Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ЕДИНОБОРСТВАМ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ЕДИНОБОРСТВАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивные единоборства / центр спортивной подготовки / тренировочный процесс / технологическая карта / формы спортивно-педагогической деятельности / combat sports / sports training center / training process / technological map / forms of sports and pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайнетдинов Марат Валерьевич

Установлено, что организация тренировочного процесса в центрах спортивной подготовки по единоборствам предусматривает постоянную оценку эффективности различных форм работы, которые определяют особенности планирования программного материала в течение годичного цикла. Разработаны и обоснованы технологические карты оценки эффективности работы в центрах спортивной подготовки по единоборствам, позволяющие определить наиболее приемлемые формы планирования учебного материала и проведения учебно-тренировочных занятий спортсменов различного возраста и квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL CHARTS OF ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF WORK OF CENTERS OF SPORTS TRAINING ON SINGLE COMBATS

It has been established that the organization of the training process in martial arts sports training centers provides for a constant assessment of the effectiveness of various forms of work, which determine the features of planning program material during the annual cycle. Technological maps for assessing the effectiveness of work in sports training centers for martial arts have been developed and justified, allowing to determine the most accept¬able forms of planning educational material and conducting educational training sessions for athletes of various ages and qualifications.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ЕДИНОБОРСТВАМ»

УДК 796.8 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-8-82-88

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ЕДИНОБОРСТВАМ

М.В. Зайнетдинов

Установлено, что организация тренировочного процесса в центрах спортивной подготовки по единоборствам предусматривает постоянную оценку эффективности различных форм работы, которые определяют особенности планирования программного материала в течение годичного цикла. Разработаны и обоснованы технологические карты оценки эффективности работы в центрах спортивной подготовки по единоборствам, позволяющие определить наиболее приемлемые формы планирования учебного материала и проведения учебно-тренировочных занятий спортсменов различного возраста и квалификации.

Ключевые слова: спортивные единоборства, центр спортивной подготовки, тренировочный процесс, технологическая карта, формы спортивно-педагогической деятельности.

Зайнетдинов Марат Валерьевич, канд. пед. наук, зав. кафедрой, mgusit@mossport.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет спорта и туризма

Содержание традиционной программы спортивной подготовки в единоборствах включает различные формы работы, которые определяют направленность тренировочных воздействий. Анализ специальной научно-методической литературы [1, 2] свидетельствует, что в тренировочном процессе единоборцев различного возраста и квалификации особое место занимают комплексные занятия, обеспечивающие повышение различных сторон подготовленности спортсменов. Следует отметить, что специалистами [3, 4] в редких случаях отмечается необходимость применения технологических карт для оценки эффективности тренировочной работы в спортивных школах и клубах.

Принципиально новая задача подготовки спортивного резерва по единоборствам заключается в создании центров спортивной подготовки. Создание таких центров способствует сохранению преемственности сис -

TECHNOLOGICAL CHARTS OF ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF WORK OF CENTERS OF SPORTS TRAINING ON SINGLE COMBATS

Zainetdinov M.V., candidate of pedagogical sciences, head of department, mgusit@mos-sport.ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Sports and Tourism

It has been established that the organization of the training process in martial arts sports training centers provides for a constant assessment of the effectiveness of various forms of work, which determine the features of planning program material during the annual cycle. Technological maps for assessing the effectiveness of work in sports training centers for martial arts have been developed and justified, allowing to determine the most acceptable forms of planning educational material and conducting educational training sessions for athletes of various ages and qualifications.

Key words: combat sports, sports training center, training process, technological map, forms of sports and pedagogical activity.

темы подготовки спортивного резерва между детско-юношеским спортом и спортом высших достижений [5-7]. Организация центров спортивной подготовки по единоборствам позволяет обеспечить полноценный тренировочный процесс для спортсменов различного возраста и квалификации.

Таким образом, появляется возможность оптимизировать трениро -вочную и соревновательную деятельность, что, в свою очередь, обеспечивает рост спортивных результатов и подготовку молодого спортивного резерва страны [8-10]. Однако практика показывает, что для достижения высокой эффективности в деятельности центров спортивной подготовки по единоборствам целесообразно внедрять технологические карты оценки работы центров спортивной подготовки, что создает благоприятные усло -вия для развития видов спорта.

Цель исследования - разработать и обосновать технологические карты оценки эффективности работы в центрах спортивной подготовки по единоборствам.

Задачи исследования:

1) разработать содержание технологических карт, определяющих формы работы в центрах спортивной подготовки различных видов единоборств;

2) оценить эффективность применения технологических карт при оценке тренировочной работы в центрах спортивной подготовки по единоборствам.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ специальной научно-методической литературы, педагогические наблюдения, социологический опрос (анкетирование), формирующий педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось с 2021 по 2024 год на базе спортивных школ и клубов по спортивным единоборствам, а также центров спортивной подготовки. В эксперименте приняли участие юные спортсмены в возрасте 8-10 лет, занимающиеся различными видами спортивных единоборств (бокс, дзюдо, вольная борьба, рукопашный бой) на этапе начальной подго -товки.

