Научная статья на тему 'Роль технологических платформ и технологий краудсорсинга в управлении инновационной деятельностью при формировании региональных инфраструктурных проектов'

Роль технологических платформ и технологий краудсорсинга в управлении инновационной деятельностью при формировании региональных инфраструктурных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / КРАУДСОРСИНГ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / TECHNOLOGICAL PLATFORMS / CROWDSOURCING / INNOVATIVE ACTIVITY / REGIONAL INFRASTRUCTURE PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Измалкова С. А.

Важнейшим условием реализации комплекса организационных решений, обеспечивающих развитие современных способов и форм управления инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов на уровне региона является разработка системной модели управления процессами внедрения и массового использования конкретных технологических инноваций в интересах общества, государства, науки и бизнеса. В статье предложен алгоритм формирования региональных технологических платформ и структурная модель технологической платформы, основанная на преимуществах краудсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TECHNOLOGICAL PLATFORMS AND TECHNOLOGIES OF CROWDSOURCING IN MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY WHEN FORMING REGIONAL INFRASTRUCTURE PROJECTS

The most important condition of realization of a complex of the organizational decisions providing development of modern ways and the forms of government innovative activity during the forming and implementation of infrastructure projects at the level of the region is development of system model of management by processes of introduction and mass use of concrete technological innovations in interests of society, the state, science and business. In article the algorithm of formation of regional technological platforms and the structural model of a technological platform based on advantages of crowdsourcing is offered.

Текст научной работы на тему «Роль технологических платформ и технологий краудсорсинга в управлении инновационной деятельностью при формировании региональных инфраструктурных проектов»

УДК 005.8:338

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ КРАУДСОРСИНГА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ

С.А. Измалкова

Важнейшим условием реализации комплекса организационных решений, обеспечивающих развитие современных способов и форм управления инновационной деятельностью при формировании и реализации инфраструктурных проектов на уровне региона является разработка системной модели управления процессами внедрения и массового использования конкретных технологических инноваций в интересах общества, государства, науки и бизнеса. В статье предложен алгоритм формирования региональных технологических платформ и структурная модель технологической платформы, основанная на преимуществах краудсорсинга.

Ключевые слова: технологические платформы, краудсорсинг, инновационная деятельность, региональные инфраструктурные проекты

Анализ успешного зарубежного и отечественного опыта инновационного развития, позволяет сделать вывод о том, что одним из ключевых инструментов стимулирования инноваций, в том числе и в инфраструктурную сферу, может стать механизм формирования эффективно действующих технологических платформ, широко используемых в странах Евросоюза.

В 2004 году комиссия, созданная Европейским союзом, опубликовала доклад «Технологические платформы: от определения к общей программе исследований», где технологические платформы были признаны тем инструментом взаимодействия европейских государств, их бизнеса, науки и образования, который должен решить задачу технологической независимости Европы. Не отказываясь от кооперации с теми же США, Европа тем самым обозначила стремление обеспечить свой технологический суверенитет [5,6].

Технологические платформы (ТП) получили в докладе следующее определение: это объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения научно-технического развития и общих подходов к разработке соответствующих технологий. Технологические платформы создаются на паевой основе за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов Евросоюза и крупнейших европейских промышленных производителей с целью активизации научных исследований, необходимых для потребностей современного промышленного производства. Цель формирования технологических платформ состоит в том, чтобы объединить усилия представителей бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-

технологического развития, а также разработке стратегических программ исследований и разработок и их реализации. Всего к 2008 году было создано 36 Европейских технологических платформ (ЕТП).

В 2010 году был опубликован доклад комиссии Европейского союза «Укрепление роли европейских технологических платформ в преодолении великих социальных вызовов, стоящих перед Европой». В этом докладе новая комиссия, опираясь на пятилетний опыт работы технологических платформ, предложила сконцентрировать их усилия не на технологических достижениях как таковых, а на социальных вызовах, стоящих перед Европой.

