DOI: 10.24412/2618-6888-2021-26-48-62
О.А. Тимофеев
КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2021 г.: СЛОЖНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Аннотация. Статья посвящена состоянию и ближайшим перспективам китайско-американских отношений. Смена администрации США привела к еще большему их усложнению, что наряду с теми негативными факторами, которые привнесло в двустороннюю повестку окружение Д. Трампа, способно привести к длительному кризису в отношениях между Пекином и Вашингтоном. Взаимные трения отчасти вызваны и личностным фактором, связанным с неготовностью части политической элиты вести с Китаем равноправный и содержательный диалог, что отчетливо проявилось в ходе недавнего диалога высокого уровня в Анкоридже. За несколько месяцев контактов сторонам пока не удалось сформировать действенные механизмы взаимного сотрудничества, прежде всего в области торговли и безопасности. Основной сферой взаимного противостояния, скорее всего, станет сфера информационных и высокотехнологичных производств, что может привести к дальнейшему росту взаимной напряженности в долгосрочной перспективе. Администрация Дж. Байдена не спешит отменять односторонние торговые ограничения и усиливает санкционное давление на Китай. Кроме того, декларируемый Вашингтоном в последние месяцы многосторонний подход пока предстает лишь как дополнительное средство сдерживания Китая. Более жесткий подход в отстаивании своих ин-
тересов демонстрирует и китайская сторона, настаивающая на недопустимости вмешательства в ее внутренние дела, бесперспективности санкционного давления и выступающая против монополизации Вашингтоном «лексического права» в международных отношениях. Анализ объективных факторов также говорит о том, что Китай становится все более сложным партнером в переговорах с США. При этом китайско-американские отношения слишком важны для обеих сторон, связанных сложной сетью взаимозависимости в различных сферах: экономической, стратегической, глобального управления и других. В ближайшей перспективе улучшение двусторонних отношений, скорее всего, может произойти в сферах защиты окружающей среды, совершенствовании правил взаимной торговли и реформировании многосторонних международных организаций и институтов.
Ключевые слова: Китай, США, преемственность, сотрудничество, сдерживание, многосторонний подход, диалог высокого уровня, лексическое право.
Автор: Тимофеев Олег Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Российского университета дружбы народов. ORCID: 0000-0002-6658-0007, E-mail: [email protected]
O.A. Tmofeev
Sino-US Relations in 2021: Complex Continuity
Abstact. The article is devoted to the current state and short-term prospects of Sino-US relations. On a par with major negative factors brought into agenda of Sino-US relations by previous Trump administration, the US government transition can by far lead to a long-term crisis in the relations between Beijing and Washington. Mutual frictions are partly caused by a personal factor associated with the unpreparedness of some members of the US political elite to conduct an equal and essential dialogue with China, what was demonstrated clearly during recent senior dialogue held in Anchorage. During several months of contacts, the two parties have not yet succeeded in forming effective mechanisms of mutual cooperation, primarily in the field of trade and security. Most likely, cyber security and high-tech could become the main area of mutual confrontation, which may lead to a further increase in mutual tension in the long term. The Biden administration seems in no rush to lift trade tariffs imposed by Donald Trump and increases sanctions' pressure on China.
Moreover, new multilateral approach declared by Washington in recent months appears so far to be merely an additional tool of containment of China. China as well demonstrates a tougher approach in defending its interests, insisting on the inadmissibility of interference in its internal affairs, the futility of sanctions pressure and opposing monopolization of "lexical right" by the USA in international relations. Objective factors analysis also suggests that China is becoming an increasingly difficult partner in negotiations with the United States. However, Sino-US relations are too important for both sides, which are connected by a complex web of interdependence in various spheres: economic, strategic, global governance, and others. In the short term, improvement in bilateral relations is likely to occur in the areas of environmental protection, mutual trade bilateral rules improvement, and reforming multilateral international organizations and institutions.
Keywords: China, USA, continuity, cooperation, containment, multilateralism, senior dialogue, lexical right.
