А.Н. Саржанова
ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО .
LITERARY DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLV AGE
© 2013
A.N. Sarzhanova, candidate of pedagogical sciences, assistant professor
North Kazakhstan State University named after M.Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Annotation: In the article, the ways of the literary development of primary school pupils through the literary and creative activities.
Keywords: literary development, writing skills, reading activity, speech skills.
УДК 372.21
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕМЕЙНОЙ КОМНАТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© 2013
Г.И. Чемоданова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и военного воспитания С.В. Власенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация: Актуальность данного исследования определяется необходимостью создания новой модели специального образования, отвечающего нормам действующего международного права, требованиями казахстанского законодательства и запросам общества - модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленной на развитие личности дошкольника.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья, семейная комната, инклюзивное образование.
Ключевыми направлениями работы ДОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа. Основные задачи психологического сопровождения заключаются в создании условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей; максимальное содействие обучению в ведущих видах деятельности; содействие личностно-ориентиро-ванному пути становления ребенка; подготовка детей к социальным ситуациям развития и взаимодействия; поддержка и фасилитация личностных новообразований и кризисных особенностей возраста; создание преемственности в деятельности дошкольного и школьного психологического сопровождения [1].
Главной целью в создании модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в семейной комнате направлена на определение организационно-технологических, содержательных основ и разработку технологии сопровождения такого ребенка. Семейная комната создает условия, обеспечивающие успешную интеграцию ребенка в социуме. Для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие условия, при которых он мог бы успешно социализироваться в обществе. Такими условиями может быть организация деятельности детей и создание специальных условий взаимодействия с родителями.
Разработанная модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в семейной комнате в условиях инклюзивного образования построена с учетом принципов гуманизма, природосообразности, личностного, индивидуального и дифференцированного подходов, учитывающих стратегии современного специального образования. В этой связи можно выделить взаимозависимые блоки модели:
-формирование готовности старших дошкольников с ОВЗ к обучению в школе, интеграции в социуме;
- участники психолого-педагогического сопровождения.
Первый блок включает в себя диагностическое, коррекционное и развивающее направления психолого-педагогического сопровождения. Каждое направление представлено взаимосвязанными модулями. Диагностический модуль включает комплексное и системное психологическое изучение ребенка с ОВЗ, что необходимо для разработки индивидуальной траектории и стратегии образовательного маршрута. Диагностическое изучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям и проводится
с помощью высоко и малоформализованных методов и методик. Потенциал ребенка в виде зоны ближайшего развития определяет возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослыми (педагогами и родителями) и сверстниками при усвоении ребенком новых способов действий [2].
Параметры для психодиагностического изучения ребенка: отношение ребенка к ситуации обследования и заданиям; способы ориентации ребенка при выполнении заданий, способы выполнения ребенком заданий; действия ребенка должны соответствовать условиям задания, характеру экспериментального материала и алгоритму действий; продуктивное использование ребенком помощи взрослого; умение ребенка выполнять задание по аналогии; отношение ребенка к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Второй блок представлен коррекционным модулем и включает технологический арсенал оказания помощи разным категориям дошкольников. Данный модуль позволяет реализовать социально-психологическую взаимоадаптацию детей в образовательной среде учреждения в условиях инклюзии. Данный блок нацелен на создание оптимальных условий для раскрытия индивидуально-личностных особенностей детей на основе позитивного личностного ресурса ребенка. Основными задачами для реализации направления является выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии функциональных систем и личностных свойств. Коррекция является основным методом воздействия специалистов, дефектолога и практического психолога, для оптимизации развития психических процессов, функций и гармонизации личностных свойств. Он содержит методическое обеспечение и методы руководства индивидуальными, подгрупповыми и групповыми формами работы, позволяющие сформировать позитивное отношение и навыки конструктивного взаимодействия, скоррегиро-вать социоэмоциональное состояние ребенка, навыки и формы социального взаимодействия (коммуникации, различные формы общения), способствовать снятию психологических защит во взаимодействии с близкими и развивать «социальную связанность» во взаимоотношениях, формировать способность к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в детских и детско-взрослых отношениях. Важно также устанавливать и развивать партнерские отношения и навыки сотрудничества детей друг с другом, детей со
Г.И. Чемоданова, С.В. Власенко ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...
