УДК 101.1:316 ББК Ю6
А.М. Кашкаров
Астраханский государственный университет
ТЕХНОГЕННАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ*
*Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Человек-техногенный: когнитивный, социокультурный, виртуальный аспекты, формирования»
18-011-00095 А.
В данной статье проведен анализ понятия «техногенная культура»; изучены основные этапы становления техногенной культуры; определены ее специфические черты, условия формирования, последствия для природы и человека. Дано четкое разделение понятия «техногенный», которое приравнивается по значению к таким понятиям, как: «технический», «технологический», «технико-технологический». Особое внимание в статье уделено проблеме ценностей техногенной культуры, которые задают принципиально новое направление человеческой активности в целом. Делается вывод о том, что одной из актуальнейших задач современной науки является проблема технологизации современной культуры, формирование человека-техногенного и техно-будущего человечества в целом. При этом в пространстве техногенной реальности эта проблематика приобретает новый импульс и новое понимание.
Ключевые слова: техногенная культура, цивилизцация, техносфера, техногенное общество, человек-техногенный.
A.M. Kashkarov
Astrakhan State University
TECHNOGENIC CULTURE: CONCEPTAND STAGES OF FORMATION
This article analyzes the concept of "technogenic culture "; studies the main stages of formation of technogenic culture; identifies its specific features, conditions of formation, and its consequences for nature and man. The author provides a clear separation of the concept "technogenic ", which is equivalent in value to such concepts as "technical", "technological ", "technical and technological". The paper exploresthe problem of values intechnogenic culture, which provides a fundamentally new direction of human activity in general. In conclusion, this study identifies that one of the most urgent tasks of modern science is the problem of technologization of modern culture, the formation of man-made and techno-future of mankind as a whole. At the same time, this problem acquires a new impetus and a new understandingin the space of technogenic reality.
Key words: technogenic culture, civilization, technosphere, technogenic society, human-technogenic.
Необходимость комплексного осознания и исследования проблем, которые наличествуют в современной культуре, очевидна и затрагивает интересы большинства ученых-исследователей, а также всего общества в целом. Обьясняется это, прежде всего, тем, что ^временная реальшсть шдвергается мнoжественным сoциальным и культурным трансфoрмациям, происхoдящим год влиянием таких щюцессов, как всеoбщая инфoрматизация, ггобализация, а также виртуализация, что, в свoю oчередь, стимулирует к переoсмыслению традицюнных филoсoфских кoнцептов и шнятий.
Современное общество в процессе его становления получило множество интерпретаций, на основе которых были разработаны подходы к его изучению. С конца XX в. - начала XXI в. все чаще в науке стало использоваться понятие «техногенная культура», обозначающее совокупность отличий и особенностей современного общества как некоего культурного и цивилизационного организма, в котором происходят активные социальные трансформации разного рода, обусловленные эффективным внедрением научно-технических достижений в пространство социума в целом [14].
Центральным звеном формирования и укоренения техногенной культуры является активное развитие технологий. Опираясь на научные труды Д. Вига, можно выделить такие смыслозначимые трактовки понятия «технология», как:
1. Неразрывное единство технологического знания, конкретных правил и определенных понятий;
2. Сохранение, поддержание и развитие инженерных профессий, ориентированных на сохранение норм и условий труда, а также содержащих предпосылки применения технических знаний;
3. Сохранение технических средств, инструментов и изделий (единицы техники) [1].
Кроме того, в современной науке получило широкое распространение понятие
«техногенный», при этом значительно различается трактовка данного термина. В большей части научных трудов, которые нам удалось исследовать, понятие «техногенный» по смысловому содержанию пересекается с такими понятиями, как «технологический», «технический» и «технико-технологический», но при этом несет иную смысловую нагрузку.
Итак, смысловым наполнением понятия «технологический» является: созданный на основе непрерывного, прямоцепного процесса, осуществляемого с помощью определенной техники для достижения оптимального результата. «Технический» - созданный на основе разнокомпонентных средств и методов трудообеспечения, а также мультиспекторного набора приемов, необходимых для формирования всех видов благ (материальных, духовных и иных). «Технико-технологический» - созданный на основе слияния определенных единиц техники и новейших технологий.
Таким образом, нам представляется возможным понимать термин «техногенный» как имманентное свойство, характеризующее технико-технологический характер объекта, процесса, а также явления [4].
