УДК: 796.011
СОВРЕМЕННЫЕ
проблемы организации физического воспитания школьников
Кандидат педагогических наук О.С. Красникова Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Коричко Кандидат педагогических наук А.Ю. Пащенко Л.Н. Полушкина
Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
MODERN PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
0.5. Krasnikova, Ph.D. L.G. Paschenko, associate professor, Ph.D.
A.V. Korichko, associate professor, Ph.D.
A.Yu. Paschenko, Ph.D. L.N. Polushkina
Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Key words: physical education, educational technologies, motive, schoolchildren.
The purpose of the research was to identify and analyze the existing problems of the organization of physical education in a secondary school. On the basis of the findings the problems which those involved in the educational process in schools of Nizhnevartovsk have to deal with when implementing the class forms of physical education were identified:
1. Monotony of diversity in technologies used by physical education teachers, when it is possible to apply the variative content of education at different levels and phases of teaching children, to introduce modern physical training and sports technologies, to add something new in the course of development of author's programs.
2. Detachment of parents towards the problems of physical education of their children against the background of the increasing role of family physical education.
3. Insufficient consideration of the leading motives which induce a pupil to active motor activity, of his personal experience, individual goals and values of education.
4. The increasing complexity of the general education curriculum, especially by the end of school study, when it is possible to make an individual plan of learning the content of the subject «Physical Education» for pupils.
5. Inadequate material and technical base of the lesson of physical education, while modern facilities and equipment should be used in the learning process.
Ключевые слова: физическое воспитание, образовательные технологии, мотивы, школьники.
Введение. Современное состояние системы школьного образования требует повышенного внимания к содержанию и организации учебного процесса в условиях образовательных учреждений, в том числе к физическому воспитанию. Значение занятий физическими упражнениями в период роста и развития детей, приходящийся на время обучения в школе, трудно переоценить.
Обязательность физкультурных занятий в учебном процессе закреплена в нормативно-правовых документах, регламентирующих организацию учебной деятельности и констатирующих необходимость учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В настоящее время опубликовано большое количество современных концепций, определяющих направленность содержания и организации физического воспитания в общеобразовательной школе (И. И. Сулейманов, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, А. П. Матвеев и др.). Предлагаются различные модели физического воспитания учащихся: прикладной направленности, с преимущественным развитием двигательных качеств, с образовательной, спортивной, оздоровительно-рекреативной, коррекционной направленностями, с направленным формированием физической культуры личности школьников, в том числе комплексные [1]. У педагогов по физической культуре появилась возможность выбора той или иной технологии при разработке рабочих программ, что должно способствовать
достижению более высоких результатов в решении образовательных, воспитательных, оздоровительных задач. При этом возникает вопрос: насколько участники образовательного процесса готовы следовать тенденциям модернизации системы образования.
Цель исследования - выявление и анализ существующих проблем организации физического воспитания в условиях общеобразовательной школы.
Методика и организация исследования.
Для решения поставленной цели было проведено анкетирование, в котором приняли участие 26 учителей физической культуры высшей и первой квалификационных категорий 14 школ г. Нижневартовска, 452 школьника 2-11-х классов и 228 родителей. Полученные результаты анализировали методами математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. Процессы модернизации школьного образования требуют от современного педагога оперативного ориентирования в условиях постоянного обновления содержания образования, разработки оригинальной методики преподавания, которая сделает его конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Анкетирование показало, что большинство учителей, проводящих уроки физической культуры и в начальной, и в средней, и в старшей школах, широко используют здоро-вьесберегающие и игровые технологии (87 %). Личностно-ориентированное обучение применяют 81 % опрошенных. Технологию разноуровнего обучения реализуют 62 % учителей, работающих с подростками, девушками и юношами. Вместе с тем технологии развивающего обучения, информационно-коммуникационные, модульного обучения, исследовательские и проектные методы не получили распространения в практике школьного физического воспитания, несмотря на то что педагоги о них осведомлены [2].
