Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ КИТАЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО УДАРА В КОНТЕКСТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ КИТАЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО УДАРА В КОНТЕКСТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / США / РОССИЯ / КИТАЙСКО!АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / САНКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаев К.В.

Статья посвящена анализу состояния и перспектив китайско-американских отношений в сфере технологического обмена на фоне углубления разногласий двух стран, а также в свете антироссийских санкций и “украинского кризиса”. Данная тематика обретает особую актуальность ввиду превращения санкционной политики в основной инструмент давления США на их геополитических оппонентов и растущей обеспокоенности Пекина перед риском ужесточения американских санкций против китайских высокотехнологичных компаний. Автор полагает, что развитие событий на Украине не привело к видимому изменению внешнеполитического курса КНР, однако вопрос о степени вероятности и направлениях новой атаки Запада на Китай, подобной той, что сегодня испытывает на себе Россия, не может не беспокоить Пекин. Ощущение, что “Китай следующий”, пронизывает настроения в китайском социуме. В статье подчеркивается, что меры, предпринимаемые против самой передовой отрасли китайской экономики, особо значимой для обеспечения политической и экономической безопасности КНР - сферы ИТ, являются наиболее чувствительными для Китая. На примере компании Huawei показано, как при помощи санкций США подрывают глобальный рост и развитие китайских технологических гигантов. Для начала США уже ограничили доступ китайских компаний к американскому рынку и технологиям. Автор также характеризует особенности и хронологию стадий “санкционной войны” против КНР, акцентируя мысль о том, что смена администрации в США не только не привела к отмене антикитайских санкций, но и демонстрирует серьезный потенциал для их ужесточения. В статье констатируется, что практически универсальным предлогом для давления на ведущие технологические гиганты китайской экономики выступают политические мотивы (в т.ч. нарушение прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР), которые наверняка будут использованы Вашингтоном в дальнейшем. В заключение автор отмечает, что начиная с 2018 г. США целенаправленно и прицельно делают мишенью своего санкционного давления на КНР компании ее технологического сектора, стремясь вытеснить китайских конкурентов с мирового ИТ-рынка. Он приходит к выводу, что в случае декларативного или фактического нарушения Пекином рестрикций, наложенных коллективным Западом на экономику России, именно по технологическим компаниям Китая будет нанесен новый вероятный санкционный удар Вашингтона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S TECHNOLOGY COMPANIES AS THE TARGET OF THE US STRIKE IN THE CONTEXT OF ANTI-RUSSIAN SANCTIONS1

The article is devoted to the analysis of the status and prospects of Chinese-American relations in the field of technological exchange against the background of deepening divergences between the two countries, and in the light of anti-Russian sanctions and the “Ukrainian crisis”. This topic is gaining particular relevance due to the transformation of sanctions’ policy into the principal tool of the US pressure on its geopolitical opponents, as well as Beijing's growing concern about the risk of tightening US sanctions against Chinese high-tech companies. The author believes that the development of events in Ukraine has not led to an apparent change in the foreign policy of the PRC, but the issue of the probability degree and directions of a new Western attack on China, similar to the one Russia is experiencing today, cannot but concern Beijing. The feeling that “China is next” permeates the mood in Chinese society. The article emphasizes that the measures taken against the most advanced sector of the Chinese economy, especially significant for ensuring the political and economic security of the PRC - the IT sphere, are the most sensitive for China. Using the case of Huawei, the author shows how, through sanctions, the US undermines global growth and advance of Chinese high-tech giants. To begin with, the United States has already restricted Chinese companies' access to the American market and technologies. The article also characterizes features and chronology of the stages of the “sanctions war” against China, emphasizing the idea that the change of the US administration not only hasn’t led to the lifting of anti-Chinese sanctions, but vividly demonstrates now a serious potential for their tightening. The article states that political motives (including human rights’ violation in the Xinjiang Uygur Autonomous Region of the PRC), which will certainly be used by Washington further on, are an almost universal pretext for exerting pressure on the leading technological giants of the Chinese economy. Finally, the author notes that since 2018, the United States has purposefully targeted companies of Chinese technology sector with its sanctions pressure, seeking to oust Chinese competitors from the global IT market. He comes to the conclusion that in the event of Beijing's declarative or actual violation of the restrictions imposed by the collective West on the Russian economy, there will be China's technology companies to become the target of Washington’s new highly probable sanctions attack.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ КИТАЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО УДАРА В КОНТЕКСТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ»

DOI: 10.48647/IFES.2022.51.55.029

К.В. Бабаев

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ КИТАЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО УДАРА В КОНТЕКСТЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ1

Аннотация.Статья посвящена анализу состояния и перспектив китайско-американских отношений в сфере технологического обмена на фоне углубления разногласий двух стран, а также в свете антироссийских санкций и «украинского кризиса». Данная тематика обретает особую актуальность ввиду превращения санкционной политики в основной инструмент давления США на их геополитических оппонентов и растущей обеспокоенности Пекина перед риском ужесточения американских санкций против китайских высокотехнологичных компаний.

