УДК 339.923
doi:10.52210/2224669X_2021_1_68
ТОРГОВАЯ ВОЙНА И САНКЦИОННАЯ БОРЬБА США И КНР* Д.В. Гордиенко
Аннотация. Экономический конфликт между США и КНР включает в себя торговую войну между этими странами; санкции США из-за нарушений прав уйгуров в Китае и ответные меры китайского правительства; санкции США по поводу подавления Китаем свобод и автономии Гонконга и его ответные меры; санкции США против Китая в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; санкции США в отношении компаний и ведомств Китая, сотрудничающих с вооруженными силами своего государства. Анализ экономического конфликта между США и КНР позволяет определить перспективные направления экономической кооперации России с этими и другими странами мира. Предложенный подход к анализу экономического конфликта между США и КНР и оценке уровня экономической безопасности России позволяет выявить приоритеты экономической кооперации и экономического противоборства в современных условиях.
Ключевые слова: экономика, США, Китай, Россия, торговая война, санк-ционная борьба, экономическая безопасность, уровень экономической безопасности, обеспечение экономической безопасности государства.
THE USA AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINESE TRADE WAR AND SANCTIONS
D.V. Gordienko
Abstract. The economic conflict between the US and the PRC includes a trade war between these countries; US sanctions for violations of Uyghur rights in China and Chinese government retaliation; US sanctions and retaliation against China's crackdown on Hong Kong's freedoms and autonomy; US sanctions against China in connection with the spread of a new coronavirus infection; US sanctions against Chinese companies and departments cooperating with the armed forces of their state. An analysis of the economic conflict between the United States and China makes it possible to determine promising areas of economic cooperation between Russia and these and other countries of the world. The proposed approach to the analysis of the economic conflict between the United States and the PRC and the assessment of the level of Russia's economic security makes it possible
*Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта №№ 19014-00009.
to identify the priorities of economic cooperation and economic confrontation in modern conditions.
Keywords: economy, USA, China, Russia, trade war, sanctions struggle, economic security, level of economic security, ensuring the economic security of the state.
Экономический конфликт между США и КНР включает в себя торговую войну между этими странами; санкции США из-за нарушений прав уйгуров в Китае и ответные меры китайского правительства; санкции США по поводу подавления Китаем свобод и автономии Гонконга и его ответные меры; санкции США против Китая в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; санкции США в отношении компаний и ведомств Китая, сотрудничающих с вооруженными силами своего государства.
Торговые санкции США против Китая и ответные меры китайского правительства
Китай и США являются друг для друга одними из главных торговых партнеров. В 2017 г. торговый оборот между США и КНР составлял 710,4 млрд долл., включая экспорт из США -187,5 млрд долл., импорт в США - 522,9 млрд долл. Таким образом, торговый дефицит США с Китаем составлял 335,4 млрд долл. [27].
Основными статьями экспорта Китая в США в 2017 г. были: электрооборудование - 146 млрд долл.; машины и оборудование - 110 млрд долл.; мебель и постельные принадлежности -32 млрд долл.; игрушки и спортивное оборудование - 26 млрд долл.; пластмасса - 16 млрд долл.; услуги - 17 млрд долл.
Тогда же США экспортировали в Китай: услуги - 58 млрд долл.; самолёты - 16 млрд долл.; машины и оборудование - 13 млрд долл.; зерно, фрукты (соя) - 13 млрд долл.; автомобили - 13 млрд долл.; электрооборудование - 12 млрд долл.
23 января 2018 г. Президент США Д. Трамп установил 30 %та-риф на ввозимые в страну солнечные батареи; тариф будет действовать 4 года, снижаясь на 5 %ежегодно до уровня 15 %. Кроме того, был установлен тариф на ввоз больших бытовых стиральных машин (на первые 1,2 млн ввезённых - 20 %, на последующие - 50 %); этот тариф будет действовать 3 года и также постепенно снижается
до 16 %для первых 1,2 млн машин и до 40 %для последующих [29]. Китай, мировой лидер в производстве солнечных батарей, выразил свое «сильное разочарование» подобными действиями США [25].
В марте 2018 г. по итогам расследования торгового представителя США по краже интеллектуальной собственности Китаем было выявлено, что он использует дискриминационные практики, наносящие вред американской торговле. 22 марта 2018 г. Дональд Трамп постановил подготовить и опубликовать список пошлин, которые будут повышены в связи с итогами расследования, а также инициировать разбирательство по выявленным фактам в рамках ВТО и обдумать меры, касающихся ограничения инвестиций КНР в стратегические отрасли экономики США [28].
В начале апреля был выпущен список примерно из 1300 товаров, пошлины на ввоз которых из Китая должны возрасти на 25 %. Список включал разнообразные товары - электронику, запчасти для самолётов, спутники, медицинские товары, оборудование и прочее - общий объём импорта в США из Китая которых составлял около 50 млрд долл. [60].
1 апреля 2018 г. Китай ответил на действия американцев, обложив дополнительными пошлинами импортируемые из США мясо, фрукты и прочие товары. В частности, на свиные продукты и алюминиевый лом была введена 25 %пошлина, на, порядка 120 различных товаров (от орехов до яблок и ягод) - 15 %пошлина. Импорт подобных товаров в Китай из США составил в 2017 г. 3 млрд долл. [20].
15 июня 2018 г. появились сообщения о подготовке президентом США ввода таможенных пошлин в размере 25 %на целый ряд товаров из Китая на общую сумму в 50 млрд долл. [13]. Пошлины мотивированы как защитой американского производителя, так и обвинениями Китая в нарушении интеллектуальных прав [15; 42].
Торговая война к 6 июля 2018 г. привела к тому, что Китай и США наложили торговые пошлины на товары на сумму, которая составила 68 млрд долл.[8; 38]1. «Решение Трампа - это объявление Китаю торговой войны, сказал Bloomberg Вей Цзянго» [17].