взрослыми (родителями, педагогами и т.д.) [3].
Организуется реализация специальных формирующих программ корригирующих особенности отношений, взаимодействий и позиций взрослых (родителей и педагогов) как субъектов образовательного процесса в условиях инклюзии. Последний, развивающий блок включает методическое обеспечение и методы руководства детской деятельностью и отношениями детей, с постепенным усложнением задач взаимодействия и сотрудничества в детском и детско-взрослом сообществах.
Очень важно выявить и изучить факторы, помогающие членам семьи выдерживать хроническое напряжение и успешно справляться с текущими задачами воспитания и социализации ребенка с нарушением в развитии
[4].
В качестве критериев уровней личностного развития детей являются физическое развитие, коммуникативная и познавательная компетентности, включенность в деятельность и содействие (на уровне интеграции).
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление уровней развития дошкольников в условиях инклюзивного образования; эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия в семейной комнате, прослеживание его влияния на проявление сотрудничества детей с ОВЗ со сверстниками. Эксперимент проводился в ГККП «Ясли-сад «Батыр» г. Петропавловска. Было изучено 19 дошкольников. Из них 190 детей с НПР, 149 детей с ЗПР, 86 детей с ЛУО и 38 детей с ДЦП. К исследованию также были привлечены 22 родителя, 1практический психолог, 6 педагогов и 1 дефектолог, 1 логопед.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что 52% детей находятся на низком уровне личностного развития. Средний уровень показали 24% детей и 24 % дошкольников проявили высокий уровень личностного развития. Высокий уровень развития дошкольников обеспечивается показателем - математические, экологические, коммуникативные, знания об окружающем мире дошкольников; умения классифицировать, сопоставлять свойства предметов, конструировать являются более сложными, поэтому на высоком уровне слабо выражены. В основном проявляются низкий и средний уровни развития дошкольников, что требует целенаправленной методической работы по формированию высокого и среднего уровней развития дошкольников на этапе формирующего эксперимента.
К формирующей работе привлекались 19 дошкольников. В исследовании также участвовали родители этих детей. Формирующая программа строилась на следующих основополагающих психолого-педагогических принципах: принцип гуманистической направленности в отношениях между взрослыми и детьми. Основан на признании самоценности личности и ориентирует на прочувствование и принятие позиции равенства и личностного роста в отношениях в семье, принцип дает возможность ребенку почувствовать свою значимость, полноправие в отношениях со взрослыми, а родителям почувствовать в ребенке личность; принцип социальной связанности через включение родителей и детей в совместные виды деятельности. Родители активно проводят время вместе с ребенком и находятся на территории его интересов; принцип активного участия родителей в коррекционно-развивающей программе. Этот принцип позволяет повысить педагогическую грамотность, психологическую компетентность родителей и «включить» механизмы личностного саморазвития; принцип индивидуального подхода в отборе родителями предлагаемых психологом средств развития позитивных отношений с ребенком в зависимости от собственных потребностей, интересов, в выборе способа реализации рекомендаций и коррекционно-развивающих средств; принцип дифференцированного подхода к детям и родителям предложенных категорий; принцип учета специфики ситуации в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ; принцип
проблемности, то есть осознание, моделирование и разрешение родителями проблемных и конфликтных межличностных ситуаций с целью устранения деструктивных форм поведения и обучения адекватным способам реагирования в проблемных, стрессовых ситуациях взаимодействия; принцип позитивного эффекта: психолог интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологическим особенностям детей с ОВЗ, требованиям коррекционно-разви-вающей программы с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на потенциалах родителей и детей, а не ограничивает их, поддерживает и стимулирует их поисковую активность
[5].
