УДК 658 ББК 30.2
Никулин Д.Ю., Краснов С.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ, КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ
Nikulin D.U., Krasnov S. V.
TECHNOLOGY PLATFORMS AS A TOOL FOR INNOVATION SYSTEM OF SCIENTIFIC PRODUCTS
Ключевые слова: технологические платформы, единое информационное пространство, «Умный город».
Keywords: technological platform, single information space, "Smart City".
Аннотация: в статье рассматриваются технологические платформы, их ретроспективный анализ, условия формирования и функционирование, опыт построения технологических платформ в России, основные проблемы на данном этапе и возможные пути решения. Рассмотрены подходы к формированию технологических платформ на основе концепции «Умный город».
Abstract: the article discusses the technological platform, their retrospective analysis, the conditions offormation and functioning of the experience of building technology platforms in Russia, the main problem at this stage and possible solutions. The approaches to the formation of technology platforms based on the concept of "Smart City".
В мировой экономике в последнее время под воздействием лавинообразного роста научных знаний происходят глубинные процессы. Суть которых, с одной стороны, в быстром распространении технологий пятого технологического уклада, основу которого составляют достижения микроэлектроники и вычислительной техники, информатики и материаловедения. С другой стороны, одновременно, происходит освоение шестого технологического уклада, ядро которого составляют: нанотехнологии, биотехнологии, мультимедийные интерактивные информационно-коммуникационные системы, тонкая химия, компьютерное моделирование и проектирование.
Поскольку обеспечить лидирующие позиции по всем направлениям практически невозможно, каждая страна, исходя из имеющегося научного потенциала, политической и экономической ситуации выбирает собственные национальные приоритеты технологического развития. Руководство нашей страны определило следующие приоритеты модернизации: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские и информационные
технологии, экология и рациональное природопользование.
Для реализации этой задачи необходимы соответствующие инструменты.
Выбор таких инструментов - вопрос сложный, потому что:
- здесь пересекаются интересы государства, бизнеса, научного сообщества, потребителей, и их интеграция возможна только при условии консенсуса;
- большая стоимость этих проектов вызывает необходимость изыскать и интегрировать различные источники финансирования.
Одним из таких инструментов являются так называемые «Технологические платформы» (ТП), за последние десятилетия достаточно хорошо зарекомендовавшие себя на европейском пространстве, где их уже несколько десятков.
В качестве предпосылок для формирования технологических платформ обычно выделяют:
- наличие стратегических технологических вызовов;
- потребность в формировании кооперации для решения научных стратегических
задач;
- множественность инструментов и каналов государственной поддержки исследований и разработок в соответствующей области;
- фрагментарность науки;
- наличие отраслевых и ведомственных барьеров;
- междисциплинарность научных исследований.
Таким образом, ТП необходима для решения стратегических задач научно-технологического развития страны, а именно:
- создания национальной инновационной системы;
- развития науки;
- повышения национальной конкурентоспособности производства наукоемкой продукции.
Технологические платформы имеют в Евросоюзе следующее определение: это объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения научно-технического развития и общих подходов к разработке соответствующих технологий. При этом особое внимание должно быть сосредоточено на определении основных направлений стратегических исследований и концентрации на них существенных объемов финансирования для проведения различных научно-исследовательских работ, непосредственно связанных с их практической реализацией предприятиями [2].
В России, в соответствии с п. 2 «Порядка формирования перечня технологических платформ», утвержденного решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол № 4, технологическая платформа - это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
Таким образом:
Во-первых, технологическая платформа - это способ мобилизации усилий всех заинтересованных сторон - различных ведомств, бизнеса, научного сообщества для создания на отдельных стратегических направлениях инновационных технологий, то есть таких, у которых нет опыта применения.
Во-вторых, механизм согласования и координации усилий различных ведомств, госкорпораций, предприятий, регионов и т.д., предпринимаемых ими в рамках существующих механизмов реализации национальной научно-технологической политики - ФЦП, отраслевых стратегий и программ, корпоративных программ развития и т.д.
В-третьих, способ реализации частно-государственного партнерства.
В-четвертых, технологические платформы выступают перспективными объектами инновационной инфраструктуры [1 ].
