УДК 373.103.71
технологические основы формирования личностной физической культуры детей 7-10 лет на основе идеалов и ценностей олимпизма
Доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор М. М. Шестаков, кандидат педагогических наук К. Ю. Чернышенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в статье представлены данные многолетних исследований, отражающие технологические основы формирования личностной физической культуры учащихся младших классов прогимназии с преимущественным использованием идеалов и ценностей олимпизма.
Ключевые слова: учащиеся младших классов прогимназии; личностная физическая культура; идеалы и ценности олимпизма; технологические основы.
В связи с предоставлением г. Сочи права проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года система физического воспитания школьников получила новый импульс к развитию. Данное знаменательное событие обусловило понимание педагогической общественностью настоятельной необходимости модернизации содержания физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, повлекшей за собой целесообразность изменения вектора его дальнейшего развития на основе учета ценностей и идеалов олимпийского движения [1, 2]. В ходе многолетних исследований разработана модель процесса формирования физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпийского движения [4]. В процессе ее реализации обоснован комплекс технологических решений, обеспечивающий эффективное решение интеллектуальных, социально-психологических и собственно-биологических задач процесса физического воспитания детей 7-10 лет.
Базовыми составляющими технологии формирования физической культуры учащихся младших классов
прогимназии являются планирование учебно-воспитательного процесса, обеспечение преемственности физкультурно-спортивных мероприятий, а также межпредметных связей.
Планирование_учебно-
воспитательного процесса.
Планирование учебно-
воспитательного процесса как в ходе учебной, так и внеклассной работы осуществлялось на основе известных принципов, изложенных в работе [3], к основным из которых относятся:
- соответствие планирования нормативным документам руководящих органов системы образования;
- реальность и конкретность;
- учет общих принципов формирования основ физической культуры человека и половозрастных особенностей онтогенетического развития;
- комплексность развития основных физических качеств;
- последовательность и целесообразность решения задач учебно-воспитательного процесса, обусловленные полом, возрастом, состоянием здоровья и физической подготовленностью детей;
- конверсия высоких технологий спортивной подготовки применительно к задачам физического воспитания детей младшего школьного возраста.
В ходе планирования учебно-воспитательного процесса использовались 2 основных подхода.
Первый осуществлен в ходе планирования процесса развития физического потенциала учащихся младших классов прогимназии. Его принципиальной особенностью является учет в процессе разработки основных документов планирования урочных форм физиче-
Таблица
Схема распределения учебно-воспитательных мероприятий в учебном году
Месяцы
Мероприятия
Соревнование ««Веселые старты»:
«Осенний марафон»
«Зимняя фантазия»
«Спортивная радуга»
Прыжки со скакалкой
Игра в «классики»
Полоса препятствий
Поймай мяч ловушкой
Бросок мяча в кольцо
Прыжки через резинку Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Школа мяча Спортивные игры (бадминтон, футбол) Игры-эстафеты Плавание
Конкурсы:
Ритмическая гимнастика Парные гимнастические упраж-
_нения_
Танцевальная мозаика
_Аквааэробика_
_Шашечный турнир_
Интеллектуальные игры Выставка детского
_творчества_
Театрализованная
_деятельность_
Смотр-конкурс среди педагогов:
Нестандартное оборудование Методические разработки, пособия, дидактический материал
Развивающая двигательная среда
в классах
на спортивной площадке
Экскурсии:
КГУФКСТ (музей)
Спорткомплекс акробатики и ба-
_тута им. В. Н. Мачуги_
Врачебно-физкультурный диспан-
_сер_
_Стадион «Динамо»_
Ипподром
ского воспитания половозрастных особенностей развития основных физических качеств и биологического возраста учащихся по следующему алгоритму [5]:
1. Расчет общего бюджета учебного времени, предназначенного для реализации программных задач исходя из 66 уроков физической культуры в 1-х классах и 68 уроков - во 2-4-х классах.
2. В соответствии с процентным соотношением физических нагрузок для формирования определенных качеств дифференцировано по годам обучения рассчитывалось общее время, затрачиваемое на развитие скоростно-силовой подготовленности, силы, выносливости, гибкости и координации.
3. Учебное время, планируемое для развития каждого физического качества, распределялось в соответствии с количеством уроков и выявленными с учетом биологического возраста учащихся сенситивными периодами.
