Научная статья на тему 'Эффект сочетания общеобразовательной и спортивной направленности физического воспитания младших школьников'

Эффект сочетания общеобразовательной и спортивной направленности физического воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / БАЗОВЫЙ ВИД СПОРТА / СОЧЕТАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СПЕЦИФИКА РЕГИОНА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копаев В.П., Брыль Д.А.

Целью исследования было получение научно-прикладных данных об эффективности сочетания общеобразовательной и спортивной направленности физического воспитания младших школьников и создание на этой основе соответствующей технологии преподавания. Для всестороннего изучения вопроса в течение 2010-2014 гг. применялся педагогический эксперимент с использованием частных методик, позволяющих оценить уровень физической подготовленности детей, качество освоения программы физического воспитания, спортивно-техническую подготовленность, ряд параметров функционального состояния обучающихся. В качестве базового вида спорта в экспериментальном классе (ЭК) использовалось карате шотокан. Уроки физической культуры в первом ЭК дополнялись внеурочными занятиями карате в объеме 2 ч в неделю и 6 часами во 2-4-м классах. В контрольном классе (КК) с тем же объемом часов уроки проводились по традиционным разделам программы, внеурочные занятия на их базе по программе ОФП. Исследование было организовано на контингенте младших школьников МБОУ СОШ № 9 г. Великие Луки. В нем приняли участие 32 учащихся параллельных классов (16 мальчиков и 16 девочек). За четыре года учащиеся ЭК овладели базовыми приемами избранного вида спорта, получили опыт участия в соревнованиях и показательных выступлениях, завоевали на первенстве области по карате WKF 3 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали. По уровню физической подготовленности ЭК занял первое место в рейтинге среди 212 четвертых классов Псковской области (КК 55-е место). Затраты времени на самостоятельные занятия физическими упражнениями в ЭК составили 9204±2918 с в неделю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копаев В.П., Брыль Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффект сочетания общеобразовательной и спортивной направленности физического воспитания младших школьников»

ЭФФЕКТ СОЧЕТАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 25.02.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Копаев1 Д.А. Брыль2

1 Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

2 Средняя общеобразовательная школа № 9, Великие Луки

THE EFFECT OF COMBINATION OF GENERAL EDUCATION AND SPORTS RELATED PHYSICAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Associate professor, Ph.D. V.P. Kopaev1 D.A. Bryl'2

1 Velikie Luki State Academy of Physical Culture and Sport, Velikie Luki

2 Secondary school № 9, Velikie Luki

Информация для связи с автором: gorodnichev@vlgafc.ru

и

га у

г.

ч—

. О OJ

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

Аннотация

Целью исследования было получение научно-прикладных данных об эффективности сочетания общеобразовательной и спортивной направленности физического воспитания младших школьников и создание на этой основе соответствующей технологии преподавания. Для всестороннего изучения вопроса в течение 2010-2014 гг. применялся педагогический эксперимент с использованием частных методик, позволяющих оценить уровень физической подготовленности детей, качество освоения программы физического воспитания, спортивно-техническую подготовленность, ряд параметров функционального состояния обучающихся. В качестве базового вида спорта в экспериментальном классе (ЭК) использовалось карате шотокан. Уроки физической культуры в первом ЭК дополнялись внеурочными занятиями карате в объеме 2 ч в неделю и 6 часами - во 2-4-м классах. В контрольном классе (КК) с тем же объемом часов уроки проводились по традиционным разделам программы, внеурочные занятия - на их базе по программе ОФП.

Исследование было организовано на контингенте младших школьников МБОУ СОШ № 9 г. Великие Луки. В нем приняли участие 32 учащихся параллельных классов (16 мальчиков и 16 девочек).

За четыре года учащиеся ЭК овладели базовыми приемами избранного вида спорта, получили опыт участия в соревнованиях и показательных выступлениях, завоевали на первенстве области по карате WKF 3 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали. По уровню физической подготовленности ЭК занял первое место в рейтинге среди 212 четвертых классов Псковской области (КК - 55-е место). Затраты времени на самостоятельные занятия физическими упражнениями в ЭК составили 9204±2918 с в неделю.

Ключевые слова: младший школьный возраст, физическое воспитание, базовый вид спорта, сочетание общеобразовательной и спортивной направленности, специфика региона, интегративный эффект.

Annotation

The purpose of the study was to obtain applied scientific data on the effectiveness of combining general education and sports related physical education of primary school children and creating of an appropriate teaching technology on this basis.