Применение традиционных подходов к организации и содержанию школьного урока физической культуры приводит к снижению интереса к нему со стороны учащихся. Проявление этого - обнаруженная тенденция к уменьшению степени удовлетворенности учителей отношением их подопечных к предмету. Так, если 71 % опрошенных педагогов, занимающихся с учениками начальной школы, удовлетворены их отношением к проводимым урокам, то в старших классах таких только 33 %. Основными причинами недостаточно удовлетворительного отношения учащихся учителя видят в снижении интереса к физкультурным занятиям у детей, а также внимания со стороны родителей к вопросам приобщения их ребенка к организованной двигательной деятельности. В свою очередь, анкетирование школьников и их родителей подтвердило данный факт: сни-
жается количество учащихся, которым нравится предмет «Физическая культура» (с 92 % в начальной до 76 % в средней и 68 % в старшей школе) и которые с удовольствием эти уроки посещают (с 84 до 44 %).
В проведенных ранее исследованиях [3] было выявлено уменьшение количества родителей, считающих, что уроки физической культуры должны быть обязательными: с 97 % в начальном звене до 76 % в старшем, и увеличение их числа, имеющих мнение, что этот учебный предмет следует исключить из образовательного процесса (с 3 до 21 %). Родители с увеличением возраста их ребенка все меньше поощряют их занятия физической культурой и спортом, отдавая приоритет теоретическим предметам.
На вопрос, что могло бы повысить интерес к предмету «Физическая культура», наиболее популярными ответами учащихся в начальной, средней и старшей школе были: возможность выбора вида физкультурно-спортивной деятельности на уроках физической культуры и внесение разнообразия в содержание урока. Для повышения заинтересованности старших школьников важно использование современного оборудования и инвентаря, наличие возможности осуществления гигиенических процедур по окончании занятий. В ответах младших школьников прослеживается желание активного участия в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях.
Опрос школьников показал, что в младшем возрасте наиболее интересными для занятий являются виды двигательной активности, связанные с передвижениями на роликах, велосипедах, самокатах (60 % опрошенных), а также спортивные игры (57 %), бег (53 %), плавание (52 %). В среднем и старшем школьном возрасте продолжают оставаться востребованными занятия спортивными играми (69 и 64 % соответственно). Ближе к окончанию средней школы у учащихся повышается интерес к выполнению физических упражнений с использованием тренажерных устройств (с 47 % в средних классах до 57 % в старших).
Для более эффективного решения задач физического воспитания учителям при выборе той или иной образовательной технологии следует учитывать ведущие мотивы школьников, побуждающие их к двигательной активности, так как принудительные занятия физической культурой не решают проблемы формирования у учеников навыков здорового образа жизни и повышения уровня физической подготовленности.
У младших школьников приоритетным мотивом занятий физической культурой и спортом является желание улучшить физическую подготовленность (74 %). Сохранение и укрепление здоровья выделили 53 % опрошенных, воспитание правильной осанки - 36 %. В среднем
№ 12 • 2014 Декабрь | йесетЬег
http://www.teoriya.ru
39
звене мотивация занятий несколько меняется: для повышения уровня развития физических качеств занимаются 68 % учеников, для укрепления здоровья - 64 %. К подростковому возрасту одним из ведущих мотивов становится желание улучшить фигуру (43 % опрошенных). В старшем звене приоритетным остается желание улучшить свое здоровье (62 %), далее формирование красивой фигуры (57 %) и повышение уровня физической подготовленности (53 %). Это соотносится с выбором школьниками приоритетных видов двигательной активности.
У ряда учащихся отмечается желание получить хорошую оценку по физической культуре, независимо от ступени обучения и возможность повысить свою работоспособность. Мотив развития личностных качеств (воли, характера, целеустремленности) на уроках физической культуры проявляется в среднем и старшем школьном возрасте - его выделили 39 и 40 % опрошенных соответственно, тогда как в начальной школе таких детей 15 %. Обратную тенденцию можно наблюдать в желании приобрести знания о здоровом образе жизни - наибольшее количество школьников, выделивших этот мотив отмечается в начальном звене - 21 %, а в старшем - только 3 %.
