Научная статья на тему 'Технико-юридическое регулирование опасных производств в Российской империи (XIX - начало XX В. )'

Технико-юридическое регулирование опасных производств в Российской империи (XIX - начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА / ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА / HARMFUL PRODUCTION / INDUSTRY / TECHNICAL-LEGAL REGULATION / INDUSTRIAL LEGISLATION / LAW / STATE / RUSSIAN EMPIRE OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковалева Наталья Витальевна

Анализируются вопросы технико-юридического регулирования опасных производств в Российской империи XIX - начала XX в. Выделяются направления технико-юридического регулирования в сферах деятельности, связанных с изготовлением опасных веществ, с их технологическим циклом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technical Legal Regulation of Dangerous Manufacturing in the Russian Empire (XIX - early XX century)

The article is dedicated to the technical-legal regulation of harmful productions of the Russian Empire of the XIX beginning of the XX century. There are trends of technological and law control in accordance with production, connected with harmful substances, their technological environment (cycle).

Текст научной работы на тему «Технико-юридическое регулирование опасных производств в Российской империи (XIX - начало XX В. )»

из истории права

технико-юридическое регулирование опасных производств в российской империи (XIX — начало XX в.)

КоВАЛЕВА Наталья Витальевна,

доцент кафедры гражданского права и процесса Костромского государственного технологического университета, кандидат юридических наук

Поступательное движение научно-технического прогресса, модернизация различных сфер общественной жизни, изменение производственных процессов, усиление экологического кризиса ставят перед человечеством задачу построения системы наиболее оптимального взаимодействия людей, техники и природы.

Обеспечение безопасности людей, охраны среды обитания от неблагоприятных последствий, связанных с различными техногенными катастрофами, является первостепенной задачей в связи с усложнением производственных процессов в различных отраслях промышленности. В связи с этим изучение истории технико-юридического регулирования деятельности так называемых опасных производств является особенно актуальным.

Становление промышленного производства в России связано с реформами Петра I. Позднее появились новые виды производств, в числе которых — опасные для жизни и экологии. Постоянная военная угроза, обширность территории государства предопределили направления развития и стимулирования отдельных отраслей промышленности. Производство пушек и снарядов, военных кораблей, воинской амуниции для поддержания обороноспособности страны явилось главным фактором, предопределяющим развитие горнодобывающей отрасли, металлургии,

текстильной промышленности и ряда других. Они возникали и функционировали в форме казенных предприятий и изготавливали продукцию по государственному заказу.

Одно из важнейших производств было связано со снабжением армии боеприпасами, поэтому особое внимание уделялось безопасному размещению, организации и функционированию пушечных и оружейных заводов, частных пороховых заводов, заведений для приготовления капсюлей к охотничьему оружию, взрывчатых веществ и др.

Предметом технико-юридического регулирования прежде всего явилось размещение опасных производств на местности наряду с иными объектами, внутреннее устройство промышленных заведений и прилегающих к ним территорий и объектов, а также многочисленные аспекты оптимальной и безопасной организации производственного цикла.

Промышленные заведения, чья деятельность была связана с производством взрывчатых веществ, должны были отвечать определенным требованиям, зафиксированным в законах Российской империи — Уставе о промышленности, Правилах об устройстве и содержании заводов для приготовления взрывчатых веществ, кроме обыкновенного селитряного пороха, и о надзоре за производством в них работ, и др. (далее — Правила о производстве взрывчатых веществ).

Разрешение на устройство завода для изготовления взрывчатых веществ давал министр финансов по соглашению с министром внутренних дел, военным министром, министром

земледелия и государственных иму-ществ, а также с управляющим морским ведомством. Порядок получения разрешения подробно регламентировался в разделе «О порядке разрешения устройства завода» Правил о производстве взрывчатых веществ. В соответствии с указанными Правилами перед открытием завод должен был быть освидетельствован «для удостоверения в правильности его уст-ройства»1.