Формирующая фаза педагогического эксперимента заключалась в апробации разработанных технологических карт оценки эффективности тренировочной работы в центрах спортивной подготовки по единоборствам, которые дополняют традиционные формы и расширяют возможности для применения новых подходов. В ходе формирующей фазы педагогического эксперимента осуществлялось совершенствование программного материала, который имел своей целью повышение двигательных качеств и способностей, а также овладение основами двигательных умений и навы -ков конкретного вида спортивных единоборств.

В процессе эксперимента была проведена оценка адаптации к тренировочной работе единоборцев контрольной и экспериментальной групп в центрах спортивной подготовки с учетом применения технологических

карт. В ходе исследования фиксировались результаты деятельности юных спортсменов обеих групп, специализирующихся в видах спортивных еди -ноборств на этапе начальной подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность тренировочной работы в спортивных единоборствах во многом зависит от применения современных подходов к оценке различных форм проводимых мероприятий центром спортивной подготовки. К таким формам относятся технологические карты, которые определяют вектор участия тренера в работе центра спортивной подготовки по единоборствам.

Технологическая карта форм работы в различных видах единоборств показала себя эффективным средством оценки организации и уча -стия тренеров при решении профессиональных задач в центрах спортивной подготовки. Предлагаемая технологическая карта (таблица) должна включать следующие разделы деятельности:

- участие в общих собраниях центра спортивной подготовки;

- участие в общих лекториях центра спортивной подготовки;

- участие в днях «открытых дверей» центра спортивной подготовки;

- участие тренеров в открытых занятиях центра спортивной подготовки;

- участие тренеров в спортивных мероприятиях, организуемых центром спортивной подготовки;

- участие в организации дополнительного образования;

- организация воспитательной работы в центрах спортивной подготовки;

- посещение занятий тренеров-новаторов.

Технологическая карта форм работы центра спортивной подготовки по единоборствам, %

Раздел деятельности 2021/22 г. 2022/23 г. 2023/24 г.

Участие в общих собраниях 80 90 98

Участие в общих лекториях 65 80 95

Участие в днях «открытых дверей» 65 75 95

Участие в открытых занятиях 60 75 100

Участие в спортивных мероприятиях 60 80 98

Участие в организации дополнительного образования 45 70 95

Организация воспитательной работы 20 40 70

Посещение занятий тренеров-новаторов 30 50 70

Проведенные исследования позволили установить, что всего 80 % тренеров в 2021/22 г. принимали участие в участие в общих собраниях центра спортивной подготовки. К концу формирующей фазы педагогиче -ского эксперимента (2023/24 г.) количество таких тренеров возросло до 98 % (р<0,05).

Следует отметить, что в начале формирующей фазы педагогиче -ского эксперимента (2021/22 г.) всего 65 % тренеров участвовали в днях «открытых дверей» центра спортивной подготовки, а после его окончания их количество составило 95 %.

Необходимо обратить внимание на то, что очень малое количество тренеров в начале исследований участвовало в открытых занятиях и спортивных мероприятиях центра спортивной подготовки по единоборствам -всего по 60 %. Однако к концу эксперимента (2023/24 г.) эти показатели достигли значений 100 и 98 % соответственно, что свидетельствует о формировании интереса у тренеров к работе центров спортивной подготовки по единоборствам.

Также заслуживает внимания тот факт, что в начале организации формирующей фазы педагогического эксперимента (2021/22 г.) всего 45 % тренеров участвовали в организации дополнительного образования в центрах спортивной подготовки, а по окончании применения технологиче -ских карт их количество существенно возросло и составило 95 % от всей численности тренерского состава (р<0,05).

Весьма характерно, что подавляющее большинство тренеров в начале эксперимента не уделяли особого внимания организации воспитательной работы и посещению занятий тренеров-новаторов в центрах спортивной подготовки - всего 20 и 30 % соответственно. К концу формирующего педагогического эксперимента (2023/24 г.) количество таких тренеров возросло и составило по 70 % соответственно, что свидетельствует об эффективной организации работы в центрах спортивной подготовки по единоборствам.

Полученные данные свидетельствуют о том, что для эффективной организации многолетнего процесса в центрах спортивной подготовки по единоборствам, целесообразно применять технологические карты, которые позволяют систематизировать и логически выстроить в течение годичного тренировочного цикла различные формы работы.

Анализируя результаты исследования (рисунок), необходимо отметить, что у спортсменов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп начальной подготовки и спортивной специализации в результате применения технологических карт оценки эффективности работы центров спортивной подготовки по единоборствам отмечается «частичная» адапта -ция к тренировочному процессу.

Динамика общего уровня адаптации к тренировочной работе в центрах спортивной подготовки единоборцев КГ и ЭГ

в конце формирующей фазы педагогического эксперимента

В результате применения технологической карты оценки эффективности работы центров спортивной подготовки в ЭГ у единоборцев групп совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства произошла «достаточная» адаптация к процессу обучения. В свою очередь, в КГ отмечался «недостаточный» уровень адаптации к тренировочному процессу.