Author: Oleg A. TIMOFEEV, Ph.D. (History), Associate Professor, the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN-University). ORCID: 0000-0002-6658-0007, E-mail: [email protected]
Преемственность в международных отношениях, особенно в отношениях между ведущими державами мира, является важнейшим структурным, порядкообразующим фактором современной мировой политики, обеспечивающим стабильность и одновременно — позитивный динамизм действующей международной системы. Нет сомнений в том, что наиболее фундаментальное влияние на политические, экономические, дипломатические, гуманитарные, в значительной степени военные и иные аспекты современной глобальной системы международных отношений оказывают прежде всего Китай и США.
Одним из важнейших элементов преемственности стали контакты между руководителями государств, которые они устанавливали в первые же месяцы пребывания на своем посту. При этом важен был не только сам факт двусторонней встречи (формальная преемственность), но и достигнутые результаты, позволившие оптимизировать постоянно действующий двусторонний диалог (институциональная преемственность). Так, на лондонском саммите 2009 г. было приня-
то решение о создании постоянно действующего китайско-американского Стратегического и экономического диалога, а в 2017 г. — четырех диалоговых площадок: в сфере дипломатии и безопасности, экономических отношений, кибербезопасности и правоохранительной деятельности, а также гуманитарных контактов.
Вместе с тем, к началу 2021 г. все диалоговые механизмы в китайско-американских отношениях были фактически свернуты из-за обострения торговых споров, а также санкционной войны, развернутой Вашингтоном против Китая. В 2020 г. впервые за несколько десятилетий американской администрацией были введены санкции, касающиеся суверенитета и самoй политической системы КНР. В ответ на принятый в КНР Закон о защите национальной безопасности в Гонконге США ввели персональные санкции против ряда действующих руководителей КНР и САР Сянган, в том числе главы его администрации Кэрри Лам. Впоследствии политические санкции были расширены в связи с ситуацией в Синьцзяне. Обосновывая вводимые санкции, бывший госсекретарь М. Помпео обвинил власти Китая в сохранении «марксистско-ленинского режима» и «тоталитарной идеологии» [Pompeo].
После президентских выборов китайские политики и эксперты выразили осторожный оптимизм по поводу будущего развития отношений с США. В конце ноября 2020 г. Си Цзиньпин направил официальные поздравления Дж. Байдену [Си Цзиньпин чжи дянь...]. Уход таких синофобов, как М. Помпео, П. Наварро и М. Поттинд-жер в Пекине был воспринят с удовлетворением.
По мнению китайского политолога Синь Цяна, в будущем на нормализацию двусторонних отношений будут влиять 3 фактора:
1. Байден намерен усилить координацию с другими странами Запада с тем, чтобы создать более четкие и прозрачные глобальные правила в сфере торговли, производства и окружающей среды, а это в целом выгодно Пекину.
2. США намерены более активно сотрудничать с Китаем в таких сферах, как экология, нераспространение ОМУ и борьба с эпидемиями.
3. В то же время администрация Байдена будет стремиться не допустить лидерства Китая в области высоких технологий. Один из
самых авторитетных китайских экспертов Янь Сюэтун также полагает, что основной сферой новой «холодной войны» между Китаем и США уже становятся высокие технологии, а не военно-политический контроль [Yan Xuetong].
Примечательно, что новый Старший директор по Китаю в Совете национальной безопасности Р. Доши в последние месяцы опубликовал ряд работ по политике КНР в сфере информационной безопасности [Doshi et al; Doshi and McGuiness].
Еще одной участнице команды экспертов по Китаю в Белом доме М. Харт предстоит оптимизировать политику противодействия китайской компании Huawei по внедрению в мире собственных стандартов мобильной связи пятого поколения. Харт ранее работала старшим научным сотрудником Центра американского прогресса и в октябре 2020 г. стала соавтором фундаментального доклада, посвященного политике властей США в отношении китайской корпорации [Hart and Link].
Среди возможных позитивных изменений в китайско-американских отношениях Синь Цян называет восстановление стратегического и экономического диалога, работа которого была свернута Д. Трампом [Байдэн цзюцзин...].
