Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННЫХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННЫХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНЕРЫ / MARTIAL ARTS / TRADITIONAL APPROACH / TRAINING PROCESS / SPORTS TRAINING / COACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Харченко Евгений Витальевич, Банку Татьяна Анатольевна

Различные виды восточных единоборств активно развиваются в наше время. Они набрали огромную популярность. Благодаря занятиям данными видами у спортсменов развиваются комплексно все физические кондиции, психологическая устойчивость, дисциплина и целеустремленность. Также стоит не забывать, что восточные единоборства - это не только система физического и духовного воспитания, но и активно развивающиеся виды спорта, имеющие свои представительства в разных странах. Авторами данной работы рассмотрены различные исторические аспекты, повлиявшие на современный облик восточных единоборств. Результаты, полученные в ходе работы будут полезны для тренеров по различным видам единоборств и другим работникам в области физической культуры и спорта. В данной работе использован метод анализа и обобщения научной и методической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Харченко Евгений Витальевич, Банку Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF USING TRADITIONAL APPROACHES OF SPORTS TRAINING IN MODERN EASTERN MARTIAL ARTS

Various types of martial arts are actively developing in our time. They gained immense popularity. Thanks to these types of exercises, athletes develop comprehensively all physical conditions, psychological stability, discipline, and determination. Also, do not forget that martial arts are not only a system of physical and spiritual education, but also actively developing sports that have their representative offices in different countries. The authors of this work examined various historical aspects that influenced the modern look of martial arts. The results obtained during the work will be useful for trainers in various types of martial arts and other employees in the field of physical education and sports. In this work, we used the method of analysis and generalization of scientific and methodological literature.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННЫХ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ»

приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь способствует перевозбуждению, невротическим сдвигам, которые, в конечном счёте, накапливаясь и углубляясь, приводят уже к заболеванию личности.

Резюмируя изложенное, отметим, что спорт как социальный феномен занимает важное и передовое место в жизнедеятельности личности в современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Столяров, В.И. Основы социологии физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека / В.И. Столяров. - Москва : Русайнс, 2017. - 256 с.

2. Паначев, В.Д. Спорт как социальный институт в развитии личности : дис. ... канд. со-циол. наук / Паначев Валерий Дмитриевич. - Пермь, 2000. - 230 с.

3. Кирсанов, В.Е. Спорт как институт социализации молодёжи / В.Е. Кирсанов. - Москва : Власть, 2018. - 64 с.

4. Социологический энциклопедический словарь / сост. Г.В. Осипов. - Москва : ИНФРА М, 1998. - 488 с.

5. Юревич, А.В. Нравственность в современной России / А.В. Юревич, Д.В. Ушаков // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2009. - N 1 (3). - URL : http://psystudy.ru (дата обращения: 05.05.2020).

REFERENCES

1. Stolyarov, V.I. (2017), Fundamentals of the sociology of physical culture and sports and human physicality, Rusyns, Moscow.

2. Panachev, V.D. (2000), Sport as a social institution in personality development, dissertation,

Perm.

3. Kirsanov, V.E. (2018), Sport as an institution of socialization of youth, Power, Moscow.

4. Osipov, G.V. (1998), Sociological Encyclopedic Dictionary, INFRA M, Moscow.

5. Yurevich A.V. and Ushakov, D.V. (2009), "Morality in modern Russia", Psychological research: electron. scientific journal, No. 1 (3), available at: http://psystudy.ru (accessed date: 05/05/2020).

Контактная информация: kozhemyako_alexandr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2020

УДК 796.85

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННЫХ ВОСТОЧНЫХ

ЕДИНОБОРСТВАХ

Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Евгений Витальевич Харченко, магистрант, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, Уссурийск

Аннотация

Различные виды восточных единоборств активно развиваются в наше время. Они набрали огромную популярность. Благодаря занятиям данными видами у спортсменов развиваются комплексно все физические кондиции, психологическая устойчивость, дисциплина и целеустремленность. Также стоит не забывать, что восточные единоборства - это не только система физического и духовного воспитания, но и активно развивающиеся виды спорта, имеющие свои представительства в разных странах. Авторами данной работы рассмотрены различные исторические аспекты, повлиявшие на современный облик восточных единоборств. Результаты, полученные в ходе работы будут полезны для тренеров по различным видам единоборств и другим работникам в области физической культуры и спорта. В данной работе использован метод анализа и обобщения научной и методической литературы.

