Научная статья на тему 'Методологические основания формирования компетенции в многолетнем планировании физического воспитания школьников'

Методологические основания формирования компетенции в многолетнем планировании физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция в многолетнем планировании физического воспитания / методологические основания / стратегическая линия / competence in multi-year planning of physical education / methodological grounds / strategic direction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копаев Валерий Павлович

Компетенция в многолетнем планировании физического воспитания школьников представляет собой сложное многофакторное явление, базируется на широком фундаменте медико-биологических, общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков, творческом потенциале и высокоразвитом комплексе личностных качеств учителя, его стремлении добиваться серьезных успехов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Формирование такой масштабной и неординарной по сложности компетенции должно начинаться с первого курса обучения последовательно и системно в фарватере единой стратегической линии на основе интегративного междисциплинарного подхода, что возможно лишь при наличии соответствующего методологического базиса, выражающегося в системе концептуальных подходов, принципов и способов организации и построения педагогического процесса, создании его оптимальной логической и временной структуры для достижения целевого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копаев Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL REASONS FOR THE FORMATION OF COMPETENCES IN MULTI-YEAR PHYSICAL PLANNING

Competence in the multi-year planning of physical education for schoolchildren is a complex multidimensional phenomenon based on a broad foundation of biomedical, general pedagogical and specialized knowledge, skills, creative potential and a highly developed set of personal qualities of a teacher, his desire to achieve serious success in educating and educating the younger generation. The development of such a wide-ranging and complex competence should begin from the first year of training in a coherent and systematic manner in the context of a single strategic framework based on an integrated interdisciplinary approach, which is possible only if there is an appropriate methodological basis, expressed in a system of conceptual approaches, principles and ways of organizing and constructing the pedagogical process, The establishment of an optimal logical and temporal structure to achieve a target result.

Текст научной работы на тему «Методологические основания формирования компетенции в многолетнем планировании физического воспитания школьников»

Методологические основания формирования компетенции в многолетнем планировании физического воспитания школьников

Копаев Валерий Павлович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры и педагогики, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта E-mail: kopaev.valerij@yandex.ru

Компетенция в многолетнем планировании физического воспитания школьников представляет собой сложное многофакторное явление, базируется на широком фундаменте медико-биологических, общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков, творческом потенциале и высокоразвитом комплексе личностных качеств учителя, его стремлении добиваться серьезных успехов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Формирование такой масштабной и неординарной по сложности компетенции должно начинаться с первого курса обучения последовательно и системно в фарватере единой стратегической линии на основе интегративного междисциплинарного подхода, что возможно лишь при наличии соответствующего методологического базиса, выражающегося в системе концептуальных подходов, принципов и способов организации и построения педагогического процесса, создании его оптимальной логической и временной структуры для достижения целевого результата.

Ключевые слова: компетенция в многолетнем планировании физического воспитания, методологические основания, стратегическая линия.

о с

U

см о см со

Анализ проблем формирования компетенции студентов физкультурных вузов в многолетнем планировании физического воспитания школьников показал, что их решение требует системного комплексного подхода на всех этапах обучения. Как выяснилось в ходе исследования, специфика данной компетенции такова, что вбирает в себя практически всю совокупность компетенций, входящих в Федеральный стандарт по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, являясь по существу метакомпетенцией [7]. Она базируется не только на широком фундаменте медико-биологических, общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков, но и высокоразвитом комплексе личностных качеств учителя, его творческом потенциале, желании добиться социально значимых успехов в деле обучения и воспитания подрастающего поколения [8]. Отличительной особенностью компетенции является способность самостоятельно ставить долговременные цели педагогической деятельности, вскрывать и разрешать существующие противоречия в ходе преподавания, классифицировать их по степени значимости, сложности, определять главные направления в работе, ведущие к намеченному результату. Определение единой стратегической линии в формировании такой масштабной и неординарной по сложности компетенции может быть осуществлено лишь при наличии соответствующего методологического базиса, выражающегося в системе концептуальных подходов, принципов и способов организации и построения педагогического процесса, создании его оптимальной логической и временной структуры.

Исследования, проведенные нами в этой области, позволили выделить два общих наиболее существенных признака, на основе которых следует объединять методологические основания для получения качественного педагогического продукта в формате заявленной компетенции: направленность на овладение деятельностью (умение практически осуществлять многолетнее планирование) и развитие личностных качеств обучающихся, определяющих мотивацию к достижению успеха в учебной и профессиональной деятельности. Эти два ключевых признака в полной мере отражают современные тенденции развития вузовского и школьного образования, характер формируемой компетенции. Положенные в основу, они позволяют сгруппировать и представить в виде единой системы методологические основания, обеспечивающие целостность, содержательную и структурную взаимосвязь компонентов учебной деятельности и ее генеральных характеристик.