2 августа 2018 г. Министерство торговли США также добавляет 44 китайских предприятия в свой список экспортного контроля, которые представляют «значительный риск» для национальной безопасности США.
8 августа 2018 г. Комитет по таможенным пошлинам при Госсовете КНР принял решение ввести с 23 августа 2018 г. дополнительные пошлины в размере 25 %на американские товары общей стоимостью около 16 млрд долл.
23 августа 2018 г. руководство США ввело пошлины в размере 25 %на ввозимые из Китая товары; в список попали 279 наименований китайской продукции общей стоимостью 16 млрд долл. В тот же день, 23 августа, Китай подал второй иск во Всемирную торговую организацию (ВТО), в связи с этим введением США ввозных пошлин [7; 38]2.
24 сентября 2018 г. США ввели пошлины на китайские товары на сумму 200 млрд долл. (Список 3) [61], в результате чего общая сумма составляет 250 млрд долл. Первоначальная ставка тарифов составляет 10 %, а к 1 сентября 2019 г. они будут увеличены до 25 %. Китай отвечает на тарифы США введением тарифов на товары США на сумму 60 млрд долл. Китай также выпустил Белую книгу, в которой излагается официальная позиция правительства по торговым отношениям между США и Китаем [37].
19 ноября 2018 г. Бюро промышленности и безопасности США (U.S. Bureau of Industry and Security, BIS) публикует Правила экспортного контроля в отношении новых технологий [30] для общественного обсуждения. Согласно предложенным правилам, новые технологии, такие как искусственный интеллект (ИИ), робототехника и квантовые вычисления, могут подпадать под экспортный контроль, поскольку они являются технологиями двойного назначения, которые могут использоваться в военных целях. В правилах не указан Китай, но наблюдатели считают, что они связаны с усилиями США по предотвращению приобретения Китаем чувствительных технологий [31].
В конце 2018 г. - начале 2019 г. представители США и КНР вели активные переговоры.
10 мая 2019 г. США увеличили пошлину на китайскую продукцию в общей сложности на 200 млрд долл. После увеличения пошлин на китайскую продукцию Президент США Д. Трамп заявил о намерении выводить американских производителей с территории КНР. США повысили тарифы на китайские товары (так называемый Список 3) с 10 до 25 %, поскольку «США и Китай не могут достичь
соглашения по окончании первого дня одиннадцатого раунда торговых переговоров на высоком уровне». Повышение тарифов вступило в силу 10 мая 2019 г. в 12:01 (EST), при этом товары, отправляемые из Китая в США до полуночи, по-прежнему облагались налогом по прежней ставке в 10 % [9 ;38].
В ответ Министерство торговли Китая выпустило заявление, в котором объявило, что оно «глубоко сожалеет» о введенных тарифах и что «необходимые контрмеры» будут приняты [65]. 13 мая 2019 г. Китай объявил о повышении тарифов на товары из США на сумму 60 млрд долл. с 1 июня 2019 г. в ответ на повышение тарифов, введенное США 10 мая 2019 г. Тарифы будут применяться к говядину, баранину, свинину, овощи, сок, растительное масло, чай, кофе, холодильники и мебель, а также многие другие. Наряду с повышением тарифов Комитет по таможенным тарифам Государственного совета также ввел в действие систему освобождения от уплаты пошлин для определенных товаров. В порядке эксперимента временно освобождаются импортные товары из США от дополнительных тарифов; тарифы могут быть возмещены за соответствующие продукты, которые уже облагались налогом.
Одновременно Торговое представительство США USTR также объявило, что 17 июня 2019 г. они проведут публичные слушания по вопросу о возможности введения 25-процентных тарифов на импорт из Китая на сумму 300 млрд долл., включая мобильные телефоны и ноутбуки [38].
16 мая 2019 г. Министерство торговли США объявило о добавлении «Huawei Technologies Co. Ltd.» и ее дочерних компаний в свой «список организаций», который фактически запрещает американским компаниям продавать товары китайской телекоммуникационной компании без одобрения правительства США [22].
В ответ Китай объявил, что он создаст свой собственный список ненадежных организаций в ответ на список организаций США. В ненадежный список будут входить иностранные предприятия, организации и частные лица, которые не соблюдают правила рынка, нарушают контракты, блокируют, прекращают поставки по некоммерческим причинам или серьезно ущемляют законные интересы китайских компаний [64]3.
28 июня 2019 г. в рамках саммита G-20 состоялась встреча главы США Трампа и лидера КНР Си Цзиньпина, где лидеры двух
государств обсудили перспективы экономического сотрудничества своих стран [16].
В результате товарооборот США и Китая на фоне затяжной торговой войны между двумя крупнейшими экономиками по итогам 2019 г. составил 541,22 млрд долл., что на 14,6 %ниже показателя 2018 г., о чем свидетельствовали опубликованные данные Главного таможенного управления КНР. Согласно данным китайской таможни, экспорт из КНР в США за отчетный период сократился на 12,5 %, составив 418,5 млрд долл., в то время как США ввезли в Китай товаров лишь на 122,7 млрд долл., что на 20,9 %меньше, чем в 2018 г. [47].
Сокращение двусторонней торговли происходило на фоне продолжающихся переговоров по урегулированию торговых разногласий между двумя крупнейшими экономиками мира.
23 августа 2019 г. США заявили о том, что с 1 октября товары из Китая на сумму 250 млрд долл., которые в настоящее время облагаются пошлинами в размере 25 %, будут облагаться пошлинами в размере 30 %. Оставшаяся продукция из КНР на сумму 300 млрд долл., которая облагалась тарифами в 10 %, будет облагаться тарифами в 15 % [5].
2 июня 2019 г. Китай объявил о выпуске Белой книги под названием «Позиция Китая по экономическим и торговым консультациям между Китаем и США» [21].