Из особенностей ТП нужно отметить следующие:
- ТП являются добровольными самоорганизующимися объединениями сторон;
- как правило, инициаторами создания и координаторами последующей работы выступают крупнейшие промышленные корпорации;
- практическая направленность ТП состоит в повышении конкурентоспособности промышленного производства, за счет создания наукоемкой продукции;
- технологическая платформа - саморегулируемое сетевое объединение;
- технологическая платформа - коммуникационная площадка для взаимодействия бизнеса, науки, потребителей и государства по вопросам научно-технического развития по определенным технологическим направлениям;
- в рамках ТП промышленность не ставит задачу перед научным сообществом, а формирует совместно с ним общие перспективы развития;
- ТП поддерживает проект на протяжении всего жизненного цикла инновационной продукции;
- эффективность заложена в основу работы ТП, начиная с анализа рыночного потенциала технологий проводимого экс-
пертным сообществом, через общее видение государства, бизнеса и потребителей рыночных перспектив и заканчивая интеграцией различных источников финансирования.
Чтобы оценить значимость и место ТП в инновационной инфраструктуре, необходимо остановиться на историческом аспекте систем управления научно-техническим развитием. То, что управлять технологическим развитием старыми методами будет не возможно, стало очевидно в 50-х годах прошлого века. Открытая конференция в США специалистов в атомной, ракетно-космической и электронной области показала, что огромное число участников с разными управленческими культурами и мотивациями, принципиальная невозможность стопроцентного прогноза развития ситуации и дороговизна проектов делают невозможным управление технологическим развитием старыми методами. Действительно, сложная система требовала еще более сложной управляющей подсистемы [4].
На сегодня, в США национальная инновационная система содержит DARPA, NSF, мощный венчурный сегмент, предпринимательское образование. В Европе венчурный бизнес не смог реализовать себя так, как в США. Что связано во-первых, с тем, что Европа - это множество государств, во-вторых, решающая роль принадлежит крупным корпорациям, а не мелкому и среднему бизнесу. Поскольку, корпорации в силу общеевропейской технологической политики, заставившей бизнес с помощью экологических, энергосберегающих и проч. требований учитывать интересы государства и общества, выработали компромиссные механизмы взаимодействия. И, соответственно, появившиеся там ТП явились естественным эволюционным инструментом более высокого уровня управления инновационным развитием.
История развития технологических платформ в Евросоюзе начинается с попытки процесса выстраивания кооперации, возникшего в ходе разработки самолета Airbus A380, между корпорацией Airbus, другими промышленными компаниями и исследовательскими европейскими центрами, который показал, что уровня кооперации, дос-
тигнутого компанией Airbus, на основе рамочных программам между различными компаниями и научными учреждениями, недостаточно для решения такой масштабной задачи. Необходима была кооперация, которая охватывает практически всю Европу, и, соответственно, новые механизмы, обеспечивающие ее и позволяющие задействовать национальные правительства и национальные научные и образовательные учреждения.
Для этого в конце 2000 года группа ведущих специалистов Евросоюза, The Group of Personalities, предложила создать первую технологическую платформу. Она получила название Консультативный совет по авиационным исследованиям (Advisory Council for Aeronautics Research in Europe, ACARE). В ее состав вошли представители государств Евросоюза, Еврокомиссии, промышленности, авиакомпаний, исследовательских центров, университетов.
Первым интеллектуальным продуктом, подготовленным ACARE, стал стратегический план исследований (SRA). Окончательно первая платформа оформилась в Европе к 2001 году. В 2004 году комиссия, созданная Европейским союзом, опубликовала доклад «Технологические платформы: от определения к общей программе исследований», где технологические платформы были признаны тем инструментом взаимодействия европейских государств, их бизнеса, науки и образования, который должен решить задачу технологического развития Европы.
В 2006 году, проанализировав опыт функционирования технологических платформ, Европейская комиссия приняла решение о создании нового института - Объединенных технологических инициатив (JTI). Каждая инициатива объединяет уже несколько технологических платформ и требует максимальной мобилизации государственных и частных инвестиций, так, как предполагает большой объем фундаментальных исследований.