Проанализировав через призму выделенных группировочных признаков совокупность методологических подходов, применяемых в условиях компетентностного обучения, был определен их необходимый и достаточный состав для решения поставленной задачи. На это указывали личный опыт формирования компетенции бакалавров физической культуры в годовом планировании физического воспитания [6], а также анализ и синтез закономерностей, принципов и аксиом процесса обучения, отраженных в учебниках по педагогике [10, 11]. В итоге в методологический базис вошли системно-деятельностный и личностно-ориентированные подходы, а также концепции поэтапного формирования умственных действий и контекстного обучения, имеющие одну и ту же направленность, дополняющие друг друга, потенциально обладающие свойствами технологичности. Эти методологические основания широко известны. Выделим наиболее существенные ориентиры, на которые следует полагаться при построении педагогического процесса в новой образовательной парадигме.

Как известно, внедрение компетентностного подхода в образовании связано с необходимостью усиления практической подготовки выпускников, преодоления разрыва между тем, что будущий специалист знает и тем, что он может делать. Образовательный процесс в данном формате выстраивается с ориентацией на будущее таким образом, чтобы обучающиеся в период вузовской подготовки получили опыт решения реальных профессиональных задач и проблем, сформировали у себя социально ценностные ориентиры и развили необходимые личностные качества. Лишь в таком случае в соответствии с логикой компетентностного подхода может быть обеспечена продуктивность деятельности выпускников в динамичной педагогической действительности. Системно-деятельностный подход является одной из важнейших методологических установок при реализации современных вузовских программ обучения. Это то магистральное направление, которое обеспечивает практическую готовность выпускника к выполнению профессиональных обязанностей. С точки зрения деятельностной теории знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого [2, 5]. Их единственным объективным и надежным критерием в системе подготовки кадров выступает способность к выполнению актуальных видов профессиональной деятельности. Поскольку компетенция в многолетнем планировании предстает как сложное многофакторное явление, ее формирование изначально требует опоры на системный подход, когда все компоненты ее образующие рассматриваются во взаимосвязи, как единое целое.

Согласно компетентностному подходу, все виды образовательных компетенций носят личностный характер, приобретаются и проверяются в процессе деятельности [1]. Личностно-ориентированный подход в обучении исходит из признания уникаль-

ности опыта самого обучающегося и ставит его главной действующей фигурой всего образовательного процесса [3]. Раскрытие личностного потенциала, сохранение и развитие индивидуальности, природных способностей выступает в качестве интегрального продукта обучения и воспитания студентов, создает решающие предпосылки для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных преобразовывать существующую действительность. Многолетнее педагогическое планирование может осуществляться на современном научно-методическом уровне только при наличии у учителя соответствующей мотивации на достижение.

Концепция поэтапного формирования умственных действий является производной от деятельностной теории учения. Согласно ее канонам, обучение строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено обучаемым на каждом из этапов образовательного цикла - от актуализации соответствующей мотивации обучающегося до перехода действия в умственный план [4]. Управление процессом обучения предстает как последовательная смена этапов, происходящая на основе данных педагогического контроля о его успешности. Поскольку приобретение компетенции в многолетнем планировании происходит поэтапно от компетенции в урочном планировании к компетенции в годовом и многолетнем планировании, создание ориентировочной основы, в русле которой реализуется целевая задача, позволяет выстроить единую технологическую линию и отслеживать продуктивность педагогического процесса в ходе всего обучения.

Назначение концепции контекстного обучения также связано с усилением практической подготовки выпускников вузов [2]. Акцент делается на воссоздании реальных ситуаций и проблем в контексте профессионального будущего, наполняющего познавательную деятельность обучающихся личностным смыслом. Учебный процесс рассматривается как фрагмент многообразной профессиональной действительности. При этом образовательный процесс выстраивается в последовательности, обеспечивающей тесную преемственность базовых форм деятельности студентов: учебной в традиционном формате, квазипрофессиональной, объединяющей признаки учебной и будущей профессиональной деятельности и учебно-профессиональной деятельности, осуществляемой в позиции специалиста. Соответственно с данным подходом должна выстраивается и система практических заданий в области планирования педагогического процесса, часть которых должна быть связана с разрешением реальных ситуаций и проблем, существующих в профессиональной деятельности.

