Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАБОТЫ ТРЕНЕРОВ ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТРЕНЕРОВ ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ТРЕНЕРЫ / СРЕДСТВА / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING PROCESS / MARTIAL ARTS / COACHES / MEANS / SPORTS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплев В.В., Харченко Е.В., Банку Т.А.

Восточные единоборства являются древнейшими школами подготовки. Они несут в себе традиции и техники на протяжении долгого времени, воспитывают дисциплину и уважение к старшим. Именно по этой причине они в настоящее время пользуются огромной популярностью. Но спортивная отрасль активно развивается, а восточные единоборства несколько десятилетий являются одними из самых популярных спортивных дисциплин в мире, включенных в программу Олимпийских игр. Стоит отметить, что тренеры придерживаются традиционного подхода при построении тренировочных программ и не всегда включают новейшие методики в учебнотренировочный процесс. В данной работе мы проведем исследование на предмет использования тренерами по единоборствам технических, информационных средств и инноваций в тренировочном процессе спортсменов. Данная работа будет полезна тренерам-преподавателям различных видов единоборств, а также другим работникам спортивной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коноплев В.В., Харченко Е.В., Банку Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE WORK OF MARTIAL ARTS COACHES IN MODERN CONDITIONS

Oriental martial arts are the oldest training schools. They carry traditions and techniques for a long time, developing discipline and respect for elders. It is for this reason that they are currently very popular. But the sports industry is actively developing, and martial arts for several decades have been one of the most popular sports disciplines in the world, included in the program of the Olympic Games. It is worth noting that coaches adhere to the traditional approach, when building up training programs and do not always include the latest techniques in the training process. In this work, we will conduct the study on the use of technical, informational means and innovations by martial arts coaches in the training process of athletes. This work will be useful to trainers-teachers of various types of martial arts, as well as other workers in the sports industry.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАБОТЫ ТРЕНЕРОВ ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

3. Клементьева, Н.Р. Дидактические возможности уроков математики в формировании знаково-символической деятельности младших школьников / Н.Р. Клементьева // Россия сегодня: социальные, экономические и политические тренды : материалы XXXIV международной научно-практическая конференция. - Челябинск. 2017. - С. 133-136.

REFERENCES

1. Egupova, M.V. (2014), "Model of the methodological system of teacher training for practice-oriented teaching of mathematics at school", Modern problems of science and education, No. 3, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13619 (accessed: 23.07.2020).

2. Sample programs for academic subjects (2011), Elementary school. (Second-generation standards), Education, Moscow.

3. Klementeva, N.R. (2017), "Didactic possibilities of mathematics lessons in the formation of symbolic activity of younger students", Russia today: social, economic and political trends: materials of XXXIV international scientific and practical conference, Chelyabinsk, pp. 133-136.

Контактная информация: kozlovaig@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2020

УДК 796.85

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТРЕНЕРОВ ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Евгений Витальевич Харченко, магистрант, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск

Аннотация

Восточные единоборства являются древнейшими школами подготовки. Они несут в себе традиции и техники на протяжении долгого времени, воспитывают дисциплину и уважение к старшим. Именно по этой причине они в настоящее время пользуются огромной популярностью. Но спортивная отрасль активно развивается, а восточные единоборства несколько десятилетий являются одними из самых популярных спортивных дисциплин в мире, включенных в программу Олимпийских игр. Стоит отметить, что тренеры придерживаются традиционного подхода при построении тренировочных программ и не всегда включают новейшие методики в учебно-тренировочный процесс. В данной работе мы проведем исследование на предмет использования тренерами по единоборствам технических, информационных средств и инноваций в тренировочном процессе спортсменов. Данная работа будет полезна тренерам-преподавателям различных видов единоборств, а также другим работникам спортивной отрасли.