Понятие «культура» несет в себе множество смыслов и имеет массу научных определений, что свидетельствует о многогранности данного термина.
В наиболее широком смысле культура представляет собой исторически развивающуюся совокупность социальных (поведенческих, деятельностных, контактных) программ, которые оказывают непосредственное воздействие на формирование, поддержание и развитие определенного типа общества, сложившегося в предметно-материальной и природной средах.
Под техногенной культурой понимается культура, которая формируется исключительно в техногенном обществе под влиянием урбанизации, индустриализации, а также информатизации и глобализационных процессов.
На пути формирования техногенной культуры частично сохраняется культурная ментальность, которая была характерна для прошедшего этапа развития общества, поскольку, только сохраняя прошлое, можно перейти к будущему. Для формирования совершенного уровня социального устройства необходимо осуществлять воспроизводство уже функционирующих видов социального бытия, с помощью созидаемых в науке передовых знаний и изменений в технике и технологиях. Перечисленные процессы
ориентированы на формирование и изменение наличествующих видов социального бытия, конструирование новейших социальных целей, формирование новых базисных ценностей.
Процесс изменения, обновления и усовершенствования традиционного типа общества зачастую сопровождается трансформацией, как способа культурного развития, так и мировоззренческих ориентаций, а также выработки новых ценностей, отвечающих современным реалиям.
Академик Степин В.С. [6] называет следующие ценностные ориентации, свойственные техногенной цивилизации: ценность объективного знания и соответствующий принцип объективной истины; ориентация на целенаправленный и систематический рост знания о мире.
Вышеперечисленные ценности характеризуют собой целевое условие, необходимое для конструирования прогрессивной науки, а также развитой научной рациональности [6].
С точки зрения Степина В.С., в период эпохи Античности и Возрождения техноло-гизация начала зарождаться, при этом сформировалась она ближе к эпохе прединдустри-ального развития (XVШ в.) [7]. Такие показатели, как концентрация населения, активная экономическая деятельность и др., сформировали достаточно благоприятные условия для технических и производственных нововведений, развития науки и т.д.
Конец XVШ в. принято обозначать периодом прединдустриального развития, на фоне которого произошло стремительно индустриальное общественное развитие, сформировавшее в дальнейшем техногенное общество и техногенную культуру.
Для второй половины XX в. характерно господство индустриализации, стремительное изменение техники и технологии, господство капиталистических отношений, активный интерес в научной сфере к разнообразным научным исследованиям, социальные и технические трансформации и др. Ускоренный рост научно-технических трансформаций способствовал преобразованию всех сфер жизнедеятельности людей.
В становлении техногенной культуры существенную роль играет постоянное развитие новых технологий, стандартизация социального устройства, конструирование прогрессивного мировоззрения, улучшение качества жизни и увеличение ее продолжительности под влиянием технического прогресса [10].
Становление техногенной культуры задает принципиально новое направление всей жизнедеятельности в целом, предназначение человека просматривается в преобразующей деятельности. Так, идеал человека техногенной эпохи предстает в виде деятельностно-активного начала, опирающегося на новые ценности, возникшие в пространстве техногенной культуры.
Осознание человеческого предназначения в пространстве техногенной культуры напрямую связано с переосмыслением мировоззренческих ориентаций относительно понимания природы, ее роли в жизни общества.
Изобретение новейших технологий открывает широкие перспективы в осуществлении тотального контроля над когда-то упорядоченным, закономерным полем природы. Искусственное изменение природных процессов, направленных на удовлетворение все расширяющихся человеческих потребностей, на сегодняшний день является нормой. Характерный для техногенной цивилизации процесс покорения и преобразования мира природы порождает особое отношение к идеям господства силы и власти индивида над внешними процессами и объектами.
Традиционно природа как живой организм, самостоятельный, управляемый объективными законами бытия. В техногенном мире отмечается кардинальная трансформация самого понятия природы, ее взаимосвязи с человеком. Также отмечается высокая степень
посредственного принуждения, подчинения новым связям, сущность которых определяется властью и господством, владением природы. В итоге в техногенном пространстве культуры произошел сдвиг векторов в самом понимании объектов господства силы и власти - от природы к индивиду. Эти новейшие акценты объединяются с новым идеалом деятельностного и созидающего предназначения индивида.