Автор полагает, что развитие событий на Украине не привело к видимому изменению внешнеполитического курса КНР, однако вопрос о степени вероятности и направлениях новой атаки Запада на Китай, подобной той, что сегодня испытывает на себе Россия, не может не беспокоить Пекин. Ощущение, что «Китай следующий», пронизывает настроения в китайском социуме.

В статье подчеркивается, что меры, предпринимаемые против самой передовой отрасли китайской экономики, особо значимой для обеспечения политической и экономической безопасности КНР — сферы ИТ, являются наиболее чувствительными для Китая. На примере компании Huawei показано, как при помощи санкций США подрывают глобальный рост и развитие китайских технологических

1 В работе использованы материалы Экспертно-аналитического центра Восточной и Юго-Восточной Азии ИДВ РАН.

гигантов. Для начала США уже ограничили доступ китайских компаний к американскому рынку и технологиям. Автор также характеризует особенности и хронологию стадий «санкционной войны» против КНР, акцентируя мысль о том, что смена администрации в США не только не привела к отмене антикитайских санкций, но и демонстрирует серьезный потенциал для их ужесточения.

В статье констатируется, что практически универсальным предлогом для давления на ведущие технологические гиганты китайской экономики выступают политические мотивы (в т.ч. нарушение прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР), которые наверняка будут использованы Вашингтоном в дальнейшем.

В заключение автор отмечает, что начиная с 2018 г. США целенаправленно и прицельно делают мишенью своего санкционного давления на КНР компании ее технологического сектора, стремясь вытеснить китайских конкурентов с мирового ИТ-рынка. Он приходит к выводу, что в случае декларативного или фактического нарушения Пекином рестрикций, наложенных коллективным Западом на экономику России, именно по технологическим компаниям Китая будет нанесен новый вероятный санкционный удар Вашингтона.

Ключевые слова:. Китай, США, Россия, китайско-американские отношения, санкционная политика, технологические компании.

Автор: Бабаев Кирилл Владимирович, доктор филологических наук, профессор, и.о. директора Института Дальнего Востока РАН. E-mail: kbabaev@ifes-ras.ru

Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

K.V.Babaev

China's technology companies as the target of the US strike in the context of anti-Russian sanctions1

Abstract. The article is devoted to the analysis of the status and prospects of Chinese-American relations in the field of technological exchange against the background of deepening divergences between the two countries, and in the light of anti-Russian sanctions and the "Ukrainian crisis". This topic is gaining particular relevance due to the transformation of sanctions' policy into the principal tool of the US pressure on its geopolitical opponents, as well as Beijing's growing concern about the risk of tightening US sanctions against Chinese high-tech companies.

The author believes that the development of events in Ukraine has not led to an apparent change in the foreign policy of the PRC, but the issue of

1 Materials of the Expert-Analytical Center for East and Southeast Asia of the IFES RAS were used in the work.

the probability degree and directions of a new Western attack on China, similar to the one Russia is experiencing today, cannot but concern Beijing. The feeling that "China is next" permeates the mood in Chinese society.

The article emphasizes that the measures taken against the most advanced sector of the Chinese economy, especially significant for ensuring the political and economic security of the PRC — the IT sphere, are the most sensitive for China. Using the case of Huawei, the author shows how, through sanctions, the US undermines global growth and advance of Chinese high-tech giants. To begin with, the United States has already restricted Chinese companies' access to the American market and technologies. The article also characterizes features and chronology of the stages of the "sanctions war" against China, emphasizing the idea that the change of the US administration not only hasn't led to the lifting of anti-Chinese sanctions, but vividly demonstrates now a serious potential for their tightening.

The article states that political motives (including human rights' violation in the Xinjiang Uygur Autonomous Region of the PRC), which will certainly be used by Washington further on, are an almost universal pretext for exerting pressure on the leading technological giants of the Chinese economy.

