щания А.Н. Лазаренко высказал мысль, что «...если монарх в своих повелениях не выступает за пределы прав ему предоставленных законом <...>, то не может иметь места и ответственность министра за их контрассигнование или принятие к исполнению <...> Так, например, назначение перерыва в занятиях Думы, как бы оно ни было вредно для народа, было предоставлено законом усмотрению монарха, и потому в контрассигновании подобного повеления нет преступления»12.
Между тем член комиссии Э.В. Нольде в связи с этим заявил, что не следует преувеличивать значения понятия «контрассигнование». Он подчеркнул, что скрепа по русскому праву «не имеет того значения, которое присвоено ей в иностранных законодательствах, как, например, в Английском праве. У нас, в сущности, не было политической скрепы, влекущей ответственность министра перед народным представительством, а скорее только канцелярская форма, удостоверение правильности акта, вызывавшая ответственность министра только перед монархом.»13.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Комиссия для разработки спорных юридических вопросов занимала важное место в деятельности такого экстраординарного и новационного следственного органа, каким явилась ЧСК. Юридическое совещание оперативно и квалифицированно рассматривало многочисленные вопросы, связанные с толкованием норм российского права, которые были вызваны острыми противоречиями между реалиями нового государственного строя и действующим законодательством Российской империи. Думается, что историко-правовой опыт Юридического совещания ЧСК может быть эффективно использован в решении спорных юридических вопросов и в настоящее время на этапе формирования правового демократического государства в Российской Федерации.
1 См.: Вестник Временного правительства. 1917. 12 марта.
2 ГАРФ. Ф. 1467. Оп. 1. Д. 2. Л. 10.
3 Там же.
4 См.: Там же. Д.110. Л. 13.
5 Русские ведомости. 1917. 1 июня.
6 ГАРФ. Ф. 1467. Оп. 1. Д.110. Л. 18 об.
7 Там же.
8 Там же. Д. 2. Л. 19.
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же. Д. 227. Л. 7.
12 Там же. Д. 2. Л. 19 об.
13 Там же.
С.В. Ворошилова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖЕНСКОГО ФАБРИЧНОГО ТРУДА В РОССИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье приводится сравнительный анализ российского и западно-европейского законодательства, регулировавшего в XIX - начале XX в. работу женщин на фабриках и заводах. Раскрываются причины принятия законов, запрещавших труд женщин в ночную смену, а также на вредных и опасных производствах.
Ключевые слова: женщины, фабричные законы, рабочее время, фабричная инспекция.
© Ворошилова Светлана Вячеславовна, 2012
Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская госу-24 дарственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
S.V. Voroshilova
LEGISLATIVE REGULATION OF WOMEN FACTORY WORK IN RUSSIA AND THE WESTERN EUROPE IN XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURIES
In article are reflected the comparative analysis of Russian laws and West European states laws, which regulated in XIX - the beginning of XX centuries the work of women, which worked at factories and manufactories. The author open the reasons of adoption of the acts, which prohibit women night work, work on injurious and dangerous manufactures. Key words: women, factory laws, working hours, factory inspection.
В конце XIX - начале ХХ в. в промышленной сфере труд женщин начинает активно использоваться в связи с техническим усовершенствованием рабочего процесса и интенсивным внедрением машинного производства. Наиболее ярко это проявилось в текстильной промышленности. Профессор И.И. Янжул, служивший фабричным инспектором, собрал данные по 158 фабрикам Москвы и Московской губернии и пришел к выводу, что на бумаго-ткацких фабриках женщин работает больше, чем мужчин. В других производствах доля женщин составляла от 1/4 до почти половины всех рабочих. Объяснение столь активному процессу привлечения женщин к труду на фабриках И.И. Янжул находил в механизации и упрощении многих производственных операций1.
