Научная статья на тему 'Китайско-американский торговый конфликт 2019 года и его перспективы: между пессимизмом и неизвестностью'

Китайско-американский торговый конфликт 2019 года и его перспективы: между пессимизмом и неизвестностью Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1833
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайско-американские отношения / торговая война / импортные тарифы / «Сделано в Китае — 2025» / государственные предприятия. / China-US relations / trade war / import tariffs / Made in China — 2025 / State-owned enterprises (SOEs).

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев Олег Анатольевич

Статья посвящена обострению китайско-американского торгового конфликта в 2019 г. Представлены политические и экономические параметры спора между Пекином и Вашингтоном: двухуровневая игра во внешней политике, фактор престижа в торгово-экономических спорах, повышение импортных тарифов, защита прав интеллектуальной собственности, субсидирование государственных предприятий, обязательный трансфер технологий. В первой части статьи проведен анализ цикличности кризисов в китайско-американских отношениях, рассмотрены так называемые большие и малые циклы. Вторая часть посвящена влиянию внешнеполитической стратегии американской администрации Д. Трампа на развитие торговых отношений между Китаем и США. Новая американская администрация фактически отошла от политики предшественников, которые считали экономическую взаимозависимость краеугольным камнем двусторонних отношений. В третьей части представлены позиции сторон в ходе «майского» обострения торгового конфликта и фактического отказа сторон от дальнейших переговоров, а также значение «третьего» пакета взаимных санкций. Несмотря на существенные уступки со стороны Китая, США продолжают настаивать на принятии их требований, касающихся поддержки государственных предприятий и защиты прав интеллектуальной собственности. Четвертая часть посвящена развернувшейся информационной кампании в рамках китайско-американского торгового конфликта. В отличие от предыдущих кризисов, в мае 2019 г. Китай занял более активную позицию, с самого начала инициировав массированную информационную кампанию по защите собственных национальных и экономических интересов. Это проявилось, прежде всего, в публичных заявлениях руководителя китайской делегации на торговых переговорах, вице-премьера Госсовета КНР Лю Хэ, которые он сделал сразу же после американских демаршей. Автор подчеркивает, что обострение экономического спора между крупнейшими экономиками мира подрывает общий баланс китайско-американских отношений, а также способен оказать существенное воздействие на глобальную экономику в целом. Данный конфликт, скорее всего, будет носить достаточно затяжной характер и может привести к активизации усилий Китая по продвижению альтернативных экономических стратегий — прежде всего инициативы «Один пояс, один путь». В качестве ответных ограничительных мер на американский протекционистский демарш Китай, видимо, будет стремиться к замещению американской, прежде всего сельскохозяйственной продукции на российскую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sino-US trade conflict 2019 and its prospects: between pessimism and uncertainty

The article discusses the aggravation of the Sino-US trade conflict in 2019. The political and economic parameters of the dispute between Beijing and Washington are presented: a two-layer game in foreign policy decision making, a factor of state’s prestige in trade and economic disputes, increasing of import tariffs, protection of intellectual property rights, subsidies for the State-owned enterprises (SOEs) and mandatory technology transfer. In the first part, the author analyses cyclical nature of crises in Sino-US relations, inter alia, their ‘long’ and ‘short’ cycles. The second part is devoted to the impact of the US Trump administration’s foreign strategy on the China and the US bilateral trade. The new US administration has fell apart from the policy of its predecessors, which considered economic interdependence as a cornerstone of bilateral relations. The third part illuminates positions of the parties during sharp aggravation of the trade conflict in May, 2019; the actual refusal of the parties to further negotiations, as well as the significance of the “third” package of sanctions on their bilateral relationship. Despite significant concessions on the part of China, the United States continues to insist on accepting their demands of lesser support to Chinese SOEs and protecting intellectual property rights. The fourth part is devoted to the unfolding information war under the framework of the Sino-US trade conflict. In contrast to previous crises, in May 2019, China took a more active stance, starting from the very beginning with a massive information campaign to protect its own national and economic interests. This was manifested, above all, by public statements by the head of the Chinese delegation at the trade negotiations, the State Council Vice-Premier Liu He, which he made immediately after the US moves. The author emphasizes that current economic dispute between the world’s largest economies jeopardizes the overall balance of Sino-American relations, and may have a significant impact on the global economy as a whole. The current conflict will be likely of long-term run and can lead to the intensification of China’s efforts to promote alternative economic strategies, e.g. the BRI. As a response to the US protectionist measures, China will be likely to seek to replace American import (e.g. agricultural) goods by Russian ones.