Таких как продовольственная, водная и энергетическая безопасность, изменение климата и экологически чистые виды энергии, устойчивый транспорт, устойчивое потребление и производство, сохранение природных ресурсов и управление ими, здравоохранение, социальная вовлеченность, демография и миграция, глобальная бедность и т. д.

Комиссия предложила привлечь к участию в платформах заинтересованные организации гражданского общества, которые должны были бы способствовать учету общественных интересов при формировании технологических приоритетов. Более того, комиссия сочла, что с учетом новых требований характер новых платформ должен измениться настолько сильно, что требуется переименовать их в европейские инновационные технологические платформы.

Типичная структура европейских технологических платформ представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Типичная структура европейских технологических платформ

194

Таким образом, развитие европейских технологических платформ прошло несколько стадий, и на каждой они постепенно превращались из инструмента технологического развития в инструмент глобального социального планирования.

В 2010 году новый европейский институт развития заметили в России. Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям в августе того же года поручила Минэкономразвития и Минобрнауки подготовить предложения по формированию собственных технологических платформ. Во исполнение решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 3 августа 2010 г. № 4) Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации осуществлялся прием предложений по проектам реализации технологической платформы для включения в Перечень технологических платформ.

Согласно Рекомендациям по разработке проекта реализации технологической платформы в проекте предлагается выделить следующие разделы [3]:

Раздел 1. Общие сведения об инициативе по формированию технологической платформы.

Раздел 2. Перспективы развития и распространения технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы.

Раздел 3. Научно-технические заделы и производственная база.

Раздел 4. Обоснование выбора технологических платформ как инструмента решения поставленных задач.

Раздел 5. Развитие кооперации с участием производственных предприятий, научных организаций, вузов и др. заинтересованных сторон.

Раздел 6. Риски реализации технологической платформы.

Раздел 7. Управленческие решения, связанные с формированием и функционированием технологической платформы.

В результате в апреле 2011 года утвержден перечень из 28 технологических платформ, которые должны стать базой для развития инноваций.

В перечень включены медицинские, светодиодные, радиационные и биотехнологии, программное обеспечение, суперкомпьютеры, фотоника, авиация, космос, космическая связь, ядерная энергетика, термоядерный синтез, энергетические сети железнодорожный транспорт, композитные материалы и конструкции, металлургия, добыча минеральных ресурсов и нефти (использование сланцевого и попутного газа), нефтегазопереработка. Данные направления являются приоритетными прорывными технологиями.

В этой связи, очевидно, что при формировании технологических платформ делается акцент на конкретные исследования без учета потребностей и ресурсов конкретной территории.

Согласно Рекомендациям по разработке проекта реализации технологической платформы под технологической платформой понимается

«коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития» [2].

При формировании технологических платформ должны соблюдаться следующие принципы:

1) четкая направленность на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;

2) значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребителей в органах управления технологической платформы;

3) ориентированность на проведение исследований и разработок для решения средне- и долгосрочных задач социально-экономического развития;

4) направленность на формирование необходимых для реализации технологической платформы учебных программ и совершенствование образовательных стандартов;

5) вариантность рассматриваемых технологических решений, ориентация на проработку различных технологических альтернатив;

6) ориентированность на расширение кооперации, на поиск лучших партнеров;

7) активность в привлечении негосударственных средств из различных источников;

8) прозрачные правила участия в технологической платформе, открытость для входа новых участников, отсутствие дискриминации в отношении определенных групп организаций;

9) ясность и публичность достигнутых результатов в ходе реализации технологической платформы.

Процесс формирования технологических платформ включает в себя ряд этапов. Первым этапом формирования технологических платформ в России является отбор экспертов, которые инициируют и формируют технологическую платформу: ее научную и технологическую основу, возможное практическое применение.

Следующий этап - активное формирование списков участников технологической платформы. По существующим положениям не менее 50 % участников должны представлять бизнес в той или иной организационной форме: как акционерные общества, так компании с государственным участием.