Женщины начинают активно трудиться и на таких производствах, которые ранее считались исключительно мужскими. В своем отчете старший фабричный инспектор Московской губернии в 1909 г. отмечал: «Встречаются фабрики, которые в принципе решили заменить мужской труд женским и увольняющихся т рабочих заменяют только женщинами. Этот процесс распространяется на такие к производства, как сахарное, табачное, спичечное, на канатные, стеклянные, це- р
а
ментные и кирпичные заводы, причем сфера распространения все ширится, за- °
о
хватывая такие отрасли промышленности, где прежде применялся исключи- |
тельно мужской труд»2. На крупных металлургических заводах встречались у
женщины-литейщики, фрезеровщики, сверлильщики и т.д.3 р
В начале ХХ в. удельный вес женского труда на фабриках все более возраста- »
ет. В отчетах фабричных инспекторов отмечалось, что с 1901 г. и до конца 1910 г. й
число работниц увеличилось на 165578, т.е. на 37 %, в то время как число рабочих- р
мужчин увеличилось на 94127, т.е. на 7,5 %4, что свидетельствовало о постепен- ч
ном вытеснении мужского труда женским. Причина подобного явления заклю- о
чалась в том, что женщины были более спокойным и умеренным элементом на К
фабриках, а главное — более дешевой рабочей силой, чем мужчины5. е
Процесс активного привлечения женщин в промышленное производство про- и
ходил в середине XIX в. и в других странах. Так, женщин, работавших в 1841 г. №
на английских фабриках, в хлопчато-бумажной промышленности было 48 %, в 4
шерстяной - 29 %6. К 1868 г. в текстильной промышленности Англии 55,5 % всех ^
трудящихся составляли женщины старше 13 лет, что с общим количеством под- 2 ростков составляло 75 % всей массы рабочих7.
Женский труд во всех странах Центральной и Западной Европы применялся в основном в отраслях с низкой заработной платой, прежде всего, в текстильной промышленности. В 1907 г. в текстильной промышленности Германии было занято более половины всех работавших женщин (1,2 млн чел.). Затем следовали
пищевая, металлообрабатывающая, добывающая и бумажная промышленность8. 25
Продолжительность рабочего дня на фабриках и заводах составляла 14-17 ч. Владельцы фабрик, заинтересованные в получении максимального дохода, не стремились обеспечить благоприятные условия труда для женщин, что приводило к росту всевозможных профессиональных заболеваний. Также было выявлено, что женщины, работавшие на табачных фабриках, крайне редко беременели, причем рожденные дети отличались слабым здоровьем и часто умирали9. Статистические данные, собранные в Англии, Франции, Швейцарии и Германии, свидетельствуют о том, что, благодаря распространению женского фабричного труда, значительно увеличилась смертность детей на первом году жизни. Так, например, в Руане, где широко была развита мануфактурная промышленность, из 3000 детей, рожденных в 1859 г., на первом году умерли 1100. В Лионе детская смертность составляла 35 %, в Мюльгаузене - 50 %10.
Российское законодательство не предусматривало отпуск для беременных женщин и они вынуждены были работать практически до самых родов. По сведениям, собранным московскими земскими комиссиями в 1878 и 1879 гг., беременные женщины работали до тех пор, пока хватало силы, а затем увольнялись владельцами или управляющими фабрик. Никакой поддержки от владельцев фабрик и предприятий родившие женщины не получали и большинство из них были вынуждены возвращаться на производство уже на 3-4-й день после родов. Положение осложнялось еще и тем, что работавшие женщины из-за плотного графика не имели возможности осуществлять грудное вскармливание своих новорожденных детей и были вынуждены отдавать их на попечение либо старшим детям или родственникам, либо посторонним лицам. По свидетельству И.И. Янжула, из 3 174 фабрик Московской губернии лишь на 4-х существовали специальные ясли, ~ где дети могли находиться в отсутствие своих матерей. Невозможность для ма-
СО
^ терей обеспечивать должный уход за своими детьми приводила к увеличению
^ детской смертности в тех губерниях, где было развито фабричное производство11.
