Научная статья на тему 'Игровой метод как средство интегральной подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса'

Игровой метод как средство интегральной подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1410
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / ИГРОВОЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симаков Александр Михайлович

Подвижные игры играют важнейшую роль в развитии детей и в последнее время широко используются как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. В статье подробно описан алгоритм применения игрового метода при формировании интегральной подготовленности на начальном этапе непрерывного учебно-тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симаков Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game method as means of the integrated preparation in taekwondo at the initial stage of the educational and training process

Outdoor games play an important role for development of the children and they are widely used as an effective remedy in training process in different types of sports in recent times. In the article the algorithm of application of the game method has been described in details when forming the integrated readiness at the initial stage of the continuous educational and training process.

Текст научной работы на тему «Игровой метод как средство интегральной подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса»

Статья поступила в редакцию 02.07.2014.

УДК 796.83

ИГРОВОЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТХЭКВОНДО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО

ПРОЦЕССА

Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Подвижные игры играют важнейшую роль в развитии детей и в последнее время широко используются как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. В статье подробно описан алгоритм применения игрового метода при формировании интегральной подготовленности на начальном этапе непрерывного учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: тхэквондо, начальный этап подготовки, игровой метод.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p155-159

GAME METHOD AS MEANS OF THE INTEGRATED PREPARATION IN TAEKWONDO AT THE INITIAL STAGE OF THE EDUCATIONAL AND TRAINING

PROCESS

Alexander Mikhaylovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Department chairman,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Outdoor games play an important role for development of the children and they are widely used as an effective remedy in training process in different types of sports in recent times. In the article the algorithm of application of the game method has been described in details when forming the integrated readiness at the initial stage of the continuous educational and training process.

Keywords: taekwondo, initial stage of preparation, game method.

Подвижные игры играют важнейшую роль в развитии детей и в последнее время широко используются как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта.

Детская игра - исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одно их средств физического, нравственного воспитания.

В самом общем понимании, в современной науке игра трактуется как форма деятельности, в условных ситуациях имитирующая освоение общественного опыта, фиксированного в предметных действиях, науке, культуре (Пономарев Н.И., 1994). В педагогическом плане игра определяется как деятельность, в которой формируется и совершенствуется управление поведением, а воспитание представляет собой не что иное, как руководство (управление) развитием личностно и общественно значимых качеств воспиту-емых. Данное положение, на наш взгляд, подчеркивает целесообразность использования подвижных игр для решения задач тактической и психологической подготовки спортсмена. Наиболее перспективным направлением в изучении сущности игры считается теория моделирования, в соответствии с которой игра рассматривается как своеобразная модель элементов реальной жизни, воспроизводящая практическое поведение человека в

границах заранее определенных условностей [1-3, 9, 11, 17].

Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений, при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода. Возможность достижения игровой цели различными способами, постоянное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий -все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регулировать нагрузку по величине и направленности.

Фактором, определяющим структуру соревновательной деятельности, является направленность на достижение наивысшего для спортсмена результата. Соревновательной деятельности, как и любому другому виду сознательной человеческой деятельности, присуще отношение: цель - средство - результат.

Целью является модель (образ) того, к чему стремиться спортсмен в результате соревновательной деятельности, средством - приемы и действия спортсменов, направленные на достижение поставленной цели, результатом - спортивный результат, продемонстрированный на соревнованиях. В данном исследовании соревновательная деятельность рассматривалась на уровне специфических характеристик конкретного вида спорта, а именно - тхэквондо [4, 7, 8, 12, 13]. За основу было принято положение о том, что системообразующим фактором является спортивный результат, который, в свою очередь, зависит от двух групп компонентов: обеспечения и реализации. К компонентам обеспечения были отнесены: способности и умения, составляющие содержание физической, тактической, психологической и интеллектуальной подготовленности. В качестве компонента реализации рассматривалось содержание технической подготовленности тхэквондиста.

Исходя из предположения о том, что применение в интегральной подготовке вместо соревнований, как основного метода интегральной подготовки, модифицированных подвижных игр, моделирующих соревновательную деятельность в тхэквондо, позволит сформировать максимально возможный уровень интегральной подготовленности юных тхэквондистов без нанесения вреда их физическому и психологическому состоянию, нами были реализованы два основных подхода к становлению интегральной подготовленности [15, 16].

Первый подход - аналитический: предполагает избирательное воздействие на те или иные компоненты подготовленности юных тхэквондистов. В основном, при реализации этого подхода интегрируется физическая подготовленность с каждой из сторон подготовленности.

