосвязь. Предложен состав частных функций технологической платформы в сфере научно-технического развития организаций машиностроения
Ключевые слова: технологическая платформа, функции технологических платформ
В литературе отсутствует единство мнений по поводу задач технологических платформ (ТП). Так, Комиссия Евросоюза «Технологические платформы: от определения к общей программе исследований» (2004 г.) сочла, что «технологическая платформа - это объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения научно-технического развития и общих подходов к разработке соответствующих технологий» [1].
В Порядке формирования перечня технологических платформ, утвержденном решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., определено, что задачами ТП должны являться «активизация усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг)», «привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества)», «совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития» [2].
П.Б. Рудник выделяет следующие функции ТП: объединение всех основных акторов в области науки, технологий и инноваций, выявление приоритетов развития, выработка программы исследований на доконкурентной стадии, формирование горизонтальной координации различных сфер политики: инновационной, промышленной, образовательной и др., совершенствование механизма частно-государственного партнёрства в инновационной сфере
[3].
По мнению Д.М. Мошковой и Д.Л. Лозовского, задача ТП - содействие инновационному развитию российской экономики на базе партнерских отношений государства, бизнеса и научного сообщества [4].
С.С. Елецкая полагает, что задача ТП состоит в инновационном развитии регионов на основе адекватных способов координации действий государства, науки, бизнес-структур и потребителей [5].
Из представленного перечня видно, что в нем отсутствует важнейшая, на мой взгляд, функция ТП - функция головного центра стратегического научно-технического развития организаций машиностроения.
Как известно, проведенная в 1985 году реорганизация управления отраслями машиностроения одним из важнейших негативных результатов имела ликвидацию Всесоюзных и Республиканских промышленных объединений (ВПО и РПО), занимавшихся не только организационными, координационными и контрольными вопросами, но в первую очередь выполнявших функцию «мозговых трестов» подотраслей, центров их стратегического развития, в том числе научно-технического. В Общем положении о Всесоюзном и Республиканском промышленных объединениях, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г., в числе прав и обязанностей в области научно-технического прогресса за ВПО и РПО были закреплены разработка научно-технических прогнозов и планов научно-исследовательских работ, осуществление научных исследований, опытно-конструкторских и
Серия 5. Социально-экономические науки.
технологических разработок, обеспечение технико-экономических обоснований работ по созданию и использованию новой техники, изобретений, новых материалов, средств механизации и автоматизации, новой технологии и по внедрению научной организации труда, анализ технического уровня производства и технического уровня выпускаемой продукции, оценку качества выпускаемой продукции, утверждение технических заданий на проведение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических разработок, программ испытаний опытных образцов продукции и т.д. [6].
Я считаю, что технологические платформы (а их дальнейшее развитие, безусловно, приведет к быстрому расширению их разновидностей, включая формирование региональных) в числе важнейших должны взять на себя функцию головных центров стратегического научно-технического развития организаций машиностроения соответствующих территорий.
Рисунок 1. Состав элементов технологической платформы и их взаимосвязь в части осуществления функции стратегического научно-технического развития организаций
машиностроения
На рисунке 1 представлен состав элементов технологической платформы и их взаимосвязь в части исполнения этой функции.
На рисунке 2 предложен состав частных функций технологической платформы в сфере научно-технического развития организаций машиностроения.
Институциональная функция предполагает мониторинг количественного и качественного состава субъектов и объектов технологической платформы с точки зрения потенциала и качества выполнения задач научно-технического развития организаций машиностроения, а также их взаимосвязей.
Организационно-функциональная функция нацелена на совершенствование организационной структуры и улучшение функционирования структурных элементов технологической платформы в сфере научно-технического развития организаций машиностроения соответствующей территории.
Инфраструктурная функция включает развитие элементов, обеспечивающих в целях научно-технического развития организаций машиностроения благоприятные условия осуществления этапов цикла «исследование-производство». К ней могут быть отнесены: подго-
Серия 5. Социально-экономические науки. товка и переподготовка персонала, сбор и распространение информации, маркетинг, реклама и т.д.
Рисунок 2. Состав основных функций технологической платформы в сфере
стратегического научно-технического развития организаций машиностроения
Ресурсно-экономическая функция ориентирована на расширение совокупных ресурсных (материальных и нематериальных) возможностей и ресурсного потенциала отдельных субъектов (объектов) комплекса, а также повышение эффективности их использования.
Научно-методическая функция детерминирует знания, методы и технологии формирования и реализации инновационной политики технологической платформы, применяемые в виде методик, обоснований управленческих решений, бизнес-планов, проектов, программ и т.д.
Технико-технологическая функция предполагает комплексы мероприятий и действия, нацеленные на совершенствование производимой продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг), а также развитие материально-вещественных факторов производства.
Правовая функция имеет целью совершенствование законодательной и нормативно-правовой баз, регулирующих формирование и развитие технологических платформ на всех уровнях хозяйственного управления.
