Научная статья на тему 'Проблемы формирования компетенции студентов физкультурных вузов в области многолетнего планирования физического воспитания школьников'

Проблемы формирования компетенции студентов физкультурных вузов в области многолетнего планирования физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенция в многолетнем планировании физического воспитания / междисциплинарный подход / метакомпетенция / качество педагогического планирования / интегрирование профессиональной подготовки / competence in the long-term planning of physical education / an interdisciplinary approach / metacompetence / the quality of pedagogical planning / the integration of professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копаев Валерий Павлович

Статья посвящена проблемам формирования компетенции студентов физкультурных вузов в области многолетнего планирования физического воспитания школьников. В силу сложившихся образовательных традиций в вузах налицо недооценка значимости данного вида планирования, приводящая к разрушению целостности образовательного процесса. Цель работы – определение содержательной сущности и структуры компетенции в многолетнем планировании физического воспитания школьников как факторов ее эффективного формирования. Проведенные исследования показали, что по всем параметрам требований компетенция в области многолетнего планирования педагогического процесса является метакомпетенцией, вбирающей в себя основные универсальные, общепедагогические и профессиональные компетенции. Осмысление данного вопроса позволит изменить подходы к построению образовательного процесса, повысить удельный вес крупномасштабного планирования в процессе обучения студентов, обеспечить тем самым полноценную междисциплинарную интеграцию профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копаев Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation of competence of students of physical education universities in the field of long-term planning of physical education of schoolchildren

The article is devoted to the problems of forming the competence of students of physical education universities in the field of longterm planning of physical education of schoolchildren. Due to the established educational traditions in universities, there is an underestimation of the importance of this type of planning, leading to the destruction of the integrity of the educational process. The purpose of the work is to determine the substantive essence and structure of competence in the long-term planning of physical education of schoolchildren as factors of its effective formation. Studies have shown that in all parameters of the requirements, competence in the field of long-term planning of the pedagogical process is metacompetence, which incorporates the basic universal, general pedagogical and professional competencies. Comprehension of this issue will allow changing approaches to the construction of the educational process, increasing the share of large-scale planning in the process of student learning, thereby ensuring full-fledged interdisciplinary integration of vocational training.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования компетенции студентов физкультурных вузов в области многолетнего планирования физического воспитания школьников»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Проблемы формирования компетенции студентов физкультурных вузов в области многолетнего планирования физического воспитания школьников

Копаев Валерий Павлович

кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта E-mail: kopaev.valerij@yandex.ru

Статья посвящена проблемам формирования компетенции студентов физкультурных вузов в области многолетнего планирования физического воспитания школьников. В силу сложившихся образовательных традиций в вузах налицо недооценка значимости данного вида планирования, приводящая к разрушению целостности образовательного процесса. Цель работы - определение содержательной сущности и структуры компетенции в многолетнем планировании физического воспитания школьников как факторов ее эффективного формирования. Проведенные исследования показали, что по всем параметрам требований компетенция в области многолетнего планирования педагогического процесса является метакомпе-тенцией, вбирающей в себя основные универсальные, общепедагогические и профессиональные компетенции. Осмысление данного вопроса позволит изменить подходы к построению образовательного процесса, повысить удельный вес крупномасштабного планирования в процессе обучения студентов, обеспечить тем самым полноценную междисциплинарную интеграцию профессиональной подготовки.

Ключевые слова: компетенция в многолетнем планировании физического воспитания, междисциплинарный подход, мета-компетенция, качество педагогического планирования, интегрирование профессиональной подготовки.

