DOI: 10.486477IFES.2022.79.23.018
Е.И. Сафронова
ЗНАЧЕНИЕ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЗИЦИЙ КИТАЯ1
Аннотация. В статье рассматривается значение латиноамериканского региона — наиболее политически и экономически продвинутой части развивающегося мира (РМ) — для международного положения Китая. Автор констатирует, что «экспансия» КНР на глобальной арене ныне уже не диктуется субъективным выбором китайского руководства, а обретает значение насущной необходимости. Пекин не может допустить спада экономического развития в Китае, дабы не подвергнуть риску устойчивость правящего режима, социально-экономическую ситуацию в стране и качество жизни ее населения.
Для обеспечения дальнейшего развития Китаю необходимы новые качественные «ареалы подпитки», и с начала XXI в. Латинская Америка все более явственно обретает эту роль. Так, КНР вышла на позиции второго по значению торгово-экономического партнера региона, получая из ЛА необходимые ресурсы для своего промышленного и социального роста. В политическом плане значение ЛА для КНР обусловливается тем, что, во-первых, регион стал еще одной площадкой противостояния Китая и США. Пекин ныне рассматривает Латинскую Америку «как многообещающий регион, а не чей-то задний дворик», фактически отказавшись от признания доктрины
1 Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на совместном Круглом столе Института Дальнего Востока РАН и Института Латинской Америки РАН «Роль и место стран Латинской Америки во внешней политике и экономике Китая» 9 марта 2022 г.
Монро, в уважении к коей он заверял США еще 15 лет назад. Во-вторых, Латинская Америка — это важный полигон обкатки китайских внешнеполитических концепций. Автор полагает, что «лозунговая дипломатия» в исполнении Пекина — явление серьезное: Китай последователен и настойчив в переложении доктрин в реальную жизнь. В-третьих, китайско-латиноамериканский диалог вносит вклад в жизнестойкость кооперации по линии «Юг—Юг», что весьма ценится Пекином. В статье раскрываются причины устойчивой ангажированности КНР в проблематике «Юг—Юг», наиболее актуальная из которых видится в том, что коллективный Запад стремится восстановить и приумножить свои позиции в РМ, тем самым сузив потенциал многополярности международных отношений и умалив внешнеполитические успехи Китая. Кроме того, КНР беспокоит активность в ЛА ее давнего регионального конкурента — Японии, намеревающейся заручиться поддержкой латиноамериканских и других развивающихся стран при возможной постановке вопроса о получении Японией места постоянного члена Совета Безопасности ООН. А ведь в свете последних мировых событий вопрос о реформировании ООН и ее СБ может получить новый мощный импульс.
Автор заключает, что в случае успеха начинаний КНР на латиноамериканской почве, присутствие и влияние КНР в Западном полушарии резко расширится, что станет новым ключевым успехом Китая в его противостоянии США.
Ключевые слова: Китай, Латинская Америка, США, доктрина Монро, развивающийся мир, отношения «Юг—Юг».
Автор: Сафронова Елена Ильинична, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Россия, Китай и мир» Института Дальнего Востока РАН. ORCID: 0000-0002-4256-2381; E-mail: [email protected]
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
E.I. Safronova
The significance of Latin America for China's international position1
Abstract. The article studies the significance of Latin America — the most politically and economically advanced region of the developing world (DW) — for international standings of China. The author states that global
1 The article is prepared on the basis of the report made at the joint Round Table of the Institute of the Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences and the Institute of Latin America of the Russian Academy of Sciences "The role and place of Latin American countries in China's foreign policy and economy" (March 9, 2022).
"expansion" of the PRC is no longer dictated by the subjective choice of the Chinese leadership, but acquires importance of an urgent need. Beijing cannot allow the country's economic progress to decline, so as not to risk stability of the ruling regime, the PRC's social situation and the quality of life of its population.