Дополнительные требования, предъявляемые к устройству, содержанию и ведению производства на пороховых и капсюльных заводах, а также порядок освидетельствования и постоянного надзора за ними, определялись в постановлениях, издаваемых министром торговли и промышленности по согласованию с министром внутренних дел и военным министром. Заводы, изготавливающие взрывчатые вещества, должны были стоять от железных дорог, судоходных рек, каналов и всякого рода строений на расстоянии не менее 400 сажень, а от городской черты, селений и местечек, фабрик и заводов, не принадлежащих заводу складов легковоспламеняющихся веществ и погребов, занятых порохом, на расстоянии не менее 750 сажень. При этом все пространство земли, необходимое для постоянного соблюдения вышеуказанных условий, должно было быть собственностью заводчика или быть им арендуемо на все время существования завода2.

1 См. подробнее: Правила о порядке разрешения устройства заводов для приготовления взрывчатых веществ. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 изд. 1900 г. и по прод. 1906 г.: с разъяснениями Правительствующего Сената, циркулярами Министра внутренних дел, отзывами технико-строительного комитета, строительными правилами для Царства Польского и предметным алфавитным указателем / сост. Д. Бутырский. 2-е изд. М., 1908. С. 283—284.

2 См. Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. Ст. 208, 209, 211, 233, 242—244. СПб., 1913.

В высочайше утвержденном 16 апреля 1901 г. мнении Государственного Совета «О приготовлении взрывчатых веществ»3 подчеркивалось, что для надзора за заводами и заводскими складами министр финансов назначал особых инспекторов, в распоряжение которых заводчики должны были предоставлять жилое помещение. Губернское начальство осматривало завод «через командируемых им должностных лиц», а о результатах осмотра докладывало министру финансов. Такие инспектора и должностные лица, командируемые губернским начальством, были обязаны хранить в тайне «сделавшиеся им известными сведения о технических особенностях производства, составляющих промысловую тайну заводчиков»4.

Интересен тот факт, что мастерские, в которых изготавливались взрывчатые вещества, делились на три разряда: а) опасные, где мог произойти взрыв; б) малоопасные, где не ожидали взрыва, но существовала опасность пожара; в) безопасные, в которых при нормальных условиях эксплуатации вероятность взрыва или пожара была минимальной. Данная градация вводилась в целях определения расстояния для строительства таких мастерских и других объектов. В одном из разделов Правил о производстве взрывчатых веществ отмечалось, что расстояние между опасными мастерскими и другими зданиями не должно было быть менее 25 сажень с учетом количества взрывчатого вещества, помещаемого в них для переработки. Объем взрывчатого вещества, который мог находиться в каждом

3 См. Собрание узаконений. 1901. № 52. ст. 1013. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 281.

4 См. ст. 10, 11, 14 Высочайше утвержденного 16 апреля 1901 г. мнения Государственного Совета «О приготовлении взрывчатых веществ». Собрание узаконений. 1901. № 52. Ст. 1013. Устав Строительный // СЗРИ. Т. XII.

Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 282.

отдельном помещении, определялся особой инструкцией, утверждаемой министром финансов по соглашению «с подлежащими министрами в каждом частном случае принимая в расчет свойства взрывчатых веществ, способ постройки и размеры помещения». Для малоопасных мастерских такое расстояние устанавливалось в 15 сажень, для безопасных — в 5. При этом оно исчислялось по прямой линии «между ближайшими внешними подошвами валов соседних зданий, или в случае отсутствия валов — между самими зданиями». Промежутки между отдельными заводскими зданиями озеленяли лиственными деревьями или кустарником и засеивали травой, которую ежегодно скашивали. Для сообщения одних построек завода с другими требовалось прокладывать «удобные, тщательно содержимые дорожки»; для перевозки или переноски взрывчатых веществ — рельсы или прочные досчатые мостики. Иногда рельсы прокладывали внутри мастерских. В этом случае они должны были быть деревянными или медными5.

В каждой отдельной постройке разрешалось проводить лишь одну «опасную операцию». При этом несколько построек, производящих одну и ту же операцию, считались одной мастерской, все деревянные части которой покрывались составами, предохраняющими их от огня. Любая постройка для изготовления взрывчатых веществ должна была иметь водопровод и все необходимые приспособления на случай пожара. Предписывалось, чтобы крыши и потолки «опасных мастерских» делались «легкими» и «кровли их должны быть железные, цинковые, толевые или уралитовые и вообще несгораемые»; чтобы полы были ровными, без щелей, углублений или складок,

5 См. прим. 1, 2 к п. 7, 19, 31 разд. 2 Правил о производстве взрывчатых веществ. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 285—287.