Суть многолетнего планирования, как известно, заключаетсяв определении стратегии - долгосрочного плана действий для достижения результата. В переводе с греческого «Б^едоБ» - это искусство полководца, искусство ведения крупных военных операций. Реализуется стратегия через тактику - кратковременное поведение в зависимости от текущей ситуации. Однако никакие тактические действия, как бы детально они не были проработаны, не могут компенсировать отсутствие стратегии [1]. В полной мере это относится и к построению педагогического процесса. В рассматриваемом контексте многолетнее планирование призвано выдерживать генеральную линию в осуществлении физического воспитания, служить направляющей основой при разработке и выполнении годовых планов [3]. Оно может быть определено, как вид управленческой деятельности, логически формализованный и материализованный в форме конкретного документа, связанный с оптимальным определением целевых установок, задач, критериев их достижения, концептуальных подходов к построению учебного процесса, образовательных технологий и методологических основ реализации с учетом всей совокупности привходящих факторов. В иерархическом отношении многолетнее планирование -высший уровень управления педагогическим процессом. Но таковым в полной мере оно становится лишь тогда, когда признается как необходимое условие обеспечения высокого качества учебной работы и сочетает в себе конкретизированную содержательную составляющую, механизмы и алгоритмы достижения целевых результатов.

Что же представляет собой компетенция в многолетнем планировании физического воспитания в содержательном отношении, в чем ее специфика? Планирование, являясь преддверием реальной профессиональной деятельности, находится на стыке отраслевых знаний, базируется на достижениях естественнонаучных, социально-гуманитарных, медико-биологических и спортивных дисциплин, что определяет его междисциплинарный характер. Как виду педагогической деятельности, планированию объективно присуще интеграционное свойство, однако полнота реализации интегративного потенциала зависит от квалификации специалиста. Либо это будет полноценный ансамблевый эффект, либо интегрирование будет происходить спонтанно в усеченном

сз о со "О

1=1 А

—i

о

сз т; о m О от

З

ы о со

варианте. Как показали исследования, сложившиеся образовательные традиции в вузах в области планирования должного интеграционного эффекта обеспечить не могут, что приводит к разрушению целостности образовательного процесса [2]. Невозможно решать проблемы такого уровня, не подходя к ним системно. Модернизировать по настоящему педагогический процесс можно лишь в случае, если удается осуществить глубинную интеграцию профессиональной подготовки, осуществляемую на междисциплинарной основе и в процессе деятельности. Планирование в этом отношении должно рассматриваться в качестве сквозного стержневого интеграционного фактора, и чем масштабнее планирование, тем выше его интеграционный потенциал, больше возможности превращения разрозненных знаний в цельную систему, необходимую для обеспечения продуктивности педагогического процесса.

Обратимся к основным составляющим компетенции в области многолетнего планирования физического воспитания. Их содержание определяется общественным запросом на обучение и воспитание подрастающего поколения, сформулированным в Федеральных государственных стандартах и примерных программах по предмету «Физическая культура». В соответствии с ним создаются стимулы, побуждающие к учебной и профессиональной активности, разрабатываются требования к квалификационному составу педагогических кадров, материально-техническому и информационному обеспечению учебного процесса, концептуальные подходы, научные и теоретико-методические предпосылки. Возможность образовательной системы в реализации общественного запроса обусловлена ресурсным потенциалом каждого ее компонента. Многолетнее педагогическое планирование является интегративным продуктом, производным от состояния всех сочетанных компонентов, составляющих условия реализации общественного запроса на всех образовательных ступенях, по всем годам обучения. Готовность и способность профессионально осуществлять управление педагогическим процессом с позиций данного уровня предстает в качестве самой существенной характеристики компетенции педагога в многолетнем планировании.

Определение основных составляющих данной компетенции через призму логического анализа совокупности компетенций Федерального стандарта по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (ФГОС 3++), индикаторов их достижения в примерной основной образовательной программе показывает, что все они в той или иной мере имеют отношение к многолетнему педагогическому планированию [5]. Этот принципиально важный факт, ярко характеризует специфику дан-5 ной компетенции.

В структурном отношении компетенция в мно-еЗ голетнем планировании не отличается от других ав компетенций. Ее компонентный состав включает

в себя совокупность знаний, умений и навыков, опыт деятельности, профессионально важные личностные качества. Разница в том, что меняется ракурс рассмотрения и восприятия этих компонентов - с позиций управления педагогическим процессом.