To ensure further development, China needs new high-quality "feeding areas," and since the beginning of the XXI century Latin America has been increasingly acquiring this role. Thus, the PRC has taken position of the second most important trade and economic partner of the region, receiving from LA resources for industrial and social growth. In political terms, the significance of LA for the PRC is determined by the fact that, firstly, the region has become another platform for confrontation between China and the United States. Beijing now views Latin America "as a promising region, not someone's backyard," actually abandoning the recognition of the Monroe doctrine, which Beijing assured the United States of respect for 15 years ago. Secondarily, Latin America is an important testing ground for Chinese foreign policy concepts. The author believes that "slogan diplomacy" performed by Beijing, is a serious phenomenon: China is consistent in translating doctrines into real life. Thirdly, the Chinese-Latin American dialogue contributes to the vitality of the South-South cooperation, what is highly appreciated by Beijing. The article reveals reasons for the permanent engagement of the PRC in South-South issues, the most relevant of which is seen in that the collective West seeks to restore and broaden its positions in the DW, thereby narrowing the potential of multipola-rity of international relations and diminishing foreign policy achievements of China as well. In addition, China is worried about the activity in LA of its long-standing regional competitor — Japan, which intends to enlist the support of Latin American and other developing countries in the possible formulation of the question about Japan's receipt of a permanent member of the UN Security Council. In the light of recent world events, the issue of reforming the UN and its Security Council may receive a new powerful impetus.
The author concludes that if the PRC's Latin American initiatives are successful, China's presence and influence in the Western Hemisphere will expand dramatically, and that will become a new key success of China in countering the United States.
Keywords: China, Latin America, USA, Monroe Doctrine, developing world, South-South relations.
Author: Elena I. SAFRONOVA, Ph.D. (Economics), Leading Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. ORCID: 0000-0002-4256-2381; E-mail: [email protected]
Conflict of interests. The author declares the absence of the conflict of interests.
В последние годы в основном коллективный Запад все чаще обвиняет Китай в проведении курса на мировую экономическую экспансию, которая, дескать, зачастую переходит и в геополитическое русло. В некоторых сегментах развивающегося мира также высказываются опасения по поводу бурного «выхода вовне» азиатского гиганта.
Действительно, присутствие КНР в глобальной экономике и политике весьма энергично расширяется, но является ли это «виной» Китая? На наш взгляд, это не его «вина», а насущная необходимость. Воспроизводство и так огромного населения, особенно после отмены закона «одна семья — один ребенок», с одной стороны, и ограниченность ресурсного потенциала КНР с другой — побуждают Пекин искать все новые и новые «ареалы подпитки». Интересы поддержания темпов экономического роста также требуют дополнительных ресурсов: Китай уже не может позволить себе существенно снизить темпы развития и качество жизни его огромного населения. В свое время Пекин извлек уроки из распада СССР и понимает, насколько важно, чтобы простой гражданин на себе чувствовал благотворные в материальном и культурном плане результаты политики, проводимой властями страны. Сама жизнеспособность и устойчивость правящего режима Китая зависят от успешности его социально-экономического курса.
В экономическом отношении значение Латинской Америки (ЛА) для международных позиций КНР обусловливается следующими обстоятельствами:
1. С начала текущего века регион все более явственно обретает роль «ареала подпитки» хозяйственного и социального развития Китая. КНР вышла на позиции второго по значению экономического партнера региона: в 2021 г. взаимный товарооборот достиг 451,591 млрд долл., продемонстрировав рост на 41,1 % по сравнению с предыдущим годом1.
По импорту сырья азиатский титан является крупнейшим торговым партнером Бразилии, Перу, Аргентины и Чили. Нефть из Аргентины, Бразилии, Венесуэлы и Эквадора, минералы и металлы из Чили и Боливии, Мексики и Колумбии и Бразилии составляют большую часть экспорта этих стран в Китай. Значительна и торговля про-
1 El Peruano. 08.02.2022. URL: https://elperuano.pe/noticia/138914-comercio-entre-america-latina-y-china-bate-record (accessed: 20.04.2022); Xi Yue y Chen Yao. Comercio entre China y America Latina y Caribe registra nuevo maximo en 2021 pese a pandemia. 2022:01:26. URL: http://spanish.peopledaily.com.cn/n3/2022/0126/c31621-9949479.html (accessed: 20.04.2022).