21 июня 2019 г. Министерство торговли США объявило о добавлении пяти новых китайских предприятий (включая государственное предприятие) в свой список предприятий, которым запрещено покупать детали и компоненты в США без предварительного разрешения правительства [18]4.
8 августа 2019 г. Казначейство США объявило Китай манипулятором валюты после того, как курс юаня упал по отношению к доллару США до самого низкого уровня за 11 лет [39]. Китай обвинялся в манипулировании своей валютой «с целью получения несправедливых конкурентных преимуществ в международной торговле» [40]5.
Народный банк Китая тут же опроверг эти утверждения, утверждая, что «Китай никогда не использовал и не будет использовать обменный курс юаня в качестве инструмента для преодоления торговых трений», и что «изменения обменного курса юаня определяются рыночным спросом и предложением» [45].
6 августа 2018 г. некоторые китайские компании приостановили закупки сельскохозяйственной продукции США. В заявлении также уточнялось, что Комиссия по таможенным тарифам Госсовета не исключает введения импортных тарифов на недавно приобретенную сельскохозяйственную продукцию США после 3 августа. В результате некоторые китайские компании решили приостановить такой импорт [62].
1 сентября 2019 г. США начали вводить тарифы на импорт Китая на сумму более 125 млрд долл.; затрагиваемые товары варьируются от обуви, подгузников и продуктов питания до умных часов, посудомоечных машин и плоских телевизоров. Пекин, в свою очередь, начал вводить дополнительные тарифы на некоторые товары на сумму 75 млрд долл. [48], включая пятипроцентный тариф на сырую нефть из США.
2 сентября 2019 г. Китай подал жалобу в ВТО на США в связи с импортными пошлинами, которые повлияли на экспорт Китая на сумму 300 млрд долл. [63] Эта жалоба стала третьим иском Китая в ВТО, оспаривающий тарифы США на импорт из Китая. 1 ноября 2019 г. Всемирная торговая организация заявила, что Китай может наложить компенсационные санкции на импорт США на сумму 3,6 млрд долл. за несоблюдение США антидемпинговых правил в отношении китайских товаров [19]6.
В октябре 2019 г. США и Китай достигли частичного соглашения в сфере торговли. Пекин согласился нарастить закупки американской сельскохозяйственной продукции. США со своей стороны пошли на ослабление торговых пошлин на китайский импорт [10; 12].
В ноябре 2019 г. представитель Министерства коммерции Китая Гао Фэн заявил, что США и Китай договорились о постепенном снижении взаимных пошлин на поставки товаров. По его словам, тарифы будут снижаться в одинаковом темпе и в одинаковом объеме [11].
26 ноября 2019 г. Министерство торговли США выпустило уведомление [43], вводящее новую процедуру выявления, оценки и рассмотрения транзакций, которые представляют риск для обеспечения национальной безопасности, телекоммуникационной сети и цепочки поставок услуг.
Эта процедура предоставила правительству США право ограничивать американские компании в отношении импорта и использо-
вания иностранных технологий в своей внутренней инфраструктуре цепочки поставок. Хотя в документе не упоминается оборудование «Huawei» или «ZTE», он был направлен, прежде всего, на эти две китайские компании, поскольку они были внесены в «черный список» организаций в мае, а 22 ноября, были единогласно признаны угрозой национальной безопасности США.
15 января 2020 г. президент США Дональд Трамп и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ подписали соглашение о первой фазе сделки об урегулировании двусторонних торговых споров. Первая фаза сделки призвана «обеспечить безопасность интеллектуальной собственности» США, «прекратить принудительную передачу технологий», «значительно расширить американский агросектор», «устранить барьеры для американского финансового сектора», «прекратить валютную манипуляцию» со стороны Китая, «восстановить баланс в американо-китайских торговых отношениях», «эффективно урегулировать [двусторонние] споры» в торговле. Объем торгового соглашения, превысит 200 млрд долл. в 2020 г. и будет расти ежегодно7.
2 декабря 2020 г. нижняя палата американского Конгресса, Палата представителей, единогласно одобрила законопроект под предварительным названием «Закон о приведении к ответственности иностранных компаний» [35]. Он вносит поправки и дополнения к закону Сарбейнса-Оксли 2002 г. (англ. Sarbanes-Oxley Act, SOX), который в свое время ужесточил требования к раскрытию финансовой отчетности для всех компаний, акции которых торгуются на биржах США и подлежат регулированию Комиссии по ценным бумагам и биржам США (англ. The United States Securities and Exchange Commission, SEC).
Эта мера может быть направлена, прежде всего, против китайских компаний на американских биржах8. Законопроект уже одобрен Сенатом, и для вступления в силу его должен подписать президент Д. Трамп, который давно выступает за ужесточение требований к китайским компаниям.
Как представляется, под ударом, прежде всего, могут оказаться такие крупные и торгующиеся в США китайские компании как «Alibaba», «JD.com» и «NIO». Ситуация осложняется тем, что китайские власти уже запретили своим аудиторам отчитываться перед иностранными регуляторами, считая это нарушением китайского суверенитета.
Впрочем, министр финансов США Стивен Мнучин (англ. Steven Terner Mnuchin) предложил компромиссный вариант, который бы сокращал риск делистинга китайских эмитентов с американских бирж, не снижая уровня прозрачности, требуемого в законопроекте. Рабочая группа Минфина предложила предоставить китайским эмитентам специальное разрешение на использование услуг американских аудиторов для составления соответствующих отчетов для Комитета по надзору за отчетностью публичных компаний США (US Public Company Reporting Oversight Committee, PCAOB). Сейчас главным вопросом является то, какую позицию занимает по данной проблеме не только избранный президент Джо Байден (англ. Joseph Robinette Biden, Jr.), но и нынешний министр финансов США Джанет Йеллен (англ. Janet Yellen) [58].