¡ Следует отметить, что в Западной Европе еще в середине XIX в. были приняты
¡ законы, охранявшие положение трудящихся женщин. Создавались различные
° учреждения (ясли, детские сады, приюты), в которых фабричные работницы за
о
¡ незначительную плату могли содержать своих детей. Число подобных учрежде-| ний с развитием промышленного производства постоянно увеличивалось. Так, >§ если в 1834 г. в Баварии было создано 8 т. н. salles d'asile, в которых содержались | 515 детей, то к 1863 г. подобных заведений насчитывалось уже 216, в которых со-| держались более 13,5 тыс. детей. В Австрии в 1874 г. было 17 яслей и 249 иных | детских учреждений, в которых содержались более 30 тыс. детей12. 'I Принимались законы, регламентировавшие продолжительность рабочего вре-
g мени, а также запрещавшие труд для женщин на вредных и опасных производ-§ ствах. Так, например, в Англии в 1842 г. был издан закон, запрещавший для ¡ женщин и подростков подземную работу в рудниках и каменоломнях. С 1845 г. J женщин не допускали до ночной работы, а в 1847 г. был издан закон о 10-часовом рабочем дне для женщин, занятых в текстильном производстве. Законы 1867 и 1878 гг. определили продолжительность рабочего времени для женщин и подростков (не более 10 ч в сутки), с запретом работы в ночное время, с предоставлением ежедневных перерывов для принятия пищи и отдыха не менее 1,5-2 ч13. Закон 1878 г. запрещал детям и женщинам чистить механизмы, находившиеся 26 в движении, а также работать в воскресение и праздничные дни14.
В Австрии в 1885 г. был издан закон, устанавливающий 11-часовой рабочий день для женщин с запретом работы в ночное время, с предоставлением роженицам 4-недельного отпуска. Подобные законы были изданы и в Германии, в частности, Закон 1879 г. предоставлял роженицам 3-недельный отпуск и устанавливал запрет для ночной работы женщин в некоторых отраслях промышленности15.
В Швейцарии, наряду с ограничением продолжительности работы для женщин и запретом работы в воскресные и праздничные дни, а также ночной работы, законами 1864 и 1869 гг. предусматривались льготы для беременных женщин. Здесь впервые предоставлялся отпуск женщинам до и после рождения ребенка общей сложностью в 6 недель16.
В Бельгии, Голландии, скандинавских государствах и Италии законодательное ограничение продолжительности рабочего дня предусматривалось лишь для детей и подростков. В Австрии и Швейцарии рабочий день ограничивался как для женщин, так и для мужчин. Во Франции в 1874 г. был издан закон запрещающий девицам до 21 года работу в ночную смену, а также в воскресные и праздничные дни17.
Следует отметить, что только законодательство Англии и Швейцарии установило абсолютный запрет на ночные работы. В Германии при известных обстоятельствах разрешалось продолжать работу до 10 ч вечера и начинать ее с 4-5 ч утра. Кроме того, Союзный Совет мог разрешить 10-часовую ночную работу в течение суток при условии, чтобы ночные и дневные смены еженедельно чередовались. Подобные разрешения существовали в молочном и консервном производстве, в каменноугольных шахтах, цинковых и свинцовых рудниках, на кирпичных заводах и кафельных фабриках. В Австрии подобные изъятия распростра- ш нялись на бумажные и сахарные заводы и многочисленные отделы текстильной н промышленности18. С
а
В 1859 г. при министерстве финансов России была образована комиссия под т
о
председательством Штакельберга, разработавшая проект нового устава о про- к
о
мышленности. В нем, в частности, по примеру английского билля предлагалось о' ограничить труд несовершеннолетних работников 10 ч. Вместе с тем, в отличие | от английского законодательства, содержавшего положения об ограничении про- в
должительности труда и для женщин, отечественный проект не предусматри- нн
о
вал законодательную охрану труда взрослых женщин. Но т. к. проект устанав- Ю ливал существенные ограничения труда несовершеннолетних, а также введение и фабричной инспекции, он был отклонен благодаря активным усилиям москов- с
к
ских фабрикантов19. а
В 1867 г. управляющий крупнейшей бумагопрядильной и бумаготкацкой Крен- Л гольмской мануфактурой, насчитывавшей до 6 тыс. рабочих, Кольбе обратился к | правительству с ходатайством о законодательном установлении продолжительно- • сти рабочего дня. Мотивируя свое предложение интересами фабрики и самих ра- 88 бочих, он предложил запретить работу на фабриках детям до 10-летнего возрас- ^ та, а также ограничить продолжительность рабочего дня для несовершеннолет- 2 них 10-13 лет до 10 ч, а для несовершеннолетних 13-17 лет и женщин — до 12 ч20.