Большое внимание китайские эксперты уделяют взглядам на Китай со стороны ключевых фигур в новой администрации США. В частности, Чэнь Чжэн из Пекинского университета иностранных языков отмечает, что новый госсекретарь Э. Блинкен является сторонником создания так называемой демократической коалиции в противовес ЭПШП, но при этом выступает за строгое следование международно-признанным правилам торговли [Чэнь Чжэн].
В Китае полагают, что координировать политику в отношении Китая будет советник президента по национальной безопасности Дж. Салливан, возможно, в координации с наиболее влиятельным в Демократической партии экспертом по китайской проблематике К. Кэмпбеллом (влияние созданного им в 2007 г. Центра новой американской безопасности на политику Вашингтона в АТР мы уже отмечали более десятилетия назад [Тимофеев, с.16—18]). Кэмпбелл и Салливан считают, что политика вовлечения уже исчерпала себя, однако в отношениях с Китаем нельзя использовать и модель «хо-
лодной войны», недопустима конфронтации ради конфронтации [Campbell, Sullivan].
С другой стороны, китайские дипломаты в преддверии прихода к власти администрации Дж. Байдена активизировали аргументацию об уникальности китайско-американского диалога. В частности, посол КНР в США Цуй Тянькай 3 декабря 2020 г. в своем выступлении в Китайско-американском исследовательском центре заявил, что без здоровых и стабильных китайско-американских отношений постко-видный мир также не будет стабильным [Цуй Тянькай, 2020].
Крайне неудачным был первый контакт между высшими дипломатами двух стран, состоявшийся в Анкоридже в марте 2021 г. Попытка нового госсекретаря прочитать нотации членам китайской делегации о необходимости соблюдения прав человека в ходе открытой части дискуссии вызвала закономерную реакцию со стороны таких опытных дипломатов, как Ян Цзечи и Ван И, которые не только в неторопливой и методичной манере отвергли все обвинения американской стороны, но и выступили с аргументированными контрпретензиями в адрес США [Secretary Antony J. Blinken...]. Выдвигается несколько версий отсутствия прорыва на переговорах в Анкоридже.
Во-первых, по мнению издания «Хуаньцю», в новых условиях, имея статус страны, наиболее успешно решившей проблему эпидемии COVID-19, Китай стремится вернуть себе так называемое лексическое право (хуаюйцюань), предполагающее более активный дискурс в диалоге с США, а также решительное сопротивление любым попыткам США вмешиваться во внутренние дела Китая [Чжунго гэй Мэйго-дэ...]. Разумеется, факты вмешательства США во внутренние дела КНР в Гонконге, Тибете и СУАР и далее будут дополнительным раздражителем в двусторонних отношениях, однако любые санкции со стороны Вашингтона способны вызвать в Пекине лишь ответные резкие действия и заявления. При этом жесткий тон в отношении США в Анкоридже не был абсолютно новым явлением. До прихода Байдена китайские власти в рамках двустороннего диалога также активно эксплуатировали не только национальную (недопустимость вмешательства во внутренние дела), но и глобальную повестку. В частности, в заявлении китайского МИД по результатам встречи Ян Цзечи с М. Помпео в июне 2020 г. Вашингтон был прямо
обвинен в распространении практики двойных стандартов в борьбе с международным терроризмом [Yang Jiechi's Meeting...].
Во-вторых, свою роль сыграло и отсутствие у Блинкена опыта в проведении переговоров с представителями китайской стороны. Единственным консенсусом переговоров в Анкоридже стала готовность обеих сторон восстановить прерванный экологический диалог (развернутый еще в 2008 г. при Дж. Буше-мл. 10-летний план двустороннего сотрудничества в сфере энергетики и экологии при Д. Трампе так и не был пролонгирован). В апреле 2021 г. в Китай был направлен спецпредставитель президента США по вопросам климата Дж. Керри, который добился гораздо более ощутимых результатов.