Второй подход, отраженный в таблице, применялся в процессе годового планирования учебно-воспитательных мероприятий. Характерными особенностями данного методического подхода являются:
1. Обязательный учет основных олимпийских идеалов и ценностей, включающих состязательность, творческое начало, волонтерские идеи, лично-командные соревнования и конкурсы, использование соответствующих девизов, эмблем, символов и т. д.
2. Комплексность, базирующаяся на распределении в учебном году мероприятий с участием педагогов, родителей и детей.
3. Учет климатических условий календарного года.
4. Ритмичность повторения абсолютного большинства мероприятий в течение учебного года.
5. Формирование различных качественных характеристик учащихся на основе использования физкультурно-спортивных, творческих и оздоровительных мероприятий.
6. Стимулирование различных видов и форм самостоятельной физкультурно-спортивной и творческой деятельности.
7. Формирование чувства взаимопомощи и коллективизма на основе организации командных соревнований и конкурсов, а также продвижения идей волонтерской добровольческой деятельности.
Обеспечение преемственности мероприятий урочных и внеурочных форм.
Важнейшей методической задачей является обеспечение преемственности различных аспектов этих направлений, которая реализуется на основе:
1) единства целевых установок, предполагающих решение трех основных групп задач учебно-воспитательного процесса: интеллектуальных, социально-психологических и собственно-биологических;
2) содержательногосоотнесениявсехфизкультурно-спортивных мероприятий с учетом половозрастных, онтогенетических и гендерных особенностей развития учащихся младших классов прогимназии;
3) создания единой образовательно-развивающей среды во всем временном периоде обучения детей в прогимназии;
4) единства проективных документов планирования во всем образовательном пространстве;
5) преемственности требований педагогов к учащимся, базирующейся, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей физического, психического и социального развития учащихся;
6) комплексного применения средств физкультурно-спортивной деятельности, оказывающих когерентное влияние на физическую и психическую сферу детей;
7) использования во всех возрастах нетрадиционных средств: фито-, физио-, оксигенотерапии, сауны, аквааэробики, восточных единоборств, катания на роликовых коньках, элементов синхронного плавания.
Результаты проведенной работы свидетельствуют о высокой результативности предложенных подходов к обеспечению преемственности различных форм физкультурно-спортивной работы в прогимназии, что позволяет рекомендовать их использование в практике физического воспитания в других общеобразовательных учреждениях.
Технологические особенности установления межпредметных связей.
Установление межпредметных связей рекомендуется осуществлять в два этапа:
1) подготовительный, основными задачи которого являются:
• обеспечение общей ориентации учащихся в содержании изучаемой учебной темы на межпредметной основе;
• формирование мотивации детей к освоению изучаемой темы;
• формирование у младших школьников понимания интегративного характера осваиваемого учебного материала и необходимости при его изучении использования знаний из других предметов;
2) основной, задачами которого являются:
• осознание педагогами необходимости широкого проникновения в содержание ведущих идей других предметов;
• установление эффективного взаимодействия между учителями;
• организация межпредметных семинаров, экскурсий, конференций.
К ведущим технологическим подходам к реализации задач подготовительного этапа следует отнести:
• широкую ориентацию школьников в содержании учебной темы с целью понимания ими ее межпредметного характера;
• выделение под руководством педагога ведущих положений изучаемой темы;
• постановку вопросов, направленных на целостное восприятие учащимися содержания темы и побуждающих их к межпредметному поиску;
• формирование системообразующих знаний, опре-
деляющих основные содержательные основы изучаемого учебного материала;
• формирование у детей понимания интегративно-го характера каждого конкретного осваиваемого раздела.
К ведущим технологическим путям основного этапа установления межпредметных связей относятся:
• постановка учителями конкретных учебных целей и объяснение ведущих положений, которые необходимо будет раскрыть на межпредметной основе;
• пояснение педагогами основных путей, способствующих достижению поставленных учебных целей;
• разработка учителями и использование в учебном процессе системы вопросов, учебных задач и заданий, носящих проблемный, эвристический характер;
• самостоятельный поиск учащимися, в соответствии с их возрастными возможностями, базовых опорных межпредметных связей, способствующих превращению дидактической модели межпредметных связей в факт их освоения школьниками;
• оказание ситуативной и разноплановой помощи учащимся в случае возникновения затруднений;
• постоянное упражнение учащихся, направленное на развитие самостоятельности в установлении межпредметных связей на основе поиска необходимых опорных знаний, развития организационных умений по осуществлению межпредметных связей;
• применение гибких и разнообразных форм взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, таких как межпредметные письменные работы, конкурсы и т. д.