Текст научной работы на тему «Китайско-американский торговый конфликт 2019 года и его перспективы: между пессимизмом и неизвестностью»

DOI: 10.24411/2618-6888-2019-10010

О.А. Тимофеев

КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ТОРГОВЫЙ КОНФЛИКТ

2019 ГОДА И ЕГО ПЕРСПЕКТИВЫ:

МЕЖДУ ПЕССИМИЗМОМ И НЕИЗВЕСТНОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена обострению китайско-американского торгового конфликта в 2019 г. Представлены политические и экономические параметры спора между Пекином и Вашингтоном: двухуровневая игра во внешней политике, фактор престижа в торгово-экономических спорах, повышение импортных тарифов, защита прав интеллектуальной собственности, субсидирование государственных предприятий, обязательный трансфер технологий. В первой части статьи проведен анализ цикличности кризисов в китайско-американских отношениях, рассмотрены так называемые большие и малые циклы. Вторая часть посвящена влиянию внешнеполитической стратегии американской администрации Д. Трампа на развитие торговых отношений между Китаем и США. Новая американская администрация фактически отошла от политики предшественников, которые считали экономическую взаимозависимость краеугольным камнем двусторонних отношений. В третьей части представлены позиции сторон в ходе «майского» обострения торгового конфликта и фактического отказа сторон от дальнейших переговоров, а также значение «третьего» пакета взаимных санкций. Несмотря на существенные уступки со стороны Китая, США

продолжают настаивать на принятии их требований, касающихся поддержки государственных предприятий и защиты прав интеллектуальной собственности. Четвертая часть посвящена развернувшейся информационной кампании в рамках китайско-американского торгового конфликта. В отличие от предыдущих кризисов, в мае 2019 г. Китай занял более активную позицию, с самого начала инициировав массированную информационную кампанию по защите собственных национальных и экономических интересов. Это проявилось, прежде всего, в публичных заявлениях руководителя китайской делегации на торговых переговорах, вице-премьера Госсовета КНР Лю Хэ, которые он сделал сразу же после американских демаршей.

Автор подчеркивает, что обострение экономического спора между крупнейшими экономиками мира подрывает общий баланс китайско-американских отношений, а также способен оказать существенное воздействие на глобальную экономику в целом. Данный конфликт, скорее всего, будет носить достаточно затяжной характер и может привести к активизации усилий Китая по продвижению альтернативных экономических стратегий — прежде всего инициативы «Один пояс, один путь». В качестве ответных ограничительных мер на американский протекционистский демарш Китай, видимо, будет стремиться к замещению американской, прежде всего сельскохозяйственной продукции на российскую.

Ключевые слова: китайско-американские отношения, торговая война, импортные тарифы, «Сделано в Китае — 2025», государственные предприятия.

Автор: Тимофеев Олег Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент, Российский университет дружбы народов. E-mail: [email protected]

O.A. Tmofeev

The Sino-US trade conflict 2019 and its prospects: between pessimism and uncertainty

Abstract. The article discusses the aggravation of the Sino-US trade conflict in 2019. The political and economic parameters of the dispute between Beijing and Washington are presented: a two-layer game in foreign policy decision making, a factor of state's prestige in trade and economic disputes, increasing of import tariffs, protection of intellectual property rights, subsidies for the State-owned enterprises (SOEs) and

mandatory technology transfer. In the first part, the author analyses cyclical nature of crises in Sino-US relations, inter alia, their 'long' and 'short' cycles. The second part is devoted to the impact of the US Trump administration's foreign strategy on the China and the US bilateral trade. The new US administration has fell apart from the policy of its predecessors, which considered economic interdependence as a cornerstone of bilateral relations. The third part illuminates positions of the parties during sharp aggravation of the trade conflict in May, 2019; the actual refusal of the parties to further negotiations, as well as the significance of the "third" package of sanctions on their bilateral relationship. Despite significant concessions on the part of China, the United States continues to insist on accepting their demands of lesser support to Chinese SOEs and protecting intellectual property rights. The fourth part is devoted to the unfolding information war under the framework of the Sino-US trade conflict. In contrast to previous crises, in May 2019, China took a more active stance, starting from the very beginning with a massive information campaign to protect its own national and economic interests. This was manifested, above all, by public statements by the head of the Chinese delegation at the trade negotiations, the State Council Vice-Premier Liu He, which he made immediately after the US moves. The author emphasizes that current economic dispute between the world's largest economies jeopardizes the overall balance of Sino-American relations, and may have a significant impact on the global economy as a whole. The current conflict will be likely of long-term run and can lead to the intensification of China's efforts to promote alternative economic strategies, e.g. the BRI. As a response to the US protectionist measures, China will be likely to seek to replace American import (e.g. agricultural) goods by Russian ones.

