выбирали в основном самые известные для широких масс поединки, которые в свою очередь не являлись самыми зрелищными. Также не сыскали большую популярность среди опрошенных перспективные спортсмены и организации. Российским промоутерам, для более высокой успешности компаний необходимо более активно продвигать молодых спортсменов, рассказывая зрителям более детально об их спортивных карьерах, жизненной позиции и заключать эксклюзивные соглашения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов, М.П. Структура техники смешанного боевого единоборства / М.П. Аниси-мов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 10-13.
2. Обучение технике и тактике ведения боя в смешанном боевом единоборстве (ММА) / Н.А. Вареников, И.Е. Попова, О.В. Губин, М.С. Сандраков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 69-74.
3. Коноплев, В.В. Влияние борцовской базы спортсмена на его последующие выступления в профессиональном ММА / В.В. Коноплев, Е.В. Харченко, Т.А. Банку // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №1 (167). - С. 170-173.
4. Филиппов, С.С. Результаты изучения знаний студентами физкультурного вуза профессионального бокса / С.С. Филиппов, С.И. Микаэлян // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 105-110.
5. Филиппов, С.С. Результаты исследования содержания деятельности менеджера профессионального бокса / С.С. Филиппов, С.И. Микаэлян // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 120-124.
REFERENCES
1. Anisimov M.P. (2014) "The structure of the technology of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 10-13.
2. Varenikov, N.A., Popova, I E., Gubin, O.V. and Sandrakov, M.S. (2019), "Training in combat technique and tactics in mixed martial arts (MMA)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 69-74.
3. Konoplev, V.V., Kharchenko, E.V. and Banku, T.A. (2019), "The influence of the athlete's wrestling base on his subsequent performances in professional MMA", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 170-173.
4. Filippov, S.S., and Mikaelyan, S.I. (2010), "The results of the study of knowledge by students of a physical culture university of professional boxing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 105-110.
5. Filippov, S.S., and Mikaelyan, S.I. (2010) "Results of the study of the content of the professional boxing manager", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 103-106.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.10.2020
УДК 796.85
СОВРЕМЕННЫЙ ПУТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ЕДИНОБОРЦЕВ
Виктор Витальевич Коноплев, магистрант, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток; Евгений Витальевич Харченко, магистрант, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики филиал Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск
Аннотация
Боевые единоборства в настоящее время являются вторыми по популярности в мире после игровых видов спорта. Об этом нам говорит успешность проведения турниров среди профессионалов и любителей, открытие новейших спортивных центров подготовки спортсменов-единоборцев.
Конкуренция, как в мире, так и в отдельно взятой стране постоянно растет. Также огромное внимание приковано к детскому спорту. В нашем исследовании будет предложен современный взгляд организации тренировочного процесса единоборцев с учетом новейших тенденций. Результаты проделанной нами работы будут полезны: тренерам-преподавателям и другим работникам, осуществляющим свою деятельность в сфере физической культуры и спорта.
Ключевые слова: единоборства, соревнования, спортивная тренировка, тренеры.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p191-195
MODERN WAY OF ORGANIZATION OF THE PROCESS OF TRAINING OF THE YOUNG ATHLETES-UNIVERSAL FIGHTERS
Viktor Vitalievich Konoplev, the master student, Far Eastern State Federal University, Vladivostok; Evgeny Vitalievich Kharchenko, the master student, Tatyana Anatolyevna Banku, the
candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy branch of the Far Eastern Federal University, Ussuriysk
Abstract
Martial arts are currently the second most popular sport in the world after team sports. This is evidenced by the success of the tournaments among the professionals and amateurs, the opening of the newest sports training centers for combat athletes. Competition both in the world and in the single country is constantly growing. Also, great attention is focused on children's sports. In our scientific work, a modern view of the organization of the training process of single combats will be proposed, taking into account the latest trends. The results of our work will be useful to: trainers-teachers and other employees working in the field of physical culture and sports.
Keywords: martial arts, traditional approach, training process, sports training, coaches.
Известно, что в теории и практике спортивной подготовки используются эффективные разработки из различных научных областей, которые могут использоваться и в единоборствах. Целью нашей работы является теоретический анализ новейших технических средств и методов подготовки спортсменов в единоборствах.
Задачи:
1. Рассмотреть технические средства, используемые в области спорта.
2. Раскрыть новейшие методические приемы, необходимые в подготовке единоборцев.
Для единоборцев одним из необходимых нововведений является установка камер вокруг тренировочной площадки (татами, ринг, восьмиугольник). Рекомендуется использовать камеры высокого разрешения и мощное оборудование для обработки видеосъемки (компьютеры) с той целью, чтобы детально по кадрам разбирать видеозаписи, что, несомненно, поможет тренеру увидеть пробелы в технической подготовке спортсменов. Это поможет тренерскому штабу после проведения тренировочных занятий подробно разбирать технику занимающихся и устранять ошибки. Также это поможет понять, в какой момент поединка наступает утомление спортсмена, что позволит подкорректировать его функциональную подготовку. На наш взгляд, также необходимо снимать соревновательные поединки своих учеников и спортсменов их категорий, чтобы впоследствии составлять грамотные планы на бой и правильно проводить психологическую подготовку [2, 3].