В китайских СМИ и экспертном сообществе доминирует мнение, что сложными по форме теперь будут все будущие переговоры между двумя странами. Профессор Народного университета Цзинь Цаньжун объясняет это тем, что КНР и США вступили в длительную стадию конкуренции [Чжун-мэй гуаньси...]. На долгосрочный характер противостояния указывает и тот факт, что США стремятся укрепить широкую антикитайскую коалицию в Индо-Тихоокеан-ском регионе, придавая этой инициативе даже законодательную платформу. О последнем наглядно свидетельствует внесенный в Сенат законопроект Менендеса-Риша, ставший самой масштабной антикитайской законодательной инициативой за весь период двусторонних отношений [Menendes, Risch].
В свою очередь, президент Китайской Академии современных международных отношений (КАСМО) Юань Пэн считает, что отношения между Китаем и США станут более стабильными. Стороны будут прежде всего продвигать диалог в сфере стратегической безопасности, военные контакты, диалог в сфере экономики, торговли и изменения климата [Юань Пэн]. Экологическая проблематика сейчас рассматривается в двух странах как один из основных «драйверов» двусторонних отношений в ближайший период. Как известно, Си Цзиньпин по приглашению Байдена в конце апреля принял участие в инициированном Вашингтоном саммите «День Земли».
Другим перспективным направлением китайско-американского сотрудничества может стать сфера торговли и экономики. Правительство США пока взяло паузу в вопросе пролонгации экономиче-
ских санкций, введенных администрацией Д. Трампа. В Пекине в свою очередь весьма позитивно восприняли отказ министра финансов США Дж. Йеллен объявлять КНР валютным манипулятором, тем более, что, к примеру, Тайвань в этом году попал в данную категорию экономик [Treasury Secretary Janet Yellen...].
Меры, предпринятые Трампом, не привели ни к ликвидации дисбаланса двусторонней торговли, ни к значительному увеличению объемов американского экспорта в Китай. Так, в 2020 г. Китай импортировал американских товаров лишь на 100 млрд долл., хотя подписанное в январе 2020 г. соглашение о первой фазе торговой сделки предполагало достижение уровня в 173,1 млрд [Chinese purchases of US exports...]. Все более насущной становится задача выработки новых правил двусторонней торговли. Именно поэтому торговый представитель США К. Тан, выступая 5 мая 2021 г. на форуме Global Boardroom, заявила о планах провести в ближайшее время новый раунд переговоров с вице-премьером Госсовета КНР Лю Хэ [Top US trade envoy...].
В целом, в Пекине проявляют значительную заинтересованность в нормализации отношений с США, о чем, например, свидетельствует большой размах юбилейных мероприятий, посвященных 50-летию так называемой пинг-понговой дипломатии. В МИД КНР была опубликована большая речь посла КНР в США Цуй Тянькая, в которой основными перспективными направлениями двустороннего сотрудничества он назвал борьбу с пандемией, решение экологических проблем и восстановление глобальной экономики [Цуй Тянькай, 2021]. О намерениях Пекина нормализовать отношения с США говорит и тот факт, что Пекин в целом игнорирует решение администрации Байдена продолжить курс Трампа по активизации связей с Тайванем, в том числе и на официальном уровне. В китайских СМИ и аналитических публикациях незамеченными оказались такие факты, как либерализация режима контактов американских дипломатов с представителями Тайваня [New Guidelines...], так и сохранение должности зам.помощника госсекретаря по Тихому океану за С. Оудкирк, одной из наиболее активных сторонниц всемерной дипломатической поддержки Тайваня.
Декларируемая приверженности новой администрации к многостороннему подходу в отношениях с КНР также пока не приводит к
улучшению двусторонних отношений. По мнению китайских экспертов, политика Байдена будет даже опаснее курса предыдущей администрации, так как стремление США к гегемонии обретет более завуалированный характер.
Термин «многосторонний подход» (добяньчжуи) активно используется в политическом языке руководителей КНР начиная с 2003 г. С тех пор многосторонние организации и формы диалога неизменно определяются в качестве «важной площадки» (чжун'яо утай) внешней политики страны. На словах приверженность так называемому мультилатерализму выражали и ведущие представители администраций Б. Обамы и Дж. Байдена, однако многие из последних действий США могут говорить лишь о переходе к многостороннему подходу в стратегии сдерживания Китая, основы которой остаются неизменными.