Finally, the author notes that since 2018, the United States has purposefully targeted companies of Chinese technology sector with its sanctions pressure, seeking to oust Chinese competitors from the global IT market. He comes to the conclusion that in the event of Beijing's declarative or actual violation of the restrictions imposed by the collective West on the Russian economy, there will be China's technology companies to become the target of Washington's new highly probable sanctions attack.

Keywords: China, US, Russia, Chinese-US relations, sanctions policy, high-tech companies.

Author: Kirill V. BABAEV, Dr. Sc. (Philology), Professor, Acting Director, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. E-mail: kbabaev@ifes-ras.ru

Conflict of interests. The author declares the absence of the conflict of interests.

Кризис вокруг Украины, стремительно углублявшийся начиная с декабря 2021 г. и вылившийся в беспрецедентно жёсткое санкцион-ное давление на Россию со стороны Запада, на первый взгляд не привёл к существенному изменению внешней политики КНР. Уже в конце прошлого года китайское руководство выработало ряд формулировок, которые в различных вариациях повторяются в официальных заявлениях представителей МИД, Министерства коммерции и других ведомств КНР вплоть до нынешнего дня (май 2022 г.). Как

всегда, китайское руководство демонстрирует невозмутимость, сдержанность оценок и, по крайней мере на словах, понимание российской позиции.

Между тем не только изучение китайского сегмента интернета и комментарии российских бизнесменов, работающих с китайскими контрагентами в различных областях бизнеса, но и информация западной прессы дают возможность сделать вывод, что как деловые круги, так и политическое руководство КНР весьма обеспокоены сложившейся ситуацией и прикладывает все силы для её углублённого анализа. Вопрос, который не может не беспокоить китайские власти, — это вопрос возможной зеркальной атаки Запада на Китай, подобной той, что сегодня испытывает на себе Россия. Что будет, если США, по-прежнему держащие в руках нити управления глобальным Интернетом, мировой финансовой и торговой системами, а также их союзники решат «разрушить», по выражению британского премьера Б. Джонсона, китайскую экономику? По каким секторам может быть нанесён удар?

Мы видим, что этот вопрос серьёзно волнует сегодня и власть, и общество в КНР. Ощущение, что «Китай следующий», пронизывает дискуссии рядовых пользователей и посты лидеров мнений. Популярная китайская телеведущая Лю Синь, иронизируя по поводу попыток США уговорить КНР соблюдать антироссийские санкции, формулирует американскую позицию так: «Вы не могли бы помочь нам победить вашего друга, чтобы потом нам легче было заняться вами?»1. В мае 2022 г. британская газета The Guardian опубликовала информацию о проводимых в КНР по указанию руководства страны «стресс-тестах» по отработке возможных эффектов санкций США, введенных против различных секторов экономики Китая — от банковской сферы до внешней торговли2.

Разумеется, это беспокойство имеет под собой основания. Поэтому видится целесообразным кратко проанализировать санкционную политику США и их союзников на китайском направлении, развивающуюся с 2018 г., и спрогнозировать, где могут быть нанесены следующие удары Запада по КНР и её экономике.

1 @LiuXininBeijing. 19.03.2022. URL: https://www.sotwe.com/LiuXininBeijing (accessed: 25.03.2022).

2 Beijing orders 'stress test' as fears of Russia-style sanctions mount // The Guardian. 04.05.2022. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/may/04/beijing-orders-stress-te st-as-fears-of-russia-style-sanctions-mobei (accessed: 05.05.2022).

Санкционные акции в последние годы стали основным инструментом внешней политики США в отношении их геополитических оппонентов1. Если речь шла о противниках сравнительно малого масштаба — таких, как Сирия, Иран или Северная Корея, то широкое применение санкций объясняется прежде всего высокими издержками на потенциальные или реальные военные операции даже в отношении неглавных оппонентов. Что же касается противников — признанных ядерных держав, то здесь о военных действиях США не может идти и речи и экономические санкции являются по сути единственным способом давления. И если их применение против России стартовало в 2008 г., то в китайско-американских отношениях они стали важным фактором лишь после прихода к власти в США 45-го президента Дональда Трампа в 2017 г. С тех пор, несмотря на смену республиканской администрации Трампа демократической командой Джо Байдена в 2021 г., они лишь наращивали обороты (См., например [Campbell, K. and Sullivan, J.]). В настоящий момент американские санкции действуют против 216 китайских компаний.