Санкции США из-за нарушений прав уйгуров в Китае и ответные меры китайского правительства
В 2019 г. Вашингтон ввел санкции против 28 организаций из Китая, которые посчитал причастными к нарушениям прав человека и задержаниям уйгуров9. Тогда это были ограничения на экспорт и реэкспорт, а также отказ в лицензировании поставок.
В мае 2020 г. Министерство торговли США объявило о введении новых санкций против отдельных китайских компаний и правительственных организаций. На сайте министерства были опубликованы два новых санкционных списка. В первый список вошли Институт судебной экспертизы Министерства общественной безопасности КНР и восемь китайских юридических лиц. В Вашингтоне считают, что они «являются соучастниками нарушений прав человека и злоупотреблений, совершенных в ходе китайской кампании репрессий, массовых незаконных задержаний, принудительного труда и высокотехнологичного наблюдения за уйгурами, этническими казахами и другими членами мусульманских меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР). В министерстве отметили, что все они дополнят созданный в октябре 2019 г. санк-ционный список, в котором по тем же обвинениям уже находятся 28 китайских компаний.
Во второй санкционный список вошли 24 правительственные и коммерческие китайские организации, «осуществляющие
деятельность, противоречащую национальной безопасности или внешнеполитическим интересам Соединенных Штатов». Эти организации базируются в Китае, Гонконге и на Каймановых островах. Министерство считает, что эти организации, импортирующие из США товары и технологии, связаны в конечном счете с созданием оружия массового поражения и технологий военного назначения [59].
Президент США Дональд Трамп 17 июня 2020 г. подписал закон о санкциях в отношении Китая из-за нарушений прав уйгуров [34; 56]. Под ограничительные меры США могут подпасть те люди и организации, которые причастны к преследованиям уйгуров. Ответственным за притеснения могут грозить заморозка активов и/ или ограничения на въезд в Соединенные Штаты [49].
В июле 2020 г. Китай ввел санкции против американских официальных лиц, включая двух сенаторов, в ответ на санкции Вашингтона против высокопоставленных китайских чиновников. Поводом для последних послужило обращение Пекина с уйгурским мусульманским меньшинством.
Представитель МИД Китая Хуа Чуньин сообщила об «аналогичных санкциях» против сенаторов Теда Круза (Rafael Edward «Ted» Cruz) и Марко Рубио (Marco Antonio Rubio), конгрессмена Криса Смита (Christopher Henry Smith), спецпредставителя по вопросам религиозной свободы Сэма Браунбека (Sam Brownback) и Совместной комиссии Конгресса и исполнительной власти по Китаю [57].
Санкции США по поводу подавления Китаем
свобод и автономии Гонконга и ответные меры китайского правительства
В 2019 г. США сделали первый заметный шаг к разрыву особых отношений с Гонконгом в попытке наказать Китай за подавление свобод в автономии.
Гонконг пользуется широкой автономией с момента возврата бывшей британской колонии под контроль Пекина в 1997 г., и статус-кво закреплен на полвека. В Гонконге другие законы, политическая система, паспорта и даже язык. Независимые суды, свобода слова, свои валюта и биржа, независимые торговая политика и финансовое регулирование. Поэтому именно через Гонконг в Китай притекают почти 60 %внешних прямых инвестиций и более 70 %капитала.
И поэтому США относились к нему как к отдельному субъекту в двусторонних отношениях: Гонконга не касалась ни торговая война с Китаем, ни запрет на передачу технологий. Но летом 2020 г. все изменилось. Китай ввел в Гонконге новый закон о безопасности, фактически отменивший свободу слова и независимость судов в автономии.
28 ноября 2019 г. президент США Д. Трамп сообщил о подписании Закона «О правах человека и демократии в Гонконге» [38; 54], которым предусматривается возможность введения экономических санкций в отношении Гонконга, который может лишиться привилегированного статуса в торговых и экономических отношениях между США и Китаем. Кроме того, закон наделяет президента США правом вводить штрафные меры в отношении отдельных лиц, ответственных за нарушения прав человека в Гонконге.
Отдельный закон запретил экспорт определенных типов боеприпасов для борьбы с массовыми беспорядками [33; 55].
2 декабря 2019 г. китайское правительство приняло ответные меры против США за принятие этих законов, приостановив визиты военно-морских судов и военных самолетов США в Гонконг10 и наложив санкции на несколько американских НПО11.
«Китай вводит санкции в отношении США в ответ на принятие Конгрессом двух законов - "О правах человека и демократии в Гонконге", а также о запрете поставок полиции Гонконга спецсредств, которые она использует против демонстрантов. Американским военным кораблям отныне запрещено заходить в порт Гонконга», заявила 2 декабря 2019 г. представитель МИД КНР Хуа Чуньин [4].
Официальные лица КНР также отказали во въезде в Макао ряду жителей Гонконга, журналистов и иностранцев, включая руководителей Американской торговой палаты в Гонконге.
В 2020 г. президент Д. Трамп распорядился отменить часть привилегий, но воздержался от объявления полномасштабной войны санкций, способной подорвать статус Гонконга как мировой финансовой столицы и проводника капитала в Китай.
30 июня 2020 г. в Гонконге вступил в силу Закон об обеспечении национальной безопасности, принятый властями Китая [26]12. В ответ в июле 2020 г. Вашингтон запретил экспорт оборонной продукции и высоких технологий в Гонконг. Потом конгресс при-
нял закон, позволяющий вводить санкции в отношении китайских официальных лиц, причастных к нарушениям прав человека в автономии, а также против банков, которые после введения таких санкций еще, по меньшей мере, год будут сознательно иметь дело с этими чиновниками [24].