Keywords: China-US relations, trade war, import tariffs, Made in China — 2025, State-owned enterprises (SOEs).

Author: Oleg A. TIMOFEEV, Ph.D. (History), Associate Professor, Peoples' Friendship University of Russia (e-mail: [email protected]).

Сорокалетний юбилей установления дипломатических отношений между Китаем и США (1 января 1979 г.) совпал по времени с крупнейшим кризисом в отношениях между двумя странами — повышением таможенных тарифов, вводимых администрацией Д. Трампа, и ответными действиями Пекина.

1. Цикличность кризисов в китайско-американских отношениях

Периоды кризисов не являются чем-то новым и неожиданным в сложном клубке взаимозависимости и противоречий между Пекином и Вашингтоном. Эксперты расходятся в оценке того, для которой из сторон слом существующего порядка в китайско-американских отношениях является бoльшим приоритетом. В американской аналитике преобладает мнение, что Китай как «ревизионистская» держава пытается сломать устоявшийся глобальный статус-кво. Однако, к примеру, Дж. Миршаймер считает, что Китаю для получения относительных преимуществ в будущем, напротив, достаточно обеспечить устойчивость существующих тенденций [Mearsheimer, 2014].

Заметной особенностью развития кризисов в китайско-американских отношениях стала их цикличность. Во-первых, в начальный период нахождения у власти любой администрации США отношения между двумя странами всегда были хуже, чем в конце. Данная тенденция имеет объективную подоплеку: правительство, которое не связано предвыборными интересами, подразумевающими обострение критики в адрес Китая (China bashing), может позволить себе действовать в диалоге с КНР с учетом долгосрочной перспективы, не поддаваясь давлению со стороны общественного мнения.

Во-вторых, китайско-американские отношения подвержены влиянию и более долгосрочных кризисов — десятилетних циклов. Так случилось, что наиболее существенные «идиосинкразические» (термин Д. Лэмптона и Д. Эвинга [Lampton, Ewing, 2003, p. 16]) события происходили в канун очередной десятилетней годовщины с момента установления дипломатических отношений:

• в 1989 г. — события на площади Тяньаньмэнь, вызвавшие введение санкций западных стран против Китая. Часть из них — эмбарго на поставку вооружений — не отменена до сих пор;

• в 1999 г. — ракетный удар по посольству КНР в Белграде в ходе косовского кризиса, повлекший самые масштабные антиамериканские выступления в Китае.

Несмотря на во многом сохранявшуюся преемственность американского курса в отношении КНР в конце «нулевых» годов XXI века,

важнейшим направлением внешней политики пришедшей к власти в 2009 г. американской администрации Б. Обамы явился так называемый поворот к Азии (Pivot to Asia), который в связи с его явным антикитайским характером стал основным геополитическим препятствием на пути развития отношений между двумя странами.

2. Изменение политики США при администрации Д. Трампа

Однако существенной особенностью прошлых масштабных кризисов было наличие «подушки безопасности» — динамично развивавшегося торгово-экономического сотрудничества, обеспечивавшего высокую степень экономической взаимозависимости и устойчивости к различного рода геополитическим потрясениям. В отличие от прошлых, нынешний кризис затрагивает как раз двустороннюю торговлю, с одной стороны, подрывая ее роль стабилизатора китайско-американских отношений, а с другой — перенося наиболее важные стратегические противоречия глобального масштаба в сферу экономики. Следует отметить, что в последние годы дефицит США в торговле с Китаем постоянно нарастал, и как только к власти пришел Д. Трамп — президент, весьма «сфокусированный» на теме экономических преимуществ США, разразился самый масштабный экономический кризис в двусторонних отношениях.

