ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДк 338.2 ГОВОРИН А. А,
АФАНАСЬЕВА М. В.
GOVORIN А. А., AFANASYEVA М. V.
технологические основы развития экономики и границы предпринимательских решений
TECHNOLOGICAL BASES OF ECONOMIC DEVELOPMENT AND BUSINESS SOLUTIONS BOUNDS
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы
управления развитием социально-экономической системы, в которой решается задача гармоничного сочетания интересов предпринимательского слоя и всего общества, а технологическая база во многом определяет возможности извлечения прибыли на цивилизованном рынке. Критически оценивается возможность повышения роли инновационной составляющей без целенаправленной деятельности государства по формированию институциональной среды, стимулирующей применение современных технологий.
Ключевые слова: предпринимательство; государственночастное партнерство; технологическая среда; институциональная среда; теория экономико-технологического развития цивилизации; экономико-технологический комплекс фирм; константа управляемого макроэкономического развития.
Технологическая база используется предпринимательским сектором для удовлетворения потребностей рынка. Такая узкая постановка вопроса не раскрывает соподчиненности процессов извлечения прибыли хозяйствующим субъектом и влияния производственной базы на масштабы бизнеса и возможности производства товаров для удовлетворения не только массового, но и эксклюзивного спроса. На самом деле, не только предприниматель выбирает нужную технологию, но и технологии, их развитие, влияют на выбор хозяйствующим субъектом рыночной ниши, потребительской аудитории, наконец, на саму модель хозяйствования с заданным уровнем издержек производ-
Abstract: the problems of management by development of social and economic system in which the problem of a harmonious combination of interests of an enterprise layer and all society, and the technological base in many respects defines possibilities of extraction of profit in the civilized market are considered in this article. Possibility of increase of a role of an innovative component without purposeful activity of the state on formation of the institutional environment stimulating application of modern technologies is critically estimated.
Keywords: business; public-private partnership; technological environment; institutional environment; theory of economic and technological development of civilization; economic-technological complex of firm, constant of managed macroeconomic development.
ства и допустимым уровнем риска. Казалось бы, такая взаимосвязь должна побуждать к выявлению всех аспектов технологического развития предпринимательского сектора, однако экономический спад и прогнозы возможного повторения мирового кризиса, прозвучавшие в 2011 г., фактически говорят о недостаточности знаний в области макроэкономической теории, неспособной дать достаточно действенных рекомендаций по решению самых насущных проблем большинства стран мира.
В самом конце XX столетия в исследовании российского ученого В. М. Полтеровича с символическим названием «Кризис экономической теории», фактически, была дана оценка совре-
вестник финансового университета ♦
2'2012
менного состояния экономической науки. В своем утверждении, что «современная экономическая теория, несмотря на впечатляющий прогресс, находится в глубоком кризисе»1
В. М. Полтерович не одинок. Так, по мнению Дж. Гэлбрейта, экономика «...превращается в консервативно используемую систему верований, претендующих называться наукой»2. Дж. Стиглиц утверждал: «Вся экономическая теория либо априорная утопия, либо апостериорная интерпретация»3.
На сегодня для России, пожалуй, самой актуальной задачей следует считать преодоление ресурсной направленности экономики и перевод ее на инновационное развитие. Знания в области макроэкономической теории, свя-занной с производством, во многом базируются на работах Н. Кондратьева и Й. Шумпетера (цикличность развития науки и техники и их тесная связь с закономерностями процесса производства), к которым можно добавить современные работы Д. Львова и С. Глазьева (теория технологических укладов), В. Маевско-го (теория макрогенераций).
В этих теориях сделана попытка связать эволюцию экономики с производственно-технологическим развитием реального сектора. К сожалению, и эти работы не дают конкретных рекомендаций по интенсификации научно-технического развития, так как носят чрезмерно общий, или даже иллюстративный характер.
Так, известные российские экономисты
В. И. Маевский, С. В. Кюнтцель, А. Е. Пономарев дают следующую оценку возможности практического использования существующих концепций технико-экономических парадигм и укладов: «.недостатком существующих концепций технико-экономических парадигм и укладов является то, что они по существу интересуются лишь долгосрочными процессами, причем обычно обосновывают их сменой видов используемого топлива в промышленном производстве. . Вследствие такой узкой
специализации подобные концепции не предлагают объяснения нелинейности экономических процессов вообще, они могут служить в лучшем случае для объяснения таких довольно абстрактных и спорных явлений, как циклы Кондратьева»4.