Ключевые слова: тренировочный процесс, восточные единоборства, тренеры, средства, спортивная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p163-167

ANALYSIS OF THE WORK OF MARTIAL ARTS COACHES IN MODERN

CONDITIONS

Viktor Vitalievich Konoplev, the master student, Far Eastern State Federal University, Vladivostok; Evgeny Vitalievich Kharchenko, the master student, Tatyana Anatolyevna Banku, the

candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy branch of the Far Eastern Federal University, Ussuriysk

Abstract

Oriental martial arts are the oldest training schools. They carry traditions and techniques for a long time, developing discipline and respect for elders. It is for this reason that they are currently very popular.

But the sports industry is actively developing, and martial arts for several decades have been one of the most popular sports disciplines in the world, included in the program of the Olympic Games. It is worth noting that coaches adhere to the traditional approach, when building up training programs and do not always include the latest techniques in the training process. In this work, we will conduct the study on the use of technical, informational means and innovations by martial arts coaches in the training process of athletes. This work will be useful to trainers-teachers of various types of martial arts, as well as other workers in the sports industry.

Keywords: training process, martial arts, coaches, means, sports activities.

Известно, что в настоящее время занятия восточными единоборствами достаточно популярны у нас в стране. В процессе занятий решаются не только образовательные, оздоровительные, но и воспитательные задачи, у спортсменов формируются такие качества как: целеустремлённость, терпение, уважение к старшим.

Восточные единоборства - виды спорта, имеющие прикладное значение, спортсмены овладевают приемами самообороны и боевых искусств, это зрелищные виды спорта. Есть характерная особенность занятий единоборствами. Восточные единоборства достаточно травмоопасны, но тренеры уделяют повышенное внимание к качественной экипировке, используемой в конкретном виде спорта, сохраняя тем самым здоровье спортсменов. Этими факторами объясняется популярность восточных единоборств.

Многие современные школы восточных единоборств в настоящее время придерживаются традиционного подхода в построении тренировочных занятий, ведь традиции в данных видах единоборств формировались на протяжении долгого времени. Но есть и новаторы, тренеры, пробующие внедрять инновационные средства, методы и формы в подготовку своих спортсменов. Следует отметить, что данная тенденция развивается, поскольку учебно-тренировочный процесс в современных условиях необходимо разнообразить и дополнять новыми элементами [1, 3, 5].

Использование новейших технических, информационных средств и инновационных методов и форм подготовки единоборцев является сегодня необходимостью. Ведь мы живем в век научно-технического прогресса, и спортивная отрасль также не стоит на месте. Стоит принять во внимание, что среди различных стилей восточных единоборств регулярно проводятся мировые чемпионаты и первенства в различных дисциплинах кумите (поединки), ката (технический комплекс, состоящий из защитных и нападающих (удар -ных) действий). О росте конкуренции и популярности нам говорит увеличение медиа ресурсов, статей и телепрограмм о восточных единоборствах. Трансляции, показываемые на телевидении и в сети интернет, начиная от уровня всемирных и заканчивая соревнованиями краевого уровня, пользуются спросом среди фанатов единоборств. В связи с данными тенденциями появилась необходимость анализа работы тренеров по данным видам единоборств в сложившихся условиях [2, 4, 6].

Целью нашего исследования является проведение анкетирования тренеров на предмет использования инноваций в тренировочном процессе спортсменов-единоборцев в современных условиях.

Задачи исследования:

1. Провести анкетирование тренеров на предмет знаний и использования инноваций в тренировочном процессе.

2. Проанализировать использование методик тренерами по единоборствам в современных условиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для того, чтобы провести анализ работы тренеров по единоборствам в современных условиях нами были опрошены 30 тренеров-преподавателей по Кудо и Карате, осуществляющих свою профессиональную деятельность в ДЮСШ, СК «Локомотив», СК «Патриот» и в других спортивных клубах г. Уссурийска. Была составлена авторская анкета смешанного типа, содержащая вопросы о знаниях инноваций в области физической

культуры и спорте; их использовании в тренировочном процессе; о том, как, по мнению респондентов, включение инноваций влияет на спортивные результаты; а также о знании инновационных методик и программ подготовки спортсменов-единоборцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

После проведения анкетирования были получены следующие данные.

