Exercise, No. 48(6), pp. 1197-1222.
5. Granacher, U. and Borde, R. (2017), "Effects of Sport-Specific Training during the Early Stages of Long-Term Athlete Development on Physical Fitness, Body Composition, Cognitive, and Academic Performances", Frontiers in Physiology, v. 8, pp. 1-11.
6. Terlouw, M. (1997), Legasthenie und ihre behandlung, Verlag Freies Geistesleben.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.11.2019
УДК 796.853
НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ЮНЫХ КУДОИСТОВ 12-13 ЛЕТ
Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток;
Евгений Витальевич Харченко, магистрант, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (филиал ДВФУ),
г. Уссурийск
Аннотация
Кудо - это полноконтактное восточное боевое единоборство, включающее в себя элементы техники из ряда восточных единоборств, таких как карате киокусинкай, дзюдо, тайский бокс. На данный момент кудо является очень популярным и быстро развивающимся видом спорта как в нашей стране, так и во всем мире. По всему миру открываются новые представительства, спортивные залы, проводятся различные международные соревнования, конкуренция на международной арене растет с каждым годом. Не стоит забывать, что внутри нашей страны схожая ситуация.
Но, несмотря на конкуренцию на международной арене и развитию научно-технического прогресса многие тренеры игнорируют внедрение инновационных технологий и технических средств в подготовку спортсменов, считают их недостаточно эффективными. По их мнению, традиционные технологии лучше всего подходят для подготовки спортсменов, так как они прошли проверку временем. В данной работе мы продемонстрируем влияние инноваций (трекеры, видеофиксация тренировочного и соревновательного процесса, аутотренинг) на тренировочный процесс кудоистов 12-13 лет.
Ключевые слова: Кудо, инновация, образовательный процесс, спортивная тренировка.
NEED FOR INNOVATION AND TECHNICAL MEANS INTRODUCTION IN THE TRAINING PROCESS OF YOUNG KUDOKAS 12-13 YEARS
Viktor Vitalievich Konoplev, the master student, Far Eastern State Federal University, Vladivostok;
Yevgeny Vitalievich Kharchenko, the master student, Tatyana Anatolievna Banku, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk
Annotation
Kudo is a full-contact oriental martial arts, quite tough, including elements from a number of martial arts, such as Kyokushin karate, judo, Thai boxing. At the moment, kudo is a very popular and rapidly developing sport in our country and around the world. New offices, sports halls are opened all over the world, various international competitions are being held, competition in the international arena is growing every year. Do not forget that within our country there is a similar situation.
But despite the competition in the international arena and the development of scientific and technological progress, many trainers ignore the introduction of innovative technologies and technical means in the training of athletes, and consider them insufficiently effective. In their opinion, traditional technologies are best suited for training of the athletes, as they have passed the test of time. In this article, we show the impact of innovation on the training process of Kudokas aged 12-13 years old.
Keywords: Kudo, innovation, educational process, sports training.
На данный момент кудо является очень популярным и быстро развивающимся видом единоборств. Регулярно проводятся чемпионаты и кубки Мира, Европы, Азии. Так как кудо является признанным видом спорта, на территории нашей страны проводятся официальные соревнования, по результатам которых спортсмены могут получить спортивный разряд или звание. Однако, несмотря на это, многие тренеры игнорируют внедрение инновационных технологий в подготовку спортсменов, считают их недостаточно эффективными. По их мнению, традиционные технологии лучше всего подходят для подготовки спортсменов, так как они прошли проверку временем. Но не стоит забывать, что мы живем в век информационных технологий, которые сейчас доступны всем. Благодаря современным технологиям можно отслеживать выступления своих спортсменов и их противников, выстраивать рациональные планы на поединки, что несомненно поможет спортсменам в их соревновательной практике [2, 3, 5].