Функция управления имиджем ориентирована на повышение роли и значимости технологической платформы в глазах партнёров, контрагентов, общественности.
Интеграционная функция включает в себя обеспечение взаимосвязи предприятий технологической платформы между собой и с внешними структурами, а также с машиностроительными организациями соответствующей территории.
Стимулирующая функция направлена на формирование системы льгот и преференций для участников технологической платформы с целью повышения ее инновационно-технологического и производственного потенциала.
Ограничительная функция регламентирует меры по выделению неприоритетных, нерекомендуемых действий и направлений деятельности.
Функция управления рисками ориентирована на минимизацию опасности потерь для инвесторов и участников технологической платформы, а также для машиностроительных организаций соответствующей территории.
Функция управления развитием решает задачи обеспечения современного уровня инновационно-технологического развития технологической платформы, ее конкурентоспособ-
Серия 5. Социально-экономические науки.
ности, финансово-экономической устойчивости и т.д., а также соответствующую поддержку машиностроительным организациям, расположенным на соответствующей территории.
Диагностическая функция имеет целью получение количественных и качественных оценок состояния технологической платформы и ее функционирования, а также машиностроительных организаций соответствующей территории.
Функция мониторинга состоит в отслеживании результатов реализации политики технологической платформы и оценке влияния принятых решений на итоговые показатели ее деятельности, также машиностроительных организаций соответствующей территории.
Функция контроля предполагает систематическую проверку выполнения принятых решений, а также планов инновационно-технологического развития.
Условные обозначения: 1- интеграция, государственно-частное партнерство; 2 - государственная поддержка (налоговая политика, инвестиционная политика, капитальные вложения и др.; 3 -обучение, повышение квалификации; 5 - научные исследования и разработки; 5 - апробирование, освоение, производство; 6 - инвестиции в технологии и производство; 7 - реализация.
Рисунок 3. Схема интеграционно-коммуникационного взаимодействия участников в рамках технологической платформы в части осуществления функции стратегического научно-технического развития организаций машиностроения
На рисунке. 3 предложена схема интеграционно-коммуникационного взаимодействия участников технологической платформы в части осуществления функции стратегического научно-технического развития организаций машиностроения.
Выводы
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что технологические платформы способны взять на себя функцию центров научно технического развития организаций машиностроения.
Литература
1. Технологические платформы - новый инструмент научно-технического прогресса и инновационного развития. 6 декабря 2011 г. К заседанию научно-технического совета Даль-
Серия 5. Социально-экономические науки. невосточного федерального университета. http://www.myshared.ru (Дата обращения 10.08.2013).
2. Порядок формирования перечня технологических платформ (п.2), утвержденный решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 года, протокол № 4.
3. Рудник П.Б. Технологические платформы в практике российской инновационной политики. // Форсайт. - 2011. - Т. 5. - № 1. - с. 16-25.
4. Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л. Правовой статус технологических платформ как субъектов инновационной деятельности в России. // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 4.
5. Елецкая С.С. Управление процессом формирования технологических платформ как эффективного инструмента инновационного развития регионов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Орёл: Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс, 2011. - 23 с.
6. Общее положение о Всесоюзном и Республиканском промышленных объединениях. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 9. Февраль 1972 - сентябрь 1973. М.: Издательство политической литературы, 1974 - с. 443-445.
Отчётность публично-правовых образований
д.вн.н. проф. Слива И.И., Макарченко О.С.
Университет машиностроения 8-(495)-228-48-79 доб.14-05
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса формирования отчётности публично-правовых образований.
Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения, бюджетная реформа, государственный бухгалтерский учёт, отчётность, бюджетная отчётность, бухгалтерская отчётность, публично-правовое образование.
Публично-правовые образования представляют:
• на федеральном уровне - Российская Федерация;
• на региональном уровне - субъекты Российской Федерации;
• на муниципальном уровне - муниципальные образования (муниципальные районы, муниципальные поселения).
Именно консолидированная отчётность публично-правового образования даёт полную картину исполнения соответствующего бюджета за отчётный период, включая изменения в состоянии активов и обязательств в сфере бюджетных средств и собственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений всех типов: казенных, бюджетных, автономных. Формирование такой отчётности ставилось одной из основных целей начинаемого в 2004 г. этапа бюджетной реформы.
С 1 января 2011 г. постановлением Правительства Российской Федерации [1] профильным министерствам и ведомствам (органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления) переданы полномочия:
• главных распорядителей бюджетных средств - по отношению к казённым учреждениям своей подведомственной сети;
• учредителей - по отношению к созданным ими бюджетным учреждениям;
• учредителей - по отношению к созданным ими автономным учреждениям.
При исполнении соответствующего (федерального, регионального, муниципального) бюджета:
• главные распорядители бюджетных средств на основании бюджетной росписи доводят до