Научная статья на тему 'Компетенция в многолетнем планировании физического воспитания школьников: постановка проблемы'

Компетенция в многолетнем планировании физического воспитания школьников: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ В МНОГОЛЕТНЕМ ПЛАНИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ / СОСТОЯНИЕ ПРАКТИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / COMPETENCE IN LONG-TERM PLANNING OF PHYSICAL EDUCATION / SECOND-GENERATION STANDARDS / STATE OF PLANNING PRACTICE / THE POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL SYSTEM / WAYS OF MODERNIZING THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копаев Валерий Павлович

С переходом на компетентностный формат обучения значимость профессиональной подготовки учителей физической культуры в области многолетнего планирования физического воспитания школьников существенно возросла. Цель настоящего исследования оценка потенциала образовательной системы для формирования данной компетенции у студентов физкультурных вузов. Сбор данных проводился на базе ФГБОУ ВО «ВЛГАФК» и общеобразовательных школ г. Великие Луки. В качестве исследовательских методов применялись изучение литературных и документальных материалов, опрос, педагогические наблюдения. В ходе исследования установлено, что подготовка рабочих программ в общеобразовательных школах по предмету «Физическая культура» не сопряжена с разработкой реализационных механизмов, задающих алгоритм управления педагогическим процессом в связи с происходящими возрастными и индивидуальными изменениями обучающихся, появлением в ходе взросления новых социально-личностных установок. Годовые планы данной задачи также не решают. Их содержание мало учитывает специфику физического воспитания, между ними не наблюдается должной преемственности. В условиях сложившейся образовательной системы логика крупномасштабного планирования, его многогранная содержательная сущность для студентов остается недоступной. Низким из-за такого подхода к планированию остается и осмысление программного обеспечения школьной физической культуры в целом, усложняющее процесс профессионального становления выпускника вуза. Для разрешения проблемы необходимы комплексные преобразования.With the transition to a competency-based learning format, the importance of professional training of physical education teachers in the field of long-term planning of physical education of schoolchildren has significantly increased. The purpose of this study is to assess the potential of the educational system for the formation of this competency among students of physical education universities. Data collection was carried out on the basis of FSBEI HE “VLGAFK” and secondary schools in Velikiye Luki. As research methods, the study of literary and documentary materials, a survey, pedagogical observations were used. The study found that the preparation of work programs in secondary schools on the subject of “Physical Culture” is not associated with the development of implementation mechanisms that define the control algorithm of pedagogical process in connection with the ongoing age-related and individual changes of students, the emergence of new social and personal attitudes during the process of growing up. Annual plans of this problem are also not being solved. Their content takes little account of the specifics of physical education, there is no proper continuity between them. In the current educational system, the logic of large-scale planning, its multifaceted content essence for students remains inaccessible. Understanding of this approach to planning also leaves behind a comprehension of the software for school physical education in general, which complicates the process of professional development of a university graduate. Complex solutions are needed to solve the problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копаев Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетенция в многолетнем планировании физического воспитания школьников: постановка проблемы»

Компетенция в многолетнем планировании физического воспитания школьников: постановка проблемы

Копаев Валерий Павлович,

кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта E-mail: kopaev.valerij@yandex.ru

С переходом на компетентностный формат обучения значимость профессиональной подготовки учителей физической культуры в области многолетнего планирования физического воспитания школьников существенно возросла. Цель настоящего исследования - оценка потенциала образовательной системы для формирования данной компетенции у студентов физкультурных вузов. Сбор данных проводился на базе ФГБОУ ВО «ВЛГАФК» и общеобразовательных школ г. Великие Луки. В качестве исследовательских методов применялись изучение литературных и документальных материалов, опрос, педагогические наблюдения. В ходе исследования установлено, что подготовка рабочих программ в общеобразовательных школах по предмету «Физическая культура» не сопряжена с разработкой реализационных механизмов, задающих алгоритм управления педагогическим процессом в связи с происходящими возрастными и индивидуальными изменениями обучающихся, появлением в ходе взросления новых социально-личностных установок. Годовые планы данной задачи также не решают. Их содержание мало учитывает специфику физического воспитания, между ними не наблюдается должной преемственности. В условиях сложившейся образовательной системы логика крупномасштабного планирования, его многогранная содержательная сущность для студентов остается недоступной. Низким из-за такого подхода к планированию остается и осмысление программного обеспечения школьной физической культуры в целом, усложняющее процесс профессионального становления выпускника вуза. Для разрешения проблемы необходимы комплексные преобразования.

Ключевые слова: компетенция в многолетнем планировании физического воспитания, стандарты второго поколения, состояние практики планирования, потенциал образовательной системы, пути модернизации образовательного процесса.