а в случае необходимости они покрывались непроницаемым слоем и снабжались стоками. Железные скрепления полов не должны были оставаться «обнаженными». В помещениях, где хранились кислоты, полы предписывалось делать только земляными. Окна в мастерских рекомендовалось защищать со стороны улицы прочными металлическими сетками (латунными или медными), которые прикреплялись к рамам и открывались наружу, а стекла, обращенные на солнечную сторону, должны были быть матовыми или закрашены белой клеевой или масляной краской. Устанавливалось, что для удаления выделяющихся при работе паров, кислот и пыли мастерские в обязательном порядке должны иметь надлежаще устроенную вентиляцию для минимизации воздействия неблагоприятных факторов на здоровье рабочих6.

Температурный режим регламентировался для опасных и малоопасных мастерских, в которых рекомендовалось поддерживать постоянную температуру «не ниже +10 R». Следует отметить, что на законодательном уровне детально регулировались вопросы теплоснабжения и освещения промышленных заведений. Так, для опасных и малоопасных мастерских отопление могло быть производимо только теплой водой, нагретым воздухом или паром, пропускаемым по латунным или медным трубам, при этом предельные величины нагрева труб и приборов определялись в каждом отдельном случае нормами, содержащимися в особой инструкции. Использование железных или чугунных труб допускалось исключительно в малоопасных мастерских, с тем условием, чтобы данные трубы были изолированы соответствующим образом. Электрическое освещение мастерских предусматривалось и снару-

6 См. п. 8—10 раздела второго Правил о

производстве взрывчатых веществ. Устав

строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост.

Д. Бутырский. С. 285—286.

жи здания, при устройстве которого должны были быть «приняты надлежащие меры к устранению нагревания проводников и образования искр»7. Разрешалось изготавливать только те взрывчатые вещества, которые были признаны допустимыми к применению. Неизвестные технологическим стандартам вещества подлежали исследованию8.

Правовое регулирование ряда основных вопросов организации и функционирования частных пороховых заводов нашло отражение сначала в статьях Устава о промышленности9, а затем в гл. 5 отд. 2 «О частных пороховых заводах» Устава о промышленности фабрично-заводской и ремеслен-ной10. Заметим, что указанные нормы практически не изменялись.

Выделки различных сортов пороха из угля, серы и селитры11 разре-

7 Пункт 11 разд. 2 Правил о производстве взрывчатых веществ. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 285.

8 См. Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. Ст. 237, 238. СПб., 1913.

9 В данной редакции Устава о промышленности содержалась норма (ст. 271), запрещающая привлечение к работам в порохо-дельных мастерских лиц, не достигших семнадцатилетнего возраста // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. Ст. 264—273. СПб., 1887.

10 Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. Ст. 207.

11 Селитренные заведения возникли в России с 1708 г. и обязаны были поставлять селитру только в артиллерию, излишки продукции разрешалось продавать внутри государства, за границу отпуск селитры осуществляло Правительство Российской империи. В 1782 г. заводчики получили «совершенную свободу распоряжать продажею селитры», в 1799 г. всю селитру «повелено было продавать в Артиллерию, не отпуская ни за границу, ни частным лицам», а на «вспоможение заводчика» был направлен капитал в 100 тыс. руб. для выдачи нуждающимся до 5 тыс. руб. на два года без процентов. В 1809 г. было поручено «особому чиновнику и местным Губернато-

шалось производить частным лицам на заводах, устроенных с соблюдением правил, изложенных в ст. 204—211 Устава о промышленности фабрично-заводской и ремесленной12.

