Научная статья на тему 'Технологическая модель формирования компетенции в планировании физического воспитания школьников'

Технологическая модель формирования компетенции в планировании физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция в планировании физического воспитания / технологическая модель / интегративный междисциплинарный подход / единая технологическая линия / критерии сформированности компетенции / competence in planning physical education / technological model / integrative interdisciplinary approach / unified technological line / criteria of competence formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копаев Валерий Павлович

Статья посвящена решению одной из наиболее сложных и актуальных проблем в подготовке физкультурных кадров – формированию компетенции в планировании физического воспитания, как недооцененного ресурса повышения эффективности физкультурного образования. Предложена апробированная технологическая модель разрешения данной проблемы, основанная на междисциплинарном интегративном подходе. С позиций единого методологического базиса описываются алгоритм и общий порядок педагогического взаимодействия на всех этапах обучения. Через конкретные педагогические продукты планирования оцениваются уровень знаний, умений, навыков, компетенций из разных предметных сфер, способность к разрешению нестандартных ситуаций, творческий потенциал обучающихся, их мотивация на достижение успеха, степень сформированности целостного профессионального мышления. Отмечается, что представленная технологическая модель и заданные ею ориентиры, позволяют не только повысить продуктивность образовательного процесса на данном этапе, но и сократить время поиска оптимальных решений этой задачи в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL MODEL OF COMPETENCE FORMATION IN PLANNING PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the solution of one of the most difficult and topical problems in the training of physical education personnel – formation of competence in the planning of physical education, as an underestimated resource to increase the effectiveness of physical education. The article offers a proven technological model of solution of this problem, based on interdisciplinary integrative approach. From the standpoint of a single methodological basis the algorithm and the general order of pedagogical interaction at all stages of training are described. Through specific pedagogical planning products, the level of knowledge, skills, competences from different subject areas, ability to resolve non-standard situations, creative potential of students, their motivation for success, degree of formation of holistic professional thinking. It is noted that the presented technological model and its benchmarks, allow not only to increase the productivity of the educational process at this stage, but also to reduce the time to find optimal solutions to this problem in the future.

Текст научной работы на тему «Технологическая модель формирования компетенции в планировании физического воспитания школьников»

Технологическая модель формирования компетенции в планировании физического воспитания школьников

Копаев Валерий Павлович,

кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, кафедра теории и методики физической культуры, педагогики и психологии

E-mail: kopaev.valerij@yandex.ru

Статья посвящена решению одной из наиболее сложных и актуальных проблем в подготовке физкультурных кадров - формированию компетенции в планировании физического воспитания, как недооцененного ресурса повышения эффективности физкультурного образования. Предложена апробированная технологическая модель разрешения данной проблемы, основанная на междисциплинарном интегративном подходе. С позиций единого методологического базиса описываются алгоритм и общий порядок педагогического взаимодействия на всех этапах обучения. Через конкретные педагогические продукты планирования оцениваются уровень знаний, умений, навыков, компетенций из разных предметных сфер, способность к разрешению нестандартных ситуаций, творческий потенциал обучающихся, их мотивация на достижение успеха, степень сформированности целостного профессионального мышления. Отмечается, что представленная технологическая модель и заданные ею ориентиры, позволяют не только повысить продуктивность образовательного процесса на данном этапе, но и сократить время поиска оптимальных решений этой задачи в перспективе.

Ключевые слова: компетенция в планировании физического воспитания, технологическая модель, интегративный междисциплинарный подход, единая технологическая линия, критерии сформированности компетенции.

Актуальность

Качество преподавания предмета «Физическая культура» в школе в определяющей мере обуславливается компетентностью учителя в планировании физического воспитания. Когда планирование опирается на достижения науки и практики, отвечает требованиям и тенденциям развития современного образования, то оно становится действенным инструментом управления педагогическим процессом [8].