Вот как излагает свою позицию В. И. Ма-евский относительно теорий экономических укладов и технико-экономических парадигм: «Такого рода концепции интересны в философско-экономическом и историко-экономическом аспектах, но они индифферентны к проблемам текущей и среднесрочной экономической динамики. Они не дают рецептов по поводу того, как не допустить перегрев экономики в очередной фазе подъема, как действовать в условиях рецессии, как управлять инфляцией, занятостью, ставками процента, валютным курсом в той или иной фазе бизнес-цикла, как строить бюджетную и ценовую политику в разных экономических ситуациях и т. д.»5.
Воздействие на экономику со стороны государства — непременный атрибут высокоразвитой рыночной экономики. Регулирование ставки банковского процента, массированный выход на рынок ценных бумаг, налоговое стимулирование инвестиционной активности — общепринятые приемы макрорегулирования. Эти и ряд других методов хорошо зарекомендовали себя в высокоразвитых отлаженных экономических системах, но не в экономически слабых. Например, в США изменение ставки рефинансирования на десятые доли процента значимо сказывается на активности инвесторов и курсе доллара. В современной же России изменение ставки рефинансирования на несколько процентов почти не влияет на инвестиционную активность и курс национальной валюты.
Качественный уровень российской экономики, сложившейся к 2012 г., не позволяет считать ее технологически высокоразвитой страной. Так, в 2009 г. среднегодовой доход на одного человека в России оценивался в 15 100 долл. США
1 Полтерович В. М. Кризис экономической теории: Доклад на научном семинаре «Неизвестная экономика» Отделения экономики РАН и ЦЭМИ РАН [Эектронный ресурс] URL: http://ts1.cemi.rssi.ru/rus/publicat/e-pubs/d9702t/d9702t.htm#6 (дата обращения: 02.02.2012).
2 Galbraith J. K. Economics, Peace and Laughter. N.Y.: Macmillan, 1971.
3 Цитата по: Фаткин Л. В. Парадоксы менеджмента. М., 2002. С. 48-49.
4 Цитата по: Кюнтцель С. В., Пономарев А. Е. Технологические парадигмы и их влияние на экономический рост / ГУ - ВШЭ, Международный институт А. Богданова [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogdinst.ru (дата обращения: 02.020.2012).
5 Там же.
в год на человека, против более чем 46 000 долл. При расчете же по официальному курсу валют в год в США, при расчете по паритету покупа- это соотношение составит уже 5,1 раза в пользу тельной способности, т. е был меньше в 3 раза. США (см. табл. 1).
Таблица 1. ВВП крупных стран в 2009 г., рассчитанный по ППС и по курсу долл. США
Страна Население, млн. чел. ВВП на душу по ППС, чел в год ВВП по ППС, трлн долл. ВВП по курсу, трлн долл. Отношение
1 США 310,2 46 000 14,12. 14,12 1,0
2 Германия 82,3 34 200 2,815 3,339 0,8
3 Великобритания 62,3 34 200 2,123 2,179 1,0
4 Япония 126,8 32 600 4,149 5,069 0,8
5 Франция 64,8 32 500 2,094 2,656 0,8
6 Европейский союз 492,4 31 900 14,43 16,21 0,9
7 Италия 58,1 29 900 1,737 2,118 0,8
8 Россия 139,4 15 100 2,116 1,232 1,7
9 Мексика 112,5 13 200 1,463 0,874 1,7
1Q Турция 77,8 11 500 0,879 0,614 1,4
11 Иран 76,9 10 900 0,825 0,325 2,5
12 Бразилия 201,1 10 100 2,010 1,574 1,3
13 Таиланд 67,1 8100 0,539 0,264 2,0
14 Китай 1330,1 6700 8,818 4,985 1,8
15 Египет 80,5 5900 0,468 0,188 2,5
16 Индонезия 243,0 4000 0,960 0,539 1,8
17 Филиппины 99,9 3300 0,324 0,161 2,0
18 Индия 1173,1 3200 3,68 1,237 3,0
19 Вьетнам 89,6 2900 0,256 0,931 2,8
2Q Пакистан 184,4 2400 0,432 0,162 2,7
21 Нигерия 152,2 2300 0,341 0,168 2,0
22 Бангладеш 156,1 1600 0,241 0,946 2,5
23 Бирма 53,4 1100 0,570 0,343 1,7
24 Эфиопия 88,0 900 0,770 0,323 2,4
25 Конго 70,9 300 0,217 0,111 2,0
(Источник: The World Factbook-2009. Washington, DC: Central Intelligence Agency, 2009.)
