Научная статья на тему 'Технологические основы социально-педагогической деятельности при организации работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении'

Технологические основы социально-педагогической деятельности при организации работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЕМЕЙНАЯ КОМНАТА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / CHILDREN WITH DISABILITIES / FAMILY ROOM / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чемоданова Галина Иосифовна, Власенко Светлана Викторовна

Актуальность данного исследования определяется необходимостью создания новой модели специального образования, отвечающего нормам действующего международного права, требованиями казахстанского законодательства и запросам общества – модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленное на развитие личности дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чемоданова Галина Иосифовна, Власенко Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY BASICS OF SOCIAL AND TO THE TEACHING OF FAMILY ROOM IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The relevance of this study by the need to create a new model of special education that meets the standards of existing international law, the requirements of Kazakhstan legislation and the needs of society a model of interaction of educational institutions and the family of a child with disabilities, aimed at personality development preschooler.

Текст научной работы на тему «Технологические основы социально-педагогической деятельности при организации работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении»

А.Н. Саржанова

ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО .

LITERARY DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLV AGE

© 2013

A.N. Sarzhanova, candidate of pedagogical sciences, assistant professor

North Kazakhstan State University named after M.Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Annotation: In the article, the ways of the literary development of primary school pupils through the literary and creative activities.

Keywords: literary development, writing skills, reading activity, speech skills.

УДК 372.21

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕМЕЙНОЙ КОМНАТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

© 2013

Г.И. Чемоданова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и военного воспитания С.В. Власенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)

Аннотация: Актуальность данного исследования определяется необходимостью создания новой модели специального образования, отвечающего нормам действующего международного права, требованиями казахстанского законодательства и запросам общества - модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленной на развитие личности дошкольника.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья, семейная комната, инклюзивное образование.

Ключевыми направлениями работы ДОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа. Основные задачи психологического сопровождения заключаются в создании условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей; максимальное содействие обучению в ведущих видах деятельности; содействие личностно-ориентиро-ванному пути становления ребенка; подготовка детей к социальным ситуациям развития и взаимодействия; поддержка и фасилитация личностных новообразований и кризисных особенностей возраста; создание преемственности в деятельности дошкольного и школьного психологического сопровождения [1].

Главной целью в создании модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в семейной комнате направлена на определение организационно-технологических, содержательных основ и разработку технологии сопровождения такого ребенка. Семейная комната создает условия, обеспечивающие успешную интеграцию ребенка в социуме. Для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие условия, при которых он мог бы успешно социализироваться в обществе. Такими условиями может быть организация деятельности детей и создание специальных условий взаимодействия с родителями.

Разработанная модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в семейной комнате в условиях инклюзивного образования построена с учетом принципов гуманизма, природосообразности, личностного, индивидуального и дифференцированного подходов, учитывающих стратегии современного специального образования. В этой связи можно выделить взаимозависимые блоки модели:

-формирование готовности старших дошкольников с ОВЗ к обучению в школе, интеграции в социуме;

- участники психолого-педагогического сопровождения.

Первый блок включает в себя диагностическое, коррекционное и развивающее направления психолого-педагогического сопровождения. Каждое направление представлено взаимосвязанными модулями. Диагностический модуль включает комплексное и системное психологическое изучение ребенка с ОВЗ, что необходимо для разработки индивидуальной траектории и стратегии образовательного маршрута. Диагностическое изучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям и проводится

с помощью высоко и малоформализованных методов и методик. Потенциал ребенка в виде зоны ближайшего развития определяет возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослыми (педагогами и родителями) и сверстниками при усвоении ребенком новых способов действий [2].