Приобретение компетенции в этой области в период вузовского обучения связано с большими сложностями. Объясняется это многими причинами. Главной из них является междисциплинарная природа педагогического планирования, требующая глубокой координации и консолидации деятельности преподавательского состава, применения адекватных особенностям задачи технологических подходов, позволяющих целенаправленно и системно выстраивать учебный процесс на всех его этапах. Если специально такие условия не создавать, эта компетенция, несмотря на ее неординарное практическое значение (преддверие собственно педагогической деятельности), остается на момент завершения образования нес-формированной, что естественным образом отражается на эффективности физкультурного образования и как следствие - качестве функционирования всей школьной физической культуры.

Цель настоящей статьи - описать апробированную в ходе многолетних исследований и опыта преподавания технологическую модель формирования компетенции в планировании физического воспитания, раскрывающую общий порядок действий при решении данной педагогической задачи.

о с

U

со см о см

Описание технологической модели

Представленная ниже технологическая модель формирования компетенции в планировании физического воспитания (рис. 1) состоит из 5 компонентов: целевого, методологического, содержательного, педагогических условий и этапов формирования.

Целевой компонент определяется требованиями обновленных ФГОС начального, основного и среднего образования [12, 13, 14], Профессионального стандарта педагога [10], Профессионального стандарта «Тренер-преподаватель» [11]. Эти документы служат направляющей основой реализации стратегии образования, устанавливают набор компетенций, которые должны быть сформированы у будущего педагога и соответственно -

перечень практических умений и навыков в области планирования педагогического процесса. Образовательные цели, заложенные в программно-нормативных документах, формулируются через личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, материализующиеся в виде конкретных продуктов планирования, позволяющих в надежных параметрах оценивать качество педагогического процесса.

Целевой компонент

Методологический компонент

Рис. 1. Технологическая модель формирования компетенции в планировании физического воспитания

Методологический компонент. Методологическую основу формирования технологической модели составляют системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы, а также концепции поэтапного формирования умственных действий и контекстного обучения, имеющие одну и ту же направленность, дополняющие друг друга, потенциально обладающие свойствами технологичности [1, 2, 3, 4, 9]. Эти методологические основания, детально представленные в специальной литературе, в полной мере вписываются в парадигму современного компетентностного подхода в образовании. Их существенными признаками являются нацеленность на овладение деятельностью и развитие личностных качеств обучающихся, определяющих их мотивацию на достижение успеха в учебной и профессиональной деятельности. В совокупности данный методологический базис обеспечивает целостность, содержательную, структурную и временную взаимосвязь компонентов учебной деятельности, направленность на обеспечение готовности выпускников к решению актуальных практических задач и проблем, стоящих перед школьным физическим воспитанием.

Содержательный компонент базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами в ходе изучения предметов учебного плана. В структурно-логической схеме предметов определяются конкретные темы, в рамках которых потенциально должны приобретаться составляющие компетенции в планировании педагогического процесса. Такая кропотливая работа является одним из условий усиления практической направленности образовательного процесса.

Поскольку объективной основой планирования являются знания закономерностей физического воспитания и отражающих их принципов и научно-методических положений, то в общепрофессиональных дисциплинах, имеющих прямое отно-

шение к планированию физического воспитания школьников (анатомия, физиология, педагогика, психология, теория и методика физической культуры), выделены:

1) общие педагогические закономерности обучения и основанные на них практические воплощения в образовательном процессе (например, эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия, обучаемости учащихся, времени обучения);

2) частные закономерности обучения (например, эффективность обучения, в известных пределах, прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи);

3) закономерности, лежащие в основе воспитания (например, продуктивность воспитательного процесса зависит от качества воспитательного воздействия);

4) общеметодические принципы физического воспитания (принцип сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности и другие);

5) принципы, выражающие специфические закономерности физического воспитания (принцип непрерывности, системного чередования нагрузок и отдыха, постепенного наращивания тренирующих воздействий и другие).

В совокупности указанные основания определяют общие требования к планированию педагогического процесса, устанавливают внутренние связи между всеми его компонентами и составляющими, соединяют теорию с практикой.