Затем родители были ознакомлены с особенностями организации работы семейной комнаты. «Семейная комната» - это специально оборудованное помещение для поэтапной работы с родителями детей с ограниченными возможностями с целью оказания консультативной кор-рекционной психолого-педагогической поддержки.
В результате реализации программы тренинговых занятий в семейной комнате и изучения рекомендаций произошло осмысление родителями форм общения с собственными детьми. Полученная консультационная помощь способствовала формированию у родителей навыков: позитивных способов взаимодействия и организации с детьми коррекционных упражнений. Рефлексивный анализ проделанной работы показал желание родителей применять полученные знания для взаимодействия как в семье, так и в общении с другими людьми и мотивацию к совершенствованию приобретенных навыков работы с детьми.
Основной педагогический смысл, заложенный в идею организации работы семейной комнаты заключается в организации поэтапного погружения родителей в воспитательную и развивающую работу с детьми [7-8].
Организация работы семейной комнаты позволила решить задачи создания эмоционально-благополучной атмосферы взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса, обеспечивает формирование установок на совместное решение задач развития и воспитания ребенка, готовности и способности к пониманию и принятию ребенка в ОВЗ. Семейная комната способствует развитию активной педагогической позиции родителей и усиливает взаимодействие родителей и педагогов, специалистов в реализации главной цели - создании максимально благоприятных условий для развития личности ребенка.
Эффективным в реализации всех направлений формирующей работы с целью развития педагогической компетентности родителей оказалось использование разнообразных интерактивных форм, методов и разработанного комплекса дидактических материалов в процессе поэтапного вовлечения их в воспитательно-развивающую работу с детьми: совместное изучение ребенка, определение задач его развития, Родительский клуб, центр «В помощь родителю», стенд «Уроки воспитания», тренинги, демонстрации педагогом способов взаимодействия с ребенком, рефлексии, программы наблюдений, карты развития ребенка, картотеки игр, портфо-лио и пр.
Таким образом, устанавливаются партнёрские отношения с родителями и оказывается методическая помощь родителям для организации и проведения игровой деятельности с детьми с ограниченными возможностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мовкебаева З.А. Психофизиологические особенности интеллектуального развития детей, поступающих в школу. //Дошкольное образование в Казахстане, 2009. - №2 (20). - С.3-7.
2. Овчарова Р.В. Психология сопровождения роди-тельства. - М., 2003. - 295 с.
Г.И. Чемоданова, С.В. Власенко
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ..
3. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррек-ционной помощи детям с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3. - С. 77-81.
4. Хорошева Е.В. Личностные ресурсы родителя ребенка, посещающего инклюзивную группу ДОУ. // Психологическая наука и образование: - М.: МГПИ, 2011. - С.106-113. - http://elibrary.ru/item.asp?id=17046480
5. Алямовская В.Г. Организационно-методические основы партнерства педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. — СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 224 с.
6. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Методика разработки программы развития дошкольного образова-
тельного учреждения // Вектор науки Тольяттинского госуниверситета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С.48-51.
7. Криводонова Ю.Е. К вопросу использования метода наблюдения в исследовании межличностных отношений слепых и слабовидящих людей в процессе их адаптации // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 9-11.
8. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к проблеме ценностных ориентаций личности слепых и слабовидящих и их влияние на поведение в процессе выбора профессии // Балтийский гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 12-13.
TECHNOLOGY BASICS OF SOCIAL AND TO THE TEACHING OF FAMILY ROOM IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2013
G. I. Chemodanova, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of sports disciplines
and military education S.V. Vlassenko, candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Annotation: The relevance of this study by the need to create a new model of special education that meets the standards of existing international law, the requirements of Kazakhstan legislation and the needs of society - a model of interaction of educational institutions and the family of a child with disabilities, aimed at personality development preschooler. Keywords: Pre-school educational institution, children with disabilities, family room, inclusive education.