Ключевые слова: восточные единоборства, традиционный подход, тренировочный процесс, спортивная подготовка, тренеры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p208-212

TO THE QUESTION OF USING TRADITIONAL APPROACHES OF SPORTS TRAINING IN MODERN EASTERN MARTIAL ARTS

Viktor Vitalievich Konoplev, the master student, Far Eastern State Federal University, Vladivostok; Evgeny Vitalievich Kharchenko, the master student, Tatyana Anatolyevna Banku, the

candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk

Abstract

Various types of martial arts are actively developing in our time. They gained immense popularity. Thanks to these types of exercises, athletes develop comprehensively all physical conditions, psychological stability, discipline, and determination. Also, do not forget that martial arts are not only a system of physical and spiritual education, but also actively developing sports that have their representative offices in different countries. The authors of this work examined various historical aspects that influenced the modern look of martial arts. The results obtained during the work will be useful for trainers in various types of martial arts and other employees in the field of physical education and sports. In this work, we used the method of analysis and generalization of scientific and methodological literature.

Keywords: martial arts, traditional approach, training process, sports training, coaches.

Среди учёных, тренеров и других людей, интересующихся единоборствами, до сих пор не утихают споры по поводу: где, когда и какие впервые появились системы единоборств. Одни считают, что первые единоборства зародились в древней Греции, другие в восточных странах. Но всё же большинство ученых склоняется к мнению, что первые системы единоборств зародились в древней Индии. Из Индии пошло распространение на древний Китай. В ходе нашей работы мы рассмотрим исторические аспекты развития, повлиявшие на современные восточные единоборства.

Целью нашего исследования является проведение теоретического анализа развития различных школ восточных единоборств.

Задачи исследования.

1. Рассмотреть основные этапы становления восточных единоборств.

2. Проанализировать влияние исторических аспектов развития восточных единоборств на современный тренировочный процесс.

Кунг-фу появилось благодаря индийскому монаху Бадхихарму. Он путешествовал по Китаю и его выбор пал на Шаолиньский монастырь. Местные монахи были не развиты физически и часто подвергались нападению со стороны грабителей. Бадхихарм решил тренировать монахов по своей системе, и она оказалась очень эффективной, монахи впоследствии научились постоять за себя. Далее восточные системы единоборств стали попадать в Японию. А именно первая система карате зародилась на острове Окинава и эта система была основана на китайских боевых искусствах. После присоединения Окинавы к Японии, юношей с Окинавы стали призывать в ряды Японской армии. Доктора, проводившие осмотр новобранцев, увидели хороший уровень физического развития. Тогда правительство Японии поняло, что причиной этому является местная Окинавская система «Тотэ». Далее эту систему включили в систему физического воспитания Окинавы, и она получило широкую известность (https://aikijutsu.ru/istoriya/istoriya-boevyx-iskusstv).

В середине 20 века карате стало активно развиваться на территории Японии. Этому поспособствовала 2-я мировая война. Карате как система рукопашного боя пропагандировалась в японских вооруженных силах. Она зарекомендовала себя как эффективная система рукопашного боя. После войны карате в Японии стало массово развиваться. Представительства карате стали открываться по всей Японии. Большую роль в популяризации карате занимает Гитин Фунакоси. Он основал, пожалуй, самую массовую и популярную систему карате-Сётокан («дом сосен и волн»). Этот стиль карате по сей день очень популярен и благодаря своей популярности, низкому травматизму включен в программу лет-

них олимпийских игр 2021 года, которые пройдут в столице Японии Токио (Ы!р:/^рог1-history.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st002.shtml).

Во второй половине 20 века карате достигло новой волны развития. Стали появляться такие стили карате как, Киокушинкай, Асихара-карате до, Годзо -рю, Дайдо-Джуку. Эти школы были основаны именитыми мастерами классического карате такими как: Ма-сутацу Ояма, Хидэюки Асихара, Адзума Такаси. Также в этот период карате стало активно развиваться в мире. Основатели школ стали основывать свои международные федерации и проводить свою экспансию в различных странах мира. Они выезжали в разные страны, обучали местных мастеров, проводили семинары и дан тесты и таким образом привлекали внимание местного населения к этому интересному виду боевого искусства. Они понимали, что карате уже не просто система физического и духовного воспитания, а уже сформированный вид спорта. Стали разрабатываться правила соревнований для выявления лучших спортсменов. Во многих школах карате соревнования проводятся по ката (техническому комплексу) и кумите (поединки) [1, 5].