Параметры для психодиагностического изучения ребенка: отношение ребенка к ситуации обследования и заданиям; способы ориентации ребенка при выполнении заданий, способы выполнения ребенком заданий; действия ребенка должны соответствовать условиям задания, характеру экспериментального материала и алгоритму действий; продуктивное использование ребенком помощи взрослого; умение ребенка выполнять задание по аналогии; отношение ребенка к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

Второй блок представлен коррекционным модулем и включает технологический арсенал оказания помощи разным категориям дошкольников. Данный модуль позволяет реализовать социально-психологическую взаимоадаптацию детей в образовательной среде учреждения в условиях инклюзии. Данный блок нацелен на создание оптимальных условий для раскрытия индивидуально-личностных особенностей детей на основе позитивного личностного ресурса ребенка. Основными задачами для реализации направления является выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии функциональных систем и личностных свойств. Коррекция является основным методом воздействия специалистов, дефектолога и практического психолога, для оптимизации развития психических процессов, функций и гармонизации личностных свойств. Он содержит методическое обеспечение и методы руководства индивидуальными, подгрупповыми и групповыми формами работы, позволяющие сформировать позитивное отношение и навыки конструктивного взаимодействия, скоррегиро-вать социоэмоциональное состояние ребенка, навыки и формы социального взаимодействия (коммуникации, различные формы общения), способствовать снятию психологических защит во взаимодействии с близкими и развивать «социальную связанность» во взаимоотношениях, формировать способность к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в детских и детско-взрослых отношениях. Важно также устанавливать и развивать партнерские отношения и навыки сотрудничества детей друг с другом, детей со

Г.И. Чемоданова, С.В. Власенко ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

взрослыми (родителями, педагогами и т.д.) [3].

Организуется реализация специальных формирующих программ корригирующих особенности отношений, взаимодействий и позиций взрослых (родителей и педагогов) как субъектов образовательного процесса в условиях инклюзии. Последний, развивающий блок включает методическое обеспечение и методы руководства детской деятельностью и отношениями детей, с постепенным усложнением задач взаимодействия и сотрудничества в детском и детско-взрослом сообществах.

Очень важно выявить и изучить факторы, помогающие членам семьи выдерживать хроническое напряжение и успешно справляться с текущими задачами воспитания и социализации ребенка с нарушением в развитии

[4].

В качестве критериев уровней личностного развития детей являются физическое развитие, коммуникативная и познавательная компетентности, включенность в деятельность и содействие (на уровне интеграции).

Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровней развития дошкольников в условиях инклюзивного образования; эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия в семейной комнате, прослеживание его влияния на проявление сотрудничества детей с ОВЗ со сверстниками. Эксперимент проводился в ГККП «Ясли-сад «Батыр» г. Петропавловска. Было изучено 19 дошкольников. Из них 190 детей с НПР, 149 детей с ЗПР, 86 детей с ЛУО и 38 детей с ДЦП. К исследованию также были привлечены 22 родителя, 1практический психолог, 6 педагогов и 1 дефектолог, 1 логопед.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что 52% детей находятся на низком уровне личностного развития. Средний уровень показали 24% детей и 24 % дошкольников проявили высокий уровень личностного развития. Высокий уровень развития дошкольников обеспечивается показателем - математические, экологические, коммуникативные, знания об окружающем мире дошкольников; умения классифицировать, сопоставлять свойства предметов, конструировать являются более сложными, поэтому на высоком уровне слабо выражены. В основном проявляются низкий и средний уровни развития дошкольников, что требует целенаправленной методической работы по формированию высокого и среднего уровней развития дошкольников на этапе формирующего эксперимента.

К формирующей работе привлекались 19 дошкольников. В исследовании также участвовали родители этих детей. Формирующая программа строилась на следующих основополагающих психолого-педагогических принципах: принцип гуманистической направленности в отношениях между взрослыми и детьми. Основан на признании самоценности личности и ориентирует на прочувствование и принятие позиции равенства и личностного роста в отношениях в семье, принцип дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, полноправие в отношениях со взрослыми, а родителям почувствовать в ребенке личность; принцип социальной связанности через включение родителей и детей в совместные виды деятельности. Родители активно проводят время вместе с ребенком и находятся на территории его интересов; принцип активного участия родителей в коррекционно-развивающей программе. Этот принцип позволяет повысить педагогическую грамотность, психологическую компетентность родителей и «включить» механизмы личностного саморазвития; принцип индивидуального подхода в отборе родителями предлагаемых психологом средств развития позитивных отношений с ребенком в зависимости от собственных потребностей, интересов, в выборе способа реализации рекомендаций и коррекционно-развивающих средств; принцип дифференцированного подхода к детям и родителям предложенных категорий; принцип учета специфики ситуации в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ; принцип