№ 1 2 3 4 5

1 да нет да нет авторская

2 да нет да да авторская

3 нет нет да нет ДЮСШ

4 да использование камер, аутогенная тренировка да да авторская с использованием инноваций

5 да нет да да ДЮСШ

6 да нет да да авторская

7 да нет да да авторская

8 да аутогенная тренировка да да авторская

9 да аутогенная тренировка да да авторская с использованием инноваций

10 да нет да нет ДЮСШ

11 нет нет да да авторская

12 нет нет да да авторская

13 да аутогенная тренировка да нет ДЮСШ

14 да нет да да авторская

15 нет нет да да авторская

16 да нет да нет авторская

17 да аутогенная тренировка да да авторская

18 нет нет да да авторская

19 да нет да да ДЮСШ

20 да аутогенная тренировка да нет ДЮСШ

21 да аутогенная тренировка да да авторская с использованием инноваций

22 нет нет да нет ДЮСШ

23 да нет да да авторская

24 да нет да да авторская

25 да использование камер, аутогенная тренировка да да авторская с использованием инноваций

26 да нет да нет авторская

27 да нет да да авторская

28 да нет да нет ДЮСШ

29 да нет да да авторская

30 да нет да нет авторская

Вопросы, используемые в анкетировании:

1. Знаете ли Вы, что такое инновации в области физической культуры и спорта?

2. Используете ли Вы какие-либо новейшие технические средства в тренировочном процессе?

3. Как Вы считаете, данные средства положительно влияют на результаты спортсменов?

4. Знакомы ли Вам методики тренировок с использованием инновационных методов и технических средств?

5. Какую методику Вы используете в своем тренировочном процессе?

Исходя из полученных данных, можно отметить следующее: из 30-ти тренеров 24 человека ответили, что им известно об инновациях в сфере физической культуры и спорта, что составило 80%; 20% указали на незнание инноваций.

Далее респонденты ответили на второй вопрос об использовании инноваций в учебно-тренировочном процессе. 6,7% опрошенных используют в учебно-тренировочном процессе видеокамеры и аутогенную тренировку (2 из 30); 20% опрошенных используют аутогенную тренировку (6 из 30); 73,3% не используют инноваций в тренировочном про-

цессе (22 из 30).

Стоит отметить, что все опрашиваемые тренеры-преподаватели считают, что внедрение инноваций в учебно-тренировочный процесс спортсменов единоборцев положительно скажется на результатах соревнований (100%).

На вопрос о знании методик с использованием инноваций в подготовке спортсменов, опрашиваемые ответили следующим образом: 67% знакомы с методиками тренировок с использованием инноваций (20 из 30); 33% не знают о данных методиках (10 из 30).

Также респонденты ответили на вопрос, по какой программе проводится учебно-тренировочный процесс. 60% используют авторскую программу тренировок (18 из 30); 27% работают по программе ДЮСШ (8 из 30); 13% используют авторскую программу с использованием инноваций в тренировочном процессе (4 из 30).

ВЫВОД

Исходя из вышеизложенного можно отметить следующее:

- 80% опрашиваемым известно об инновациях в сфере физической культуры и спорта; но не все их используют;

- 67% тренеров имеют представление о методиках с применением инноваций в единоборствах;

- 13% тренеров используют авторские методики тренировок с применением инноваций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов (ИТФ): техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 13-17.

2. Ваганова, В. А. Классификация техники атакующих действий смешанного боевого единоборства (ММА) / В.А. Ваганова, А.С. Тедорадзе, В.С. Пьянников // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 49-51.

3. Козлов, А.М. Брюс Ли и его влияние на современное направление развития боевых систем востока / А.М. Козлов // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - № 11 (127). - C. 298301.