К. Хэ, Х. Фэн, С. Чан и В. Ху считают, что США переходят к «институциональному соперничеству» как одной из форм так называемого мягкого (институционального) ревизионизма1. Целью такой стратегии является подрыв уровня международной легитимности существующих международных институтов и даже замена их новыми, в которые не будут допущены страны, демонстрирующие альтернативную модель развития [He et al., p. 14]. США и их союзники, вне сомнений, будут уделять значительное внимание таким новым и обновленным многосторонним структурам в сфере безопасности, как Quad, D- 102, «Пять глаз» и др., имеющим явную антикитайскую направленность. Примечательно, что в ходе состоявшегося 7 мая
1 Термин «ревизионизм» в международных отношениях с 1990-х годов стал применяться в отношении Китая как политологами, прежде всего представителями наступательного реализма (Дж. Миршаймер, Ф. Закария), так и высокопоставленными политиками США (К. Райс, П. Вулфовиц). В соответствии с данной концепцией, в мире происходит противостояние между «странами статус-кво», поддерживающими существующий международный порядок, и «ревизионистскими державами», выступающими за его изменение.
2 Неформальный клуб так называемых Десяти демократий, включающий страны «Большой семерки», а также Индию, Южную Корею и Австралию. Начало данной инициативы было положено на саммите глав МИД в Лондоне в начале мая 2021 г., а ее развития предполагается достичь в ходе встречи глав государств и правительств «семерки» в июне 2021 г.
2021 г. заседания министров иностранных дел Совбеза ООН как Ван И, так и Э. Блинкен сделали многосторонние международные институты основной темой своих выступлений, однако обвинили друг друга в стремлении подорвать демократических характер существующего миропорядка. По мнению госсекретаря США, многосторонний подход должен стать императивом современных международных отношений [Blinken]. Ван И в свою очередь призвал отказаться от практик гегемонизма и буллинга (балин), уважать разнообразие и воздерживаться от стремления к превосходству. Одновременно он выразил поддержку планам США отказаться от односторонних международных действий, характерных для президентства Д. Трампа [Ван И чжучи...].
Таким образом, несмотря на тот факт, что новая внешнеполитическая стратегия Вашингтона пока не сформировалась, первые шаги администрации США свидетельствуют о ее достаточно гибком и прагматичном курсе в отношении КНР. Данный прагматизм обусловлен главным образом той степенью угрозы, которую, по мнению властей США, Китай представляет для их глобальных интересов, что не закрывает путей возможного сотрудничества в будущем. Со своей стороны Китай также демонстрирует более жесткий подход в отстаивании своих ключевых национальных интересов, которые касаются прежде всего таких сфер, как суверенитет и возможность развивать взаимовыгодное международное сотрудничество в целях обеспечения дальнейшего подъема страны.
Библиографический список
Тимофеев О.А. США: поиски новой стратегии в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 3. С.16—27.
Байдэн цзюцзин жухэ дуйдай Чжунго? : [Как Байдeн относится к Китаю?] // Феникс ТВ. 12.11.2020. URL: https://view.inews.qq.com/a/20201112A039CV00 (accessed: 01.05.2021). (На кит. яз.).
Ван И чжучи Ляньхэго Аньлихуэй гао цзибе хуэйи : [Ван И провел заседание Совбеза ООН] // МИД КНР. 07.05.2021. URL: http://new.fmprc.gov.cn/web/wjbzh d/t1874190.shtml (accessed: 14.05.2021). (На кит. яз.).
Си Цзиньпин чжи дянь чжухэ Байдэн дансюань Мэйго цзунтун [Си Цзинь-пин направил Байдену поздравления в связи с избранием президентом США] // КПК. 26.11.2020. URL: http://cpc.people.com.cn/shipin/n1/2020/1127/c243247-319 47374.html (accessed: 04.05.2021). (На кит. яз.).
Цуй Тянькай. Мэйю цзянькан вэньдин-дэ Чжун-мэй гуаньси «хоу-ицин шицзе» бу хуэй вэньдин : [Без здоровых и стабильных китайско-американских отношений постковидный мир не будет стабильным] // Госсовет КНР. 04.12.2020. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-12/04/content_5567015.htm (accessed: 10.05.2021). (На кит. яз.).