Заключение. Полученные данные подтверждают заключение о том, что в результате применения технологических карт оценки эффективности работы центров спортивной подготовки у единоборцев повышаются адаптационные механизмы к тренировочному процессу. В этой связи можно констатировать, что предлагаемый подход целесообразно включать не только в работу центров спортивной подготовки, но и спортивных клубов и школ по единоборствам.

Список литературы

1. Кравцова К.С., Губа В.П. Методические основы организации учебно-тренировочного процесса борьбы самбо в нефизкультурном вузе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 2. С. 31-36.

2. Еганов А.В. Теория и методика двигательной дихотомии в спор -тивных видах единоборств на этапах многолетней подготовки: моногра-фия. Челябинск: Изд-во УГУФК, 2021. 232 с.

3. Ткачук М.Г., Левицкий А.Г., Соболев А.А. Индивидуально-типологические особенности борцов с различной тренируемостью // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3(157). С. 288-292.

4. Яшков В.В. Актуальные проблемы совершенствования круговой тренировки спортсменов-единоборцев на основе внедрения методики кроссфита // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. №_3. С. 17-19.

5. Орлов Ю.Л., Рыжкова Л.Г. Спортивные единоборства и боевые искусства - новый вектор развития // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 5. С. 66.

6. Состояние научно-методического обеспечения подготовки национальных сборных команд по спортивным единоборствам / В.Д. Тимо -феев [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 8(222). С. 334-340.

7. Центр спортивных единоборств / А.О. Акопян [и др.] // Вестник спортивной науки. 2013. № 5. С. 3-6.

8. Губа В.П., Байхаджиев А.Г. Организационно -управленческие условия оптимизации деятельности клуба по спортивно-прикладным единоборствам с учетом запросов родителей // Физическая культура в школе. 2022. № 2. С. 56-60.

9. Павелис А.Е., Зайнетдинов М.В., Берулава К.М. Специальные упражнения как средство оптимизации тренировочного процесса высококвалифицированных боксеров // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 7. С. 76-82.

10. Передельский А.А., Горбачева А.Ю. Периодизация спортивной подготовки региональных сборных команд тхэквондо в современных усло -виях // Теория и практика физической культуры. 2018. № 1. С. 55.

References

1. Kravcova K.S., Guba V.P. Metodicheskie osnovy organizacii uchebno-treniro-vochnogo processa bor'by sambo v nefizkul'turnom vuze [Methodological basis for organizing the educational and training process of sambo wrestling in a non-physical education university] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2021. Iss. 2.P. 31-36.

2. Eganov A.V. Teoriya i metodika dvigatel'noj dihotomii v sportivnyh vidah edino-borstv na etapah mnogoletnej podgotovki [Theory and methodology of motor dichotomy in martial arts at the stages of long-term training]: monograph. Chelyabinsk: Publishing house UGUFK, 2021. 232 p.

3. Tkachuk M.G., Levickij A.G., Sobolev A.A. Individual'no-tipologicheskie oso-bennosti borcov s razlichnoj treniruemost'yu [Individual typological features of wrestlers with different training abilities] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2018. No. 3(157). P. 288-292.

4. Yashkov V.V. Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya krugovoj trenirovki sportsmenov-edinoborcev na osnove vnedreniya metodiki krossfit [Current problems of improving circuit training of martial arts athletes based on the introduction of the CrossFit methodology] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2016. No. 3. P. 17-19.

5. Orlov Yu.L., Ryzhkova L.G. Sportivnye edinoborstva i boevye iskusstva - novyj vektor razvitiya [Combat sports and martial arts - a new vector of development] // Fizi-cheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2022. No. 5. P. 66.

6. Sostoyanie nauchno-metodicheskogo obespecheniya podgotovki nacional'nyh sbornyh komand po sportivnym edinoborstvam [The state of scientific and methodological support for the preparation of national teams in combat sports] / V.D. Timofeev [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imei P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2023. No. 8(222). P. 334-340.

7. Centr sportivnyh edinoborstv [Center for combat sports] / A.O. Akopyan [et al.] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2013. No. 5. P. 3-6.

8. Guba V.P., Bajhadzhiev A.G. Organizacionno-upravlencheskie usloviya optimiza-cii deyatel'nosti kluba po sportivno-prikladnym edinoborstvam s uchetom zaprosov roditelej [Organizational and managerial conditions for optimizing the activities of the applied martial arts club, taking into account the requests of parents] // Fizicheskaya kul'tura v shkole [Physical culture at school]. 2022. No. 2. P. 56-60.

9. Pavelis A.E., Zajnetdinov M.V., Berulava K.M. Special'nye uprazhneniya kak sredstvo optimizacii trenirovochnogo processa vysokokvalificirovannyh bokserov [Special exercises as a means of optimizing the training process of highly qualified boxers] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2023. Iss. 7. P. 76-82.

10. Peredel'skij A.A., Gorbacheva A.Yu. Periodizaciya sportivnoj podgotovki regional'nyh sbornyh komand thekvondo v sovremennyh usloviyah [Periodization of sports training of regional taekwondo teams in modern conditions] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2018. No. 1. P. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.