Поскольку методология есть по существу учение об организации деятельности [9], важнейшим является вопрос определения системы принципов, которых необходимо придерживаться при реше-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

нии столь масштабной задачи. Они, как известно, обобщенно отражая фундаментальные закономерности обучения в виде определенных правил и упорядочивающих требований, указывают самый короткий путь к цели. Учитывая специфику формируемой компетенции, данные авторов, приведенной выше работы, личный опыт крупномасштабного планирования для достижения успеха следует руководствоваться прежде всего принципом последовательности. Каждый новый шаг на пути к цели должен быть подготовлен предшествующей учебной деятельностью по курсам обучения. В тесной взаимосвязи с ним находится принцип иерархичности, суть которого заключается в том, что обучение представляет собой иерархическую конструкцию, каждая ступень которой осуществляет управленческое воздействие на нижестоящие ступени, но одновременно и сама является управляемой элементами вышестоящего уровня. В этом же логическом ряду предстает и принцип целостности (интегративности), ставший в компетентностном подходе одним из ключевых. В соответствии с ним любой объект рассматривается в единстве его взаимодействующих частей. Это единство обеспечивается, как на содержательном, так и технологическом уровнях. Именно результатом интегрирования знаний, умений, навыков/опыта из различных предметных областей являются все приобретаемые обучающимися компетенции. Компетенция в многолетнем планировании в силу своей специфики требует от специалиста интегративных знаний и системного мышления, охватывающего все грани профессиональной подготовки, позволяющего самостоятельно в соответствии с объективными законами и конкретными обстоятельствами ставить долговременные цели, определять способы и средства их достижения, создавать и восстанавливать недостающие звенья в образовательном процессе.

Формирование компетенции в многолетнем планировании невозможно и без опоры на принцип историзма. Будущие педагоги должны быть психологически готовы не только к внедрению инновационных технологий в педагогический процесс, но и к смене образовательной парадигмы в целом. Открытость прогрессивным нововведениям, понимание их истоков, способность взять из прошлого все лучшее - серьезный недооцененный резерв преобразования педагогической действительности. Как показывает анализ, именно внутренняя неготовность кадров к переходу на компетентностный формат обучения привела к издержкам и потерям в образовательном процессе многих учебных заведений.

Масштаб формируемой компетенции выдвигает в качестве одного из исходных положений также принцип коммуникативности (открытости). Пе-5 дагогическая деятельность при разработке много-§ летних планов и в ходе их реализации предпола-^ гает широкую коммуникацию со всеми участника° ми и соучастниками образовательного процесса.

ео Л

^ От коммуникативного потенциала личности пе-

дагога зависит прочность устанавливаемых контактов с людьми и характер отношений. Соответственно развитие коммуникативных способностей обучающихся, навыков устных публичных выступлений, содержательного общения должно рассматриваться в качестве неотъемлемой слагаемой формирования данной компетенции.

Поскольку педагогические объекты сложны в управлении, то всегда нужно быть готовым отойти от запланированного, чтобы добиться успеха. Фундаментальным ориентиром в этом отношении является принцип разнообразия. Он указывает на то, что идеальное управление педагогическими объектами невозможно. Попытка изначально получить полную и точную информацию на стадии проектирования педагогического процесса, как правило, безуспешна. В реальности всегда будут расхождения между тем, что планировалось и с чем пришлось столкнуться в ходе реализации проекта. Ориентация на этот принцип требует при планировании педагогического процесса иметь несколько вариантов достижения целевых задач.

Наряду с принципами деятельности важными методологическими характеристиками являются логическая и временная структура образовательного процесса [9]. Логическая структура учебной деятельности включает в себя формы, методы и средства деятельности. Главная линия в обучении - направленность на выполнение проектных заданий различных по масштабу и степени сложности, вскрытие и разрешение реально существующих в практике школьного физического воспитания проблем. Доминирующая роль принадлежит методу упражнения. Умения и навыки не могут быть в принципе сформированы без достаточного количества повторений тех или иных профессионально значимых действий. Через упражнение должны быть задействованы целостные дидактические единицы, интеллектуальные, эмоциональные и волевые сферы обучающихся. Что же касается средств учебной деятельности, то в настоящее время материально-технические и информационные ресурсы настолько расширились, что позволяют решать или создавать предпосылки решения большинства актуальных педагогических задач.

Время является одним из генеральных факторов обучения [11]. Только при создании адекватной временной структуры образовательного процесса можно рассчитывать на формирование компетенции обучающихся в многолетнем планировании физического воспитания. Поиск резервов времени должен быть связан с приведением теоретических разделов предметов в гармоничное единство с практической подготовкой, установлением тесной междисциплинарной интеграции образовательного процесса, устраняющей излишнее дублирование учебного материала. Одним из факторов решением проблемы является введение спецкурса по педагогическому планированию.

Подводя итог, отметим, что выделенные методологические основания определяют страте-

гию формирования компетенции в многолетнем планировании физического воспитания, позволяют глубже осмыслить структуру и взаимосвязь ее составляющих, целенаправленно осуществлять интегрирование и синтезирование материала из разных предметных областей, создать единую технологическую линию на всех этапах образовательного процесса, гарантирующую в известных пределах целевой результат обучения.