Цуй Тянькай. Чжун-мэй пинпан вайцзяо 50 чжоунянь силе ходун каймуши шан-дэ чжицы : [Приветственное слово на открытии празднования 50-летия китайско-американской пинг-понговой дипломатии] // Посольство КНР в США. 11.04.2021. URL: http://www.china-embassy.org/chn/zmgx/zxxx/t1868144.htm (accessed: 14.05.2021). (На кит. яз.).
Чжунго гэй Мэйго-дэ стньси — вомэнь сяньцзай ши пиндэн-дэ : [Китай информирует США — сейчас мы равноправны] //Хуаньцю. 14.04.2021. URL: https:// oversea.huanqiu.com/article/42i9LjmVUfG (accessed: 12.05.2021). (Накит. яз.).
Чжун-мэй гуаньси цзай инь жэи? : [Новый спор в китайско-американских отношениях?] // Easin Overseas. 15.03.2021. URL: http://www.easinvisa.com/page16 5?article_id=375 (accessed: 11.05.2021). (На кит. яз.).
Чэнь Чжэн. Байдэн бэйхоу-дэ шэньми Чжунго чжинантуань : [Тайная китайская команда за спиной Байдена] // Ван'и. 10.11.2020. URL: https://dy.163.com/ article/FR1V4Q3L0516JCVA.html (accessed: 04.05.2021). (На кит. яз.).
Юань Пэн. Чжун-мэй гунтундянь юй фэньцидянь цзай гаоцэн дуйхуа циц-зянь и таньлу : [Диалог высокого уровня выявил точки соприкосновения и разногласий в китайско-американских отношениях] // Синьлан. 24.03.2021. URL: https://finance.sina.com.cn/world/acj/2021-03-24/doc-ikkntiam7274452.shtml (accessed: 10.05.2021). (На кит. яз.).
Blinken A. Virtual Remarks at the UN Security Council Open Debate on Multilateralism // US Department of State. 07.05.2021. URL: https://www.state.gov/ secretary-antony-j-blinken-virtual-remarks-at-the-un-security-council-open-debate-o n-multilateralism (accessed: 03.05.2021).
Campbell K. and Sullivan J. (2019). Competition Without Catastrophe: How America Can Both Challenge and Coexist with China//Foreign Affairs. 2019. Vol. 98. No 5. P. 96—110.
Chinese purchases of US exports fall far behind trade deal pledge // Financial Times. 22.01.2021. URL: https://www.ft.com/content/0ecb870e-e7bb-49a4-90d6-993 5c9fbce7c (accessed: 08.05.2021).
Doshi R. and McGuiness K. Great Powers and Communications Risks, 1840-2021. Washington: Brookings Institution, 2021. 30 p.
Doshi R. et al. China as a "Cyber Great Power". Washington: Brookings Institution, 2021. 31 p.
Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian's Remarks on Yang Jiechi's Meeting with US Secretary of State Michael R. Pompeo / Foreign Ministry of the PRC. 18.06.2020. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/t1789798.shtml (accessed: 05.05.2021).
Hart M. and Link J. There Is a Solution to the Huawei Challenge / Center of American Progress. 14.10.2020. URL: https://www.americanprogress.org/issues/security/ reports/2020/10/14/491476/solution-huawei-challenge (accessed: 05.05.2021).
He K. et al. Rethinking Revisionism in World Politics // Chinese Journal of International Politics. 2021. P. 1—28.
Menendes R. and Risch J. A Bill to Address Issues Involving the PRC // US Senate. 21.04.2021. URL: https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/DAV21598%20-%2 0Strategic%20Competition%20Act%20of%202021.pdf (accessed: 12.05.2021).
New Guidelines for U.S. Government Interactions with Taiwan Counterparts // US Department of State. 09.04.2021 URL: https://www.state.gov/new-guidelines-for-u-s-government-interactions-with-taiwan-counterparts (accessed: 04.05.2021).