Первой стадией санкционной войны США против КНР стала торговая. Основные протекционистские барьеры США в отношении китайского импорта были установлены правительством Трампа в рамках «торговой войны» в 2018—2019 гг. с целью устранения дисбаланса торговли США с Китаем. Эти меры возымели некоторый эффект: так, отрицательное сальдо США в торговле с Китаем составило в 2020 г. 310,3 млрд долл., сократившись по сравнению с 2019 г. на 34 млрд долл.2

Дополнительными таможенными пошлинами в 2018—2020 гг. были обложены товары на сумму около 375 млрд долл. в год3, составлявшие примерно 65 % всего китайского экспорта в США в 2021 г.4 В списке облагаемых — более 1300 товарных позиций, они зафикси-

1 Бабаев К. Конец санкционной дипломатии // Международная жизнь. 16.03.2022. URL: https://globalaffairs.ru/articles/konecz-sankczionnoj-diplomatii/ (дата обращения: 16.03.2022).

2 The People's Republic of China. U.S.-China Trade Facts /The Office of the U.S. Trade Representative (USTR). URL: https://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/ peoples-republic-china (accessed: 20.03.2022).

3 The United States Innovation and Competition Act (USICA). Section 301 — China. North American Tariff and Trade Insights. URL: https://www.chrobinson.com/en/resources/ insights-and-advisories/trade-tariff-insights/section-301-china (accessed: 20.03.2022).

4 Общий объём экспорта КНР в США в 2021 г. составил 576 млрд долл. // Агентство ПРАЙМ. URL: https://1prime.ru/world/20220114/835773539.html (дата обращения: 20.03.2022).

рованы в документах серии China Section — 301х. Китай ответил на это пошлинами в размере 110 млрд долл. в год на американские товары.

C 12 ноября 2020 г. всем американским инвесторам (как институциональным, так и частным) было запрещено инвестировать в ценные бумаги компаний, определенных Министерством обороны США как «военные компании коммунистического Китая». По состоянию на апрель 2022 г. было идентифицировано 68 таких китайских компаний. Санкции коснулись предприятий следующих сфер: ядерная энергетика, аэрокосмические разработки, электроника, телекоммуникации, производство оборудования для видеонаблюдения.

Несмотря на то, что в 2020 г., на излёте правления Дональда Трампа, США и Китай подписали соглашение о прекращении «торговой войны», таможенные тарифы на широкий спектр товаров, ограничивающие поставку товаров в обе стороны, продолжают действовать и при демократической администрации (табл. 1). Администрация Дж. Байдена после прихода к власти сняла некоторые ограничения для стратегически необходимых Штатам товаров, но не намерена отменять все барьеры.

Однако очень быстро стало ясно, что торговые санкции подрывают не столько китайский экспорт, сколько саму глобальную торговую

Таблица 1. Хронология введения торговых барьеров США на импорт из Китая

№ Товары Условия Дата введения барьера Последствия

1 Солнечные батареи 30%-ный тариф на импорт солнечных батарей на сумму 8,5 млрд долл. Вводился на 4 года с ежегодным снижением на 5 % — до 15 %. В феврале 2022 г. продлён администрацией Дж. Байдена 22.01.2018 Китай, как крупнейший мировой производитель солнечных батарей, подал иск в ВТО. Иск не был удовлетворён. Администрация Байдена, продлив действие тарифов, введенных администрацией Трампа на 4 года, сделала исключение для двусторонних солнечных панелей — ключевых для климатической повестки Байдена и использующихся в коммунальных проектах государственного значения.А самая высокая тарифная ставка будет применяться только к тем элементам, которые генерируют более 5 ГВт энергии в год (ранее — от 2,5 ГВт)

1 The United States Innovation and Competition Act (USICA). Section 301 — China. Tariff Actions and Exclusion Process. URL: https://ustr.gov/issue-areas/enforcement/section-301-investigations/tariff-actions (accessed: 20.03.2022).

Окончание табл. 1

№ Товары Условия Дата введения барьера Последствия

2 Стиральные машины На первые 1,2 млн, ввезённых в 2018 г. — тариф 20 %, на последующие— 50%. В течение трех лет постепенно снизился до соотношения 16—40% 22.01.2018 Аналогичное ограничение было наложено и на южнокорейские стиральные машины. В феврале 2022 г. ВТО частично удовлетворила иск Южной Кореи, признав действия США неправомерными. В 2021 г. тарифы были продлены Трампом ещё на 2 года1

3 Сталь и алюминий Импортная пошлина США на сталь — 25 %, на алюминий —10 % 08.03.2018 Доля Китая в этом сегменте поставок в США в 2018 г. составляла лишь 6 %2. В ответ Китай 2 апреля 2018 г. повысил тарифы на 15—25 % на импортируемые из США товары в размере 3 млрд долл. В 2021—2022 гг. тарифы были отменены для ряда стран, кроме Китая. Также любые иностранные сталелитейные компании, принадлежащие китайским юрлицам и находящиеся в Британии, должны пройти проверку на предмет китайского субсидирования3