дукцией агрокомплекса. Так, в 2020 г. — в самый разгар пандемии — 75 % экспорта аргентинской говядины было направлено в КНР. (По оценкам, если в 2000 г. доля Китая составляла менее 2 % общего объема торговли ЛА, то к 2035 г. она может достичь 25 %)1.
По словам Чжоу Ми, высокопоставленного сотрудника Министерства коммерции КНР, Китай, «являясь самым стабильным поставщиком в мире» способен удовлетворить потребности стран Латинской Америки и Карибского бассейна на пути к восстановлению экономики2.
Можно сказать, что столь резкое увеличение китайско-латиноамериканского товарооборота объясняется непостоянными факторами: общим ростом мировых цен на сырье во время пандемии; «переброской» китайского импорта сои, мяса и металлов с рынков США на латиноамериканское направление вследствие торговых рестрикций, наложенных Вашингтоном на торговлю с КНР; а также появлением новых полей коммерческого китайско-латиноамериканского диалога — например, торговли товарами медицинского назначения, производства и экспорта-импорта антиковидных вакцин в условиях пандемии. Кроме того, по мере спада заболеваемости и восстановления экономической активности в ЛА, включая потребление машинотех-нической продукции, возросли китайские поставки автомобилей, электромеханических изделий и других традиционных товаров китайского экспорта в ЛА3.
Однако есть и долгосрочные обстоятельства: Латинская Америка — это не просто обширный, но и компетентный рынок потребления китайской продукции. Он лучше, чем большинство других регионов развивающегося мира, адаптирован к поглощению продукции высоких переделов, особенно товаров высшего среднего качества — «de grado medio superior».
2. После того, как ряд китайских технологичных компаний (например, Huawei, ZTE, Dahua и Hikvision) пострадал от санкций США, экономическое значение ЛА для Китая аргументируется и возможностями обхода американских санкций благодаря внедрению этих компании в латиноамериканскую инфраструктуру4.
1 Bergman, Judith. China en America Latina. URL: https://atalayar.com/content/ china-en-am%C3%A9rica-latina (accessed: 20.04.2022).
2 Xi Yue y Chen Yao. Op. cit.
3 Ibidem.
4 Bergman, Judith. Op. cit. (accessed: 20.04.2022).
В Латинской Америке Китай получает больший по сравнению с другими сегментами РМ простор для капиталовложений в высокотехнологичные сферы и производство продукции с повышенной добавленной стоимостью, в частности, на приобретаемых им предприятиях. Это и понятно: континент имеет немалый опыт технологичного развития, по времени (но не по качеству) не уступающий опыту КНР.
Кроме того, регион обладает большим опытом работы с иностранными капиталовложениями, нежели, например, Африка, а также более развитой правовой системой. Данное обстоятельство способствует снижению инвестиционных рисков при взаимодействии со странами региона. Это в свою очередь благоприятствует стабильности экономических связей сторон. А стабильность хозяйственного партнера есть фактор устойчивости хозяйственной жизни и в самом Китае.
Два наиболее интересных для китайских инвестиций сектора в Латинской Америке — это транспорт и энергетика. ЛА является вторым по значению мировым реципиентом китайских инвестиций, и в регионе работают более 2 700 китайских предприятий1. К настоящему времени более 2 тыс. китайских компаний осуществили капиталовложения в экономику Латинской Америки, создав там более 1,8 млн рабочих мест2.
В качестве примера транспортного сотрудничества следует отметить китайский проект трансконтинентальной железной дороги, который соединит тихоокеанское побережье Перу с Атлантическим побережьем Бразилии через Боливию. В энергетическом же секторе весьма заметно присутствие китайских государственных компаний State Grid и Three Gorges в сфере сооружения и обслуживания электрических сетей, электростанций и ветряных электростанций в Чили, Бразилии, Эквадоре, Боливии и Перу3.
3. С особой остротой встает вопрос о китайских капиталовложениях в экономику ЛА в свете Инициативы «Пояс и путь».
2020 год можно определить как поворотную веху в инвестиционной политике КНР в отношении Латинской Америки: впервые за 15
1 ТВ БРИКС. 17.11.2021. URL: https://tvbrics.com/news/delovoy-sammit-kitay-lak-startoval-v-kitayskom-chuntsine/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop; ИА «Красная весна». 17.11.2021. URL: https://rossaprimavera.ru/news/e8470080?utm_source=yxn ews&utm_medium=desktop (дата обращения: 20.04.2022).