Pompeo M. Communist China and the Free World's Future. Remarks at the Richard Nixon Presidential Library // US Department of State. 23.07.2020. URL: https://2017-2021.state.gov/communist-china-and-the-free-worlds-future-2/index.html (accessed: 13.05.2021).
Secretary Antony J. Blinken, National Security Advisor Jake Sullivan, Director Yang and State Councilor Wang Remarks at the Top of Their Meeting // US Department of State. 18.03.2021. URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blink en-national-security-advisor-jake-sullivan-chinese-director-of-the-office-of-the-centr al-commission-for-foreign-affairs-yang-jiechi-and-chinese-state-councilor-wang-yi-a t-th (accessed: 09.05.2021).
Top US trade envoy signals intention to meet Chinese counterpart soon // Financial Times. 05.05.2021. URL: https://www.ft.com/content/93eaf975-ff0c-44dc-a ce6-8d4e46f6ed57 (accessed: 02.05.2021).
Treasury Secretary Janet Yellen plans to spare China from currency manipulator label // South China Morning Post. 13.04.2021. URL: https://www.scmp.com/econom y/china-economy/article/3129290/us-china-relations-treasury-secretary-janet-yellen-plans (accessed: 10.05.2021).
Yan Xuetong. China and US to Fight for Tech Primacy, Not War // Nikkei. 08.05.2020. URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Caixin/China-and-US-to-fight-fo r-tech-primacy-not-war-Tsinghua-expert (accessed: 09.05.2021).
References
Baideng jiujing ruhe duidai Zhongguo? [How does Biden feel about China?].
12.11.2020. URL: https://view.inews.qq.eom/a/20201112A039CV00 (accessed: 1 May, 2021). (In Chinese).
Blinken, A. (2021). Virtual Remarks at the UN Security Council Open Debate on Multilateralism // US Department of State. 07.05.2021. URL: https://www.state.gov/ secretary-antony-j-bhnken-viitual-remarks-at-the-un-security-council-open-debate-o n-multilateralism (accessed: 3 May, 2021).
Campbell, K. and Sullivan, J. (2019). Competition Without Catastrophe: How America Can Both Challenge and Coexist with China, Foreign Affairs, vol. 98(5): 96—110.
Chen Zheng (2020). Baideng beihou-de shenmi Zhongguo zhinangtuan [The secret Chinese team behind Biden]. 10.11.2020. URL: https://dy.163.com/article/ FR1V4Q3L0516JCVA.html (accessed: 4 May, 2021). (In Chinese).
Chinese purchases of US exports fall far behind trade deal pledge, Financial Times,
22.01.2021. URL: https://www.ft.com/content/0ecb870e-e7bb-49a4-90d6-9935c9fbce 7c (accessed: 8 May, 2021).
Cui Tiankai (2020). Meiyou jiankang wending-de Zhong-mei guanxi "hou yiqing shijie" bu hui wending [Without a healthy and stable Sino-American relationship, the post-Covid world will not be stable], 04.12.2020. URL: http://www.gov.cn/xinwen/ 2020-12/04/content_5567015.htm (accessed: 10 May, 2021). (In Chinese).
Cui Tiankai (2021). Zhong-mei pingpang waijiao 50 zhounian xilie huodong kaimushi shang-de zhici [Welcome speech at the opening of the 50th Anniversary Celebration of Sino-American Ping-Pong Diplomacy]. 11.04.2021. URL: http://www.c hina-embassy.org/chn/zmgx/zxxx/t1868144.htm (accessed: 14 May, 2021). (In Chinese).
Doshi, R. and McGuiness, K. (2021). Great Powers and Communications Risks, 1840—2021. Washington: Brookings Institution, 30 p.
Doshi, R. et al. (2021). China as a "Cyber Great Power", Washington: Brookings Institution, 31 p.
Foreign Ministry Spokesperson Zhao Lijian's Remarks on Yang Jiechi's Meeting with US Secretary of State Michael R. Pompeo, Foreign Ministry of the PRC, 18.06.2020. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/t1789798.shtml (accessed: 5 May, 2021).