1 июня 1882 г. был издан Закон, запрещавший на фабриках, заводах и мануфактурах работу детей до 12 лет. Работа малолетних до 15 лет была ограничена 8 ч в сутки. Ночная работа, а также работа в воскресные и праздничные дни для малолетних рабочих запрещалась. И.И. Янжул, анализируя данный Закон, отмечал: «Охранение фабричных детей неразрывно связано с охранением здоровья 27
и сил женщин, а потому, безусловно, необходимо особое покровительство со стороны закона женщинам, работающим в промышленных заведениях, сравнительно со взрослыми же рабочими мужского пола: в силу их слабой физической организации, женщины, в течение их жизни должны пользоваться уменьшенным числом часов работы сравнительно с мужчинами того же возраста, запрещением ночной работы — и некоторыми особенными льготами, специально для женщин беременных»21. Данную позицию разделяли представители петербургских бумагопрядилен, подавшие в министерство финансов отдельное заявление, в котором обосновывали необходимость установления запрета на ночной труд женщин и подростков, не достигших 18 лет22. Тем не менее, фабриканты центральных губерний высказались против запрещения ночной работы.
3 июня 1885 г. в России был издан Закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах»23, запретивший подросткам, не достигшим 17-летнего возраста и женщинам работать в ночную смену на хлопчато-бумажных, полотняных и шерстяных производствах. Этот Закон предоставил возможность Министерству финансов распространить его положения и на другие отрасли промышленности, однако оно ограничилось только его применением на некоторых вредных производствах, связанных с обработкой джута, пеньки и шелка, а также на работах в фарфоровом и спичечном производствах24. В 1897 г. в связи со стачечными волнениями действие данного Закона распространялось на все производство по обработке волокнистых веществ. По мнению Р. Тютрюмова, одна из причин принятия указанного Закона заключалась в экономическом кризисе, наступившем в России в середине 80-х гг., под воздей-2 ствием которого существенно сократилось число рабочих на многих фабриках25. ? При обсуждении проекта этого Закона фабриканты Санкт-Петербурга напра-
м вили в московское отделение Совета торговли и мануфактуры заявление, в кото-§| ром отмечали причины необходимости введения запрета на ночную работу для I несовершеннолетних и женщин, указывали на кризис в хлопчатобумажном про-
1 изводстве, важность заботы о нравственном состоянии женщин и детей, а также | на положительный опыт в решении данного вопроса фабричным законодатель-| ством Англии и других цивилизованных государств26.
| Следует отметить, что женщинам, работавшим целую смену, напротив, было
2 выгодно работать и ночью, т.к. их заработок значительно увеличивался, несмо-° тря на низкие расценки труда. Рабочие-мужчины, по мнению фабричных ин-« спекторов, напротив, способствовали претворению Закона в жизнь, т. к. видели
о
| в женщинах-работницах конкурентов. Законодательный акт, содержавший ли-
е беральные уступки фабричным работницам, с одной стороны, был ориентирован
1 на экономическую стабилизацию ряда отраслей промышленности, с другой, был
0
° выгоден отдельным предпринимательским кругам.