4 Промышленные и потребительские товары широкого спектра Барьеры против большей части китайского экспорта: более 1300 товарных позиций. 25%-ным тарифом облагаются импортные товары из Китая на общую сумму около 250 млрд долл.; 7,5%-ным тарифом облагается группа товаров на сумму около 112 млрд долл. С июня 2018 г. по январь 2020 г. в 4 этапа На фоне пандемии и ввиду протестов бизнес-кругов вводились временные послабления для ряда товаров. В марте 2022 г. администрация Байде-на сделала исключение для 352 товаров, которые не будут облагаться пошлинами (электродвигатели, микроскопы, вилочные погрузчики и проч.)4

1 Baschuk, B. (2022). WTO Largely Sides With South Korea Over Trump's Washer Tariffs. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-02-08/wto-largely-sides-with-south-korea-over-trump-s-washer-tariffs (accessed: 20.04.2022).

2 Bown, Chad P. and Kolb, Melina (2018—2022). Trump's Trade War Timeline: An Up-to-Date Guide / Peterson Institute for International Economics. URL: https://www.piie. com/sites/default/files/documents/trump-trade-war-timeline.pdf (accessed: 20.04.2022).

3 Ibidem.

4 Ngo, Madeleine (2022). The Biden administration will allow some Chinese imports to avoid Trump-era tariffs // The New York Times. 23.03.2022. URL: https://www.nytimes. com/2022/03/23/business/chinese-imports-tariffs.html (accessed: 20.04.2022).

систему, которая со времён Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. тщательно конструировалась и контролировалась Соединёнными Штатами (См. в частности [He, K. et al.]). Именно поэтому острие основных санкций против КНР со стороны США вскоре было направлено против самой передовой отрасли экономики Китая, стержневой в деле обеспечения его политической и хозяйственной безопасности — сферы ИТ, и это важно понимать, анализируя причины обеспокоенности США растущей технологической и военно-технической мощью крупнейшей азиатской экономики.

В рамках политики протекционизма, получившей популярность при администрации Трампа, США ограничили доступ китайских компаний к своим технологиям (технологии, разработанные в США, либо запатентованные как собственность лиц США), а также лишили их доступа к американскому рынку. Приход к власти Байдена, казавшегося поначалу едва ли не антагонистом Трампа, ничего не изменил: на данный момент под американскими санкциями по-прежнему находятся многочисленные компании китайского ВПК1 (табл. 2). Пополнение списка продолжается2.

Наиболее показателен в этой связи кейс санкционных атак США против компании Huawei и её подразделений, на котором следует остановиться подробнее.

В мае 2019 г. компания Huawei столкнулась с санкциями США, которые существенно ослабили её мобильный сегмент. Удар в буквальном смысле потряс потребительский рынок смартфонов. Два года спустя, к апрелю 2021 г., компания вышла из пятёрки крупнейших производителей смартфонов, потеряв существенную долю своего рынка3. Однако этим не исчерпываются последствия включения Huawei в черный список. Рассмотрим на примере Huawei как при по-

1 Мэйго шанъу бу гунбу чжицай миндань, дуй Чжунго цун цзя чжэн гуаньшуй дао цзишу фэнсо?! [Опубликованный министерством торговли США санкционный список: от увеличения таможенных пошлин до технологической блокады Китая?!]. URL: https:// aiqicha.baidu.com/yuqing?yuqingId=e94b31621228afa72dbdbe76cfa65e14 (дата обращения: 20.03.2022). (На кит.яз.).

2 Мэйго цзайду дая чжун ци! Чжицай ба цзя кэцзи цие, сяньчжи чжунго хо сянь-цзинь цзишу! [США снова оказывают давление на китайские компании! Санкции против 8 научно-технологических компаний ограничивают доступ Китая к передовым технологиям]. 16.12.2021. URL: https://rn.kameng98.com/marticleloan/19998 (дата обращения: 20.03.2022). (На кит.яз).

3 Smartphone Recovery Continues with Shipments Up 25.5 % in the First Quarter of 2021, According to IDC // IDC. 28.04.2021. URL: https://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId= prUS47646721 (accessed: 20.04.2022).