Понятие «техногенная культура» охватывает все цивилизационные достижения, выражающиеся в установке на приобретение индивидом прогрессивных возможностей, которые, в свою очередь, позволят раздвинуть горизонты его преобразующей деятельности. В системе ценностей техногенной культуры человек предстает как творческий идеал, занимающий приоритетную позицию в системе. Путем трансформации природной и социальной среды он тем самым реализует собственное предназначение автономной личности преобразователя бытия [5].
В пространстве техногенной культуры наличествует особый тип автономной личности, который способен к особой гибкости в собственных корпоративных связях, а также нацелен на построение особо прочных связей с социальными общностями. Вся жизнедеятельность человека-техногенного ориентирована на инновации, изменение традиций, формирование и поддержание личностной индивидуализации, формирование динамично развивающегося мышления. Результатом подобной рефлексивности обыденного сознания является ориентация человека-техногенного на «идеалы доказательности и обоснования суждений, в насыщенности мышления абстрактно-логическими структурами, организующими рассуждение» и т.д." [8].
Таким образом, в техногенном пространстве современной культуры система ценностей строится на личностных идеалах творческой деятельности, мыслительной творческой автономной личности человека-техногенного. Именно в подобной системе ценностей особый приоритетный статус обретает научная деятельность и рациональность, без которых дальнейшее осуществление научно-технических преобразований становится невозможным. Последнее формирует уверенность в том, что индивид способен на раскрытие законов природы и социальной жизни, а также на свободное регулирование природными и социальными процессами в прямом соответствии с собственными целями [3]. Таким образом, особая ценность рациональности становится характерным признаком техногенной культуры. Еще одним характерным признаком является общий фундаментализм технико-технологических прогрессов. Также характерным признаком можно считать техническую результативность преобразования мира в целом. Следующим признаком являются преобладание рационализма, прагматизма, ориентация на автономию личности, унификация образа и стиля жизни в рамках общей технологизации.
Инновационная составляющая выступает характерной чертой техногенной культуры, которая позволяет максимально целенаправленно осознать скорость происходящих научно-технических изменений, неминуемо приближающих техно-человеческое будущее.
Масштабность и скорость научно-технических изменений, развития техногенной культуры, а также снятия ограничений с человека, становящегося человеком-техно-генным, внушают опасения сами по себе. Техногенная культура - своего рода идеология, снимающая всяческие ограничения (природные, социальные, психологические и т.д.) с человека, становящегося человеком-техногенным.
Значительные опасения вызывают ближайшие перспективы возникновения искусственного интеллекта, поскольку это неминуемо приведет к тому, что человечество уступит свое место в первенстве ума и силы среди всего окружающего мира.
Идеологи всеобщей технологизации говорят о скорой возможности трансформаций в течение ближайших лет. Среди важнейших вопросов, возникающих в связи с научно-техническим развитием, центральное место занимает вопрос о том, насколько сильна инерция происходящих трансформаций и возможно ли своевременно изменить вектор его развития в случае возникновения такой необходимости. Подобная тенденция к открытости теории техногенной цивилизации, обращение к своему прошлому, настоящему и будущему наиболее наглядно демонстрирует высокий теоретический потенциал.
Подводя итоги, можно сказать о том, что в пространстве техногенной культуры наблюдается системно-линейное взаимодействие разных уровней социальных и техносферных факторов. Бурное развитие социальной и культурной среды на технократической базе входит в активное противодействие с деятельностью индивидов, а также биосферы в целом, их трансформацией, формированием новейших, надбиос-ферных форм бытия как наследия техно-культуры.
В эпоху технологизации культуры происходит активное расщепление традиционных ценностей, их частичное или полное замещение новыми идеалами, нацеленными на формирование нового культурного технокода, пространство которого будет заполнено социотехно-закономерностями, направленными на построение виртуальной реальности. Непрерывному процессу технотрансформаций сопутствует глобальный процесс конструирования виртуально-коммуникационного пространства техногенной культуры. Современная культура уже немыслима без виртуальной коммуникации, которая имманентно включает в себя разнообразные концепты симулякров (видимость, кажимость). Благодаря бурному развитию и глобальному распространению виртуально-информационных технологий, симулякры переходят из реальной действительности в моделируемую, т.е. искусственно управляемую. Виртуальное пространство отчуждает реальность от человека, формирует лже-дистанцию между ними, тем самым нивелируя экзистенциональный смысл бытия человека.