Состав знаний должен обеспечивать теоретическую готовность к управлению многолетним педагогическим процессом. Содержательная сущность данного компонента компетенции заключается в создании надежных ориентиров многолетнего планирования: обеспечения возрастной преемственности, учета индивидуальных и половых особенностей. Признаками полноценного знания, соответствующего данному уровню компетенции, является способность к оптимизации образовательного процесса путем выявления проблемных ситуаций, вскрытия противоречий, самостоятельной постановки исследовательских целей и задач, проведения экспериментальных исследований.

Умения и навыки, необходимые для осуществления управления педагогическим процессом по годам обучения увязываются со способностью практически осуществлять управление педагогическим процессом: планировать и конкретизировать целевые результаты, распределять материал занятий и устанавливать параметры нагрузок, выбирать методы, формы физического воспитания, педагогические технологии на основе учета возрастных, индивидуальных и половых особенностей. Главным показателем овладения компетенцией на этом уровне, является способность самостоятельно вскрывать проблемные ситуации и решать актуальные задачи профессиональной деятельности на основе анализа научных данных, передовой педагогической практики и результатов собственных исследований. Личный опыт решения проблем, лежащих в сфере данной компетенции, определяет оперативную готовность к выполнению профессиональных обязанностей после окончания вуза.

Набор профессионально важных личностных качеств, обеспечивающих возможность эффективно использовать знания, умения и навыки при разработке и реализации многолетних планов на нормативном уровне установить вряд ли возможно. Как невозможно объективно вычленить вклад каждого из них в достижение успеха. Позитивный эффект следует ожидать при наличии комплекса профессионально значимых качеств личности. В перечень таких качеств, безусловно, войдут способность к прогнозу, к удержанию стратегической цели, открытость новому, патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, инициативность, коммуникабельность, ответственность за результаты труда.

Ниже представлено содержание и структура данной компетенции, соотнесенные с основными нормативными документами, регламентирующими процесс подготовки кадров по данному направлению.

Ведущая роль принадлежит блоку универсальных компетенций, задающих образ профессионального мышления, вектор личностного развития обучающихся. В него входят все компетенции данного типа. Основополагающими являются способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде. Не являясь профессионально обусловленными, универсальные компетенции образуют базу для продуктивной учебной и профессиональной деятельности. В данном блоке сосредоточен инновационный потенциал специалиста, его способность управлять педагогическим процессом, базируясь на внутренних ценностях, системном и критическом мышлении, умении анализировать, сопоставлять, принимать решения, осуществлять коммуникационное и межкультурное общение, стремлении развиваться и осваивать новое. Овладение компетенциями данного блока переводит учителя на уровень профессионала, способного выявлять и решать актуальные педагогические задачи и проблемы.

Второй блок образуют общепрофессиональные компетенции. Он включает в себя так же, как и предыдущий блок, практически все типы компетенций этого ряда. Определяющими являются способности:

- планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста;

- воспитывать социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения, формировать осознанное отношение к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни;

- проводить исследования по определению эффективности используемых средств и методов физкультурно-спортивной деятельности.

Эти и другие компетенции данного блока определяет культуру педагогического труда, методологический, теоретический, методический и технологический уровень подготовки выпускника. При этом эффект управления педагогическим процессом определяется степенью междисциплинарной интегрированности знаний, умений и навыков, входящих в данный блок компетенций. Чем более синтезированы мотивационные и ценностные ориентации, познавательные, проектировочные конструктивные, диагностические, коммуникативные, технические и технологические составляющие, тем выше управленческий потенциал.