Введение. Априори считалось и считается, что функцию многолетнего планирования в общеобразовательных школах выполняют вводимые в официальном порядке, имеющие директивный характер унифицированные программы по физической культуре, в которых представлены апробированные в пилотных исследованиях содержательные и структурные компоненты предмета по ступеням образования. Однако многолетнее планирование обеспечивается не только созданием и введением в действие унифицированных программ, но и их реализационным компонентом. Специфика предмета «Физическая культура» такова, что унифицированные программы задают лишь внешние ориентиры в работе. В то время как истинное управление педагогическим процессом в многолетнем плане осуществляется на основе глубокого знания закономерностей физического воспитания и возрастного развития обучающихся, механизмов адаптации организма к различным нагрузкам, учета индивидуальных особенностей и условий учебной деятельности [4]. Работа по одной и той же программе в зависимости от применяемых педагогических подходов, методического сопровождения учебного процесса даст разные результаты. Физическая культура - единственный качественно отличный от других учебный предмет, преподавание которого требует исключительной систематичности в занятиях, особой непрерывности, гарантирующей преемственность эффектов проводимых занятий, тесного взаимодействия всех соучастников образовательного процесса. Трудно переоценить значение качественно подготовленных программ физического воспитания, но продуктивность педагогической деятельности в решающей степени зависит от уровня разработанности организационно-методических аспектов преподавания, обеспечивающих стратегическую направленность и строгую преемственность в работе по годам обучения.

Представляется, что полноценное формирование компетенции выпускников вузов в области многолетнего планирования возможно лишь при наличии соответствующего потенциала образовательной системы. Его определение и явилось целью настоящей работы.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «ВЛГАФК» и общеобразовательных школ г. Великие Луки. Изучалось в целом состояние практики планирования процесса физического воспитания, и определялись конкретные педагогические предпосылки для формирования компетенции студентов в области многолетнего планирования. В ка-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

честве исследовательских методов применялись анализ литературных и документальных материалов, опрос, педагогические наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе изучения документальных материалов и опроса учителей выявлены типичные подходы и операции при разработке документов планирования. На основе примерных программ по предмету «Физическая культура» составляются рабочие программы на образовательную ступень, либо отдельно каждым учителем в соответствии с педагогической нагрузкой на класс обучения. Данная работа, как правило, носит механический характер или характер заимствования из электронной сети. Установлено, что подготовка рабочих программ не сопряжена с разработкой реализационных механизмов, задающих алгоритм управления педагогическим процессом в связи с происходящими возрастными и индивидуальными изменениями обучающихся, появлением в ходе взросления новых социально-личностных установок. Годовые планы, как наиболее крупные в масштабном отношении документы планирования физического воспитания данной задачи также не решают [3]. В них не прописывается методология осуществления учебной деятельности в годичном цикле, раскрывающая идеи, принципы, логику и технологию претворения плана в жизнь. Соответственно невозможно на стадии утверждения годовых планов объективно оценить научно-методический уровень их разработки. Трудно его проанализировать и по конспектам уроков, поскольку они составляются в произвольной форме и не являются обязательными.

Важным в этой связи, на наш взгляд, является и следующее. Опрос учителей физической культуры высшей категории (п=10), показал, что составляемые в настоящее время годовые планы слабо учитывают специфику предмета «Физическая культура». Новый компетентностный формат обучения повлек за собой большие затраты времени на осмысление, определение и конкретизацию личностных и метапредметных результатов учебной деятельности, в то время, как специфическое содержание предмета, технологический уровень его преподавания в контексте избранного подхода не получили своего дальнейшего развития.

Все это в совокупности указывает на существование проблем в области планирования педагогического процесса, и одновременно на наличие значительного резерва для повышения его эффективности. Одним из важнейших его источников, безусловно, является компетенция учителя в области многолетнего планирования.

Каков потенциал образовательной системы для ее приобретения на вузовском этапе обучения? Анализ учебников по теории и методике 5 физической культуры [5,6], показал, что понятие § «многолетнее (перспективное) планирование» в главах, посвященных школьному физическому ° воспитанию, вообще не фигурирует. В них дается ав краткая характеристика программного обеспече-

ния предмета «Физическая культура», затем последовательно раскрываются годовое, четвертное и урочное планирование. При этом аксиомой выступает положение о том, что чем длиннее отрезок времени, на который составляется план, тем менее конкретизированным он является. Вследствие такого подхода годовое планирование сводится к распределению учебных часов по разделам программы, четвертное - к группированию частных задач и средств по урокам, урочное -к методике их решения. В результате логика крупномасштабного планирования, его многогранная содержательная сущность для студентов остается недоступной. Низким из-за такого подхода к планированию остается и осмысление программного обеспечения школьной физической культуры в целом, усложняющее процесс профессионального становления выпускника вуза.