Отдельным распоряжением Д. Трамп велел лишить Гонконг части привилегий [23; 53]. Цель Д. Трампа - не дать Гонконгу сохранить экономическую и финансовую мощь в случае, если Китай продолжит уничтожать демократию и свободы в автономии13.
Китайский МИД назвал действия США «грубым вмешательством во внутренние дела»14.
7 августа 2020 г. Министерство финансов США объявило о введении санкций против главы администрации Гонконга Кэрри Лэм и еще 11 чел. [41]. В свою очередь 10 августа представитель китайского МИДа Ван Чжао заявил, что Пекин в ответ ввел зеркальные санкции в отношении 11 официальных лиц Соединенных Штатов [46].
19 августа 2019 г. США приостановило освобождение от взаимных налогов гонконгских судоходных компаний.
Правительство США объявило, что приостановит или прекратит действие трех двусторонних соглашений с Гонконгом, касающихся выдачи беглых преступников, передачи осужденных лиц и взаимных налоговых льгот на доходы, полученные от международной эксплуатации судов [36]15.
7 декабря 2020 г. США ввели новые санкции против Китая, а также объявили о намерении ввести санкции в отношении более чем 10 официальных лиц Китая из-за решения властей КНР отстранить четырех оппозиционных депутатов Законодательного совета Гонконга.
США также объявили о санкциях против 14 членов Всекитайского собрания народных представителей, официального законодательного органа страны, поскольку администрация Трампа пытается усилить давление на Пекин из-за его подавления инакомыслия в Гонконге.
Китай осудил санкции как «истерическое политическое издевательство», а пресс-секретарь министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин пообещала, что страна ответит «решительными контрмерами» [51].
10 декабря Китай объявил о введении ответных мер в отношении американских официальных лиц и сотрудников неправительственных организаций за вмешательства во внутренние дела КНР [46].
Санкции США в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
19 августа 2020 г. президент США Д. Трамп отказался от проведения переговоров с китайской стороной, обвинив КНР в распространения по всему миру вируса COVID-19 [14].
В сентябре 2020 г. в своем выступлении на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Д. Трамп обвинил Китай и ВОЗ в том, что они выступили с неверными заявлениями о том, что вирус не передается от человека к человеку, а также что люди без симптомов не передают вирус. Он также призвал ООН привлечь Китай к ответственности за распространение коронавируса [6].
Санкции США в отношении компаний и ведомств Китая, сотрудничающих с вооруженными силами своего государства
Бюро промышленности и безопасности при Министерстве торговли США (англ. Bureau of Industry and Security, BIS) опубликовало список из 103 компаний и ведомств из России и Китая, которые сотрудничают с вооруженными силами своих государств [52]16.
Включение в санкционный перечень китайских компаний и ведомств означает, что эти организации не смогут приобретать
ряд товаров и технологий у США.
* * *
Результаты анализа экономического конфликта между США и КНР позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, углубление экономической кооперации России с США и Китаем снижает/может снизить экономическое противостояние нашей страны с этими государствами [1; 2].
Во-вторых, расширение экономического взаимодействия России с США и, особенно, с Китаем имеет ряд проблем, разрешение которых может стать актуальным уже в ближайшее время.
Первая проблема. Ряд наблюдателей высказали предположение, что в сложившейся ситуации Пекин начнет более активно продвигать свои товары на российский рынок. Теоретически это могло бы вызвать увеличение конкуренции внутри страны, рост качества товаров и снижение потребительских цен. Однако, Россия -слишком маленький рынок для Китая, и, скорее всего, он постарается переориентировать часть потока на внутреннее потребление, ресурсы которого огромны, а также другие крупные рынки.
Вторая проблема. Россия имеет возможность серьезно нарастить свое присутствие на газовом рынке Китая, тем более что в декабре 2019 г. заработал трубопровод «Сила Сибири». Однако проект выйдет на мощность 8 млрд кубометров в год только через два-три года (при запланированной мощности в 38 млрд кубометров).
Третья проблема. Есть физические ограничения и по экспорту российской нефти. Если учитывать все маршруты ее доставки, то по всем из них поставить из России в Китай больше 75 млн т нефти невозможно. В 2018 г. было экспортировано 66 млн т. Потенциал наращивания экспорта российской нефти в Китай, таким образом, крайне незначителен [3].
Примечания
1 Таможенно-пограничная служба США (US Customs and Border Protection, CBP) начинает взимать 25-процентный тариф на 818 импортируемых китайских товаров (Список 1) на сумму 34 млрд долл. В Списке 2, который находится на рассмотрении, предлагается ввести 25-процентный тариф на 284 китайских товара (на сумму 16 млрд долл.). Товары Списка 2 включают: продукцию из чугуна или стали, электрическое оборудование, продукцию железнодорожного транспорта, инструменты и аппаратуру. Китай принимает ответные меры, вводя 25-процентный тариф на 545 товаров, происходящих из США (на сумму 34 млрд долл.), включая сельскохозяйственную продукцию, автомобили и водные продукты. 10 июля Торговое представительство США (United States Trade Representative, USTR) публикует Список 3 более чем на 6000 товаров, происходящих из Китая (на сумму 200 млрд долл.), которые будут облагаться 10-процентным тарифом.
2 14 августа Министерство торговли Китая объявило, что в ВТО было подано официальное дело против США в связи с их тарифами на солнечные батареи, утверждая, что тарифы США нанесли ущерб торговым интересам Китая.
3 1 июня 2019 г. Китай увеличил тарифы на американские товары. Тарифы в размере 25, 20 и 10 %, о которых впервые было объявлено 13 мая 2019 г, теперь стали действовать в отношении американских товаров на сумму 60 млрд долл., экспортируемых в Китай. Конкретные изменения заключались в следующем: на товары из Списка 1 будет распространяться тариф в размере 25 %, а не 10 °%; товары из Спи-
ска 2 будут облагаться тарифом в размере 20 %, а не 10 %; товары из Списка 3 будут облагаться тарифом в размере 10 % вместо 5 %; и на товары из Списка 4 по-прежнему будет распространяться пятипроцентный тариф. Отдельно Китай объявил, что он начал официальное расследование в отношении американской судоходной компании FedEx за переадресацию посылок из Японии, направляющихся в Китай, в США.
