Научная статья на тему 'К вопросу о функциях технологической платформы как головного центра стратегического научно-технического развития организаций машиностроения'

К вопросу о функциях технологической платформы как головного центра стратегического научно-технического развития организаций машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА / ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ / TECHNOLOGICAL PLATFORM / FUNCTIONS OF TECHNOLOGICAL PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тришкин А. Г.

В статье приведены примеры определения технологической платформы. Представлен состав элементов технологической платформы и их взаимосвязь. Предложен состав частных функций технологической платформы в сфере научно-технического развития организаций машиностроения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The functions of the technological platform as a head of the center for strategic scientific and technological development of mechanical engineering organizations

The paper provides examples of the technological platform determination. It is shown the composition of elements of the technological platforms and their relationship. It is also proposed the composition of private functions of technological platform in the field of science and technological development of mechanical engineering organizations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о функциях технологической платформы как головного центра стратегического научно-технического развития организаций машиностроения»

Серия 5. Социально-экономические науки. К вопросу о функциях технологической платформы как головного центра стратегического научно-технического развития организаций

машиностроения

Тришкин А.Г.

Университет машиностроения [email protected] 8(495)782-88-81

Аннотация. В статье приведены примеры определения технологической платформы. Представлен состав элементов технологической платформы и их взаимосвязь. Предложен состав частных функций технологической платформы в сфере научно-технического развития организаций машиностроения

Ключевые слова: технологическая платформа, функции технологических платформ

В литературе отсутствует единство мнений по поводу задач технологических платформ (ТП). Так, Комиссия Евросоюза «Технологические платформы: от определения к общей программе исследований» (2004 г.) сочла, что «технологическая платформа - это объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения научно-технического развития и общих подходов к разработке соответствующих технологий» [1].

В Порядке формирования перечня технологических платформ, утвержденном решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., определено, что задачами ТП должны являться «активизация усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг)», «привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества)», «совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития» [2].

П.Б. Рудник выделяет следующие функции ТП: объединение всех основных акторов в области науки, технологий и инноваций, выявление приоритетов развития, выработка программы исследований на доконкурентной стадии, формирование горизонтальной координации различных сфер политики: инновационной, промышленной, образовательной и др., совершенствование механизма частно-государственного партнёрства в инновационной сфере

[3].

По мнению Д.М. Мошковой и Д.Л. Лозовского, задача ТП - содействие инновационному развитию российской экономики на базе партнерских отношений государства, бизнеса и научного сообщества [4].

С.С. Елецкая полагает, что задача ТП состоит в инновационном развитии регионов на основе адекватных способов координации действий государства, науки, бизнес-структур и потребителей [5].

Из представленного перечня видно, что в нем отсутствует важнейшая, на мой взгляд, функция ТП - функция головного центра стратегического научно-технического развития организаций машиностроения.

Как известно, проведенная в 1985 году реорганизация управления отраслями машиностроения одним из важнейших негативных результатов имела ликвидацию Всесоюзных и Республиканских промышленных объединений (ВПО и РПО), занимавшихся не только организационными, координационными и контрольными вопросами, но в первую очередь выполнявших функцию «мозговых трестов» подотраслей, центров их стратегического развития, в том числе научно-технического. В Общем положении о Всесоюзном и Республиканском промышленных объединениях, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 2 марта 1973 г., в числе прав и обязанностей в области научно-технического прогресса за ВПО и РПО были закреплены разработка научно-технических прогнозов и планов научно-исследовательских работ, осуществление научных исследований, опытно-конструкторских и

Серия 5. Социально-экономические науки.

технологических разработок, обеспечение технико-экономических обоснований работ по созданию и использованию новой техники, изобретений, новых материалов, средств механизации и автоматизации, новой технологии и по внедрению научной организации труда, анализ технического уровня производства и технического уровня выпускаемой продукции, оценку качества выпускаемой продукции, утверждение технических заданий на проведение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических разработок, программ испытаний опытных образцов продукции и т.д. [6].

Я считаю, что технологические платформы (а их дальнейшее развитие, безусловно, приведет к быстрому расширению их разновидностей, включая формирование региональных) в числе важнейших должны взять на себя функцию головных центров стратегического научно-технического развития организаций машиностроения соответствующих территорий.

Рисунок 1. Состав элементов технологической платформы и их взаимосвязь в части осуществления функции стратегического научно-технического развития организаций

машиностроения

На рисунке 1 представлен состав элементов технологической платформы и их взаимосвязь в части исполнения этой функции.

На рисунке 2 предложен состав частных функций технологической платформы в сфере научно-технического развития организаций машиностроения.

Институциональная функция предполагает мониторинг количественного и качественного состава субъектов и объектов технологической платформы с точки зрения потенциала и качества выполнения задач научно-технического развития организаций машиностроения, а также их взаимосвязей.

Организационно-функциональная функция нацелена на совершенствование организационной структуры и улучшение функционирования структурных элементов технологической платформы в сфере научно-технического развития организаций машиностроения соответствующей территории.

Инфраструктурная функция включает развитие элементов, обеспечивающих в целях научно-технического развития организаций машиностроения благоприятные условия осуществления этапов цикла «исследование-производство». К ней могут быть отнесены: подго-

Серия 5. Социально-экономические науки. товка и переподготовка персонала, сбор и распространение информации, маркетинг, реклама и т.д.

Рисунок 2. Состав основных функций технологической платформы в сфере

стратегического научно-технического развития организаций машиностроения

Ресурсно-экономическая функция ориентирована на расширение совокупных ресурсных (материальных и нематериальных) возможностей и ресурсного потенциала отдельных субъектов (объектов) комплекса, а также повышение эффективности их использования.