Третий блок - блок профессиональных компетенций (соотнесенный с трудовыми функциями и трудовыми действиями профессионального стандарта «Педагог»). В состав блока входят такие трудовые функции и действия, как [4]: 1) педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования; 2) педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования; 3) воспитательная деятельность; 4) развивающая деятельность. Набор трудовых действий, входящих в приведенные трудовые функции, предусмотренные профессиональным стандартом достаточно широк. В данном случае нет необходимости детально их перечислять. Сюда входят гностические, проектировочные, конструктивные, технологические, управленческие, исследовательские составляющие, нацеленные на современный уровень осуществления профессиональной деятельности. Реализация узко специфических функций предмета (выбор адекватных задачам средств, методов, форм физического воспитания, установление параметров физических нагрузок и других составляющих) осуществляется в канве общих установок.

Таким образом, исследованная компетенция в области многолетнего планирования физического воспитания школьников предстает в роли метакомпетенции, охватывающей все основные виды профессиональной деятельности учителя. Основанием для ее выделения являются целостность педагогического процесса, как условия его эффективности и интегративные свойства педагогического планирования. Вскрытие сущности данной компетенции, определение структуры и основных составляющих позволяет разработать технологические основы ее эффективного формирования в процессе подготовки физкультурных кадров.

Литература

1. Веснин Р.В. Стратегическое управление: учебник / В.Р. Веснин. - Москва: Проспект, 2018. -327 с.

2. Копаев В.П. Интегративная технология формирования компетенции бакалавров в области годового планирования физического воспитания школьников: учебное пособие / ВЛГАФК. -Великие Луки, 2018. - 148 с.

3. Копаев В.П. Компетенция в многолетнем планировании физического воспитания школьников: постановка проблемы //Современное педагогическое образование. - № 5. - 2020. -С.183-185.

4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, в ред. Приказов от 5 августа 2016 г. № 422н [Электронный ресурс] // URL: https://base.

сз о со -а

А

—i

о

сз т; о m О от

З

ы о со

garant.ru/70535556/#friends (дата обращения: 26.06.2020).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 № 940 [Электронный ресурс] //URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/490301_B_3_30102017.pdf(дата обраще-ния:26.06.2020).

problems of formation of competence of students of physical education universities in the field of long-term planning of physical education of schoolchildren

Kopaev V.P.

State Academy of Physical Culture and Sports

The article is devoted to the problems of forming the competence of students of physical education universities in the field of long-term planning of physical education of schoolchildren. Due to the established educational traditions in universities, there is an underestimation of the importance of this type of planning, leading to the destruction of the integrity of the educational process. The purpose of the work is to determine the substantive essence and structure of competence in the long-term planning of physical education of schoolchildren as factors of its effective formation. Studies have shown that in all parameters of the requirements, competence in the field of long-term planning of the pedagogical process is metacom-petence, which incorporates the basic universal, general pedagogi-

cal and professional competencies. Comprehension of this issue will allow changing approaches to the construction of the educational process, increasing the share of large-scale planning in the process of student learning, thereby ensuring full-fledged interdisciplinary integration of vocational training.

Keywords: competence in the long-term planning of physical education, an interdisciplinary approach, metacompetence, the quality of pedagogical planning, the integration of professional training.

References

1. Vesnin R.V. Strategic management: textbook / V.R. Vesnin. -Moscow: Prospect, 2018. - 327 p.

2. Kopaev V.P. Integrative technology for the formation of competence of bachelors in the field of annual planning of physical education of schoolchildren: a manual / VLGAFK. - Velikiye Luki, 2018. - 148 p.

3. Kopaev V.P. Competence in the long-term planning of physical education of schoolchildren: formulation of the problem // Modern pedagogical education. - No. 5. - 2020. - P. 183-185.

4. Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)", approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544 h, as amended. Orders of August 5,

2016 No. 422h [Electronic resource] // URL: https://base.garant. ru/70535556/#friends (accessed: 06/26/2020).

5. Federal State Educational Standard for Higher Education in the area of training 03.03.01 Physical education. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated September 19,

2017 No. 940 [Electronic resource] // URL: http://fgosvo.ru/up-loadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/490301_B_3_30102017. pdf (accessed date: 06/26/2020).

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.