4 В санкционный список вошли «Sugon», «Ibe Wuxi Jiangnan Institute of Computing Technology», «Higon!, «Chengdu Haiguang Integrated Circuit», «Chengdu Haiguang Microelectronics Technology».
5 13 января 2020 г. США официально отказались от ярлыка китайского валютного манипулятора.
6 США были разочарованы этим решением, и официальный представитель США в ответ заявил, что арбитражная комиссия «преувеличивает степень воздействия на Китай» и что подход ВТО «не имеет основы в экономическом анализе» [44].
7 Документ предусматривает, что в течение текущего календарного года Китай должен увеличить закупки ряда видов американской агропродукции как минимум на 12,5 млрд долл. к уровню 2017 года, а в 2021 - по меньшей мере на 19,5 млрд долл.
8 В законопроекте отдельно указывается, что иностранный эмитент обязан указывать не только процент акций, которые находятся в собственности иностранного правительства или организации, подконтрольной иностранному правительству, но и «всю информацию, касающуюся пребывания в совете директоров любых членов, представляющих Коммунистическую партию Китая».
9 Уйгуры - тюркоязычная народность, подавляющее большинство ее представителей живет в провинции Синьцзян на западе Китая. По вероисповеданию уйгуры - мусульмане-сунниты. По оценкам правозащитных организаций, более 1 млн уйгуров и представителей других мусульманских меньшинств находятся в так называемых лагерях для перевоспитания, где их принуждают отказаться от их религии, культуры и языка.
10 В предыдущие периоды усиления напряженности между США и Китаем китайское правительство не допускало запрета посещений американскими военными кораблями Гонконга.
11 Санкции были наложены на «National Endowment for Democracy» [«Национальный фонд демократии»], «Human Rights Watch» [«Часы прав человека»], «Freedom House» [«Дом свободы»], «National Democratic Institute for International Affair»s [«Национальный демократический институт международных отношений»] и «International Republican Institute» [«Международный республиканский институт»], которые, по утверждениям китайского правительства, организовали протесты в Гонконге.
12 Данный закон направлен на предотвращение сепаратизма, терроризма, подрыва государственной власти и сговора с иностранными силами. За нарушение закона в качестве высшей меры наказания предусмотрено пожизненное заключение.
13 Однако пока Д. Трамп воздерживается от игры ва-банк и не внемлет голосам некоторых советников, предлагающих начать валютную войну против Гонконга с целью подорвать основу его финансового могущества - привязку курса местного доллара к американскому.
14 В составленном в резких выражениях заявлении министерство пригрозило ответными санкциями в отношении американских граждан и организаций «в целях
защиты законных интересов Китая». «Попытка Соединенных Штатов сорвать проведение в жизнь закона о национальной безопасности для Гонконга не увенчаются успехом. Мы требуем, чтобы американская сторона исправила свои ошибки и прекратила любое вмешательство во внутренние дела Китая. Если эта политика продолжится, со стороны Китая последует твердый ответ», - говорится в китайской отповеди Д. Трампу [50].
15 Приостановление действия соглашения о взаимном налогообложении подразумевает, что зарегистрированные в Гонконге судоходные компании, которые получают доход от перевозки в США, могут облагаться налогами США на их валовой доход. Это приведет к увеличению торговых издержек и добавит неопределенности в торговлю и логистику в Гонконге.
16 Основной задачей бюро является продвижение экономических интересов и обеспечение национальной безопасности США. Деятельность бюро включает в себя регулирование экспорта товаров и технологий двойного назначения, обеспечение соблюдения законов об экспортном контроле, мониторинг жизнеспособности оборонно-промышленной базы США, установление связей между государственным и частным секторами для защиты инфраструктуры страны.
Библиографический список
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 21.01.2021).
2. ГордиенкоД.В. Сравнительная оценка защищенности экономики России при реализации глобальных интеграционных проектов: монография М., 2020.
3. Как торговая война США и Китая отразится на экономике России. URL: https://www.dw.com/ru (дата обращения: 23.01.2021).
4. Китай вводит санкции против США из-за Гонконга. URL: https://www. dw.com/ru (дата обращения: 23.01.2021).
5. Китай выразил протест США из-за повышения пошлин на импорт продукции из КНР (23 августа 2019 г.). URL: https://tass.ru/ekonomi-ka/6794993 (дата обращения 24.08.2019).
6. Китай отверг обвинения США в распространении коронавируса. URL: https://ria.ru/20200922/kitay-1577617887.html (дата обращения: 23.01.2021).
7. Китай подал иск в ВТО из-за новых пошлин США // РБК. URL: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/5b7ed1a99a794761428d6d4e (дата обращения: 23.01.2021).
8. «Крупнейшая в истории»: Трамп развязал войну // Газета.Яа URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/07/05/11827219.shtml (дата обращения: 23.01.2021).
9. Логачева Е. Трамп заявил об уходе американских компаний из КНР из-за пошлин // Известия. 2019. 20 мая. URL: https://iz.ru/879886/2019-05-20/
tramp-zaiavil-ob-ukhode-amerikanskikh-kompanii-iz-knr-iz-za-poshlin (дата обращения: 21.05.2019).
10. США и Китай договорились // Лента.Ру. 2018. 11 октября. URL: https:// lenta.ru/news/2019/10/11/deal/ (дата обращения: 23.01.2021).
11. США и Китай договорились договориться // Коммерсантъ. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4150666?query= %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %B2 %D 0 %BE %D0 %B9 %D0 %BD %D0 %B0 (дата обращения: 23.01.2021).