An educational experiment with the use of particular methods of assessment of the level of physical fitness of children, mastery of the program of physical education, technical readiness and a number of parameters of the functional state of pupils was applied for a comprehensive study of the issue in 20102014. Shotokan karate was used as a basic sport in the experimental class (EC). Lessons of physical education in the first EC were supplemented with extracurricular karate classes (2 hours per week and 6 hours - in the 2nd-4th formers). In the control class (CC) with the same amount of hours classes were held according to the conventional program and extracurricular classes - on their basis using the conditioning program.

The study was organized with the primary pupils of the municipal budgetary general education institution secondary general school № 9 Velikie Luki. 32 stream pupils (16 boys and 16 girls) were involved in the study. The pupils of the EC had learnt the basic techniques of the chosen sport, gained experience of participation in competitions and exhibition performance, won 3 gold, 2 silver and 1 bronze medals in the regional karate championship WKF for four years. With regards to the level of physical fitness, the pupils of the EC took the first place in the ranking among 212 fourth grades of the Pskov Region (CC was the 55th). The time spent on independent physical exercises in the EC amounted to 9204 ± 2918 per week.

Keywords: primary school age, physical education, basic sport, combined general education and sports orientations, regional specifics, integrative effect.

Введение. Каким должно быть физическое воспитание в начальных классах, чтобы максимально использовать широкие возможности этого этапа в развитии ребенка? Анализ литературных материалов по вопросам преподавания физической культуры на разных образовательных уровнях обучения свидетельствует о многообразии взглядов на содержание и организацию физического воспитания в школе. Особенно обоснованными представляются позиции специалистов, отстаивающих необходимость доминирования обра-

зовательной направленности предмета, получения учащимися полноценного общего образования в области физической культуры [5, 6] и связывающих будущее школьного физического воспитания с идеей его спортизации [1, 2]. Каждое из этих направлений имеет свою концептуальную основу, обладает существенным потенциалом и вместе с тем в отдельности - и определенными недостатками, обусловленными современными условиями функционирования общеобразовательных школ. Добиться должной результативности физи-

ческого воспитания, на наш взгляд, можно лишь при обеспечении определенного баланса между ними.

Цель исследования - получение научно-прикладных данных об эффективности сочетания общеобразовательной и спортивной направленности физического воспитания младших школьников и создание на этой основе соответствующей технологии преподавания.

Методика и организация исследования. Для всестороннего изучения вопроса применялся педагогический эксперимент с использованием частных методик, позволяющих оценить уровень физической подготовленности детей, качество освоения программы физического воспитания, спортивно-техническую подготовленность и ряд параметров функционального состояния обучающихся. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 9» г Великие Луки в период с 2010 по 2014 г. в условиях областной экспериментальной площадки под эгидой ФГБОУ ВПО «ВЛГАФК». Экспериментальная программа была разработана с учетом требований ФГОС и примерной программы по физической культуре для начальной школы. В табл. 1 приведены разделы подготовки и часы, выделяемые на их освоение.

В качестве базового вида спорта в экспериментальном классе (ЭК) преподавалось карате (стиль шотокан). Его введение в программу обучения связано с потребностью усиления прикладной направленности преподавания физического воспитания в регионе, популярностью вида у детей. Кроме того, данный вид единоборств хорошо сочетался с традиционными видами подготовки и не требовал дополнительного материально-технического оснащения. Поясная система позволяла отмечать спортивно-технические достижения детей через каждые 4-6 месяцев занятий. Уроки физической культуры в ЭК дополнялись внеурочными занятиями карате (в 1-м классе - в объеме 2 ч в неделю, во 2-4-м - 6 ч). В контрольном классе (КК) с тем же объемом часов уроки проводились по традиционным разделам программы, внеурочные занятия - на их базе по программе ОФП. Преподавание осуществлялась на базе традиционной (репродуктивной) технологии, технологии поэтапного формирования умственных действий, деятельностного и личностно ориентированного подходов. Планировался процесс физического воспитания с опорой на технологию комплексного годичного планиро-

вания [3] и учетом требований к современному уроку физической культуры [4]. Детей обследовали на базе научно-исследовательского центра ВЛГАФК.

Результаты исследования и их обсуждение.

В табл. 2 представлены итоговые показатели физической подготовленности участников эксперимента.