В 2010 году был опубликован доклад комиссии Европейского союза «Укрепление роли европейских технологических платформ в преодолении великих социальных вызовов, стоящих перед Европой», в кото-
ром был проанализирован опыт работы технологических платформ и предложено распространить его не только на технологические достижения, но и на социальные вызовы, стоящие перед Европой, такие, как продовольственная, водная и энергетическая безопасность, изменение климата и экологически чистые виды энергии, устойчивый транспорт, устойчивое производство, сохранение природных ресурсов и управление ими, здравоохранение, социальная вовлеченность, демография и миграция, глобальная бедность и т. д.[2].
В 2010 году Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям в России поручила Минэкономразвития и Минобрнауки подготовить предложения по формированию собственных технологических платформ.
Цель разработки ТП состоит в том, чтобы объединить усилия представителей бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития, стратегических программ исследований и разработок и их реализации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- организовать эффективное взаимодействие: науки, производства, бизнеса, государства, образования, и гражданского общества по определению и развитию перспективных направлений технологического развития;
- создать научно-производственную кооперацию;
- разработать Стратегический план исследований (Strategic Research Agenda) - основной документ, который определяет, в каких направлениях, почему, с какими целями и в какие сроки необходимо проводить исследования в рамках данной ТП;
- разработать План внедрения (Implementation Plan/Deployment Strategy) ТП;
- организовать софинансирование реализации сетевых инновационных проектов;
- совершенствование регулирования в научно-технологической и инновационной сфере.
При формировании новых техплат-форм их инициаторы руководствуются несколькими базовыми принципами.
Во-первых, платформы должны представлять стратегический интерес для страны или группы стран
Во-вторых, должен быть достигнут четкий предварительный консенсус внутри промышленного и исследовательского сообществ, вовлеченных в разработку и коммерциализацию новых технологий.
В-третьих, для их реализации необходим интенсивный НИОКР, в свою очередь, требующий межгосударственной финансовой поддержки и привлечения серьезных частных инвестиций
В-четвертых, ТП должны быть изначально открытыми для всех потенциально заинтересованных участников (как в плане нового членства, так и с точки зрения информационной доступности) [2].
С точки зрения участия государства в формировании технологических платформ особенно важны такие его потенциальные возможности, как:
1. Проведение системных форсайт-исследований, в рамках долгосрочного научно-технологического прогноза по определению приоритетных научно-технологических направлений.
2. Определение технологических коридоров, которые формируются под влияние внешних требований. Они вызывают непрерывный процесс модернизации и инновации производства (пример - условия для производства бензинов стандарта ЕВРО от 1 до 5).
Таким образом государство и его контролирующие органы создают основы платформы и корректировку для неё (ГОСТы, ОСТы и нормативы).
Механизм создания технологической платформы.
Анализ опыта Евросоюза показывает, что, как правило, формирование ТП инициируется крупным европейским бизнесом, различного рода отраслевыми объединениями промышленных производителей и т.п., представители которых входят в т.н. Группу Высшего Уровня (High Level Group). Для разработки ТП инициаторы платформы образуют Совещательный Комитет (Advisory Committee), в который входят представители ЕС, научного сообщества, мелкого и среднего бизнеса, объедине-
ния потребителей, негосударственные организации и пр. Одновременно формируются Национальные группы поддержки (National Support Groups) из представителей заинтересованных стран и регионов. Для разработки научной составляющей ТП создается Научный совет (Scientific Council), куда входят ведущие эксперты по проблеме, представляющие академическую и прикладную науки[1].
Основные проблемы на этапе формирования технологических платформ:
1. Фрагментарный подход при формировании национальной инновационной системы.
2. Сложность интеграции финансовых ресурсов.
3. Выбор тематики деятельности технологических платформ.
4. Проблема ответственности за разработку технологий [1].
Функционирование технологической платформы.
В материалах Долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года), на основе опыта ЕС при функционировании технологической платформы выделено три этапа:
Этап 1. Определение «перспективного облика» сектора на долгосрочную перспективу (20-30 лет) -"Vision"
Определяются ключевые вызовы, стратегические цели и возможные пути научно-технологической модернизации, научно-технический потенциал и временные рамки исследований и разработок.