2 China-LatAm cooperation neither directed against, nor affected by third party: Chinese FM. 27.07.2019. URL: https://www.globaltimes.cn/page/201907/1159348.shtml (accessed: 20.04.2022).
3 Bergman, Judith. Op. cit. (accessed: 20.04.2022).
лет Китай не предоставил ни одного кредита какой-либо латиноамериканской стране. При этом китайские компании сместили акцент со сферы кредитования на прямое инвестирование в латиноамериканскую инфраструктуру, особенно электроэнергетическую и транспортную. Этот новый подход сформировался во многом под влиянием Инициативы «Пояс и путь», чьей частью Китай хочет видеть Латинскую Америку, а также в силу пандемийного кризиса COVID-19.
Следствием пандемии стало то, что ряд латиноамериканских стран столкнулся с немалыми трудностями в деле погашения внешней задолженности. Из-за возросшего дефицита бюджета некоторые страны оказались не в состоянии получить новые крупномасштабные кредиты. Особенно «не повезло» двум основным странам-должникам КНР в Латинской Америке — Венесуэле и Эквадору1.
К настоящему времени Китаем подписаны меморандумы о взаимопонимании в сфере сотрудничества по совместному строительству «Пояса и пути» с 20-ю странами Латинской Америки. Подписание таких меморандумов — не просто жест дипломатического этикета и средство фиксирования двусторонних интенций. Похоже, что в инфраструктурные проекты, начатые КНР в развивающихся странах после провозглашения в 2013 г. проекта «Один пояс — один путь», исходно заложена их совместимость с «шелковой» инициативой. И именно поэтому они быстрее получают от Китая все необходимое инвестиционное обеспечение. Документарное же закрепление кооперационных намерений служит весомым доводом для реализации соответствующих проектов. «То, что записано, — надо исполнять» — таков непреложный принцип работы китайских функционеров. Прямое инвестирование производительного капитала в объекты ИПП представляется более надежным в плане целевого использования средств и их реальной отдачи.
В качестве новейших свидетельств подключения ЛА к мегапроек-ту «Пояс и путь» Пекин рассматривает подписание в августе 2021 г. соглашения с Бразилией о строительстве в этой стране протяженного подводного кабельного «моста», соединяющего г. Сальвадор с островом Итапарика, стоимостью 1,2 млрд долл., а также заключение с Перу в мае 2021 г. китайской государственной компанией COSCO (это
1 См.: Llorente, José Antonio y Vallejo, Claudio (2021). América Latina ante la bipolaridad Estados Unidos-China, ¿es la hora de Europa? URL: https://atalayar.com/ content/am%C3%A9rica-latina-ante-la-bipolaridad-estados-unidos-china-%C2%BFes-la-hora-de-europa (accessed: 20.04.2022).
третий по значению контейнерный перевозчик и пятый оператор портовых терминалов в мире) соглашения о строительстве близ Лимы нового порта стоимостью 600 млн долл. Китайские компании будут контролировать кабельный «мост» в течение 30 лет после завершения строительства. Кроме того, Китай через государственную компанию China Merchants Ports владеет и управляет вторым по масштабу контейнерным терминалом Бразилии — портом Паранагуа, являющимся одним из крупнейших терминалов в Латинской Америке. Также Китай строит новый порт стоимостью 500 млн долл. в Сан-Луисе — столице бразильского штата Мараньян.
Бразилия явилась площадкой Шелкового пути и в части его цифрового наполнения. Китайская Huawei, столь гонимая в США, в Бразилии несколько лет назад стала крупнейшим поставщиком сетевого оборудования. Кроме того, в 2018 г. Huawei Marine Networks и China Unicom завершили прокладку подводного телекоммуникационного волоконно-оптического кабеля протяженностью 9600 км, соединяющего по дну Атлантического океана Бразилию с Португалией через Кабо-Верде1.