США традиционно имеют значительный внешнеторговый дефицит: в 2018 г., например, он составил 621 млрд долл., однако дефицит в торговле с Китаем значительно превышает соответствующий показатель для других крупных торговых партнеров США, таких, как Мексика, Германия, Япония (рис. 1).

Как и многие другие крупные конфликты, нынешняя «торговая война» обладает значительно выраженным признаком цикличности. Как известно, значительная часть предвыборной риторики Д. Трампа была посвящена проблеме несбалансированности торговли с Китаем. Угрозы объявить Пекин валютным манипулятором многократно звучали от высокопоставленных сотрудников предыдущих американских администраций, однако лишь нынешнее правительство отважилось пойти на решительные действия в данном вопросе.

200 Страны

100 Китай 379 млрд Мексика г™..,...,„ Германия Япония -78 млрд е-?..„„„ -67 млрд _58млрд мм —

1 Латинской Америки (без

1 | Мексики) 112 млрд

-500

Рис. 1. Сальдо торгового баланса США с отдельными странами и регионами в

2018 г. (долл. США) Источник: U.S. Department of Commerce.

Уже летом 2017 г., несмотря на в целом позитивные оценки двумя сторонами состоявшегося накануне саммита глав США и Китая в Мар-а-Лаго и принципиальное решение восстановить механизм постоянно действующего китайско-американского экономического диалога, Офисом торгового представителя США было начато расследование действий, связанных с кражей Китаем ряда высоких технологий и нарушением прав интеллектуальной собственности в отношении США.

Несмотря на проведение в мае 2018 г. торговых переговоров вице-премьера Госсовета КНР Лю Хэ с представителями экономического блока администрации США и обещание китайской стороны предпринять меры по снижению американского дефицита в торговле с КНР к концу 2020 г. на 200 млрд долл. за счет расширения американского экспорта в Китай, уже через месяц Вашингтон повысил импортные тарифы на значительный ассортимент китайских товаров (1102 наименований) общей стоимостью около 50 млрд долл. \Behsudi, 2019].

Позднее было объявлено и о так называемом втором пакете ограничений на сумму до 200 млрд долл., тарифная ставка на импорт которых с начала 2019 г. должна была достигать 25 %.

В ноябре 2018 г. в США состоялись промежуточные выборы в Конгресс, а председатель КНР Си Цзиньпин на Первой китайской международной выставке импортных товаров пообещал в ближайшие 15 лет довести объем импорта товаров и услуг Китая до 40 трлн долл. Уже 2 декабря на саммите «Большой двадцатки» ^20) в Буэнос-Айресе стороны решили начать новые интенсивные переговоры и отложить до 1 марта 2019 г. (впоследствии этот срок был продлен) повышение до 25 % импортного тарифа в рамках «второго» пакета американских санкций и ранее объявленные контрмеры со стороны Китая \Behsudi, 2019].

В ходе пятимесячных переговоров стороны неоднократно выражали удовлетворение их ходом. На состоявшейся в марте 2019 г. 2-й сессии ВСНП 13-го созыва было принято решение о снятии требования по обязательной передаче зарубежными компаниями технологий при создании совместных предприятий на территории Китая, против чего традиционно выступали страны Запада.

3. Обострение кризиса в мае 2019 г.

1 мая министр финансов США С. Мнучин заявил о том, что после очередного раунда переговоров, прошедшего в Пекине, США и Китай вплотную приблизились к подписанию торгового соглашения о частичной отмене пошлин на импорт товаров из КНР. Было решено в ближайшее время продолжить переговоры в Вашингтоне, где, согласно некоторым источникам, стороны могли сообщить о подписании торгового соглашения \Behsudi, 2019].

Однако 10 мая администрация США приняла решение все же имплементировать «второй» пакет тарифов в более жестком варианте (25 %), что привело к сворачиванию торговых переговоров и ответным шагам со стороны Китая.

Представители США объясняют данное решение нежеланием Пекина следовать американским требованиям по защите прав ин-

теллектуальной собственности. В более общем смысле это означает требование свернуть программу перевода китайского экспортного производства на более высокий технологический уровень «Сделано в Китае — 2025», в последние годы ставшую основным раздражителем в отношениях между КНР и странами Запада. По мнению западных политиков, китайское правительство предпринимает недостаточные усилия и по защите иностранной интеллектуальной собственности в КНР. Работа по обеспечению авторских прав все еще остается слабой при том, что иностранные участники СП в течение долгого времени все же были вынуждены передавать технологии китайским партнерам в качестве условия ведения бизнеса в КНР. По оценкам американского экономиста Г. Райта, это обходилось американскому бизнесу в сотни млрд долл. в год [Wright, 2019].