Видно, что по средним значениям показателей физической подготовленности учащиеся ЭК существенно опережают сверстников. Это подтвердилось и в официальных соревнованиях: ЭК занял 1-е место в рейтинге по ОФП среди 212 четвертых классов Псковской области, тестировавшихся по программе «Губернские состязания» [7], в то время как КК в данном рейтинге оказался на 55-м месте.

За четыре учебных года учащиеся ЭК овладели базовыми приемами карате, получили опыт участия в соревнованиях и показательных выступлениях. В 2014 г. на первенстве Псковской области по спортивному карате завоевали 3 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали.

Преимущество избранного подхода к преподаванию проявилось и в степени овладения учащимися ЭК традиционными разделами школьной программы, освоения ими теоретического и методического материала. Косвенным подтверждением возросшей мотивации к занятиям физическими упражнениями явилось увеличение в недельном бюджете затрат времени на их выполнение. Так, если в 1-м классе в неделю они составляли в ЭК 3113±1607 с, то к концу четвертого года занятий - 9204±2918 с. В КК соответственно - 3280±1123 с и 5921±2673 с.

В табл. 3 приведены сравнительные данные оценки функционального состояния наблюдаемого контингента по завершении обучения в 4-м классе, свидетельствующие об адекватности применяемых нагрузок.

Важно и то, что в связи с обеспечением подготовки учащихся в области единоборств не было зафиксировано конфликтных ситуаций, которые бы разрешались с применением физической силы или вербальной агрессии. Уравновешивающую роль играла воспитательная работа, направленная на формирование базовых ценностей отечественной культуры.

Выводы. Проверка эффективности сочетания общеобразовательной и спортивной направленности физического воспитания младших школьников дала позитивный педагогиче-

Таблица 1. Распределение учебных часов по видам программного материала при трехразовых уроках физической культуры в неделю

Вид программного материала Количество часов в год по классам

1-й 2-й 3-й 4-й

1. Знания о физической культуре В процессе занятий

2. Подвижные игры 12 15 15 15

3. Гимнастика с элементами акробатики 15 15 15 15

4. Легкоатлетические упражнения 15 15 15 15

5. Лыжная подготовка (кроссовая) 12 12 12 12

6. Базовый вид спорта (карате) 45 45 45 45

Итого: 99 102 102 102

Таблица 2. Показатели физической подготовленности учащихся экспериментального и контрольного классов по завершении обучения в начальной школе, х±8

Показатели Девочки р Мальчики р

ЭК (п=8) КК(п=8) ЭК (п=8) КК (п=8)

Челночный бег, с 8,9±0,38 9,5±0,17 <0,05 8,7±0,4 9,1±0,5 >0,05

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз 34,2±21,0 8,2±6,2 <0,05 26,0±14,2 16,8±17,1 <0,05

Прыжок в длину с места, см 162,3±17,6 140±15,1 <0,05 168,6±12,8 146,3±9,4 <0,05

Наклон из положения седа, см 19,6±3,6 13,2±6,4 <0,05 12,7±7,3 7,5±3,7 >0,05

Подъем туловища за 30 с, раз 29,0±4,6 24,2±1,9 <0,05 2 29,5±3,1 25,3±2,7 <0,05

Бег на 500 м в зале, с 130,7±6,7 144,3±8,0 <0,05 128,3±5,4 137,7±8,7 <0,05

№ 6 • 2015 Июнь | _1ипе

http://www.teoriya.ru

63

Таблица 3. Показатели функционального состояния учащихся экспериментального и контрольного классов по завершении обучения в начальной школе, х±8

Показатели Девочки р Мальчики р

ЭК (n=8) КК (n=8) ЭК (n=7) КК (n=7)

Показатель САН, баллы 6,2±0,6 6,6±0,3 >0,05 6,0±0,4 6,0±0,6 >0,05

Динамометрия, кг 15,1±3,3 14,5±2,9 >0,05 16,3±5,2 17,0±2,8 >0,05

ПЗМР, мс 231,7±17,7 233,9±21,2 >0,05 239,6±23,0 220,9±14,4 >0,05

Теппинг-тест, Гц 6,5±0,8 6,4±0,7 >0,05 6,6±0,7 7,2±1,3 >0,05

ский результат. Внедрение такого подхода в практику работы

школ позволит решать широкий комплекс задач.

Литература

1. Бальсевич В.К.Теорияитехнологияспортивно-ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 50-53.

2. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 112 с.

3. Копаев В.П. Комплексное годовое планирование физического воспитания школьников (обоснование подхода, технология разработки и обучения): учеб. пособие / В.П. Копаев. - Великие Луки, 2003. - 65 с.