Собственниками, содержателями и управляющими частных пороховых заводов могли быть исключительно русские подданные, однако продолжал существовать запрет на устройство частных пороховых заводов в определенных губерниях и уездах Российской империи13. При получении разрешения требовалось согласие министра финансов по соглашению с министром внутренних дел и военным министром14. Перед открытием завод проходил освидетельствование на соответствие его устройства существующим нормам и правилам15. Так, устанавливалось, что пороховые заводы не могли располагаться ближе полутора верст от городской черты, селений, фабрик, заводов, отдельных строений и складов легко возгорающихся веществ, а также от железных дорог. Кроме этого, данные производства не должны были находиться ближе 150 сажень от больших (т. е. не проселочных) дорог, каналов и судоходных рек. Все пространство земли, необходимое для соблюдения вышеназванных правил, должно было являться собственностью заводчика или быть арендовано им на все время существования завода16.

рам убедить заводчиков в распространении заведений и увеличении поставки селитры» (подробнее об этом см.: Полное Собрание Законов Российской Империи: Собрание 2. Т. II.

1827. Ст. 836. СПб., 1830.

12 См. Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. Ст. 203.

13 Там же. Ст. 204, 205.

14 См. Устав о промышленности // СЗРИ. Т. XI. Ч. II. Ст. 266.

15 См. Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. II. Ст. 209.

16 Устав о промышленности // СЗРИ. Т. XI.

Ч. 2. Ст. 268, 269.

Деятельность пушечных и оружейных заводов регулировалась нормами гл. 5 отд. 1 «О пушечных и оружейных заводах» Устава о промышленности фабрично-заводской и ремесленной. Указанные заводы находились в собственности государства. Исключение составляли фабрики охотничьих ружей, которые могли принадлежать частным лицам, однако им запрещалось изготовление (без особого разрешения) огнестрельного оружия каких бы то ни было образцов, калибра, «одинакового с казенным, употребляемым для вооружения войск»17 как целым изделием, так и частью от него, а также патронов к такому оружию.

Частным заведениям в соответствии с главой «О частных заведениях для приготовления капсюлей к охотничьему оружию» Устава о промышленности предписывалось находиться не ближе 75 сажень от городской черты, селений и местечек, от фабрик, заводов, жилых строений и складов легко возгорающихся веществ, а также от железных дорог. Кроме этого, не разрешалось нахождение таких заводов ближе 40 сажень от больших дорог, каналов и судоходных рек18.

Еще раз обратим внимание, что собственниками, содержателями и управляющими таких заведений, могли быть только русские поддан-ные19. В отношении частных промышленных заведений для изготовления капсюлей к охотничьему оружию устанавливались определенные правила, которые действовали для частных пороховых заводов. Речь идет об обязанности получения «дозволения на устройство» заведения от министра финансов по со-

17 Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. Ст. 201, 202.

18 См. Устав о промышленности // СЗРИ. Т. XI. Ч. II. Ст. 276.

19 См. Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. Ст. 232.

глашению с министром внутренних дел и военным министром, а также об обязательном предварительном освидетельствовании завода20.

Урегулированию на правовом уровне вопросов испытания, перевозки, хранения и продажи минеральных масел, нефти и продуктов ее перегонки была посвящена отдельная глава Устава о промышленности фабрично-заводской и ремесленной21. Действие данной группы технико-юридических правил распространялось на минеральные масла, сырую нефть, продукты ее перегонки и не касалось нефтяных остатков и смазочных материалов, а также сырой нефти, хранящейся в помещениях на нефтяных промыслах и на нефтеперегонных заводах22.

Положения данной главы интересны для современного технического регулирования. В ней приведена характеристика, а также классификация указанных веществ по степени представляемой ими при хранении и употреблении опасности. К первому классу относились вещества, отделяющие пары, «вспыхивающие при температуре не ниже 21оС по аппарату Абеля-Пенского, при давлении воздуха в 760 мм», ко второму — вещества, дающие вспышку паров при температуре ниже этой нормы (огнеопасные вещества)23.

20 См. Устав о промышленности // СЗРИ. Т. XI. Ч. II. Ст. 266, 270.

21 См. Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2.

22 Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 изд. 1900 г. и по прод. 1906, 1908 и 1910 гг. Извлечение из других частей Свода Законов, разъяснения Правительствующего Сената, циркуляры Министерства внутренних дел, отзывы технико-строительного комитета, строительные правила Царства Польского, обязательные постановления по строительной части Петербурга, Москвы, Риги, Одессы и другие правила о постройках. 2-е изд. / сост. А. А. Колычев. СПб., 1913. С. 373.

