Научная статья на тему 'Урок-игра по комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"'

Урок-игра по комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3496
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / LESSON-GAME / SYSTEMATIZATION OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голяшова Светлана Викторовна

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, в связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире. В методической разработке предлагается план-конспект урока-игры литературы в 8 классе. Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями. Игровая форма позволяет развивать саму познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке. Урок обобщения и систематизации знаний содержит повторение знаний, полученных при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», решает задачи развития речи. Форма проведения урока способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Игровые уроки позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный. Применила такие формы обучения, как рассказ, беседа, исследование, игры, инсценирование. В качестве проверки домашнего задания детям предлагается инсценировать наиболее понравившийся эпизод комедии, а затем ответить на вопрос, почему они выбрали именно этот отрывок. Конкурс капитанов позволяет проверить знание ребят о фамилиях героев комедии, доказать, что они говорящие. Одно из заданий, предлагаемых на уроке решение кроссворда. Задания позволяют проверить не только знание учениками содержания произведения, но и литературоведческого теоретического материала. Соотнесение цитаты с автором высказывания позволяет увидеть, насколько внимательно школьники читали произведение. Этому заданию предшествовало составление цитатного плана по комедии, проводимое на предыдущем уроке. Немаловажной считаю работу с учебником, поэтому в конце урока мы проанализировали статью «Поразмышляем о комедии». После чего ребятам предлагалось высказать свое мнение по содержанию прочитанного. Урок апробирован на районном семинаре учителей русского языка и литературы. Конспект урока может быть использован учителями литературы в 8 классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок-игра по комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"»

8. Кобринский М.Е., Кокашинский А.А. Олимпийское образование в Республике Беларусь // Мир спорта, 2003. № 3. С. 12-16.

9. Система олимпийского образования в Республике Беларусь: сб. науч. ст. / Полоцкий. гос. ун-т; А.А. Макаров. Полоцк, 2010. 142 с.

10. Горчакова И.А. Формирование воспитательной работы профессионального училища на основе идей олимпизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2009. 18 с.

11. Зайко А.И., Соловьёва Н.Г. Интеграция олимпийского образования в систему воспитания и здоровьесбережения учащихся // Актуальш питання фiзичноl культури: матерiали VII М!жнар. електронн. наук.-практ. конф. студентш та молодих вчених. Одеса, 25-29 квпня 2016. / Пвд. укр. нац. пед. ун-т ш. К.Д.Ушинського; видав. В.В. Букаев. Одесса, 2016. С. 17-18.

12. Соловьёва Н.Г., Наапетян Ю.Г., Смородская Т.Л. Пути повышения психофизического здоровья и качества жизни женщин с гинекологическими патологиями // International Scientific Review, 2016. № 3 (13). Р. 225-230.

УРОК-ИГРА ПО КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» Голяшова С.В. Email: Golyashova629@scientifictext.ru

Голяшова Светлана Викторовна — учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Манычская средняя общеобразовательная школа, пос. Сорговый, Ростовская область

Аннотация: современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, в связи с этим большое значение приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающего поколения целостного взгляда на мир и место человека в этом мире. В методической разработке предлагается план-конспект урока-игры литературы в 8 классе. Урок построен так, что каждый ученик вносит свой индивидуальный вклад, обмениваясь знаниями, идеями. Игровая форма позволяет развивать саму познавательную активность, переводя ее на более высокий уровень сотрудничества. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке. Урок обобщения и систематизации знаний содержит повторение знаний, полученных при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», решает задачи развития речи. Форма проведения урока способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Игровые уроки позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе проведения урока использовала разные методы обучения, как эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный. Применила такие формы обучения, как рассказ, беседа, исследование, игры, инсценирование. В качестве проверки домашнего задания детям предлагается инсценировать наиболее понравившийся эпизод комедии, а затем ответить на вопрос, почему они выбрали именно этот отрывок. Конкурс капитанов позволяет проверить знание ребят о фамилиях героев комедии, доказать, что они говорящие. Одно из заданий, предлагаемых на уроке - решение кроссворда. Задания позволяют проверить не только знание учениками содержания произведения, но и литературоведческого теоретического материала. Соотнесение цитаты с автором высказывания позволяет увидеть, насколько внимательно школьники читали произведение. Этому заданию предшествовало составление цитатного плана по комедии, проводимое на предыдущем уроке. Немаловажной считаю работу с учебником, поэтому в конце урока мы проанализировали статью «Поразмышляем о комедии». После чего ребятам предлагалось высказать свое мнение по содержанию прочитанного. Урок апробирован на районном семинаре учителей русского языка и литературы. Конспект урока может быть использован учителями литературы в 8 классах.

Ключевые слова: урок-игра, обобщение и систематизация знаний, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, воспитание бережного и внимательного отношения к слову.

LESSON GAME AT COMEDY OF D.I. FONVIZIN "OAF" Golyashova S.V.