Второй подход - интегральный: подвижные игры, используемые для становления интегральной подготовленности, позволяют создать необходимые предпосылки спортивного совершенствования на этапах многолетнего тренировочного процесса, модифицировать в соответствии со следующими параметрами соревновательной деятельности:

1) продолжительность соревновательного поединка;

2) характер мышечной деятельности;

3) характер энергообеспечения мышечной деятельности;

4) характер взаимодействия соревнующихся;

5) параметры места проведения соревновательного поединка;

6) характер распределения усилий на протяжении соревновательного поединка.

В соответствии с количеством моделируемых параметров соревновательной деятельности, подвижные игры имеют комплексную направленность.

Общеизвестно, что когда занимающемуся легко дается выполнение того или иного упражнения, он, как правило, теряет интерес к данному виду деятельности, поскольку ученик не испытывает трудности, а следовательно, и не видит результатов своего труда, не испытывает радости успеха, что приводит к снижению интереса к учебнотренировочному процессу. Вместе с тем, на этапе начальной подготовки необходимо ра-

зучивать много физических упражнений. Это существенно снижает интенсивность и эмоциональную окрашенность тренировочных занятий. Использование подвижных игр позволяет преодолеть противоречие.

Для целенаправленного формирования интегральной подготовленности тхэквондистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса нами была разработана программа педагогических воздействий, включающая в себя комплекс педагогических задач по физической, технической, психологической, интеллектуальной, тактической подготовке и средства их решения. В качестве средств, наряду с традиционными, использованы подвижные игры. Их подбор и модификация произведены таким образом, чтобы, в результате применения, игры оказывали избирательное или комплексное воздействие на все стороны подготовленности спортсмена. С этой целью модифицировались традиционные подвижные игры. В связи со спецификой соревновательной деятельности в тхэквондо, были выбраны индивидуальные подвижные игры. Предметом модификации являются игровые установки и критерии выигрыша. Определяющий фактор при модификации -содержание физической подготовленности. Это обусловлено необходимостью дозирования получаемой во время тренировки физической нагрузки в соответствии с принципами, выражающими специфические закономерности занятий физическими упражнениями и со специфическими принципами развития физических способностей [1, 2, 3, 14-15].

В результате такого подхода появляется возможность определять рациональное соотношение объема и интенсивность нагрузки, а также рациональную последовательность, т.е. место подвижной игры в макроструктуре тренировочного занятия. Так, подвижные игры, преимущественно направленные на развитие силовых, координационных и скоростных способностей необходимо применять в первой и второй части тренировочного занятия. Игры, преимущественно направленные на развитие гибкости, также следует планировать в конце первой части или во второй, по возможности, до возникновения утомления. Это обусловлено тем, что для эффективного выполнения технических приемов тхэквондистам требуется высокий уровень развития активной гибкости. А чем сильнее утомление, возникшее во время тренировки, тем ниже уровень активной гибкости, и выше - пассивной, которая не оказывает существенного влияния на результативность соревновательной деятельности тхэквондиста. Игры, преимущественно направленные на развитие выносливости - во второй части, так как возникшее, в результате решения задач первой части тренировки, утомление, позволяет рациональнее использовать тренировочное время, т.е. подвижная игра «на выносливость» длится меньше времени, чем, если бы давалась до возникшего утомления. Кроме того, необходимо учитывать то, что в зависимости от продолжительности игры меняется направленность ее воздействия: силовые способности - силовая выносливость, скоростные способности - скоростная выносливость, координационные способности - координационная выносливость.

Для обеспечения эффективности педагогических воздействий следует соблюдать правила реализации игрового метода, позволяющие сопряженно решать задачи физической, тактической, технической, интеллектуальной и психологической подготовки. Правила сгруппированы по видам деятельности тренера:

1) разработка содержания игры;

2) формирование мотивов и ориентировочной основы деятельности спортсменов;

3) организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности в процессе

игры;

4) контроль, регулирование, корректировка деятельности занимающихся;

5) анализ достигнутых результатов.

В качестве средств тренировочного процесса применяются: упражнения из различных видов спорта - общеподготовительные упражнения, упражнения из тхэквондо -специально-подготовительные упражнения, подвижные игры комплексной и частной направленности (технико-физическая; технико-тактическая; тактико-физическая; психо-

лого-физическая и т.п.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Генеалогические основы прогнозирования успешности соревновательной деятельности единоборцев / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 7-15.

2. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 3-9.

3. Бакулев, С.Е. Взаимосвязь группы крови, величины и скорости тренировочных эффектов как фактор отбора в боксе / С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 5 (27). - С. 11-14.

4. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев,

A.В. Павленко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 15-20.