В декабре 2020 г. были подписаны китайско-аргентинские соглашения на сумму 4,7 млрд долл. по модернизации китайскими железнодорожными компаниями, включая Китайскую железнодорожную строительную корпорацию, связанную с НОАК, аргентинской железнодорожной сети и строительству почти 2 тыс. км новых путей2.
Что касается энергетики, то Китай намерен приступить в 2023 г. к сооружению новой атомной электростанции стоимостью 8 млрд долл. недалеко от аргентинской столицы — Буэнос-Айреса в дополнение к двум гидроэлектростанциям, которые Китай уже строит на юге Аргентины.
Под знаком ИПП в ноябре 2021 г. в китайском Чунцине прошел 14-й Деловой саммит «Китай — Латинская Америка и Карибский бассейн». Гао Янь, глава Китайского совета по содействию международной торговле, подчеркнул на встрече, что регион является важным участником инициативы «Пояс и путь». На саммите было подписано 18 соглашений на сумму более 1 млрд долл.3
1 Bergman Judith. Op. cit.
2 Ibidem.
3 ТВ БРИКС. URL: https://tvbrics.com/news/delovoy-sammit-kitay-lak- startoval-v-kit ayskom-chuntsine/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата доступа: 20.04.2022); Renmin Ribao on-line. 18.11.2021. URL: http://spanish.peopledaily.com.cn/n3/2021/1118/ c31621-9920973.htm (accessed: 20.04.2022).
В политическом отношении значение ЛА для глобальных позиций Китая обусловливается следующим:
1. Регион стал еще одной существенной площадкой противостояния Китая и США. Если раньше Пекин избегал признавать это обстоятельство, подчеркивая, что развивает связи с ЛА только во имя взаимовыгодного сотрудничества под лозунгом «мира и развития», не направленного протии третьих сторон, то сейчас тональность его риторики заметно изменилась. Еще 15 лет назад Китай признавал наличие традиционных, требующих учета интересов США в регионе, заявляя, что в КНР «помнят о «доктрине Монро» и «уважают влияние» США в Латинской Америке1. В наши же дни министр иностранных дел КНР Ван И, оценивая состояние китайско-латиноамериканских отношений, подчеркнул, что Китай рассматривает ЛА как многообещающий регион, а не чей-то задний дворик. Регион, народам которого нужны равноправие и обоюдный выигрыш, а не политика силы и травли2. Это фактически прямая отсылка на доктрину Монро и дезавуирование ее значения в глазах Китая.
Несмотря на то, что по сравнению с Китаем США имеют в ЛА очевидные преимущества, среди которых географическое соседство, способствующее экономическим и логистическим связям; этническая близость населения, обусловленная миграцией латиноамериканцев в США; традиционная ориентированность экономик континента на североамериканские рынки (товарооборот США и Латинской Америки к концу 2021 г. составлял примерно 800 млрд долл.3), именно Китай ныне обладает на континенте лучшими возможностями для развития отношений, ибо он может сосредоточиться на интересных ему экономических формах взаимодействия, в то время как США должны отвлекаться на проблемы растущей нелегальной иммиграции, нароктрафика, коррупционных сетей, отмывания денег и недружественности ряда латиноамериканских правительств, идеологически оппонирующих Вашингтону [Berg, Ryan C.; Aragao, Thiago de].
1 Magnier, Mark (2005). U.S. Is Watching China's Latin American Moves. URL: https:// www.latimes.com/archives/la-xpm-2006-apr-15-fg-china15-story.html (accessed: 20.04.2022).
2 Вопросы и ответы Члена Госсовета, Министра иностранных дел Ван И на пресс-конференции, посвященной внешней политике Китая и международным отношениям. 07.03.2022. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/zgxw/202203/t20220309_106 50115.htm (accessed: 20.04.2022).
3 Моисеев А. Латиноамерика станет к нам еще ближе? // Международная жизнь. 22.09.2021. URL: https://interaffairs.ru/news/show/31805? (дата обращения: 25.04.2022).
