Научная статья на тему 'Влияние занятий кудо на развитие физических качеств детей 11-12 лет'

Влияние занятий кудо на развитие физических качеств детей 11-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
534
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ 11-12 ЛЕТ / КУДО / СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ГИБКОСТЬ / SCHOOLCHILDREN 11-12 YEARS OLD / KUDO / STRENGTH / FLEXIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Мухортов Виталий Сергеевич, Немцова Валерия Валерьевна

Кудо современное восточное боевое единоборство, которое включает в себя различные приемы и техники из других видов единоборств и стремительно набирающее популярность среди детей, подростков и взрослых. Однако влияние занятий кудо на физическое развитие детского организма недостаточно изучено. В работе авторами рассматривается влияние занятий кудо на развитие физических качеств детей 11-12 лет. Тестирование на определение силовых качеств и гибкости проходило в начале и конце учебного года. Для проведения тестирования были взяты экспериментальная и контрольная группы, куда вошли мальчики, учащиеся 5 класса. Анализ полученных данных показал, что занятия по кудо оказались более эффективными для развития физических качеств у школьников 11-12 лет, чем занятия в группе общей физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Мухортов Виталий Сергеевич, Немцова Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of kudo classes on the development of the physical qualities of children aged 11-12 years old

Kudo is a modern oriental martial art, which includes various techniques and techniques from other types of martial arts and is rapidly gaining popularity among children, teenagers and adults. However, the effect of kudo classes on the physical development of a child’s body is not well understood. In this article, the authors consider the influence of kudo classes on the development of the physical qualities of children of 11-12 years old. Testing to determine strength and flexibility took place at the beginning and end of the school year. For testing there were taken experimental and control groups, which included boys, students of grade 5. Analysis of the data showed that kudo classes proved to be more effective for developing physical qualities among the schoolchildren aged 11-12 years old than classes in the group of the general physical training.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий кудо на развитие физических качеств детей 11-12 лет»

Педагогика: семья - школа - общество : монография / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Воронеж, 2010. - Книга 22. - С. 173-188.

6. Мещеряков, С.П. Применение перцентильных шкал в процессе мониторинга физической подготовленности студентов / С.П. Мещеряков, А.О. Егорычев, А.Д. Викулов // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 6. - С. 141-146.

REFERENCES

1. Vaseltsova, I.A. (2004), The system of professional-applied physical training of students of a railway university, dissertation, Samara.

2. Zatsеorsky, V.M. (1979), Basics of sports metrology, Physical Culture and Sport, Moscow.

3. Karabanova, O.N. and Karabanova, E.N. (2015), "Methodical approaches to the development of socially significant qualities in students using the means of physical culture and sports", Humanities, socio-economic and social sciences, No. 6 (2), pp. 37-39.

4. Kobyakov, Yu.P. (2005), "On the normative provision of the subject "Physical culture" in universities", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 7-10.

5. Koksharov, A.V., Mironenko, E.N., Karpeev, A.G. and Nefedchenko, A.N. (2010), "Features of professional-applied physical training of future railway transport engineers", Pedagogy: Family - School -Society: monograph, under the general ed. prof. O.I. Kirikov, Book 22, VGPU, Voronezh, pp. 173-188.

6. Mescheryakov, S.P., Egorychev, A.O. and Vikulov, A.D. (2015), "Use of percentile scales in the process of monitoring students' physical fitness", Yaroslavsky Pedagogical Bulletin, No. 6, pp. 141-146.

Контактная информация: ak2nite@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2019

УДК 796.011+796.85

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ КУДО НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ

11-12 ЛЕТ Виктор Витальевич Коноплев, бакалавр, Виталий Сергеевич Мухортов, бакалавр, Валерия Валерьевна Немцова, кандидат биологических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (филиал ДВФУ),

г. Уссурийск

Аннотация

Кудо - современное восточное боевое единоборство, которое включает в себя различные приемы и техники из других видов единоборств и стремительно набирающее популярность среди детей, подростков и взрослых. Однако влияние занятий кудо на физическое развитие детского организма недостаточно изучено. В работе авторами рассматривается влияние занятий кудо на развитие физических качеств детей 11-12 лет. Тестирование на определение силовых качеств и гибкости проходило в начале и конце учебного года. Для проведения тестирования были взяты экспериментальная и контрольная группы, куда вошли мальчики, учащиеся 5 класса. Анализ полученных данных показал, что занятия по кудо оказались более эффективными для развития физических качеств у школьников 11-12 лет, чем занятия в группе общей физической подготовки.