В создании и функционировании технологических платформ должны участвовать:

- со стороны сектора экономики - крупные, средние и малые фирмы, представляющие всю цепочку разработки, производства и поста-

вок продукции, включая поставщиков комплектующих и оборудования, предприятия и организации, принимающие участие в передаче технологий, например, поставщики и операторы соответствующих услуг;

- со стороны сектора исследований и разработок - государственные научные центры, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, научно-производственные объединения, научно-технические центры и т.п.;

- со стороны финансового сообщества - частные банки, венчурный капитал, институты государственного финансирования научных исследований и разработок;

- со стороны гражданского общества - потребительские ассоциации и союзы, профессиональные союзы и организации и пр.;

- со стороны государственного сектора - федеральные органы исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится сектор экономики, где формируется ТП; государственные корпорации; органы власти, являющиеся потребителями результатов деятельности технологической платформы; региональные и местные органы власти.

Технологические платформы не рассматриваются в качестве единственного и универсального инструмента обеспечения государственно-частного партнерства в инновационной сфере, их формирование оправдано при наличии следующих проблем:

- множественность потенциальных участников технологической платформы и косвенных бенефициаров от ее реализации; необходимость обеспечения обсуждения перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки, государства;

- слабая структурированность интересов бизнеса в разработке и внедрении новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согласования интересов и определения требований к важнейшим базовым технологиям;

- многодисциплинарность необходимых исследований для разработки перспективных технологий; неясность существующих научно -технологических компетенций, наличие ведомственных барьеров между научными организациями.

Содействие формированию и реализации технологических платформ направлено на решение следующих задач:

- усиление влияния бизнеса и общества на определение и реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;

- выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики;

- определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;

- настройка инструментов государственной политики по стиму-

лированию инноваций, поддержке научно-технической деятельности и процессов модернизации компаний с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов российской экономики;

- расширение научно-производственной кооперации, формирование новых партнерств в инновационной сфере, новых цепочек формирования добавленной стоимости и производства продукции (услуг) более высокого передела;

- развитие центров превосходства и центров компетенций в научно-технологической сфере, повышение потенциала для реализации сложных научно-технологических проектов, требующих участия различных организаций, междисциплинарного взаимодействия.

Алгоритм формирования технологических платформ (далее ТП) на региональном уровне в зависимости от тематики инфраструктурных проектов представлен на рисунке 2.

Этап 1 Этап 2 ЭтапЗ Этап 4

Подготовительны!! этап Формирование организационной структуры и органов управления ТП Разработка программы Реализация программы

1. Опенка ключевых

ВЫЗОВОВ

2. Определение приоритетов е деятельности ТЛ. основных потенциальных участников

33

j . Определение временных ранок

Л

J

1. Формирование организ апионной структуры и органов управления ТП

-=Lt-

2. Организация рабочих групп по секторам и направлениям деятельности ТП

--=

3. Создание коммуникативных инструментов и икс ормаиионное

обеспечение деятельности ТП

4. Разраоотка и

создание инф ормаиионного портала ТП

"-О-:

5. Проведение встреч членов РТПв рамках регулярных

семинаров и круглых столов

1. Определение различных возможных источников финансирования

1. Опредетение основных этапов реализации предлагаемой программы

2. Опредетение «дорожной карты:

-=L-t-=

2. Контроль заходом реализации программ со стороны Координационного совета

Рис. 2. Предлагаемый алгоритм формирования региональных технологических платформ

В процессе подготовки заявки в рамках первого этапа сбора предложений, широкому кругу заинтересованных сторон должны быть разосланы письма с приглашением к участию в создании технологической платформы.

Первичной формой присоединения к ТП является подписание Меморандума о присоединении.

Деятельность ТП носит некоммерческий характер. Предусмотрены расходы на выполнение организационных задач и поддержание централизованных коммуникаций со всеми членами ТП. На штатной основе оплачивается деятельность Координационной группы (2 - 3 человек).

