дет организован на основе, разработанной модели и специальной программы, это будет способствовать повышению уровня развития гражданственности студентов вуза, будущих учителей начальных классов, так как студенты будут вовлечены в деятельность, направленную на освоение совокупности позитивных гражданских качеств личности, подтвердилась полностью. А значит разработанная нами программа, направленная по развитие гражданственности у студентов, будущих учителей начальных классов является эффективной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия // Основы методики гражданского воспитания. - М., 2001. - С.20-21.
2. Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодежи в новых социальных условиях: Дис... д. пед. наук. - Якутск, 2002. - 165 с.
3. Чернаева Е. Гражданственность как качество личности. // Учитель Республики, 2008. - С.125-136.
4. Артёмов А.А. Гражданское воспитание подростков в клубных формах дополнительного образования по месту жительства: Дис... к. пед. наук. - М., 2011. - 215 с.
5. Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. - № 4. - С.82-90.
6. Закон РК «Об образовании». - Астана, 2007. -http://www.gymnasia8.kz/study/zakon.
7. Джилкишева М.С. Современные методологические подходы к формированию гражданственности и патриотизма студенческой молодежи/ Джилкишева М.С.//
Вестник Академии Педагогических наук Казахстана, 2010. - № 1. - С.7-12.
8. Титова Е.Н. Формирование гражданственности студентов в учебном процессе технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2000. - 200 с.
9. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис... д. пед. наук. - Ставрополь, 1997. - 190 с.
10. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. - М., 1986. - 303 с.
11. Медведева З.В., Федорова С.Н. Использование этнокультурных образовательных технологий в формировании чувств гражданственности и патриотизма у будущих педагогов и этнокультурологов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. № 4. - С.189-193.
12. Мукомел С.А. Воспитание гражданственности и духовности современной молодежи в педагогической деятельности педагога-новатора Александра Антоновича Захаренка //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. № 4. С.201-205.
13. Еремина И.С. Технология управления развитием гражданственности у обучающихся в юридических вузах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2012. № 4. - С.98-100.
14. Левкина Е.В. Гражданское воспитание студентов в современном педагогическом вузе: Автореферат. к. пед. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 23 с.
15. Караковский В.А. ЛЮбимые мои ученики. - М., 1987. - 374 с.
THE QUESTION OF THE CITIZENSHIP OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALITIES OF THE UNIVERSITY AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM
© 2013
N.I. Pustovalova, candidate of pedagogical sciences, professor of department Psychology V.G. Pustovalova, master of education, senior lecturer of department Psychology
North Kazakhstan State University n. M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Annotation: The public significance of the problem of the development of citizenship is determined by the demand of the society in the social activity of students and the necessity of fostering the qualities included in the concept of «citizenship». The article considers the problems of the development of citizenship among students of pedagogical institutes of the University.
Keywords: citizenship, civic education, patriotism. УДК 372.41
ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2013
А.Н. Саржанова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики
начального и дошкольного образования
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация: В статье раскрываются пути литературного развития учащихся начальных классов через литературно-творческую деятельность.
Ключевые слова: литературное развитие, литературные способности, читательская деятельность, речевые умения.
Целью литературного образования является литературное развитие учащегося как компонент его культурного развития. В современной системе образования процесс литературного развития складывается из трех направлений. Первым направлением является совершенствование читательской деятельности, т.е. повышение качества восприятия художественных произведений, умение оценивать произведение и высказывать свою точку зрения. Вторым направлением осуществляется развитие литературно-творческих способностей детей и третьим направлением является повышение уровня культуры ребенка.
Литературное развитие - процесс меняющийся с возрастом, так как по мере накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. На литературное развитие учащихся начальных классов сказывается
определенная система работы того или иного учителя. Использование им определенных методов и приемов для литературного развития учащихся, форм проведения уроков литературного чтения, а также личная заинтересованность учителя в этом процессе. Необходимо отметить, что неумелое использование перечисленных компонентов может привести к торможению литературного развития детей. Неправильно организованная литературно-творческая деятельность может привести к механическому использованию книжной лексики в речи детей.
Вопрос о литературном развитии тесно связан с проблемой литературных способностей. Литературные способности относят к творческим. Основным критерием творчества является оригинальность результата, его новизна, отличие от уже созданного ранее. Значит, одним из признаков творческой личности будет ее стремление
к оригинальности и новизне.
Психологи считают, что задатки творческих способностей присущи практически любому человеку, нужно лишь уметь раскрыть их и развить. Раскрыть же их можно только в деятельности. Значит, и литературно-творческие способности можно выявить, раскрыть и развить в литературно-творческой деятельности. Основная деятельность ребенка на уроке литературы - чтение и осмысление прочитанного является творческой деятельностью.