23 См. Устав о промышленности фабрич-

но-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI.

Ч. 2. Ст. 165.

Определенное уточнение температурных режимов дано в комментариях к Уставу строительному 1913 г., где указывается, что температура вспышки паров должна определяться «впредь до повышения оной в 28оС (22,4оР), по аппарату Абе-ля-Пенского, при давлении воздуха в 760 мм». Данная норма могла быть изменена «с Высочайшего соизволения, испрашиваемого Министром Торговли и Промышленности через Совет Министров». Предназначенные к вывозу за границу различные осветительные минеральные масла, нефть и продукты ее перегонки относили к первому классу, если они выделяли пары, вспыхивающие при температуре не ниже 21оС по аппарату Абеля-Пенского, при давлении воздуха в 760 мм. Приемы и способы производства освидетельствования нефти и продуктов ее перегонки, определение удельного веса и температуры вспышки паров осветительных масел, испытание масел на степень их очистки подробно устанавливались в инструкции, утверждаемой министром торговли и промышленности по соглашению с министром внутренних дел24. В целях устранения деятельности по продаже осветительных минеральных масел «неудовлетворительной очистки», выдаваемых за доброкачественные осветительные масла, министру торговли и промышленности предоставлялось право определять условия вывоза такого рода масел из Бакинского и Батумского районов, а также с нефтеперегонных заводов, находящихся вне таких районов25.

На уровне высочайших актов Российской империи регулировалось употребление ацетилена, а также хранение и продажа кальция-карбида. Так, гл. 4 Устава о промышленности

24 См. Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. Ст. 167.

25 См. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 изд. 1900 г. и по прод. 1906, 1908 и 1910 гг. / сост. А. А. Колычев. С. 373.

фабрично-заводской и ремесленной содержала общие положения, регламентирующие их употребление26.

Для установки приборов с целью получения ацетилена, пользования им, а также для хранения и продажи кальция-карбида требовалось получить разрешение губернского начальства. Это не распространялось на учреждения, принадлежащие «казне или правительственным установлениям». Без предварительного разрешения допускалось: «а) пользование для получения ацетилена постоянными приборами, емкостью не более 1/4 кубического метра при давлении не свыше 1/5 атмосферы по манометру, и переносными приборами, вмещающими в себя не более двух фунтов кальция-карбида, независимо от высоты давления в них, и б) хранение небольших запасов кальция-карбида для домашнего употребления». Более детальные правила об употреблении ацетилена, а также о хранении и продаже кальция-карбида могли издаваться министром финансов по соглашению с министром внутренних дел и министром путей сообщения27.

В 1904 г. вступили в действие Правила об употреблении ацетилена, а также о хранении и продаже кальция-карбида, в соответствии с которыми установка приборов для добывания ацетилена не разрешалась в жилых и рабочих помещениях, подвалах и других аналогичных зданиях. Места, в которых производился ацетилен, должны были отделяться от жилых или рабочих помещений плотной стеной без отверстий и освещаться, а также хорошо проветриваться, гарантироваться от затопления водой, быть просторны «для ухода за аппаратами» и отапливаемы топками, находящимися вне данных помещений. Двери могли откры-

26 См. Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. Ст. 198—200.

27 См. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII.

Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 287—288.

ваться только наружу и находиться запертыми при отсутствии рабочих. Данные помещения не могли быть использованы «для других назначений», при этом «употребление огня» в помещении строго воспрещалось28.

Отдельно технико-юридической регламентации подвергалось устройство приборов, используемых в производстве. Предписывалось, что аппарат, в котором образуется ацетиленовый газ, должен снабжаться предохранительной трубой «достаточных размеров» для автоматического выпуска наружу излишка газа. Предохранительные трубы ацетиленовых генераторов, а также вытяжные трубы помещений, в которых происходило образование газа, не предписывалось строить отдельно от дымовых труб, и проводить исключительно наружу. Отверстия труб снабжались приспособлениями для предотвращения от случайного попадания в них огня. Жидкости и известковые остатки от карбида спускались в особые ямы и разбавлялись десятикратным количеством воды. Отстоявшаяся вода спускалась в канализацию29.