Финансирование обозначенных выше расходов возможно за счет централизованной государственной поддержки ТП либо за счет членских взносов. Обе формы финансирования встречаются в организационных механизмах европейских технологических платформ.

В случае использования механизма членских взносов, их размер и регламент взимания утверждается Общим собранием членов ТП.

Предлагаемый алгоритм формирования региональных технологических платформ не создает никаких дополнительных ограничений в области конкуренции как для отечественных производителей продукции, так и для организаций - потребителей продукции технологической платформы на российском рынке.

В виду отсутствия технологических платформ в Орловской области, автором предлагаются рекомендации по формированию тематических региональных технологических платформ. Предлагаемая модель структуры региональной технологической платформы как эффективного инструмента инфраструктурного и инновационного развития региона на базе университета представлена на рисунке 3.

Правление технологической платформы (инициаторы) объединяет соответствующих участников, необходимых для достижения целей технологической платформы. Правление является основой решения всех проектов и программ и регулирует действия платформы. Правление должно включать представителей высокого уровня от участников технологической платформы. Экспертная группа формируется представителями научно -исследовательских, производственных организаций, представителями бизнеса и власти. Это гарантирует связь между Правлением и региональными властными структурами.

Экспертная группа функционирует в целях:

- проведения исследований по выбору приоритетов развития технологической платформы;

- оценки эффективности выбранного направления;

- содействия контролю за процессом функционирования технологической платформы.

К) о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инициатор формирования ТП -ФГЕОУ ВПО чГос>пн в* р снтст->"НГП\ п

Секретариат ТП

Кйорддаииыоый цапр ТП

Полшаггформа техцниеппккого пгоекткроган^

- I \Г~ I

I

а

в I

а

а, £ кЗ

О

х В а 4

X I (1 П

& К г Е

Й, К. в &

а о

* В - £

|| "

=

Преыышлеввая лодплатфориа

—.

У

Р К Э

-

Б

£ Ь С

■1 Р В 1

1 шм

г

Ё

Фивишне структуре

Н

ЕЕ

I*

в

И

о *

Ралвнши программ по обучат» ннновапшнноиу предпржшылтельству

Международный уровень N Г

Региональный ^роЕекь К)

• 1 Федеральный 1ро1ЁКЬ К 1

В1аю!одейгтв1» с дртей теиоавплянож отатфоры аяи различных щсое

Связь. КК.!ИУНИКШИ1!

Сиягма ннфер^аиЕгнньи; обмеряв нежзу ТП и сторонники эактперкоБ звнымн .шиа1!и на

теспикяа крау^орскн»

Рисунок 3 - Рекомендуемая структурная модель технологической платформы регионального уровня

Чтобы обеспечить эффективные коммуникации между участниками региональной технологической платформы создается Координационный центр, обеспечивающий прямые и обратные связи. Основные задачи Координационного центра:

- обеспечение представления интересов ключевых заинтересованных лица;

- формирование условий для выхода и входа в платформу;

- обеспечение обратной связи платформы с властями, общественностью;

- координация исследований.

Как было определено ранее, в основу предлагаемой методики по формированию портфеля приоритетных инновационных инфраструктурных проектов в регионе также положена технология краудсорсинга.

Краудсорсинг - передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора.

Краудсорсинг - вовлечение через компьютерные сети множества людей для совместной деятельности, передача определённых производственных функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты [4].

Таким образом, краудсорсинг - это принципиально новый подход для решения сложных задач. Он опирается на инициативу и интеллект сотен, тысяч, а иногда и сотен тысяч участников. А задача проектирования будущего - выбор приоритетных направлений регионально развития - относится к разряду самых сложных, и ее решение без краудсорсинга ограничено.