«Литературные способности можно и нужно формировать и развивать и начинать систематическую работу необходимо уже в начальной школе, потому что:
- прививая ребенку интерес к книге, потребность в чтении, мы стимулируем его творческую активность;
- развивая наблюдательность школьников, умение сравнивать предметы и явления, выстраивать ассоциативные связи между близкими и отдаленными друг от друга предметами и явлениями, мы стимулируем природные литературные склонности;
- активизируя эмоциональные реакции детей, мы усиливаем их впечатлительность, отзывчивость, чуткость и к миру, и к слову, в котором этот мир изображается в литературе;
- показывая возможности слова как строительного материала художественного мира, мы вызываем интерес к словотворчеству и самовыражению в слове» [1, с. 81].
Развитие литературных способностей не является целью каждого урока литературного чтения. И это не значит, что у всех детей в классе возникнет желание заниматься литературным творчеством. Однако в каждом классе найдутся дети, у которых литературные способности будут более развиты, чем у остальных. Наряду с этим хотелось бы отметить, что процесс литературного развития детей будет эффективным только при систематической и последовательной работе.
Для полного восприятия произведений в начальных классах необходимо использовать все виды анализов: стилистический, анализ развития действия сюжета, анализ художественных образов, проблемный анализ. При стилистическом анализе важно показать, как с помощью слов-образов проявляется отношение автора к изображаемому. Анализируются языковые средства в тексте. Работа над словом должна быть помочь детям уяснить образный смысл произведения, чувства и мысли автора. При организации проблемного анализа, учитель, считаясь с наивным реализмом читателей, проблемную ситуацию должен строить с опорой на событийную основу произведения. Решение проблемных ситуаций эффективно, если в произведении встречаются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их поступков, этических проблем. Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементов. Плодотворным является анализ, который начинается с кульминационной сцены. При анализе художественных образов учащиеся должны осознать характеристику образа, т.е. нагрузку, которую он несет в структуре произведения.
Восприятие литературных произведений разных жанров в одном возрасте неодинаково по результатам: так, рассказы и сказки осмысляются глубже, чем басня и лирическое стихотворение, детская игровая поэзия - лучше, чем пейзажная лирика. Поэтому развитие литературных способностей следует организовывать на разном литературном материале, так как сам материал требует разного подхода.
Существуют определенные способы выявления уровня литературного развития учащихся. Когда выявляется круг чтения ребенка его предпочтения, уровень самостоятельности при чтении, проверяются литературоведческие знания, соответствующие возрасту детей, а также литературно-творческие способности учащихся.
Выявление уровня литературного развития у учащихся поможет эффективно организовать индивидуаль-
ную и групповую формы работы, как на уроке, так и вне уроков. Практика показывает, что дифференцированное использование творческих приемов работы с художественными произведениями эффективно влияет на развитие литературных способностей.
В методической литературе выделяют следующие литературные способности: впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, словесное воплощение. Все перечисленные способности необходимо развивать на уроках литературного чтения в процессе литературной деятельности. Под данной деятельностью понимается как само чтение произведений, так и сочинение произведений учащимися, а также их исполнительская деятельность.
Работа по развитию творческих способностей проходит успешно, так как мотивом к литературно-творческой деятельности служит желание детей быть исследователями или авторами произведений (даже если это мини-сочинение).
«Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ученик может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера» [2, с.29].
«Задача учителя - формирование некоторых компонентов литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем наиболее полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной устной и письменной речи школьников»[3, с.22].
То есть, на уроках литературного чтения необходимо организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в тексте, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам читателям, художник слова. Другими словами - сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
- умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
- сопереживать героям и автору;
- понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.
На основе данных читательских умениях формируются речевые умения, реализуемые в литературно-творческой деятельности:
1. Умение отбирать и использовать аналогичные изобразительно-выразительные средства языка для достижения собственной речевой цели.
2. Умение воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе.
3. Умение выстраивать композицию собственного высказывания.
4. Умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа-персонажа, создание пейзажа.
5. Умение подчинять авторскому замыслу все элементы текста.
6. Умение соблюдать основную мысль высказывания.
Речевые умения младших школьников формируются на базе читательских: представления о теме, проблематике, роли автора, идее сначала осваиваются учениками на литературном материале, а потом переносятся в собственную речевую практику [4; 5].
На начальном этапе формирования литературно-творческой деятельности нужно создать у детей потребность в сочинении текста и его записи и помочь ребенку овладеть средствами сочинения, т.е. выражения своих мыслей и чувств. Для того чтобы ребенок проявил себя в литературно-творческой деятельности, мало развито-
го воображения, фантазии и желания. Литературному творчеству нужно учить, помогая овладевать необходимыми умениями. Первым детским сочинениям должна предшествовать пошаговая работа по: возникновению замысла, обдумыванию плана и способов воплощения задуманного, созданию художественного образа с помощью слова, анализу и оценке созданного образа, доработке, уточнению результата творчества. «Сочинение, как и связная речь в целом, - это не только и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания - с первых дней обучения в школе» [6, с.165].