Все более укореняющиеся процессы глобализации экономики и ее состояние в текущий период заставляют по-новому взглянуть на выдвигаемые приоритеты экономического развития. Со временем разрыв в уровнях жизни между странами — технологическими лидерами и всеми остальными увеличивается, и пока не видны перспективы по изменению этой си-туации6. То есть, обоснование рекомендаций по
формированию стратегических направлений промышленной политики государства, решающих как приоритетную задачу обеспечения ускоренного количественного и качественного развития реального сектора экономики, становится все более актуальным.
Надежды на изменение создавшейся ситуации возникают в связи с разрабатываемой в РЭУ им. Г. В. Плеханова группой исследо-
6 См. об этом: Бродель Ф. Динамика капитализма. М.,1999.; На пороге 21-го века: Доклад о мировом развитии 1999-2000 гг. / Всемирный Банк. М.: Весь мир, 2000.
вателей7 теории экономико-технологического развития цивилизации. В ее основе лежит представление об экономико-технологический комплексе фирм (ЭТКФ) страны. ЭТКФ — это гармонично построенная и развивающаяся в соответствии с внутренними закономерностями система фирм. ЭТКФ характеризуется числом своих классов (высотой). Класс формируют фирмы определенного уровня развития8. Каждому уровню развития фирмы соответствует превалирующая структура организации. С ростом уровня растут производительность работника и объемы выпуска фирм. ЭТКФ Рос-
сии в настоящее время образован компаниями до пятого уровня включительно, а ЭТКФ США
— страны технологического лидера — седьмого уровня (см. рис. 1). Именно этот фактор и объясняет разницу в уровнях ВВП двух стран.
Как показывает исторический опыт развития самых разных стран мира, существенное повышение качества экономических систем связано либо с мощными социальными процессами, меняющими институциональную среду9, либо с эффективным управлением экономикой, реализуемым самим государством и также основанном на изменении институциональной среды.
Рисунок 1. Экономико-технологические комплексы фирм современных России и США
Действительно, при сравнении экономических успехов стран Европы с социально-политическими процессами, происходящими в них, становится наглядной общепризнанная связь уровня производящих возможностей экономической системы и уровня демократизации общества (табл. 2).
Можно как угодно относиться к методологии расчетов, сделанных А. Мэддисоном, но то что полученные данные строго корреспондируются с радикальной трансформацией обще-
ственного устройства, несомненно. Так, наибольший в Европе ВВП на человека (более 800 долл.) в Римской Империи последних столетий до нашей эры, в Нидерландах к началу XVII в. (около 1400 долл.) и мощный рост ВВП в Великобритании XVIII в. были связаны с демократизацией общества (сенат в Риме, парламенты в Нидерландах и Великобритании), свободой торговли, расцветом ремесел.
7 См., напр.: Колоколов В. А. Глава 15. Экономико-технологическая концепция развития цивилизации Россия на пути к новой экономике / В. А. Колоколов, В. Н. Юсим, И. В. Денисов: Монография (К 100-летию Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова). М., 2006; Денисов И. Теория экономико-технологического развития фирм. М.: «Гриф и К», 2008; Юсим В. Первопричина мировых кризисов // Вопросы экономики. 2009. № 1.; Юсим В. Н., Дворцин М. Д. и др. Основы теории экономикотехнологических комплексов. М.: Изд. дом «Финансы и Кредит», 2005; Афанасьева М. В. Особенности государственной промышленной политики в условиях модернизации технологической среды: Дис. ... канд. экон. наук. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2011.
8 См.: Денисов И. Теория экономико-технологического развития фирм. М.: «Гриф и К», 2008.