При проведении спарринговых тренировок помимо видеосъемки, необходимо приближать условия максимально к соревновательным. Это можно сделать при помощи размеров площадки соревновательных размеров, спарринг-партнеров соответствующей квалификации и конечно звуковым оборудованием. Звуковое оборудование сможет воспроизвести публику в зависимости от места проведения состязаний, ведь если соревнования проводятся на родине спортсмена, то домашняя публика будет приветствовать его, а если они проводятся в другом регионе или в другой стране она будет нейтральной или негативно настроенной на спортсмена. Атлет должен быть психологически готов к
состязанию и ему не должно мешать окружение, он должен максимально сконцентрироваться на поединке [4, 6].
Для полного понимания картины ведения поединков можно использовать спортивный инвентарь с датчиками. Это могут быть боксёрские перчатки или перчатки для ММА. Такой инвентарь может показать точное количество попаданий при спарринговых тренировках. Данные передаются в компьютер, и можно точно знать в какой момент количество точных ударов было больше. Также в учебно-тренировочном процессе можно использовать нагрудники (кирасы) и защитные шлемы с датчиками. Такое оборудование показывает количество пропущенных ударов за поединок [2, 7].
Помимо средств, приближающих к соревновательным условиям, спортсменам единоборцам необходимы тренировки на внимание. В этом им поможет тренажёр для внимания. Он состоит из кнопок, которые имитируют уязвимые точки человеческого тела. По команде за определенное время спортсмен должен правильно нажать большее количество загорающихся кнопок. Данные об интервале между нажатиями помещаются в компьютер. Для эффективности необходимо проводить замеры в начале тренировки, в середине и в конце, а также до и после поединков, чтобы понять в какой момент у спортсмена лучше или хуже проходит распределение и переключение внимания. После таких замеров тренерам нужно вводить корректирующие тренировки, а также эти данные помогут при составлении плана на поединок [5].
Тренерский штаб должен понимать: находится ли спортсмен в правильной зоне интенсивности нагрузки и сколько времени он там работает. В этом тренерскому штабу могут помочь специальный браслет, отслеживающий показатель ЧСС. Данное устройство передает данные во время занятия на компьютер, и тренерский штаб может увидеть, насколько эффективна тренировочная нагрузка для конкретного спортсмена. При проведении тактических тренировок необходимо такое оборудование как проектор и компьютер. Тренер должен наглядно показать своим ученикам особенности правил соревнований, их слабые и сильные стороны, и потенциальных соперников, а также давать домашние задания на анализ прошедшего турнира, выявления и устранения ошибок и разработки правильного плана на поединок [4].
Также для качественного выполнения тренировочных нагрузок и выступления на соревнованиях привлекаются специалисты из сторонних областей. Например, специалист по питанию: он сможет составить рациональное питание для своего спортсмена таким образом, чтобы он смог выполнять поставленные задачи, иметь хорошую работоспособность и что важно для единоборцев, не превышать лимит своей категории.
Специалист по спортивной медицине необходим спортсменам, выступающим на соревнованиях высокого уровня. Он может оценить состояние здоровья спортсмена в целом, а также его функциональные возможности. К тому же спортсменам необходима помощь спортивного фармаколога. Он составит комплексы подкрепляющих препаратов спортсменам с учетом их возраста, тренировочных микроциклов и уровня соревнований. Если же соревнования проходят в другом регионе или в другой стране, он сможет помочь быстро адаптироваться в другом климатическом и часовом поясе.
Ещё немаловажным фактором является психологическая подготовка спортсмена. Для этого необходима помощь квалифицированного психолога. Он должен проводить со спортсменами специфические занятия, укрепляющие психологическую готовность к предстоящим стартам. Спортсмены должны уметь себя вводить в оптимальное боевое состояние, а также уметь управлять своими мыслями, справляться с психологическим давлением на соревнованиях. Ведь стоит помнить, что на соревнованиях спортсмен попадает в различные стрессовые ситуации, а если турнир проходит на «чужой» для него территории, то психологическое давление на него еще больше усиливается. Для победы на крупных соревнованиях необходимы систематические занятия со спортивным психологом и современные методы психологической подготовки единоборцев. Одним из эффективных
методов подготовки спортсменов является аутогенная тренировка [1].