Следует помнить, что немаловажным аспектом является психологическая подготовка спортсмена. Она должна быть наравне с функциональной и технической. Поэтому если спортсмен имеет низкий уровень ментальной подготовленности, но хорошо готов функционально, тактически, оснащен колоссальным арсеналом технических действий, он не реализует свои возможности в соревновательных условиях. В этом также заключается актуальность нашего исследования. Многие тренеры не занимаются качественной подготовкой своих спортсменов из-за незнания инновационных методик и оборудования в области физической культуры и спорта. Нужно помнить, что половина успеха выступления на соревнованиях зависит и от внедрения в учебно-тренировочный процесс инновационных технологий [1].
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУДОИСТОВ 12-13 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Занятия проводятся три раза в неделю. Первое занятие в недельном микроцикле включало в себя упражнения из базовой ударной техники Кудо и упражнений на развитие координационных и скоростных способностей. Второе занятие: выполнялись силовые и скоростно-силовые упражнения, а также проводилась боевая практика. Третье занятие: спортсмены выполняли упражнения на развитие общей и специальной выносливости, отрабатывали технические элементы (броски, приемы на земле).
На всех трех занятиях применялись трекеры. Для того, чтобы спортсмены находись в определенной тренировочной зоне необходимое время, просматривались трекеры, измеряющие частоту сердечных сокращений, что помогало тренеру лучше контролировать спортсменов, а также вносить необходимые изменения в содержание тренировочного занятия.
На втором тренировочном занятии нами использовались видеокамеры, с целью осуществления текущего и оперативного педагогического контроля, а также во время проведения поединков на турнирах. Отслеживалось качество выполнения упражнений и технических элементов. После этого, на основе записанных видеоматериалов проводились теоретические занятия с комментированием ошибок спортсменов, в ходе которых давались рекомендации для корректировки технических и тактических действий.
На третьем тренировочном занятии проводился курс аутогенной тренировки по А. А. Алексееву [1, 4].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Перед началом педагогического эксперимента было проведено первое тестирование и сформированы контрольная и экспериментальная группы. Спортсмены из контрольной группы занимались по программе ДЮСШ, а спортсмены экспериментальной группы по разработанной нами технологии с включением фитнес-трекеров, видеокамер и использованием аутогенной тренировки. В таблице 1 указаны результаты тестирования
испытуемых контрольной и экспериментальной групп на начало Таблица 1 - Результаты тестирования кудоистов в контрольной
учебного года.
(К) и экспериментальной
№ Сгибание разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз) Подтягивание на перекладине (кол-во раз) Бег 60 м (с) Бег 3x10 м (с) Бег 6 минут (м) Кол-во выигранных поединков
К Э К Э К Э К Э К Э К Э К Э
1 31 43 32 45 10 12 10,3 10,4 8,8 8,9 1255 1140 4 4
2 30 33 36 32 9 8 10,4 10,3 8,9 8,6 1159 1208 3 6
3 43 36 42 34 13 9 9,9 10,5 9,1 8,5 1201 1199 5 3
4 35 36 45 38 10 11 10,6 10,7 9,1 9,1 1110 1128 7 5
5 33 33 33 44 8 11 10,7 10,2 8,5 8,7 1206 1126 2 7
6 35 30 39 39 8 9 10,2 8,9 8,9 9,1 1131 1191 5 2
7 28 29 38 32 9 8 10,5 10 8,3 8,8 1125 1216 3 5
8 38 29 39 32 11 8 8,9 9,2 8,5 8,6 1196 1179 5 5
9 28 37 30 38 8 8 9,8 9,8 8,7 9,2 1183 1112 6 6
10 37 38 41 41 10 10 9,2 10,5 8,6 8,3 1203 1258 6 5
М 33,8 34,4 37,5 37,5 9,6 9,4 10,1 10,1 8,7 8,8 1176,9 1175,7 4,6 4,8
о 4,9 4,5 4,9 4,2 1,6 1,3 0,6 0,6 0,3 0,3 47,1 47,4 1,6 1,6
т 1,6 1,5 1,6 1,4 0,5 0,4 0,2 0,2 0,1 0,1 15,6 15,8 0,5 0,5
Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Достоверных различий в показателях физических способностей испытуемых и количества выигранных поединков выявлено не было (>0,05). Следовательно, можно начинать педагогический эксперимент.