2. Латинская Америка — это важный полигон обкатки китайских внешнеполитических доктрин. Концептуальное обоснование внешних и внутренних инициатив всегда было важным направлением идеологической работы китайского руководства. Инкорпорирование развивающегося мира в китайские доктринальные установки в силу традиций китайского дипломатического менталитета само по себе свидетельствует о значимости развивающихся стран для КНР. Если тот или иной субъект международных отношений находит свою «нишу» во внешнеполитических построениях Пекина, то это обеспечивает ему устойчивое место в системе внешних связей КНР. Ныне Пекин муссирует лозунг об общности китайской и латиноамериканской мечты о «мире и развитии» и встраивает его в более общую концепцию «сообщества единой судьбы человечества».
Среди некоторых исследователей бытует мнение о декоративности и вторичности «лозунговой дипломатии», однако мы полагаем, что эта дипломатия в исполнении Пекина — явление весьма серьезное: Китай последователен и настойчив в переложении доктрин в реальную жизнь. Если партия и правительство выдвинули политически и/или идеологически значимый тезис, то вся исполнительская машина Китая будет подчинена цели его реализации.
3. Китайско-латиноамериканские отношения вносят вклад в жизнестойкость кооперации по линии «Юг—Юг», что весьма ценится Пекином. Диалог на высшем уровне с наиболее развитым сегментом РМ — Латинской Америкой зачастую описывается Китаем в «южных» тонах. Так, цель визитов руководителей КНР на континент характеризуется как «раскрытие новых перспектив для сотрудничества Юг—Юг»1.
По словам Ван И, сотрудничество по линии «Юг—Юг», как «независимый и добровольный выбор обеих сторон», является сутью китайско-латиноамериканского взаимодействия2. В Китае полагают, что на новом витке глобального развития диалог «Юг—Юг» продолжает служить механизмом достижения равноправных и сбалансированных партнерских отношений и между странами глобального
1 См. например: Ministerio de Relaciones Exteriores de la R.P. China. Wang Yi: La visita del Primer Ministro Li Keqiang a America Latina. URL: https://www.fmprc.gov.cn/esp/wjb/ zzjg/ldmzs/xwlb/201506/t20150602_935120.html (accessed: 23.02.2022).
2 China-LatAm cooperation neither directed against, nor affected by third party: Chinese FM. 27.07.2019. URL: https://www.globaltimes.cn/page/201907/1159348.shtml (accessed: 20.04.2022).
«Юга», и между «Югом» и «Севером», а также средством противостояния всем формам протекционизма.
Разрыв в уровнях экономического развития «Севера» и «Юга» действительно составляет серьезнейшую мировую проблему, ибо экономически отстающий «Юг» — по-прежнему «колыбель» и/или носитель практически всех современных мировых проблем. Это международный терроризм, во многом вскормленный бедностью «южных» стран и ненавистью к богатому эксплуататору «Северу», усугубившаяся в последние годы проблема массовой миграции, чреватая обострением социально-политической обстановки во многих странах, экологически враждебные способы хозяйствования, недостаточная эффективность борьбы с эпидемическими заболеваниями, голод и нехватка питьевой воды, низкое «качество населения» по индексу человеческого развития.
Дабы динамично развиваться, «Югу» нужно не так уж много, как это принято считать. В основном, ему необходимо обрести такую модель социально-экономического развития (МСЭР), которая не только гипотетически отвечала бы его стремлению к лучшей жизни, но реально учитывала политико-экономические обстоятельства его внутреннего и внешнего положения [Сафронова Е.И., с. 210]. Ведь в эшелон стран с формирующейся экономикой (ранее называемых новыми индустриальными странами) вырываются именно те государства, которые обрели адекватную своим условиям, реально «работающую» МСЭР, а также действенные политические и экономические рычаги управления национальным хозяйством. Пример Китая и азиатских «тигров» является свидетельством эффективности этих мер. Мировой опыт свидетельствует и о том, что наиболее успешно работает та МСЭР, которая явилась результатом поиска и разработки на родной почве (как то было в КНР, в Сингапуре, в ряде стран ЮВА), а не за рубежом [Сафронова Е.И.,с. 211].
Каковы же причины устойчивой ангажированности КНР в проблематике «Юг—Юг»? Во-первых, роль РМ как резерва и ресурса мирового развития не может не учитываться Китаем. Он действительно полагает, что в силу закона о неравномерности глобального развития когда-то придет время и развивающегося мира «выстрелить» в верхние эшелоны мирового прогресса.