В содержательный компонент модели органической частью входят выявленные на основе анализа литературных материалов, экспериментально подтвержденные, прошедшие проверку временем анатомо-физиологические и психологические особенности детей и молодежи школьного возраста, подлежащие учету при осуществлении педагогического процесса (например, интенсивный рост и развитие организма младших школьников обуславливают необходимость резервирования энергетических ресурсов для пластического обмена, повышает роль контроля совокупных нагрузок учебной и других видов деятельности). В общей сложности было вычленено 47 ориентиров: из них 21 - анатомо-физиологического характера и 26 -психологического).

Основным инструментом формирования компетенции в области планирования на содержательном уровне является междисциплинарный интегративный подход к организации педагогической деятельности в ходе обучения. Являясь универсальным методом восстановления целостности путем синтезирования и интегрирования компонентов профессиональной подготовки, предметных знаний, умений, навыков, он позволяет эффективно упорядочивать и регламентировать совокупность наиболее значимых взаимодейству-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ющих факторов и условий на всем протяжении образовательного процесса.

Компонент педагогических условий. Продуктивность решения педагогической задачи обусловлена множеством факторов. Базовыми условиями успешности формирования компетенции, распространяющимися на все этапы технологического цикла являются:

1) знания и понимание обучающимися сущностных основ ФГОС и других программно-нормативных документов, регламентирующих педагогический процесс;

2) овладение предметными знаниями, умениями, навыками и компетенциями дисциплин учебного плана, тесно связанных с планированием педагогического процесса;

3) опора на концептуальные положения компе-тентностного подхода и характерные для него педагогические технологии;

4) соединение образовательного процесса с научными достижениями и передовым педагогическим опытом;

5) создание мотивационно-мобилизационных установок на овладение практической подготовкой в области планирования, решение стандартных и нестандартных педагогических задач;

6) понимание необходимости развития материально-технической базы для реализации стратегических целевых установок в области физического воспитания школьников;

7) осознание обучающимися значения учебно-ме-

тодического и информационного обеспечения предмета «Физическая культура», применения электронных информационно-образовательных ресурсов, цифровых компетенций педагога для осуществления современного образовательного процесса;

8) междисциплинарное взаимодействие на основе единой технологической линии формирования компетенции;

9) организация рефлексивно-оценочной деятельности обучающихся, связанной с самоанализом и самооценкой результатов планирования педагогического процесса и его обоснования, интегративным осмыслением практической значимости дисциплин учебного плана;

10) привлечение к оценке наиболее масштабных продуктов планирования экспертов, имеющих опыт работы в школе.

Собственно-технологический компонент.

В силу специфики компетенции, сложности обеспечения непрерывности образовательного процесса ее формирование требует создания единой технологической линии, охватывающей все этапы обучения. Поскольку реализация любой педагогической технологии носит определенную до° лю субъективизма, выдерживание единой линии " в преподавании дисциплин является наиболее

СО

^ трудной и едва ли не главной задачей. ^ Первый технологический этап нацелен на при-

Ц обретение обучающимися компетенции в обла-

сти урочного планирования. Урочное планирование предстает как ядро крупномасштабного планирования [5]. Способом интерактивного обучения раскрывается междисциплинарная интегративная сущность планирования урока, демонстрируются образцы план-конспектов, обосновывается роль и место урока в преподавании предмета «Физическая культура».

Практическое овладение технологией урочного планирования начинается с освоения алгоритмов постановки и конкретизации образовательных, воспитательных задач и задач физического развития. В начале - на материале спортивно-педагогических дисциплин (базовых видов спорта), а затем и смежных с ними общепрофессиональных. Этот исходный пункт в технологической цепи рассматривается как особо ответственный, поскольку педагогические задачи являются системообразующим фактором построения урока. Точность их формулировки - объективный показатель квалификации специалиста.

Существенным является то, что любая методическая разработка, связанная с решением указанных задач, выполняется в соответствии с формой план-конспектов, составляемых студентами при прохождении учебной педагогической практики. Опора на междисциплинарные знания при разработке фрагментов уроков является обязательным требованием (на знания из области анатомии, биомеханики, физиологии, педагогики, психологии и других предметов). Результаты работы в данном направлении фиксируются в специально выделенной в план-конспекте графе «Интегратив-ные моменты и информационные ссылки».