В дальнейшем указанные Правила были дополнены статьями, определяющими меры предосторожности на заводах, изготавливающих «растворы ацетилена в ацетон», а также регламентирующими процесс осуществления перевозки растворенного ацетилена по российским железным дорогам. Указывалось, что «растворы ацетилена в ацетон» должны быть насыщаемы под давлением не свыше 10 кг/см2. Сосуды для такого рода растворов изготавливались из самой мягкой стали, без медных или латунных частей (кранов и т. п.), при этом краны должны

28 См. п. 1 Правил об употреблении ацетилена, а также о хранении и продаже кальция-карбида // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 288—289.

29 См. п. 2, 8 Правил об употреблении ацетилена, а также о хранении и продаже кальция-карбида // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 288—289.

были иметь полупластическую замыкающую прокладку, а не металлическую, коническую. Перед использованием сосуды испытывались на давление в 60 кг/см2, которое они должны были пройти успешно, «не давая утечки и не испытывая остающихся деформаций». Данный процесс необходимо было проводить через каждые пять лет их использования. Для предохранения емкостей от механических повреждений во время доставки растворенного ацетилена в места использования сосуды надлежало укупорить в прочные деревянные ящики30.

Промышленные заведения, чья деятельность была связана с переработкой и утилизацией животных, — утилизационные заводы и живодер-ни—также следует отнести к категории опасных производств. Дело в том, что в XIX — начале XX в. предотвращение распространения опасных заболеваний являлось одной из задач государственных органов. В связи с этим были изданы «Обязательные постановления по устройству и содержанию сырейных заведений (утилизационных заводов и живодерен) для жителей всех местностей московской губернии, кроме городов: Москвы, Серпухова и Коломны» (далее — Обязательные постановления для сырейных заведений)31.

В комментариях к Уставу строительному 1908 г. установилось разграничение утилизационных заводов и живодерных заведений. Утилизационным заводом называлось сырейное заведение, снабженное всем необходимым как для определения того, какие

30 См. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост. А. А. Колычев. С. 396.

31 Составлены Московским Губернским Земским Собранием для местных жителей согласно п. 6 и 11 ст. 108 Положения о земских учреждениях изд. 1892 г. и изданы Московским губернатором на основании ст. 111 того же положения порядком, определенным в ст. 424 т. II общ. учр. Губ. Изд. 1892 г. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 534—537.

из поступивших материалов происходят от животных, страдавших заразными болезнями, так и для их полного обезвреживания в случаях признания заразными. Заведения, обрабатывающие сырые животные продукты, но не удовлетворяющие указанным условиям, относились к живодерням32.

В соответствии с данными нормо-установлениями убой не предназначенных к употреблению в пищу животных, а также обработка трупов и их частей с промышленной целью допускались исключительно на утилизационных заводах и в живодер-ных заведениях. Лица, желающие построить такие заведения, подавали заявление «в подлежащую уездную земскую управу» с предоставлением плана участка, построек, а также указанием способов очистки сточных вод. Приступать к строительству до утверждения данного плана запрещалось. Открытие вновь построенных заведений могло последовать лишь после их осмотра и одобрения комиссией, назначенной уездной управой. Сырейные заведения размещались только на участках земли, осмотренных санитарно-ветери-нарным надзором с одобрением «подлежащей уездной земской управой, принимая во внимание заключение такового надзора»33.

Стоит отметить, что уже в начале XIX в. достаточно тщательно регламентировалось размещение подобного рода заведений. Так, в 1827 г. было издано Положение Комитета Министров «О приобретении в пользу города С. Петербурга Гутуевского острова и о построении на оном сельдяных амбаров и скотобоен»34.

Наиболее важные аспекты устройства самих сырейных заведений и прилежащей к ним территории,

32 См. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 534.

33 См. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 534—537.

34 Полное собрание законов Российской

империи. Собрание 2. Т. II. 1827. Ст. 1320.

СПб., 1830.