Таблица 2. Высокотехнологичные компании КНР сферы ВПК, находящиеся под санкциями

№ Юридическое лицо Дочерние компании/Подведомственные учреждения

1 2-й НИИ Китайской корпорации аэрокосмической науки и промышленности Завод 283, Завод 284, Завод 699, НИИ № 2, НИИ № 23, НИИ № 25, НИИ № 201, НИИ № 203, НИИ № 204, НИИ № 206, НИИ № 207, НИИ №208, НИИ № 210

2 13-й НИИ Китайской электронной научно-технической корпорации Hebei Puxing Electronic Technology (Co., Ltd.), Maiteda Microelectronics, Hebei Bowei Integrated Circuit (Co., Ltd.), Hebei Beitai Electronic Technology (Co., Ltd.), Hebei Xinhua North Integrated Circuit (Co., Ltd.), Hebei Yingwotai Electronic Technology (Co., Ltd.), Hebei Zhongci Electronic Technology (Co., Ltd.), Hebei Xingye Hengtong International Trade (Co., Ltd.), Tonghui Electronic Technology (Co., Ltd.)

3 14-й НИИ Китайской электронной научно-технической корпорации Нанкинский институт радиотехнологий, Nanjing Sansi Industrial (Co., Ltd.)

4 38-й НИИ Китайской электронной научно-технической корпорации Wuhu Bowei Ruida Electronic Technology (Co., Ltd.), Bowei Terahertz Information Technology (Co., Ltd.), Anhui Sichuang Electronics (Co., Ltd.), Anhui Bowei Changan Electronics (Co., Ltd.), Hefei Huayao Electronic Industry (Co., Ltd.), Hefei Bowei Tamura Electric (Co., Ltd.), Anhui Bowei Guangcheng Information Technology (Co., Ltd.)

5 55-й НИИ Китайской электронной научно-технической корпорации Nanjing Guobo Electronics (Co., Ltd.), Nanjing Guosheng Electronics (Co., Ltd.)

6 Китайская корпорация по импорту и экспорту высокотехнологичной промышленности

7 China Huateng Industrial Co., Ltd.

8 Hebei Far East Communication System Engineering Co., Ltd.

9 Chengdu Gaston Technology Co., Ltd. Chengdu Jasic Technology (Co., Ltd.), Haiwei Huaxin, Chengdu Haiwei Technology (Co., Ltd.), Chengdu Zenith

мощи санкций США подрывают глобальный рост и развитие китайских технологических гигантов и к каким решениям в итоге придётся прибегать Китаю в целом и его крупным корпорациям в частности для выживания в условиях санкций.

После введения санкций новые телефоны Huawei (двух брендов — Huawei и Honor), пользовавшиеся большим спросом по всему миру, лишились сервисов Google, необходимых для установки и исправной работы приложений, наиболее востребованных пользователями. Компания столкнулась с проблемой на уровне своего прикладного ПО — Google Mobile Services (GMS), пакета сервисов, приложений и системных служб, в состав которых входит и магазин Google Play. Сервисы Google из-за своего влияния на другие приложения являются неотъемлемой частью удобного смартфона, оснащённого операционной системой Andriod. Заменить данные сервисы можно, но альтернатива не будет пользоваться таким спросом, как привычный всем пакет приложений. Следовательно, телефон без GMS неконкурентоспособен по сравнению с другими, располагающими данным пакетом приложений.

Huawei в ответ довольно быстро разработала собственную операционную систему Harmony (она же Hongmeng), которая является ответвлением привычной Android. Вместо пакета GMS новая программная платформа получила Huawei Mobile Services с магазином AppGallery. Так проблема прикладного ПО (отсутствие сервисов Google) затронула другое звено ИТ-инфраструктуры — системное ПО (необходимость создать свою систему). Другим решением стало отделение бренда Honor от материнской компании Huawei. Так телефоны Honor вновь приобрели сервисы Google. Манипуляции с брендом Honor не раз выручали Huawei: от увеличения объема продаж до снижения негативного влияния санкций.

Однако данное решение и ряд других лишь замедлили падение мобильного сегмента компании. На мировом рынке смартфонов по итогам 2020 г. компания спустилась на пятое место с долей 8,4 % при том, что её конкуренты Xiaomi и OPPO занимают 11,2 % и 8,8 % рынка соответственно1. Apple и Samsung заняли первое и второе места с долями рынка 23,4 % и 19,1 % соответственно. А ведь ещё в середине 2020 г. Huawei с двумя своими брендами была лидером мирового рынка смартфонов с долей 20,2 %2. Сегодня её нет даже в пятёрке лидеров.