Получив опыт разработки фрагментов уроков, приступают к составлению полноформатных конспектов уроков. В единое целое через призму современных требований к уроку физической культуры собираются все его содержательные и структурные составляющие. Вначале работа выполняется по задаваемому образцу. Ключевым моментом на данном этапе является теоретико-методическое обоснование урока. План-конспект урока с пояснительной к нему запиской, по существу, становится первым профессиональным проектом в области планирования педагогического процесса.

В условиях педагогической практики план-конспект урока и пояснительная к нему записка дополняется самоанализом проведенного урока, образуя таким образом урочный учебно-методический комплекс, позволяющий всесторонне оценить уровень подготовленности студентов в урочном планировании.

Второй этап технологической линии - этап приобретения компетенции в области годового планирования физического воспитания. Он характеризуется осмыслением его специфики и роли в обеспечении продуктивной профессиональной деятельности, связан с активным формированием у обучающихся целостного профессионального мышления. Ключевой момент - обоснование

необходимости интегрирования урочных и внеурочных форм физического воспитания школьников как единственно возможного условия выполнения требований ФГОС по предмету, повышения физической подготовленности учащихся [6]. Инструментом решения данной задачи является математический анализ временных возможностей урочных и внеурочных форм физического воспитания школьников в результате которого обучающиеся самостоятельно приходят к выводу о том, что временной потенциал внеурочных форм работы многократно превосходит урочный. Задача учителя, планирующего педагогический процесс в годичном формате, - поиск путей максимального задействования внеурочных форм физического воспитания для решения актуальных задач. При этом у обучающихся формируется четкое представление о том, что урок физической культуры в данном процессе является связующим звеном, выполняющим координирующую инструктивно-образовательную функцию по отношению ко всем другим формам физического воспитания.

Собственно разработка годового плана осуществляется в следующей последовательности:

1) изучаются общие программно-нормативные установки, содержащиеся в официальных документах, направления развития образовательной системы, научно-практические данные, указывающие наиболее эффективные пути осуществления педагогического процесса в годичном цикле;

2) анализируются конкретные показатели, характеризующие контингент школьников для которых составляется годовой план (информация об уровне физической, технической, теоретической подготовленности учащихся, их приобщенности к занятиям спортом и другая - в учебных целях может предлагаться преподавателем или браться из отчетной документации школьной педагогической практики);

3) учитываются материально-техническая база школы (описание состояния базы предлагается преподавателем или предлагается ориентироваться на базы школ, в которых студенты обучались до поступления в вуз или на базе которых проходили педагогическую практику);

4) конкретизируются цели и задачи физического воспитания в предстоящем году;

5) определяются концептуальные подходы, в рамках которых будет осуществляться педагогический процесс и соответствующие им педагогические технологии;

6) устанавливаются критерии оценки продуктивности педагогического процесса в учебном году;

7) заполняется форма годового плана, в которой формулируются конкретные задачи, распределенный по урокам программный материал, временные параметры физических нагрузок, домашние задания, мероприятия в режиме учебного дня, общешкольные мероприятия, мониторинговые испытания (для облегчения работы предлагаются образец плана и текстовая преамбула/пояснительная записка с его обоснованием).

Третий этап технологической линии связан с выбором стратегии преподавания предмета «Физическая культура» на конкретной ступени общего образования (начального, основного, среднего). Главные составляющие стратегии, целевые установки и задачи - известны. Они сформулированы в требованиях ФГОС и примерных программах по предмету. В этом принципиальное отличие педагогических стратегий, используемых в образовательных учреждениях от применяемых в иных сферах деятельности (экономической, военной). Задача педагога заключается в том, чтобы разработать эффективный реализационный компонент, позволяющий достичь заданных стратегических целей [7]. На этом этапе студенты проходят путь во многом схожий с предыдущим технологическим этапом, но с еще более масштабным осмыслением педагогической действительности. В состав операций и средств формирования компетенции входят:

1) изучение программно-нормативных документов и целевых результатов подготовленности школьников на личностном, метапредметном и предметном уровнях на конкретной образовательной ступени, а также оценка сложности их достижения;

