Научная статья на тему 'Интеграция олимпизма посредством межпредметного взаимодействия в систему формирования здоровьесбережения и физического воспитания учащихся'

Интеграция олимпизма посредством межпредметного взаимодействия в систему формирования здоровьесбережения и физического воспитания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH SAVING / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / HEALTH-SAVING ENVIRONMENT / МЕЖПРЕДМЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERSUBJECT INTERACTION / ОЛИМПИЗМ / OLYMPISM / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва Наталья Геннадьевна, Зайко Алина Игоревна

В статье рассматривается эффективность интеграции олимпизма в систему формирования здоровьесберегающей среды и физического воспитания учащихся посредством межпредметного взаимодействия. Актуализируется значимость внедрения принципов олимпизма, позволяющих более эффективно решать педагогические задачи и формировать целостную многосторонне развитую личность учащихся. На примере апробированного алгоритма интеграции олимпийского образования показано повышение активизации и систематизации познавательно-образующей и потребностно-мотивационной деятельности учащихся, усиление их интереса к спортивно-физкультурным мероприятиям и здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция олимпизма посредством межпредметного взаимодействия в систему формирования здоровьесбережения и физического воспитания учащихся»

Список литературы / References

1. Аристов С.А. Имитационное моделирование экономических систем: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004. 120 с.

2. БеликА.П. Социальная форма движения материи, Явление и сущность. М.: Наука, 1982. 269 с.

3. Кузнецов В.Л. Математическое моделирование. Учебное пособие. Ч. 1. М.: МГТУГА, 2003. 79 с.

4. Шульга E.H. Природа научного познания и критерии рациональности. В кн. Философия науки. Вып. 10. М.: ИФ РАН, 2004. 169 с.

5. Лоу А.М., Кельтон В.Д. Имитационное моделирование. СПб.: Питер; Киев: BHV, 2004. 847 с.

ИНТЕГРАЦИЯ ОЛИМПИЗМА ПОСРЕДСТВОМ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМУ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ

Соловьёва Н.Г.1, Зайко А.И.2 Email: [email protected]

1Соловьёва Наталья Геннадьевна — кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра медико-биологических основ физического воспитания, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, г. Минск; 2Зайко Алина Игоревна — магистр педагогических наук, преподаватель физической культуры и здоровья, Крайская школа Логойского района, г. Крайск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье рассматривается эффективность интеграции олимпизма в систему формирования здоровьесберегающей среды и физического воспитания учащихся посредством межпредметного взаимодействия. Актуализируется значимость внедрения принципов олимпизма, позволяющих более эффективно решать педагогические задачи и формировать целостную многосторонне развитую личность учащихся. На примере апробированного алгоритма интеграции олимпийского образования показано повышение активизации и систематизации познавательно-образующей и потребностно-мотивационной деятельности учащихся, усиление их интереса к спортивно-физкультурным мероприятиям и здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающая среда, межпредметное взаимодействие, олимпизм, физическое воспитание.

INTEGRATION OF OLYMPISM THROUGH INTER-SUBJECT INTERACTION IN THE SYSTEM OF FORMING HEALTH-SAVING AND PHYSICAL EDUCATION OF PUPILS Solovyova N.G.1, Zaiko A.I.2

1Solovyova Natalya Gennadyevna — Ph.D. of Biology, Associate Professor, HEAD OF THE DEPARTMENT OF MEDICAL AND BIOLOGICAL FOUNDATIONS OF PHYSICAL EDUCATION, BELARUSIAN STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER MAXIM TANK, MINSK;

2Zaiko Alina Igorevna—Master degree in Pedagogical Sciences, Teacher of the physical culture and health, KREISKY SCHOOL, LOGOISK DISTRICT, CRISC, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: in article the efficiency of integration of Olympism into the system of forming a health-saving environment and physical education of pupils through inter-subject interaction. The significance of introducing the principles of Olympism, allowing to more effectively solve pedagogical tasks and form a complete, multi-faceted personality ofpupils, is being actualized. On the example of the approved algorithm of integration of the Olympic education, it is shown that the activation and systematization of the cognitive-forming and needs-motivational activities of pupils is increased, and their interest in sporting and physical activities and healthy lifestyles is increased.