Этап 2. Разработка Стратегической программы исследований -"Strategic Research Agenda"
Данный этап включает:
- определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, основных потенциальных участников;
- выстраивание научной кооперации, научно-производственных цепочек, определение возможных консорциумов;
- оценка объема необходимого финансирования исследований и разработок;
- оценка необходимых направлений развития научной инфраструктуры;
- формирование программ обучения;
- определение направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации.
Разрабатывается дорожная карта исследований и разработок для достижения поставленных на первом этапе стратегических целей. Основой для такой дорожной карты является матрица «приоритетные направления исследований - сроки внедрения».
Этап 3. Внедрение Стратегической программы исследований - "Implementation of the Strategic Research Agenda"
Формирование постоянно меняющегося портфеля программ и проектов с различным финансированием, исследовательскими группами и бенефициарами, подчиненного достижению поставленных стратегических задач с учетом временных, ресурсных рамок, имеющегося научно-технического потенциала.
Решаются следующие задачи:
- определение различных источников финансирования;
- создание организационной структуры, обеспечивающей мониторинг достигнутых направлений, продвижение (прогресс) по дорожной карте, необходимые изменения и уточнения в направления дальнейших исследований, взаимодействие с иными структурами, финансирующими исследования в данной области [1].
Десятилетний опыт функционирования ТП показывает, что наиболее перспективными являются те технологические платформы, которые:
-во-первых, становятся ответом на наиболее сильный вызов;
- во-вторых, имеют наиболее ярко выраженную потребность в создании новых научно-производственных связей для решения стратегических задач;
- в-третьих, позволяют преодолевать отраслевые и ведомственные барьеры.
- в-четвертых, имеют мульти-структурное управление в рамках платформы;
- в-пятых, имеют четкие и прозрачные «правила игры»;
- в-шестых, проводят политику-открытости для «входа» новых участников.
Возможны следующие варианты сильных вызовов в рамках технологических
платформ:
1. Технологические прорывы в обеспечении конкурентоспособности определенных высокотехнологичных секторов.
2. Реструктуризация и формирование новых цепочек переработки применительно к традиционным, сырьевым секторам.
3. Предоставление услуг нового вида и / или качества.
4. Развитие инфраструктуры на основе различных передовых технологий.
5. Развитие и внедрение отдельных новых технологий, обеспечивающих радикальные изменения в нескольких секторах.
6. Формирование новых секторов [1].
Опыт построения технологических
платформ в России.
В Российской Федерации вопросы развития технологических платформ отнесены к ведению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
Работа над созданием техплатформ позволила:
- проанализировать ситуацию в разных отраслях науки и промышленности;
- активизировать старые и создать новые горизонтальные связи между участниками;
- сформировать несколько десятков технологических платформ по приоритетным направлениям развития науки и технологий.
Процесс функционирования созданных технологических платформ выявил общие для всех проблемы:
1. Определение структур в государственной власти, которые будут взаимодействовать с ТП. Например, в Евросоюзе существуют департаменты, направления работы которых соответствуют направлениям работы ТП.
2. Организация финансирования ТП.
3. Слабая заинтересованность бизнеса.
4. Малое количество регионов страны участвует в формировании ТП.
Решение этих проблем необходимо производить с учетом того, что:
- во-первых, в российских технологических платформах в отличии от зарубежных большую роль играет государство;
- во-вторых, в деятельности ТП должны быть реализованы принципы индикатив-
ного планирования, согласованные с органами госуправления.
- в-третьих в формировании на законодательном уровне технологических коридоров. То есть перечня экологических, экономических, технологических, социальных требований, которым должны отвечать те или иные технологии, материалы, изделия, что заставило бы бизнес вкладывать деньги в модернизацию своих производств, в разработку новых материалов и новой техники.
- в-четвертых, возможного участия технологических платформ в программах развития инновационных территориальных кластеров.
Актуальные задачи формирования и функционирования ТП.
Дальнейшее развитие существующих и формирование новых ТП в ближайшее время потребует решения следующих задач:
1. При формировании ТП необходимо оценить перспективность включения того или иного участника в состав технологических платформ.
Это возможно при разработке:
- модели функции принадлежности участника;
- системы оценочных и интегрального показателей.