2) учет исходных данных, всесторонне характеризующих контингент обучающихся и условий педагогической деятельности, раскрывающие масштаб требуемых преобразований и основные направления концентрации педагогических усилий;

3) поиск и анализ научно обоснованных рекомендаций по выбору оптимальных путей, средств, методов, организационных форм физического воспитания и условий выполнения требований ФГОС нового поколения;

4) выбор стратегии достижения целевых результатов на конкретной образовательной ступени и ее предварительная оценка с привлечением экспертов;

5) модельно-целевое планирование физического воспитания по годам обучения (с расчетом необходимых временных затрат, параметров педагогических воздействий, расстановкой акцентов в преподавании, определением должной динамики фиксируемых результатов, описанием их качественных и количественных показателей в текстовой преамбуле);

6) оформление план-графика планирования педагогического процесса на образовательной ступени с указанием объектов планирования и требований к учащимся;

7) управление процессом физического воспитания на образовательной ступени в соответствии с выработанными критериями эффективности педагогического процесса.

Для приобретения компетенции в многолетнем планировании, как и годовом, оптимальные условия создаются при введении элективного курса (практикума) интегрированного назначения, поскольку для этого требуются значительные затраты времени.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

о с

U

со см о см

Основным критерием сформированности компетенции на выделенных технологических этапах является способность обучающихся к междисциплинарному обоснованию разработанных документов планирования с позиций требований ФГОС к личностным, метапредметным предметным результатам обучения, достижений педагогической науки и практики.

Заключение

Представленная технологическая модель, как показывает опыт ее реализации, позволяет не только обеспечить формирование компетенции в планирования физического воспитания школьников, отвечающей целевым результатам обучения на современном этапе развития образования, но и создает предпосылки для сокращения времени поиска оптимальных решений этой задачи.

Следует отметить, что на бакалаврском уровне подготовки физкультурных кадров приведенная технологическая последовательность формирования данной компетенции - от урочного планирования к многолетнему является, на наш взгляд, единственно возможной. На других образовательных уровнях обучения (магистратура, аспирантура) или при наличии практического опыта профессиональной деятельности (например, на курсах повышения квалификации учителей) более продуктивным может оказаться обратный вектор - от компетенции в многолетнем планировании к компетенции в урочном планировании.

Литература

1. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения /А.А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

2. Вербицкий, А.А., Ларионова, А.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2011. -336 с.

3. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / П.Я. Гальперин. - 5-е изд. - М.: Университет: Моск. пси-хол.-соц. ин-т, 2005. - 327 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Киричек, К.А. Подготовка бакалавров педагогики к применению технологий обучения, реализующих системно-деятельностный подход // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66039 (дата обращения: 20.03.2021).

5. Копаев, В.П. Интегративная технология формирования компетенции бакалавров в области планирования урока физической культуры в условиях учебной практики: учебное пособие / ВЛГАФК. - Великие Луки, 2016. - 144 с.

6. Копаев, В.П. Интегративная технология формирования компетенции бакалавров в области годового планирования физического воспита-

ния школьников: учебное пособие / ВЛГАФК. -Великие Луки, 2018. - 148 с.

7. Копаев, В.П. Основы формирования компетенции в многолетнем планировании физического воспитания школьников: учебное пособие / ВЛГАФК - Великие Луки, 2022. - 196 с.

8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.

9. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология. -М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

10. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н, в ред. Приказов от 5 августа 2016 г. N 422н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/#-friends (дата обращения: 03.10.2023).

11. Профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 952н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/05.012-trener-prepodavatel.html (дата обращения 03.10.2023).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 286 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения 03.10.2023).

13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sch1384. mskobr.ru/files/2019_2020/FG0S^r0C%20 000.pdf (дата обращения 03.10.2023).

14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 (редакция с изменениями N 732 от 12.08.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// minobr.tverreg.ru/files/ФГ0C%20C00%20с%20 изменениями%20от%2023.09.2022.pdf?ys-clid=lnztuxfeym458733898 (дата обращения 22.10.2023).