Во-вторых, Пекин, всегда относящийся с пиететом к деятельности ООН, учитывает традиционное внимание Организации к диалогу развитого и развивающегося мира. И ООН остается ключевым международным «супервайзором» активности по линии «Юг—Юг». Сим-
птоматична китайская нюансировка приоритетов в кооперационной связке «Юг—Юг» и «Север—Юг». Позиция «Группы 77 + Китай» такова, что ее усилия по имплементации Повестки дня ООН по устойчивому развитию до 2030 г. и других обязательств, расширяющаяся кооперация «Юг—Юг» должны быть по достоинству признаны и учтены, но при этом их не следует переоценивать, поскольку они — только дополнение к сотрудничеству «Север—Юг» и никак не заменяют последнее (выделено мной. — Е.С.)1.
Единство позиций КНР и ООН по целому ряду проблем «Север— Юг» стимулирует «тематическую» работу Китая в Организации. Так, ООН усматривает неблагоприятное обстоятельство для стран «Юга» в финансовой политике Соединенных Штатов, приведшей к торможению притока капитала в развивающиеся страны. Программа развития ООН (ПРООН), как и КНР, видит необходимость в обновлении директивных принципов международных организаций в сторону учета опыта «Юга»: странам «Юга» необходимо более справедливое представительство в «Бреттон-Вудских учреждениях» (МВФ, МБРР), Организации Объединенных Наций и других международных органах2.
Третью причину интереса КНР к проблематике «Юг—Юг» можно усмотреть в том, что в сфере содействия международному развитию глобального «Юга» солидные позиции занимает давний региональный конкурент Китая — Япония. Эта страна является членом Комитета содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (КСР ОЭСР) и входит в пятерку основных мировых доноров — участников КСР ОЭСР [Содействие международному развитию, с. 129]. При этом Япония не быстро, но настойчиво расширяет свое экономическое присутствие в Латинской Америке. А политически Япония видит смысл в развитии диалога с развивающимися странами потому, что ей нужна их поддержка по вопросу обретения ею статуса постоянного члена СБ ООН.
В свете последних мировых событий, вопрос о реформировании ООН и ее Совета Безопасности может получить новый мощный импульс.
В двустороннем формате китайская сторона активно использует «координатную» терминологию всюду, где это целесообразно и с
1 NA Inter Press Service. South-South Cooperation a Key to SDGs Success, Says G77. URL: http://www.ipsnews.net/2016/11/south-south-cooperation-a-key-to-sdgs-success-sa ys-g77 (accessed: 20.04.2022).
2 ПРООН. Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. Разд. «Резюме». М.: Весь мир, 2013. С. 14.
одобрением воспринимается не только прямым контрагентом, но и широким кругом развивающихся стран.
А в Латинской Америке не упускают из виду того, что Китай, даже обретя особую глобальную роль и вес, все же стремится дистанцироваться от «мировых гегемонов», педалируя свой статус как государства «Юга» и придерживаясь принципа равенства и взаимности в кооперации «Юг—Юг»1.
Толкование же смысла отношений по линии «Юг-Юг» при всей его кажущейся неизменности обретает в Китае новые нюансы, привносимые временем. Так, экстраполируя смысл этих отношений на Инициативу «Пояс и путь», видный китайский дипломат Ли Хуэй подчеркивал, что она, по сути, являет собой пример сотрудничества «Юг—Юг»2.
4. Латинская Америка — это «зона» противостояния материкового Китая и Тайваня за позиции на мировой арене, в частности, в ООН. По состоянию на декабрь 2021 г. государственный суверенитет Тайваня (Китайской Республики) признавали 14 государств (Белиз, Гватемала, Гаити, Гондурас, Маршалловы Острова, Науру, Палау, Парагвай, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Эсватини (бывш. Свазиленд), Тувалу и Ватикан), наибольшее число из которых (восемь) расположены в ЛА.