Виртуальное пространство деконструирует бытийное пространство человека путем комбинирования различных фрагментов из реальности и альтерреальности, что приводит не столько к краткосрочному отвлечению от реальности, сколько к стабильному искажению ощущения времени. При этом время в виртуальном пространстве обратимо. Такая функция открывает новые грани индивидуальных возможностей и привносит в человеческую деятельность больше независимости и риска, а также открывает новые перспективы для экспериментов. Следовательно, виртуальное пространство олицетворяет собой альтерреальность, выступает в качестве самого мира, в котором индивид может быть счастлив.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одной из актуальнейших задач современной философии является проблема технологизации современной культуры, формирование человека-техногенного и техно-будущего человечества в целом. При этом на базе теории техногенной реальности эта проблематика может получить новый импульс и новое понимание.
Список литературы
1. Крылов Д.А. Техногенная цивилизация и культура: основные тенденции развития в современном контексте // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
2. Лопатинская Т.Д. Виртуализация современной культуры и ее феноменов // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 4. - С. 34-38.
3. Морозов В.В. Кризис техногенной цивилизации и альтернативы будущего // Международное научное периодическое издание «Новая наука: от идеи к результату». -Стерлитамак, 2016 г. - С. 206 -210.
4. Новиков А.С. Анализ применения понятий «техногенный», «техногенная культура», «техногенное общество» в философии и общественных наука // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. Издательство: Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего» (Санкт-Петербург), Том 3, № 66. - 2014. - С. 11-13.
5. Степин B. C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. -16.12.2010. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5362
6. Степин, В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В.С. Степин // Вопросы философии. - 1989. - №10. - С. 3-18.
7. Степин, В.С. Цивилизационного развития типы / В.С.Степин // Глобалистика: междунар. энцикл. слов. - М.; СПб.; Н.-Й., 2006. - С. 986-987.
8. Степин, В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего / В.С. Степин. - М., 1996. -С. 27-28.
9. Храпов С.А. Техногенные основания кризиса социокультурной идентичности // Социальная политика и социология. - 2012 - № 1 - С. 88-104.
10. Храпов С.А., Кашкаров А.М. Культурное сознание в информационную эпоху // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. - № 11-2 (61). - С. 196-198.
11. Храпов С.А., Кашкаров А.М. Человек в техногенном обществе: философско-исто-рический анализ // Вестник Калмыцкого университета. - 2017 г. - № 1. - С. 158-163.
12. Храпов, С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации // Вопросы философии. - 2014. - № 9. - С. 66-75.
13. Шаповалов Ю.В. Специфика техногенной цивилизации в условиях глобализации: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Шаповалов Юрий Владимирович. Армавир, 2010. - 175 с.
14. Economic Report of the President 2011[Электронный ресурс] // Whitehouse website. Режим доступа: URL: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/cea/ economicreportofthePresident. 252. Social Networking Has Banner Year in France, Growing 45 Percent [Электронный ресурс] // ComScore. Режим доступа: URL: http://www. comscore.com/Press_Events/Press_Releases/2009/2/Social_Networkin g_France.
15. Erion G., Smith B. Skepticism, morality and «The Matrix».// The Matrix and philosophy./ Ed. By W.Irwin. San Francisco: City Lights, 2002. - 310 p.
16. Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Two words of Postmodernist Literature. Medison: The University of Wisconsim press, 1982. - 315 p.
17. Hayles N.K. How we became post-human: virtual bodies in cybernetics, literature, and informatics. Chicago.: McGrawHill, 1999. - 175p.
18. Khrapov S., Lopatinskaya T, Kashkarov A. Artificial intelligence as cognitive and sociocultural phenomenon // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication -TOJDAC. March 2018 Special Edition, - pp. 107-111. ISSN: 2146-5193, DOI: 10.7456 / 1080MSE.
19. Kryuchkova, S., Khrapov, S., Mironova, Y., Tyrnova, N., Leonova, O. The Russian Public Consciousness Metamorphoses in Conditions of Technogenic Sociocultural Reality // Journal of History Culture and Art Research, 6 (4). R. 1365-1373.
20. Social Networks/Blogs Now Account for One in Every Four and a Half Minutes Online [Электронный ресурс] // Blog Nielsen. Режим доступа: URL:http://blog.nielsen. com/nielsenwire/online_mobile/socialmediaaccountsfor22perce ntoftimeonline.