Golyashova Svetlana Viktorovna - Teacher of Russian language and literature, MUNICIPAL BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTIONMANYCH SECONDARY SCHOOL, VILLAGE OF SORGHUM, ROSTOV OBLAST

Abstract: modern society lives in a situation of constant change of values and ideals, in this regard, great importance is the purposeful work on formation of the school in the younger generation a holistic view of the world and man's place in this world. The methodological development of the proposed plan, a summary of the lesson-game literature in the 8th grade. The lesson is designed so that each student makes his individual contribution, sharing knowledge and ideas. Games form allows you to develop cognitive activity itself, transferring it to a higher level of cooperation. At the lesson applied multimedia projector, computer, presentation materials, teaching material for individual and group work in the classroom. Lesson synthesis and systematize the knowledge comprises repeating knowledge obtained by studying comedy D.I. Fonvizin "Oaf," resolves the problem of speech development. Form of the lesson helps students' emotional development and the formation of creative thinking. Gaming Lessons let you make learning accessible, engaging and effective. During the lesson, I use different methods of learning, as a heuristic, explanatory and illustrative problem. Applying such forms of education, as a story, talk, study, games, instsenirovanie. As a check homework children are encouraged to stage the most favorite comedy episode, and then answer the question of why they chose this passage. The contest allows captains to check the knowledge of the children of the names of the heroes of comedy, to prove that they are speaking. One of the tasks proposed in the classroom - the solution of a crossword puzzle. Tasks allow you to test not only the content of the work of students' knowledge, but also the literary theoretical material. Correlation with the author quotes statements allows you to see how the students read the product carefully. This task was preceded by drawing up a plan of quotations comedy, conducted in the previous lesson. Less important I think the tutorial, so at the end of the lesson, we analyzed the article "Reflect on the comedy." After that, the children were asked to express their opinion on the content read. Lesson tested at the regional seminar of teachers of Russian language and literature. Synopsis lesson can be used by teachers in literature 8 grades. Keywords: lesson-game, generalization and systematization of knowledge, the development of creative and communicative abilities of students, education of careful and attentive attitude to the word.

УДК 331.225.3

Цели урока:

1. Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

2. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, умения общения и работы в группах.

3. Воспитание бережного и внимательного отношения к слову, сплоченности коллектива.

Класс делится на 3 группы

1. Проверка домашнего задания

Каждой группе предлагается выполнить домашнее задание (инсценировка фрагмента):

1 группа - рассказать о жизни семьи Простаковых.

Почему выбрали именно это явление комедии?

2 группа - рассказать об учителях Митрофана.

Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка?

3 группа - рассказать о положительных героях пьесы

Второе задание (В это время команды разгадывают кроссворды)

2. Конкурс капитанов

Капитаны по очереди тянут карточки, на которых написаны имена героев комедии и рассказывают, почему фамилия «говорящая», что она значит. Если участник затрудняется, право голоса передается сопернику.

3. Кроссворды

Кроссворд №1

1. Молодой человек в 18 веке, не достигший совершеннолетия.

2. Род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.

3. Герой, о котором госпожа Простакова читала «грешные молитвы».

4. Основное зло, на которое обрушивается Д.И. Фонвизин.

5. Притворное утверждение, противоположное тому, что на самом деле думает и хочет сказать автор, или при котором слово употребляется в противоположном значении.

6. В переводе с греческого языка это имя обозначает «мудрость».

7. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.

Кроссворд № 2

1. Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т.д.

2. Носитель фамилии, следующий не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II.

3. Чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ».

4. Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха.

5. Один из видов драмы, в котором основные события и характеры представлены в смешной, комической форме.

6. Нянька Митрофана.

7. Он учит Митрофана «по-французски и всем наукам» и «ребенка не неволит» [1, 119].

Кроссворд № 3

1. Дворянин лишь по «бархатной книге», беспомощный и безвольный.

2. Что испортил Тришка?

3. Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем без Пафнутьича хорошохонько».

4. С греческого языка это имя переводится «являющий свою мать», т.е. подобный матери.

5. Одна из проблем комедии.

6. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.

7. Вид комического; язвительная насмешка, злая ирония; идейно-эмоциональная оценка, предполагающая едкую насмешку над изображаемым.

Физминутка

4. Цитаты

Команды должны определить, кому принадлежат слова, написанные на выбранной карточке. Если команда не справляется, право на ответ переходит к следующей команде.

Карточки:

1. «...праздно жить не люблю - на досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьёмся...»;

2. «Нашел помещика, дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома» (Правдин)

3. « Я отроду ничего не читывал... Бог меня избавил от этой скуки»;

4. « Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько»;

5. «А ты, скот, подойди поближе» (Простакова);

6. «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил» (Еремеевна);

7. «Люблю свиней., а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой» (Скотинин);

8. «Прочтите его сами! ... Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому» (Простакова);

9. «Невежда без души - зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление» (Стародум).

5. Презентация.

6. Подведение итогов урока. Поразмышляем о комедии [2, 119].

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание. Тезисный план статьи «Из русской литературы 19 века» (с. 120), сообщения о быте лицеистов, о памятнике А.С. Пушкину в лицейском саду (скульптор Р.Р. Бах).

Список литературы / References

1. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1. М.: Гослитиздат, 1959. 190 с.

2. Учебник. Литература 8 класс / Г.С. Меркин, 2013. Часть 1. 260 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.