Можно организовать написание сочинений по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера, сочинения-сказки, сочинения по картине. Темы сочинений должны быть интересными для детей и актуальными для их развития. Виды литературных произведений тоже должны подходить для детей: записки, письма, небольшие рассказы и т.п.
Начинать формирование литературно-творческих умений ребенка нужно не с создания самостоятельных художественных произведений, а с работы по аналогии с рассматриваемым произведением. И желательно начинать с произведений устного народного творчества. Работая с пословицами, потешками и прибаутками, загадками и скороговорками дети осваивают ритм, рифму, сравнение, метафору. Используя данный читательский опыт, учащиеся могут соревноваться в сочинении своих сравнений, метафор или рифмы.
Следующим этапом литературно-творческой деятельности может быть выполнение лингвистического анализа определенных текстов. Данный анализ текста бывает формальным, при котором происходит анализ языковых средств без отношения к смыслу произведения или смысловым, когда анализ языковых средств помогает в понимании всего произведения в целом. Лингвистический анализ текста в начальных классах может быть частью комплексного анализа художественного произведения. И для того чтобы перейти к сочинению собственных произведений, необходимо показывать детям как всего несколькими строками автор вызывает в нашем представлении целостную картину. Знакомые слова в жизни, в поэтическом тексте приобретают многозначительность и весомость. Например, отрывок стихотворения С. Бегалина «Жеребенок». Как верхушки камышей, Кончики его ушей, Словно пух совиный, челка, Губы - бархата нежней. Круп округлый, шерсть блестит. Звякнув чашами копыт,
По степи быстрее ветра, Ветра легкого летит! Используя элементы лингвистического анализа необходимо показать детям прелесть и трогательность появления новой жизни. Появление жеребенка сопровождается звоном: «Звякнув чашами копыт...», то есть, сразу совершив действие, он «кричит» миру о своем рождении. Он чувствует себя хорошо в степи, он создан, чтобы жить в степи, он будет настоящим скакуном. В тексте это восприятие доказывается следующими особенностями его языковой организации: «По степи быстрее ветра, Ветра легкого летит!»
В тексте используется повтор слова-символа (ветер) и сравнение жеребенка с ветром. Не случаен в тексте и глагол «летит», он характеризует в тексте с одной стороны ветер, а с другой - быстроногого коня.
На фонетическом уровне стремительность и легкость бега молодого жеребца передают гласные: е, и, е, е, е. Напротив, взрывные согласные имитируют топот («круп округлый, шерсть блестит, Звякнув чашами копыт.»), а звуки (у, о, у, ...у, о) создают ощущение
стремительности и «полётности» движения.
Использование данного анализа при разборе стихотворения открывает учащимся новые возможности интерпретации художественного текста, раскрытия замысла автора.
При прочтении (или написании собственных стихотворений) учащиеся будут более внимательны к слову.
Современные учебники по литературному чтению могут выступать не только в качестве источника информации, но и фактора литературного развития учащихся, как по содержанию, так и по конструкции заданий. В учебниках по литературному чтению находятся задания категории: «Учись рассуждать, доказывать», «Сочини, придумай, развивай речь», «Выскажи своё мнение», позволяющие работать на развитие литературных способностей. Например, предложены следующие задания:
- Были ли случаи в твоей жизни, когда тебе нужно было защитить животное или растение? Расскажи.
- Придумай, какие сны будут сниться героям зимой. Расскажи их.
- Запиши свою зимнюю лесную историю. Используй прием олицетворения.
- Подумай и расскажи, как природа заботится о своих птицах и насекомых.
- Представь, что тебе подарили волшебный цветок. Придумай истории, которые произошли бы с тобой.
- Сочини фантастический рассказ по данному началу: «Мы оказались на необитаемом острове...» и др. Данные задания помогают учителю организовать литературно-творческую деятельность.
Для литературного развития учащихся начальных классов большое значение имеют специальные педагогические условия, созданные творческими учителями. Целесообразная организация общеклассной, дифференцированной и индивидуальной работы будет способствовать литературному развитию учащихся. Использование различных приемов литературно-творческой деятельности приведет к общему литературному развитию учащихся и (пусть не всех) к потребности заниматься этим видом деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
2. Морозова С.Э. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения // Начальная школа. - 2010. - №11. - С.29.
3. Джаджиева О.Е. Проблемы развития детского литературного творчества школьников. // Педагогика. -2000. - №3. - С.22.