Еще один блок разногласий связан со структурными особенностями китайской экономики (высокая степень участия государства в национальном хозяйстве) и подозрениями западных стран в государственной поддержке экспортных отраслей Китая с помощью нерыночных методов. Достаточно давняя и важная проблема заключается в том, что экономика КНР в последние десятилетия отчасти обязана своим быстрым ростом значительному целевому субсидированию экспортноориентированных компаний и отраслей. США уже давно настаивают на том, чтобы Китай сокращал эти субсидии.

Тем не менее, во-первых, Китай старается учитывать «озабоченности» своих главных экономических партнеров. Так, например, упоминание о программе «Сделано в Китае — 2025» было полностью исключено из Доклада о работе правительства, сделанном в марте 2019 г. на сессии ВСНП [Чжэнфу гунцзо баогао, 2019]. При этом, декларация в докладе главы правительства КНР Ли Кэцяна стремления перейти к общепринятым в мире правилам ведения внешней торговли и работы с иностранными инвестициями, как и намерения изменить в планируемом новом законе о зарубежных инвестициях норму об обязательной передаче технологий, тоже направлены на улучшение торгово-экономических связей с ведущими партнерами, включая достижение прогресса в торговых переговорах с США.

Важнейшим инструментом реализации концепции «управления государством на основе закона», нацеленной на строительство пол-

ноценного правового государства как во внутриполитической, так и во внешнеполитической сферах, является применение общепринятых международных норм и практик ведения внешнеторговой/ внешнеэкономической деятельности. Планируемая отмена нормы об обязательной передаче технологий иностранными инвесторами важна не только для достижения компромисса в торговых переговорах с США: значительное беспокойство по поводу данного требования китайского законодательства уже давно выражали представители политических и деловых кругов стран ЕС, других развитых стран.

Во-вторых, усилия западных партнеров США по противодействию реализации основных положений данной программы уже приносят результаты. Как видно из опубликованного 15 мая 2019 г. журналом «Форбс» списка крупнейших публичных компаний мира, ведущие высокотехнологичные компании КНР по объему активов значительно уступают как основным китайским финансовым организациям, так и своим американским конкурентам (табл. 1).

Таблица 1. Список «Форбс» крупнейших публичных компаний мира в 2019 г.

Страна Сфера деятельности

1 ICBC Китай Финансы

2 JP Morgan Chase США Финансы

3 Строительный банк Китая Китай Финансы

4 Сельскохозяйственный банк Китая Китай Финансы

5 Bank of America США Финансы

6 Apple Высокие технологии

7 Группа компаний Ping An Китай Страхование

8 Банк Китая Китай Финансы

9 Royal Dutch Shell США Нефтегазовая промышленность

10 Wells Fargo США Финансы

27 China Mobile (tBlPMff) Китай Телекоммуникации

74 Tencent Китай Высокие технологии

Источник: Murphy A., Ponciano J., Hansen S. et al. Murphy A., Ponciano J., Hansen S. et al.

Важной особенностью развивающегося кризиса является то, что ныне он находится на промежуточном этапе. В целях усиления давления на китайскую сторону руководители администрации США неоднократно заявляли о том, что после введения «второго» пакета санкций [China's Acts...] возможен и третий, самый крупный пакет на сумму до 300 млрд долл. (табл. 2), ввод которого пока отложен.

Таблица 2. Товарные позиции, на настоящий момент не включенные в список американских экономических ограничений в торговле с Китаем

Стоимость импорта в 2018 г., млрд долл.

Мобильные телефоны 44,8

Переносные персональные компьютеры 38,7

Двигающиеся игрушки, пазлы, сборные модели 11,9

Игровые консоли 5,4

Компьютерные мониторы (кроме жидкокристаллических и мониторов на основе электронно-лучевых трубок) 4,6

Плоскопанельные телевизоры с диагональю менее 13,5 дюйма и кассетные видеомагнитофоны 4,5

Запоминающие устройства (напр., USB, жесткие диски) 4

Детали телефонных аппаратов 2,5

Изделия из пластика 2,4

Многофункциональные периферийные устройства 2,3

Источник: Office of the United States Trade Representative (USTR).

