SEX-AGED PECULIARITIES OF THE INTERDEPENDENCE IN THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL-AGED CHILDREN'S INTELLECTUAL ABILITIES AND PHYSICAL QUALITES
N. Dvorkina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.
The analysis of the interconnection between indices of the development of children's intellectual abilities and their physical qualities in the process of their development at the age of 3-6 taking into account their sex differences is presented in the paper. The peculiarities displayed consist in the fact that the level of the development of 3-6
aged children's intellect is surely interconnected with the process of the development of some separate physical qualities.
Key words: 3-6 aged boys and girls; intellect; physical qualities; correlation.
УДК 373.103.71
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КОМПОНЕНТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ шКОЛЬНИКОВ 11-15 ЛЕТ
Соискатель Р. Х. Деушев,
доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в статье представлены результаты экспериментальной работы, проведенной с учащимися средних классов общеобразовательных учреждений с целью интенсификации процесса развития у них координационных способностей. в ней также отражены основные подходы к обеспечению преемственности содержания основных компонентов экспериментальной методики, обеспечивающей высокий уровень ее эффективности.
Ключевые слова: координационные способности; методика развития координационных способностей; учащиеся средних классов
общеобразовательных учреждений; преемственность компонентов экспериментальной методики развития координационных способностей.
Результаты анализа научно-методической литературы свидетельствуют о большом внимании, уделяемом учеными проблеме совершенствования процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений (В. А. Баландин, 2001; Е. В. Демидова, 2004; Ю. Н. Синицын, 2011).
В ходе многолетних исследований разработана экспериментальная методика развития коорди-
национных способностей учащихся средних классов общеобразовательных учреждений, схематично представленная на рисунке.
Важной методической задачей процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений является обеспечение преемственности основных компонентов экспериментальной методики в половозрастном контексте (К. Ю. Чернышенко, 2012; Т. Е. Виленская, 2012).
Во многом ее эффективное решение базируется на актуальности проективных установок методики и их адекватности общим целевым векторам процесса физического воспитания учащихся среднего школьного возраста.
Преемственность целевых установок экспериментальной методики отражается в распространении на процесс формирования и развития координационных способностей школьников 11-15 лет основного методологического требования - адекватности педагогических воздействий природосообразным закономерностям эволюции (изменения) параметров различных проявлений координационных способностей (В. К. Бальсевич, 2000). Их соответствие общим задачам физического воспитания школьников подтверждается в формулировке главного результирующего критерия методики: соответствие индивидуальным особенностям детей уровня развития интегральных и суммарных показателей координационных способностей, которые являются важнейшей составляющей собственно-биологического компонента личностной
физической культуры учащихся среднего школьного возраста (В. И. Лях, 2004).
Необходимо подчеркнуть, что преемственность проективных установок экспериментальной методики в самом общем плане также базируется на позитивном ее влиянии на формирование фундаментальных компонентов личностной физической культуры учащихся:
- интеллектуального, за счет знаний, получаемых школьниками по основам развития координационных способностей в ходе уроков физической культуры;
- социально-психологического (мотивационно-потребностного), на основе повышения заинтересованности учащихся в собственном двигательном совершенствовании и самосовершенствовании;
- собственно-биологического, базирующегося на интенсивном развитии двигательных способностей, играющих большую роль в обеспечении различных видов и форм жизнедеятельности детей.
Преемственность средств, используемых для развития координационных способностей, обусловливается следующими положениями:
Логичностью построения содержания программ физического воспитания учащихся средних классов общеобразовательных школ, характеризующейся:
- выделением в младших возрастах базовых двигательных действий, определяющих возможность освоения сходных по структуре упражнений и их соединений;
- усложнением программного материала по мере взросления детей, его дифференциацией по полово-
Логичность построения содержания программы
Состав средств, \ обусловленный временем календарного года
Рис. Модель содержания базовых компонентов экспериментальной методики развития координационных способностей учащихся
11-15 лет
№3 I 2013
9
му признаку, что является одним из условий развития координационных способностей. В качестве примера следует привести учебный материал для освоения акробатических упражнений (В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2008):
- 5 класс - кувырок вперед и назад; стойка на лопатках;
- 6 класс - два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью;
- 7 класс: мальчики - кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами; девочки - кувырок назад в полушпагат;
- 8 класс: мальчики - кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках; девочки - мост и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад;
- 9 класс: мальчики - из упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперед с трех шагов разбега; девочки - равновесие на одной; выпад вперед; кувырок вперед.
Адекватным соответствием содержания урочных, внеклассных, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом основных целевых установок процесса физического воспитания. В аспекте развития координационных способностей учащихся данное положение конкретизируется в разработанных учителями программах урочных и внеурочных форм физического воспитания школьников.