а также обустройства всей инфраструктуры данных заведений с учетом особенности осуществляемой ими деятельности регулировались на законодательном уровне, что свидетельствует не только о значении производства, но и о его безопасности для окружающих. Первый раздел Обязательных постановлений для сы-рейных заведений регламентировал условия размещения таких заведений, определяя внутреннее устройство помещений, дворовой территории, проведение необходимых санитарных мероприятий и т. п.35

Утилизационным заводам был посвящен второй раздел «Об устройстве и содержании утилизационных заводов» Обязательных постановлений для сырейных заведений, где достаточно подробно регулировалось функционирование данных заведений со всей необходимой для их деятельности инфраструктурой. Особое внимание уделялось устройству здания завода, где устанавливались обязательные требования к наличию соответствующих отделений — общего и заразного, которые, в свою очередь, должны включать определенные помещения: убойные камеры, помещения для стерилизации трупов и др. В каждом из отделений должно находиться необходимое производственное оборудование (стерилизаторы, диагностический кабинет и т. п.). Одновременно строго регламентировался технологический процесс. Целая группа технико-юридических правил касалась условий труда и проживания рабочих, соблюдения определенных санитарных мероприятий36.

Итак, в XIX — начале XX в. была сформирована нормативная правовая база, регулирующая деятельность промышленных предприятий, связанных с производством опасных веществ. Производство взрывчатых веществ, функционирование

35 См. Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 / сост. Д. Бутырский. С. 534—536.

36 Там же. С. 536—537.

частных пороховых заводов, пушечных и оружейных заводов, заведений для приготовления капсюлей к охотничьему оружию, сырейных заведений, а также испытание, перевозка, хранение и продажа минеральных масел, нефти и продуктов ее перегонки, употребление ацетилена, хранение и продажа кальция-карбоната подвергались детальному технико-юридическому регулированию.

Регламентация деятельности опасных производств преимущественно была направлена на минимизацию неблагоприятных последствий для окружающей среды и человека и включала следующие моменты:

условия территориального расположения промышленных заведений (определенные губернии Российской империи)

удаленность производства от населенных пунктов, дорог, а также природных объектов (рек, озер и т. п.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

порядок получения разрешения на устройство заводов;

требования к наличию специальной документации для открытия заведения (план местности, план построек с «показанием их расстояния», подробные планы каждой из предполагаемых построек с указанием расположения в них приборов, двигателей и паровых котлов);

освещение, отопление, вентиляцию промышленного заведения;

название сырья и материалов, используемых в производстве, а также ход и последовательность технологических операций;

различные критерии градации и классификации опасных веществ для осуществляемых операций и процессов, помещений и объектов, задействованных в технологической цепочке опасных производств;

инструкции для производства работ в целях предупреждения угроз здоровью и жизни рабочих.

Отмеченные направления технико-юридического регулирования позволили установить минимальные правила в сфере производства опасных веществ, организации их безопасного цикла и развитии определенных отраслей промышленного производства в Российской империи XIX — начала XX в. Многие из этих начал могли бы быть полезны при совершенствовании современного технико-юридического регулирования в данной сфере.

Библиографический список

Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание 2. Т. II. 1827. СПб., 1830.

Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание 2. Т. V. 1830. Отд. 1. СПб., 1831.

Устав о промышленности // СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887.

Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной // СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. СПб., 1913.

Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 изд. 1900 г. и по прод. 1906 г. с разъяснениями Правительствующего Сената, циркулярами Министра внутренних дел, отзывами технико-строительного комитета, строительными правилами для Царства Польского и предметным алфавитным указателем / сост. Д. Бутырский. 2-е изд. М., 1908.

Устав строительный // СЗРИ. Т. XII. Ч. 1 изд. 1900 г. и по прод. 1906, 1908 и 1910 гг. Извлечение из других частей Свода Законов, разъяснения Правительствующего Сената, циркуляры Министерства внутренних дел, отзывы технико-строительного комитета, строительные правила Царства Польского, обязательные постановления по строительной части Петербурга, Москвы, Риги, Одессы и другие правила о постройках. 2-е изд. / сост. А. А. Колычев. СПб., 1913.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.