Научная статья на тему 'Формирование компетенций рекреационной деятельности будущих учителей физической культуры с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования'

Формирование компетенций рекреационной деятельности будущих учителей физической культуры с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИКАТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL STANDARD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL COMPETENCES / INDICATORS OF FORMATION OF COMPETENCES / RECREATIONAL ACTIVITY / ACTIVE METHODS OF TRAINING / STUDENTS / FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зизикова Светлана Ивановна, Парамонова Оксана Борисовна

В статье обосновывается необходимость синергетического подхода к формированию компетенций рекреационной деятельности будущих учителей физической культуры. Представлены индикаторы сформированности компетенций, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и федеральными государственными образовательными стандартами. Дано описательное содержание педагогического процесса, в котором возможно использование активных методов и средств обучения, междисциплинарного подхода, позволяющие сформировать компетенции рекреационной деятельности будущих учителей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зизикова Светлана Ивановна, Парамонова Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of competences of recreational activity of future teachers of physical culture taking into account the requirements of Federal Educational Standards of Higher Education

The article justifies the need in the synergistic approach to the formation of the competences of recreational activities of the future teachers of physical culture. Indicators of competence formation are presented, in accordance with the requirements of the professional standards and federal state educational standards. The descriptive content of the pedagogical process is given, in which it is possible to use the active methods and means of training, the interdisciplinary approach, which allows to form competences of recreational activity of the future teachers of physical culture.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций рекреационной деятельности будущих учителей физической культуры с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования»

УДК 796.077.5

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Светлана Ивановна Зизикова, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань; Оксана Борисовна Парамонова, старший преподаватель, Самарский государственный социально-педагогический университет

Аннотация

В статье обосновывается необходимость синергетического подхода к формированию компетенций рекреационной деятельности будущих учителей физической культуры. Представлены индикаторы сформированности компетенций, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и федеральными государственными образовательными стандартами. Дано описательное содержание педагогического процесса, в котором возможно использование активных методов и средств обучения, междисциплинарного подхода, позволяющие сформировать компетенции рекреационной деятельности будущих учителей физической культуры.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные компетенции, индикаторы сформированности компетенций, рекреационная деятельность, активные методы обучения, студенты, будущие учителя физической культуры, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.121-127

FORMATION OF COMPETENCES OF RECREATIONAL ACTIVITY OF FUTURE

TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER

EDUCATION

Svetlana Ivanovna Zizikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Oksana Borisova Paramon-ova, the senior teacher, Samara State Social and Pedagogical University

Abstract

The article justifies the need in the synergistic approach to the formation of the competences of recreational activities of the future teachers of physical culture. Indicators of competence formation are presented, in accordance with the requirements of the professional standards and federal state educational standards. The descriptive content of the pedagogical process is given, in which it is possible to use the active methods and means of training, the interdisciplinary approach, which allows to form competences of recreational activity of the future teachers of physical culture.

Keywords: professional standard, federal state educational standard, professional competences, indicators of formation of competences, recreational activity, active methods of training, students, future teachers of physical culture, physical culture.

Современный уровень развития экономики и рынка труда требует достижения нового качества высшего образования, где основным ресурсом становится высококвалифицированный креативный специалист, обладающий не только определенным уровнем знаний, но и способностями продуктивно выполнять трудовые функции, оперативно ориентироваться в изменяющейся образовательной среде, принимать своевременные решения и действовать в различных ситуациях, включая и нестандартные.

Профессиональная деятельность педагога физической культуры требует проявления высокого профессионализма, а также творческой деятельности и активности, готовности к самостоятельному, творческому решению воспитательных, оздоровительных,

тренировочных задач в различных звеньях физкультурно-спортивной отрасли, основанных на приобретенных в период обучения в вузе специфического характера знаний, умений и навыков, реализуемых в профессиональной деятельности [8, 9, 10].

Обеспечить высокий уровень подготовки выпускников к предстоящей трудовой деятельности невозможно без учета требований основных нормативно-правовых документов, регламентирующий профессиональную деятельность учителей. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования вносят коррективы в подготовку студентов факультетов физической культуры, основываясь на выполняемых трудовых функциях и требованиях профессионального стандарта «Педагог» [8].