Ключевые слова: школьники 11-12 лет, кудо, силовые качества, гибкость.

EFFECT OF KUDO CLASSES ON THE DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES OF CHILDREN AGED 11-12 YEARS OLD

Viktor Vitalievich Konoplev, the bachelor, Vitaly Sergeyevich Mukhortov, the bachelor,

Valeria Valerievna Nemtsova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk

Annotation

Kudo is a modern oriental martial art, which includes various techniques and techniques from other types of martial arts and is rapidly gaining popularity among children, teenagers and adults. However, the

effect of kudo classes on the physical development of a child's body is not well understood. In this article, the authors consider the influence of kudo classes on the development of the physical qualities of children of 11-12 years old. Testing to determine strength and flexibility took place at the beginning and end of the school year. For testing there were taken experimental and control groups, which included boys, students of grade 5. Analysis of the data showed that kudo classes proved to be more effective for developing physical qualities among the schoolchildren aged 11-12 years old than classes in the group of the general physical training.

Keywords: schoolchildren 11-12 years old, kudo, strength, flexibility.

Физическое воспитание ребенка - важный процесс, одной из задач которого является развитие физических качеств растущего организма. Существуют различные системы физического воспитания ребенка. Самая распространенная - обязательная программа физической культуры в образовательных учреждениях, но для достижения высоких показателей физического развития ребенка не всегда бывает достаточной. Поэтому необходим поиск эффективных способов и методов, к которым, на наш взгляд можно отнести технику кудо [8].

Кудо - восточное, контактное единоборство, основанное Японским мастером боевых искусств - Адзумой Такаси. Этот вид спорта включает в себя технические элементы из разных видов восточных единоборств. Именно из-за разнообразия техник, динамичного тренировочного процесса он интересен для детей и взрослых [4].

Кудо в нашей стране очень быстро развивается. Каждый год открываются новые представительства, спортивные клубы и залы. Также развитию кудо способствуют увеличение количества турниров по кудо, успешное участие кудоистов в других видах единоборств (рукопашный бой, бои смешанного стиля) и транслирование турниров по кудо на телевидении. Снимаются различные передачи о кудо. Больше половины от всех занимающихся кудо - это дети до 18 лет [5].

В настоящее время родители охотно отдают своих детей на занятия по разные школы восточных единоборств. Так как они имеют строго регламентированную систему проведения тренировочных занятий, занимающиеся становятся более дисциплинированными и целеустремлёнными. Популярными школами принято считать: дзюдо, карате, айкидо, тхэквондо, кудо [1].

На занятиях по кудо, как и в других видах восточных единоборств, спортсмены получают гармоничное, разностороннее развитие. Из-за популярности, секции по кудо открываются в спортивных клубах, учреждениях среднего, локального и дополнительного образования [7]. Официальная соревновательная практика в кудо начинается с 12 лет. Так как в кудо большое количество техник из разных видов единоборств и для успешных выступлений на соревнованиях необходимо развивать физические качества комплексно с учетом возрастных особенностей и сенситивных периодов [6].

В рамках тренировочного микроцикла в кудо нами предлагается следующее. Первое занятие в тренировочном микроцикле направленно на изучение или совершенствования базовой ударной техники руками и ногами на месте и в передвижении, защитным действиям в передвижении, а также развитию гибкости, скоростно-силовых качеств или координации. Второе занятие тренировочного микроцикла направленно, на закрепление техники в парах, проведения поединков и развитие силовых качеств. Третье занятие направлено на изучение или совершенствование борцовской техники в стойке, в партере, проведению борцовских схваток, работа на снарядах и развитию выносливости [2].

Также необходимо помнить, что большая часть занимающихся кудо - это дети. В программу проведения тренировочного занятия, входят упражнения, на формирование и поддержание здоровья. Например, дыхательное упражнение на развитие межрёберных мышц. Занимающиеся кудо, проводят тренировочное занятия босиком, что способствует закаливанию организма [3].

Таким образом, из-за жесткости проведения соревнований, многообразия техник из разных видов единоборств, а также традиций данного вида спорта, тренировочный

процесс имеет ряд особенностей. В этой связи возникает необходимость в доказательстве эффективности занятий кудо с детьми 11-12 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 6 и детской юношеской спортивной школы (ДЮСШ) г. Уссурийска Уссурийского городского округа в течение 2017-2018 учебного года. В экспериментальную и контрольную группы вошли учащиеся 5 класса в возрасте 11-12 лет по 10 человек соответственно. В течении учебного года в экспериментальной группе во внеурочное время проводились занятия по кудо, а в контрольной группе проводились занятия в группе общей физической подготовки, кроме того, в обеих группах проводились занятия по физической культуре в школе.