Создание модели должно осуществляется путем среза основного множества претендентов и получения наборов групп и проверки полученных наборов на жизнеспособность. Выбор будет осуществляться на основе анализа взаимозависимости участников системы, например, с использованием теории нечетких множеств, где функция принадлежности к группе принимает значение от 0 до 1. Этот процесс условно можно разложить на этапы: цель формирования ТП; подбор претендентов, чьё участие в группе отвечает цели её создания; анализ предложенных структур. Анализ полученных наборов групп, может быть, проведён различными способами, но существенным останется способ, у которого множество пересечений функции принадлежности будет максимальным.
2. В оценке перспективности технологических платформ с точки зрения ожидаемой результативности их функционирования необходимо:
1) Разработать классификацию факторов и научно обосновать систему критериальных оценок эффективного функционирования ТП.
Система критериальных оценок эффективного функционирования структуры может быть использована для анализа и планирования ее деятельности.
На функционирование ТП влияют две группы факторов - внешние и внутренние
Среди внутренних критериев можно выделить следующие:
1. Предлагаемые виды наукоемкой продукции.
2. Ресурсный потенциал участников технологической платформы, включая имеющиеся технологии, финансы, кадры;
3. Степень заинтересованности возможных участников технологической платформы в кооперации;
4. Ожидаемые участниками технологической платформы выгоды.
Среди внешних критериев можно выделить следующие:
1. Характеристики потенциального рынка для данной наукоемкой продукции.
2. Характеристики конкурентной среды для данной наукоемкой продукции.
2) Разработать метод формирования интегрального показателя, эффективного функционирования ТП, позволяющий сравнивать ее с другими ТП.
3) Изучить закономерности жизненного цикла ТП.
4) Создать единое информационное пространство (КИС) для ТП.
Последнее следует из того, что ТП -это коммуникационная площадка для взаимодействия бизнеса, науки, потребителей и государства по определенным технологическим направлениям. Коммуникации технологической платформы необходимо выстраивать на основе новой информационной технологии - единого информационного пространства.
Единое информационное пространство (ЕИП) - представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим ин-
формационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.
Информационное пространство будет эффективным, если оно станет открытым, что в свою очередь даст возможность реализовать согласованные интересы с одной стороны и будет опираться на новейшие информационные, компьютерные, телекоммуникационные технологии и технологии связи, с другой стороны.
Концепция ЕИП изменяет подход к построению информационных систем. Сегодня принцип построения ИС - дробление информационного поля на составляющие, в то время как, ЕИП, наоборот, охватывает все информационное поле, что, в свою очередь, требует разработки:
1. Возможностей управления изменениями (вернуться на несколько шагов назад, изменить выбранное ранее и затем обновить результат без необходимости делать всю работу заново).
2. Интерфейсов с наиболее распространенными платформами (философия открытости).
3. Программного обеспечения на основе принципа модульности.
4. Решений, ориентированных на конкретные отрасли промышленности, с учетом отраслевой специфики. В современном мире остается всё меньше места подходу «один размер для всех» (Onesize fits all).
5. Практики временных лицензий или лицензий с ограниченным сроком действия.
6. Систем на основе модельно-ориентированного подхода, позволяющего отражать динамическое взаимодействие подсистем.
7. Систем создания и проверки изделия полностью в виртуальной среде.
8. Систем постоянной координации действий соисполнителей, включая:
• организацию коллективной разработки;
• оперативное внесение изменений, версионность и вариантность;
• поддержка сквозного проектирования.
9. Систем поддержки различных стан-
дартов.
10. Динамических средств описания информационных объектов с возможностью расширения описания, по мере увеличения знаний об этих объектах.
11. Систем поддержки, обеспечивающих целостность, репликацию и управление.
12. Технологии передачи информации при расширении ЕИП на новые узлы.
13. Технологии создания приложений, обрабатывающих связанные данные по нескольким объектам.
Таким образом, необходимо:
1. Разработать основные принципы формирования ЕИП ТП с учетом современного уровня развития информационных и сетевых технологий.
2. На основе предложенных концепций разработать ИС поддержки ЕИП ТП.
Технологическая платформа - инструмент концепции «Умный город»
На сегодняшний день формирование технологических платформ осуществлялось на федеральном уровне по принципу «сверху - вниз». Однако, когда инициативы исходят из регионов в федеральный центр возможно формирование по принципу «снизу -вверх».