На сегодняшний день важной составной частью профессиональной деятельности выпускников специализированных вузов физической культуры и спорта является рекреационная деятельность. Отличительной особенностью рекреационной деятельности в образовательной организации является ее активный характер с использованием физических упражнений, таким образом, данную деятельность можно отнести к физической рекреации.

Анализируя определения понятия «рекреация», выделяется наиболее полное определение, описывающее данный вид деятельности, данное В.М. Выдриным, который определил физическую рекреацию как процесс использования физических упражнений, игр, развлечений, а также природных факторов для активного отдыха, изменения вида деятельности, отвлечения от процессов, вызывающих физическую, психическую и интеллектуальную усталость, получения удовольствия от занятий физическими упражнениями [1].

В образовательном процессе школы рекреация может быть представлена как пассивный и активный отдых в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями в рамках внеучебной и внеурочной деятельности, направленный на формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья обучающихся. Физическая (двигательная) рекреация имеет широкий положительный спектр воздействия на различные стороны организма и личности обучающихся.

Культура восстановления физических и эмоциональных сил так же важна, как и умение эффективно работать. В современном образовательном процессе школы, несмотря на создание здоровьесберегающей среды, констатируется наличие большого количества стрессовых ситуаций, что делает данную деятельность особо значимой. В данных условиях готовность будущих педагогов к рекреационной деятельности является важной и значимой. В процессе осуществления рекреационной деятельности, как в образовательной организации - учителя физической культуры, тренера по виду спорта, инструктора физической культуры в дошкольном образовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых - инструкторов по физической культуре на предприятии, фитнес-клуба, методиста ЛФК в медицинских учреждениях, будущий педагог должен уметь организовывать и проводить занятия физкультурно-оздоровительной направленности для различных возрастных групп населения с учетом возрастных и психологических особенностей, а также уровня физической подготовленности и здоровья.

В основных профессиональных образовательных программах вузов одними из основных целей является обеспечение готовности выпускников к практической реализации универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и подготовить выпускников, владеющих системой современных научных знаний о закономерностях процессов обучения и воспитания, формах и методах организации, планирования оздоровительной деятельности на занятиях с различными категориями групп населения [9].

Для качественного выполнения своих трудовых функций педагог по физической культуре и спорту должен обладать определенными личностными качествами, нравственными ценностями, а также должен обладать определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность.

Обобщая определения отечественных педагогов и психологов, таких как И. А. Зимняя, М.В. Пожарская, С.Е. Шишов, А.В. Хуторской и др., возможно определить компетенции как способности и готовность индивида на основе приобретенных знаний и умений справляться с различными практическими задачами [6, 11, 12].

Формирование необходимых компетенций происходит в процессе реализации дисциплин и курсов по выбору и направленно на реализацию задач профессиональной деятельности, обеспечить готовность выпускников совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень. Готовность выпускников к реализации данного вида деятельности происходит через междисциплинарный подход подготовки студентов, сочетающий изучение как практических и теоретических дисциплин, так и отработку навыков в период учебной и производственной педагогических практик.

Одними из наиболее важных структурных компонентов компетенций рекреационной деятельности являются диагностические, которые предполагают обогащение собственных знаний о способах и формах физической рекреации и реабилитации, о ее влиянии на участников физкультурно-рекреационной деятельности, о способах повышения эффективности физкультурно-рекреационной деятельности и т.п.

Основываясь на ранее представленных исследованиях А.Б. Шарафеевой, нами были выделены индикаторы сформированное™ компетенций рекреационной деятельности в рамках образовательного процесса по следующим компетенциям: гностические, коммуникативные, конструктивные, проектировочные, организаторские [12].

Так индикаторами сформированности гностических компетенций являются знания в области: информационных технологий, технологий саморазвития, знаний педагогики, психологии, физиологии, физической культуры и спорта; умения: использовать информационные технологии для саморазвития и повышения эффективности собственной физ-культурно-рекреационной деятельности, формулировать проблемы и искать новые теоретические способы их решения.

Сформированность конструктивных компетенций предполагает уверенные знания в области основ теории физической рекреации, теории и методики физической культуры, влияния активного отдыха на состояние здоровья и морфофункциональных систем организма, также выбора форм и видов физкультурно-оздоровительной деятельности.