Отказ стран мира от официальных отношений с Тайванем и признание КНР для Пекина не только вопрос дипломатического самоуважения и государственного достоинства. Это еще одно доказательство правильности идеологического выбора, сделанного материковым Китаем в 1940-х гг. во времена острого соперничества между КПК, возглавляемой Мао Цзэдуном, и партией Гоминьдан, руководимой Чан Кайши и создавшей на Тайване Китайскую Республику. И хотя сейчас на Тайване правящей силой является Демократическая прогрессивная партия, однако Гоминьдан, похоже, до сих пор видится Пекину экзистенциальным соперником. Возникает вопрос: почему это так? Ведь КНР, достигшая небывалых социально-экономических высот, уже может ничего никому не доказывать, ибо эффективность избранной ею много десятилетий назад модели «социализма с китай-
1 Slipak, Ariel (2014). América Latina y China: ¿cooperación Sur-Sur o «Consenso de Beijing»? // Nueva sociedad. Democracia y política en America Latina. 2014. No.250. Marzo-Abril. URL: https://static.nuso.org/media/articles/downloads/4019_1.pdf. P. 110. 102—113 (accessed: 21.03.2022).
2 Приводится по: Жэньминь жибао он-лайн. URL: http://russian.people.com.cn/n/ 2015/1009/c95181-8959722.html (дата обращения: 11.02.2022).
ской спецификой» очевидна. Но дело в том, что Китай мыслит не десятилетиями, а веками, и 70 лет истории — это для него совсем немного. Поэтому вопрос соперничества Пекина и Тайбэя так и не утратил своей актуальности.
Кроме того, за счет вытеснения Тайваня с мировой дипломатической арены Китай рассчитывает на переход к нему голосов бывших партнеров Тайбэя при обсуждениях в ООН и других международных институциях.
Итак, следует подчеркнуть, что Латинская Америка имеет значение для Китая как источник ресурсов, площадка реализации новых торгово-экономических, энергетических и транспортных проектов, а также субъект поддержки по таким вопросам, как свобода торговли и инвестиций, реформирование ООН и ее Совета безопасности и др.
Для достижения собственных целей развития, КНР нуждается в новом пространстве для международного маневра и в эффективиза-ции своих внешнеэкономических связей. Китай стремится сформировать в Латинской Америке разветвленную сеть сбыта его товаров и услуг, а также превратить регион в перманентного реципиента китайских инвестиций и «стройплощадку» для экономико-стратегических начинаний. Это объективно создает стойкую привязку ЛА к хозяйству КНР, усиливает региональный и глобальный вес Китая. А в случае успеха Инициативы «Пояс и путь» на латиноамериканской почве, резко расширится политико-экономическое присутствие и влияние КНР в Западном полушарии. Это станет новым успехом Китая по вытеснению США с их традиционных международных позиций.
Библиографический список
Сафронова Е.И. Россия, Китай и «третий мир» на рубеже веков: возможно ли «второе дыхание» отношений? // Российско-китайские отношения. Состояние, перспективы. М.:ИДВ РАН,2005. С. 204—228.
Содействие международному развитию. Курс лекций / под ред. В.И. Бартенева и Е.Н. Глазуновой. М.: Всемирный банк, 2012. 408 с.
References
Safronova E.I. (2005). Rossiya, Kitaji «tretijmir» na rubezhe vekov: vozmozhno li «vtoroe dyhanie» otnoshenij? [Russia, China and the "Third World" at the turn of the century: is "second wind" of relations possible?, Rossijsko-kitajskie otnosheniya.
Sostoyanie, perspektivy [Russian-Chinese relations. Status, prospects], Moscow: Institute of far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences: 204—228. (In Russian).
Sodejstvie mezhdunarodnomu razvitiyu. Kurs lekcij(2012). [Assistance to international development. Course of lectures], ed. V.I. Bartenev and E.N. Glazunova. —
Moscow: Vsemirnyj bank [World Bank], 408 p. (In Russian).
* * *
Berg, Ryan C.; Aragao, Thiago de (2021). Is Latin America Important to China's Foreign Policy?, The Center for Strategic and International Studies (CSIS). URL: https:// www.csis.org/analysis/latin-america-important-chinas-foreign-policy (accessed: 20.04.2022).