Действительно, регионам легче учитывать реальный потенциал и возможности региональных научно-исследовательских и производственных организаций, что, в свою очередь, позволило бы инициировать создание технологических платформ, не только преимущественно в ЦФО, но и по всей стране.
Одним из таких направлений для регионов могла быть, на наш взгляд, инициация создания технологических платформ на основе концепции «Умный город» (УГ).
Перспективность таких платформ определяется тем, что:
1. Они направлены на реализацию приоритетных для нашей страны направлений модернизации - энергоэффективность и энергосбережение, медицинские и информационные технологии.
2. Здесь пересекаются интересы многих сторон: и государства, и промышленности, и научного сообщества, и жителей региона.
3. Здесь концентрируются источники финансирования, как государственного, областного, городского бюджетов, так и частных ресурсов.
На первом этапе внедрения такого проекта, на наш взгляд, необходимо сосредоточить усилия на реализации 3-х важнейших элементов УГ:
1. Обеспечение безопасности населения (БГ);
2. Построение интеллектуальной транспортной системы (ИТС)
3. Создание единого мониторингового центра (ЕМЦ).
Остановимся на этих элементах более подробно.
1. Обеспечение безопасности населения.
В рамках данного направления выделяются следующие составляющие:
1.1. Установка систем видеонаблюдения в местах массового скопления людей, домовых территориях и т.д.
1.2. Установка кнопки «Гражданин -полиция» (экстренного вызова) в местах массового скопления людей.
1.3. Внедрение интеллектуальной автоматизированной системы обработки и хранения сигналов (видео, аудио, сигналов с датчиков, сигналов от диспетчерских служб) с возможностью последующей аналитики и подготовки отчетов и рекомендаций для принятия решений руководством города и соответствующими служб.
2. Построение интеллектуальной транспортной системы.
В рамках данного направления выделяются следующие составляющие:
2.1. Размещение информационных табло на остановках общественного транспорта и внедрение информационной системы, позволяющей отображать информацию о маршрутах и времени прибытия общественного транспорта;
2.2. Развертывание на двух перекрестках пилотной территории интеллектуальной системы регулировки транспортного потока, с использованием «умных светофоров»;
2.3. Внедрение ИС «Мониторинг пассажирских перевозок»;
2.4. Внедрение ИС «Информирование о пробках и альтернативных маршрутах»;
2.5. Размещение в сети интернет блока оценки качества пассажирских перевозок.
3. Создание единого мониторингового центра (ЕМЦ).
Используя новейшие технологии обработки и хранения информации, возможности интеграции информационных систем, необходимо создать центр, аккумулирующий информацию о работе служб и центров города, обеспечивающих безопасность жителей (Единая дежурно-диспетчерская служба города Тольятти, диспетчерские службы города и др.)
Поставщиками информации для центра будут являться:
• ЕДДС (в том числе, информация о вызовах на номер 112)
• Диспетчерские службы города
• Диспетчерская служба Департамента дорожного хозяйства и транспорта (Ситуационный центр транспорта)
• Информационная система, обрабатывающая данные с систем видеонаблюдения, установленных в местах массового скопления людей, и кнопок экстренного вызова.
• Информационные системы мониторинга транспортного потока и др. При добавлении аналитических компонентов к такой информации муниципалитет получит мощный инструмент, позволяющий спрогнозировать развитие любой ситуации в жизни города, предупредить ситуацию, повысить эффективность работы городских служб.
В заключении хотелось бы отметить, что, как позывает опыт развития мировой экономики, ее подъем начинается с отдельных отраслей - точек роста, которые, используя новые технологии, становятся локомотивами всей экономики. С этой точки зрения создание технологических платформ можно рассматривать, как механизм определения и формирования таких точек роста
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации (до 2025 года). http://protown.ru/information/doc/4295.htm...
2. http://expert.ru/expert/2011/35/kto-poedet-na-platforme/
3. http://www.hse.ru/data/2011/07/07/1214588421/%D0%9F%D1%80%D0...
4. http://expert.ru/expert/2011/35/feministki-protiv-berii/
5. ttp://law-joumal.ru/download/joumal/201105
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №2 (21)