Keywords: health saving, health-saving environment, inter-subject interaction, Olympism, physical education.

УДК 796.011.3

Здоровье подрастающего поколения является одной из наиболее важных задач современной педагогической науки в силу многокомпонентное™ самого здоровья и разнохарактерного влияния отдельных его элементов. Вместе с тем здоровье - интегративное и целостное понятие, дающее преставление об уровне психофизического развития и актуального состояния личности [1]. На современном этапе развития общества, к сожалению, отмечается рост числа заболеваемости детей и молодежи [2]. Все чаще выявляются нарушения не только в физическом компоненте здоровья, но и в психосоциальной функции личности, что проявляется в повышенной внутренней неустойчивости, замкнутости, устранении от социальной ответственности и переориентации ценностей, предпочтении человеческим взаимоотношениям отношения с техническими объектами (видеоигры, компьютерная техника и др.). Избыточное материально-техническое потребление и высокотехнологические условия жизни ограничивают непосредственные контакты между субъектами, минимизируют личностную потребность в душевной отзывчивости и способствуют развитию гипертрофированного эгоцентризма. В силу этого, актуальной педагогической задачей, в том числе и в системе физического воспитания выступает поиск и внедрение новых эффективных методов формирования здоровьесберегающих принципов у подрастающего поколения.

Среди наиболее эффективных воспитательно-образовательных средств, активно воздействующих на творческий, двигательно-активный и коммуникативный потенциал можно рассматривать систему олимпизма [3-5]. Олимпизм является важным компонентом культуры человечества, объединяя в себе физическое, эстетическое и нравственное совершенствование. По мнению Пьера де Кубертена, инициатора возрождения Олимпийских игр и основателя современного олимпизма, реализация системы олимпийского образования, особенно среди детей и молодежи, обеспечивает социальный прогресс и гуманизацию общества [4; 5]. Ознакомление подрастающего поколения с принципами олимпизма и вовлечение их в Олимпийское движение позволяет увидеть им наиболее интересные и полезные для своего физического, психического и социального здоровья способы организации и проведения личного времени и сформировать здоровьесберегающую среду своей жизнедеятельности. Интеграция олимпизма в систему образования способствует более эффективной реализации педагогических задач: повышение двигательной активности обучающихся, актуализация и их приобщение к спортивно-массовым мероприятиям, усовершенствование физической подготовленности и достижение оптимального уровня здоровья, формирование нравственных принципов и воспитание индивида как личности и активного участника социума [3-8]. Вместе с тем, анализ литературных данных свидетельствует о том, что вопрос интеграции системы олимпийского образования в систему здоровьесбережения и физического воспитания в учебных заведениях еще не в полной мере реализован [9]. Результаты нашего пилотного анкетирования также показали необходимость актуализации данного направления педагогической деятельности: достаточный опыт в реализации интегративных форм олимпийского образования имели лишь 18% педагогов, курсы повышения квалификации по данному направлению образования и воспитания проходили лишь 6%. При этом 76,5% респондентов владеют достаточным уровнем теоретических знаний по вопросам олимпийского образования учащихся и в достаточной степени готовы к практической реализации интегративных подходов.

На основании вышесказанного целью работы явилась активизация принципов олимпизма в образовательном процессе посредством межпредметного взаимодействия. Реализация поставленной цели и исходящих задач заключалась в интеграции олимпийского образования в рамках ряда учебных предметов согласно разработанному алгоритму (рисунок 1). Базой для эксперимента выступило ГУО «Крайская средняя школа Логойского района» (n=74).

На первом и втором этапах определялся уровень методической подготовленности и мотивации педагогов к реализации интегративных подходов олимпийского образования.

Третий этап (изучение информационной сферы) предполагал изучение степени информированности обучающихся в области основных принципов здоровьесбережения и олимпийского образования: знания олимпийской символики, олимпийских чемпионов, истории олимпийских игр, олимпийских видов спорта.

Рис. 1. Алгоритм интеграции олимпийского образования посредством межпредметного взаимодействия

Четвертый этап (изучение мотивационной сферы) предусматривал выявление интереса обучающихся к олимпизму, физической культуре, отношений к своему здоровью и здоровьесбережению.