9 «Институциональная среда» в теории институционализма — совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения. По отношению к предпринимательству институциональная среда определяет, по сути, возможности предпринимательской деятельности в рамках правового поля.
Таблица 2. ВВП на душу населения по 12 странам Западной Европы 1-1820 гг.10
Годы І !OOO !5OO 1600 1700 1820
Австрия 425 425 707 837 993 1 218
Бельгия 450 425 875 976 1 144 1 319
Дания 400 400 738 875 1 039 1 274
Финляндия 400 400 453 538 638 781
Франция 473 425 727 841 910 1 135
Германия 408 410 688 791 910 1 077
Италия 809 450 1 100 1 100 1 100 1 117
Нидерланды 425 425 761 1 381 2 130 1 838
Норвегия 400 400 610 665 722 801
Швеция 400 400 695 824 977 1 198
Швейцария 425 410 632 750 890 1 090
Великобритания 400 400 714 974 1 250 1 706
* (Источник: Angus Maddison. The World Economy. Volume 1: A Millennial Perspective and Volume 2: Historical Statistics. September 2006. © OECD 2006. На англ. языке / Серия: DevelopmentCentreStudies. В табл. приведены международные доллары Geary-Khamis 1990 г. Ме-тод Гири-Камиса заключается в расчете средневзвешенных международных цен с одновременным определением ППС валют)
Вместе с тем эти процессы шли медленно (столетия) и были связаны с социальными катаклизмами. Совершенно другие возможности создает направленное управление развитием экономики со стороны государства, обеспечивающее совершенствование институциональной среды в условиях достаточно высокого уровня демократических свобод общества. Этот тезис подтверждают широко известные примеры Японии, Южной Кореи, Сингапура, где удваивали, а иногда утраивали свой ВВП не за столетия, а за десяток лет.
Как нам представляется, возможность по-
добного развития для таких стран, как Россия, появляется при реализации политики двухэтапного экономико-технологического развития. Концепция двухэтапной экономико-технологической политики развития страны на инновационной основе может быть выражена с помощью структурной модели, которая отражает базовую направленность политики модернизации технологической среды промышленного производства, а также динамику изменения экономического уровня технологии в процессе развития на каждом из этапов (см. рис. 2).
Этап 1
Этап 2
Рисунок 2. Структурная модель двухэтапного инновационного развития
0 См.: Денисов И. Теория экономико-технологического развития фирм. М.: «Гриф и К», 2008.
23
Первый этап развития страны, отраженный в модели, необходим для экономики, которая характеризуется существенным отставанием от технологических лидеров, значительным разбросом качества отраслевых производств и негативным воздействием на экономику внутренних институциональных факторов. Базовым направлением стратегии этого этапа инновационного развития должно стать повышение качества институциональной и технологической среды.
Модельно это направление отражается ростом площади ЭТКФ страны и увеличением его уровня за счет совершенствования технологической и институциональной среды при использовании, преимущественно, внутренних ресурсов. Важнейшей стратегической целью первого становится увеличение уровня технологии производственного комплекса страны (ЭУТ) до значений, при которых он становится способен воспринимать новые технологии, а затем и самостоятельно их генерировать. Такое решение означает, что направленную трансформацию экономики первого этапа характеризуют следующие особенности:
- реализация мер, обеспечивающих резкое повышение эффективности институциональной среды экономики;
- развитие инфраструктуры и повышение уровня технологической среды за счет выравнивания технологических возможностей большинства значимых для экономики отраслей народного хозяйства;
- создание благоприятных условий для возникновения и развития малых и средних предприятий при возрастании их общественной экономической эффективности;
- заимствование передовых, но ограниченных по количеству и не самых высоких технологий.
Методы решения этих задач рассматриваются в рамках теории экономико-технологического развития11 и включают решения по совершенствованию методов частно-государственного партнерства.
Так, предлагается противостоять негативным тенденциям развития, используя рыноч-
ные механизмы частно-государственного (точнее, общественного) воздействия, используя метод «провокации положительных тен-денций»12.
На нижних уровнях ЭТКФ представляется целесообразным ввести дополнительный институт, расширяющий сферу частно-государственного партнерства за счет введения системы государственного страхования мелких фирм от несправедливой конкуренции и недобросовестности чиновников.