Научно-методическая функция детерминирует знания, методы и технологии формирования и реализации инновационной политики технологической платформы, применяемые в виде методик, обоснований управленческих решений, бизнес-планов, проектов, программ и т.д.

Технико-технологическая функция предполагает комплексы мероприятий и действия, нацеленные на совершенствование производимой продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг), а также развитие материально-вещественных факторов производства.

Правовая функция имеет целью совершенствование законодательной и нормативно-правовой баз, регулирующих формирование и развитие технологических платформ на всех уровнях хозяйственного управления.

Функция управления имиджем ориентирована на повышение роли и значимости технологической платформы в глазах партнёров, контрагентов, общественности.

Интеграционная функция включает в себя обеспечение взаимосвязи предприятий технологической платформы между собой и с внешними структурами, а также с машиностроительными организациями соответствующей территории.

Стимулирующая функция направлена на формирование системы льгот и преференций для участников технологической платформы с целью повышения ее инновационно-технологического и производственного потенциала.

Ограничительная функция регламентирует меры по выделению неприоритетных, нерекомендуемых действий и направлений деятельности.

Функция управления рисками ориентирована на минимизацию опасности потерь для инвесторов и участников технологической платформы, а также для машиностроительных организаций соответствующей территории.

Функция управления развитием решает задачи обеспечения современного уровня инновационно-технологического развития технологической платформы, ее конкурентоспособ-

Серия 5. Социально-экономические науки.

ности, финансово-экономической устойчивости и т.д., а также соответствующую поддержку машиностроительным организациям, расположенным на соответствующей территории.

Диагностическая функция имеет целью получение количественных и качественных оценок состояния технологической платформы и ее функционирования, а также машиностроительных организаций соответствующей территории.

Функция мониторинга состоит в отслеживании результатов реализации политики технологической платформы и оценке влияния принятых решений на итоговые показатели ее деятельности, также машиностроительных организаций соответствующей территории.

Функция контроля предполагает систематическую проверку выполнения принятых решений, а также планов инновационно-технологического развития.

Условные обозначения: 1- интеграция, государственно-частное партнерство; 2 - государственная поддержка (налоговая политика, инвестиционная политика, капитальные вложения и др.; 3 -обучение, повышение квалификации; 5 - научные исследования и разработки; 5 - апробирование, освоение, производство; 6 - инвестиции в технологии и производство; 7 - реализация.

Рисунок 3. Схема интеграционно-коммуникационного взаимодействия участников в рамках технологической платформы в части осуществления функции стратегического научно-технического развития организаций машиностроения

На рисунке. 3 предложена схема интеграционно-коммуникационного взаимодействия участников технологической платформы в части осуществления функции стратегического научно-технического развития организаций машиностроения.

Выводы

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что технологические платформы способны взять на себя функцию центров научно технического развития организаций машиностроения.

Литература

1. Технологические платформы - новый инструмент научно-технического прогресса и инновационного развития. 6 декабря 2011 г. К заседанию научно-технического совета Даль-

Серия 5. Социально-экономические науки. невосточного федерального университета. http://www.myshared.ru (Дата обращения 10.08.2013).

2. Порядок формирования перечня технологических платформ (п.2), утвержденный решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 года, протокол № 4.

3. Рудник П.Б. Технологические платформы в практике российской инновационной политики. // Форсайт. - 2011. - Т. 5. - № 1. - с. 16-25.

4. Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л. Правовой статус технологических платформ как субъектов инновационной деятельности в России. // Евразийский юридический журнал. - 2013. - № 4.

5. Елецкая С.С. Управление процессом формирования технологических платформ как эффективного инструмента инновационного развития регионов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Орёл: Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс, 2011. - 23 с.

6. Общее положение о Всесоюзном и Республиканском промышленных объединениях. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 9. Февраль 1972 - сентябрь 1973. М.: Издательство политической литературы, 1974 - с. 443-445.

Отчётность публично-правовых образований

д.вн.н. проф. Слива И.И., Макарченко О.С.

Университет машиностроения 8-(495)-228-48-79 доб.14-05

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса формирования отчётности публично-правовых образований.

Ключевые слова: государственные (муниципальные) учреждения, бюджетная реформа, государственный бухгалтерский учёт, отчётность, бюджетная отчётность, бухгалтерская отчётность, публично-правовое образование.

Публично-правовые образования представляют:

• на федеральном уровне - Российская Федерация;

• на региональном уровне - субъекты Российской Федерации;

• на муниципальном уровне - муниципальные образования (муниципальные районы, муниципальные поселения).

Именно консолидированная отчётность публично-правового образования даёт полную картину исполнения соответствующего бюджета за отчётный период, включая изменения в состоянии активов и обязательств в сфере бюджетных средств и собственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений всех типов: казенных, бюджетных, автономных. Формирование такой отчётности ставилось одной из основных целей начинаемого в 2004 г. этапа бюджетной реформы.

С 1 января 2011 г. постановлением Правительства Российской Федерации [1] профильным министерствам и ведомствам (органам государственной власти (государственным органам), органам местного самоуправления) переданы полномочия:

• главных распорядителей бюджетных средств - по отношению к казённым учреждениям своей подведомственной сети;

• учредителей - по отношению к созданным ими бюджетным учреждениям;

• учредителей - по отношению к созданным ими автономным учреждениям.

При исполнении соответствующего (федерального, регионального, муниципального) бюджета:

• главные распорядители бюджетных средств на основании бюджетной росписи доводят до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.