4. Информационная поддержка требований сторон

В целом, в отличие от предыдущих этапов обострения торгово-экономических споров, в мае 2019 г. стороны перешли к полномасштабной информационной войне. Если президенту США присуще объявлять о его ключевых решениях через социальную сеть Twitter, то опубликование реакции официального Пекина до последнего времени отличалось следующими особенностями.

1. Оно велось по каналам официальных пресс-служб, прежде всего МИД, придерживающихся традиционно сдержанного тона (выражение сожаления и призывы решать вопросы путем диалога).

2. Лидеры государства, а также руководителя китайской делегации предпочитали не высказываться о ходе переговоров, ссылаясь на необходимость дать сторонам время и возможность достичь компромисса в спокойной обстановке без излишнего внимания прессы.

На нынешнем этапе Китай явно перешел к более активной информационной политике. Причина этого заключается в том, что любое внешнеполитическое решение имеет как международное, так и внутриполитическое значение. В китайском обществе уже достаточно давно зреет глухое недовольство характером отношений с США, и слом Вашингтоном «аргентинского консенсуса»1 в мае 2019 г. способен резко усилить критику любых компромиссов, на которые могут пойти власти КНР. Уже через два дня после официальной публикации решения США о повышении импортных тарифов, во время переговоров с американской стороной вице-премьер Лю Хэ дал подробное интервью китайским СМИ, в котором заверил, что Китай не пойдет на уступки по наиболее важным вопросам. Руководитель китайской делегации впервые подробно изложил китайскую переговорную позицию, а также ключевые разногласия с США. По его словам, эти противоречия касаются трех ключевых моментов, на решении которых настаивает Пекин.

1. Китай полагает, что в целях достижения соглашения необходимо отменить все пошлины, наложенные США в мае 2019 г., ибо введение подобных мер таможенного протекционизма знаменует начало новых торговых войн.

2. Объемы торговых закупок должны соответствовать существующим реалиям и возможностям. Стороны не должны произвольно менять торговые параметры, зафиксированные в декабре 2018 г. на переговорах в Аргентине.

3. Итоговый текст соглашения должен констатировать достижение баланса интересов и требований каждой из сторон. При этом

1 Соглашение по приостановке торговой войны, которое было достигнуто на саммите G20 в Аргентине в декабре 2018 г.

сбалансированность торгового соглашения не должна подрывать международный престиж каждой из сторон. В связи с сохраняющимися разногласиями еще остаются некоторые ключевые проблемы, не нашедшие разрешения в процессе переговоров [Лю Хэ цзешоу ...].

Таким образом, из-за действий администрации Д. Трампа риторика China bashing, обвинения Пекина в стремлении к переносу производств из США в Китай (аутсорсинге), подрыве производственного сектора в США как основного препятствия для нормального развития двусторонних отношений перестали быть темой предвыборной агитации, превратившись в перманентный фактор информационной активности. Непредсказуемость американской администрации и растущие в КНР опасения по поводу возможных чрезмерных уступок китайской стороны заставляют Пекин также отказываться от традиционной практики минимального освящения подробностей переговоров. При этом обращение главного китайского переговорщика к термину цзуньянь (чувство достоинства) показывает, что для руководства Китая экономическая выгода не является более единственной целью торгово-экономических переговоров с США.

Начало массированной информационной кампании означает, судя по всему, и начало курса на затяжную торговую войну между Пекином и Вашингтоном. При этом есть все основания полагать, что переговорщики добились небольшого прогресса в разрешении фундаментальных разногласий между Китаем и США.

В краткосрочной перспективе КНР вряд ли прекратит субсидирование государственных предприятий или существенно усилит защиту прав интеллектуальной собственности западных стран. В значительной степени это связано и с объективными причинами — замедлением темпов роста экономики, в условиях которого любые существенные политические изменения становятся рискованными.

В долгосрочной перспективе западным странам, при наличии действенных экономических стимулов, возможно, удастся убедить Китай отказаться от существующей модели развития экспортных производств. Однако еще не известно, хватит ли администрации Трампа терпения ради достижения ее краткосрочных целей найти компромисс, который поспособствовал бы созданию более ровной площадки для развития отношений в долгосрочной перспективе.