Основными направлениями в использовании краудсорсинга во всем мире являются:

- государственный сектор. Здесь краудсорсинг эффективен при обсуждении законодательства в организации распределенных вычислений или для создания службы приема ММБ-сообщений с фотографиями и видеозаписями фактов нарушения закона. Возможности применения «коллективного разума» в этом секторе весьма широки;

- бизнес. В этой сфере краудсорсинг обычно рассматривается как эффективное средство сокращения затрат компаний на генерирование интересных идей, так или иначе связанных с рекламой и маркетингом товара. При этом традиционно считается, что сокращение затрат автоматически означает рост прибыли. Краудсорсинг действительно может оказаться весьма прибыльным инструментом, но только для того, кто понимает его

особенности и может ими воспользоваться;

- интернет. Поскольку интернет явился катализатором для развития краудсорсинга, возможности его применения здесь многообразны, в частности, это веб-сайт, содержимое которого наполняется самими посетителями.

Таким образом, управление инновационной деятельностью при формировании инфраструктурных проектов на основе технологий крауд-сорсинга обладает рядом преимуществ и может быть успешно применено для определения приоритетных направлений инновационного развития региональной инфраструктуры.

Преимущества предлагаемых методических рекомендаций по определению приоритетных инфраструктурных проектов на региональном уровне, заключаются в следующем:

- объединение усилий государства, бизнеса, науки и образования на реализации приоритетных направлений инновационного развития региона;

- усиление влияния бизнеса и общества на определение и реализацию важнейших направлений научно-технологического развития, направленных на решение проблем, особо важных для экономического и социального развития региона;

- четкая направленность выбранных приоритетов на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;

- мобилизация средств и усилий участников, прежде всего, на развитии тех секторов, рынка инноваций и технологий, которые являются наиболее перспективными с точки зрения масштабов влияния на экономику региона, рынок занятости, а также отзывчивыми на поддержку бюджета и могут быть развиты в рамках технологической платформы.

Список литературы

1. Диваева Э.А. Региональная инновационная система как объект анализа и оценки / Э.А. Диваева // Региональная экономика: теория и практика. 2011. 12(195).

2. Елецкая С.С. Преимущества использования концепции формирования технологических платформ для целей инновационного прорыва / С.С. Елецкая // Управление инновационным развитием региональных экономических систем: эффективные способы и формы: Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Орел: Госуниверси-

тет-УНПК, 2010. С. 40 - 44.

3. Елецкая С.С. Механизмы формирования технологических платформ в условиях перехода регионов к экономике знаний / С.С. Елецкая // Сборник научных трудов молодых ученых: Материалы I ежегодной конференции молодых ученых. М.: Финпресс, 2010. С. 251 - 258.

4. Елецкая С.С. Ключевые принципы формирования технологических платформ для целей инновационного развития региона / С.С. Елецкая // Казанская наука: Сборник научных статей. Казань: Казанский издательский дом, 2010. С. 138 - 140.

5. Яковец Ю.В. Россия - Германия - 2050: стратегия инновационного развития и партнерства / Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. М.: Институт экономических стратегий, 2007.

6. Яковец Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года / Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. М.: Институт экономических стратегий, 2006 г.

Измалкова С.А., доктор экономических наук, профессор, izmasvet-lana@yandex.ru, Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»

ROLE OF TECHNOLOGICAL PLATFORMS AND TECHNOLOGIES OF CROWDSOURCING IN MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY WHEN FORMING REGIONAL INFRASTRUCTURE PROJECTS

S.A. Izmalkova

The most important condition of realization of a complex of the organizational decisions providing development of modern ways and the forms of government innovative activity during the forming and implementation of infrastructure projects at the level of the region is development of system model of management by processes of introduction and mass use of concrete technological innovations in interests of society, the state, science and business. In article the algorithm offormation of regional technological platforms and the structural model of a technological platform based on advantages of crowdsourcing is offered.

Keywords: technological platforms, crowdsourcing, innovative activity, regional infrastructure projects.

Izmalkova SA, Doctor of Economics, Professor, izmasvetlana@yandex.ru, Russia, Orel, Ulianov "State University-ESPC"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.