На пятом этапе при интеграции олимпийского образования в образовательную среду на отдельных предметах были внедрены следующие формы олимпийского воспитания: на уроках истории - задания и сообщения по истории, традициям, символам и церемониям Древних и современных Олимпийских игр, олимпийским принципам, об Олимпийских чемпионах; на уроках литературы - рассказы и поэтические повествования об олимпийских героях, патриотических основах их спортивной борьбы, олимпийские викторины и конкурс олимпийских сочинений; на уроках мировой художественной культуры - художественные произведения и культурные ценности, посвященные олимпизму и олимпийским атлетам, рассматривались закономерности и красота движений человеческого тела, взаимосвязь искусства и спорта, приоритет физического совершенствования как основа здоровьесозидающей среды, олимпийский фестиваль рисунков.

В ходе уроков по физической культуре и здоровью были организованы Олимпийские уроки (теоретические), использовались видеозаписи борьбы олимпийских атлетов и их интервью об эмоциональных переживаниях и особенностях тренировок. При проведении спортивных и подвижных игр использовался соревновательный принцип под девизами «Главное не победа, а участие!», «Быстрее, Выше, Сильнее!», «Раздели дух!», «Гармония физических качеств!», организация и проведение серии спортивных праздников «Олимпизм в моей жизни».

Оценка эффективности интеграции олимпийского образования посредством межпредметного взаимодействия осуществлялась на основании определения уровня

сформированном^ у учащихся основных базисных понятий по следующим группам критериев: 1-я группа - сформированность системы знаний в области олимпизма и олимпийского движения; 2-я группа - сформированность системы отношений и мотивации в области олимпизма, олимпийского движения и физического воспитания; 3-я группа -сформированность системы умений и навыков обучающихся использовать олимпийские знания и физическую культуру в своем стиле жизни при формировании здоровьесберегающей среды [10]. Анализ физической подготовленности учащихся осуществлялся при помощи тестовых упражнений, согласно учебной программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «Физическая культура и здоровье V-XI классы».

Анализ предлагаемого алгоритма реализации олимпийского образования в систему здоровьесбережения и физического воспитания показал высокую эффективность, о чем свидетельствуют полученные результаты. Так, уровень информационной сферы (знания основных олимпийских базисов) у обучающихся составил в среднем 68,3% (прирост в 2 раза по сравнению с начальным этапом эксперимента), при этом наблюдалось повышение активизации и систематизации познавательно-образующей (на 58%) и усиление потребностно-мотивационной деятельности (на 24%) [11]. У 75% обучающихся была сформирована высокая мотивированность к совершенствованию своей физической формы, 66% активно и с удовольствием стали принимать участие в различных спортивно-массовых мероприятиях, 82% обучающихся стали посещать спортивные секции. В более осмысленную сторону по отношению к личностному формированию здоровьесберегающей среды определились обучающиеся на заключительном этапе эксперимента: 80% осознанно стали относится к сохранению своего здоровья, 64% актуализировали пассивно/активные формы закаливания, 68% стали использовать олимпийские знания и знания, полученные на уроках физической культуры, в повседневной жизни, 75% стали уделять больше внимания своей физической форме. В целом, сознательно-деятельный компонент здоровьеобразующей сферы обучающихся повысился на 30% [10].

При внедрении интегративных подходов на уроках физической культуры и здоровья с актуализацией активных подвижных и спортивных игр на фоне олимпийских соревновательных принципов был отмечен прирост уровня физической подготовленности учащихся на заключительном этапе исследования по всем тестируемым показателям: средний балл составил 6,9 по сравнению с 5,6 баллами на начальном этапе исследования и соответствовал уровню физического развития выше среднего. При этом наибольший прирост был отмечен в силовых (в среднем на 21%) и скоростно-силовых (в среднем на 25%) показателях, а также уровне аэробной выносливости (в среднем на 37%).

Таким образом, реализация олимпийского образования в педагогическую деятельность посредством межпредметного взаимодействия позволяет более эффективно решать педагогические задачи и в большей степени способствует формированию целостной многосторонне развитой личности учащихся.

Список литературы / References

1. Ларионова И.С. Здоровье современного человека как ценность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://genmir.ru/b/dok/lar2.htm/ (дата обращения: 01.03.2017).