12. США и Китай достигли важных торговых соглашений // Взгляд. 2019. 12 октября. https://lenta.ru/news/2019/10/11/deal/ (дата обращения: 23.01.2021).
13. США и Китай обложили товары друг друга пошлинами. Начало торговой войны? URL: https://www.bbc.com/russian/news-44497178 (дата обращения: 23.01.2021).
14. Трамп отложил торговые переговоры с Китаем // РБК. URL: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/5f3c670c9a794716c8321814 (дата обращения:
19.08.2020).
15. Трамп подписал меморандум о введении торговых ограничений против Китая // РБК. 2018. 22 марта. URL: https://www.rbc.ru/politics/22/03/201 8/5ab3e08c9a794775d5a21503 (дата обращения: 23.01.2021).
16. Трамп сообщил о позитивных перспективах заключения торгового соглашения с КНР // Коммерсантъ. 2019. 30 июня. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4017571 (дата обращения: 01.07.2019).
17. Удар на 60 млрд долл.: чем обернется торговая война между Китаем и США. URL: https://www.rbc.ru/economics/23/03/2018/5ab3dcce9a7947 74c773dc8a (дата обращения: 23.01.2021).
18. Addition of Entities to the Entity List and Revision of an Entry on the Entity List. URL: https://www.federalregister.gov/documents/2019/06/24/2019-13245/ addition-of-entities-to-the-entity-list-and-revision-of-an-entry-on-the-entity-list (дата обращения: 23.01.2021).
19. Arbitrator issues decision in US-China anti-dumping dispute. URL: https:// www.wto.org/english/news_e/news19_e/471arb_e.htm (дата обращения:
23.01.2021).
20. Chandran N., Rosenfeld E. China announces it's imposing new tariffs on 128 US products // CNBC.com. 2018. 1 April. URL: https://www.cnbc. com/2018/04/01/china-announces-new-tariffs-on-us-meat-and-fruit-amid-trade-war-fears.html (дата обращения: 05.10.2018).
21. China's Position on the China-US Economic and Trade Consultations. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2019-06/02/c_138110404.htm (дата обращения: 23.01.2021).
22. Department of Commerce Announces the Addition of Huawei Technologies Co. Ltd. to the Entity List. URL: https://www.commerce.gov/news/
press-releases/2019/05/department-commerce-announces-addition-huawei-technologies-co-ltd (дата обращения: 23.01.2021).
23. Executive Order 13936 of July 14, 2020, The President's Executive Order on Hong Kong Normalization [Указ президента о нормализации положения в Гонконге]. URL: https://www.federalregister.gov/docu-ments/2020/07/17/2020-15646/the-presidents-executive-order-on-hong-kong-normalization (дата обращения: 23.01.2021).
24. H.R.7440 - Hong Kong Autonomy Act [Закон об автономии Гонконга]. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-116publ149/html/ PLAW-116publ149.htm (дата обращения: 23.01.2021).
25. Mullen J. China blasts Trump's new trade tariffs // CNN Money. 2018. 23 January. URL: https://money.cnn.com/2018/01/22/news/economy/trump-trade-tariffs-china-reaction/ (дата обращения: 13.09.2018).
26. National Security Law of the People's Republic of China (chinese: ф^А K^iHifiS). URL: http://www.81.cn/2017gjaqjyr/2017-04/07/ content_7553456.htm (дата обращения: 23.01.2021).
27. Office of U.S. Trade Representative. The People's Republic of China // Office of U.S. Trade Representative (ustr.gov). URL: https://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic-china# (дата обращения: 04.10.2018).
28. President Trump Announces Strong Actions to Address China's Unfair Trade // Office of the U.S. Trade Representative (ustr.gov). 2018. March. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2018/ march/president-trump-announces-strong# (дата обращения: 05.10.2018).
29. President Trump Approves Relief for U.S. Washing Machine and Solar Cell Manufacturers // Office of the U.S. Trade Representative (ustr.gov). 2018. January. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2018/january/president-trump-approves-relief-us (дата обращения: 13.09.2018).
30. Review of Controls for Certain Emerging Technologies. URL: https://www. federalregister.gov/documents/2018/11/19/2018-25221/review-of-controls-for-certain-emerging-technologies (дата обращения: 23.01.2021).
31. Romm T. Trump administration proposal could target exports of the tech behind Siri, self-driving cars and supercomputers. URL: https://www. washingtonpost.com/technology/2018/11/19/trump-administration-proposal-could-target-exports-tech-behind-siri-self-driving-cars-supercomputers/ (дата обращения: 23.01.2021).
32. S.1838 - Hong Kong Human Rights and Democracy Act of 2019 (HKHR-DA). URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-116publ76/pdf/ PLAW-116publ76.pdf (дата обращения: 23.01.2021).;
33. S.2710 - Act to prohibit the commercial export of covered munitions items to the Hong Kong Police Force [Закон, запрещающий коммерческий экс-
порт закрытых боеприпасов для полиции Гонконга]. URL: https://www. govinfo.gov/content/pkg/PLAW-116publ77/pdf/PLAW-116publ77.pdf (дата обращения: 23.01.2021).
34. S.3744 - Uyghur Human Rights Policy Act of 2020 [Закон о политике в области прав человека уйгуров]. URL: https://www.govinfo.gov/content/ pkg/PLAW-116publ145/html/PLAW-116publ145.htm (дата обращения: 23.01.2021).