Ситуация усугубляется доминированием в ходе подготовки кадров мелкомасштабного планирования. Об этом убедительно свидетельствует анализ рабочих программ по дисциплинам спортивно-педагогического цикла. Так в ходе преподавания предмета «Теория и методика обучения базовым видам спорта» из 792 часов, выделяемых на предмет, все 24 часа, приходящиеся на планирование физического воспитания, уходят на разработку конспектов уроков или их фрагментов. В период учебной практики наблюдается аналогичная ситуация - основное внимание концентрируется на краткосрочном планировании. Естественно, что с его позиций масштабно и целостно воспринять построение педагогического процесса невозможно.

Какими видятся основные пути модернизации образовательного процесса? Учитывая состояние вопроса, результаты проведенных исследований [1,2,3] необходимы комплексные преобразования, связанные с решением следующих задач: 1) актуализации значимости формирования компетенции в области многолетнего планирования для продуктивной профессиональной деятельности учителя физической культуры; 2) подготовки на базе компетентностного формата обучения учебных изданий, раскрывающих концептуальную и структурно-содержательную сущность многолетнего планирования; 3) разработки в соответствии с уровнем достижений педагогической науки и практики технологических основ многолетнего планирования, системно охватывающих все образовательные ступени; 4) увеличения в ходе образовательного процесса удельного веса практических заданий, направленных на приобретение у выпускников вузов опыта крупномасштабного планирования физического воспитания.

Выводы. Приобретение компетенции в области многолетнего планирования - назревшая необходимость, фактор успешной реализации стандартов второго поколения. Узаконивание самого понятия «многолетнее планирование» в практике школьного физического воспитания будет способствовать восстановлению целостности классической триады планирования: «перспективное -

этапное - оперативное», обеспечивающей стратегическую направленность, преемственность, полноту и конкретность построения педагогического процесса на всех его этапах.

Литература

1. Копаев В.П., Брыль Д.А. Эффект сочетания общеобразовательной и спортивной направленности физического воспитания младших школьников // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 6. - С. 62-64.

2. Копаев В.П. Интегративная технология формирования компетенции бакалавров в области планирования урока физической культуры в условиях учебной практики: учебное пособие /ВЛГАФК. - Великие Луки, 2016. - 144 с.

3. Копаев В.П. Интегративная технология формирования компетенции бакалавра в области годового планирования физического воспитания школьников: учебное пособие / ВЛГАФК. - Великие Луки, 2018. - 148 с.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и Спорт, СпортАка-демПресс, 2008. - 544 с.

5. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - 4 изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.

6. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. М.: Академия, 2014. - 480 с.

COMPETENCE IN LONG-TERM PLANNING OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN: FORMULATION OF THE PROBLEM

Kopaev V.P.

State Academy of Physical Culture and Sports, Velikiye Luki

With the transition to a competency-based learning format, the importance of professional training of physical education teachers in

the field of long-term planning of physical education of schoolchildren has significantly increased. The purpose of this study is to assess the potential of the educational system for the formation of this competency among students of physical education universities. Data collection was carried out on the basis of FSBEI HE "VLGAFK" and secondary schools in Velikiye Luki. As research methods, the study of literary and documentary materials, a survey, pedagogical observations were used. The study found that the preparation of work programs in secondary schools on the subject of "Physical Culture" is not associated with the development of implementation mechanisms that define the control algorithm of pedagogical process in connection with the ongoing age-related and individual changes of students, the emergence of new social and personal attitudes during the process of growing up. Annual plans of this problem are also not being solved. Their content takes little account of the specifics of physical education, there is no proper continuity between them. In the current educational system, the logic of large-scale planning, its multifaceted content essence for students remains inaccessible. Understanding of this approach to planning also leaves behind a comprehension of the software for school physical education in general, which complicates the process of professional development of a university graduate. Complex solutions are needed to solve the problem.

Keywords: competence in long-term planning of physical education, second-generation standards, state of planning practice, the potential of the educational system, ways of modernizing the educational process.

References

1. Kopaev V.P., Bryl D.A. The effect of a combination of general education and sports orientation of physical education of younger schoolchildren // Theory and Practice of Physical Culture. -2015. - No. 6. - P. 62-64.

2. Kopaev V.P. Integrative technology for the formation of the competence of bachelors in the field of physical education lesson planning in the context of educational practice: a training manual / VLGAFK. - Great Luke, 2016. - 144 p.

3. Kopaev V.P. Integrative technology for the formation of the competence of a bachelor in the field of annual planning of physical education for schoolchildren: a training manual / VLGAFK. -Great Luke, 2018. - 148 p.

4. Matveev L.P. Theory and methodology of physical culture / L.P. Matveev. - 3rd ed., Revised. and add. - M.: Physical Education and Sports, SportAcademPress, 2008. - 544 p.

5. Theory and methodology of physical education: textbook / ed. Yu.F. Kuramshina. - 4th ed., Stereotype. - M.: Soviet Sport, 2010. - 464 p.

6. Kholodov J.K. Theory and methodology of physical culture and sports: a textbook for students of higher education institutions / J.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. - 12th ed., Rev. M .: Academy, 2014. - 480 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.