1 Smartphone Shipments Return to Positive Growth in the Fourth Quarter Driven by Record Performance by Apple, According to IDC // IDC. 27.01.2021. URL: https://www.idc. com/getdoc.jsp?containerId=prUS47410621 (accessed: 20.04.2022).

2 Smartphone Market Share // IDC. 28.04.2021. URL: https://www.idc.com/promo/sma rtphone-market-share/vendor (accessed: 20.04.2022).

Пострадали и другие сегменты, имеющие для Huawei ключевое значение. Наиболее болезненным последствием введения санкций стало прекращение сотрудничества с ней компаний, соблюдающих санкции США (так называемые солидарные компании). Солидарными являются не только американские, но и европейские, японские, тайваньские компании, среди которых — поставщики важнейших технологий. Почти все крупнейшие некитайские ИТ-компании следуют американским санкциям. Huawei лишилась доступа к их технологиям.

Однако для понимания ситуации с Ыиашй проблему следует проанализировать и с точки зрения технологии наложения санкций. Например, ограничения могут быть наложены не на все филиалы под-санкционной корпорации, а на некоторые из них. Более того, даже с подсанкционным филиалом американская компания может сотрудничать, если получит соответствующую лицензию Министерства торговли США.

В худшем случае помимо того, что все подразделения компании могут попасть в санкционный список, к числу солидарных компаний могут присоединиться и другие важнейшие поставщики. Следовательно, подсанкционная компания может оказаться на одной из трёх представленных ниже условных стадий рестрикций. Данное разделение на стадии применимо лишь к корпорациям, имеющим несколько подконтрольных юридических лиц в разных странах. Если у компании несколько юридических лиц в одной стране, то правительство США вводит санкции против всех локальных субъектов.

Первая стадия — назовём её «частичная изоляция» — подразумевает, что под санкции подпадают один или несколько филиалов корпорации. С другими филиалами, не включёнными в список, американские ИТ-компании могут беспрепятственно продолжать сотрудничество. Лицензии нужны лишь для сотрудничества с частью филиалов.

Вторую стадию можно условно назвать «полная изоляция». На этом этапе все филиалы корпорации находятся под санкциями. Ни с одним из них солидарные компании не могут беспрепятственно сотрудничать. Лицензии нужны для сотрудничества с любым из филиалов.

Третья стадия — «забвение». Здесь многое зависит от намерений солидарных компаний. Если они не получают лицензии для сотрудничества с подсанкционным юрлицом, то последнее оказывается в наиболее невыгодном положении, так как лишается крупных

ИТ-партнеров. Кроме того, лицензии должны периодически продлеваться усилиями самих солидарных компаний. Данная стадия подразумевает потерю всеми филиалами возможности сотрудничать с важнейшими контрагентами.

В мае 2019 г. лишь несколько юридических лиц, подконтрольных корпорации Huawei, были внесены в санкционный список. Затем в течение двух лет вплоть до апреля 2021 г. список пополнялся: сегодня в нём около 110 позиций. Причем одна позиция может иметь несколько аффилированных юридических лиц. Например, строка «Huawei Technologies Co., Ltd» включает 22 юрлица, зарегистрированных на территории КНР. Среди других запрещенных позиций есть и компании, не имеющие в названии прямого указания на Huawei, но связанные с ней. В чёрном списке также находятся три российских аффилированных юрлица компании: Huawei Cloud Russia, Huawei OpenLab Moscow и представительство Huawei Russia1.

Подсанкционная HiSilicon — это подразделение Huawei, разрабатывающее процессоры. Собственных фабрик оно не имеет. Это обстоятельство подводит нас к одному из главных препятствий на пути производства и распространения китайской высокотехнологичной продукции: невозможности производить сложнейшие ИТ-продукты локально.

Проблему бесфабричности Huawei решала силами американских и тайваньских производителей. Но после введения ограничений они один за другим отказались сотрудничать с Huawei: компании Intel, Qualcomm, Broadcom, Xilinx, TSMC, MediaTek и другие больше не снабжают её новыми процессорами. Последние версии архитектуры ARM также остаются для Huawei большим вопросом: без лицензии процессоры ARM производить не получится2.

На основании вышеизложенного нетрудно заключить, что Huawei находится на последней стадии ограничений по следующим признакам:

• все её филиалы внесены в санкционный список США, следовательно, стадия «полной изоляции» пройдена;

1 Export Administration Regulations, Supplement No. 4 to Part 744 // Bureau of Industry and Security. 08.04.2021. URL: https://www.bis.doc.gov/index.php/policy-guidance/lists-of-parties-of-concern/entity-list (accessed: 20.04.2022).