35. S.945 - Ай to amend the Sarbanes-Oxley Act of 2002 to require certain issuers to disclose to the Securities and Exchange Commission information regarding foreign jurisdictions that prevent the Public Company Accounting Oversight Board from performing inspections under that Act, and for other purposes [Закон о внесении поправки в Закон Сарбейнса-Оксли от 2002 года, требующие от определенных эмитентов раскрывать Комиссии по ценным бумагам и биржам информацию об иностранных юрис-дикциях, которые не позволяют Совету по надзору за бухгалтерским учетом публичных компаний проводить проверки в соответствии с этим Законом и для других целей]. URL: https://docs.house.gov/ billsthisweek/20201130/BILLS-116s945-SUS.pdf (дата обращения: 23.01.2021).
36. Suspension or Termination of Three Bilateral Agreements With Hong Kong. URL: https://www.state.gov/suspension-or-termination-of-three-bilateral-agreements-with-hong-kong/ (дата обращения: 23.01.2021).
37. The Facts and China's Position on China-U.S. Trade Friction. URL: http:// www.xinhuanet.com/english/2018-09/24/c_137490176.htm (дата обращения: 23.01.2021).
38. The US-China Trade War: A Timeline. URL: https://www.china-briefing.com/ news/the-us-china-trade-war-a-timeline/ (дата обращения: 23.01.2021).
39. Treasury Designates China as a Currency Manipulator. URL: https://home. treasury.gov/news/press-releases/sm751 (дата обращения: 23.01.2021).
40. Treasury Releases Report on Macroeconomic and Foreign Exchange Policies of Major Trading Partners of the United States. URL: https://home.treasury. gov/news/press-releases/sm873 (дата обращения: 23.01.2021).
41. Treasury Sanctions Individuals for Undermining Hong Kong's Autonomy. URL: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm1088 (дата обращения: 23.01.2021).
42. Trump D.J. Presidential Memorandum on the Actions by the United States Related to the Section 301 Investigation // Whitehouse.gov. 2018. 28 March. URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-actions-united-states-related-section-301-investigation/ (дата обращения: 05.10.2018).
43. U.S. Department of Commerce Proposes Rule for Securing the Nation's Information and Communications Technology and Services Supply
Chain. URL: https://www.commerce.gov/news/press-releases/2019/! 1/ us-department-commerce-proposes-rule-securing-nations-information-and (дата обращения: 23.01.2021).
44. U.S. disappointed by WTO decision allowing China to slap trade sanctions on U.S. goods. URL: https://www.reuters.com/article/us-china-trade-usa-reaction/us-disappointed-by-wto-decision-allowing-china-to-slap-trade-sanctions-on-us-goods-idUSKBN1XB4TW (дата обращения: 23.01.2021).
45. URL: http://www.pbc.gov.cn/en/3688110/3688172/3870480/index.html (дата обращения: 23.01.2021).
46. URL: https://iz.ru/1098115/2020-12-10/kitai-vvel-otvetnye-sanktcii-v-otnoshenii-ssha (дата обращения: 23.01.2021).
47. URL: https://ria.ru/20200114/1563386087.html (дата обращения: 23.01.2021).
48. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/enforcement/301Investigations/ List_4A_ %28Effective_September_1 %2C_2019 %29.pdf (дата обращения: 23.01.2021).
49. URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-53355697 (дата обращения: 23.01.2021).
50. URL: https://www.bbc.com/russian/news-53417384 (дата обращения: 23.01.2021).
51. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-12-07/u-s-sanctions-new-group-of-chinese-officials-over-hong-kong?srnd=politics-vp (дата обращения: 23.01.2021).
52. URL: https://www.commerce.gov/news/press-releases/2020/12/commerce-department-will-publish-first-military-end-user-list-naming (дата обращения: 23.01.2021).
53. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/7440 (дата обращения: 23.01.2021).
54. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1838 (дата обращения: 23.01.2021).
55. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/2710 (дата обращения: 23.01.2021).
56. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/3744 (дата обращения: 23.01.2021).
57. URL: https://www.golosameriki.com/a/china-trades-sanctions-with-us-over-uighur-muslims/5500473.html (дата обращения: 23.01.2021).
58. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4595925 (дата обращения: 23.01.2021).
59. URL: https://www.rbc.ru/politics/22/05/2020/5ec831209a79477a742dc1d5 (дата обращения: 23.01.2021).
60. US publishes list of 1,300 Chinese goods worth US$50b to be targeted by tariffs // The Straits Times (www.straitstimes.com). 2018. 4 April. URL:
https ://www. straitstimes.com/asia/east-asia/us-publishes-list-of-1300-chi-nese-goods-to-be-targeted-by-tariffs (дата обращения: 05.10.2018).
61. US Tariffs on China - List 3. URL: https://www.dezshira.com/library/ artic^atest-chinese-tariffs-on-us-goods-list-3-7800.html (дата обращения: 23.01.2021).
62. ФН+М^^Ф^ШШ^Н^Го^Ш [Связанные китайские компании приостанавливают закупку новой сельскохозяйственной продукции в США]. URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/ae/ ag/201908/20190802887951.shtml (дата обращения: 23.01.2021).
63.
Ш^шШШШШЖ^Ш^ [Представитель Министерства торговли выступил с замечаниями по иску Китая в ВТО против США о налогообложении китайских товаров на сумму 300 млрд долл, экспортируемых в США]. URL: http://www.mofcom.gov.cn/article/ae/ ag/201909/20190902895699.shtml (дата обращения: 23.01.2021).
64. "^тшш^" ШЙШЙ^И [Представитель Министерства торговли отвечает на вопросы журналистов о составлении Китаем «списка ненадежных организаций»]. URL: http://www.mofcom.gov.cn/xwfbh/20190531.shtml? (дата обращения: 23.01.2021).
65. [Представитель Министерства торговли выступил с замечаниями по поводу официального введения дополнительных тарифов в США]. URL: http://www. mofcom.gov.cn/article/ae/ag/201905/20190502861691.shtml (дата обращения: 23.01.2021).
Д.В. Гордиенко
доктор военных наук, профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ
E-mail: [email protected]