Тестирование детей проводилось в соответствии с общеобразовательной школьной программой по физической культуре. Для проверки, уровня физической подготовленности детей были взяты тесты на определение силовых качеств (подтягивание на перекладине) и гибкость (наклон вперед из положения сидя). Начальное тестирование проводилось в сентябре 2017 года, после окончания учебного года, в мае 2018 года, проводилось итоговое тестирование.

Анализ полученных данных проводился с помощью методов математической статистики, прирост физических качеств по формуле В.И. Усачова, W= 100 (/2 - V!) / ^ (V1+V2), где W - прирост показателей темпов в %,/ 1 - исходный уровень, /2 - конечный уровень, оценка показателей, согласно шкале оценивания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На начало учебного года, дети контрольной и экспериментальной группы имели схожие показатели развития физических качеств. Прирост изучаемых показателей контрольной и экспериментальной групп представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Прирост изучаемых показателей в контрольной и экспериментальной группе, %

№п/п Силовые качества (подтягивание на перекладине) Гибкость (наклон вперед из позиции стоя)

Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа

1 15,3 35,2 9,5 26,1

2 0 33 8,6 22,2

3 13,3 18,1 13,3 28,6

4 22 18,1 0 20

5 11,7 11,7 11,7 11,7

6 0 24 0 16

7 18,1 40 0 10,5

8 13,3 11,7 11,7 25

9 33 11,7 13,3 13,3

10 11,7 25 20 11,7

Среднее 14,10 22,50 10,40 19,50

Анализ данных, полученных в результате тестирования, показал следующее. Прирост показателей силовых качеств (подтягивание на перекладине) у экспериментальной группы составляет 22,5% - такого прироста можно добиться при помощи эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений, что расценивается как отлично. Максимальный прирост в данном тестировании составляет 40%, а минимальный 11,7%. Тогда как в контрольной группе средний прирост показателей силовых качеств составляет 14,1% и это меньше на 8,4%, чем средний показатель в экспериментальной группе. Прироста в 14,1% можно добиться при помощи естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания. В контрольной группе максимальный прирост составляет 33%, что также меньше максимального прироста при сравнении с экспериментальной группой. Кроме того, у двух занимающихся контрольной группы прироста силовых показателей вообще не наблюдается.

Средний прирост показателей гибкости у экспериментальной группы составляет 19,5%, такого прироста можно добиться при помощи эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений. Максимальный прирост показателей гибкости составляет 26,1%, а минимальный -10,5%. В среднем прирост показателей гибкости в контрольной группе составляет - 10,4%, что на 9,1% меньше, чем в экспериментальной группе максимальный прирост составляет - 20%, что меньше, чем в экспериментальной группе. Также в контрольной группе у двух занимающихся прирост показателей гибкости не наблюдается. Таким образом, анализ полученных данных доказывает, что занятия кудо являются эффективными и способствуют развитию силовых качеств и гибкости у школьников 11-12 лет. Прирост у занимающихся экспериментальной группы выше, чем в контрольной на 8,1% в силовых показателях и на 9,1% в показателях гибкости. У всех занимающихся экспериментальной группы, в отличие от контрольной, наблюдается прирост показателей физических качеств, в среднем на 22,5% по силовым качествам и 19,5% по показателях гибкости - такие показатели можно получить только при эффективном использовании естественных сил природы и гармоничной системы физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов (ИТФ): техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 13-17.

2. Зорин, В.И. Основы кудо / В.И. Зорин, Р.М. Анашкин. - М. : Полизет, 2004. - 101 с.

3. Кондратьев, А.Н. Здоровье формирующая технология физического воспитания младших школьников на основе использования традиционного каратэ : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кондратьев А.Н. - Смоленск, 2006. - 24 с.

4. Коноплев, В.В. Особенности круглогодичных занятий по кудо для детей 7-8 лет в условиях уссурийского городского округа (Приморский край) // Проблемы и достижения современной науки : материалы 5-й Междунар. научн.-практ. конференции. - Уфа : Ника, 2018. - С. 15-18.

5. Лубышева, Л.И. Современный спорт: проблемы и решения / Л.И. Лубышева // Человек. Спорт. Медицина. - 2014. - Том 14. - № 1. - С. 12-17.