На средних уровнях ЭТКФ необходимо создать институциональный механизм, способный обеспечить создание конкуренции в заведомо неконкурентной среде. Решение такой важной задачи может быть осуществлено в процессе частно-государственного партнерства при создании на рынке фирм — ценовых пионеров. Это могут быть любые фирмы, которые, сотрудничая с государством, берут на себя обязательство снижать текущие цены с перспективой повышения собственной прибыли в будущем за счет роста объемов продаж своей продукции. Государство, в процессе сотрудничества с такими фирмами, должно обеспечить им помощь в преодолении барьеров рынка и действий чиновников, поддерживающих недобросовестную конкуренцию.
На верхних уровнях ЭТКФ частно-государственное партнерство должно реализовываться в формирование эффективных межотраслевых цепочек создания добавленной стоимости (аналогичных рассматриваемым М. Портером) при производстве базовых отраслевых продуктов.
В процессе частно-государственного партнерства необходимо ограни-чить роль субъективных оценок и личных предпочтений конкретных чиновников. Такая возможность возникает при устранении чиновника от принятия решений по выбору объекта поддержки государства и форме ее осуществления. Представления о закономерностях развития ЭТКФ и связанных с ним рынков позволяют это сделать.
Вариативность методов воздействия на экономику обусловлена множественностью усло-
11 См.: Юсим В. Н., Дворцин М. Д. и др. Основы теории экономико-технологических комплексов (тезисы). М.: Изд. дом «Финансы и Кредит», 2005.
12 Юсим В. Н. Принцип провокации положительных тенденций / В. Н. Юсим, М. Д. Дворцин, С. Е. Резник // Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 17(50).
вий, в которых существуют фирмы. В настоящее время политика развития в России должна включать 6 различных уровней фирм и 7 в США; 5 типов рынков; 2 типа продукции, производимой фирмами (традиционная и инновационная), и 2 типа ориентированности выпуска фирмы (на внутренний и внешний рынки).
С учетом того, что согласно теории экономико-технологического развития в скором времени в мире возникнут фирмы 8-го уровня (см. рис. 1), возникает 8 х 5 х 2 х 2 = 160 возможных вариантов политики развития фирм. На практике остается 80-100 невырожденных (т. е различных, четко обоснованных вариантов) такой политики.
Детализация сфер использования методов промышленной политики развития позволяет обеспечить адресность и высокую формализацию решений. То есть, чиновник может быть отстранен от решения о выборе объекта и типа частно-государственного партнерства. Такое решение должно осуществляться компьютером, использующим соответствующую интеллектуальную программу.
Изменение качества может быть оценено количественно темпом роста экономического уровня технологии (ЭУТ) промышленных отраслей или комплекса фирм страны в целом. Так, в соответствии с динамикой ЭУТ, показанной на рис. 2, первый этап характеризует значительный относительный рост ЭУТ. Практическая возможность достижения высоких темпов роста во многом объясняется низким начальным уровнем ЭУТ.
Первый этап промышленной политики должен позволить преодолеть препятствия на пути инновационного развития, воспринимаемые как непреодолимые13.
Базовым направлением второго этапа стратегии инновационного развития должно стать формирование новых верхних уровней экономико-технологического комплекса фирм (ЭТКФ)14. Это направление модельно от-
ражается также ростом площади ЭТКФ, но за счет увеличения его уровня.
Здесь также осуществляется направленная трансформация экономики, которую характеризуют следующие особенности:
- появление новых фирм, ранее не существовавших верхних классов;
- гармоничный рост числа фирм всех классов фирм ЭТКФ15;
- в большинстве значимых для экономики отраслей народного хозяйства появляются фирмы — технологические лидеры;
- происходит возникновение новых отраслей.
Эти возможности будут способствовать росту качества институциональной и технологической среды экономики, обеспеченному на первом этапе, а также сформированных на том же этапе финансовых, технологических и организационных ресурсов. За счет массированных финансовых вложений частного сектора и государства будут реализовываться перспективные инновационные проекты, заимствоваться и совершенствоваться новые техноло-гии, а также создаваться собственные, конкурентные на мировом уровне.