Коммуникационные компетенции определяются умениями сотрудничества и конструктивных отношений между участниками образовательного процесса, созданий условий благоприятного климата и мотивации обучающихся на положительное отношение к занятиям физической культуры и спорта, а проектировочные компетенции выражаются через сформированность умений планировать и определять способы решения задач различного уровня сложности, навыков организации и готовность осуществления рекреационной деятельности при проведении внеклассных мероприятий (внеклассной работы, воспитательной работы),организаторские компетенции тесно взаимосвязаны с проектировочными и могут быть представлены сформированностью через знания и умения организации внеклассного досуга обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, организации совместной физкультурно-рекреационной деятельности и проведению физ-культурно-спортивных мероприятий, позволяющие выполнить конкретную профессиональную деятельность на высоком уровне. В свою очередь умение, доведенное до автоматизма, соответствующий алгоритм действий облегчает решение задачи в конкретной ситуации.

Для формирования компетенций, необходимых для реализации профессиональных задач рекреационной деятельности требуется отбор и структурирование содержания учебного материала, создание программного и учебно-методического обеспечения для подготовки будущих педагогов по физической культуре к решению задач рекреационной деятельности [3].

Для успешной реализации данных задач, необходимо сконструировать модель формирования компетенций рекреационной деятельности, включающей в себя методологическую базу, структурные компоненты компетенций, психолого-педагогические условия.

В период изучение практико-ориентированных дисциплин студенты учатся организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

В содержательном компоненте практико-ориентированных дисциплин были включены проектные задания и задачи для организации активного отдыха обучающихся разных классов, определения физкультурно-рекреационных предпочтений и потребностей. Данные виды занятий моделировались с использованием ситуативно-проблемных задач, участия в деловых и ролевых играх, разработки и презентации проектов, проведения практических занятий рекреативной направленности со студентами своей группы и т.д. Тематика ситуационно-проблемных задач, деловых и ролевых игр, профессиональных диспутов должна соответствовать содержанию формируемого вида компетентности [5]. Так же были организованны семинары-дискуссии, проблемное обучение, тренинг рефлексии и др.

Индикатором сформированное™ навыков практического опыта является способность действовать за пределами учебных условий и ситуаций, переносить знания и умения в область практического применения.

В рамках изучения цикла дисциплин, таких как элективный курс по физической культуре и «Методики обучения и воспитания физической культуре», а также в период учебной практики были разработаны задания по самостоятельной работе студентов, такие как комплексные (дидактические) задания, задания с применением метода проектов, разработки технологических карт урока, моделирование технологических процессов урока

[5].

На дисциплинах психологического цикла были организованны интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, что позволяет выявить проблемные места студентов и внести коррективы и разработать индивидуальные маршруты психологической подготовки к прохождению производственной педагогической практики.

Для выполнения данной деятельности необходим прочный фундамент знаний основ применения образовательных технологий, в том числе в условиях инклюзивного образовательного процесса, необходимых для работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; основные приемы и типологию технологий индивидуализации обучения для построения индивидуальных образовательных маршрутов.

В процессе производственной педагогической практики студенты получают опыт взаимодействия со специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума, соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся.

В течение производственной педагогической практики студенты получают возможность овладеть методами (первичного) выявления детей с особыми образовательными потребностями, а также действиями (навыками) оказания адресной помощи обучающимся.

Овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, определяет уровень профессиональной подготовленности к выполнению трудовых функций студентами, регламентирующийся профессиональном стандартом в соответствии с направлением и профилем подготовки.

Для определения уровня профессиональной подготовленности к реакционной деятельности нами была проведена диагностика, целью которой было выявление уровня сфор-мированности базовых компетентностей студентов, проходящих производственную педагогическую практику в общеобразовательных организациях.

Для этого была разработана анкета, состоящая из 38 вопросов, предполагающих ответы «да», «нет» и «частично». Данная анкета составлена таким образом, чтобы охватить все направления компетентностей будущих учителей, такие как «Личностные качества», «Постановка целей и задач педагогической деятельности», «Мотивация учебной деятельности», «Информационная компетентность», «Разработка программ и принятие педагогических решений» и «Компетенции в организации учебной деятельности».