Единоборцы, особенно в предсоревновательный период, выполняют нагрузки на грани своих возможностей. Из-за больших нагрузок возрастает риск травматизма. Большую роль в восстановлении спортсменов играют различные водные процедуры. Такие как гидромассаж (массаж при помощи искусственной струи воды) и подводные гимнастические упражнения. Можно проводить тренировки на ударную технику в бассейне. Также тренировки в бассейне могут помочь спортсмену точно прочувствовать те мышцы, которые используются в ударе, и подкорректировать его технику.
ВЫВОД
Единоборства активно развиваются в настоящее время. Они очень популярны, так как зрелищны и комплексно развивают все физические способности, психологическую устойчивость, учат дисциплине и что очень важно для ребёнка делают его целеустремлённым. Но стоит помнить, что в наше время единоборства - это не только система физического и духовного воспитания, но и активно развивающиеся виды спорта. Чтобы становится победителем на всероссийской и мировой арене, тренерам необходимо грамотно готовить своих воспитанников, учитывая возрастные, психофизические, антропометрические особенности занимающихся. В этом тренерскому штабу, на наш взгляд, поможет современный взгляд на спортивную подготовку с использованием различных технических средств и методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! / А.В. Алексеев. - Москва : Физкультура и спорт, 2003.
- 278 с.
2. Алхасов, Д.С. Структура тренировочных средств различной направленности на этапе начальной подготовки в косики карате : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алхасов Дмитрий Сергеевич. - Москва, 2007. - 23 с.
3. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов (ИТФ): техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 13-17.
4. Коноплев, В.В. Необходимость внедрения инноваций в тренировочный процесс юных кудоистов 12-13 лет / В.В. Коноплев, Е.В. Харченко, Т.А. Банку // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (167). - С. 169-173.
5. Луговских, Т.Н. Исследование мотивов спортивной и учебной деятельности подростков спортсменов в условиях интеграции образовательных программ СДЮСШОР и общеобразовательной школы / Т. Н. Луговских, Г. А. Кузьменко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.
- 2015. - № 6 (124). - C. 219-231.
6. Сороканюк, О.В. Анализ технических действий и структурных элементов в системе техники смешанных единоборств / О.В. Сороканюк // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 275-277.
7. Симаков А.М. Содержание физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 4 (62). - С. 93-97.
REFERENCES
1. Alekseev, A.V. (2003), Get over yourself! Physical Culture and Sports, Moscow.
2. Alkhasov, D.S. (2007), The structure of the training facilities of various kinds at the stage of initial training in karate Koshiki, dissertation, Moscow.
3. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A. and Savvina, A.S. (2008), "Aspects of the formation of the integrated readiness of young taekwondists (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, Vol. 35, pp. 13-17.
4. Konoplev V.V., Kharchenko E.V. and Banku T.A. (2019), "The need for innovation in the training process of young Kudoists 12-13 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 177, No. 11, pp. 169-173.
5. Lugovskikh, T.N. and Kuzmenko, G.A. (2015), "Analysis of Motives of Teenagers-sportsmen' Sports and Educational Activity Under Integration Circumstances of Sports and Regular Schools' Education Programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 219231.
6. Sorokanyuk O.V. (2018), "Analysis of technical actions and structural elements in the system of mixed martial arts", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 275-277.
7. Simakov A.M. (2010), "Maintenance of physical readiness of young taekwondist at a stage of initial preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 93-97.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.09.2020
УДК 796+612 +373
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМИ АЭРОБНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПРИ КОГНИТИВНЫХ НАГРУЗКАХ
Игорь Альлерович Криволапчук, доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва, Государственный университет управления, Москва, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва; Сергей Анатольевич Баранцев, доктор педагогических наук, профессор, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва, Государственный университет управления, Москва; Марк Максимович Герасимов, научный сотрудник, Институт возрастной физиологии Российской
академии образования, Москва
Аннотация
Установлено, что школьники 15-16 лет с высокой аэробной работоспособностью характеризуются оптимально сниженной фоновой активированностью и менее выраженными изменениями вегетативных показателей ФС при напряженных когнитивных нагрузках, на фоне повышенной эффективности деятельности и физиологической сопротивляемости стрессу.
Ключевые слова: аэробные возможности, физическая работоспособность, неспецифическая активация, когнитивные нагрузки, эффективность деятельности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p195-202
FUNCTIONAL STATE OF ADOLESCENTS AGED 15-16-YEARS OLD WITH DIFFERENT AEROBIC ABILITIES UNDER COGNITIVE LOADS
Igor Allerovich Krivolapchuk, the doctor of biological sciences, chairman of the laboratory, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, State University of Management, Moscow, National Research Technological University "MISiS", Moscow; Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Sergey Anatolyevich Barantsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, State University of Management, Moscow; Mark Maksimovich Gerasimov, the research associate, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy ofEducation, Moscow
Abstract
It was found that 15-16-year old schoolchildren with high aerobic performance are characterized by optimally reduced background activity and less pronounced changes in the autonomic parameters of FS under intense cognitive loads, against the background of increased activity efficiency and physiological resistance to stress.