2. Информационно аналитический бюллетень «Здоровье населения и окружающая среда Минской области в 2015 году». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gigiena.mmsk-region.by/ru/docum/bullet/ (дата обращения: 01.03.2017).

3. Кобринский М.Е., Гуслистова И.И. Ценностно-мотивационный аспект олимпийского образования // Мир спорта, 2005. № 3. С. 82-87.

4. Гуслистова И.И. Олимпийская педагогика Пьера де Кубертена как основа олимпийского образования // Мир спорта, 2014. № 4. С. 31-35.

5. Поликарпова Г.М. Олимпийское образование и воспитание как предмет педагогического исследования: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2003. 414 с.

6. Зайко А.И., Соловьёва Н.Г. Система олимпийского образования в формировании здоровьесберегающей среды учащихся // Студенческая наука как фактор личностного и профессионального развития будущего специалиста: матер. XI студ. науч.-практ. конф., 23 апр.2015. Минск. Мн.: БГПУ, 2015. С. 35-37.

7. Гуслистова И.И. Олимпийское образование и технологии его внедрения // Мир спорта, 2007. № 3. С. 82-87.

8. Кобринский М.Е., Кокашинский А.А. Олимпийское образование в Республике Беларусь // Мир спорта, 2003. № 3. С. 12-16.

9. Система олимпийского образования в Республике Беларусь: сб. науч. ст. / Полоцкий. гос. ун-т; А.А. Макаров. Полоцк, 2010. 142 с.

10. Горчакова И.А. Формирование воспитательной работы профессионального училища на основе идей олимпизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2009. 18 с.

11. Зайко А.И., Соловьёва Н.Г. Интеграция олимпийского образования в систему воспитания и здоровьесбережения учащихся // Актуальш питання ф1зично! культури: матер1али VII Мгжнар. електронн. наук.-практ. конф. студенпв та молодих вчених. Одеса, 25-29 кштня 2016. / Птвд. укр. нац. пед. ун-т ш. К.Д.Ушинського; видав. В.В. Букаев. Одесса, 2016. С. 17-18.

12. Соловьёва Н.Г., Наапетян Ю.Г., Смородская Т.Л. Пути повышения психофизического здоровья и качества жизни женщин с гинекологическими патологиями // International Scientific Review, 2016. № 3 (13). Р. 225-230.

УРОК-ИГРА ПО КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» Голяшова С.В. Email: [email protected]

Голяшова Светлана Викторовна — учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Манычская средняя общеобразовательная школа, пос. Сорговый, Ростовская область

Аннотация: современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, в связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире. В методической разработке предлагается план-конспект урока-игры литературы в 8 классе. Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями. Игровая форма позволяет развивать саму познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке. Урок обобщения и систематизации знаний содержит повторение знаний, полученных при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», решает задачи развития речи. Форма проведения урока способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Игровые уроки позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения, как эвристический, объяснительно -иллюстративный, проблемный. Применила такие формы обучения, как рассказ, беседа, исследование, игры, инсценирование. В качестве проверки домашнего задания детям предлагается инсценировать наиболее понравившийся эпизод комедии, а затем ответить на вопрос, почему они выбрали именно этот отрывок. Конкурс капитанов позволяет проверить знание ребят о фамилиях героев комедии, доказать, что они говорящие. Одно из заданий, предлагаемых на уроке - решение кроссворда. Задания позволяют проверить не только знание учениками содержания произведения, но и литературоведческого теоретического материала. Соотнесение цитаты с автором высказывания позволяет увидеть, насколько внимательно школьники читали произведение. Этому заданию предшествовало составление цитатного плана по комедии, проводимое на предыдущем уроке. Немаловажной считаю работу с учебником, поэтому в конце урока мы проанализировали статью «Поразмышляем о комедии». После чего ребятам предлагалось высказать свое мнение по содержанию прочитанного. Урок апробирован на районном семинаре учителей русского языка и литературы. Конспект урока может быть использован учителями литературы в 8 классах.

Ключевые слова: урок-игра, обобщение и систематизация знаний, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, воспитание бережного и внимательного отношения к слову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.