¿5 Запрещение ночной работы женщин и малолетних не вызывало большой оп-
1 позиции фабрикантов до тех пор, пока продолжался промышленный застой, но I с оживлением торговли московские и владимирские фабриканты начали активно выступать против этих ограничений. 24 апреля 1890 г. был издан Закон, вносивший изменения в положения законов 1882 и 1885 гг. Ночная работа малолетних 12-15 лет вновь дозволялась в стеклянном производстве. Ночная работа женщин и подростков от 15 до 17 лет также могла быть разрешаема фабричным присутствием, а где нет такового — губернатором, в «особо уважительных случаях»
28
и в случаях совместной работы этих лиц с главами их семейств. Объяснялась
данная норма соображениями нравственного характера, «в видах ограждения добрых нравственных основ семейной жизни, которые могут быть поколеблены при разобщении на ночное время родителей с детьми, а жен с мужьями»27. Действительной же причиной принятия этого Закона стали жалобы московских фабрикантов на ограничения, установленные законами 1882 и 1885 гг.
В Уставе о промышленности (1893 г.) появилась ст. 126 (СЗРИ. Т. XI, ч. 2), запрещавшая в губерниях Царства Польского заниматься женщинам подземными работами в рудниках, копях и каменоломнях.
Разрабатывая мероприятия по охране безопасности труда, главное по фабричным и заводским делам Присутствие издало в 1905 г. правила для ртутных рудников и заводов, в которых устанавливалась необходимость осмотра всех принимаемых на работу людей, предусматривалось применение респираторов и специальной одежды. Тем не менее, категорического запрещения использования на столь вредном и опасном для здоровья производстве подростков и женщин правила не прописывали.
В 1906 г. были изданы правила предосторожности при работах на цинковых заводах, п. 2 которых устанавливал запрет для лиц слабого здоровья, женщин и лиц моложе 15 лет «работать по уходу за цинкоплавильными печами»28.
Страховой закон 1912 г. несколько расширил страхование рабочих, по сравнению с законом 1903 г. (прежде всего, за счет страхования от болезни), но на практике он фактически не соблюдался. Кроме того, оба закона не затрагивали вопросов страхования по старости, инвалидности и безработице.
Эволюция фабричного законодательства по «женскому вопросу» на рубеже XIX-XX вв. отразилась в Уставе о промышленном труде, изданном в 1913 г., содержав- в шем ряд постановлений о работе женщин на фабрично-заводских, горных и гор- н нозаводских предприятиях. Так, ст. 46 позволяла замужним женщинам, имев- С
а
шим отдельный вид на жительство, наниматься на фабрично-заводские и горно- т
в
заводские предприятия без согласия своих мужей. Кроме того, женщины не до- к
ой
пускались к ночным работам на горных заводах и промыслах, а также на рудни- о' ках (ст. 65). Беременные женщины не могли привлекаться к перемещению тяже- | стей. Впервые Законом устанавливался запрет допускать к работам по найму ро- в
жениц, состоявших участницами больничных касс, до истечения 4-х недель после нн
о
родов (ст. 71)29. Кроме того, женщины не допускались к обслуживанию трансмис- Ю
сий (смазка и чистка их, починка, сшивка, перешивка, надевание и сбрасывание и
канатов, цепей и т. п.), к работам, при которых они подвергались действию свинцо- к
вой пыли, газов и паров или соприкасались с веществами, содержащими свинец. а
В соответствии с Уложением о наказаниях (ст. 14041, 14043) владельцы или управ- |
ляющие заводами, фабриками, мануфактурами и ремесленными заведениями, ви- |
новные в неисполнении установленных законом правил относительно работы жен- •
ского пола в промышленных учреждениях и заведениях, подвергались аресту не 88
свыше одного месяца или денежному взысканию не свыше 100 руб.30 ^
Таким образом, в конце XIX в. возникла острая потребность законодательной 2 регламентации положения трудящихся женщин в России. Это было вызвано, во-первых, возможностью сокращения трудовых кадров, под воздействием механизации производства, что выразилось в отмене ночных смен. Другим, не менее важным фактором, определившим необходимость принятия законов о труде женщин, стали участившиеся забастовки рабочих, в которых активное участие
принимали женщины-работницы. Тем не менее, законодательство о женском 29
фабричном труде лишь касалось таких важных вопросов, как ночной и сверхурочный женский труд, работа на вредных для здоровья женщин предприятиях и проблемы страхования. Кроме того, повсеместно отмечались нарушения закона со стороны работодателей.
