Научная статья на тему 'Роль научно-производственной кооперации для инновационного типа экономического роста'

Роль научно-производственной кооперации для инновационного типа экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕР ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА / TECHNOLOGICAL PLATFORM FOR THE CLUSTER'S DEVELOPMENT / STATE INNOVATION POLICY / CLUSTER OF INNOVATION ACTIVITY / FORMING OF CONDITIONS / INNOVATIVE CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамаева Нелли Павловна

Приведен опыт применения кластерной философии, предложены направления создания технологических платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of scientific production cooperation for the innovative type of economic growth

The article presents the cluster philosophy experience and proposes the directions for the creation of technological platforms.

Текст научной работы на тему «Роль научно-производственной кооперации для инновационного типа экономического роста»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

S3

2011. Вып. 4

УДК 001:83+658.511(045)

Н.П. Шамаева

РОЛЬ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Приведен опыт применения кластерной философии, предложены направления создания технологических платформ.

Ключевые слова: государственная инновационная политика, кластер инновационной активности, формирование условий, инновационный кластер, технологическая платформа для развития кластера.

В 90-е гг. в государственной инновационной политике западноевропейских стран большое значение приобретает стимулирование как научно-исследовательской, так и технологической кооперации. Г осударство при этом выступает в качестве брокера между сферой НИОКР и фирмами. В Великобритании, Бельгии, Дании, Португалии, Германии созданы различные центры по кооперации университетов и промышленности, междисциплинарные центры, инновационные центры по передаче новой технологии малому и среднему бизнесу. Как правило, они действуют на региональной основе.

Г осударство не только способствует расширению сотрудничества фирм и исследовательских учреждений, но с помощью компаний определяет направления перспективного сотрудничества в создании конкурентоспособных инноваций. Примером может служить новый механизм прогнозирования -«предвидение» (Foresight). Его цель - определить области стратегически важных исследований и технологий, способных принести наиболее значительные экономические и социальные блага. Этот подход используется в Великобритании, Г ермании, Нидерландах, Венгрии, США, Японии и других странах.

В последнее десятилетие ХХ в. в государственной инновационной политике начинает превалировать кластерная философия - правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей. Кластерные стратегии широко используются в Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах, Финляндии.

Важную роль в создании кластеров играют европейские программы научно-технического сотрудничества, в частности «Эврика» и Рамочная программа НИОКР. Они сводят вместе потенциальных партнеров, которые не смогли самостоятельно установить контакты на национальном уровне [1].

Ранжирование стран по уровню развития кооперации в сфере НИОКР между компаниями и университетами и межфирменного сотрудничества [2. Р. 457]

Исследовательская кооперация (между компаниями и университетами) Технологическая кооперация (между фирмами)

1. Финляндия 1. Финляндия

2. США 2. Япония

3. Швейцария 3. Нидерланды

4. Швеция 4. Швейцария

5. Нидерланды 5. США

6. Ирландия 6. Германия

7. Германия 7. Швеция

8. Дания 8. Дания

9. Бельгия 9. Норвегия

10. Япония 10. Ирландия

11. Норвегия 11. Франция

12. Великобритания 12. Бельгия

13. Исландия 13. Исландия

14. Франция 14. Италия

15. Великобритания

А.А. Мигранян отмечает, что высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост, прежде всего, обеспечивают факторы, стимулирующие распространение новых технологий. Учитывая то обстоятельство, что современные конкурентные преимущества практически полностью обеспечиваются за счет преимуществ в технологиях производства, управления, организации продвижения товаров, успешное развитие конкурентоспособности экономической системы возможно при комплексном использовании теорий кластерного механизма и современных концепций инновационного развития.

Под кластером инновационной активности понимается совокупность базисных нововведений, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве. Кластерная форма организации инновационной деятельности приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта». Такая инновация является продуктом деятельности нескольких фирм или исследовательских институтов, что позволяет ускорить их распространение по сети взаимосвязей в общем региональном экономическом пространстве. При этом важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества является формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера.

Инновационный кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности, представляет собой объединение различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.). Это позволяет использовать преимущества двух способов координации экономической системы - внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения. Инновационная структура кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств за счет повышения эффекта производственной структуры [3].

Курс на формирование кластеров в российской экономике взят в 2005 г. Именно с этого периода тема создания кластеров становится одним из основных лейтмотивов как федеральных, так и региональных программ социально-экономического развития. Например, в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.1 в качестве задач модернизации экономики названы: стимулирование спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок для формирования устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров. В число этих условий входит поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров.

В 2008 г. Минэкономразвития России была принята Концепция кластерной политики в стране2, в рамках которой были выделены три основные направления стимулирования процесса формирования кластеров.

Содействие институциональному развитию кластеров предполагает разработку стратегии их развития: стимулирование инноваций и коммерциализации технологий; содействие в предоставлении консультационных услуг; мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов; разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики.

Формированию благоприятных условий в настоящее время для развития кластера и развитию научно-производственной кооперации будет способствовать развитие технологических платформ. Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям приняла ряд решений по их формированию и развитию в РФ. Таким образом, в России появился еще один инструмент для поддержки кластерных инициатив. В 2010 г. появились три института, которые, безусловно, должны повлиять на развитие кластеров - Фонды посевных инвестиций, Центры кластерного развития и технологические платформы.