5. Бакулев, С.Е. Повышение эффективности прогнозирования успешности спортсменов единоборцев с учетом генетических основ родовой, межвидовой и внутриродовой ориентации / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. - С. 35-39.

6. Бакулев, С.Е. Прогнозирование индивидуальной успешности спортсменов-единоборцев с учетом генетических факторов тренируемости : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Бакулев С.Е. -СПб., 2012. - 49 с.

7. Индивидуальная тренируемость в ударных единоборствах / Бакулев С.Е., Двейрина О.А., Афанасьева И.А., Чистяков В.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 8 (102). - С. 16-24.

8. Интегральная подготовка юных тхэквондистов : учеб. пособие / С.Е. Бакулев,

B.А. Таймазов, В.А. Чистяков, А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 122 с.

9. Информационно-измерительная система контроля параметров тренировочного процесса боксеров / Г.И. Мокеев, М.П. Иванов, В.Н. Харрасов, В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, М.С. Бакулев, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 63-66.

10. Платонов, В.Н. Адаптация в спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Здоровья, 1988. - 215 с.

11. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.

12. Симаков, А.М. Содержание физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 93-97.

13. Социально-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса российских тхэквондистов / С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков, А.В. Павленко, М.С. Бакулев, Ким Джон Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 18-22.

14. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.

15. Таймазов, В. А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.

16. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.

17. Тренажер для бокса и других видов единоборств : Патент № 100729 Рос. Федерация / Мокеев Г.И., Бакулев С.Е., Чистяков В.А., Бакулев М.С., Иванов М.П., Таймазов В.А., Харрасов В.Н. ; опубл. 27.12.2010, Бюлл. № 36. - 3 с.

REFERENCES

1. Bakulev, S.E. (2012), Forecasting of individual success of athletes martial artists taking into account genetic factors of training, dissertation, St. Petersburg.

2. Bakulev, S.E. and Tajmazov, V.A. (2006), “Genealogical bases of forecasting of success of competitive activity of martial artists”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 715.

3. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A. and Savvina, A.S. (2006), “The differentiated approach to definition it is sports important coordination abilities of the boxer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 3-9.

4. Bakulev, S.E. (2007), “Interrelation of a blood type, size and speed of training effects as a selection factor in boxing”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 27, No. 5, pp. 11-14.

5. Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2007), “Modern taekwondo as complex single combat”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp. 15-20.

6. Bakulev, S.E. Tajmazov, V.A. and Chistyakov, V.A. (2011), “Increase of forecasting effectiveness of success of athletes of martial artists taking into account genetic bases of patrimonial, interspecific and intra patrimonial orientation”, Messenger of sports science, No. 2, pp. 35-39.

7. Bakulev S.E., Dveyrina O.A., Afanasyeva I.A., Chistyakov V.A. (2013), “Individual training in striking single combats”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 16-24.

8. Bakulev S.E., Taymazov V.A., Chistyakov V.A. and Simakov A.M. (2010), Integrated preparation of young taekwonndist: studies. grant, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

9. Mokeev, G.I., Ivanov, L.S., Harrasov, V.N., Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Bakulev M.S. and Chistyakov, V.A. (2010), “Information and measuring monitoring system of parameters of training process of boxers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 63-66.

10. Platonov V. N. (1988), Adaptation in sports, Health, Kiev, Ukraine.

11. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) “Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete”, Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.

12. Simakov A.M. (2010) “Maintenance of physical readiness of young taekvondist at a stage of initial preparation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 93-97.

13. Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Pavlenko, A.V., Bakulev, M.S., Kim John Kil (2011), “Social and pedagogical aspects of educational and training process of the Russian taekwondo”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 18-22.

14. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), “Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.

15. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.

16. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), “Development of system approach to studying of activity of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.

17. Mokeev, G.I., Bakulev, S.E., Chistyakov, V.A., Bakulev M.S., Ivanov, M.P., Taymazov, V.A., Harrasov, V.N. (2010), The exercise machine for boxing and other types of single combats, Patent No. 100729 Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 02.07.2014.

УДК 796.853.23

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ГИМНАСТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 14-17 ЛЕТ В ТРАДИЦИОННОМ

УШУ

Валентин Александрович Сланко, кандидат педагогических наук, доцент,

Аслан Анзаурович Шагуч, кандидат педагогических наук, доцент,

Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета

(ИФК и дзюдо АГУ), г. Майкоп

Аннотация

Известно, что занятия традиционным ушу предъявляют к спортсмену высокие требования к проявлению такого важного физического качества, как гибкость, на основе которого формируется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.