Управляемое развитие экономики со стороны государства обеспечит реализацию высокого потенциала ее совершенствования. В настоящее время получены данные16, позволяющие утверждать, что ВВП любой страны несет в себе «константы», то есть неизменные (на практике мало изменяющиеся) величины, характеризующие потенциал развития экономики. «Константы» незначительно, но растут со временем.
Под понятием «потенциал управляемого развития экономики» понимается дополнительный рост объемов ВВП на человека, который должен образоваться при реализации научно обоснованной промышленной политики.
Согласно данным, полученным исследовательской группой РЭУ, «константа управляемого макроэкономического развития» оценивается в 600-800 долл. США на человека.
13 См.: Афанасьева М. Двухфазная модель макроэкономического развития / М. В. Афанасьева, В. Н. Юсим // Материалы международных научно-практических конференций (г. Москва, РЭУ им. Г. В. Плеханова, 16 декабря 2008 г. и 21-22 апреля 2009 г.). М., С. 210.
14 См.: Денисов И. Теория экономико-технологического развития фирм. М.: «Гриф и К», 2008.
15 Что зрительно отражается на модели (см. рис. 2) значительным ростом его площади.
16 См.: Юсим В. Потенциал управляемого развития России // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, РЭА им. Г. В. Плеханова, 13 мая 2010 г.). М., 2010.
вестник финансового университета ♦
2'2012
Это означает, что уже на первом этапе «промышленной политики управляемого развития» ее использование, предположительно, должно дать дополнительный прирост ВВП от 14 до 42 млрд долл.
Таким образом, обосновано, что динамика экономического развития на инновационной основе
опирается на четкое понимание закономерностей изменения технологической среды и соответствующие изменения среды институциональной, которая определяет, насколько решение частных меркантильных задач предпринимательским сектором не мешает развитию общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева, М. Двухфазная модель макроэкономического развития I М. В. Афанасьева,
B. Н. Юсим II Материалы международных научно-практических конференций (Москва, РЭУ, им. Г. В. Плеханова, 16 декабря 2008 г. и 21-22 апреля 2009 г.).
2. Афанасьева, М. В. Особенности государственной промышленной политики в условиях модернизации технологической среды : дис. ... канд. экон. наук. - М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011.
3. Бродель, Ф. Динамика капитализма I Ф. Бродель. - М., 1999.
4. Денисов, И. Теория экономико-технологического развития фирм I И. Денисов. - М.: «Гриф и К», 2008.
5. Колоколов, В. А. Глава 15. Экономико-технологическая концепция развития цивилизации Россия на пути к новой экономике I В. А. Колоколов, В. Н. Юсим, Т. В. Денисов : Монография (К 100-летию Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова). - М., 2006.
6. Кюнтцель, С. В. Технологические парадигмы и их влияние на экономический рост I
C. В. Кюнтцель, А. Е. Пономарев I ГУ - ВШЭ, Международный институт А. Богданова [Электронный ресурс]. URL: http:IIwww.bogdinst.ru (дата обращения: 02.02.2012).
7. На пороге 21-го века : Доклад о мировом развитии 1999-2000 гг. I Всемирный Банк. - М.: Весь мир, 2000.
8. Полтерович, В. М. Кризис экономической теории I В. М. Полтерович : Доклад на научном семинаре «Неизвестная экономика» I Отделение экономики и ЦЭМИ РАН.
9. Фаткин, Л. В. Парадоксы менеджмента I Л. В. Фаткин. - М., 2002.
10. Юсим, В. Н. Принцип провокации положительных тенденций I В. Н. Юсим, М. Д. Дворцин,
С. Е. Резник II Экономический анализ: теория и практика. - 2005. - № 17 (50).
11. Юсим, В. Н. Основы теории экономико-технологических комплексов I В. Н. Юсим,
М. Д. Дворцин и др. - М.: Изд. дом «Финансы и Кредит», 2005.
12. Юсим, В. Первопричина мировых кризисов I В. Юсим II Вопросы экономики. - 2009. - № 1.
13. Юсим, В. Потенциал управляемого развития России I В. Юсим II Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, РЭА им. Г. В. Плеханова, 13 мая 2010 г.). - М., 2010.
14. Galbraith J. K. Economics, Peace and Laughter. - N.Y. : Macmillan, 1971.