Технологические платформы (ТП) являются новой коммуникационной площадкой для обсуждения важнейших проектов технологического развития, для выработки и реализации долгосрочных

1 Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике: протокол от 15 февраля 2006 г. №1.

2 Утв. Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. №249.

Роль научно-производственной кооперации.

85

2011. Вып. 4

приоритетов в масштабах экономики страны на основе общего видения модернизации существующих и формирования новых секторов экономики, а также инструментов влияния на скорость распространения перспективных технологий во всех сферах жизни общества. Технологические платформы направлены на объединение усилий науки и бизнеса на всем протяжении цикла разработки и производства инновационной продукции. С помощью технологических платформ государство предлагает формировать тематические направления, в рамках которых будут определяться приоритеты для проведения различных научно-исследовательских работ, результаты которых планируется внедрять в производство. Евросоюз рассматривает данный инструмент как основной механизм интеграции и сотрудничества в области высоких технологий. Первые Европейские технологические платформы возникли в 2001 г. Всего к настоящему времени сформировано 38 технологических платформ. Следует отметить, что наибольшая активность в возникновении технологических платформ приходилась на 2003-2006 гг., тогда было принято 34 платформы (90%). После 2008 г. новые Европейские технологические платформы не принимались, поскольку Еврокомиссия, во избежание необоснованного роста их числа, приводящего к дублированию НИОКР, стала активно сдерживать этот процесс.

Роль технологических платформ в Европе состоит в следующем: они объединяют основные заинтересованные стороны и обеспечивают диалог общества и бизнеса; способствуют направлению инвестиций в научно-техническое развитие; мобилизуют и направляют существующие возможности в области исследований и разработок, способствуя более эффективному подходу к инновациям; стимулируют координацию европейской и национальных исследовательских программ; вносят вклад во всеобщий рост экономики Евросоюза.

Технологические платформы в Российской Федерации необходимо рассматривать не как прямое финансирование деятельности их участников за счет средств федерального бюджета, а как инструмент уточнения тематики исследований и разработок, поддерживаемых государством, как механизм формирования «потока» качественных и перспективных предложений по инновационным проектам для институтов развития, как ориентир для совершенствования регулирования. Они призваны стать важным инструментом формирования национальных приоритетов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государства по их реализации.

Технологическая платформа - это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития [4].

Технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и универсального инструмента обеспечения частно-государственного партнерства в инновационной сфере, их формирование оправдано при наличии следующих проблем:

- множественность потенциальных участников технологической платформы и косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость обеспечения обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки, государства;

- слабая структурированность интересов бизнеса в разработке и внедрении новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согласования интересов и определения требований к важнейшим базовым технологиям;

- многодисциплинарность необходимых исследований для разработки перспективных технологий; неясность существующих научно-технологических компетенций, наличие ведомственных барьеров между научными организациями.

Содействие формированию и реализации технологических платформ направлено на решение следующих задач:

- усиление влияния бизнеса и общества на определение и реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;

- выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики;

- определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;

- настройка инструментов государственной политики по стимулированию инноваций, поддержке научно-технической деятельности и процессов модернизации компаний с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов российской экономики;

- расширение научно-производственной кооперации, формирование новых партнерств в инновационной сфере, новых цепочек создания добавленной стоимости и производства продукции (услуг) более высокого передела;

- развитие центров превосходства и центров компетенций в научно-технологической сфере, повышение потенциала для реализации сложных научно-технологических проектов, требующих участия различных организаций, междисциплинарного взаимодействия.

В рамках технологических платформ предполагается свобода конструирования механизмов управления, правил взаимодействия ее участников, но при соблюдении следующих общих правил (принципов):

- четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;

- значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах управления технологической платформы;

- ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач;

- направленность не только на проведение исследований, но и на формирование необходимых учебных программ.

Важнейшими направлениями создания технологических платформ станут: аэрокосмические технологии; информационные технологии; биотехнологии, включая промышленные биотехнологии и фармацевтику; композиционные материалы; фотоника, включая лазерные технологии, производство светодиодов; ядерная энергетика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шелюбская Н.В. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. 2001. №3.

2. The World Competitiveness Yearbook 1998. Losanna, 1999.

3. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // Вестн. КРСУ. 2002. №3.

4. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020». URL: http://www.economy.gov.ru/

Поступила в редакцию 12.08.11

N.P. Shamaeva

The role of scientific production cooperation for the innovative type of economic growth

The article presents the cluster philosophy experience and proposes the directions for the creation of technological platforms.

Keywords: state innovation policy, cluster of innovation activity, forming of conditions, innovative cluster, technological platform for the cluster's development.

Шамаева Нелли Павловна, доцент

НОУ ВПО «Камский институт гуманитарных

и инженерных технологий»

426003, Россия, г. Ижевск, ул.В. Сивкова , 12а E-mail: eiu.eic@kigit.udm.net

Shamayeva N.P.,

Kamsky Institute of Humanitarian and Engineering Technics,

426003, Russia, Izhevsk, V.Sivkova st., 12a E-mail: eiu.eic@kigit.udm.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.