TECHNOLOGICAL MODEL OF COMPETENCE FORMATION IN PLANNING PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Kopaev V.P.

Velikie Luki State Academy of Physical Education, Department of Theory and Methods of Physical Culture, Pedagogy and Psychology

The article is devoted to the solution of one of the most difficult and topical problems in the training of physical education personnel -formation of competence in the planning of physical education, as an underestimated resource to increase the effectiveness of phys-

ical education. The article offers a proven technological model of solution of this problem, based on interdisciplinary integrative approach. From the standpoint of a single methodological basis the algorithm and the general order of pedagogical interaction at all stages of training are described. Through specific pedagogical planning products, the level of knowledge, skills, competences from different subject areas, ability to resolve non-standard situations, creative potential of students, their motivation for success, degree of formation of holistic professional thinking. It is noted that the presented technological model and its benchmarks, allow not only to increase the productivity of the educational process at this stage, but also to reduce the time to find optimal solutions to this problem in the future.

Keywords: competence in planning physical education, technological model, integrative interdisciplinary approach, unified technological line, criteria of competence formation.

References

1. Verbitsky, A.A. Competency Approach and Theory of Contextual Learning /A.A. Verbitsky. - M.: IC PCPS, 2004. - 84 p.

2. Verbitsky, A.A., Larionova, A.G. Personal and Competency Approaches in Education: Challenges of Integration. - M.: Logos, 2011. - 336 p.

3. Halperin, P.J. Introduction to Psychology: Study. Manual for Humanities Students / P.J. Halperin. 5th Off. - M.: University: Mosca. Psycho. Social, 2005. - 327 p.

4. Kirichek, K.A. Training of bachelors of education in the application of learning technologies that implement a system-based approach / Modern research and innovation. - 2016. - 4 [Electronic Resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66039 (date of call: 20.03.2021).

5. Kopaev, V.P. Integrative technology of formation of bachelors' competence in the field of planning a physical education lesson in the conditions of educational practice: manual / VLGAFK. -Velikie Luki, 2016. - 144 p.

6. Kopaev, V.P. Integrated Technology for the Formation of Baccalaureate Competence in the Annual Planning of Physical Education for Schoolchildren: Training Manual / VLGAFK. - Velikie Luki, 2018. - 148 p.

7. Kopaev, V.P. Basics of Competence Formation in Multi-year Planning of Physical Education of Schoolchildren: Textbook / VLGAFK - Velikie Luki, 2022. - 196 p.

8. Matveev, L.P. Theory and methodology of physical culture / L.P. Matveev. - M.: Physical Education and Sports: Spor-tAkademPass, 2008. - 544 p.

9. Novikov, A.M., Novikov, D.A. Methodology. - M.: SINTEG, 2007. - 668 p.

10. Professional standard «Teacher (pedagogical activity in the sphere of pre-school, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) ». Approved by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013. N 544n, in ed. Orders dated August 5, 2016. N 422n [Electronic resource]. - Access mode: https://base.garant.ru/70535556/#friends (date of circulation: 03.10.2023).

11. Professional standard «Trainer-teacher». Approved by the Decree of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of 24 December 2020 N 952n [Electronic Resource]. - Access mode: https://classinform.ru/ profstandarty/05.012-trener-prepodavatel.html (date of circulation 03.10.2023).

12. Federal State Standard for Primary Education. Approved by the order of the Ministry of Education of the Russian Federation of 31 May 2021 286 [Electronic resource]. - Access mode: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (date of circulation 03.10.2023).

13. Federal State Standard for General Basic Education. Approved by the Decree of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021, 287 [Electronic Resource]. - Access mode: https://sch1384.mskobr.ru/files/2019_2020/FG0S/ FG0SS%2000.pdf (date of circulation 03.10.2023).

14. Federal State Standard for General Secondary Education. Approved by the Decree of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 17, 2012 413 (revision N 732 of 12.08.2022) [Electronic resource]. - Access Mode: https:// minobr.tverreg.ru/files/FGOSs%20SOS%20c%20change%20 off%2023.09.2022.pdf? ysclid=lnztuxfeym458733898 (date of circulation 22.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.