4. Коростелева Е.Ю. Содержательный аспект обучения учителей применению «Технологии подготовки дошкольников и младших школьников к развитию речи» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 155-160.
5. Коновалова Е.Ю. Современные аспекты языковой ситуации в условиях общественных изменений // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 23-25.
6. Измайлова Н.А. Сочинение как основа развития речи младших школьников. // Вектор Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №1. - С.164-166.
LITERARY DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLV AGE
© 2013
A.N. Sarzhanova, candidate of pedagogical sciences, assistant professor
North Kazakhstan State University named after M.Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Annotation: In the article, the ways of the literary development of primary school pupils through the literary and creative activities.
Keywords: literary development, writing skills, reading activity, speech skills.
УДК 372.21
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕМЕЙНОЙ КОМНАТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© 2013
Г.И. Чемоданова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и военного воспитания С.В. Власенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация: Актуальность данного исследования определяется необходимостью создания новой модели специального образования, отвечающего нормам действующего международного права, требованиями казахстанского законодательства и запросам общества - модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленной на развитие личности дошкольника.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, дети с ограниченными возможностями здоровья, семейная комната, инклюзивное образование.
Ключевыми направлениями работы ДОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа. Основные задачи психологического сопровождения заключаются в создании условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей; максимальное содействие обучению в ведущих видах деятельности; содействие личностно-ориентиро-ванному пути становления ребенка; подготовка детей к социальным ситуациям развития и взаимодействия; поддержка и фасилитация личностных новообразований и кризисных особенностей возраста; создание преемственности в деятельности дошкольного и школьного психологического сопровождения [1].
Главной целью в создании модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в семейной комнате направлена на определение организационно-технологических, содержательных основ и разработку технологии сопровождения такого ребенка. Семейная комната создает условия, обеспечивающие успешную интеграцию ребенка в социуме. Для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо создать такие условия, при которых он мог бы успешно социализироваться в обществе. Такими условиями может быть организация деятельности детей и создание специальных условий взаимодействия с родителями.
Разработанная модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в семейной комнате в условиях инклюзивного образования построена с учетом принципов гуманизма, природосообразности, личностного, индивидуального и дифференцированного подходов, учитывающих стратегии современного специального образования. В этой связи можно выделить взаимозависимые блоки модели:
-формирование готовности старших дошкольников с ОВЗ к обучению в школе, интеграции в социуме;
- участники психолого-педагогического сопровождения.
Первый блок включает в себя диагностическое, коррекционное и развивающее направления психолого-педагогического сопровождения. Каждое направление представлено взаимосвязанными модулями. Диагностический модуль включает комплексное и системное психологическое изучение ребенка с ОВЗ, что необходимо для разработки индивидуальной траектории и стратегии образовательного маршрута. Диагностическое изучение организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям и проводится
с помощью высоко и малоформализованных методов и методик. Потенциал ребенка в виде зоны ближайшего развития определяет возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослыми (педагогами и родителями) и сверстниками при усвоении ребенком новых способов действий [2].
Параметры для психодиагностического изучения ребенка: отношение ребенка к ситуации обследования и заданиям; способы ориентации ребенка при выполнении заданий, способы выполнения ребенком заданий; действия ребенка должны соответствовать условиям задания, характеру экспериментального материала и алгоритму действий; продуктивное использование ребенком помощи взрослого; умение ребенка выполнять задание по аналогии; отношение ребенка к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Второй блок представлен коррекционным модулем и включает технологический арсенал оказания помощи разным категориям дошкольников. Данный модуль позволяет реализовать социально-психологическую взаимоадаптацию детей в образовательной среде учреждения в условиях инклюзии. Данный блок нацелен на создание оптимальных условий для раскрытия индивидуально-личностных особенностей детей на основе позитивного личностного ресурса ребенка. Основными задачами для реализации направления является выявление и преодоление недостатков, дефицитарности в развитии функциональных систем и личностных свойств. Коррекция является основным методом воздействия специалистов, дефектолога и практического психолога, для оптимизации развития психических процессов, функций и гармонизации личностных свойств. Он содержит методическое обеспечение и методы руководства индивидуальными, подгрупповыми и групповыми формами работы, позволяющие сформировать позитивное отношение и навыки конструктивного взаимодействия, скоррегиро-вать социоэмоциональное состояние ребенка, навыки и формы социального взаимодействия (коммуникации, различные формы общения), способствовать снятию психологических защит во взаимодействии с близкими и развивать «социальную связанность» во взаимоотношениях, формировать способность к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга в детских и детско-взрослых отношениях. Важно также устанавливать и развивать партнерские отношения и навыки сотрудничества детей друг с другом, детей со