4. Луговских, Т.Н. Исследование мотивов спортивной и учебной деятельности подростков спортсменов в условиях интеграции образовательных программ СДЮСШОР и общеобразовательной школы / Т.Н. Луговских, Г.А. Кузьменко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2015. - № 6 (124). - C. 219-231.

5. Павлов, С.В. Методика обучения технико-тактическим действиям юных каратистов / С.В. Павлов, А.С. Гареева, О.М. Тимербаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2018. - № 2 (156). - С. 162-167.

6. Сороканюк, О.В. Анализ технических действий и структурных элементов в системе техники смешанных единоборств / О.В. Сороканюк // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 275-277.

REFERENCES

1. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A. and Savvina, A.S. (2008), "Aspects of the formation of the integrated readiness of young taekwondists (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 35, pp. 13-17.

2. Vaganova, V.A., Tedoradze A.S. and Pyannikov V.S. (2016), "Classification of the technique of attacking operations of mixed martial arts (MMA)", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 49-51.

3. Kozlov, A.M. (2013) "Bruce Lee and his influence on the modern direction of the development of combat systems of the east", Vestnik Tambovskogo universiteta, Vol. 127, No. 11, pp. 298-301.

4. Lugovskikh, T.N. and Kuzmenko, G.A. (2015) "Analysis of Motives of Teenagers-sportsmen' Sports and Educational Activity Under Integration Circumstances of Sports and Regular Schools' Education Programs", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 219-231.

5. Pavlov, S.V., Gareyeva, A.S. and Timerbayev, O.M. (2018), "Technique of teaching technical and tactical actions of young karate fighters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2, Vol. 156, pp. 162-167.

6. Sorokanyuk O.V. (2018) "Analysis of technical actions and structural elements in the system of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 275-277.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.17

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА: ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ И АВТОРСКИЙ ПОДХОД К

РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Андрей Михайлович Корчевский, кандидат педагогических наук, Елена Владимировна

Токарь, кандидат педагогических наук, доцент, Амурский государственный университет, г. Благовещенск

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся научных исследований качества жизни преподавателей высших учебных заведений, выполненных российскими учеными. Представлен авторский подход к формированию качества жизни преподавателей Амурского государственного университета. Предложена эффективная технология повышения качества жизни преподавателей на основе использования средств оздоровительной физической культуры и компьютерных технологий. Каждый преподаватель получает рекомендации по нагрузке, программы тренировок, комплексы физических упражнений в виде компьютерных распечаток. Встроенный в компьютерную программу «архив» позволяет сохранять результаты каждого тестирования, а также анализировать динамику развития. Данная информация становится мотивирующим фактором, побуждающим педагога к систематическим физкультурно-оздоровительным занятиям. Конечная цель такого управления - стойкое улучшение здоровья преподавателя и, следовательно, качества жизни. Нами проведены экспериментальные исследования, в результате которых доказана эффективность разработанной технологии.

Ключевые слова: качество жизни, преподаватели вуза, технология, физкультурно-оздоровительные средства, компьютерная программа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p167-170

IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF UNIVERSITY TEACHERS: RESEARCH BY RUSSIAN SCIENTISTS AND AUTHOR'S APPROACH TO SOLVING THE

PROBLEM

Andrew Mikhaylovich Korchevsky, the candidate of pedagogical sciences, Elena Vladimi-

rovna Tokar, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Amur State University,

Blagoveshchensk

Abstract

The article discusses the issues related to scientific research on the quality of life of teachers of higher educational institutions, carried out by Russian scientists. The author's approach to the formation of the quality of life of teachers Amur State University has been presented. The effective technology for improving the quality of life of teachers based on the use of health-improving physical culture and computer technologies is proposed. Each teacher receives recommendations on the load, training programs, exercise complexes in the form of computer printouts. The "archive" built into the computer program allows saving the results of each test, as well as analyzing the dynamics of development. This information becomes a motivating factor prompting the teacher to systematic physical culture and health related activities. The ultimate goal of such management is to permanently improve the health of the teacher and therefore the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.