Осуществление межпредметных связей во внеклассной работе позволяет выделить ряд особенностей и условий, учет которых обеспечивает ее результативность:
• выдвижение комплексной проблемы, позволяющей группировать межпредметные знания вокруг одного познавательного объекта;
• формулировка воспитательных задач, содержания практической деятельности учащихся, базирующихся на межпредметной координации;
• опора на имеющиеся устойчивые интересы и мотивы детей и умение педагогов определить формы совместной работы учащихся, формирующие у них потребность в освоении общей для них области знаний или двигательной деятельности;
• обеспечение действенной содержательно-технологической взаимосвязи форм, средств, методов и содержания учебной и внеклассной работы.
Образцы внедренных в учебно-воспитательный процесс межпредметных связей:
Литературное чтение - изучение стихотворений о спорте, биографий выдающихся спортсменов, мифов
и легенд Древней Греции, составление кроссвордов на спортивную тематику, сочинение стихотворений о спорте.
Изобразительное искусство - изучение картин, плакатов, афиш со спортивной тематикой, а также рисование на олимпийскую тематику.
Окружающий мир - изучение гигиены человека, ознакомление с элементами физиологии и психологии, освоение знаний о рациональном режиме дня, здоровом образе жизни.
Театральное искусство - участие детей в составлении и реализации сценариев костюмированных представлений на тему: «История олимпийского движения».
Прикладное искусство - изготовление поделок на спортивную тему, нестандартного спортивного оборудования, атрибутов болельщика, написание сценариев игр на спортивную тему.
Музыка - ознакомление со спортивными маршами, разучивание и инсценировки спортивных песен.
Закрепление и учет освоения теоретических и практических знаний, умений и навыков, сформированных у школьников за учебный год, проходит в форме конкурсов кроссвордов, рисунков, загадок о спорте, поделок, общешкольных интеллектуальных и спортивных мероприятий.
Результаты формирующих педагогических экспериментов свидетельствуют о высокой эффективности предлагаемых технологических подходов к процессу формирования физической культуры детей младшего школьного возраста.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ахметов, С. М., Чернышенко Ю. К. Подготовка волонтеров в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма для обеспечения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи // Физическая культура, спорт - наука и практика.
- 2011. - № 1. - С. 3-7.
2. Синицын, Ю. Н. Педагогические условия обеспечения здоровья школьников // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 63-67.
3. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2005.
- 270 с.
4. Чернышенко, К. Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук.
- Краснодар, 2012. - 24 с.
5. Чернышенко, К. Ю., Перков, А. В., Чернышенко, Ю. К., Баландин, В. А., Долгов В. А. Новый подход к нормированию процесса физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. - 2010. - № 8 (66). - С. 104-108.
technological bases of forming the personal physical culture of children aged 7-10 on the basis of ideals and values of olympism
Yu. Chernishenko, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,
V. Balandin, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,
M. Shestakov, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,
K. Chernishenko, Candidate of Pedagogical Sciences,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
The results of long-term investigations reflecting technological bases of forming the personal physical culture of junior pupils of incomplete gymnasia with the primary use of the ideals and values of Olympism are revealed in the article.
Key words: junior pupils of incomplete gymnasia; personal physical culture; ideals and values of Olympism; technological bases.
УДК 796.035
организационно-правовые детерминанты проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства
Преподаватель А. Б. Орлов,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. А. А. Епифанцев,
Краснодарский университет МВД РФ.
Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в настоящей статье на основе анализа современных источников рассматриваются актуальные организационно-правовые вопросы проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства.
Автором изучены особенности спортивного законодательства, динамика финансирования массового спорта и перспективы его роста по уровням управления, проанализированы условия развития массового спорта в России и регионе, приведены показатели оценки эффективности деятельности органов исполнитель-
ной власти субъектов Федерации в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: поддержка массового спорта; законодательство в области физической культуры и спорта; развитие массового спорта; территориальный принцип управления; эффективность исполнительной власти, управление спортивными сооружениями.
Помнениюспециалистов,качество решения организационных аспектов физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства существенно влияет на ее итоговую результативность (7, 8).