Ввиду этого многие из тех проблем, которые ранее активно обсуждались в рамках системы китайско-американских диалогов, Пекин будет вынужден перенести на другие площадки, прежде всего, связанные с развитием инициативы «Один пояс, один путь». При таком развитии событий вполне вероятно превращение указанной инициативы в полноценную международную стратегию, о возможности чего говорил, в частности, бывший руководитель пресс-канцелярии Госсовета КНР Чжао Цичжэн на состоявшемся 27 апреля 2019 г. в Пекине 28-м Форуме «Ваньшоу» «"Один пояс, один путь": глобализация нового типа и глобальное управление»1.

Библиографический список

Лю Хэ цзешоу Чжунго мэйти цайфан шилу: [Интервью Лю Хэ СМИ Китая]. URL: http://news.cctv.com/2019/05/11/ARTIZzN2obvreKh7ZRpiXz2c190511.shtml (дата обращения: 11.05.2019). (На кит. яз.).

Чжэнфу гунцзо баогао : [Доклад о работе правительства]. URL: http://www. gov.cn/premier/2019-03/16/content_5374314.htm (дата обращения: 01.05.2019). (На кит. яз.).

BehsudiA. U.S., China near deal to roll back some tariffs // Politico. URL: https:// www.politico.com/story/2019/05/01/us-china-deal-tariffs-1400007 (accessed: 01.05.2019).

China's Acts, Policies, and Practices Related to Technology Transfer, Intellectual Property, and Innovation. A Notice by the Office of USTR on 05/09/2019 // Federal Register. 2019. Vol. 84. No. 90. P. 20459—60.

Lampton D., Ewing R. The U.S.-China Relationship Facing International Security Crises. Washington: The Nixon Center, 2003. 92 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mearsheimer J. Can China Rise Peacefully? URL: https://nationalinterest.org/ commentary/can-china-rise-peacefully-10204 (accessed: 25.10.2014).

Murphy A., Ponciano J., Hansen S. et al. Global 2000 — The World's Largest Public Companies 2019. URL: https://www.forbes.com/global2000/#35e89ca2335d (accessed: 16.05.2019).

Office of the United States Trade Representative (USTR). URL: https://ustr.gov (accessed: 16.05.2019).

U.S. Department of Commerce. URL: https://ustr.gov (accessed: 16.05.2019).

1 Личный архив автора.

Wright G. China-US trade war heats up: 3 reasons it won't cool down anytime soon. URL: https://theconversation.com/china-us-trade-war-heats-up-3-reasons-it-wont-c ool-down-anytime-soon-109853 (дата обращения: 13.05.2019).

References

Behsudi A. (2019). U.S., China near deal to roll back some tariffs, Politico. URL: https://www.politico.com/story/2019/05/01/us-china-deal-tariffs-1400007 (accessed: 1 May, 2019).

China's Acts, Policies, and Practices Related to Technology Transfer, Intellectual Property, and Innovation (2019). A Notice by the Office of USTR on 05/09/2019, Federal Register. Vol. 84. No. 90: 20459—60.

Lampton, D., EwingR. (2003). The U.S.- China Relationship Facing International Security Crises. Washington: The Nixon Center. 92 p.

Liu He jieshou Zhongguo meiti caifang shilu [Liu He accepts interviews with Chinese media]. URL: http://news.cctv.com/2019/05/11/ARTIZzN2obvreKh7ZRpiX z2c190511.shtml (accessed: 11 May, 2019). (In Chinese).

Mearsheimer J. (2014). Can China Rise Peacefully? URL: https://nationalinterest. org/commentary/can-china-rise-peacefully-10204 (accessed: 25 October, 2014).

Murphy A., Ponciano J., Hansen S. et al. Global 2000 — The World's Largest Public Companies 2019. URL: https://www.forbes.com/global2000/#35e89ca2335d (accessed: 16 May, 2019).

Office of the United States Trade Representative (USTR). URL: https://ustr.gov (accessed: 16 May, 2019).

U.S. Department of Commerce. URL: https://ustr.gov (accessed: 16 May, 2019).

Wright G. (2019). China-US trade war heats up: 3 reasons it won't cool down anytime soon. URL: https://theconversation.com/china-us-trade-war-heats-up-3-reas ons-it-wont-cool-down-anytime-soon-109853 (accessed: 13 May, 2019).

Zhengfu gongzuo baogao [Report on the Work of the Government] (2019). URL: http://www.gov.cn/premier/2019-03/16/content_5374314.htm (accessed: 1 May, 2019). (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.