Стоит подытожить выше сказанное. В мире существует множество стилей восточных единоборств, а также существует множество стилей карате различных федераций, организаций клубов, но их всех объединяют истоки и традиции.

Известно, что в карате помимо физического развития имеется система воспитания духовного. Помимо этого, в карате существует иерархия по цвету пояса. То есть белый пояс выполняет команды старшего ученика (семпая), а он в свою очередь подчиняется учителю (сенсею). Также учебные занятия в разных школах карате имеют схожую структуру проведения занятия. Занятие начинается с ритуала, спортсмены отдают дань уважения учителю, старшим ученикам и друг другу. Далее проводят разминку под счет учителя на японском языке. После разминки идет кихон (базовая техника ударов руками и ногами), далее отработка техники Ката или спарринги. Разминка, Кихон и Ката одинаково проводят в различных залах по всему миру. Зачастую трудно увидеть различия между стилями карате [4].

В различных школах, федерациях карате, да и в восточных единоборствах построение тренировочного процесса так похоже. Карате, дзюдо, джиу-джитсу является «Будо-видом» спорта (от японского путь воина). Для них всех существует определенные правила построения тренировочных занятий, поясная система (кю, дан). В разных школах есть различия в градации по поясам и различия в правилах соревнований, но структура занятий не меняется уже многие десятилетия [1, 4].

Японские мастера приезжают в страны, где есть представительства их вида спорта. Они проводят семинары для местных инструкторов, внимательно следят за исполнением традиций по ходу тренировочного занятия и традиционного подхода в учебно-тренировочном процессе.

Давайте же разберем сильные стороны традиционного подхода. Безусловно в отличии от европейских единоборств, в восточных единоборствах учат уважать своего учителя, друг друга, формируется единый коллектив, который всегда рад помочь своему товарищу. Также одной из главных особенностей традиционного подхода является строгое количество и дозировка упражнений. Традиционный метод занятий показывает свою эффективность при проведении занятий для единоборцев начального уровня или при подготовки на сдачу квалификационного экзамена на ученические и мастерские пояса. Стоит принять во внимание то, что технические элементы в данных видах спорта создавались долгие десятилетия, и по данной причине в некоторых разновидностях карате можно найти множество лишних элементов, которые не подходят для выступления на соревнованиях в виду своей неэффективности или они вовсе запрещены правилами данного вида спорта. В попытке убрать из традиционных видов карате лишние элементы техники, было заложено создание нового направления «карате-киокушинкай». Его создал японский мастер карате Масутацу Ойяма. Он убрал из карате неэффективную технику, сделал кара-

те полноконтактным, зрелищным видом спорта. В чемпионатах мира по карате выступало огромное количество спортсменов из различных стран мира, что говорит нам о популярности этого стиля карате в мире [1, 3].

Надо понимать, что даже в относительно молодых видах карате (карате киокушин-кай основан 65-70 лет назад) тренеры полностью придерживаются традиционного подхода в тренировочных занятиях. Несмотря на то, что основатель этого стиля убрал, на его взгляд, неэффективную технику из арсенала карате, проблема данного вида спорта полностью не решена, он (вид спорта) имеет ряд запрещенной техники, которая не подходит для тренировки спортсменов высокого уровня [5].

На наш взгляд, для спортсменов высокого уровня при подготовке к значимым соревнованиям (первенство края, федерального округа (ФО), РФ, Мира), традиционный подход является не совсем эффективным. Ведь такой подход не учитывает такие показатели как антропометрические данные, психофизиологические особенности и бойцовский интеллект. Зачастую в этом подходе к занятиям нет программ для формирования психологической подготовленности, что является одинаково важной наравне с технической и физической подготовленностью спортсмена. Также при данном подходе технические элементы даются одинаково всем занимающимся, без учета конституционального типа телосложения спортсменов [2, 6, 7].