2 Комиссаров Д. Ловушка глобализации: какие выводы следуют из санкций США против Huawei // РБК. 24.05.2019. URL: https://www.rbc.ru/opinions/business/24/05/ 2019/5ce6a8a09a79471c2317044a (дата обращения: 29.03.2022).

• ведущие разработчики микропроцессоров и ПО прекратили поставки Huawei компонентов, критически важных для производства широкого спектра устройств компании, и не торопятся получать лицензии. Следовательно, стадия «забвение» достигнута.

Смартфоны, ноутбуки, сервера Huawei остались без новейших чипов, работающих на популярнейших микроархитектурах x86 и ARM. Те чипы, которые имеются в запасе у компании и поставляются бывшими партнёрами по старым контрактам, конечно, будут использоваться в устройствах Huawei. Однако новейшие микропроцессоры — это наиболее желаемый компонент, потому как устаревшее «железо» и ПО клиентам компании будет неинтересно.

Стадия «забвение» опасна тем, что компания, оставшаяся без компонентов, необходимых для инновационных продуктов, обречена на отставание от конкурентов и на долгие и дорогие поиски собственных уникальных решений взамен чужих, но привычных.

После громких атак на Huawei, американские власти с 2020 г. принялись расширять список подсанкционных китайских технологических компаний. Можно не сомневаться, что и их должна постигнуть та же участь «забвения».

16 декабря 2020 г. были наложены санкции на компании DJI, Megvii Technology, Dawning Information Industry, Yuncong Technology, Meiya Pico. DJI разрабатывает технологию беспилотных летательных аппаратов, Megvii Technology, Yuncong Technology и Yitu Technology развивают продукты искусственного интеллекта, например, программы для видеонаблюдения с функцией распознавания лиц. Dawning Information Industry создает суперкомпьютеры, а Meiya Pico специализируется на сетевой безопасности. Под санкции также попали компании Leon Technology и NetEase Technology, занимающиеся облачными вычислениями.

Любопытно, что поводом для давления на крупнейшие технологические гиганты китайской экономики стало нарушение прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Этот практически универсальный предлог позволяет как США, так и их союзникам в Европе применять любые меры санкционного воздействия на Китай и, как представляется, будет и в дальнейшем использоваться в качестве такового.

27 января 2022 г. Федеральная комиссия по связи США издала указание об отзыве лицензии China Unicom Americas на предоставление телекоммуникационных услуг в США. Документ предписал China

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Unicom Americas прекратить предоставление ею любых внутренних и международных услуг в течение 60 дней после издания директивы1.

Предлогом для отзыва лицензии стало расследование Комиссией по связи деятельности компании China Unicom, показавшее, что данная мера — это «защита страны от потенциальных угроз безопасности»2. 16 марта 2022 г. подразделение China Telecom в США постигла та же участь3. С 2019 г. данный санкционный пакет против China Telecom стал уже четвёртым по счету.

Таким образом, начиная с 2018 г., США целенаправленно делают фокусом своего санкционного давления на КНР компании технологического сектора и пытаются вытеснить китайских конкурентов из всех ниш мирового ИТ-рынка. Именно технологические компании ожидает следующий удар со стороны США в том случае, если в Вашингтоне будет принято решение усилить санкции в отношении Китая — например, в случае его декларативного или фактического нарушения санкций, наложенных на российскую экономику.

Библиографический список/ References

Campbell, K. and Sullivan, J. (2019). Competition Without Catastrophe: How America Can Both Challenge and Coexist with China, Foreign Affairs, Vol. 98(5): 96—110.

He, K. et al. (2021). Rethinking Revisionism in World Politics, The Chinese Journal of International Politics, Vol. 14 (2): 159—186. URL: https://academic.oup.com/cjip/artic le/14/2/159/6202978. DOI: https://doi.org/10.1093/cjip/poab004 (accessed: 22.01.2022).

1 The Irish Times. 28.01.2022. URL: https://www.irishtimes.com/business/fcc-revokes-c hina-unicom-s-authorisation-to-operate-in-us-over-national-security-concerns-1.4787500 (accessed: 20.04.2022).

2 ComNews. 31.01.2022. URL: https://www.comnews.ru/content/218566/2022-01-31/ 2022-w05/fcc-izgnala-china-unicom-ssha (accessed: 20.04.2022).

3 NikkeiAsia. 17.03.2022. URL: https://asia.nikkei.com/Business/Technology/FCC-rev okes-U.S.- authorization-of-China-telecom-Pacific-Networks (accessed: 20.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.