проблемности, то есть осознание, моделирование и разрешение родителями проблемных и конфликтных межличностных ситуаций с целью устранения деструктивных форм поведения и обучения адекватным способам реагирования в проблемных, стрессовых ситуациях взаимодействия; принцип позитивного эффекта: психолог интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологическим особенностям детей с ОВЗ, требованиям коррекционно-разви-вающей программы с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на потенциалах родителей и детей, а не ограничивает их, поддерживает и стимулирует их поисковую активность

[5].

Затем родители были ознакомлены с особенностями организации работы семейной комнаты. «Семейная комната» - это специально оборудованное помещение для поэтапной работы с родителями детей с ограниченными возможностями с целью оказания консультативной кор-рекционной психолого-педагогической поддержки.

В результате реализации программы тренинговых занятий в семейной комнате и изучения рекомендаций произошло осмысление родителями форм общения с собственными детьми. Полученная консультационная помощь способствовала формированию у родителей навыков: позитивных способов взаимодействия и организации с детьми коррекционных упражнений. Рефлексивный анализ проделанной работы показал желание родителей применять полученные знания для взаимодействия как в семье, так и в общении с другими людьми и мотивацию к совершенствованию приобретенных навыков работы с детьми.

Основной педагогический смысл, заложенный в идею организации работы семейной комнаты заключается в организации поэтапного погружения родителей в воспитательную и развивающую работу с детьми [7-8].

Организация работы семейной комнаты позволила решить задачи создания эмоционально-благополучной атмосферы взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса, обеспечивает формирование установок на совместное решение задач развития и воспитания ребенка, готовности и способности к пониманию и принятию ребенка в ОВЗ. Семейная комната способствует развитию активной педагогической позиции родителей и усиливает взаимодействие родителей и педагогов, специалистов в реализации главной цели - создании максимально благоприятных условий для развития личности ребенка.

Эффективным в реализации всех направлений формирующей работы с целью развития педагогической компетентности родителей оказалось использование разнообразных интерактивных форм, методов и разработанного комплекса дидактических материалов в процессе поэтапного вовлечения их в воспитательно-развивающую работу с детьми: совместное изучение ребенка, определение задач его развития, Родительский клуб, центр «В помощь родителю», стенд «Уроки воспитания», тренинги, демонстрации педагогом способов взаимодействия с ребенком, рефлексии, программы наблюдений, карты развития ребенка, картотеки игр, портфо-лио и пр.

Таким образом, устанавливаются партнёрские отношения с родителями и оказывается методическая помощь родителям для организации и проведения игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мовкебаева З.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития детей, поступающих в школу. //Дошкольное образование в Казахстане, 2009. - №2 (20). - С.3-7.

2. Овчарова Р.В. Психология сопровождения роди-тельства. - М., 2003. - 295 с.

Г.И. Чемоданова, С.В. Власенко

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ..

3. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррек-ционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3. - С. 77-81.

4. Хорошева Е.В. Личностные ресурсы родителя ребенка, посещающего инклюзивную группу ДОУ. // Психологическая наука и образование: - М.: МГПИ, 2011. - С.106-113. - http://elibrary.ru/item.asp?id=17046480

5. Алямовская В.Г. Организационно-методические основы партнерства педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 224 с.

6. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Методика разработки программы развития дошкольного образова-

тельного учреждения // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С.48-51.

7. Криводонова Ю.Е. К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 9-11.

8. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 12-13.

TECHNOLOGY BASICS OF SOCIAL AND TO THE TEACHING OF FAMILY ROOM IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2013

G. I. Chemodanova, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of sports disciplines

and military education S.V. Vlassenko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Annotation: The relevance of this study by the need to create a new model of special education that meets the standards of existing international law, the requirements of Kazakhstan legislation and the needs of society - a model of interaction of educational institutions and the family of a child with disabilities, aimed at personality development preschooler. Keywords: Pre-school educational institution, children with disabilities, family room, inclusive education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.