Литература

1. Авво, Б.В. Методология компетентностного подхода в высшем образовании. Электронный научно-педагогический журнал № 1 (январь-июнь) 2005. URL: http://www.emissia.org/ offline/2005/978.htm (дата обращение 23.05. 2020).

2. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения /А.А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

3. Вербицкий, А.А., Ларионова, А.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2011. -336 с.

4. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / П.Я. Гальперин. - 5-е изд. - М.: Университет: Моск. пси-хол.-соц. ин-т, 2005. - 327 с.

5. Киричек, К.А. Подготовка бакалавров педагогики к применению технологий обучения, реализующих системно-деятельностный подход // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66039 (дата обращения: 20.03.2021).

6. Копаев, В.П. Интегративная технология формирования компетенции бакалавров в области годового планирования физического воспитания школьников: учебное пособие / ВЛГАФК. -Великие Луки, 2018. - 148 с.

7. Копаев, В.П. Проблемы формирования компетенции студентов физкультурных вузов в области многолетнего планирования физического воспитания школьников //Современное педагогическое образование. - № 7. - 2020. -С. 47-50.

8. Копаев, В.П. Социально-гуманитарный аспект перспективного педагогического планирования в физическом воспитании // Научный диалог: вопросы философии, социологии, истории, политологии. - Сборник научных трудов по материалам XX международной научно-практической конференции (1 мая 2020 г. Санкт-Петербург). - Изд. ЦНК МОАН, 2020. -С. 9-12.

9. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология. -М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

10. Педагогика: учебник /под ред. Л.П. Крившен-ко. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010. -432 с.

11. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 576 с.

METHODOLOGICAL REASONS FOR THE FORMATION OF COMPETENCES IN MULTI-YEAR PHYSICAL PLANNING

Kopaev V.P.

Velikie Luki State Academy of Physical Education

Competence in the multi-year planning of physical education for schoolchildren is a complex multidimensional phenomenon based on a broad foundation of biomedical, general pedagogical and specialized knowledge, skills, creative potential and a highly developed set of personal qualities of a teacher, his desire to achieve serious success in educating and educating the younger generation. The development of such a wide-ranging and complex competence should begin from the first year of training in a coherent and systematic manner in the context of a single strategic framework based on an integrated interdisciplinary approach, which is possible only if there is an appropriate methodological basis, expressed in a system of conceptual approaches, principles and ways of organizing and constructing the pedagogical process, The establishment of an optimal logical and temporal structure to achieve a target result.

Keywords: competence in multi-year planning of physical education, methodological grounds, strategic direction.

References

1. Avvo, B.V. Competency Methodology in Higher Education. Electronic Science and Education Journal 1 (January-June) 2005. URL: http://www.emissia.org/offline/2005/978.htm (dated 23.05. 2020).

2. Verbitsky, A.A. Competency Approach and Theory of Contextual Learning /A.A. Verbitsky. - M.: IC PCPS, 2004. - 84 p.

3. Verbitsky, A.A., Larionova, A.G. Personal and Competency Approaches in Education: Challenges of Integration. - M.: Logos, 2011. - 336 p.

4. Halperin, P.J. Introduction to Psychology: Study. Manual for Humanities Students / P.J. Halperin. 5th Off. - M.: University: Mosca. Psycho. Social, 2005. - 327 p.

5. Kirichek K.A. Training of bachelors of education in the application of learning technologies that implement a system-based approach / Modern research and innovation. - 2016. - 4 [Electronic Resource]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66039 (date of call: 20.03.2021).

6. Kopaev, V.P. Integrated Technology for the Formation of Baccalaureate Competence in the Annual Planning of Physical Education for Schoolchildren: Training Manual / WLGAFK. - The Great Bows, 2018. - 148 p.

7. Kopaev, V.P. Problems of forming the competence of students of physical education institutions in the field of multi-year planning of physical education of schoolchildren / Modern pedagogical education. - 7. - 2020. - P. 47-50.

8. Kopaev, V.P. Socio-human dimension of future pedagogical planning in physical education / Scientific dialogue: questions of philosophy, sociology, history, political science. - Compendium of scientific works on materials of the XX International Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, 1 May 2020). - Izd. CN MOAN, 2020 P. 9-12.

9. Novikov, A.M., Novikov, D.A. Methodology. - M.: SINTEG, 2007. - 668 pp.

10. Pedagogy: Textbook / Red l.p. Krivshenko. - M.: TK Welby, Prospekt, 2010. - 432 p.

11. Podlasiy, I.P. Pedagogy: Textbook for Higher Education Institutions / I.P. Podlasiy. - 3rd and Up. - M.: Izd-vo Yuryt, 2020. -576 p.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.