Далее на протяжении 2018-2019 учебного года в экспериментальной группе кудоистов внедрялись инновационные тренировочные средства.
Таблица 2 - Результаты тестирования кудоистов в контрольной и экспериментальной груп-
пах на конец учебного года
№ Сгибание разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз) Подтягивание на перекладине (кол-во раз) Бег 60 м (с) Бег 3x10 м (с) Бег 6 минут (м) Кол-во выигранных поединков
К Э К Э К Э К Э К Э К Э К Э
1 37 50 37 51 11 15 10,1 10 8,7 8,3 1280 1271 5 9
2 36 47 40 45 10 10 10,2 9,9 8,8 8,2 1209 1300 7 9
3 48 43 47 38 15 12 9,8 10,1 8,9 8,2 1206 1290 6 8
4 41 46 49 46 12 13 10,5 10,2 9 8,4 1150 1230 7 8
5 39 43 40 52 9 15 10,5 9,9 8,4 8,5 1210 1226 3 10
6 38 41 43 48 8 13 10,2 8,7 8,8 8,7 1150 1231 5 12
7 33 42 42 45 11 12 10,3 9,7 8,2 8,5 1160 1303 3 8
8 35 37 43 48 12 12 8,8 8,8 8,5 8,3 1208 1298 3 9
9 30 46 32 46 10 11 9,7 9,3 8,6 8,5 1200 1261 7 8
10 43 51 45 52 11 15 9,1 10,2 8,5 8,1 1215 1300 6 10
М 38 44,6 41,8 47,1 10,9 12,8 9,9 9,7 8,6 8,4 1198,8 1271 5,2 9,1
о 5,8 4,5 5,5 4,5 2,3 1,6 0,6 0,5 0,3 0,2 42,2 25 1,3 1,3
т 1,9 1,5 1,8 1,5 0,8 0,5 0,2 0,2 0,1 0,1 14,1 8,3 0,4 0,4
Р <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,01 <0,01
Исходя из обработанных данных можно выделить:
На конец учебного года в показателях силовых и скоростно-силовых способностей наблюдаются достоверные различия (<0,05). В показателях скоростных и координационных способностей наших испытуемых различия недостоверны (>0,05). В показателях выносливости есть достоверные различия при 1% -ом уровне значимости (<0,01).
Отдельно стоит отметить влияние инноваций в тренировочном процессе на соревновательную практику. В экспериментальной группе нами получены достоверные
4%
2%
1,10%
различия по результативности поединков кудоистов по сравнению с контрольной группой (<0,01) (таблица 2).
5% 4,50%
4%
3%
2%
1%
0% -
Бег 60 м Бег 3x10 м
□ Контрольная группа □ Экпериментальная группа
Рисунок 1 - Темпы прироста координационных и скоростных способностей кудоистов на конец учебного года,
%
В скоростных и координационных способностях различия недостоверны (>0,05), но необходимо выделить то, что:
- темпы прироста в показателях скоростных способностей в экспериментальной группе составляют 4%, в контрольной - 2%;
- темпы прироста в показателях координационных способностей в экспериментальной группе составляют 4,5%; в контрольной - 1,1%
ВЫВОД
В данной работе нами была экспериментально обоснована эффективность включения инноваций в тренировочный процесс кудоистов 12-13 лет. Как и предполагалось, они оказали положительное влияние на физическую подготовленность и впоследствии на результаты выступлений на соревнованиях юных спортсменов. Следовательно, инновации в области спорта можно рекомендовать для тренировочного процесса юных кудоистов 12-13 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! / А.В. Алексеев. - Москва : Физкультура и спорт, 2003. -
278 с.
2. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов (ИТФ): техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 13-17.
3. Зорин, В.И. Основы кудо / В.И. Зорин, Р.М. Анашкин. - Москва : Полизет, 2004. - 101 с.
4. Коноплев, В.В. Влияние занятий кудо на развитие физических качеств детей 11-12 лет / В.В. Коноплев, В.С. Мухортов, В.В. Немцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 166-170.
5. Сороканюк, О.В. Анализ технических действий и структурных элементов в системе техники смешанных единоборств / О.В. Сороканюк // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 275-277.
REFERENCES
1. Alekseev, A.V. (2003), Get over yourself!, Physical Culture and Sports, Moscow.
2. Bakulev, S.E., Simakov, A.M. and Momot, D.A. (2008), "Aspects of the formation of the integrated readiness of young taekwondists (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 35, pp. 13-17.
3. Zorin, V.I and Anashkin, R.M. (2004), Basics of Kudo, Polizet, Moscow.
4. Konoplev, V.V., Mukhortov, V.S. and Nemtsova, V.V. (2019) "The influence of kudo classes on the development of physical qualities of children 11-12 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 166-170.
5. Sorokanyuk O.V. (2018) "Analysis of technical actions and structural elements in the system of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 275-277.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2019
УДК 794.1
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Павел Владимирович Коробейников, кандидат педагогических наук, Московский государственный областной университет, Мытищи;
Юлия Андреевна Коробейникова, магистрант, Российский государственный социальный университет, Москва
Аннотация
В данной статье определены профилирующие задания для юных шахматистов возраста 4-6 лет. Проведен опрос тренеров по шахматам с целью отбора наиболее эффективных средств и методов для обучения детей игре в шахматы на начальном этапе. Разработана методика преподавания шахмат в учреждениях дошкольного образования. Основу методики составляли комплексы заданий для обучения игры в шахматы, преподаваемые в нестандартной игровой форме. Методика была направлена на формирование умения решать простейшие логические задачи в минимальные сроки. Выявлены трудности, с которыми дошкольникам приходилось сталкиваться во время занятий. Анализ проведенного тестирования позволил определить эффективность разработанной методики.
Ключевые слова: шахматы, методика преподавания, задания, дошкольники.
METHODS OF TEACHING CHESS AMONG THE PRESCHOOL CHILDREN
Pavel Vladimirovich Korobeynikov, the candidate of pedagogical sciences, Moscow State Regional University, Mytischi;
Yulia Andreevna Korobeynikova, the master student, Russian state social University, Moscow
Annotation
This article defines the profile tasks for young chess players aged 4-6 years. A survey of chess coaches was conducted to select the most effective means and methods for teaching children to play chess at the initial stage. The method of teaching chess in preschool institutions has been developed. The basis of the methodology was a set of tasks for teaching the game of chess, taught in a non-standard game form. The technique was aimed at the formation of the ability to solve the simplest logical problems in the shortest possible time. Difficulties with which preschoolers had to face during occupations are revealed. The analysis of the conducted testing allowed us to determine the effectiveness of the developed technique.
Keywords: chess, teaching methods, tasks, preschoolers.
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир вступил в эпоху информационных технологий и во многих сферах социальной жизни происходят изменения, которые предъявляют человеку высокие требования к физическому и психическому состоянию. Особую роль приобретает способность быстро разбираться в большом потоке информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Не случайно на сегодняшний день все большую популярность среди детей приобретают занятия шахматами. По мнению ряда специалистов данная игра формирует у занимающихся интеллект, развивает умение логически мыслить, воспитывает у детей сосредоточенность и умение сконцентрироваться на поставленной цели [1, 3]. Шахматы являются спортивной игрой и включают в себя борьбу, требующую чрезвычайного напряжения воли. Бесконечное число комбинаций, которые возникают в процессе шахматной партии, развивает в играющем