Hart, M. and Link, J. (2020). There Is a Solution to the Huawei Challenge, Center of American Progress, 14.10.2020. URL: https://www.americanprogress.org/issues/secur ity/reports/2020/10/14/491476/solution-huawei-challenge (accessed: 5 May, 2021).
He, K. et al. (2021). Rethinking Revisionism in World Politics, Chinese Journal of International Politics :1—28.
Menendes, R. and Risch, J. (2021). A Bill to Address Issues Involving the PRC, US Senate, 21.04.2021. URL: https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/DAV21598 %20-%20Strategic%20Competition%20Act%20of%202021.pdf (accessed: 12 May, 2021).
New Guidelines for U.S. Government Interactions with Taiwan Counterparts, US Department of State, 09.04.2021 URL: https://www.state.gov/new-guidelines-for-u-s-government-interactions-with-taiwan-counterparts (accessed: 4 May, 2021).
Pompeo, M. (2020). Communist China and the Free World's Future. Remarks at the Richard Nixon Presidential Library, US Department of State. 23.07.2020. URL: https://2017-2021.state.gov/communist-china-and-the-free-worlds-future-2/index.html (accessed: 13 May, 2021).
Secretary Antony J. Blinken, National Security Advisor Jake Sullivan, Director Yang and State Councilor Wang Remarks at the Top of Their Meeting, US Department of State, 18.03.2021. URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken- national-se curity-advisor-jake-sullivan-chinese-director-of-the-office-of- the-central-commission -for-foreign-affairs-yang-jiechi-and-chinese-state-councilor-wang-yi-at-th (accessed: 9 May, 2021).
Timofeev, O.A. (2009). SShA: poiski novoi stratefii v Asiatsko-Tihookeanskom regione [USA in search of a new strategy in Asia-Pacific], Far Eastern Affairs, no. 3: 16—27. (In Russian).
Top US trade envoy signals intention to meet Chinese counterpart soon, Financial Times, 05.05.2021. URL: https://www.ft.com/content/93eaf975-ff0c-44dc-ace6-8d4e4 6f6ed57 (accessed: 2 May, 2021).
Treasury Secretary Janet Yellen plans to spare China from currency manipulator label, South China Morning Post, 13.04.2021. URL: https://www.scmp.com/economy/ china-economy/article/3129290/us-china-relations-treasury-secretary-janet-yellen-pl ans (accessed: 10 May, 2021).
Wang Yi zhuchi Lianheguo Anlihui gao jibie huiyi [Wang Yi chaired a meeting of the UN Security Council], 07.05.2021. URL: http://new.fmprc.gov.cn/web/wjbzhd/ t1874190.shtml (accessed: 14 May, 2021). (In Chinese).
Xi Jinping zhi dian zhuhe Baideng danxuan Meiguo zongtong [Ch Xi Jinping sent congratulations to Biden on his election as President of the United States], 26.11.2020. URL: http://cpc.people.com.cn/shipin/n1/2020/1127/c243247-31947374.html (accessed: 4 May, 2021). (In Chinese).
Yan Xuetong (2020). China and US to Fight for Tech Primacy, Not War, Nikkei, 08.05.2020. URL: https://asia.nikkei.com/Spotlight/Caixin/China-and-US-to-fight-fo r-tech-primacy-not-war-Tsinghua-expert (accessed: 9 May, 2021).
Yuan Peng (2021). Zhong-mei gongtongdian yu fenqidian zai gaoceng duihua qijian yi tanlu [Senior Dialogue Reveals Areas of Similarities and Differences in
Sino-US Relations], 24.03.2021. URL: https://finance.sina.com.cn/world/gjcj/2021-03-24/doc-ikkntiam7274452.shtml (accessed: 10 May, 2021). (In Chinese).
Zhongguo gei Meiguo-de xinxi — women xianzai shi pingdeng-de [China informs the US — now we are equal], 14.04.2021. URL: https://oversea.huanqiu.com/article/42 i9LjmVUfG (accessed: 12 May, 2021). (In Chinese).
Zhong-mei guanxi zai yin reyi? [New dispute in Sino-American relations?], 15.03.2021. URL: http://www.easinvisa.com/page165?article_id=375 (accessed: 11 May, 2021). (In Chinese).