1 См.: Янжул И.И. Женский фабричный труд. М., 1884. С. 6-7.
2 Свод отчетов фабричных инспекторов за 1909 год. СПб., 1910. С. XIV.
3 См.: Покровская М.И. Женский труд в России // Женский вестник. 1913. № 7-8. С. 157.
4 См.: Беликов Б.Д. Женщина в промышленной инспекции Запада. К вопросу о введении женской фабричной инспекции в Росси. Тверь, 1914. С. 61.
5 См.: Свод отчетов фабричных инспекторов за 1909 год. С. XIV.
6 См.: Янжул И.И. Очерки и исследования: сборник статей по вопросам народного хозяйства, политики и законодательства: в 2 т. Т. 2. М., 1884. С. 24.
7 См.: Федоров А. Фабричное законодательство цивилизованных государств. О работе малолетних и женщин на фабриках. СПб., 1884. С. 16.
8 См.: Райнхард З. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (к. XVIII-XX вв.). М., 1997. С. 184.
9 См.: Никольский Д.П. Фабрично-заводской быт рабочих юго-западной России (Отчеты фабричных инспекторов: Харьковского округа — д-ра Святловского и Киевского округа — инженера Новицкого). СПб., 1887. С. 21-22.
10 См.: Федоров А. Указ. соч. С.17.
11 См.: Янжул И.И. Женский фабричный труд. С. 24.
12 См.: Федоров А. Указ. соч. С. 37.
13 См.: Янжул И.И. Очерки и исследования: сборник статей по вопросам народного хозяйства, политики и законодательства: в 2 т. Т. 2. С. 32.
14 См.: Федоров А. Указ. соч. С. 138.
15 См.: Там же. С. 193.
16 См.: Там же. С. 225.
17 См.: Там же. С. 43.
18 См.: Браун Л. Женский вопрос: его историческое развитие и его экономическая сторона. М., 1922. С. 384.
19 См.: Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М., 1997. С. 385.
20 См.: Там же. С. 388.
21 Янжул И.И. Очерки и исследования: сборник статей по вопросам народного хозяйства, политики и законодательства: в 2 т. М., 1884. Т. 1. С. 159.
22 См.: Андреев Е.Н. Работа малолетних в России и Западной Европе. СПб., 1884. Приложение. С. 8.
23 См.: Полный Свод законов Российской империи. 1887. Т. V. № 3015.
24 См.: Фабричные законы: сборник законов, распоряжений и разъяснений по вопросам русского фабричного законодательства / сост. М.С. Балабанов. Киев, 1905. С. 57.
25 См.: Тютрюмов Р. Фабричное законодательство в России. М., 1908. С. 28.
26 См.: Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России. СПб., 1900. С. 49.
27 Лунц М.Г. Из истории фабричного законодательства, фабричной инспекции и рабочего движения в России: сборник статей. М., 1909. С. 18.
28 Быков А.Н. Фабричное законодательство и развитие его в России. СПб., 1909. С. 208.
29 Устав о промышленности (изд. 1913 г.) // СЗРИ. Т. XI, ч. 2.
30 См.: Устав о промышленном труде. Пг., 1915. С. 341.
С.В. Тихонова
КОНЦЕПТ СВОБОДЫ СЛОВА В НОВОЕ ВРЕМЯ: СВОБОДОМЫСЛИЕ VS МЯТЕЖНАЯ КЛЕВЕТА
Статья посвящена доктринальному контексту формирования идеи свободы слова. Рассматривается генезис идеи свободы слова в категориальных рядах формирующегося свободомыслия и соотношения его с эволюцией правовой доктрины свободы слова.
Ключевые слова: свобода слова, свобода печати, свобода мысли, свободомыслие.
© Тихонова Софья Владимировна, 2012
Доктор философских наук, профессор кафедры истории государства и права (Саратовская государствен-30 ная юридическая академия).