Преобладание ответов «нет» говорит о низком уровне сформированности компетенций по всем направлениям, ответы «да» - о высоком уровне, и так же определен средний или критический уровень. Данная диагностика необходима для выявления пробелов, имеющихся у студентов, в период производственных педагогических практик и позволит вовремя внести коррективы в образовательный процесс.

В данном диагностировании приняло участие 76 студентов 3 курса, направления подготовки «Физическая культура» профиля подготовки «Физкультурное образование» (далее ФК) и направления подготовки «Педагогическое образование» профиль - «Физическая культура» (далее - ПО).

Обобщенные результаты диагностики уровня сформированности компетенций рекреационной деятельности представлены в таблице.

Таблица - Результаты диагностики уровня сформированности компетенций рекреационной деятельности студентов_

№ п/п Компетенции Высокий у ровень(%) Средний у ровень (%) Низкий уровень (%)

ПО ФК ПО ФК ПО ФК

Личные качества 45,1 43,8 32,6 36,5 22,3 19,7

Гностические 37,5 42,1 47,7 38,7 14,7 19,2

Коммуникативные 37,4 37,3 49,5 46,2 13,1 16,5

Конструктивные 25,6 28,7 38,4 36,9 36,0 34,4

Проектировочные 29,1 32,7 39 36,7 31,9 30,6

Организаторские 44,9 43,5 37,2 39,7 17,9 16,8

Так интерпретация ответов на вопросы, касающиеся личных качеств, показала, что у 98,3% опрошенных студентов выражена гуманистическая позиция, отраженная в решении основной задачи - раскрытии потенциальных возможностей обучающихся, создании ситуаций успеха на уроках физической культуры, грамотное оценивание и повышение активности обучающихся. В тоже время выявлены трудности к принятию других точек зрения и позиций, что скорее всего связано с гибкостью реагирования на высказывания и в том числе обучающегося, что связанно с эмоциональной устойчивостью. Характерная особенность сформированности данной компетенции предполагает характер отношений между участниками образовательного процесса, особенно в ситуациях конфликта.

Высокий уровень сформированности на позитивную педагогическую деятельность предполагает желание работать, осознание целей и ценностей педагогической деятельности. В ответах на данный блок вопросов преобладали ответы «Да», что говорит о высокой сформированности данной компетенции.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что гностические компетенции у студентов преобладают знания в области информационной компетентности, которая предполагает знание генезиса формирования предметного знания, владение методами решения различных задач, знание в области методики обучения, в том числе использование новых информационных технологий и использование в учебном процессе современных методов обучения. Высокий уровень сформированности умения обеспечить успех в деятельности, позволяющая обучающемуся поверить в свои силы, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения (коммуникативные).

Одним из индикаторов сформированности конструктивных компетенций является разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений. Составной частью разработки образовательных программ является умения обоснованного выбора учебно-методических комплектов, преобладающий средний уровень

сформированное™ позволяет судить о первоначальной готовности к началу педагогической деятельности. Показанные студентами высокий уровень умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам

Анализируя ответы на вопросы, касающиеся постановки целей и задач педагогической деятельности (проектировочные) необходимо отметить знание образовательных стандартов и реализующих их программ, а также осознание не тождественности темы урока и цели урока. Студенты, показавшие высокий и средний уровень сформированности компетенции, показали умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Так же отмечается взаимосвязь компетент-ностей, данная компетенция направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью. При решении проблем могут применяться как стандартные решения, так и творческие креативные или интуитивные решения.

Изучение уровня сформированности компетенций в организации учебной деятельности определяется способностью к установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой учителя. Уровень сформированности данной компетенции у студентов выражается путём демонстрации практического применения изучаемого материала.

Важным результатом рекреационной деятельности является реализация рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, а также интеллектуальное самосовершенствование. Одной из главных задач современной школы является воспитание у обучающегося требовательность к себе, потребность трудиться, желание и умение работать творчески, обогащать и совершенствовать свои знания, умения вести здоровый образ жизни и заботиться о своем здоровье [4].

Процесс организации и реализации рекреационной деятельности в образовательной организации становится актуальным и широко востребованным с учетом уровня физического развития и здоровья современных школьников.