Организуя учебный процесс по физическому воспитанию, помимо учета интересов и мотивов учащихся следует принимать во внимание степень их загруженности учебной программой и увеличение объема внеурочных занятий теоретической направленности. Усложнение программы приводит к нарастанию утомляемости школьников, что соотносится с их субъективной оценкой самочувствия после уроков: так, если в начальной школе сильно устают к концу учебного дня 40 % учащихся, в средних классах таких учеников 58 %, то в старших - 64 %. Это может стать причиной перенапряжения психофизиологических механизмов в развитии организма школьников и возможного срыва адаптационных процессов.
Достижение высоких результатов в процессе занятий затруднительно без достаточного материально-технического обеспечения. О необходимости его улучшения говорят более половины (56 %) учителей, в основном проводящих уроки в начальных классах. В большинстве школ, построенных в г. Нижневартовске до середины 90-х гг., уроки физической культуры с младшими школьниками проводятся в приспособленных помещениях. При этом сами школьники не видят в этом никаких проблем. А вот старшие школьники считаются важным использование современного оборудования и инвентаря.
Выводы. На основе полученных данных были выделены проблемы, с которыми приходится сталкиваться участникам образовательного про-
цесса в школах г. Нижневартовска при реализации урочных форм физического воспитания:
1. Однообразие в используемых учителями физической культуры технологиях при имеющейся возможности применять вариативное содержание образования на различных уровнях и ступенях обучения детей, внедрять современные физкультурно-спортивные технологии, вносить новизну при разработке авторских программ.
2. Отстраненность родителей от решения вопросов физического воспитания их детей на фоне возрастающей роли семейного физического воспитания.
3. Недостаточный учет ведущих мотивов школьника, побуждающих к активной двигательной деятельности, его личного опыта, индивидуальных целей и ценностей образования.
4. Усложнение общеобразовательной программы, особенно к окончанию обучения в школе при имеющейся возможности составления индивидуальной траектории освоения содержания учебного предмета «Физическая культура» для учеников.
5. Недостаточное материально-техническое обеспечение урока физической культуры в то время как необходимо использовать в учебном процессе современные инвентарь и оборудование.
Акцентированное внимание со стороны учителей к решению указанных проблем позволит повысить эффективность школьного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Литература
1. Курамшин, Ю.Ф. Проблемы модернизации физического воспитания учащейся молодежи / Ю.М. Курамшин // Здоровье
- основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения. - СПб.: Изд-во: СПбГПУ, 2011. - Т. 6. - № 1. - С. 353-354.
2. Пащенко, Л.Г. Использование современных педагогических технологий учителями физической культуры в профессиональной деятельности / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова, Ю.В. Коричко, Л.Н. Полушкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М.: НИИЦ, 2014.- № 3-2. - С. 238-241.
3. Пащенко Л.Г. Отношение родителей школьников к семейному физическому воспитанию / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова, Ю.В. Коричко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 3. - С. 71-76.
References
1. Kuramshin, Yu.F. Problems of modernization of physical education of students / Yu.F. Kuramshin // Health - the basis of human development - problems and solutions: - Publ. h-se of SPbSPU. - St. Petersburg, 2011. - P. 6. - № 1. - P. 353-354. (In Russian)
2. Paschenko, L.G. The professional use of modern educational technologies by physical education teachers / L.G. Paschenko, O.S. Krasnikova, Yu.V. Korichko, L.N. Polushkina // Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. - Moscow: SRIC, 2014. - № 3-2. - P. 238-241. (In Russian)
3. Paschenko, L.G. The attitude of pupils' parents to family physical education / L.G. Paschenko, O.S. Krasnikova, Yu.V. Korichko // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2014.
- № 3. - P. 71-76. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 17.09.2014 г.