6. Симаков, А.М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.

7. Симаков, А.М. Содержание физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 93-97.

8. Перков, А.В. Возрастные периоды интенсивности развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 55-59.

REFERENCES

1. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A. and Savvina, A.S. (2008), "Aspects of the formation of the integrated readiness of young taekwondists (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 35, pp. 13-17.

2. Zorin, V.I and Anashkin, R.M. (2004), Basics of Kudo, Polizet, Moscow.

3. Kondratiev, A.N. (2004), Health-forming technology of physical education of younger schoolchildren based on the use of traditional karate, dissertation, Smolensk.

4. Konoplev, V.V. (2018), "Features of year-round kudo classes for children of 7-8 years old in the conditions of the Ussuri urban district (Primorsky Krai)", Problems and achievements of modern science, proceedings of the 5th International, scientific and practice conference, Nika, Ufa, pp. 15-18.

5. Lubysheva, L.I. (2014), "Modern sport: problems and solutions", Man. Sport. Medicine, Vol. 14, No. 1, pp. 12-17.

6. Simakov, A.M. (2010) "Maintenance of physical readiness of young taekwondist at a stage of initial preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 93-97.

7. Simakov, A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of taekwondo-fighters in a year macrocycle of trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No.

5, pp. 165-170.

8. Perkov, A.V. (2010), "Age periods of the intensity of development of the basic physical qualities of pupils of elementary schools of general education schools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 55-59.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.01.2019

УДК 796.8

ВЛИЯНИЕ БОРЦОВСКОЙ БАЗЫ СПОРТСМЕНА НА ЕГО ПОСЛЕДУЮЩИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ММА

Виктор Витальевич Коноплев, бакалавр, Евгений Витальевич Харченко, бакалавр, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (филиал ДВФУ),

г. Уссурийск

Аннотация

ММА (смешанные боевые единоборства) - активно развивающийся вид спорта, который включает в себя техники из различных видов единоборств (бокс, кикбоксинг, бразильское джиу-джитсу, борьба и другие). Из-за жесткости проведения профессиональных поединков, минимальных ограничений в правилах, а также грамотной рекламной компании турниров, этот вид спорта становится популярным среди зрителей. До сих пор среди тренеров, спортсменов и людей, которые следят за смешанными единоборствами не утихают споры по вопросу лучшего базового вида спорта для успешных выступлений в профессиональном ММА на высоком уровне. Но как показывает практика, более успешными являются спортсмены, имеющие борцовскую базу и, помимо этого, изучающие другие спортивные дисциплины. В данной работе постараемся разобраться как влияет борцовская базовая подготовка на выступлениях спортсменов в профессиональном ММА. Рассмотрим чемпионов и лучших спортсменов, выступающих в UFC, по показателям: базовый вид спорта, количество различных технических действий и т.д. Также возьмем во внимание лучших спортсменов UFC с борцовской базовой подготовкой, которые выигрывают свои поединки при помощи нокаутирующего удара. Данные о спортсменах взяты с официального сайта UFC и обработаны при помощи методов математической статистики.

Ключевые слова: смешанные боевые единоборства, борьба, удар, спортсмены, тейкдаун.

IMPACT OF SPORTSMAN STRUGGLE BACKGROUND ON THE FURTHER PERFORMANCES IN PROFESSIONAL MMA

Viktor Vitalievich Konoplev, the bachelor, Evgeny Vitalievich Kharchenko, the bachelor, Tatyana Anatolievna Banku, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk

Annotation

MMA (mixed martial arts) is an actively developing sport that includes techniques from various types of the martial arts (boxing, kickboxing, Brazilian jiu-jitsu, wrestling and others). Due to the severity of the professional fights, the minimum restrictions in the rules, as well as the competent advertising campaign company, this sport is becoming popular among viewers. Until now, among coaches, athletes and people who follow mixed martial arts, the debate on the best basic sport for successful performances in professional MMA at a high level does not abate. But as practice shows, more successful ones are athletes who have a wrestling base and in addition, studying other sports disciplines. In this study we will try to understand how the wrestling basic training affects the performances of athletes in a professional MMA. The authors consider the champions and the best athletes participating in the UFC, by indicators: basic sport, number of different technical activities, etc. We will also take into account the best UFC athletes with wrestling basic training who win their fights with the help of a knockout punch. Data on the athletes has been taken from the official website of the UFC and processed by using the methods of the mathematical statistics.

Keywords: mixed martial arts, wrestling, strike, athletes, takedown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.