Использованием в ходе проведения всех форм и видов физкультурно-спортивной деятельности (спорта), являющихся предметом углубленной специализации в конкретной школе.
Преемственность технологических подходов к процессу развития координационных способностей учащихся 11-15 лет обусловлена:
- адекватностью используемых учителями физической культуры методических приемов, базирующейся на учете сенситивных периодов развития координационных способностей и индивидуальных траекторий динамики отдельных их проявлений;
- преемственностью методов развития координационных способностей во всем возрастном диапазоне, в общем плане заключающейся в следующих основных аспектах:
- изменением способа выполнения специализированных упражнений на основе варьирования силовых, временных, пространственных, темпоритмовых и других параметров используемых двигательных действий;
- изменением условий выполнения координационных упражнений, в том числе на фоне предварительных физических нагрузок, выполнением сложных двигательных действий, включением дополнительных внешних и внутренних раздражителей;
- комбинированием ранее изученных относительно простых координационных заданий с новыми для учащихся комплексами упражнений;
- использованием инвентаря и оборудования, создающие условия для необходимого включения различных анализаторов в ходе выполнения, как правило, комплексных (синтетических) двигательных заданий;
- систематическим включением в содержание уроков физической культуры подвижных и спортивных игр, оказывающих интегрированное влияние практически на все основные показатели координационных способностей учащихся.
Преемственность методик педагогического контроля уровня развития координационных способностей обеспечивается:
- учетом в процессе разработки многоуровневой методики педагогического контроля координационных способностей школьников 11-15 лет, установленных в ходе предварительных исследований половозрастных особенностей динамики различных параметров данного важнейшего физического качества;
- применением одних и тех же контрольных упражнений во всех половозрастных группах, прошедших проверку на соответствие критерию информативности
- важнейшего показателя эффективности их использования в практических целях;
- использованием в каждой группе комплекса показателей, включающих:
- шестнадцать контрольных упражнений;
- четыре интегральных показателя, которые обобщенно характеризуют уровень развития следующих блоков: отдельных проявлений координационных способностей, воспроизведения параметров движений, точности отмеривания параметров движений, дифференцирования параметров движений;
- суммарным показателем, объединяющим значения интегральных характеристик и комплексно отражающих уровень развития координационных способностей;
- использованием в ходе анализа уровня развития координационных способностей школьников разработанных пропорциональных шкал, обусловливающих начисление одного и того же количества баллов за одинаковый прирост результатов;
- разработанными градациями 5 уровней значений интегральных и суммарных показателей координационных способностей (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий), дифференцированными по полу и возрасту учащихся.
Проведенные формирующие педагогические эксперименты в каждой половозрастной группе свидетельствуют о высоком уровне эффективности экспериментальной методики развития координационных способностей школьников 11-15 лет, в том числе и в контексте преемственности содержания ее основных компонентов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баландин, В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин.
- Краснодар, 2001. - 48 с.
2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Баль-севич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.
3. Виленская, Т. Е. Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации (на примере физического воспитания младших школьников): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Т. Е. Виленская. - Краснодар, 2012. - 51 с.
4. Демидова, Е. В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Е. В. Демидова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. -48 с.
5. Лях, В. И. Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. - Изд. 8-е / В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2008. - 190 с.
6. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы: программы общеобразовательных учреждений: учеб. изд. / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2004. - 128 с.
7. Синицын, Ю. Н. Педагогическое обеспечение здоровья как детерминанта формирования и развития жизнедеятель-ностных функций школьника / Ю. Н. Синицын // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2011. - № 4. - С. 52-56.
8. Чернышенко, К. Ю. Динамика показателей физической подготовленности учащихся младших классов в процессе обучения в прогимназии / К. Ю. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2011. - № 2. - С. 31-35.
9. Чернышенко, К. Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / К. Ю. Чернышенко. - Краснодар, 2012. - 24 с.
SUCCESSION OF COMPONENTS OF EXPERIMENTAL METHODS OF THE DECELOPMENT OF COORDINATIONAL ABILITIES OF 11-15 AGED SCHOOLCHILDREN
R. Deushev, Competitior,
V. Balandin, Doctor of Pedagogics, Professor,
Y. Chernishenko, Doctor of Pedagogics, Professor
Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.
Results of an experimental work carried out with pupils of middle classes of general educational institutions aimed at the intensification of the process of the development coordinational abilities in pupils are presented in the paper. Main approaches to the provision of the succession of the meaning of main components of experimental methods are also reflected in the paper. It should be mentioned
that these methods provide a hig high level of their effectiveness
Key words: coordinational abilities: abilities; methods of the development of coordinational abilities; pupils of middle classes of general educational institutions; succession of components; experimental methods of the development of coordinational abilities.
№3 l 2013
11