Таким образом, формирование компетенций рекреационной деятельности будущих учителей физической культуры возможно, если определены структурные компоненты каждой компетенции, смоделированы психолого-педагогические условия образовательного процесса, осуществлён отбор методов, средств и содержания учебных дисциплин, а также использован междисциплинарный подход, позволяющий добиться гарантированного результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин // Куль -тура физическая и здоровье. - 2004. - № 2. - С. 18-21.

2. Дорошенко, В.В. Рекреационная направленность профессионально-прикладной физической подготовки студентов вуза / В.В. Дорошенко, Ю.В. Бессарабова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 7. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/rekreatsionnaya-napravlennostprofessionalno-prikladnoy-fizicheskoy-podgotovki-studentov-vuza (дата обращения: 21.11.2019).

3. Рекреация как научная дисциплина и ее исторические аспекты / В.П. Зайцев, С.С. Ермаков, С.В. Манучарян, И.А. Федяй // Педагогика, психология, медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - № 12. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/rekreatsiya-kak-nauchnaya-distsiplina-i-ee-istoricheskie-aspekty (дата обращения: 21.11.2019).

4. Зизикова, С.И. Формирование позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зизикова С.И. - Самара, 2007. - 25 с.

5. Зизикова, С.И. Методика обучения и воспитания физической культуре: учебно-методическое пособие / С.И. Зизикова. - Казань : ООО «Олитех», 2019. - 124 с.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003 - № 5. - С. 34-42.

7. Подоляка, А.Е. Физическая рекреация как форма интеграции физического воспитания и профессионально-прикладной подготовки студентов / А.Е. Подоляка, О.Б. Подоляка // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2019. - № 4 (91). - С. 205-214.

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н. - URL : https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 01.12.2019).

9. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)". - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192459/ (дата обращения: 01.12.2019).

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (дата обращения: 01.12.2019).

11. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003 - № 5. - С. 55-61.

12. Шарафеева, А.Б. Содержание профессиональных компетенций рекреационной деятельности специалиста по физической культуре и спорту / А.Б. Шарафеева // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 366. - С. 135-138.

REFERENCES

1. Vydrin, V.M. (2004), "Physical recreation - type of physical culture", Physical and health culture, No. 2, pp. 18-21.

2. Doroshenko, V. V. and Bessarabova, Yu.V. (2016), "Recreational focus of vocational and applied physical training of university students", Society: sociology, psychology, pedagogy, No. 7, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rekreatsionnaya-napravlennostprofessionalno-prikladnoy-fizicheskoy-pod-gotovki-studentov-vuza.

3. Zaytsev, V.P., Ermakov, S.S., Manucharyan, S.V. and Fedyay, I.A. (2012), "Recreation as scientific discipline and its historical aspects", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sport, No. 12, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rekreatsiya-kak-nauchnaya-distsiplina-i-ee-istoricheskie-aspekty.

4. Zizikova, S.I. (2007), Formation ofpositive attitude ofstudents to physical culture, dissertation,

Samara.

5. Zizikova S.I. (2019), Methodology of Education and Education of Physical Culture: Educational and Methodological Manual, LLC "Oliteh", Kazan.

6. Zimnya I.A. (2003), "Key competencies - new paradigm of education result", Higher Education Today, No. 5, pp. 34-42.

7. Podolyaka, A.E. and Podolyaka, O.B. (2019), "Physical recreation as a form of integration of physical education and professionally-applied training system for students", Bulletin of the Cherepovets State University, No. 4 (91), pp. 205-214.

8. Order of the Ministry ofLabor and Social Protection of the Russian Federation "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field ofpreschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" dated October 18, 2013 No. 544н., available at: https://base.garant.ru/70535556/ (accessed: 12/01/2019).

9. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 04.12.2015 N 1426 "On the approval of the federal state educational standard of higher education in the field ofpreparation 03.03.01 Pedagogical education (undergraduate level)", available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_192459/ (accessed: 12/01/2019).

10. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-Ф3 "On Education in the Russian Federation", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (accessed: 12/01/2019).

11. Khutorskoy A.V. (2003), "Key Competencies: Engineering Technology", Public Education, No. 5, pp. 55-61.

12. Sharafeeva, A.B. (2013), "Content of professional competences of recreational activity of specialist in physical culture and sports", Journal ofTomsky State University, No. 366, pp. 135-138.

Контактная информация: zfr-nauka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.