4. Копаев В.П. Кодификация требований к уроку физической культуры / В.П. Копаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 4. - С. 10-13

5. Лукьяненко В.П. Концепция модернизации системы общего среднего физкультурного образования в России / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2007. - 120 с.

6. Матвеев А.П. К проблеме содержания образования по физической культуре в контексте требований стандарта второго поколения / А.П. Матвеев, Ю.И. Розинов // Теория и практика физ. культуры. - 2009. - № 6.- С. 53-57.

7. Сайт Государственного комитета Псковской области по физической культуре и спорту: http://sport.pskov.ru/sport_oficial. php?ids=99.

References

1. Bal'sevich, V.K. Teoriya i tekhnologiya sportivno-orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya v massovoy obshcheobrazovatel'noy shkole

(Theory and technology of sports-centered physical education in mass comprehensive school) / V.K. Bal'sevich, L.I. Lubysheva // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2005. -№ 5. - P. 50-53.

2. Bal'sevich, V.K. Sportivny vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyskoy shkole (Sports vector of physical education in Russian schools) / V.K. Bal'sevich. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta, 2006. - 112 P.

3. Kopaev, V.P. Kompleksnoe godovoe planirovanie fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov (obosnovanie podkhoda, tekhnologiya razrabotki i obucheniya): ucheb. posobie (Comprehensive annual planning of physical education of school children (method justification, technology of development and training): study guide) / V.P. Kopaev.

- Velikie Luki, 2003. - 65 P.

4. Kopaev, V.P. Kodifikatsiya trebovaniy k uroku fizicheskoy kul'tury (Codification of requirements for physical education lesson) / V.P. Kopaev // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka.

- 2012. - № 4. - P. 10-13

5. Luk'yanenko, V.P. Kontseptsiya modernizatsii sistemy obshchego srednego fizkul'turnogo obrazovaniya v Rossii (The concept of modernization of secondary physical culture education in Russia) / V.P. Luk'yanenko. - Moscow: Sovetskiy sport, 2007. - 120 P.

6. Matveev, A.P. K probleme soderzhaniya obrazovaniya po fizicheskoy kul'ture v kontekste trebovaniy standarta vtorogo pokoleniya (On the content of education in the field of physical culture in the context of second-generation standard requirements) / A.P. Matveev, Yu.I. Rozinov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2009. - № 6.- P. 53-57.

7. Sajt Gosudarstvennogo komiteta Pskovskoy oblasti po fizicheskoy kul'ture i sportu (Web site of the State Committee for Physical Culture and Sport, Pskov region): http://sport.pskov.ru/sport_oficial. php?ids=99.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га у

г.

ч—

. О 0J

■ -О

с

га

^

О (U ■С

Н

УДК/UDC 796 (092)

АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ СУНИК -ВЫДАЮЩИЙСЯ СПОРТИВНЫЙ ИСТОРИК СОВРЕМЕННОСТИ

Поступила в редакцию 10.04.2015 г.

Доктор биологических наук, член-корреспондент РАО В.К. Бальсевич1

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),

Москва

Ключевые слова: юбилей, история физической культуры, научный вклад.

Выдающемуся историку физической культуры и спорта А.Б. Сунику 23 мая 2015 года исполнилось 90 лет. А.Б. Суник начал трудовую деятельность в октябре 1941 года. В июне 1944 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. Был участником войны с Японией, награжден правительственными наградами. После войны закончил два вуза, получил историческое и физкультурное образование. Долгое время работал на кафедрах истории физической культуры в узбекском и львовском спортивных институтах. Последние 20 лет живет в Германии (город Ульм). Научная деятельность А.Б. Суника связана с обоснованием истории физической культуры как науки, а также олимпийской проблематикой.

Им написаны фундаментальные труды, раскрывающие историю развития физической культуры и спорта и олим-

пийского движения на рубеже XIX - XX веков, подготовлены очерки отечественной историографии ФКиС [1, 2]. Благодаря этим публикациям российская историческая наука накопила уникальные знания, позволяющие осознать великое прошлое советского и российского спорта и выстроить тенденции и прогнозы его развития.

Литература

1. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2004. - 764 с.

2. Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2010. - 616 с.

Редакция журнала от всей души поздравляет Александра Борисовича Суника с юбилеем. Здоровья, творческого долголетия, новых исторических значимых трудов!

Информация для связи с автором: fizkult@teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.