ВЫВОД

К сожалению, многие тренеры игнорируют внедрение новейших технологий в учебно-тренировочный процесс своих видов спорта. Аргументируя это тем, что традиционные методы были разработаны давно и проверены временем, а ввод новых средств подготовки может занять время, в которое спортсмен может отработать технику ударов и бросков или развить физические качества. Другие тренеры напротив хотят ввести новые средства подготовки в свои учебно-тренировочные занятия. Но не могут этого сделать ввиду отсутствия хорошей материально-технической базы или попросту от незнания, каким образом можно эффективно использовать эти технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алхасов, Д.С. Структура тренировочных средств различной направленности на этапе начальной подготовки в косики карате : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алхасов Д.С. - Москва, 2007. - 23 с.

2. Ашкинази, С.М. Технико-тактическая подготовка спортсменов в комплексных единоборствах : монография / С.М. Ашкинази, К.В. Климов. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2016. - 145 с.

3. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов (ИТФ): техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 13-17.

4. Зорин, В.И. Основы кудо / В.И. Зорин, Р.М. Анашкин. - Москва : Полизет, 2004. - 101 с.

5. Коноплев, В.В. Необходимость внедрения инноваций в тренировочный процесс юных кудоистов 12-13 лет / В.В. Коноплев, Е.В. Харченко, Т.А. Банку // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (167). - С. 169-173.

6. Луговских, Т.Н. Исследование мотивов спортивной и учебной деятельности подростков спортсменов в условиях интеграции образовательных программ СДЮСШОР и общеобразовательной школы / Т.Н. Луговских, Г.А. Кузьменко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - C. 219-231.

7. Сороканюк, О.В. Анализ технических действий и структурных элементов в системе техники смешанных единоборств / О.В. Сороканюк // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 275-277.

REFERENCES

1. Alkhasov, D.S. (2007), The structure of the training facilities of varions kinds at the stage of initial training in karate Koshiki, dissertation, Moscow.

2. Ashkinazi, S.M. and Klimov, K.V. (2016), Technical-tactical training of athletes in the integrated martial arts, monograph, St. Petersburg

3. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A. and Savvina, A.S. (2008), "Aspects of the formation of the integrated readiness of young taekwondists (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 35, pp. 13-17.

4. Zorin, V.I and Anashkin, R.M. (2004), Basics of Kudo, Polizet, Moscow.

5. Konoplev, V.V., Kharchenko, E.V. and Banku, T.A. (2019), "The need for innovation in the training process of young Kudoka 12-13 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 169-173.

6. Lugovskikh, T.N. and Kuzmenko, G.A. (2015), "Analysis of Motives of Teenagers-sportsmen' Sports and Educational Activity Under Integration Circumstances of Sports and Regular Schools' Education Programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 219231.

7. Sorokanyuk, O.V. (2018) "Analysis of technical actions and structural elements in the system of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 275-277.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2020

УДК 796.09

КООРДИНАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО СПОРТА В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Анатолий Петрович Стрижак, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета, г. Москва; Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, г. Москва; Сергей Александрович Филин, кандидат педагогических наук, мастер спорта международного класса, чемпион мира среди спасателей и полицейских, заместитель директора исполнительного комитета Федерации пожарно-прикладного спорта России, г. Москва

Аннотация

Техническое совершенствование спортсменов в пожарно-спасательном спорте должно происходить в тесной связи с физической подготовкой, в частности, с акцентированным развитием координационных способностей. Данный процесс следует увязывать в единую систему «техника-координация», при этом следует понимать, что данные способности рассматриваются в качестве основного фактора для роста спортивных результатов как у юных, так и квалифицированных спортсменов-прикладников. В статье обосновывается роль и значение координационной подготовки на предсоревновательном тренировочном этапе пожарных-спасателей.

Ключевые слова: пожарно-спасательный спорт (ПСС-FRS), соревновательная деятельность, координационная подготовка, двигательные задания (ДЗ), сопряженное воздействие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p212-217

COORDINATION TECHNICAL TRAINING OF ATHLETES OF FIRE AND RESCUE SPORTS IN PRE-COMPETITION TRAINING

Alexey Nikolayevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Anatoly Petrovich Strigak, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Honored Worker of Physical Culture of the Russian Federation, Institute of Natural Knowledge and Sports Technologies of Moscow City Pedagogical University, Moscow; Sergey Nikolayevich Zuev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Customs Academy, Moscow; Sergey Alexandrovich Filin, the candidate ofpedagogical sciences, Master of Sports of the International Class, World

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.